Журнал Новости теплоснабжения
проект

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ЗАКОН О ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

Парламент принимает настоящий органический закон.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Область применения закона

(1) Настоящий закон определяет принципы организации и регулирует отношения по производству, транспортировке, поставке, распределению и потреблению тепловой энергии.

(2) Производство, транспортировка, распределение и потребление тепловой энергии будет осуществляться более эффективно, если будут соблюдены законодательные акты о собственности, охране окружающей среды, охране труда, другие нормативные акты, в соответствии с интересами национальной экономики и потребителей.

 

Статья 2. Основные понятия

В применении к данному закону понятия означают:

тепловой агент или теплоноситель — тепловой поток, используемый для аккумуляции, транспортировки и передачи тепловой энергии: пара, горячей и теплой воды.

теплоэлектроцентраль — установка или совокупность установок, предназначенных для производства электрической и тепловой энергии.

котельная - установка или совокупность установок, предназначенных для производства тепловой энергии.

Потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее тепловую энергию на договорной основе, путем подключения своих установок к тепловой сети поставщика.

распределение — передача тепловой энергии для ее отпуска потребителям.

тепловая энергия — форма энергии, которая может служить продуктом/товаром для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в тепле и энергоносителях (пар, горячая вода для отопления, горячая вода для водоснабжения.

поставщик тепловой энергии - предприятие, поставляющее тепловую энергию потребителям. Поставщик может быть одновременно производителем и распределителем или только распределителем.

управляющий жилищным фондом - ассоциация совладельцев в кондоминиуме, ассоциация собственников приватизированного жилья, жилищно-строительный кооператив, муниципальное предприятие по управлению жилищным фондом, муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, другие экономические агенты и организации, на балансе или в управлении которых находится жилищный фонд.

потребляющая установка - совокупность установок и приемников, потребляющих тепловую энергию.

производитель - предприятие со статусом юридического лица (в дальнейшем - предприятие), которое производит тепловую энергию на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ), котельных (КТ) или в специальных установках, использующие вторичные энергоресурсы.

граница раздела — место, где использующие установки потребителя присоединяются к тепловым сетям поставщика, и в которых использующие установки потребителя и тепловая сеть поставщика распределяются по праву собственности.

коллективная система теплоснабжения — общая система обеспечения теплоснабжения индивидуальных квартир в жилых домах.

теплоэнергетическая система - совокупность элементов, предназначенных для производства, транспортировки, распределения и потребления тепловой энергии.

субпотребитель — физическое или юридическое лицо, тепловые установки которого присоединены к тепловым установкам одного из потребителей, с которым заключен договор.

транспортировка — организованная деятельность по передаче тепловой энергии от производителя к тепловым пунктам распределителей или потребителей, подключенных непосредственно к распределяющим сетям.

регулируемая теплоэнергетическая единица - предприятие по производству и/или транспортировке, распределению или поставке тепловой энергии, которое является доминирующим (монополистом) на местном рынке тепловой энергии. Доминирующим (монопольным) положение предприятия признается при наличии одного из критериев, установленных данным законом.

Статья 3. Назначение и цели закона

Назначение закона - создание правовой базы, обеспечивающей:

а) повышение эффективности теплоэнергетической системы;

б) стимулирование конкуренции на рынке тепловой энергии;

в) поощрение частной инициативы и создание частного сектора в теплоэнергетическом секторе;

г) привлечение местных и зарубежных инвестиций в теплоэнергетический сектор;

д) разнообразие форм собственности в теплоэнергетическом секторе;

е) регламентирование деятельности теплоэнергетических единиц, находящихся в доминирующем (монопольном) положении на местном рынке тепловой энергии;

ж) стабильное и долговременное развитие теплоэнергетической системы Республики Молдова.

Статья 4. Основные принципы организации, функционирования и регламентирования теплоэнергетической системы

Организация, функционирование и регламентирование теплоэнергетической системы основано на следующих основных принципах:

а) использование тепловой энергии за плату, обязательства и ответственность потребителей за оплату стоимости потребленной тепловой энергии;

б) разнообразие источников выработки тепловой энергии и форм собственности в теплоэнергетическом секторе;

в) поддержка со стороны государства, центральных и местных органов власти частных инициатив и продвижение частного сектора в область теплоэнергетики;

г) ограничение монопольной деятельности и поощрение конкуренции в теплоэнергетическом секторе;

д) неприкосновенность инвестиций, осуществленных в теплоэнергетический сектор;

е) невмешательство государства, публичных властей, ответственных лиц в экономическую деятельность предприятий по производству, транспортировке, распределению и поставке тепловой энергии, за исключением случаев, предусмотренных непосредственно законом;

ж) обеспечение экологической безопасности и безопасности населения при работе теплоэнергетических единиц;

ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Статья 5. Обязательства центрального отраслевого органа в области теплоэнергетики.

 

(1) Обязательства центрального отраслевого органа в области теплоэнергетики:

а) разработка и проведение политики государства в области теплоэнергетики;

б) обеспечение экологической безопасности и безопасности населения при деятельности теплоэнергетических единиц;

в) международное сотрудничество в области;

г) определение общих условий импорта топлива для нужд производства тепловой энергии;

д) управление государственным имуществом в теплоэнергетическом секторе, надзор и контроль теплоэнергетических единиц государственной собственности;

е) разработка и утверждение, совместно с центральным отраслевым органом в области, технических условий производства, транспортировки, распределения, поставки и потребления тепловой энергии;

ж) разработка и утверждение технических регламентов в области теплоэнергетики

з) продвижение политики рационального использования тепловой энергии и энергосбережения.

(2) Центральный отраслевой орган в области теплоэнергетики может рассматривать в соответствии с законодательством и другие вопросы в части функционирования теплоэнергетической системы Республики Молдова.

Статья 6. Обязательства центрального органа по регулированию в энергетике в области теплоэнергетики.

Обязательства центрального органа по регулированию в области теплоэнергетики (Национальное агентство по регулированию в энергетике (в дальнейшем - Агентство)):

  • утверждение тарифов и определение цен на выработанную, распределенную и/или отпущенную тепловую энергию регулируемыми теплоэнергетическими единицами государственной или частной собственности;
  • разработка и утверждение методологических норм расчета тарифов и определение цен на производство, транспорт, распределение, поставку и потребление тепловой энергии;
  • выдача, приостановление действия и изъятие лицензий регулируемым теплоэнергетическим единицам;
  • разработка и утверждение правил выдачи, приостановления действия и изъятия лицензий для деятельности в области теплоэнергетики;
  • надзор коммерческой деятельности теплоэнергетических единиц и качества предоставляемых ими услуг;
  • рассмотрение, в соответствии и законодательством, совместно с другими квалифицированными экспертами, споров между участниками рынка тепловой энергии, в качестве арбитражного суда (арбитража);

·        защита прав конечного потребителя тепловой энергии. (2) Агентство может рассматривать,  в соответствии с законодательством, и другие вопросы в части деятельности регулируемых теплоэнергетических единиц.

 

Статья 7. Обязательства органов местного публичного управления в теплоэнергетической области

(1) Обязательства органов местного публичного управления в теплоэнергетической области:

·        разработка, утверждение и проведение политики развития теплоэнергетической системы соответствующей административно - территориальной единицы;

·        надзор и контроль регулируемых теплоэнергетических единиц, находящихся в собственности территориально-административных единиц (в дальнейшем - муниципальная собственность);

  • выдача, по требованию, лицензий на строительство, реконструкцию и модернизацию теплоэнергетических единиц муниципальной собственности;
  • согласование деятельности по установке и использованию сетей распределения и поставки тепловой энергией;
  • разработка предложений по выдаче, изменению, приостановлению действия или изъятию лицензий, выданных регулируемым теплоэнергетическим единицам;
  • утверждение тарифов, в соответствии с методологическими нормами расчета тарифов, и установление цен на производство, транспорт, распределение, отпуск и потребление тепловой энергии, утвержденных Агентством, для регулируемых теплоэнергетических единиц муниципальной собственности;
  • определение информации экономического и технического характера относительно функционирования теплоэнергетических систем, которая должна быть оглашена, с соблюдением принципов конфиденциальности, регулируемыми теплоэнергетическими единицами муниципальной собственности;
  • содействие в организации конкурсов по заключению договоров с поставщиками топлива для нужд местных теплоэнергетических систем;
  • согласование деятельности  по  подготовке регулируемых теплоэнергетических единиц муниципальной собственности для обеспечения тепловой энергией в следующем холодном периоде года;
  • контроль правильности расчета и применения тарифов на тепловую  энергию  регулируемыми  теплоэнергетическими единицами муниципальной собственности;

·        определение системы данных и информации, на основании которой регулируемые теплоэнергетические единицы муниципальной собственности представляют годовые отчеты о деятельности;

  • изучение и утверждение годового отчета о деятельности регулируемых теплоэнергетических единиц муниципальной собственности и определение общих стратегических задач по их развитию;
  • рассмотрение и решение рекламаций, поступающих от потребителей тепловой энергии в адрес теплоэнергетических единиц муниципальной собственности.

(2) Местные органы власти могут не утвердить тарифы, основанные на оправданных ценах, только если расходы (потери) теплоэнергетических предприятий будут покрыты утвержденным бюджетом соответствующей административно-территориальной единицы. В данных случаях отказ в утверждении тарифов и соответствующее бюджетное ассигнование произойдет одновременно.

(3) Местные органы власти могут рассматривать, в соответствии с законодательством, и другие проблемы по производству, транспорту, распределению, поставке и использованию тепловой энергии на администрируемой территории.

 

Г Л А В А III. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, ГАРАНТИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

Статья 8. Лицензируемые теплоэнергетические единицы

(1) Лицензируются деятельность регулируемых теплоэнергетических единиц в области производства, транспортировки, распределения и поставки тепловой энергии с целью ее реализации.

(2) Регулируемые теплоэнергетические единицы являются предприятиями с доминирующим (монопольным) положением на местном рынке тепловой энергии.

(3) Теплоэнергетическое предприятие имеет доминирующее (монопольное) положение в случае наличия одного из следующих критериев:

а) для транспортных или распределительных сетей тепловой энергии использованы дороги и земли публичной собственности (государственной или административно-территориальных единиц);

б) выработанная или транспортированная, распределенная и/или отпущенная предприятием тепловая энергия превышает 35% на рынке соответствующего села, коммуны, города, муниципия;

в) общая установленная мощность по выработке тепловой энергии на предприятии превышает тепловую мощность 2 МВт.

(4) Порядок выдачи лицензий, приостановления или изъятия лицензий, выданных регулируемым теплоэнергетическим единицам, осуществляется в соответствии с положением о выдаче, приостановлении и изъятии лицензий для деятельности в теплоэнергетической области, утвержденным Агентством.

(5) Теплоэнергетические единицы, которые не подпадают под действие требований (2) и (3) абзацев настоящей статьи, считаются нерегулируемыми теплоэнергетическими единицами, и для  их деятельности не выдается лицензий.

Статья 9. Право использования имущества других собственников

(1) Теплоэнергетические единицы могут получить право использования земель или другого имущества других собственников путем установления сервитутов, получения права на временное использование, заключения договора на аренду, куплю-продажу или другим образом, не противоречащим законодательству.

(2) При выполнении сервитута теплоэнергетические единицы будут соблюдать интересы владельца участка или другого подчиненного имущества.

(3) При выполнении сервитута теплоэнергетические единицы будут обязаны оплачивать компенсацию (возмещение убытков) собственнику полученного имущества.

(4) Теплоэнергетическая единица обязана возместить собственнику полученного имущества или владельцу права использования полученного имущества убытки, причиненные в результате использования их имущества, и приведет земельные участки и/или другое имущество в их первоначальное состояние в сроки, установленные соглашением сторон.

(5) Теплоэнергетические единицы могут требовать установление сервитутов и использование имущества других собственников для:

а) выполнения предварительных работ строительству теплоэнергетических объектов;

б) размещения тепловых сетей;

в) строительства и эксплуатации теплоэнергетических объектов;

г) в других случаях, предусмотренных законодательством.

(6) В случае аварийных ситуаций или в целях предотвращения аварий тепловых сетей, а также для ликвидации последствий аварий, собственник земельного участка или другого имущества, владелец права на их использование обязан разрешить работникам теплоэнергетической единицы доступ к данному месту и имуществу для выполнения необходимых работ в целях предотвращения аварий и/или ликвидации их последствий.

(7) В зонах охраны природы деятельность, предусмотренная аб. (5) осуществляется только с предварительного разрешения органов защиты окружающей среды.

(8) Установление сервитута и использование имущества других собственников осуществляется путем заключения нотариально заверенного соглашения (договора) об установлении сервитута с владельцем участка или другого имущества.

(9) Соглашение (договор) об установлении сервитута становится недействительным в случае, когда он не выполняется в течение одного года с момента нотариального заверения.

Статья 10. Экспроприация имущества в целях публичного использования

(1) В случае, когда теплоэнергетическая единица, в том числе и поставщик тепловой энергии, не смогли получить право на использование земельных участков или другого имущества других собственников путем установления сервитутов, получения права на временное использование, заключения договора на аренду, куплю-продажу или другим образом, не противоречащим законодательству, теплоэнергетическая единица может предложить компетентным публичным органам инициировать процедуру экспроприации земельного участка и/или другого имущества в целях публичного использования.

(2) Для инициирования процедуры экспроприации земельных участков или другого имущества других собственников, теплоэнергетическая единица продемонстрирует, что указанные в аб. (5) ст. 9 работы составляют публичную пользу, и их выполнение значительно воспрепятствует или исключит возможность его использования владельцем.

(3) Экспроприации участков или другого имущества в целях, указанных в аб. (5) ст. 9, состоится с предварительным возмещением убытков их владельцу в установленном законом порядке.

Г Л А В А IV ПРОИЗВОДСТВО, ТРАНСПОРТИРОВКА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОСТАВКА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

 

Статья 11. Координация и учет деятельности в теплоэнергетической системе

 

(1) Теплоэнергетические предприятия могут функционировать самостоятельно или системно. Производители, транспортные и распределительные единицы, а также поставщики функционируют в условиях рынка тепловой энергии.

(2) Все теплоэнергетические единицы владеют правом доступа, включительно и в коммерческих целях, к существующим транспортным, распределительным и поставляющим сетям тепловой энергии. Это право не может быть ограничено или предоставлено на дискриминационных условиях.

(3) Теплоэнергетические единицы, которые выполняют несколько видов деятельности по производству, транспорту, распределению и/или поставке тепловой энергии, электрической энергии и натурального газа и/или выполняют и другие виды деятельности, будут вести учет для каждого типа и вида экономической деятельности, в том числе и путем открытия отдельных счетов (субсчетов) для каждого типа и вида деятельности для каждого присоединившегося предприятия (зависимого, доминирующего, с взаимным участием, из состава концерна, ассоциации и др.) и/или каждого специализированного подразделения, и отразит финансовый результат в финансовых отчетах с периодическим составлением (квартально, ежегодно) соответствующего баланса в установленном законодательством порядке.

(4) Регулируемые теплоэнергетические единицы государственной или частной собственности, по требованию Агентства, а регулируемые теплоэнергетические единицы муниципальной собственности - по требованию соответствующих органов местной власти, представят в целях контроля правильности определения и применения тарифов на производство, поставку и потребление тепловой энергии следующие данные:

а) общие доходы, потребление и затраты предприятия для каждого вида и типа деятельности в отдельности;

б) доходы, потребление и затраты предприятия, перечисленные предприятиям других отраслей/подотраслей;

в) общая сумма и порядок перечисления (передачи) доходов потребления и затрат, имущества, прав и обязательств предприятиям теплоэнергетического сектора.

(5) Правовые отношения между участниками рынка тепловой энергии осуществляются на основе договоров, в соответствии с настоящим законом, другими законодательными актами, нормативными актами, утвержденными Правительством или Агентством, и условиями, предусмотренными лицензией.

Статья 12. Качество тепловой энергии

(1) Теплоэнергетические единицы вправе участвовать в рынке тепловой энергии при соблюдении технических условий подключения к тепловым сетям, технических норм и национальных стандартов качества тепловой энергии. Стандарты качества тепловой энергии устанавливаются центральным специализированным органов в области стандартизации.

(2) Производитель и/или поставщик тепловой энергии несет ответственность за несоблюдение стандартов качества отпущенной тепловой энергии или параметров энергоносителя в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Транспортировка, распределение и поставка тепловой энергии

 

(1) Теплоэнергетическая единица обязана обеспечить транспортировку, распределение и поставку тепловой энергии потребителям в соответствии с техническими требованиями (нормами) и документами стандартизации, на условиях, обозначенных в лицензии, выданной регулируемым теплоэнергетическим единицам, и/или договоров на поставку тепловой энергии.

(2) Поставщик тепловой энергии несет ответственность за ущерб, причиненный в результате несоблюдения на границе раздела тепловых установок поставщика и потребителя количества и качества тепловой энергии, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 20 аб. (4) настоящего закона.

Статья 14. Расширение тепловых сетей и их качество

(1) Поставщик тепловой энергии расширяет свою деятельность в соответствии с собственными намерениями и финансово-экономическими возможностями.

(2) Поставщик вправе потребовать от других теплоэнергетических единиц или потребителей, ходатайствующих о расширении тепловых сетей или другом изменении в связи с производством, транспортировкой или распределением тепловой энергии, полной или частичной оплаты проектирования, строительства или изменения установок предприятий и/или тепловых сетей.

(3) Поставщик, потребитель и/или другой участник рынка тепловой энергии, в том числе производители, имеют право устанавливать и использовать только оборудование, в том числе приборы учета тепловой энергии, соответствующее действующим техническим стандартам и требованиям, утвержденное и разрешенное для использования в установленном порядке.

(4) Запрещается установка оборудования и оснащения для производства, транспорта, распределения, поставки и учета потребления тепловой энергии, которое подвергает угрозе жизнь и здоровье людей, препятствует нормальному функционированию теплоэнергетических единиц и обеспечению тепловой энергией других потребителей или может нанести материальный ущерб третьим лицам.

Г Л А В А V. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

Статья 15. Право собственности в теплоэнергетической области

(1) В теплоэнергетической области собственность может быть публичной (государственной или территориально-административных единиц) или частной.

(2) Инвестиции в теплоэнергетической области защищены законом и не могут быть экспроприированы, за исключением целей публичного использования с правовым и предварительным возмещением убытков, в порядке, установленном законом.

(3) Приватизация государственных или территориально-административных теплоэнергетических единиц осуществляется на условиях закона.

Статья 16. Слияние, расчленение или преобразование производителей и поставщиков тепловой энергии

Слияние (соединение или поглощение) производителей и поставщиков тепловой энергии (между ними и с другими экономическими агентами), расчленение (разделение или отделение) производителей и поставщиков или их преобразование, в случае когда реорганизация может повлиять на размер тарифов и/или стоимость тепловой энергии, или если возможно создание доминирующего положения (монопольного) владельца лицензии на местном рынке тепловой энергии, осуществляется с разрешения Агентства и Национального агентства по защите конкуренции. Одновременно с выдачей данного разрешения, Агентство может изменить условия, установленные в лицензии.

Статья 17. Правовые отношения

(1) Для регулируемых теплоэнергетических единиц и потребителей тепловой энергии Агентство разработает и утвердит положения и другие нормативные акты, которые будут регулировать правовые отношения между этими сторонами, если эти отношения недостаточно регламентируются законом.

(2) Во всех остальных случаях правовые отношения между поставщиками и покупателями (потребителями) тепловой энергии регулируются условиями договоров, заключенных между заинтересованными сторонами, в соответствии с настоящим законом и другими нормативными актами.

(3) Положение о поставке и потреблении тепловой энергии, разработанное Агентством и утвержденное Правительством, составляет законодательную базу отношений между поставщиками и потребителями тепловой энергии.

 

Статья 18. Договор на поставку тепловой энергии

(1) Поставка тепловой энергии осуществляется только на основе договора, заключенного между потребителем и поставщиком. В домах с коллективными системами теплоснабжения, в том числе в общежитиях и ведомственных жилых домах, договор на поставку тепловой энергии будет заключен с управляющим соответствующего жилого дома или собственником/арендатором квартиры в жилом доме. Договор на поставку тепловой энергии должен предусматривать:

а) предмет договора (пар, горячая вода для отопления, горячее водоснабжение);

б) права и обязанности сторон;

в) основные характеристики и стандарты качества тепловой энергии;

г) тариф или порядок расчета стоимости потребленной тепловой энергии (в случае нерегулируемых теплоэнергетических единиц будет указан любой тариф или порядок начисления стоимости тепловой энергии, оговоренный и принятый сторонами);

д) порядок и сроки оплаты счетов на отпущенную и потребленную тепловую энергию;

е) срок действия, продолжительность договора;

ж) случаи и условия прекращения поставки тепловой энергии;

з) срок взаимного информирования сторон о появлении или прекращении чрезвычайных обстоятельств (форс-мажорные обстоятельства);

и) условия изменения или расторжения договора;

к) ответственность сторон при нарушении требований договора;

л) способ учета тепловой энергии;

м) другие условия, оговоренные и принятые сторонами.

(2) Условия договора, с соблюдением положений настоящего закона и других нормативных актов, могут быть детализированы и дополнены в приложениях и в других дополнительных документах, оговоренных и принятых сторонами.

(3) Договор-образец на поставку тепловой энергии, который включит требования стандартного договора, разрабатывается Агентством и будет доступен каждому потребителю.

(4) Теплоэнергетические единицы совместно с потребителями могут внести изменения в требования договора с условием соблюдения требований настоящего закона, законодательства о жилищном фонде и коммунальном хозяйстве, других нормативных актов и стандартных договорных требований договора-образца на поставку тепловой энергии.

Статья 19. Следствия заключения договора на поставку тепловой энергии

(1) Поставщик обязан обеспечить непрерывность снабжения потребителей тепловой энергией с параметрами, предусмотренными действующими стандартами, и в соответствии с условиями договора.

(2) Потребители (клиенты) вправе поставлять тепловую энергию субпотребителям только по предварительному письменному соглашению поставщика. Правовые отношения между потребителями и субпотребителями прекращаются одновременно с истечением срока действия договора на поставку тепловой энергии, а также в случае нарушения субпотребителями своих обязательств.

(3) Управляющий жилищным фондом, согласно данному закону, является потребителем по отношению к поставщику тепловой энергии.

Статья 20. Прекращения и ограничения в теплоснабжении и отключения

(1) Теплоэнергетическая единица вправе прекратить поставку тепловой энергии на как можно более короткий срок в случае, если:

а) подвергаются опасности жизнь и здоровье людей;

б) появляется угроза нанесения ущерба собственности, в том числе третьих лиц;

в) выполняются запланированные работы по подключению и другие технические операции, которые не могут быть осуществлены иным способом, как только временным прекращением поставки тепловой энергии;

г) необходимо предотвратить аварию (аварийную ситуацию) или устранить ее последствия.

(2) Теплоэнергетическая единица обязана уведомить потребителя не позднее, чем за 10 дней, о начале и длительности прекращения теплоснабжения, если оно не вызвано чрезвычайными обстоятельствами.

(3) Теплоэнергетическая единица не возмещает ущерб, нанесенный в связи  с ограничением или прекращением теплоснабжения по обстоятельствам, предусмотренным аб. (1), если ею были приняты меры в соответствии с аб. (2) данной статьи.

(4) Теплоэнергетическая единица вправе ограничить или прекратить поставку тепловой энергии в случае топливного кризиса национального масштаба или по причине некоторых чрезвычайных ситуаций, связанных с международными экономическими связями и внешней торговлей, национальной экономикой, защитой окружающей среды и национальной безопасностью.

(5) Теплоэнергетическая единица вправе ограничить или прекратить поставку тепловой энергии, если потребитель не соблюдает условия договора на поставку тепловой энергии.

(6) Теплоэнергетическая единица может ограничить, приостановить или прервать поставку тепловой энергии, если ее производство и/или поставка экономически неэффективна. О таком решении будут оповещены письменно все потребители не менее, чем за 6 месяцев до 15 октября соответствующего года.

(7) Отключение от коллективных систем теплоснабжения может быть осуществлено лишь ассоциациями владельцев (совладельцев) или другим управляющим жилищного фонда в установленном Правительством порядке.

Статья 21. Учет и оплата потребленной тепловой энергии

(1) Все теплоэнергетические единицы, производящие тепловую энергию (котельные, теплоэлектроцентрали, котлы и т.д.) оснащаются счетчиками тепловой энергии. Счетчики тепловой энергии устанавливаются также на границах раздела и/или распределения тепловой энергии в порядке, установленном договором на поставку тепловой энергии.

(2) Потребление тепловой энергии подлежит инструментальному учету с использованием измерительных приборов, разрешенных к применению, тестированных и поверенных, в соответствии с действующими нормами.

(3) Приобретение, установка, содержание и периодическая поверка, включая и метрологическую, счетчиков тепловой энергии осуществляется теплоэнергетической единицей за собственный счет, а реальные издержки будут приняты в расчет при определении тарифа на тепловую энергию.

(4) Передача измерительных приборов, установленных за счет потребителя, на баланс поставщика осуществляется на основании акта приема-передачи прибора по его рыночной цене на момент приобретения у собственника, с учетом износа и с согласия сторон на условиях закона.

(5) Представитель потребителя (ассоциация владельцев, другой управляющий жилищного фонда) имеет право инспектировать счетчики тепловой энергии в присутствии представителя поставщика тепловой энергии.

(6) Стороны, заключившие договор, могут потребовать внеплановую поверку счетчика тепловой энергии. В случае, если претензия не подтвердилась, расходы по поверке несет инициировавшая ее сторона. Если претензия подтверждается, фактура будет изменена в соответствии с данными последнего тестирования и результатами осуществленной проверки.

(7) Потребитель вносит плату за потребленную тепловую энергию в соответствии с данными (показаниями) счетчика тепловой энергии и условиями заключенного договора на поставку тепловой энергии.

ГЛАВА VI ТАРИФЫ И ЦЕНЫ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ

Статья 22. Структура тарифов и цен на тепловую энергию

(1) Тарифы и цены на тепловую энергию складываются из двух компонентов:

а) постоянная составляющая, которая отражает затраты на содержание транспортных и распределительных тепловых сетей и не зависит от потребления тепловой энергии;

б) переменная составляющая, которая представляет плату за тепловую энергию и напрямую связана с количеством потребленной тепловой энергии. Эта составляющая не включает расходы, связанные с сверхнормативными потерями тепловой энергии;

(2) Тарифы, компоненты тарифов и цена на тепловую энергию не включат в себя, и не будут учитываться при расчетах сверхнормативные потери тепловой энергии, другие необоснованные потребления и расходы.

(3) Методологические нормы расчета тарифов и установления цен на поставку и потребление тепловой энергии для регулируемых теплоэнергетических единиц утверждаются Агентством

(4) Размер компонентов тарифов, тарифы и цена тепловой энергии для регулируемых теплоэнергетических единиц муниципальной собственности утверждается соответствующими местными органами публичного управлениях, в соответствии с методологическими нормами расчета тарифов и установления цен на поставку и потребление тепловой энергии, утвержденными Агентством.

(5) Размер компонентов тарифов, тарифы и цена тепловой энергии для регулируемых теплоэнергетических единиц государственной собственности и/или частной собственности утверждается Агентством.

(6) Компоненты цены тепловой энергии могут быть определены заранее, на основании предусмотренных расходов и прибыли для следующего календарного периода (финансового). Предусмотренные стоимость и доходы включаются в расчет характера и объема инвестиций, структуру расходов на производство и возможных доходов.

(7) Тарифы и цены тепловой энергии для регулируемых теплоэнергетических единиц, могут быть приведены в соответствие (изменены), в зависимости от изменения цен на используемое топливо (горючее), или по другим чрезвычайным обстоятельствам, в соответствии с типовой схемой регулирования тарифов и цен, утвержденной Агентством.

(8) Методологические нормы расчета тарифов и цен тепловой энергии на поставку и потребление тепловой энергии, включая размер и изменение компонентов тарифа, имеют целью качественное теплоснабжение потребителей с минимальными расходами, приемлемыми для населения, и эффективное использование мощностей по производству тепловой энергии.

(9) Регулируемые теплоэнергетические единицы муниципальной собственности по требованию соответствующих местных органов публичного управления, а регулируемые теплоэнергетические предприятия государственной или частной собственности - по требованию Агентства, обязаны представлять все данные по определению размеров компонентов тарифов, тарифов и цен на тепловую энергию, проверке правильности учета потребления эффективным производством и применения тарифов, периодические расходы, непосредственные данные бухгалтерского учета (бухгалтерский отчет, аудит).

 

Статья 23. Учет потребления и начисление оплаты за тепловую энергию для коллективных систем теплоснабжения.

(1) Учет потребления и начисление оплаты за тепловую энергию, потребленную коллективными системами теплоснабжения, в том числе в жилых домах с несколькими квартирами, происходит на основе данных (показаний) счетчиков коммерческого учета отпущенной/потребленной тепловой энергии, выпиской фактур, в соответствии с реальным потреблением тепловой энергии и нормативного качества.

(2) Для учета потребления тепловой энергии разрешаются счетчики коммерческого учета тепловой энергии, поверенные и разрешенные для использования специализированным органом в области стандартизации.

(3) Счетчики коммерческого учета потребления тепловой энергии приобретаются, устанавливаются, содержатся и подлежат поверке, в том числе метрологической, поставщиком тепловой энергии и за его счет.

(4) Владельцы/квартиросъемщики квартир жилых домов обязаны оплачивать стоимость потребленной в рамках коллективных систем теплоснабжения тепловой энергии. Методологические нормы начисления оплаты потребления тепловой энергии владельцами/квартиросъемщиками жилых домов утверждаются Агентством.

(5) Ответственным за распределение оплаты за тепловую энергию между владельцами/квартиросъемщиками квартир является ассоциация владельцев (совладельцев) или другой управляющий жилищным фондом, если договор заключен между поставщиком тепловой энергии и управляющим жилищным фондом.

(6) Заключение договора на поставку тепловой энергии между поставщиком тепловой энергии и владельцем/квартиросъемщиком квартиры в жилом доме может состояться при условии наличия границы раздела между поставщиком и владельцем/квартиросъемщиком, и если данная квартира оснащена коммерческими приборами учета тепловой энергии.

Статья 24. Индивидуальные системы тепловой энергии

(1) Владельцы и потребители индивидуальных (автономных) систем тепловой энергии (в дальнейшем - индивидуальные системы) обязаны устанавливать только оборудование, разрешенное к использованию в установленном порядке, которое должно быть подвергнуто необходимой проверке квалифицированными органами, выбранными на конкурсной основе Агентством. Уже установленное оборудование будет подвергнуто проверке в установленном данным законом и другими нормативными актами порядке.

(2) Установка индивидуальной системы может быть запрещена ассоциацией совладельцев в кондоминиуме, ассоциацией владельцев приватизированных квартир или другим управляющим жилого дома, если она угрожает жизни и здоровью граждан, может нанести ущерб собственности, включая третьих лиц, и дестабилизирует функционирование коллективной системы теплоснабжения и поток (получение) тепловой энергии другими потребителями (субпотребителями). Запрещается установка индивидуальной системы тепловой энергии без проектной документации, проверенной и утвержденной в установленном порядке.

(3) Отказ от получения тепловой энергии коллективной системы не освобождает от оплаты тарифа за мощность и тарифа за энергию в соответствии с оцененным потреблением и реальным потреблением до даты отключения. С квартиры, которые физически были отключены от коллективной системы, эта плата взимается в соответствии с реальным отключением. Поставщик и управляющий жилищным фондом уполномочены проверять соблюдение отключений.

(4) Отключение от коллективной системы теплоснабжения будет разрешено лишь решением высшим органом управления ассоциации совладельцев в кондоминиуме, ассоциации владельцев приватизированных квартир или другого управляющего жилищным фондом и поставщика. Данное действие разрабатывается и выполняется в соответствии с нормативными актами, утвержденными Правительством и Агентством.

ГЛАВА VII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 25. Продвижение теплоэнергетических единиц с комбинированным производством электрической и тепловой энергии малой мощности и меры по их стимулированию

 

(1) Публичные власти, включая центральные специализированные органы и местные органы управления, будут продвигать и стимулировать создание местных теплоэнергетических единиц с комбинированным производством электрической и тепловой энергии малой мощности и других коллективных когенерирующих источников энергии (в дальнейшем - теплоэнергетические единицы малой мощности).

(2) Продажная стоимость электроэнергии, выработанной теплоэнергетическими единицами малой мощности и проданная предприятиям, распределяющим и поставляющим электроэнергию, будет соответствовать средним расходам на производство плюс транспортные расходы.

(3) Предприятия, распределяющие и поставляющие электроэнергию, оплачивают теплоэнергетическим единицам малой мощности с установленной мощностью теплоэлектроцентрали до 10 МВт надбавку в размере 10%, единицам с установленной мощностью теплоэлектроцентрали от 10 до 20 МВт - 5% от стоимости приобретенной электроэнергии, рассчитанной в соответствии с требованиями абзаца (2) данной статьи.

(4) Предприятия, распределяющие электроэнергию, выплачивают надбавку к продажной стоимости электроэнергии, указанную в абзаце (3) данной статьи лишь в случае, когда теплоэнергетическая единица малой мощности функционирует в условиях комбинированного производства электрической и тепловой энергии (на условиях когенерации).

(5) Предприятия, распределяющие электроэнергию, обязаны приобрести с момента получения предложения всю электроэнергию от теплоэнергетических единиц малой мощности в порядке и на условиях, установленных абзацами (2) и (3) данной статьи.

(6) Обязательство предприятий, распределяющих и поставляющих электрическую    энергию, по покупке электроэнергии у теплоэнергетических единиц малой мощности по стоимости и в порядке, установленном абзацами (2) и (3) настоящей статьи, будет принято и квалифицированно Агентством как оправданная стоимость.

(7) Продвижение и стимулирование теплоэнергетических единиц малой мощности в установленном настоящей статьей порядке осуществляется в течение 5 лет с момента вступления в силу настоящего закона, срок может быть продлен решением Агентства.

(8) Срок предоставления установленных данной статьей льгот теплоэнергетическим единицам малой мощности может быть отменен решением Агентства до истечения 5 лет с момента вступления в силу данного закона, если доля электрической энергии, выработанная теплоэнергетическими единицами малой мощности, превзойдет 10% от всей приобретенной и отпущенной электроэнергии единицами, распределяющими и поставляющими электроэнергию.

 

 

 

Статья 26. Меры по поддержке финансирования эффективных теплоэнергетических систем

(1) Для привлечения инвестиций, продвижения участия частного сектора в повышении эффективности и рентабельности теплоэнергетической системы. Правительство поддержит инициативу физических и юридических лиц в учреждении Гарантийного фонда инвестиций в теплоэнергетическом секторе (в дальнейшем - Гарантийный фонд) и Фонда обновления теплоэнергетического сектора (в дальнейшем -Фонд обновления).

(2) Гарантийный фонд используется для гарантии инвестиций (займов физических лиц, кредитов коммерческих банков и других частных инвесторов), осуществленных в теплоэнергетический сектор, от риска банкротства их задолжников. Гарантийный фонд может также оказывать помощь при решении временных финансовых проблем, появившихся в процессе осуществления выплат потребителями тепловой энергии.

(3) Фонд обновления будет использован для поддержки мер по повышению эффективности и рентабельности теплоэнергетического сектора путем представления займов и кредитов в условиях, близких к коммерческим.

(4) Первичными источниками капитала для учреждения Гарантийного фонда и Фонда обновления будут вклады и займы международных финансовых учреждений, международных агентств развития, двухсторонняя помощь, собственные средства теплоэнергетических единиц и другие источники, не запрещенные законодательством. Правительство, посредством Министерства энергетики, будет активно продвигать и координировать деятельность по управлению средствами Гарантийного фонда и Фонда обновления в соответствии с приоритетами стратегии развития теплоэнергетического сектора.

(5) Правительственные финансовые взносы для поддержки мер по повышению эффективности и рентабельности теплоэнергетического сектора будут определены Правительством, в соответствии с собственными финансовыми возможностями.

(6) Юридический статус Гарантийного фонда и Фонда обновления будет установлен положениями, утвержденными Правительством.

Статья 27. Разрешение споров

Споры между участниками рынка тепловой энергии разрешаются, по усмотрению сторон, Агентством или непосредственно судебными инстанциями.

Статья 28. Взыскания

 

(1) Нарушение положений настоящего закона влечет за собой, по случаю, применение мер дисциплинарной, материальной, гражданской административной или уголовной ответственности.

(2) Производство, транспортировка, распределение или поставка тепловой энергии, не соответствующие техническим требованиям и нормативным документам стандартизации, влечет за собой административную или уголовную ответственность, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 29. Заключительные положения

(1) Закон вступает в силу с момента опубликования.

(2) Регулируемые теплоэнергетические единицы, занятые в процессе производства, транспортировки, распределения и/или поставки тепловой энергии с целью ее продажи, обязаны получить в порядке, установленном Агентством, соответствующую лицензию в течение 3-х месяцев после введения в действие настоящего закона.

(3) Агентство вправе в течение одного года с даты вступления в силу настоящего закона вносить в лицензию, выданную регулируемой теплоэнергетической единице, изменения и/или дополнения без согласия ее обладателя, если изменения обусловлены целью защиты законных интересов потребителей.

(4) Правительство в трехмесячный срок:

а) представит Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

б) приведет свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

в) обеспечит пересмотр и отмену министерствами и департаментами нормативных актов, противоречащих данному закону;

г) обеспечит разработку и утверждение нормативных актов, необходимых для выполнения настоящего закона.

Закон о тепловой энергии
Принят Парламентом Республики Молдова
Скачать архив скачать архив.zip (24 кБт) | Распечатать Распечатать документ | Форум Обсудить документ в форуме

Похожие документы:

предыдущая статья Руководство по расчету электричества ТЭЦ (Euroheat & Power CHP Manual) Все документы Посмотреть все докумены по теме:
Законы и другие документы иностранных государств /
предыдущая статья Закон Республики Казахстан "О недобросовестной конкуренции"

Посмотреть ещё документы по теме: Законы и другие документы иностранных государств

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Вход для специалистов

Логин:
Пароль: запомнить
забыли пароль? регистрация

Вход для организаций

Логин:
Пароль: запомнить
забыли пароль? регистрация
Новые темы Форума:
Новые записи в блогах:
Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Возрастная категория Интернет-сайта "18+"
© РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению, 2003-2014
О проекте | Реклама на РосТепло.ru | E-mail: post@rosteplo.ru