Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

Вносится Правительством

Российской Федерации

Проект


Российская Федерация

Федеральный закон «О теплоснабжении»

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих по поводу производства, передачи, распределения и потребления тепловой энергии (мощности) в системах теплоснабжения; создания, функционирования и развития таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.


Статья 2. Законодательство Российской Федерации о теплоснабжении

Законодательство Российской Федерации о теплоснабжении основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере теплоснабжения федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.


Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

тепловая энергия (тепло) - товар, характеризуемый расходом теплоносителя и его термодинамическими параметрами (температурой, давлением);

теплоноситель - вещество, с помощью которого производиться передача тепловой энергии с последующим ее преобразованием в иные виды энергии;

качество тепловой энергии – установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения термодинамические и иные физико-химические характеристики теплоносителя, совокупность которых определяет степень пригодности указанного теплоносителя для работы тепловых энергоустановок потребителей;

тепловая установка – устройство, предназначенное для производства тепловой энергии (источник тепла) либо использования тепловой энергии на цели отопления, горячего водоснабжения, вентиляции или технологические нужды (теплопотребляющая установка);

тепловая мощность – количество тепловой энергии, которое может быть произведено или передано по тепловым сетям за единицу времени;

тепловая нагрузка – количество тепловой энергии, потребляемое за единицу времени на теплопринимающих установках потребителей;

теплоснабжение – поставка тепловой энергии потребителям;

рынок тепла (тепловой рынок) – сфера обращения товара – тепловой энергии (мощности) в рамках одной системы теплоснабжения с участием производителей тепловой энергии и потребителей тепловой энергии;

потребитель тепловой энергии (мощности) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд, в том числе для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и центрального отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая сбыт потребителям тепловой энергии (мощности) по договору теплоснабжения при условии владения на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, а также организация – единый закупщик;

единый закупщик – теплоснабжающая организация, не имеющая собственных источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в которой она осуществляет сбыт, и закупающая тепловую энергию (мощность) не менее чем у двух производителей тепловой энергии;

услуги по передаче тепловой энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным требованиям, подачу теплоносителя на границах балансовой принадлежности с иными тепловыми сетями или с потребителем в соответствии с установленными нормативными правовыми актами и/или договором по оказанию услуг по передаче тепловой энергии (мощности) требованиям, а также преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах;

коммерческий учет тепловой энергии – процедура установления количества и качества тепловой энергии путем измерений приборами учета или расчетным путем в случае отсутствия приборов учета для целей расчетов по договорам;

услуги коммерческого учета тепловой энергии – услуги по поставке, установке и эксплуатации приборов учета тепловой энергии (теплоносителя);

долгосрочный тариф – тариф, устанавливаемый на срок не менее 2 лет в виде фиксированной тарифной ставки, либо по формуле, учитывающей влияние основных факторов изменения цены;

система теплоснабжения – совокупность источников тепла и принадлежащих потребителям тепловой энергии теплопринимающих установок, связанных тепловыми сетями и не имеющих гидравлических связей с другими системами теплоснабжения;

режим поставки тепловой энергии - гидродинамические и энергетические характеристики процессов, связанных с передачей тепловой энергии от источника и (или) от тепловой сети потребителю, в том числе: поддержание расходов теплоносителя в единицу времени, давления и разности давлений теплоносителя не ниже параметров, указанных в договоре теплоснабжения;

режим потребления тепловой энергии – гидродинамические и термодинамические энергетические характеристики процесса потребления тепловой энергии;

комбинированная выработка электрической и тепловой энергии - режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;

прибор учета тепловой энергии – устройство (совокупность устройств), предназначенное для измерения количественных характеристик вырабатываемой, передаваемой и потребляемой тепловой энергии, соответствующее обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами;

точка учета тепловой энергии – элемент системы теплоснабжения, на котором устанавливаются приборы учета или в месте расположения которого рассчитываются объемы производимой, передаваемой или потребляемой тепловой энергии (теплоносителя) для целей коммерческого учета;

услуга по диспетчеризации работы системы теплоснабжения - комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы системы теплоснабжения, направленных на обеспечение надежного теплоснабжения и качества тепловой энергии, соответствующего требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) договоров теплоснабжения;

теплосетевая организация – организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии, и не осуществляющая ее сбыт;

субъекты теплоснабжения - организации, владеющие на праве собственности или иных законных основаниях источниками тепловой энергии, теплосетевые организации, теплоснабжающие организации, а также организации, осуществляющие услуги по наладке и регулированию системы теплоснабжения и (или) по диспетчеризации работы системы теплоснабжения;

регулируемый вид деятельности – вид деятельности, в рамках которого расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), подлежащим регулированию. Настоящее понятие не означает применения в отношении этой деятельности какого-либо иного регулирования, кроме установления цен (тарифов).


Глава 2. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения


Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся:

разработка и реализация государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии Российской Федерации;

установление правил заключения и исполнения публичных договоров в сфере теплоснабжения, включая существенные условия указанных договоров;

реализация предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона полномочий в сфере регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

определение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и распределение между федеральными органами исполнительной власти полномочий в области государственного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения, а также координация их деятельности;

утверждение порядка принятия решений по отмене регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность);

определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять и координировать проверки готовности к отопительному периоду;

установление стандартов раскрытия информации при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения субъектами теплоснабжения, предусматривающих, в том числе размещение информации о структуре затрат, включаемых в регулируемые цены (тарифы), на официальном сайте органа регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

2. К полномочиям Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти относятся:

контроль за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации о теплоснабжении;

утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии (мощности), в том числе методик по установлению нормативов потребления тепловой энергии (мощности) при отсутствии приборов учета в многоквартирных домах, общежитиях и объектах бюджетных учреждений, и методик расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

установление порядка определения органами местного самоуправления размера расходов теплоснабжающих организаций, возникших в связи с реализацией тепловой энергии (мощности) с учетом субсидий, компенсаций и льгот, по которым не осуществляется адресная поддержка населению;

утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду;

установление категорий потребителей тепловой энергии (мощности) по надежности теплоснабжения с учетом климатических условий, а также требований к потребителям и субъектам теплоснабжения по принятию ими дополнительных мер по обеспечению надежности теплоснабжения;

установление требований к форме и содержанию обосновывающих материалов для принятия решений по отмене государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона;

антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения.

3. В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей, федеральные органы исполнительной власти вправе:

направлять юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания о совершении действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о теплоснабжении, о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров, обязанность заключения которых предусмотрена законодательством Российской Федерации о теплоснабжении;

направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о теплоснабжении;

запрашивать и получать от субъектов теплоснабжения информацию, необходимую при осуществлении полномочий в сфере теплоснабжения;

рассматривать жалобы субъектов теплоснабжения и потребителей о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных субъектов теплоснабжения и потребителей;

применять меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о теплоснабжении и осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

обращаться с исками в суд, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о теплоснабжении.


Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

2. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся:

реализация предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона полномочий в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

принятие решений по частичной или полной отмене государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о теплоснабжении;

осуществление всех или части полномочий по организации теплоснабжения в границах муниципального образования в случае передачи этих полномочий органами местного самоуправления по соглашению с субъектом Российской Федерации;

осуществление по соглашению с органами местного самоуправления всех или части полномочий по организации теплоснабжения в случае, если одна система теплоснабжения обслуживает несколько муниципальных образований.

3. В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе:

направлять органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о совершении действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о теплоснабжении, о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, в том числе об устранении их последствий;

запрашивать и получать от субъектов теплоснабжения информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.


Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

1. К полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения в границах муниципального образования относятся:

обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования;

утверждение программы комплексного развития систем теплоснабжения поселения и создание условий для ее реализации;

реализация предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона полномочий в сфере регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

согласование вывода тепловых установок из эксплуатации;

внесение предложений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по экономически оправданному переходу отношений в отдельной системе теплоснабжения из состояния, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного теплового рынка, по частичной или полной отмене регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. По соглашению с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления может передать часть своих полномочий по организации теплоснабжения в границах муниципального образования органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.


Глава 3. Государственная тарифная политика в сфере теплоснабжения


Статья 7. Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

1. Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

обеспечение доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей;

обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по безопасному и надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;

стимулирование повышения экономической эффективности деятельности в сфере теплоснабжения;

обеспечение стабильности отношений между поставщиками и потребителями тепловой энергии за счет установления долгосрочных тарифов;

создание экономических условий для реализации экономических преимуществ комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

обеспечение публичности процесса тарифного регулирования в теплоснабжении.

2. Правительство Российской Федерации либо уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) реализует в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения следующие полномочия:

устанавливает основы ценообразования для регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения;

утверждает правила регулирования и применения цен (тарифов);

определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения реализует следующие полномочия:

утверждает методики расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат по видам деятельности теплоснабжающих организаций, а также систему отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов);

устанавливает предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую на электрических станциях с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии, работающих в условиях одновременного отсутствия конкуренции как на оптовом или розничных рынках электрической энергии, так и на тепловом рынке;

рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения;

осуществляет контроль за применением регулируемых цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

устанавливают перечисленные в статье 8 настоящего Федерального закона цены (тарифы), за исключением платы за подключение к системам теплоснабжения, тарифа на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии и предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую на электрических станциях с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии, работающих в условиях одновременного отсутствия конкуренции на оптовом или розничных рынках электрической энергии и на тепловом рынке;

принимают решение о частичной или полной отмене регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

5. Органы местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

устанавливают тариф на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии, период действия тарифа, и круг лиц, обязанных оплачивать указанные услуги (в случаях, установленных настоящим Федеральным законом);

устанавливают размер платы за подключение к системам теплоснабжения;

обращаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) с предложением о принятии решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность),

осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.


Статья 8. Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию

1. Регулированию подлежат следующие цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения:

предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую на электрических станциях с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии, работающих в условиях отсутствия конкуренции на тепловом рынке;

тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на источниках тепла, работающих в условиях отсутствия конкуренции на тепловом рынке;

тарифы на услуги по передаче тепловой энергии;

сбытовая надбавка теплоснабжающей организации;

тарифы на оказание услуг по диспетчеризации работы системы теплоснабжения;

плата за поддержание резервной мощности источника тепловой энергии или тепловой сети при отсутствии покупки тепловой энергии;

плата за подключение к системам теплоснабжения;

тариф на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии в случаях, установленных настоящим Федеральным законом

2. Перечень регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены (тарифы) на иные виды товаров, работ и услуг в сфере теплоснабжения определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.

3. Регулируемые цены (тарифы) устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации раздельно в отношении каждого регулируемого вида деятельности.


Статья 9. Методы, применяемые при осуществлении регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

  1. При установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) в условиях отсутствия конкуренции на тепловом рынке, а также при установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии применяется метод аналогии, основанный на установлении требований к производственным и иным затратам на основе сопоставления с затратами наиболее эффективных образцов производственного оборудования аналогичных типов, работающих в сравнимых условиях, в совокупности с методом экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (обеспечивающей гарантированный возврат вложенного капитала).

Создание и поддержание базы данных для применения метода аналогии осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  1. При установлении сбытовой надбавки теплоснабжающей организации, тарифов на оказание услуг по диспетчеризации работы системы теплоснабжения применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат).
  2. Цены на тепловую энергию (мощность), предоставляемую потребителю по договору теплоснабжения, определяются теплоснабжающей организацией как сумма средневзвешенной стоимости производства (не превышающей установленный предельный тариф) и (или) покупки тепловой энергии (мощности) теплоснабжающей организацией в пределах данной системы теплоснабжения, средневзвешенной стоимости услуг по передаче тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, стоимости услуг по диспетчеризации работы системы теплоснабжения и сбытовой надбавки теплоснабжающей организации. В счете, выставляемом потребителю, данные составляющие должны быть указаны раздельно.

Средневзвешенная стоимость услуг по передаче тепловой энергии дифференцируется по зонам дальности передачи тепловой энергии, определяемым в соответствии с основами ценообразования для регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Цена на горячую воду складывается из тарифа на холодную воду и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии (включая подогрев воды в тепловом пункте) от точки подогрева до потребителя.


Статья 10. Сроки действия регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

1. Регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения устанавливаются на срок не менее 12 месяцев.

2. В случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения на срок не менее 2 лет, регулирующий орган в соответствии с условиями договора устанавливает либо долгосрочный тариф по фиксированной тарифной ставке, либо дополнительную ставку к действующему тарифу, либо, если стороны договора согласовали формулу расчета тарифа, то в соответствии с ней регулирующие органы ежегодно в течение всего срока действия договора производят определение и индексацию ставки тарифа.

3. При установлении регулируемых цен (тарифов) уполномоченный орган в области регулирования цен (тарифов) обязан учитывать затраты регулируемых организаций, связанные с реализацией программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в части теплоснабжения, концессионных и иных соглашений, заключаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также с соблюдением оптимизированного графика тепловых нагрузок источников тепловой энергии и режимов работы тепловых сетей в отопительный период и вне его.

4. В случае, если у организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в течение периода регулирования возникли по объективным причинам экономически обоснованные расходы (включая расходы по привлечению и обслуживанию долговых обязательств), не учтенные при установлении цен (тарифов) в текущем периоде регулирования, указанные расходы должны быть учтены уполномоченными органами в области регулирования цен (тарифов) при установлении цен (тарифов) на последующие периоды регулирования.

5. Цена в договоре теплоснабжения может быть уменьшена в случае, указанном в пункте 6 статьи 18 настоящего Федерального закона.


Статья 11. Способы установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

1. Тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются индивидуально в отношении каждого источника тепловой энергии в виде двух ставок – за тепловую энергию и за предоставляемую тепловую мощность.

По ходатайству регулируемой организации возможно установление единой цены на тепловую энергию и предоставляемую тепловую мощность в отношении источников тепловой энергии, принадлежащих указанной организации и функционирующих в одной системе теплоснабжения.

2. Ставки за тепловую энергию могут устанавливаться дифференцированно в периоды высокой и низкой нагрузки при существенно различающихся затратах на выработку тепловой энергии в эти периоды.

3. При установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии должны быть отдельно установлены: ставка на мощность (пропускную способность) тепловой сети и ставка на услуги по передаче тепловой энергии.

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии дифференцируется по зонам дальности передачи тепловой энергии в соответствии с методиками расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.


Статья 12. Особенности регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, собственник или иной законный владелец которых не установлен

В случае, если организации осуществляют передачу тепловой энергии по сетям, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозным сетям), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию указанных сетей включаются в тариф на услуги по передаче тепловой энергии указанных организаций в порядке, установленном правилами государственного регулирования и применения цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.


Статья 13. Плата за поддержание резервной мощности

Плата за поддержание резервной мощности устанавливается в случае, если потребитель не приобретает тепловую энергию (мощность) у теплоснабжающей организации, но при этом не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопринимающих энергоустановок от тепловой сети.

Плата за поддержание резервной мощности устанавливается как сумма ставки за поддерживаемую тепловую мощность источника тепла и ставки за поддерживаемую мощность тепловых сетей в размерах, необходимых для обеспечения присоединенной тепловой нагрузки потребителя.


Статья 14. Плата за подключение к системам теплоснабжения

Плата за подключение к системам теплоснабжения устанавливается единой по поселению либо индивидуально по каждой системе теплоснабжения и включает необходимые затраты по всем технологически связанным организациям коммунального комплекса, реализующим инвестиционные программы в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.


Статья 15. Особенности определения долгосрочного тарифа на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии

1. Решением органа местного самоуправления в отношении многоквартирных домов, более половины жилых помещений в которых принадлежит на праве собственности муниципальным образованиям, общежитий, находящихся в муниципальной собственности, и помещений, находящихся на праве оперативного управления у муниципальных бюджетных учреждений, может быть введен долгосрочный (на срок от 2 до 5 лет) тариф на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии.

2. Для установления тарифа на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии органы местного самоуправления определяют перечень многоквартирных домов, общежитий и помещений, указанных в пункте 1 настоящей статьи и подлежащих оборудованию приборами учета; проводят конкурс на наименее затратное оказание указанных услуг; определяют затраты на оказание услуг по итогам конкурса и рассчитывают срок действия тарифа на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии для перечисленных объектов.

3. В решении органа местного самоуправления поселения должны быть указаны: величина тарифа, срок действия тарифа, круг лиц, обязанных оплачивать указанные услуги, организация, выигравшая конкурс.


Статья 16. Участие независимых экспертных организаций в процессе тарифного регулирования

В отношении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения может быть проведена экспертиза с привлечением экспертных организаций, отобранных по результатам открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Результаты экспертизы цен (тарифов) являются открытыми.


Статья 17. Условия и порядок отмены регулирования цен (тарифов) тарифов в сфере теплоснабжения

1. Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в условиях естественной монополии и отсутствия конкурентного теплового рынка.

2. В случае возможности осуществления экономически оправданного перехода отношений, возникающих по поводу обращения тепловой энергии в рамках отдельной системы теплоснабжения, из состояния, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного теплового рынка, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления или регулируемых организаций и по согласованию с федеральным антимонопольным органом вправе принять решение о частичной или полной отмене регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность).

Частичная отмена регулирования цен (тарифов) возможна в случаях, когда в определенный период времени либо на определенной части системы теплоснабжения складываются условия для формирования конкурентного теплового рынка при их отсутствии в другие периоды либо в другой части системы теплоснабжения.

3. Условиями отмены регулирования цен (тарифов) в системе теплоснабжения являются наличие одновременно всех нижеуказанных условий:

наличие единой тепловой сети, в которую может поставляться тепловая энергия от нескольких источников при возможности обеспечения стабильного режима поставки и потребления тепловой энергии;

наличие не менее трех организаций, владеющих источниками тепла, поставляемого в единую тепловую сеть, и не являющихся аффилированными между собой лицами;

наличие лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании единой тепловой сетью и не владеющего при этом источниками тепла в данной системе теплоснабжения;

наличие лиц, владеющих источниками тепла и не являющихся аффилированными с лицом, владеющим единой тепловой сетью в данной системе теплоснабжения, либо в равной мере влияющих на принятие решений организацией, владеющей указанной тепловой сетью;

наличие лица, обеспечивающего диспетчеризацию работы системы теплоснабжения в целом, не владеющего в данной системе теплоснабжения источниками тепла и не являющегося аффилированным с лицами, владеющими источниками тепла, либо равные возможности влияния со стороны лиц, владеющих источниками тепла, на принятие решений указанным лицом;

разделение полномочий по наладке и регулированию работы системы теплоснабжения в соответствии с соглашением по управлению системой теплоснабжения.

Нарушение указанных условий после полной или частичной отмены государственного регулирования цен (тарифов) в соответствующей системе теплоснабжения является основанием для принятия уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о введении мер тарифного регулирования.

4. Для принятия решения об отмене регулирования цен (тарифов) орган местного самоуправления либо заинтересованные организации направляют соответствующие предложения и обосновывающие материалы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), который в срок не позднее двух месяцев должен принять решение о частичной (с сохранением предельных цен (тарифов) или полной отмене регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) или предоставить мотивированный отказ в принятии такого решения.

Требования к обосновывающим материалам для осуществления экономически оправданного перехода в состояние конкурентного теплового рынка устанавливаются совместным актом федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) и федерального антимонопольного органа.

5. В случае получения отказа в принятии решения об отмене регулирования цен (тарифов) либо отсутствия такого решения по результатам соответствующего заявления в указанный срок, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации вправе обжаловать действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в федеральный антимонопольный орган или в суд.

Предписание об отмене регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, выданное федеральным антимонопольным органом по итогам рассмотрения жалобы, является обязательным для исполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

6. Решение об отмене государственного регулирования цен (тарифов) принимается по результатам открытых слушаний, проводимых в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). Порядок проведения указанных слушаний определяется совместным актом федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) и федерального антимонопольного органа.


Глава 4. Основы регулирования отношений по теплоснабжению потребителей


Статья 18. Договор теплоснабжения

1. Потребители приобретают тепловую энергию (мощность) у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, который является публичным.

В соответствии с договором теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю тепловую энергию, соответствующую количественным и качественным параметрам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения, а также обеспечить готовность нести указанную в договоре тепловую нагрузку (предоставлять тепловую мощность), а потребитель обязуется оплачивать полученную тепловую энергию (мощность) и обеспечивать соблюдение установленного договором режима потребления и надлежащую эксплуатацию принадлежащих ему теплопотребляющих установок, используемых для получения и преобразования тепловой энергии (мощности) по данному договору.

Реализация тепловой энергии (мощности) (осуществление теплоснабжения) допускается лицами, осуществляющими деятельность по производству и (или) передаче тепловой энергии (мощности), или являющимися единым закупщиком.

2. Договор теплоснабжения заключается между потребителем и теплоснабжающей организацией, к тепловым сетям которой присоединена теплопринимающая установка потребителя, или теплоснабжающей организацией, обеспечивающей через тепловые сети иных организаций поставку тепловой энергии на теплопринимающую установку потребителя.

В последнем случае теплоснабжающая организация обязана самостоятельно урегулировать договорные отношения с организациями, через тепловые сети которых должна осуществляться поставка тепловой энергии.

Выбор теплоснабжающей организации, с которой может быть заключен договор теплоснабжения, осуществляться потребителем самостоятельно.

3. Теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю в заключении договора теплоснабжения при наличии у нее технической возможности поставки тепловой энергии (мощности) данному потребителю, выполнении им технических условий на подключение и наличии свободных мощностей источников тепла и тепловых сетей.

Теплоснабжающая организация не может отказать потребителю в продлении срока действия договора теплоснабжения или заключении нового договора теплоснабжения с потребителем, предусматривающего поставку тепловой энергии (мощности) в объеме не менее установленного в договоре теплоснабжения на год, предшествующий году, на который продлевается договор теплоснабжения или заключается новый договор.

В случае необходимости увеличения объемов поставляемой тепловой энергии (мощности) либо в отношении новых потребителей теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения, предусматривающий поставку объема тепловой энергии (мощности) в количестве, не превышающем условия подключения к тепловым сетям, за исключением следующих случаев:

- отсутствия необходимого резерва мощности источников тепла и тепловой сети;

- нарушения надежности теплоснабжения;

- невозможности выполнения условий иных договоров теплоснабжения;

- при наличии задолженности по оплате данным потребителем поставленной тепловой энергии (мощности) до погашения задолженности.

4. В случае, когда для передачи потребителю тепловой энергии (мощности) требуется заключение договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности) по сетям третьего лица, исполнение обязательств теплоснабжающей организации по снабжению тепловой энергией (мощностью) потребителя на основании договора теплоснабжения может осуществляться только после заключения теплоснабжающей организацией с указанным третьим лицом договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности).

5. Договор теплоснабжения заключается в простой письменной форме на определенный срок. Несоблюдение простой письменной формы договора теплоснабжения влечет его недействительность.

6. В случае, если потребитель представляет в органы государственного регулирования цен (тарифов) согласованное с теплоснабжающей организацией обоснование того, что проводимые им мероприятия или изменение режима его работы (при сохранении объемов потребления тепловой энергии (мощности), либо подключение дополнительной мощности приведут к существенной экономии совокупных затрат в системе теплоснабжения на поставку тепловой энергии (мощности), цена в договоре теплоснабжения для данного потребителя может быть уменьшена в порядке и в размере, устанавливаемом в методических указаниях по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

7. Цена в договоре теплоснабжения, заключаемом с потребителем, имеющим сезонный график потребления тепловой энергии (мощности), поставки которому не осуществляются в летний период, устанавливается в полном размере на сезон потребления тепловой энергии (мощности) и в размере платы за поддержание резерва мощности источника тепловой энергии и (или) тепловой сети вне сезона потребления.


Статья 19. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности)

1. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности) теплосетевая организация обязуется осуществлять комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным нормативными правовыми актами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и подачу теплоносителя в соответствии с установленными договором оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности) требованиями, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

2. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности) является публичным и заключается в простой письменной форме на определенный срок. Несоблюдение простой письменной формы договора влечет его недействительность.

3. Существенными условиями договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности) являются, в том числе: способ распределения потерь тепла между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границах тепловых сетей; порядок обеспечения доступа сторон (либо, по взаимной договоренности, иной организации) к тепловым сетям и приборам учета в целях оценки реальных потерь тепловой энергии в тепловых сетях, согласованные графики ремонтов тепловых сетей и источников тепловой энергии.

4. Организации, владеющие тепловыми сетями, к которым обратилась теплоснабжающая организация для заключения договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности) потребителям, обязаны заключить указанные договоры на условиях, обеспечивающих выполнение условий договора теплоснабжения. Организация может отказать в заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности) только по следующим основаниям:

- отсутствие заключенных договоров теплоснабжения;

- несоответствие заявки теплоснабжающей организации техническим условиям подключения потребителей к тепловым сетям в части максимальной присоединенной тепловой нагрузки;

- несоответствие заявки теплоснабжающей организации в части параметров качества поставляемой тепловой энергии аналогичным условиям договоров относительно иных потребителей на участке тепловой сети, не оборудованном техническими устройствами, позволяющими изменять параметры качества поставляемой тепловой энергии.


Статья 20. Отношения между субъектами теплоснабжения

1. Организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и тепловыми сетями в одной системе теплоснабжения, а также организации, осуществляющие услуги по наладке и регулированию системы теплоснабжения и (или) по диспетчеризации работы системы теплоснабжения (в случае, если указанные виды деятельности осуществляются разными организациями), обязаны заключить между собой соглашение по управлению системой теплоснабжения.

2. Предметом соглашения является порядок взаимных действий по обеспечению непрерывного взаимосвязанного технологического процесса функционирования системы теплоснабжения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Обязательными условиями соглашения являются:

- определение соподчиненности диспетчерских служб организаций и порядок их взаимодействия;

- порядок организации наладки и регулирования работы системы теплоснабжения;

- порядок обеспечения доступа сторон (либо, по взаимной договоренности, иной организации) для осуществления наладки и регулирования работы системы теплоснабжения;

- оптимизированный по стоимости тепловой энергии график тепловых нагрузок и режимов работы тепловых сетей, составленный исходя из условий договоров теплоснабжения в отопительный период и вне его (режимная карта), являющийся приложением к соглашению и представляемый в уполномоченные органы в области регулирования цен (тарифов);

- порядок взаимодействия организаций в чрезвычайных и аварийных ситуациях;

- порядок оплаты услуг по наладке и регулированию системы теплоснабжения и по диспетчеризации работы системы теплоснабжения.

3. Теплоснабжающая организация вправе приобрести у другой теплоснабжающей организации тепловую энергию (мощность) по договору поставки тепловой энергии. Теплоснабжающая организация вправе отказать другой теплоснабжающей организации в заключении договора поставки тепловой энергии (мощности) только в следующих случаях:

- при наличии у последней задолженности по платежам за тепловую энергию (мощность);

- при отсутствии достаточных мощностей источников тепла и тепловых сетей;

- при создании недопустимого режима работы системы теплоснабжения;

- при невозможности исполнения обязательств по ранее заключенным договорам.


Статья 21. Условия деятельности единого закупщика

Единый закупщик обязан заключить соглашение по управлению системой теплоснабжения со всеми субъектами теплоснабжения в данной системе и приобретать тепловую энергию (мощность) на основе режимной карты, являющейся приложением к указанному соглашению.

Статья 22. Особенности теплоснабжения многоквартирных домов и общежитий, а также помещений, принадлежащих на праве оперативного управления бюджетным учреждениям

1. Договор теплоснабжения многоквартирных домов и общежитий, а также помещений, принадлежащих бюджетным учреждениям, может заключаться теплоснабжающей организацией со следующими лицами:

лицами, владеющими данными объектами недвижимого имущества на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании;

лицами, представляющими интересы собственников помещений в указанных домах в том числе, организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом;

нанимателями жилых помещений.

2. Договор теплоснабжения, заключаемый между теплоснабжающей организацией и лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, предусматривает поставку тепловой энергии (мощности), в объемах, необходимых для предоставления коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению для собственников и арендаторов помещений, теплоснабжения производственных помещений и для использования на содержание общего имущества многоквартирного дома (включая потери во внутридомовых сетях).

При выборе собственниками жилья непосредственной формы управления многоквартирным домом они обязаны определить лицо, представляющее их интересы по договору теплоснабжения и являющееся стороной договора теплоснабжения. При этом собственниками должно быть определено лицо, осуществляющее содержание общего имущества многоквартирного дома и обязанное заключить договор теплоснабжения, предусматривающего поставку тепловой энергии (мощности), в объемах, необходимых для содержания общего имущества, арендуемых нежилых помещений и компенсации потерь во внутридомовых сетях.

3. Запрещается совмещать деятельность по теплоснабжению и оказанию коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении многоквартирных домов и общежитий.

4. При отсутствии приборов учета тепловой энергии расчеты за потребление тепловой энергии по договору теплоснабжения, заключаемому в отношении многоквартирных домов и общежитий, осуществляются на основе нормативов потребления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, устанавливаемыми в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

5. Снабжение тепловой энергией (мощностью) бюджетных учреждений осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключаемого с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В случае, если стоимость потребленной тепловой энергии (мощности) превышает сумму, предусмотренную на эти нужды в бюджете текущего года, оплата в размере долга, увеличенного на соответствующую величину инфляции цен на промышленную продукцию, должна быть предусмотрена в бюджете следующего года и выплачена в течение первого квартала следующего года.

6. При отсутствии приборов учета тепловой энергии расчеты за потребление тепловой энергии (мощности) по договору теплоснабжения, заключаемому в отношении бюджетных учреждений, осуществляется исходя из тепловой нагрузки указанных учреждений, рассчитанной с учетом фактической температуры наружного воздуха.


Статья 23. Компенсация расходов теплоснабжающей организации, возникших в связи с реализацией тепловой энергии (мощности) с учетом субсидий, компенсаций и льгот

1. Расходы теплоснабжающих организаций, возникшие в связи с реализацией тепловой энергии (мощности) с учетом субсидий, компенсаций и льгот, установленных законодательством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления, по которым не осуществляется адресная поддержка населению, возмещаются теплоснабжающим организациям из соответствующих бюджетов.

2. В случае если средства, предоставляемые из бюджета, не компенсируют в полном объеме указанные расходы, а также обязательства бюджетных учреждений по оплате приобретенной тепловой энергии (мощности) на дату завершения текущего финансового года, такая компенсация должна быть предоставлена не позднее окончания первого квартала следующего финансового года с включением указанных расходов в соответствующий бюджет на очередной финансовый год, или иным образом по согласованию с соответствующей теплоснабжающей организацией, расходы которой не были полностью компенсированы. В случае несоблюдения данного требования причиненные теплоснабжающей организации убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

3. В целях определения размера расходов теплоснабжающих организаций, подлежащих возмещению из соответствующего бюджета, органами местного самоуправления в отношении каждой из таких организаций составляется акт, определяющий размер расходов теплоснабжающей организации по каждому виду льгот, компенсаций и субсидий, по которым не осуществляется адресная поддержка населению. Акт составляется по состоянию на конец текущего финансового года и подлежит согласованию с теплоснабжающей организацией.

В случае если до окончания первого квартала следующего финансового года органы местного самоуправления не составили указанный акт или не согласовали его с теплоснабжающей организацией, определение объема средств для компенсации суммы расходов теплоснабжающей организации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Порядок определения органами местного самоуправления размера расходов теплоснабжающих организаций, подлежащих компенсации из бюджета, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом недопустимости перекрестного субсидирования между различными группами потребителей тепловой энергии (мощности).


Статья 24. Раскрытие информации субъектами теплоснабжения

Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, связанной с обеспечением снабжения потребителей тепловой энергией (мощностью), в том числе информацию о стоимости тепловой энергии (мощности), приобретаемой у других организаций, расходах, связанных с производством тепловой энергии на принадлежащих им тепловых установках, расходах, связанных с обеспечением передачи тепловой энергии потребителям по тепловым сетям, а также об уровне тепловых потерь.

Перечень информации, подлежащий раскрытию указанными организациями, и порядок ее раскрытия определяются правилами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.


Статья 25. Подготовка к отопительному периоду

1. Проверке готовности к отопительному периоду подлежат все организации, осуществляющие выработку и передачу тепловой энергии (мощности), включая преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах, управление режимами работы системы теплоснабжения, а также все потребители тепловой энергии, подключенные к системе теплоснабжения.

2. Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти утверждаются правила оценки готовности к отопительному периоду, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии по надежности теплоснабжения с учетом климатических условий, а также требования к потребителям и субъектам теплоснабжения по принятию ими дополнительных мер по обеспечению надежности теплоснабжения.

3. Проверка источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется для подтверждения соответствия требованиям, установленным в правилах оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения по управлению системой теплоснабжения, готовности к выполнению графика тепловых нагрузок, указанных в режимной карте, а в отношении источников тепловой энергии - также и для подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

4. Проверка объектов потребителей осуществляется для подтверждения соответствия требованиям, установленным в правилах оценки готовности к отопительному периоду, готовности теплопринимающего оборудования к работе, готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, а также наличия действующих приборов учета.


Статья 26. Организация коммерческого учета тепловой энергии

1. Количество тепловой энергии реализуемой по договору теплоснабжения или передаваемой по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, подлежит коммерческому учету.

2. Коммерческий учет тепловой энергии осуществляется путем измерений приборами учета, установленными на границе смежных тепловых сетей, принадлежащих различным субъектам теплоснабжения, и (или) потребителям, если договором теплоснабжения или оказания услуг по передаче тепловой энергии не установлено иное.

Точка учета располагается на границе смежных объектов системы теплоснабжения, принадлежащих различным субъектам теплоснабжения и (или) потребителям, если соглашением между ними не установлено иное.

Границей тепловых сетей многоквартирного дома, если договором не установлено иное, считаются стена ближайшей к дому (по тепловой сети) камеры, в которой установлены задвижки, принадлежащие собственнику смежной тепловой сети или источника тепловой энергии.

3. Обязательные требования к приборам учета тепловой энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

4. Коммерческий учет тепловой энергии расчетным путем допускается временно до оборудования границ смежных тепловых сетей приборами учета тепловой энергии, а также в случае неисправности приборов учета тепловой энергии, но не более двух месяцев с момента обнаружения неисправности.

5. Ввод в эксплуатацию вновь сооружаемых источников тепловой энергии, тепловых сетей и объектов потребителей тепловой энергии (мощности), без оборудования их границ приборами учета тепловой энергии не допускается. Приборы учета тепловой энергии устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии, тепловых сетей или объектов, потребляющих тепловую энергию (мощность), и эксплуатируются ими самостоятельно или по договору оказания услуг коммерческого учета со специализированной организацией.

Приборы учета тепловой энергии во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиком на границе дома за свой счет до ввода дома в эксплуатацию.

6. Владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, а также объектов, потребляющих тепловую энергию (мощность) (за исключением многоквартирных домов, более половины жилых помещений в которых принадлежит на праве собственности муниципальным образованиям, общежитий, находящихся в муниципальной собственности, объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям), введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона и не оборудованных приборами учета тепловой энергии, обязаны оборудовать их приборами учета тепловой энергии не позднее 1 января 2011 года за свой счет.

Стоимость приобретения и установки приборов учета тепловой энергии организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, включаются в состав затрат, связанных с реализацией товаров (работ, услуг).

7. Лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании помещениями в многоквартирном доме с преобладающей долей муниципальной собственности и общежитиях, находящихся в муниципальной собственности, объектами недвижимого имущества, принадлежащими на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона и не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, обязаны установить их до 1 октября 2010 года.

Средства, необходимые для установки приборов учета тепловой энергии на границе многоквартирных домов, общежитий и объектов недвижимого имущества бюджетных организаций, могут быть предоставлены из соответствующих бюджетов. По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), принимаемого на основании ходатайства органа местного самоуправления, средства на установку приборов учета тепловой энергии могут быть включены в состав тарифа на тепловую энергию (мощность) (при установке приборов учета тепловой энергии теплоснабжающими организациями) или тарифа на оказание услуг по передаче тепловой энергии (мощности). Приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах могут быть также установлены управляющей организацией при согласии собственников помещений в многоквартирном доме и за их счет.

8. По решению органа местного самоуправления средства на установку приборов учета тепловой энергии на границе многоквартирных домов с преобладающей долей муниципальной собственности, общежитий, находящихся в муниципальной собственности, объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям, могут быть включены в состав тарифа на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии. Услуги по организации коммерческого учета для вышеуказанных субъектов оказываются организацией, выбранной на конкурсной основе органом местного самоуправления, и включают в себя поставку, установку и эксплуатацию приборов учета тепловой энергии.

9. Управляющая организация (или уполномоченный представитель собственников многоквартирного дома, выбравших способ непосредственного управления многоквартирным домом) в многоквартирном доме с преобладающей долей муниципальной собственности обязаны заключить договор оказания услуг коммерческого учета с выбранной в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи организацией на период, равный периоду действия установленного тарифа на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии.

Услуги коммерческого учета тепловой энергии не оказываются лицам, обеспечившим установку на границе тепловых сетей дома приборов учета тепловой энергии и осуществляющих обслуживание, поверку, ремонт и замену приборов учета тепловой энергии за свой счет.

10. Лица, заключившие договор на установку приборов учета тепловой энергии, обязаны предоставить организации, оказывающей услуги коммерческого учета, информацию и доступ к помещениям, необходимым для установки и эксплуатации приборов учета тепловой энергии, а также обеспечить последующий свободный доступ к указанным приборам представителей организации, эксплуатирующей приборы учета тепловой энергии, а также теплоснабжающей организации либо иной организации, осуществляющей снятие показаний с приборов учета тепловой энергии по договору с теплоснабжающей организацией.

11. Убытки, возникающие у субъектов теплоснабжения в связи с недостоверным определением количества тепловой энергии и теплоносителя расчетным путем вследствие неисполнения обязанностей, установленных пунктами 5-7 и 10 настоящей статьи, подлежат возмещению в полном объеме лицами, обязанными установить приборы учета тепловой энергии или предоставить доступ к помещениям для их установки. Договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии могут быть предусмотрены санкции за неисполнение обязанностей по установке приборов учета тепловой энергии в случае нарушения обязательных сроков установки приборов учета.

12. Правила коммерческого учета тепловой энергии утверждаются Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и должны, в том числе, содержать:

  • показатели тепловой энергии и теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета;
  • порядок определения количества тепловой энергии и теплоносителя при коммерческом учете (в том числе расчетным путем и в нештатных ситуациях);
  • порядок организации и правила коммерческого учета тепловой энергии в многоквартирных домах при различных формах управления ими;
  • порядок учета по приборам учета тепловой энергии, установленным смежными организациями.

Статья 27. Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности)

1. В случае нарушения потребителем сроков оплаты тепловой энергии (мощности) более чем на 1 месяц теплоснабжающая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору посредством введения ограничения подачи тепловой энергии до уровня технологической брони, указанной в договоре теплоснабжения, сроком на 14 дней с обязательным предварительным уведомлением потребителя не менее чем за 10 дней до введения ограничения. В уведомлении также указывается срок погашения задолженности потребителем.

2. В случае нарушения потребителем установленного в уведомлении о введении ограничения подачи тепловой энергии (мощности) срока погашения задолженности, теплоснабжающая организация вправе полностью приостановить исполнение обязательств по договору посредством прекращения подачи тепловой энергии (мощности) с обязательным предварительным уведомлением потребителя не менее чем за 15 дней до прекращения подачи.

3. Подача тепловой энергии (мощности) возобновляется после полной оплаты потребителем задолженности, а также расходов, связанных с прекращением и возобновлением подачи тепла.

4. Ограничение подачи тепловой энергии (мощности) потребителям, не исполняющим свои обязательства по оплате потребленной тепловой энергии (мощности), не должно приводить к ухудшению режима поставки тепловой энергии иным потребителям.

5. В случае нарушения теплоснабжающей организацией порядка приостановления и прекращения исполнения обязательств по договору теплоснабжения, указанная организация обязана возместить возникшие в результате такого нарушения убытки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

6. В случае, когда подача тепловой энергии (мощности) потребителю осуществляется через тепловые сети иной организации, действия по ограничению и прекращению такой подачи в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляются организацией, владеющей тепловой сетью, на основании распоряжения теплоснабжающей организации, заключившей с ней договор оказания услуг по передаче тепловой энергии для нужд соответствующего потребителя.


Статья 28. Вывод тепловых установок из эксплуатации

1. В целях защиты прав и законных интересов субъектов теплоснабжения, потребителей тепловой энергии (мощности) и населения, организации, владеющие источниками тепловой энергии либо тепловыми сетями, обязаны не менее чем за 8 месяцев уведомить органы местного самоуправления и лицо, осуществляющее функции диспетчеризации тепловой системы, о сроках и причинах вывода их тепловых установок из эксплуатации в случаях, когда это не предусмотрено программой комплексного развития систем теплоснабжения поселения.

2. Орган местного самоуправления, в адрес которого направлено уведомление, вправе потребовать от владельцев теплоустановок приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем два года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии.

3. В случае если в результате продолжения эксплуатации тепловых установок по требованию органа местного самоуправления владельцу тепловых установок были причинены убытки, они должны быть компенсированы за счет средств местного бюджета либо средств, включаемых для этих целей в тариф на тепловую энергию (мощность) или на услуги по передаче тепловой энергии. Отказ от компенсации убытков либо отсутствие действий, обеспечивающих компенсацию убытков, является основанием для вывода тепловых установок из эксплуатации по истечении трех месяцев с момента направления уведомления о возникновении убытков органу местного самоуправления.

4. В случае поступления в орган местного самоуправления уведомлений от нескольких субъектов теплоснабжения, предусматривающих одновременный вывод из эксплуатации тепловых установок, при выборе оставляемых в эксплуатации тепловых установок орган местного самоуправления должен руководствоваться принципами минимизации затрат потребителей тепловой энергии и обеспечения надежности теплоснабжения.

5. Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода тепловых установок из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, а также юридическим и физическим лицам в результате такого нарушения.

6. В случае получения уведомления о намерении вывести тепловую установку из эксплуатации, органы местного самоуправления вправе потребовать от владельцев указанного объекта выставить его на аукцион и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп по цене, определенной независимым оценщиком, в целях сохранения системы теплоснабжения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.



Глава 5. Основы регулирования отношений по организации развития сферы теплоснабжения


Статья 29. Организация развития теплоснабжения

1. Развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию и обеспечения качественного и надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

2. Развитие систем теплоснабжения поселения осуществляется на основе соответствующих разделов генерального плана поселения и программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

3. Требования к содержанию и порядку разработки разделов теплоснабжения в генеральном плане поселения и материалов по обоснованию проектов теплоснабжения, включая правила раскрытия информации, содержащейся в указанных документах, а также раздела теплоснабжения в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом обязательными критериями отбора перспективных проектных решений по развитию систем теплоснабжения являются: обеспечение достаточного уровня надежности и качества теплоснабжения потребителей; минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе; приоритет комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

4. В случае реализации проекта по увеличению мощности источника тепловой энергии либо тепловой сети не за счет тарифов, надбавок к тарифам, платы за подключение или бюджетных средств, и наличии договоров теплоснабжения с потребителями, заключенных на срок более 12 месяцев, поставка тепловой энергии (мощности) или оказание услуг по передаче тепловой энергии от источника, на котором были увеличены мощности, осуществляется по ценам, определяемым соглашением сторон (нерегулируемым ценам).

В случае реализации проекта по увеличению мощности источника тепловой энергии либо тепловой сети с соблюдением условий установленных настоящим пунктом, реализация тепловой энергии или предоставление услуг по передаче тепловой энергии от источника, на котором были увеличены мощности, осуществляется по нерегулируемым ценам только в том объеме, на который была увеличена мощность источника.

5. В случае отсутствия необходимого резерва тепловых мощностей по соглашению между потребителем, заинтересованным в подключении к тепловым сетям, и теплоснабжающей организацией за счет потребителя могут быть проведены энергосберегающие мероприятия на объектах теплоснабжающей организации и (или) потребителя (потребителей) тепловой энергии (мощности).

Тепловая мощность, предоставляемая потребителю по договору теплоснабжения, увеличивается на величину мощности, сбереженной за счет проведения энергосберегающих мероприятий, при отсутствии технических ограничений.

При этом за увеличение мощности в результате проведения энергосберегающих мероприятий плата за подключение к тепловым сетям не взимается.


Глава 6. Заключительные и переходные положения


Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьей 7-9 и пункта 4 статьи 25 в части проверки наличия приборов учета тепловой энергии.

2. Статья 7-9 настоящего Федерального закона вступают в силу с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики Российской Федерации.

3. Пункт 4 статьи 25 настоящего Федерального закона в части проверки наличия приборов учета вступает в силу с 1 октября 2010 года.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru