Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

Концепция

Концепция

проекта федерального закона «О теплоснабжении»

1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования законопроекта, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности

Проект федерального закона «О теплоснабжении» (далее именуется – законопроект) разработан Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации во исполнение пункта 6 Плана мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005-2006 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003г. №865-р (с последующими изменениями и дополнениями).

Основной идеей законопроекта является создание комплексной системы правового регулирования отношений в сфере теплоснабжения. Теплоснабжение – это сфера обращения специфического товара - тепловой энергии (мощности, теплоносителя), которая в настоящее время находится под воздействием ряда социально-экономических реформ: электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, системы местного самоуправления. Однако до настоящего времени в Российской Федерации на законодательном уровне не существует нормативного правового акта, который бы устанавливал в полной мере правовые основы совокупности отношений в сфере теплоснабжения. Последствием этого является отсутствие единства правоприменительной практики, недостаточные темпы развития систем теплоснабжения, низкий уровень инвестиций в отрасли. Таким образом, законопроект призван установить на законодательном уровне четкие правила регулирования отношений в сфере теплоснабжения и синхронизировать воздействие на отрасль проводимых в настоящее время реформ в смежных отраслях.

Целью законопроекта является создание системы регулирования отношений в сфере теплоснабжения, обеспечивающей надежные и экономичные поставки потребителям тепловой энергии надлежащего качества, а также инвестиционную привлекательность деятельности в этой сфере. Для этого законопроект предусматривает нормы, которые:

определяют права, обязанности и ответственность каждого участника сферы теплоснабжения, в том числе потребителей, в правовых отношениях, возникающих по поводу купли-продажи тепла, а также функционирования и развития систем теплоснабжения;

устанавливают полномочия и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления;

преобразуют сферу теплоснабжения в полноценный стабильный, социально-ответственный и эффективный бизнес;

стимулируют развитие сферы теплоснабжения в наиболее эффективных направлениях с точки зрения долгосрочных интересов потребителей.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в процессе производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии; создания, функционирования и развития систем теплоснабжения, а также реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.

Исходя из этого в круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, входят теплоснабжающие организации, в том числе производители тепловой энергии, теплосетевые организации, потребители тепловой энергии, иные участники сферы теплоснабжения, а также органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Место будущего закона в системе действующего законодательства

Предлагаемый законопроект станет комплексным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере энергетики и содержащим нормы различных отраслей законодательства.

В основном, законопроект содержит нормы гражданского законодательства, которые направлены на реализацию положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, положений параграфа 6 главы 30 части второй, регулирующих, в том числе, отношения по снабжению тепловой энергией.

Кроме того, законопроект направлен на реализацию жилищного законодательства, в частности Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования условий договоров теплоснабжения с управляющими компаниями и собственниками многоквартирных домов; развивает положения Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» в части определения функций и полномочий Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Также законопроект направлен на реализацию таких системообразующих законов Российской Федерации как Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части уточнения способов реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации теплоснабжения поселений.

Законопроект, после его вступления в силу, займет в системе законодательства Российской Федерации положение системообразующего закона, регулирующего отношения в сфере теплоснабжения, на основании норм которого будет осуществляться дальнейшее развитие системы регулирования указанных отношений.

3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в сфере теплоснабжения

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере теплоснабжения, в настоящее время характеризуется явной недостаточностью и фрагментарностью.

Отдельные аспекты взаимоотношений потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями регламентируются главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 539-548), в соответствии с которой нормы о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным с подачей потребителям тепловой энергии через присоединенную сеть, однако для систем централизованного теплоснабжения эти отношения являются лишь частью сложного производственно-коммерческого процесса. Правовое регулирование теплоснабжения характеризуется нечеткостью прав и обязанностей участников отношений, отсутствием адекватного понятийного аппарата, отсутствием правовой основы для определения финансовых и технологических обязательств различных участников таких отношений и своевременного их выполнения.

В судебной практике зачастую возникают споры по поводу разрешения разногласий при заключении договоров теплоснабжения (преддоговорные споры), а также споры, связанные с определением объемов реализуемой тепловой энергии и теплоносителя и определения состава участников договорных отношений в сфере теплоснабжения в случаях обслуживания теплоснабжающими организациями многоквартирных домов и общежитий. Таким образом, существующая нормативная база не способна в полном объеме охватить все содержание отношений, возникающих по поводу теплоснабжения.

Организация в границах поселения теплоснабжения населения отнесена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, однако содержание этого полномочия не конкретизировано и не установлены конкретные механизмы его реализации. В процессе реформирования электроэнергетики, осуществляемом в соответствии с законодательством об электроэнергетике, меняется организационная структура отрасли и, соответственно, организационная структура сферы теплоснабжения поселений. Это требует изменения и четкой регламентации прав и обязанностей всех участников сферы теплоснабжения для обеспечения надежного и эффективного теплоснабжения в интересах потребителей.

Ценовое регулирование в теплоснабжении осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и рядом подзаконных актов, принятых во исполнение данных законов.

В свою очередь, положения Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» направлены на регулирование отношений в сфере теплоснабжения только в переходный период реформирования электроэнергетики. Учитывая данное обстоятельство, в рамках заложенной модели будет предусмотрено введение в действие отдельных положений законопроекта, регламентирующих систему государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию после окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.

Федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и «О концессионных соглашениях» предусматривают возможность заключения договоров на длительный срок, но при этом не создан механизм ценового регулирования таких отношений.

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» сформировал механизм инвестирования в развитие организаций коммунального комплекса, однако не была учтена специфика сферы теплоснабжения (а именно – наличие нескольких собственников в одной системе теплоснабжения), которая требует введения специального порядка и критериев принятия эффективных и недискриминационных решений по их развитию, а также специфической договорной системы для их реализации.

Таким образом, единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере теплоснабжения в современных условиях, не существует. Правоприменительная практика последних лет показывает, что обеспечить качественное правовое регулирование сферы теплоснабжения и регламентировать разнообразные сложные процессы в сфере теплоснабжения с помощью фрагментарного правового регулирования, посвященного только отдельным вопросам, практически невозможно.

4. Основные механизмы регулирования отношений в сфере теплоснабжения, предлагаемые в законопроекте

В связи с вышеизложенным, предполагается, что выявленные проблемы могут быть решены за счет определения в законопроекте следующих базовых принципов регулирования отношений в сфере теплоснабжения и создания эффективных механизмов их реализации.

1) Установление особенностей отношений участников сферы теплоснабжения, обеспечивающих надежное и качественное теплоснабжение, для чего законопроектом предусматривается:

определение ответственности сторон за соблюдение установленных в договорах между участниками сферы теплоснабжения требований по параметрам и режимам работы (включая ответственность потребителя, как элемента системы, влияющего на ее работу и ответственность сторон при ограничениях по поставкам топлива, в чрезвычайных и аварийных ситуациях);

обязательность регламентации действий по наладке и регулированию работы системы теплоснабжения и контроля за выполнением всеми сторонами (включая потребителей) своих обязательств по объемам и режимам поставки и использования теплоносителя;

обязательность согласования сроков ремонтов, а также регламентация взаимодействия организаций в чрезвычайных и аварийных ситуациях, при ограничениях по поставке топлива;

установление требований к организациям, осуществляющим продажу тепла; определение процедуры вывода значимого оборудования и тепловых сетей в долгосрочный ремонт и из эксплуатации, направленной на предотвращение возникновения дефицита тепловой энергии и мощности.

2) Установление прав, обязанностей и ответственности участников сферы теплоснабжения для обеспечения стабильности, выгодности и недискриминационности отношений в сфере теплоснабжения за счет:

установления финансовых прав и обязанностей сторон по договорам в сфере теплоснабжения, в том числе мер стимулирования к реализации мероприятий, улучшающих работу системы в целом;

установления правил заключения договоров сроком более 1 года;

введения возможности для потребителей заключать договоры теплоснабжения с организацией, к сети которой они присоединены через сети другой организации, при установлении обязательств теплоснабжающей организации самостоятельно урегулировать отношения по передаче тепловой энергии в интересах потребителей;

введения обязательности определения и учета при регулировании тарифов и реализации тепловой энергии оптимального режима работы источников тепла и тепловых сетей в интересах потребителей;

определения особенностей организации отношений по поставкам тепла в многоквартирные дома (в том числе при выборе собственником непосредственного способа управления многоквартирным домом), введения обязательной письменной формы договора теплоснабжения;

установление принципов недискриминационности доступа к сетям теплоснабжения;

определения особенностей отсоединения поставщиков и потребителей от системы теплоснабжения;

создания системы, стимулирующей повсеместное введение учета тепла;

раскрытие информации о структуре тарифов в сфере теплоснабжения.

3) Создание условий для оптимального развития сферы теплоснабжения, в том числе:

определение особенностей механизма принятия инвестиционных решений, обеспечивающих их объективность и недискриминационность, включая:

уточнение порядка и критериев принятия инвестиционных решений, обеспечивающих приоритет надежности, экономичности и экологичности теплоснабжения для потребителей,

встраивание системы принятия инвестиционных решений в процесс разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в части теплоснабжения;

создание системы реализации принятых решений через договорные отношения и при установлении тарифов;

уточнение особенностей подключения потребителей и производителей к системам централизованного теплоснабжения, обеспечивающих прозрачность этой процедуры и согласованность параметров подключения по всей цепочке поставки тепла, уточнение вопросов собственности на создаваемые объекты;

определение особенностей концессионных соглашений, заключаемых в сфере теплоснабжения;

обеспечение равной конкуренции инвестиционных проектов, разработанных по единой методологии, обеспечивающей полноценную оценку последствий и затрат на реализацию проектов.

4) Формирование целевой модели государственного ценового регулирования в сфере теплоснабжения, устанавливающей стимулы для участников сферы теплоснабжения к снижению своих издержек, включая:

стимулирование теплоснабжающих организаций к снижению издержек и к оптимальному развитию в интересах потребителей;

стимулирование потребителей к снижению потерь теплоносителя и заявленной тепловой мощности;

стимулирование промышленных потребителей к присоединению к системам централизованного теплоснабжения и увеличению объемов приобретения тепла из системы теплоснабжения;

поэтапную ликвидацию различных видов перекрестного субсидирования в теплоснабжении;

меры по стабилизации отношений на рынке тепла за счет заключения долгосрочных договоров и установления долгосрочных тарифов.

) Определение критериев (технологических и организационных условий) и порядка принятия решений регулирующими органами о прекращении государственного регулирования тарифов для источников тепла в отдельном поселении (или в отдельной системе централизованного теплоснабжения) при осуществлении экономически оправданного перехода отношений из состояния отсутствия конкуренции в состояние конкурентного рынка тепловой энергии.

6) Определение полномочий органов государственной власти и способов реализации полномочий местного самоуправления в сфере теплоснабжения, в частности:

полномочий Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти по установлению правовых основ рынка тепловой энергии (включая меры антимонопольного и тарифного регулирования) и установлению основ федеральной политики;

полномочий органов государственной власти субъектов Российской федерации в части тарифного регулирования и участия в принятии решений по изменению системы организации отношений в сфере теплоснабжения поселения;

полномочий органов местного самоуправления по организации в границах поселения теплоснабжения населения (включая утверждение Программы комплексного развития системы теплоснабжения; тарифное регулирование в соответствии с законодательством; заключение инвестиционных соглашений в сфере теплоснабжения; согласование вывода теплоустановок из эксплуатации).

5. Социально-экономические, политические и юридические последствия реализации будущего закона

Принятие законопроекта позволит:

сформировать экономические и правовые основы для обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения;

повысить инвестиционную привлекательность отрасли за счет введения ясных и понятных правил регулирования отношений в отрасли;

обеспечить перспективный переход потенциально конкурентных секторов данной отрасли к развитию рыночных отношений;

повысить финансовую устойчивость теплоснабжающих организаций как основного элемента системы теплоснабжения;

создать эффективную нормативную основу регулирования отношений в сфере теплоснабжения, устраняющую пробелы в действующем законодательстве и обеспечивающую необходимый уровень правового регулирования.

Принятие законопроекта будет иметь положительные социально-экономические последствия (повышение надежности и экономичности централизованного теплоснабжения, привлечение инвесторов и эффективных собственников в производство и передачу тепловой энергии, повышение устойчивости развития указанной сферы).

Предполагается, что перечисленные выше принципы и механизмы должны быть реализованы в рамках разработанного законопроекта, однако потребуется внесение изменений и дополнений в ряд иных федеральных законов. Изменения и дополнения в действующее законодательство будут подготовлены и обоснованы в сроки, обеспечивающие их представление в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации, в едином пакете с законопроектом.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru