Конференция
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

Решение Воронежской городской думы

от 6 сентября 2006 г. N 161-II

Об утверждении муниципальной целевой программы

"энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве

городского округа г. Воронеж на 2006 - 2010 годы"

Воронежская городская Дума решила:

1. Утвердить муниципальную целевую программу "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа город Воронеж на 2006 - 2010 годы".

2. Решение Воронежской городской Думы от 25.01.2006 N 2-II "Об утверждении муниципальной целевой программы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа город Воронеж на 2006 - 2010 годы" считать утратившим силу.

3. Контроль за исполнением решения возложить на первого заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по городскому хозяйству Артемова В.Д. и заместителя председателя Воронежской городской Думы Ходырева В.Ф.

Председатель Воронежской

городской Думы

С.М.КОЛИУХ

Приложение

к решению

Воронежской городской Думы

от 06.09.2006 N 161-II

Муниципальная целевая программа

"энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве

городского округа г. Воронеж на 2006 - 2010 годы"

Паспорт

муниципальной целевой программы "Энергосбережение

в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа

г. Воронеж на 2006 - 2010 годы"

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление от 23.05.2002 N 97-I "О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Воронежа" издано Воронежской городской Думой, а не администрацией г. Воронежа.

Наименование программы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном
хозяйстве городского округа г. Воронеж на
2006 - 2010 годы"
Нормативно-правовые акты, в
соответствии с которыми
разработана программа
- Федеральный закон "Об энергосбережении"
N 28-Ф3 от 03.04.1996;
- Постановление Правительства РФ N 1087 от
02.11.1995 "О неотложных мерах по
энергосбережению";
- Постановление Правительства РФ N 588 от
15.06.1998 "О дополнительных мерах по
стимулированию энергосбережения в России";
- Закон Воронежской области "Об
энергосбережении" N 72-II-ОЗ от 24.12.1998;
- постановление администрации г. Воронежа N
97-I от 23.05.2002 "О программе
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства г. Воронежа"
Заказчик программы Комитет ЖКХ администрации городского округа
г. Воронеж
Разработчик программы Комитет ЖКХ администрации городского округа
г. Воронеж
Цели и задачи программы Реализация основных требований Федерального
закона "Об энергосбережении", Закона
Воронежской области "Об энергосбережении".
Создание организационных, правовых,
методологических и финансовых условий,
обеспечивающих повышение энергоэффективности
жилищно-коммунального хозяйства г. Воронежа
Сроки и этапы реализации
подпрограммы
2006 - 2010 годы
Исполнители основных
мероприятий подпрограммы
Комитет ЖКХ департамента развития городского
хозяйства администрации города,
муниципальные унитарные предприятия,
финансово-казначейское управление
администрации города, предприятия различных
организационно-правовых форм собственности
Объемы, источники и виды
финансирования
Бюджет городского округа г. Воронеж,
внебюджетные привлеченные средства, заемные
средства (кредит)
Организация контроля Контроль за ходом реализации программы
возлагается на отдел прогнозирования,
развития отрасли ЖКХ и энергосбережения
комитета ЖКХ департамента развития
городского хозяйства
Ожидаемые результаты
реализации программы
Оснащение основных потребителей приборами
учета энергоресурсов, создание
автоматизированной информационной системы
контроля и учета энергоресурсов.
Замена индукционных приборов учета
электроэнергии класса точности 2 и 2,5 на
электронные класса 1,0.
Построение автоматизированной системы учета
электроэнергии бытовых потребителей с
возможностями выявления небаланса в
распределительных и внутридомовых сетях 0,4
кВ, оценки потерь в сети 6/10 кВ до границы
балансовой принадлежности и расчетных точек
поставки от сетей ОАО "Воронежэнерго",
управления потреблением абонентов.
Автоматизация расчетов с населением за
потребленные энергоресурсы. Реализация
комплекса мероприятий, направленных на
переход от нормативного начисления к
сквозному фактическому учету потребления
энергоресурсов.
Совершенствование организации сбора платежей
населения за жилищно-коммунальные услуги.
Сокращение коммерческих потерь в системе
энергоснабжения.
Прозрачность для администрации города и РСТ
структуры затрат на производство,
распределение и потребление энергоресурсов
по группам потребителей. Возможность
осуществлять оперативный контроль и учет
выработки энергоресурсов в региональной
энергосистеме по экономическим критериям.
Формирование экономически обоснованных цен и
тарифов на потребление энергоресурсов.
Систематизирование и упорядочение
взаиморасчетов между потребителями услуг и
поставщиками.
Сокращение объема дотаций населению за
потребленные энергоресурсы.
Снижение бюджетных дотаций организациям и
учреждениям, обслуживающим жилой фонд.
Смягчение негативного восприятия населением
перехода к системе оплаты за потребленные
энергоресурсы по федеральным стандартам.
Снижение бюджетных расходов на оплату
энергоресурсов, потребленных объектами
социальной сферы (учреждениями
здравоохранения, образования, культуры и
др.).
Усовершенствование нормативно-правовой базы
и финансово-экономических механизмов
энергосбережения в г. Воронеже.
При реализации подпрограммы будут созданы
дополнительные рабочие места

1. Обоснование необходимости разработки программы

Состояние дел по энергосбережению в г. Воронеже нуждается в принятии и реализации практических мер, способных обеспечить переход предприятий, учреждений и организаций различных правовых форм собственности и ведомственной принадлежности, жилищно-коммунального хозяйства города на энергосберегающий путь развития.

Так, в настоящее время финансовое положение города и, как следствие, предприятий и организаций, дотируемых и финансируемых из городского бюджета, не позволяет в необходимой мере производить взаиморасчеты с поставщиками энергоресурсов.

Низкий уровень жизни населения не позволяет перейти на 100-процентную оплату гражданами услуг тепловодоснабжения. В связи с этим уровень оплаты населением услуг теплоснабжения составляет 68% от требуемого, что не соответствует федеральным стандартам. Бюджетом городского округа г. Воронеж на 2005 год предусмотрено возмещение межтарифной разницы по теплофикации в размере 650 млн. рублей при необходимых 751.2 млн. рублей. При этом долг перед теплоснабжающими организациями по состоянию на 01.06.2005 составляет 627.4 млн. рублей.

Неэффективное использование топлива и других энергоресурсов прежде всего обусловлено несовершенством действующих правовых, управленческих, финансово-экономических и ценовых механизмов. Энергозатратность производства определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения.

Неиспользование энергосберегающей техники, приборов учета расхода энергоресурсов, специальных материалов вызвано недостаточным платежеспособным спросом, слабостью информационной базы и инфраструктуры рынка, недостатком средств предприятий, сложностью получения кредитов на приемлемых условиях, а также возможностью получения энергоресурсов в дотационном виде, в счет взаимозачета, в безденежном виде.

Ранее действовавшая программа "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2000 - 2004 годы" от 22.09.2000 N 130-II, утвержденная постановлением муниципального Совета г. Воронежа, профинансирована всего лишь на 1.5% от запланированного.

Анализ показывает, что одной из особенностей наблюдающегося до сих пор систематического снижения энергоэффективности является ярко выраженная тенденция деиндустриализации энергопотребления, т.е. нарастания доли энергопотребления в непроизводственных секторах экономики, в которые особенно велик вклад муниципалитета, что наглядно показано в таблице 1.

Динамика потребления тепловой и электрической энергии

в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Воронежа

в период 2002 - 2004 годов

Таблица 1

Показатель Ед. изм. 2002 год 2003 год 2004 год
Показатели Электрическая
энергия
Млн. кВт.ч 1 749.7 1 796.57 1 834.06
Млн. т. у. т. 0.560 0.575 0.587
Тепловая энергия Млн. Гкал. 7 123.89 7 568.08 7 987.04
Млн. т. у. т. 1.225 1.301 1.374
ВСЕГО Млн. т. у. т. 1.785 1.876 1.961

ЖКХ является самой проблемной зоной энергетики. Сложившаяся ситуация в ЖКК выглядит следующим образом:

- Коммерческие и технические потери в электрических сетях на уровне 20 - 30%, связанные с неэффективным использованием силового оборудования, неточностью учета, недоучетом потребления и хищениями энергоресурсов при передаче потребителям.

- Низкий уровень оплаты населением потребленных энергоресурсов.

- Социальная напряженность, вызванная неэффективной организацией предоставления коммунальных услуг.

Стабилизировать ситуацию только организационными мерами невозможно, или это потребует больших трудозатрат.

В распределительных сетях коммерческие потери электрической энергии, особенно при реализации населению, недопустимо велики, и требуется принятие экстренных мер по их снижению. Основной стратегический путь снижения этих потерь - совершенствование учета отпущенной в электрическую сеть и полезно потребленной электрической энергии, гибкое управление потреблением абонентов.

На сегодняшний день становится все более очевидным, что главными направлениями развития энергосбережения в сфере ЖКК являются:

1. Автоматизация расчетов с населением за потребленные энергоресурсы. Реализация комплекса мероприятий, направленных на переход от нормативного начисления к сквозному фактическому учету потребления энергоресурсов. Совершенствование организации сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

2. Замена устаревшего парка индукционных приборов учета класса точности 2,0 и 2,5 на электронные класса 1,0. Как показывают результаты лабораторных исследований, погрешность измерения индукционных счетчиков электроэнергии кл. 2,0 и 2,5, находящихся в эксплуатации 10 лет и более, в несколько раз превышает в отрицательную сторону допустимый уровень погрешности.

2. Внедрение автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ). Только использование информации АСКУЭ при расчетах за потребленную абонентом энергию позволит практически полностью исключить потери при начислении от "недоучета" и приблизить уровень коммерческих потерь до их расчетных технических значений. Без использования АСКУЭ выявление "хищений", безучетных подключений очень трудоемко. Доля их в коммерческой составляющей потерь при реализации энергии, особенно в частном секторе, оценивается до 50%.

Коммерческие потери не являются фатально неизбежными, они могут и должны быть снижены, и наиболее эффективно - с использованием автоматизации учета. Несмотря на достаточно большие затраты, без постоянного контроля за реализацией электрической энергии, особенно населению, реально снизить коммерческие потери до 3 - 4% в городе и 5 - 7% в частном секторе без АСКУЭ невозможно.

Опыт эксплуатации систем АСКУЭ в г. Орле, г. Балашихе (Подмосковье) и других энергокомпаниях показывает, что срок окупаемости системы в жилых микрорайонах многоэтажной застройки составляет около 3 - 4 лет.

Практическая реализация программы автоматизации учета энергоресурсов требует значительных капитальных вложений и времени. Но становится все более очевидным, что каждый вложенный рубль в совершенствование систем учета сегодня окупается значительно быстрей, чем затраты, связанные с организационными мероприятиями по снижению коммерческих потерь традиционными методами, реальная отдача от которых требует значительных трудозатрат.

Дополнительная эффективность внедрения АСКУЭ в ЖКК выражается в возможности выявления небаланса в распределительных и внутридомовых сетях 0,4 кВ, оценки потерь в сети 6/10 кВ до границы балансовой принадлежности и расчетных точек поставки от сетей ОАО "Воронежэнерго", управления потреблением абонентов.

Полномасштабная реализация программы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа г. Воронеж на 2005 - 2010 годы" принесет социально-экономическую эффективность.

Благоприятные социально-экономические аспекты реализации программы:

- Возможность для населения оплачивать собственное потребление по дифференцируемому по времени суток тарифу.

- Возможность использования справедливой низкой стоимости социальной нормы потребления и оплаты потребления сверх этой нормы по более высокому тарифу.

- Сдерживание роста тарифов за счет снижения потерь в распределительных сетях.

- Возможность доведения тарифов до уровня экономически обоснованных.

- Борьба с хищениями энергоресурсов и неплатежами за потребленные энергоресурсы.

- Контроль обоснованности размеров предоставления субсидий и их использования.

- Доступность инструментально подтвержденных балансов энергоснабжения и водоснабжения.

- Прозрачность для администрации города и РСТ структуры затрат на производство, распределение и потребление энергоресурсов по группам потребителей, что позволит осуществлять оперативный контроль и учет выработки энергоресурсов в региональной энергосистеме по экономическим критериям.

- Переход от нормативного начисления к фактическому учету и начислению потребленных энергоресурсов.

- Формирование экономически обоснованных цен и тарифов на потребление энергоресурсов.

Инвестиционная привлекательность проекта:

- Реализация программы будет приносить ежегодный экономический эффект.

- Снижение потерь энергоресурсов в системе энергоснабжения.

- Контроль состояния распределительных сетей.

- Формирование конкурентного рынка сбыта энергоресурсов.

- Привлечение инвестиций в создание высокотехнологичной инфраструктуры сбыта.

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Анализ эффективности использования энергии в жилищно-коммунальном комплексе демонстрирует взаимосвязь и взаимообусловленность процессов общеэкономического спада и снижения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства городского округа г. Воронеж.

Не вызывает сомнения, что спад производства приводит к снижению эффективности использования всех видов энергии точно так же, как систематическое падение энергоэффективности усиливает развитие кризисных явлений в экономике.

Поэтому задачи в области энергосбережения необходимо рассматривать как часть антикризисной программы, объединенной общей целью - вывести экономику города из кризиса, в том числе и за счет перехода на энергосберегающий путь развития.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

затормозить снижение энергоэффективности и обеспечить сохранение в среднем постоянного уровня энергетической стоимости товарной продукции в жилищно-коммунальном комплексе;

систематизировать и упорядочить взаиморасчеты между потребителями услуг и поставщиками;

сократить объем дотаций населению на потребленную тепловую энергию;

смягчить негативное восприятие населением перехода к системе оплаты за потребленные энергоресурсы по федеральным стандартам;

снизить бюджетные расходы на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.).

Цели программы будут достигаться путем внедрения (поэтапно, в пределах возможного реального финансирования первоочередных мероприятий) эффективных технологий и энергосберегающего оборудования, разработки эффективных финансово-экономических механизмов производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета в период на 2005 - 2010 годы.

3. Система программных мероприятий

Первоочередные мероприятия по энергосбережению

на 2005 - 2010 годы

Таблица 2

N
п/п
Наименование
мероприятий
Финансовые
затраты на
2005 - 2010
годы,
млн. рублей,
бюджет
------------
внебюджетные
средства
Срок
выполнения
Исполнитель Стоимость работ по
источникам
финансирования
(млн. рублей)
Объем
внедрения
единиц/
точек
учета
Ожидаем.
экономия
Бюджет
города
Другие
источники
I. Внедрение приборов учета энергоресурсов
1.1. Тепловая энергия
1.1.1 Установка объектных
коммерческих узлов
учета тепловой
энергии в жилых
домах
225.0
-----
360.0
2005
2006
2007
2008
2009
2010
По конкурсу 0.0
33.0
48.0
48.0
48.0
48.0
0.0
72.0
72.0
72.0
72.0
72.0
4 000 Совершен-
ствование
взаимо-
расчетов,
повышение
точности
учета,
1 462 тыс.
Гкал
1.1.2 Оснащение приборами
учета тепловой
энергии объектов
социальной сферы:
- образование
- здравоохранение
27.240
-------
2006
2007
2008
По конкурсу 9.08
9.08
9.08
-------
-------
-------




160
67
Снижение
платежей и
повышение
точности
учета
тепловой
энергии,
51 тыс.
Гкал
1.2. Электрическая энергия
1.2.1 Приобретение и
установка
электронных
многотарифных
цифровых счетчиков
учета электрической
энергии в жилых
домах (места общего
пользования, силовой
группы (лифтов) и
общедомового
потребления)
5.130
-------
2005
2006
2007
2008
2009
2010
По конкурсу 0.0
0.72
1.44
1.44
1.44
1.44
-------
-------
-------
-------
-------
-------
3 000 Совершенст-
вование
взаиморас-
четов,
повышение
точности
учета
1.2.2 Монтаж приборов
учета электрической
энергии
1.350
-------
2005
2006
2007
2008
2009
2010
0.0
0.15
0.3
0.3
0.3
0.3
-------
-------
-------
-------
-------
3 000
1.2.3 Внедрение
преобразователей
частоты и устройств
мягкого пуска
электродвигателей
3.8
----
2.85
2006
2007
2008
2009
По конкурсу 0.95
0.95
0.95
0.95
-------
0.95
0.95
0.95
7 Снижение
платежей и
повышение
точности
учета
электро-
энергии,
86.3 тыс.
кВт/ч
1.2.4 Внедрение
антивандальных
энергоэкономичных
осветительных
приборов (освещение
подъездов
муниципального
жилого фонда):
- лампы
- светильники
- автомат
управления
освещением
9.68
-------
2006
2007
2008
2009
2.09
2.53
2.53
2.53
-------
-------
-------
-------
2 600 ед.








2 162
219

219
1.2.5 Внедрение
автоматизированных
систем учета элек-
троэнергии (АСКУЭ),
потребляемой
населением
муниципального
жилого фонда:
- замена
индукционных
приборов учета кл.
2,0 и 2,5 на
электронные кл. 1,0;
- установка
оборудования для
передачи данных со
счетчиков в
расчетный центр
150.00
-------
2005


2006
2007
2008
2009
2010
По конкурсу 0.00


30.00
30.00
30.00
30.00
30.00
-------


-------
-------
-------
-------
-------
1 000
(пилотный
проект)
10 000
10 000
10 000
10 000
10 000
Снижение
потерь на
25%,
увеличение
уровня
оплаты
населения
на 20%.
Эконом.
эффект -
7 - 10 млн.
рублей/год.
Выставление
ежемесячно
счетов або-
нентам по
факту пот-
ребления.
Повышение
качества
обслужива-
ния
населения
1.3. Водоснабжение
1.3.1 Установка объектных
приборов учета
расхода воды в жилых
зданиях
54
--
90
2005
2006
2007
2008
2009
2010
По конкурсу 0.0
6.0
12.0
12.0
12.0
12.0
0
18.0
18.0
18.0
18.0
18.0
3 500 Совершенст-
вование
взаиморас-
четов, 18
млн. куб. м
повышение
точности
учета
II. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
2.1. Тепловая энергия
2.1.1 Применение при
капитальном ремонте
тепловых сетей
бесканальной
прокладки труб в
пенополиуретановой
изоляции в
полиэтиленовой
оболочке
45.0
----
15.0
2006
2007
2008
2009
2010
По конкурсу 9.8
8.8
8.8
8.8
8.8
2.2
3.2
3.2
3.2
3.2
10,0 км Увеличение
срока
эксплуата-
ции сетей,
снижение
затрат при
производ-
стве
ремонтно-
восстанови-
тельных
работ
2.1.2 Модернизация систем
теплоснабжения жилых
зданий:
- установка блочных
тепловых пунктов с
пластинчатыми
теплообменниками и
погодозависимой
коррекцией
температуры
теплоносителя;
- внедрение систем
индивидуального
регулирования на
отопительных
приборах у
потребителя
посредством
установки
радиаторных
терморегуляторов и
балансировочных
клапанов
22.5
----
90.0
2005
2006
2007
2008
2009
2010
По конкурсу 0.0
2.5
5.0
5.0
5.0
5.0
0.0
18.0
18.0
18.0
18.0
18.0
44 шт. 4.8 тыс.
Гкал
2.1.3 Внедрение автономной
системы
теплообеспечения
(блок-модульные
котельные)
52.85
-----
36.0
2006
2007
2008
2009
2010
По конкурсу 28.85
12.0
12.0
-------
-------
-------
-------
12.0
12.0
12.0
7 7,2
тыс. Гкал
2.1.4 Внедрение
поквартирного
отопления и горячего
водоснабжения
1.198
-----
1.198
2006
2007
2008
2009
-----
-----
0.599
0.599
0.599
0.599
0.599
0.599
2 жилых
дома
(10 эт.)
2.1.5 Ликвидация
встроенных
подвальных котельных
73.5
-------
2006
2007
2008
2009
2010
24.18
14.08
12.68
14.08
8.48
36 кот.
2.1.6 Проведение
энергоаудита
зданий и сооружений
города, котельных
города, теплосетей
2.0
-------
2006
2007
2008
2009
По конкурсу 0.5
0.5
0.5
0.5
4
предприятия
Выявление
мероприятий
и работ,
необходимых
для
проведения
энергосбе-
регающих
мероприятий
2.1.7 Обслуживание
(ремонт, проверка)
приборов учета,
установленных на
объектах социальной
сферы
14.164
-------
2006
2007
2008
2009
2010
3.541
3.541
3.541
3.541
-------
227 шт.
ИТОГО 1 282.46 2005
2006
2007
2008
2009
2010
0.0
262.01
260.67
271.27
251.59
236.92

4. Механизм реализации программы

Энергосбережение как комплекс мероприятий, реализующих проекты со сроком окупаемости от 0.5 до 1.5 лет, позволяет использовать заемные средства на начальной стадии проекта, а в последующем ориентироваться на внебюджетные источники финансирования.

Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города, собственных средств предприятий и инвестиционных средств, предусматривающих:

1. Долговое финансирование - основной источник капиталовложений в энергоресурсосберегающие мероприятия.

Его суть сводится к проведению энергоресурсосберегающей реконструкции на предприятиях ЖКХ за счет заемных средств и выплате долга из полученной в результате проведения энергоресурсосберегающих мероприятий экономии. Данный способ позволяет наиболее эффективно осуществлять капиталовложения в ЖКХ.

Преимущества долгового финансирования обусловлены следующими обстоятельствами:

Экономическая целесообразность. Размеры капитальных вложений в проекты ресурсосбережения, как правило, весьма велики. Их полноценное финансирование из бюджета в рамках относительно короткого строительного периода либо невозможно (тогда строительство и реконструкция оттягиваются на неопределенное время), либо бремя расходов бюджета слишком велико, и капитальные расходы осуществляются за счет других, не менее важных статей текущих расходов. Долговое финансирование позволяет провести реконструкцию предприятий ЖКХ без отсрочек, распределить бремя расходов по реконструкции на несколько лет в соответствии со сроками службы реконструируемых объектов.

Экономическая привлекательность. В качестве источников погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг. Резервы сокращения себестоимости производства коммунальных услуг в проектах энергоресурсосбережений за счет уменьшения потерь и сбережения тепла и энергии очень велики и могут достигать 50%.

Источником погашения долга является возникающее в результате проведения энергосберегающих мероприятий уменьшение себестоимости производства коммунальной услуги. Экономия возникает за счет:

- установки современного экономичного оборудования;

- сокращения потерь вследствие установки энергосберегающего оборудования.

2. Постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" поручено федеральным органам исполнительной власти при определении объемов потребления топливно-энергетических ресурсов сохранять при проведении мероприятий и программ по энергосбережению базовый уровень объема финансирования потребления топливно-энергетических ресурсов на период, превышающий на 1 год срок окупаемости затрат на энергосбережение.

Вследствие этого между сохраняемым базовым объемом финансирования и фактическим потреблением энергоресурсов образуются средства, которые могут быть использованы для финансирования новых энергосберегающих проектов.

Разница в средствах между базовым объемом финансирования и фактическим потреблением энергоресурсов поступает на специальный счет муниципалитета. Средства, находящиеся на этом счете, могут расходоваться только на целевое финансирование энергосбережения в рамках утвержденных муниципалитетом энергосберегающих мероприятий и проектов, а также на материальное стимулирование персонала.

Контроль за целевым использованием средств необходимо возложить на финансово-казначейское управление администрации городского округа г. Воронеж.

Для реализации данной программы требуется разработка следующих нормативных документов:

Таблица 3

N Наименование документа Исполнитель Срок
исполнения
Примечание
1 2 3 4 5
1 Распоряжение главы городского
округа г. Воронеж "О
статистическом контроле за
потреблением энергоресурсов"
Комитет ЖКХ I кв.
2006 года
2 Постановление администрации
городского округа г. Воронеж "О
порядке взаиморасчетов за
потребленные тепловодоресурсы по
показаниям объектных приборов
учета"
Комитет ЖКХ II кв.
2006 года
3 Постановление администрации
городского округа г. Воронеж "О
создании механизма финансирования
энергосберегающих мероприятий"
Финансово-
казначейское
управление;
комитет ЖКХ
I кв.
2006 года

5. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий, включенных в подпрограмму, осуществлять из следующих источников:

Таблица 4

┌────┬───────────────┬──────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────────┐

│ N │ Наименование │ Единица │ Финансирование по годам (млн. рублей) │ Итого │

│ │ показателя │измерения ├────────┬─────────┬─────────┬──────────┬────────┬────────┼──────────┤

│ │ │ │ 2005 │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ │

├────┼───────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼────────┼──────────┤

│ 1. │ Объем │ Млн. │ │ │ │ │ │ │ │

│ │финансирования │ рублей │ │ │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼────────┼──────────┤

│ │ в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼────────┼──────────┤

│1.1.│ Федеральный │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │

│ │ бюджет │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼────────┼──────────┤

│1.2.│ Областной │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │ --//-- │

│ │ бюджет │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼────────┼──────────┤

│1.3.│Бюджет города │ Млн. │ 0.0 │ 151,21 │ 147.92 │ 147.12 │ 127.44 │ 113.72 │ 714.63 │

│ │ │ рублей │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼────────┼──────────┤

│ 2. │Привлеченные │ Млн. │ 0.0 │ 110.80 │ 112.75 │ 124.15 │ 124.15 │ 123.20 │ 595.05 │

│ │средства │ рублей │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└────┴───────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼────────┼──────────┤

│ Итого │ 0.0 │ 262,01 │ 260.67 │ 271.27 │ 251.59 │ 236.92 │ 1 282.46 │

└──────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────────┴────────┴────────┴──────────┘

6. Оценка эффективности осуществления

мероприятий программы

Ожидаемый суммарный экономический эффект от реализации мероприятий, предусмотренных данной программой, составит 1675213 тыс. рублей в год.

Главный критерий включения энергосберегающих мероприятий в программу 2005 - 2010 годов - малый срок окупаемости мероприятий и высокий уровень их рентабельности. В качестве первоочередных в список включены мероприятия по энергосбережению, начатые в 1999 году и частично реализованные.

Оценку эффективности осуществления энергосберегающих мероприятий, предусмотренных настоящей программой в жилищно-коммунальном комплексе г. Воронежа, предполагается осуществлять с помощью индикаторов оценки энергоэффективности, представленных в таблице 6.

Перечень

индикаторов оценки эффективности выполнения

программы энергосбережения городского округа г. Воронеж

N Наименование показателей Ед.
измерения
1 Стоимость сэкономленных ресурсов млн. рублей
2 Экономия топливно-энергетических
ресурсов
млн. Т. У. Т.
3 Удельное потребление энергоресурсов на
душу населения в год
Т. У. Т.
--------
чел.
4 Удельное потребление электрической
энергии на душу населения в год
кВт.ч
------
чел.
5 Удельное потребление тепловой энергии
на душу населения в год
Гкал
----
чел.
6 Доля бюджетных средств, направленных на
дотации за потребленные энергоресурсы
%
7 Количество предприятий, прошедших
энергетическое обследование
шт.
8 Доля отопительных систем, оснащенных
приборами учета потребления тепловой
энергии
%
9 Доля водопроводных систем, оснащенных
приборами учета расхода воды
%

6.1. Коммерческий учет тепла и воды

Организация коммерческого учета тепла и воды - основное звено энергосбережения в системах централизованного теплоснабжения, позволяющее бюджетным организациям и муниципальным предприятиям снижать платежи за тепловую энергию на 15 - 20% и холодную воду - на 30 - 60%.

В настоящее время потери тепловой энергии по пути от теплоисточника составляют 30 - 35% при норме 13%. К потерям тепловой энергии относятся также заполнения и сливы системы теплоснабжения при многочисленных авариях, течи запорной арматуры, потери от неудовлетворительного содержания теплоэнергетического хозяйства.

Преобразования в жилищно-коммунальной сфере требуют полного учета и рационального расходования энергоносителей. Установка теплосчетчиков создаст возможность не только для учета рационального расхода энергоносителей, но и для постепенного перехода оплаты услуг населением по экономически обоснованному тарифу.

Рассмотрим для примера экономическую целесообразность установки теплосчетчиков, исходя из объемов потребляемых услуг и уровня их оплаты по показаниям приборов учета:

МУП "ЖКХиБ п. Шилово" - узел учета тепловой энергии стоимостью 150 тыс. рублей установлен на группу объектов (микрорайон А) - за 12 месяцев 2004 года по договору с теплоснабжающей организацией (котельная ВАСТ) объекты микрорайона должны были получить тепловой энергии на сумму 7601.17 тыс. рублей; в соответствии с показаниями узла учета тепловой энергии объекты микрорайона получили тепловую энергию на сумму 4276.92 тыс. рублей;

экономия бюджетных средств за 2004 год по микрорайону А составила:

7601.17 - 4276.92 = 3324.25 - 150.0 = 3174.25 тыс. рублей (41%);

ТСЖ "Урывское", жилой дом N 3 по ул. Урывского (9 этажей, 234 кв.) - за 12 месяцев 2004 года по договору с теплоснабжающей организацией (ОАО "З-д "Процессор") ж/д N 3 должен был получить тепловой энергии на сумму 1210.69 тыс. рублей; по показаниям узла учета тепла получил тепловой энергии на сумму 688.55 тыс. рублей; экономия бюджетных средств с учетом стоимости оборудования 145 тыс. рублей составила:

1210.69 - 688.55 = 522.14 - 145.0 = 377.14 тыс. рублей (31%);

МУ "Городская клиническая больница N 9 (скорой медицинской помощи)" - за 12 месяцев 2004 года по договору с теплоснабжающей организацией (МП "Воронежтеплосеть") БСМП должна была получить тепловой энергии на сумму 6428.04 тыс. рублей по показаниям узла учета, а получила тепловой энергии на сумму 4715.9 тыс. рублей; экономия бюджетных средств с учетом стоимости оборудования 185 тыс. рублей составила:

6428.04 - 4715.9 = 1712.14 - 185.0 = 1527.14 тыс. рублей (23%);

Средняя школа N 92 - за 12 месяцев 2004 года по договору с теплоснабжающей организацией школа должна была получить тепловой энергии на сумму 640.24 тыс. рублей; по показаниям узла учета школа получила тепловой энергии на сумму 351.82 тыс. рублей; экономия бюджетных средств с учетом стоимости установленного оборудования 125 тыс. рублей составила:

640.24 - 351.82 = 288.42 - 125.0 = 163.42 рубля (25%).

Экономия бюджетных средств только по 4 вышеперечисленным объектам составила 5241.95 тыс. рублей.

На этих объектах оплата за отпущенное тепло на 23 - 41% ниже, чем по договорам.

Вывод: установка объектных приборов учета расхода тепловодоресурсов является быстроокупаемым мероприятием и, как следствие, является основным направлением в реализации программы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа г. Воронеж на 2006 - 2010 годы".

6.2. Электроучет потребления жилищно

эксплуатационных предприятий

В настоящее время с ростом доходов населения увеличивается использование различной бытовой техники, в том числе такой энергоемкой, как водонагреватели, кондиционеры, обогреватели и другие. В результате более обеспеченная часть населения, значительно превышающая нормы потребления, меньше всех заинтересована в установке электросчетчиков. Следствием этого стало значительное снижение количества квартирных счетчиков. Так, если в 1999 году не действовало 52000 счетчиков, то к настоящему периоду их число возросло до 61000. Это составляет 25% от общего их количества.

Наряду с этим жилищно-эксплуатационные предприятия также несут огромные убытки в части оплаты за электроэнергию, расходуемую на освещение мест общего пользования и силовой группы (лифтов), т.к. оплата ведется по нормативам потребления. Анализ показывает, что за год жилищно-эксплуатационные предприятия переплачивают в среднем 60.0 тыс. рублей по 1 дому в год.

В случае 100-процентного оснащения приборами учета электрической энергии муниципального жилого фонда экономия составит порядка 18 млн. рублей в год.

6.3. Эффективность внедрения автоматизированных

частотно-регулируемых электроприводов

Коммунальное хозяйство города характеризуется массовым применением насосных агрегатов для систем водоснабжения и водоотведения, систем теплоснабжения и горячего водоснабжения. Применение частотно-регулируемых электроприводов обеспечивает:

- решение сложных технологических задач за счет регулирования параметров движения (скорость, момент и т.п.) насосных механизмов;

- существенное энерго- и ресурсосбережение за счет оптимизации режимов работы оборудования с учетом его свойств и характеристик;

- эффективное использование приводных электродвигателей за счет оптимизации законов частотного управления, высокого качества выходного напряжения;

- увеличение ресурса работы электротехнического и механического оборудования, в том числе электродвигателей, за счет плавности регулирования, отсутствия пусковых токов повышенной кратности и механических ударных нагрузок.

Среднегодовую экономию электроэнергии следует принимать от расчетной величины мощности, потребляемой электроприводом без частотного регулирования, при числе часов использования расчетной мощности двигателя 8000 часов.

За счет повышения при частотном регулировании ресурса электродвигателей и приводных механизмов, увеличения межремонтного пробега и сокращения затрат на обслуживание и ремонт оборудования расчетную величину экономической эффективности следует увеличить на 30 - 50%.

На примере приводов производства ООО "Триол-Санкт-Петербург":

на котельной ВКБР МП "Воронежтеплосеть", г. Воронеж

Электропривод дымососа котла КВГМ-30 мощн. 25 кВт/ч

Тариф на электроэнергию, рублей/кВт/ч 0.7

Стоимость электропривода, рублей 162 500

Экономия электроэнергии за год, кВт/ч 205 331.7

Экономия электроэнергии за год, рублей 143 732.2

Срок окупаемости электропривода, лет 1.0

МП "ПУ Водоканал Воронеж" ВПС-4

Электропривод насоса мощн. 450 кВт/ч

Тариф на электроэнергию, рублей/кВт/ч 0.7

Стоимость электропривода, рублей 645 000

Экономия электроэнергии за год, кВт/ч 1 559 265.9

Экономия электроэнергии за год, рублей 1 091 486.1

Срок окупаемости электропривода, лет 0.6

6.4. Применение при капитальном ремонте

тепловых сетей бесканальной прокладки труб в

пенополиуретановой изоляции в полиэтиленовой оболочке

Применение предварительно изолированных труб для тепловых сетей следует рассматривать не как перспективу, а как сегодняшнее необходимое направление в реализации новых технологий. Применение данной технологии прокладки труб позволяет снижать теплоснабжающим организациям потери сетевой воды до 50% в год от установленных норм, в 3 - 4 раза снижать отключения из-за аварийных отказов на находящихся в эксплуатации тепловых сетях МП "Воронежтеплосеть", увеличивает срок безремонтной эксплуатации трубопроводов до 30 лет, так как исключаются коррозионные повреждения труб. Применение данного вида труб наиболее актуально в левобережной части г. Воронежа из-за близкого залегания грунтовых вод и наличия кислых почв: это привело к тому, что тепловые сети в этом районе приходится капитально ремонтировать каждые 3 - 4 года. Несмотря на высокие первоначальные затраты (1 п. м трубопровода dy 219 - 7 - 8 тыс. рублей), применение данной технологии позволит существенно снизить эксплуатационные затраты за счет исключения коррозионных повреждений труб, отсутствия открытых стыковых соединений, а также значительно позволит снизить затраты на монтаж при производстве строительно-монтажных работ и капитальном ремонте (экономия железобетона, уменьшение объемов разработки грунта под укладку трубопровода).

6.5. Эффективность внедрения пластинчатых

теплообменников и автоматизации тепловых пунктов

(На примере реконструкции ЦТП N 28, 1 п. Шилово; N 75 по ул. Владимира Невского, 27; N 27 по ул. Жукова, 12 в г. Воронеже)

Автоматизированный тепловой пункт состоит из приборов учета с тепловычислителем, регулирующего клапана с электроприводом, пластинчатых теплообменников с высоким коэффициентом теплопередачи и специального микропроцессора, обладающего множеством программ и самообучением. Важным элементом является насос, обеспечивающий частотным регулированием число оборотов электродвигателя, создает постоянный напор в носителе горячего водоснабжения, чем достигается значительная экономия воды. Комплект оборудования обеспечивает надежный учет, высокую комфортность внутри зданий и значительное сокращение потребляемой теплоты. Срок окупаемости при полной замене старого оборудования составляет 1,5 - 2 срока отопительного сезона.

Энергетическая и экологическая эффективность:

Реконструкция ЦТП N 28, 1,75, 27 с установкой приборов автоматического регулирования расхода теплоты даст уменьшение удельного теплопотребления до 31 - 35 Ватт на квадратный метр или экономию в размере 21 - 24 тыс. Гкал, что эквивалентно около 3500 - 3700 тоннам условного топлива.

Расчет годового теплопотребления

ЦТП N 28: Qо = 11,452 Гкал/ч, Qг.в. = 11,00 Гкал/ч, Qв. = 1,106 Гкал/ч.

Годовое теплопотребление:

а) на отопление Qо.год = 26602 Гкал,

б) на горячее водоснабжение Qг.в.год = 34793 Гкал,

в) на вентиляцию Qв.год = 1772 Гкал.

Общегодовое теплопотребление - 63167 Гкал.

ЦТП N 1: Qо = 4,101 Гкал/ч, Qг.в. = 2,718 Гкал/ч, Qв = 0,154 Гкал/ч:

а) на отопление Qо.год = 9526 Гкал,

б) на горячее водоснабжение Qг.в.год = 8604 Гкал,

в) на вентиляцию Qв.год = 246 Гкал.

Общегодовое теплопотребление - 18377 Гкал.

ЦТП N 47: Qо = 3,738 Гкал/ч, Qг.в. = 3,126 Гкал/ч, Qв = 0,235 Гкал/ч:

а) на отопление Qо.год = 8,683 Гкал,

б) на вентиляцию Qв.год = 376 Гкал,

в) на горячее водоснабжение Qг.в. = 9892 Гкал.

Общегодовое теплопотребление - 18951 Гкал.

ЦТП N 75: Qо = 3,026 Гкал/ч, Qг.в. = 2,945 Гкал/ч:

а) на отопление Qо = 7029 Гкал,

б) на горячее водоснабжение Qг.в. = 9317 Гкал.

Общегодовое теплопотребление - 16346 Гкал.

Экономия тепловой энергии в переходный период.

Расчет производится на тепловую нагрузку на отопление 1 Гкал/ч.

Исходные данные:

Точка излома температурного графика приходится при tн = + 2,8 гр. С.

Продолжительность этого периода составит 1027 часов.

Необходимая тепловая нагрузка при tн = + 2 гр. С. составляет 0,345 Гкал/ч, при tн = + 8 гр. С составляет 0,227 Гкал/ч.

Возможна экономия в переходный период на 1 Гкал/ч.

0,345 - 0,227

---------------- x 1027 = 60,6 Гкал

2

По ЦТП: N 28 - 758 Гкал; N 75 - 183,2 Гкал; N 47 - 242 Гкал; N 1 - 260 Гкал.

ИТОГО: 1443 Гкал.

Подачу тепловой энергии на жилые дома можно уменьшить за счет включения корректирующих насосов в дневное время на величину внутренних тепловыделений, которая для условий г. Москвы составляет 28% расчетных теплопотерь, т.к. для Москвы расчетная температура аналогична г. Воронежу, но продолжительность отопительного периода на 7% больше. Для предварительных расчетов можно принять возможную экономию тепловой энергии в размере 2,6%, тогда возможно добиться экономии тепла:

По ЦТП: N 28 - 7377 Гкал; N 75 - 1828 Гкал; N 47 - 2355 Гкал; N 1 - 2528 Гкал.

ИТОГО: 14087 Гкал.

Учитывая все факторы, возможная экономия тепловой энергии по всем ЦТП может быть достигнута в размерах:

ЦТП N 28 - 10201 Гкал,

ЦТП N 75 - 2523 Гкал,

ЦТП N 47 - 3258 Гкал,

ЦТП N 1 - 3501 Гкал,

ИТОГО: 19483 Гкал.

В денежном выражении экономия составит около 7.793 млн. рублей (в ценах 2004 года).

Экономическая эффективность и техническая целесообразность:

Следует ожидать снижения себестоимости одной гигакалории от генерирующих теплоту источников из-за сокращения расхода электроэнергии на перекачку сетевой воды.

Техническая целесообразность диктуется преимуществами автоматизированных тепловых пунктов:

независимостью от колебаний давления и температуры в подающем и обратном трубопроводах сетевой воды;

оптимальным коэффициентом смешения подающей и обратной воды, который обеспечивает комфортную температуру в помещениях;

обеспечением рациональной скорости циркуляции сетевой воды через комнатные отопительные приборы, более полный съем теплоты и глубокое снижение температуры обратной сетевой воды, что в совокупности приводит к снижению расхода теплоносителей;

низкой инерционностью по отношению к температуре прямой сетевой воды, что повышает экономичность системы теплопотребления;

сокращением расхода электроэнергии на собственные нужды тепловых сетей;

коэффициент теплоотдачи равен 90%.

6.6. Расчет обоснования применения энергосберегающих,

антивандальных осветительных приборов мест общего

пользования в муниципальном жилищном фонде

Внедрение энергоэкономичных антивандальных осветительных приборов производства Воронежского завода полупроводниковых приборов для освещения подъездов жилых домов, лифтовых кабин и лифтовых шахт позволит сократить потребление электроэнергии, расходуемой на освещение мест общего пользования, при одинаковом светопотоке (900 лм) в 6 - 9 раз (потребляемая мощность установленных ламп - 60 - 100 Вт в сравнении с лампами ЛПО 74-11-02 установленной мощностью 11 Вт), увеличить нормативный срок эксплуатации осветительных приборов (до 10 лет), соответственно годовые эксплуатационные расходы - в 10 раз меньше.

6.7. Технико-экономический расчет целесообразности

поквартирного отопления и горячего водоснабжения

(на примере 10-этажного жилого дома)

Исходные данные:

отапливаемая площадь - 3713 кв. м;

тепловая нагрузка - 390 кВт, в т.ч.: отопление - 200 кВт/ч;

ГВС - 120 кВт.

Средняя тепловая нагрузка - 195 кВт.

За отопительный период необходимо произвести:

195 x 24 x 207 x 0.86 = 833.134 Гкал тепла за отопительный период,

где:

207 - кол-во суток отопительного периода для Воронежа;

24 - кол-во часов в сутках;

0.86 - переводной коэффициент между кВт и Гкал.

При получении тепла от централизованного источника или автономной котельной (в случае ее обслуживания "Воронежэнерго") затраты на теплоснабжение составят:

833.134 x 437 = 364.329 рублей,

где 437 рублей - стоимость 1 Гкал.

Эксплуатационные затраты при поквартирном отоплении:

Для получения 833.134 Гкал тепла необходимо 112.543 куб. м газа:

833134000 : 7960 : 0.93 = 112.543 куб. м газа,

где: 7960 Ккал - теплотворная способность 1 куб. м,

0.93 - КПД котла.

Стоимость газа составляет: 112.543 x 0.848 = 95436 рублей,

где 0.846 рубля - стоимость 1 куб. м газа для населения по счетчику.

Экономия денежных средств в случае поквартирного отопления составит:

364229 - 95436 = 268893 рубля.

6.8. Технико-экономический расчет эффективности

внедрения автоматизированной системы контроля

и учета электроэнергии, потребляемой населением

муниципального жилого фонда

Исходные данные для расчета ТЭО:

Показатель Единицы Значение
Отпускной тариф на электроэнергию для
населения г. Воронежа
рублей/кВтч 1.22
Среднемесячное потребление
электроэнергии населением г. Воронежа
кВтч/мес./абон. 150
Процент использования приборов учета
электроэнергии класса точности 2,0 и
2,5
% 60
Норматив контролеров по обходу
абонентов многоэтажного жилого сектора
абон./мес. 800
Затраты на содержание контролера
(включая налоги)
рублей/год 85 000

Расчет затрат на внедрение АСКУЭ Smart IMS ЗАО "МЭС":

1) Замена устаревшего парка индукционных счетчиков класса 2,0 и 2.5 на электронные счетчики электроэнергии класса 1.0 (с функциями выявления попыток хищения электроэнергии, управления электропотреблением абонентов, многотарифным учетом и PL-модемом) для обеспечения возможности работы в системе АСКУЭ.

Наименование Кол-во,
шт.
Цена,
рублей
Сумма,
рублей
1 Счетчик однофазный кл. 1.0 7 700 450 3 465 000
2 Счетчик трехфазный кл. 1.0 130 2 810 365 300
2 Силовое реле для управления
электропотреблением
7 830 800 6 264 000
3 УЗО для борьбы с хищением ЭЭ 7 830 900 7 047 000
4 РL-модем для передачи информации 7 830 1 500 11 745 000
ВСЕГО, с НДС 18% 28 886 300

2) Оборудование для организации передачи и обработки информации

Наименование Кол-во,
шт.
Цена,
рублей
Сумма, рублей
1 Роутер (маршрутизатор) 15 33 000 495 000
2 Программное обеспечение Центра
сбора и обработки информации
1 88 000 88 000
3 Оргтехника Центра сбора и
обработки информации
1 30 200 30 200
ВСЕГО, с НДС 18% 613 200

3) Монтажные и проектные работы.

Затраты на проектирование и монтажные работы являются средними расчетными.

Наименование Сумма, рублей
1 Разработка проектной документации 100 000
2 Монтажные работы 300 500
3 Пусконаладка 100 000
ВСЕГО, с НДС 18% 500 500

Общая стоимость затрат (Sо) на построение АСКУЭ составит:

Sо = Sсч + Saскуэ + Sпм:

Sсч - стоимость затрат на счетчики,

Saскуэ - стоимость затрат на организацию передачи и обработки информации,

Sпм - стоимость затрат на проектирование и монтаж.

Sо = 28886300 + 613200 + 500500 = 30000000 рублей

Эксплуатационные издержки функционирования АСКУЭ

Дополнительные издержки, связанные с эксплуатацией системы Smart IMS, составят:

1) Затраты на организацию сбора информации в Центр управления системы АСКУЭ (Sси):

Оплата услуг оператора сотовой связи. Сеанс связи с маршрутизатором производится 1 раз в неделю в течение 5 мин., в ночное время суток. Максимальная стоимость 1 мин. GSM-трафика из всех работающих в регионе операторов GSM-связи составляет 0.12$ (3.36 рубля); таким образом, сумма затрат на организацию GSM-канала связи с 15 маршрутизаторами составит максимально:

Sси = Км x Кн x Тси x Sgsm:

Км - кол-во маршрутизаторов,

Кн - кол-во рабочих недель в году,

Тси - время сбора информации с 1 маршрутизатора,

Sgsm - стоимость 1 мин. GSM-связи.

Sси = 15 x 53 x 5 мин. x 3,36 рубля = 13.356 рублей/год

2) Затраты (Sр) на ремонт и замену элементов системы в период ее эксплуатации, исходя из опыта пилотного варианта, потребуют приобретение ЗИП по стоимости 0,5% первоначальных затрат на весь межповерочный период эксплуатации (16 лет) и составят:

Sр = Saplm x 0.5%/Tэ:

Tэ - межповерочный период эксплуатации (лет)

Sр = 29381300 рублей x 0.005/16 = 9182 рубля/год

3) Дополнительного персонала для проведения работ по эксплуатации системы не требуется. Возможное увеличение количества электромонтеров для устранения очагов хищения электроэнергии, выявленных с использованием АСКУЭ, будет произведено за счет перераспределения численности персонала эксплуатирующей организации, занятого выполнением работ по замене и технической проверке счетчиков.

Общие эксплуатационные затраты (Sэ) составят:

Sэ = Sси + Sр

Sэ = 13.356 + 9182 = 22538 рублей/год.

Оценка экономической эффективности создания АСКУЭ

Экономический эффект от внедрения системы проявляется в 2 основных направлениях:

1. За счет снижения трудозатрат эксплуатирующей организации на обход, осмотр и съем показаний со счетчиков (сокращение количества контролеров), а также снижения трудозатрат на отключение (ограничение) недобросовестных потребителей.

2. За счет снижения технических и коммерческих потерь электроэнергии:

- применение приборов учета более высокого класса точности;

- исключение возможности хищения электроэнергии;

- оперативное выявление очагов коммерческих и технических потерь;

- повышение уровня оплаты потребленной электроэнергии, автоматизация расчетов с населением.

Снижение трудозатрат эксплуатирующей организации на съем показаний, осмотры электроустановок, отключение должников.

ФЗП одного контролера с учетом всех начислений составляет 85000 тыс. рублей/год.

По действующим нормативам 1 контролер должен обходить в месяц не менее 800 абонентов для сверки оплаты и снятия показаний счетчиков. То есть для обеспечения ежемесячного съема показаний счетчиков на участке и ежемесячного выставления и доставки счетов за фактически потребленную электроэнергию необходимо иметь в штате 1 контролера на каждых 800 абонентов.

Внедрение АСКУЭ Smart IMS полностью решает задачу дистанционного съема показаний счетчиков по каждому абоненту в режиме реального времени и не требует для выставления счета потребителю участия контролеров. Таким образом, учитываемая ежегодная экономия трудозатрат контролеров Etк на организацию расчетов с 7830 абонентами составит:

Etк = F x (Kty / N):

F - ФЗП контролера в год,

N - норматив обхода абонентов в месяц.

Etк = 85000 x (7830/800) = 850000 рублей/год.

Система Smart IMS позволяет не только вести дистанционный учет потребления, но и автоматически обновлять базу данных биллинговой программы, тем самым снижая трудозатраты инженерного персонала (техники по выдаче заданий контролерам, операторы баз данных). Таким образом, дополнительно удельную экономию трудозатрат инженерного персонала Etu, который по нормативу составляет 1 техник и 1 оператор на 10 контролеров, оценим в 10%.

Etu = Etк x 0.1 = 850000 x 0.1 = 85000 рублей/год

Суммарная экономия трудозатрат эксплуатирующей организации Et составит:

Et = Etu + Etк = 850000 + 85000 = 935000 рублей/год

Снижение коммерческих потерь при передаче электроэнергии

Коммерческие потери формируются из двух составляющих: потери, вызванные недоучетом и хищением отпущенной электроэнергии, и потери, связанные с несвоевременной оплатой потребленной энергии.

По данным эксперимента, который заключался в анализе оплаты и расхода электроэнергии по общедомовым и квартирным индукционным счетчикам, средний уровень коммерческих потерь составил не менее 35%. Дисбаланс от недоучета и хищений во внутридомовых сетях составил в среднем 20.93%, а процент оплаты учтенной по квартирным счетчикам электроэнергии не превышал уровня 85%. Эксперимент проводился в период апреля - мая 2003 года по 11 многоэтажным домам г. Омска.

После монтажа системы АСКУЭ в 4 многоэтажных домах в этом же микрорайоне г. Омска потери в сети снизились до уровня 3.5%. Учтенное потребление (реализация) выросло на 17.5%, а уровень оплаты вырос на 15%.

По данным, полученным в ходе проведения контрольного съема показаний счетчиков внутридомового и поквартирного учета в 3 многоэтажных домах г. Орла за 2002 и 2003 годы, после внедрения АСУ ЭР потребление возросло в среднем на 16.6%. А дисбаланс в распределительной сети 0.4 кВ снизился в среднем до 3%.

Полученные результаты, можно с уверенностью считать, отображают реальную картину потерь в сети 0.4 кВ, оборудованной индукционными приборами учета класса 2.0 и 2.5, и демонстрируют эффективность внедрения систем АСКУЭ.

Аналогичные результаты были получены в г. Балашихе (Подмосковье) в 2000 - 2001 годах, когда в течение 6 месяцев после внедрения системы Smart IMS потери электроэнергии уменьшились на 25%.

Снижение коммерческих потерь достигается за счет применения приборов учета более высокого класса точности и использования технических возможностей АСКУЭ для борьбы с хищениями электроэнергии.

Увеличение полезного отпуска от повышения точности учета после установки системы АСКУЭ достигается за счет замены устаревшего парка приборов учета класса точности 2.0 и 2.5 на 1.0, приведения в порядок учета на питающих головных фидерах, повышения порога чувствительности приборов учета. Чувствительность средств измерения (индукционных счетчиков), особенно длительное время находящихся в эксплуатации, очень низкая. По результатам лабораторных исследований, у значительной части индукционных счетчиков, находящихся в эксплуатации более установленного межповерочного интервала, происходит выход из допустимого класса точности в отрицательную зону погрешности. После замены индукционных приборов учета класса 2.0 и 2.5 на электронные класса 1.0 потребление возрастает на 5 - 7%.

Использование в системе АСКУЭ электронных счетчиков с системой контроля разности токов в фазном и нулевом проводах (по принципу УЗО) позволяет исключить все возможные методы хищения электроэнергии после приборов учета, а также попытки шунтирования счетчиков. Использование комплектующих всемирно известных производителей (измерительная цепь построена на ИМС Analog Device, силовое реле для управления потреблением рассчитано на ток 80А и имеет ресурс более 10000 коммутаций) обеспечивает высокую надежность системы. Размещение в одном опломбированном корпусе счетчика, УЗО, силового реле и PL-модема исключает возможность несанкционированного доступа к измерительным и информационным цепям и значительно упрощает монтаж (счетчик монтируется на место существующего прибора учета). А использование в программном обеспечении верхнего уровня системы возможности выявления хищений методом анализа почасовых графиков дисбаланса и потребления позволяет локализовать безучетное потребление на всех уровнях вплоть до конкретного присоединения.

Таким образом, внедрение АСКУЭ и автоматизация борьбы с хищениями позволят повысить уровень полезного отпуска в среднем на 10%.

При среднемесячном оплаченном потреблении 150 кВтч на абонента суммарное количество дополнительно учтенной электроэнергии в год Ekp составит:

Ekp = Kty x Pc x 12 x Kkp x t:

Pc - среднемесячное потребление абонентов,

12 - месяцев в году,

Kkp - коэффициент увеличения полезного отпуска за счет снижения коммерческих потерь на уровень 20%,

t - тариф для населения.

Ekp = 7830 x 150 x 12 x 0.2 x 1.22 = 3438936 рублей/год

Ekp = 3 438 936 рублей/год.

Повышение уровня оплаты потребленной электроэнергии в результате внедрения АСУ ЭР и биллинговых технологий.

По итогам внедрения систем АСКУЭ в г. Омске и г. Орле уровень оплаты потребленной энергии абонентами в автоматизированных микрорайонах увеличивается в среднем на 15%. Такие результаты достигаются от применения комплексного решения - технологии дистанционного съема показаний при помощи системы АСКУЭ и ежемесячного выставления счета абоненту с начислением за фактически потребленную электроэнергию. Эта мера не только делает прозрачным учет электроэнергии, но и дисциплинирует абонента оплачивать счета в срок и погашать задолженность за прошлые периоды, так как АСКУЭ Smart IMS имеет развитую систему управления потреблением абонентов (от ограничения потребления социальным минимумом до полного отключения недобросовестного

Показатель Значение,
тыс. рублей/год
Удельный
показатель,
рублей на точку
учета
1. Общие затраты по внедрению АСКУЭ 30 000 3 830
2. Эксплуатационные издержки 21.53 2.74
3. Дополнительное ежегодное
поступление денежных средств от
реализации электроэнергии с
использованием АСКУЭ
(3.1+3.2+3.3) 7.125 909.96
3.1. Снижение трудозатрат
эксплуатирующей организации
Et 935 119.41
3.2. Снижение коммерческих и
технических потерь электроэнергии
Ekp 3 438.9 439.19
3.3. Повышение уровня оплаты
потребленной населением
электроэнергии, снижение дебиторской
задолженности населения
2 751.1 351.35
4. Ежегодный экономический эффект
внедрения АСКУЭ
(п. 3 - п.
2)
7 103.47 907.21
5. Период окупаемости затрат на
внедрение АСКУЭ
п. 1/п. 4 4.2 года

потребителя), что значительно повышает платежную дисциплину.

Таким образом, при расчете экономического эффекта от повышения уровня оплаты потребленной электроэнергии Eо, после реализации комплекса мероприятий, связанных с внедрением Smart IMS и биллинговой системы расчетов, примем повышение уровня оплаты электроэнергии на 16%.

Eо = Kty x Pc x 12 x Kо x t

Kо - 0,15 - коэффициент увеличения уровня оплаты потребленной электроэнергии на Eо = 7830 x 150 x 12 x 0.16 x 1.22 = 2751148 рублей/год.

Eо = 2751148 рублей/год

7. Организация управления программой

и контроль за ходом ее реализации

Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик-координатор программы, комитет ЖКХ департамента развития городского хозяйства администрации городского округа г. Воронеж.

Руководитель аппарата

Воронежской городской Думы

О.В.Патрина

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Программы Auditor