Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

Проект от 10.03.09г


Российская Федерация

Федеральный закон «О теплоснабжении»


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в системах теплоснабжения, создания, функционирования и развития таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

тепловая энергия - товар, характеризуемый расходом теплоносителя и его термодинамическими параметрами;

теплоноситель - вещество, с помощью которого производится передача тепловой энергии, или непосредственно используемое потребителем тепловой энергии в хозяйственных целях, в том числе для целей горячего водоснабжения;

качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, включая параметры теплоносителя;

источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии на цели отопления, горячего водоснабжения, вентиляции или технологические нужды, включая индивидуальные тепловые пункты;

тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии и теплоносителя от источников тепла до теплопотребляющих установок, включая центральные тепловые пункты и насосные станции;

магистральная тепловая сеть - тепловая сеть диаметром 300 мм и более, к которой подключены теплопотребляющие установки двух и более потребителей тепловой энергии;

тепловая мощность - количество тепловой энергии, которое может быть произведено источниками тепловой энергии или передано по тепловым сетям за единицу времени;

тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, потребляемое за единицу времени на теплопотребляющих установках;

теплоснабжение - обеспечение тепловой энергией и (или) теплоносителем покупателей, в том числе поддержание тепловой мощности;

потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность) и теплоноситель для собственных нужд, в том числе для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и центрального отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) другим теплоснабжающим организациям самостоятельно произведенной и (или) приобретенной тепловой энергии (мощности) и теплоносителя;

передача тепловой энергии и теплоносителя - комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным требованиям, а также прием, преобразование и доставку теплоносителя;

коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии и теплоносителя путем измерений приборами учета или расчетным путем и использование полученных данных для расчетов по договорам теплоснабжения;

система теплоснабжения - совокупность источников тепла и теплопотреблящих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

режим потребления тепловой энергии - характеристики процесса потребления тепловой энергии и теплоносителя, обязательные для соблюдения потребителем тепловой энергии в соответствии с нормативными правовыми актами и условиями договора теплоснабжения;

теплосетевая организация - организация, оказывающая теплоснабжающим организациям услуги по передаче тепловой энергии;

надежность теплоснабжения - состояние системы теплоснабжения, при котором обеспечивается качество и безопасность теплоснабжения;

регулируемый вид деятельности - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за поставляемую продукцию (работы, услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые подлежат в соответствии с настоящим Федеральным законом регулированию органами государственной власти или органами местного самоуправления;

регулируемая организация - лицо, осуществляющее регулируемые виды деятельности;

орган регулирования - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, либо орган местного самоуправления, осуществляющие регулирование тарифов в сфере теплоснабжения.


Статья 3. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения


1. Общими принципами организации экономических отношений в сфере теплоснабжения являются:

обеспечение надежности теплоснабжения потребителей;

свобода экономической деятельности и единство экономического пространства в сфере теплоснабжения с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечение государственного регулирования деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;

обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения;

обеспечение экологической безопасности теплоснабжения;

обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;

обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения.

2. Государственная политика по организации экономических отношений в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов, установленных настоящим Федеральным законом.



Глава 2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения


Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти


1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся:

разработка и реализация государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии Российской Федерации;

определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения;

распределение между федеральными органами исполнительной власти полномочий в области государственного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения, а также координация их деятельности;

утверждение правил организации теплоснабжения;

установление стандартов раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также органами регулирования;

утверждение основ ценообразования и правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, включающие в том числе сроки рассмотрения дел об установлении тарифов, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок организации по требованию потребителей технологической и финансово-экономической экспертизы (аудита) деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, определение условий и порядка принятия решений по отмене регулирования цен (тарифов);

установление порядка рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, регулируемыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении тарифов, а также утверждении и актуализации схем теплоснабжения;

иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти относятся:

контроль за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя;

утверждение требований к содержанию и порядку разработки схемы теплоснабжения, являющейся неотъемлемой частью программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

реализация предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду;

установление порядка расследования причин аварий и инцидентов в сфере теплоснабжения;

установление порядка утверждения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии;

утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии;

антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения;

организация научно-исследовательской деятельности по проблемам теплоснабжения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения, в том числе путем определения функций федерального научно-исследовательского центра по проблемам теплоснабжения;

рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих между органами местного самоуправления, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения;

ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения;

осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения;

обращение в суд с требованием об исключении некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.


Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации


1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся:

реализация предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о теплоснабжении;

осуществление всех или части полномочий по организации теплоснабжения в границах муниципального образования в случае передачи этих полномочий органами местного самоуправления по соглашению с субъектом Российской Федерации.


Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления


1. К полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения в границах муниципального образования относятся:

обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе принятие мер по обеспечению теплоснабжения потребителей в случае невыполнения теплоснабжающими или теплосетевыми организациями договорных обязательств;

организация по требованию потребителей технологической и (или) финансово-экономической экспертизы (аудита) деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

рассмотрение обращений потребителей по вопросам качества и безопасности теплоснабжения;

разработка, утверждение и актуализация схемы теплоснабжения, являющейся неотъемлемой частью программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и создание условий для ее реализации;

реализация предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

выполнение требований, установленных правилами оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также отдельных категорий потребителей тепловой энергии к отопительному периоду;

согласование вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей установок в ремонт и из эксплуатации.

2. По соглашению с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления может передать все или часть своих полномочий по организации теплоснабжения в границах муниципального образования органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.


Глава 3. Государственная тарифная политика в сфере теплоснабжения


Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов


1. Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

обеспечение доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей;

обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;

стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности деятельности в сфере теплоснабжения;

обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за счет установления долгосрочных тарифов;

обеспечение открытости процесса тарифного регулирования;

обязательный учет при установлении тарифов положений программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения реализует следующие полномочия:

утверждает методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения;

устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат по видам деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также систему отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы местного самоуправления;

устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками, установленная генерирующая мощность производства электрической энергии которых превышает 25 МВт;

рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, органами местного самоуправления, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии, и принимает решения, обязательные для исполнения.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения:

устанавливают перечисленные в статье 8 настоящего Федерального закона тарифы, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками, установленная генерирующая мощность производства электрической энергии которых превышает 25 МВт, а также тарифов и надбавок, устанавливаемых органами местного самоуправления ;

осуществляют контроль за применением регулируемых тарифов и проводят проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций в части правильности применения тарифов;

принимают решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность).

4. Органы местного самоуправления в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения:

устанавливают тарифы и надбавки в соответствии с законодательством об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса

устанавливают тарифы на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии;

обращаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) с предложением о принятии решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность);

осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.



Статья 8. Виды тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию


1. Регулированию подлежат следующие цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения:

предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками, установленная генерирующая мощность производства электрической энергии которых составляет 25 МВт и более;

тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками, установленная генерирующая мощность производства электрической энергии которых составляет 25 МВт и более, в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней;

тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, за исключением производимых в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками, установленная генерирующая мощность производства электрической энергии которых составляет 25 МВт и более;

тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, реализуемые потребителям;

тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;

плата за поддержание резервной мощности источника тепловой энергии или тепловой сети при отсутствии реализации тепловой энергии;

надбавки и тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливамые в соответствии с законодательством об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;

тариф на услуги по организации коммерческого учета тепловой энергии.

2. Перечень регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Тарифы на иные виды товаров, работ и услуг в сфере теплоснабжения определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.

3. Регулируемые тарифы устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации раздельно в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

4. В случае, если регулируемые организации осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйным сетям), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию указанных сетей включаются в тарифы указанных организаций в порядке, установленном правилами государственного регулирования и применения цен тарифов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.


Статья 9. Методы, применяемые при осуществлении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения


1. Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются:

1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

2) метод аналогов;

3) метод индексации тарифов;

4) метод установления фиксированных тарифов на товары и услуги на срок не менее 5 лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных тарифов) с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала, а также применения долгосрочных параметров регулирования, определяемых Правительством Российской Федерации в основах ценообразования в сфере теплоснабжения;

5) метод установления тарифа на основе типовых характеристик используемого оборудования.

2. В процессе регулирования тарифов в сфере теплоснабжения могут использоваться различные сочетания методов регулирования, предусмотренных частью 1 настоящей статьи. Для определения различных ставок одного тарифа могут использоваться различные методы регулирования.

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования и правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также принимаемым в соответствии с ними методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Выбор метода регулирования осуществляется регулируемой организацией по согласованию с органом регулирования.

3. При осуществлении регулирования тарифов должны учитываться потери тепловой энергии в полном объеме, а также устанавливаться задания для регулируемых организаций по ежегодному снижению потерь при условии учета расходов на снижение потерь при установлении тарифов.

4. При нарушении режима потребления тепловой энергии, а также потреблении тепловой энергии в отсутствие коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, если организация такого учета является обязательной в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут применяться установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам.

5. По согласованию между теплоснабжающей организацией и всеми потребителями тепловой энергии данной теплоснабжающей организации для расчетов по договорам теплоснабжения может применяться тариф, установленный для иной теплоснабжающей организации, функционирующей в схожих условиях деятельности.


Статья 10. Сроки действия тарифов в сфере теплоснабжения


1. Регулируемые тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются на срок не менее 12 месяцев.

2. В случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более 12 месяцев), орган регулирования в соответствии с условиями договора устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определяемый в соответствии с основами ценообразования и правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.


Статья 11. Способы установления тарифов в сфере теплоснабжения


1. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного (многоставочного) тарифа.

2. Тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут дифференцироваться по видам (параметрам) теплоносителя, по группам потребителям, по зонам дальности передачи тепловой энергии, иным критериям в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также принимаемым в соответствии с ними методическими указаниями по расчету тарифов в сфере теплоснабжения, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

3. Ставка на мощность производства тепловой энергии устанавливается раздельно для:

1) источников, функционирующих в базовом режиме и имеющих установленный вид резервного топлива;

2) источников, функционирующих в базовом режиме и не имеющих установленный вид резервного топлива;

3) источников, функционирующих в пиковом режиме и имеющих установленный вид резервного топлива;

4) источников, функционирующих в пиковом режиме и не имеющих установленный вид резервного топлива;

5) источников, находящихся на консервации.

4. В случае, если потребитель тепловой энергии представляет в органы регулирования согласованное с теплоснабжающей организацией обоснование того, что проводимые им мероприятия или изменение режима его работы (при сохранении объемов потребления тепловой энергии (мощности)), либо подключение дополнительной мощности приведут к существенной экономии совокупных затрат в системе теплоснабжения на поставку тепловой энергии (мощности), цена в договоре теплоснабжения для данного потребителя может быть уменьшена в порядке и в размере, устанавливаемом в методических указаниях по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

5. При установлении тарифов должны быть учтены установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.


Статья 12. Плата за поддержание резервной мощности


1. Плата за поддержание резервной мощности устанавливается в случае, если потребитель не потребляет тепловую энергию, но не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок от тепловой сети с целью сохранения возможности возобновления потребления в будущем.

2. Плата за поддержание резервной мощности подлежит регулированию в отношении отдельных категорий потребителей, перечень которых определяется основами ценообразования в сфере теплоснабжения, и устанавливается как сумма ставки за поддерживаемую тепловую мощность источника тепла и ставки за поддерживаемую мощность тепловых сетей в объемах, необходимых для обеспечения тепловой нагрузки потребителя.

Для иных категорий потребителей тепловой энергии плата за поддержание резервной мощности не регулируется и устанавливается по соглашению сторон договора теплоснабжения.


Статья 13. Участие независимых экспертных организаций в процессе тарифного регулирования


В отношении регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения по инициативе потребителей тепловой энергии может быть проведена независимая технологическая и (или) финансово-экономическая экспертиза (аудит) деятельности теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций с привлечением экспертных организаций, отобранных по результатам открытого конкурса в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Результаты экспертизы являются открытыми.


Статья 14. Основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения


1. В случае наличия возможности осуществления экономически оправданного перехода отношений, возникающих в рамках отдельной системы теплоснабжения, из состояния, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного теплового рынка, регулирование тарифов

может быть отменено в отношении всех или отдельных тарифов в системе теплоснабжения в целом или её части.

2. Отмена регулирования тарифов осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по предложению органа местного самоуправления или регулируемых организаций и по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

3. При принятии решения об отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) должны быть учтены следующие обстоятельства:

наличие тепловой сети, в которую может поставляться тепловая энергия от нескольких источников;

количество организаций, владеющих источниками тепловой энергии, поставляемой в тепловую сеть, и не являющихся аффилированными между собой лицами;

наличие лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании всей или частью тепловой сети, которые не владеют при этом источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения;

наличие лиц, владеющих источниками тепла в данной системе теплоснабжения, которые не являются аффилированными лицами с лицами, владеющими всей или частями тепловой сети в данной системе теплоснабжения, либо в равной мере влияют на принятие решений организацией, владеющей всей тепловой сетью.

Изменение указанных обстоятельств после полной или частичной отмены регулирования тарифов в соответствующей системе теплоснабжения является основанием для принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о введении мер тарифного регулирования.

4. Для принятия решения об отмене регулирования тарифов орган местного самоуправления либо заинтересованные регулируемые организации направляют соответствующие предложения и обосновывающие материалы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, который в срок не позднее двух месяцев должен принять решение об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения или предоставить мотивированный отказ в принятии такого решения.

Решение об отмене регулирования тарифов принимается по результатам открытых слушаний, проводимых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Порядок проведения указанных слушаний, а также требования к обосновывающим материалам для принятия решений об отмене регулирования тарифов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

5. В случае отказа в принятии решения об отмене регулирования тарифов либо отсутствия такого решения по результатам соответствующего заявления в двухмесячный срок, органы местного самоуправления либо заинтересованные регулируемые организации вправе обжаловать действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в федеральном антимонопольном органе.

Предписание об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, выданное федеральным антимонопольным органом по итогам рассмотрения жалобы, является обязательным для исполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов


Глава 4. Отношения между теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии


Статья 15. Подключение к системам теплоснабжения


1. Подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к системам теплоснабжения осуществляется в порядке, устанавливаемом градостроительным законодательством Российской Федерации для подключения объектов капитального строительства.

Плата за подключение к системам теплоснабжения взимается в обязательном порядке, если соглашением между теплоснабжающей (теплосетевой) организацией и потребителем тепловой энергии не установлено иное. В состав платы за подключение к системам теплоснабжения включаются затраты на создание и развитие магистральных тепловых сетей и источников тепловой энергии. Создание тепловых сетей, необходимых для подключения теплопотребляющих установок к магистральным тепловым сетям, осуществляется потребителем тепловой энергии за свой счет.

2. Подключение магистральных тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, являющейся неотъемлемой частью программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, утверждаемой в соответствии с законодательством об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

3. Лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющей установкой, ранее технологически присоединенной к системе теплоснабжения в надлежащем порядке, вправе добровольно снижать размер присоединенной тепловой нагрузки на определенную величину путем проведения энергосберегающих мероприятий или в связи со снижением объемов производства (реализации) товаров (работ, услуг) и при отсутствии технических ограничений передавать право на использование мощности в пределах величины снижения нагрузки иным лицам, в том числе планирующим подключение к системам теплоснабжения, при выполнении следующих условий:

снижения величины тепловой нагрузки по договору теплоснабжения с потребителем тепловой энергии,

проведения технических мероприятий в системе теплоснабжения, позволяющих осуществить передачу права на использование мощности.

Передача права на использование мощности не должна приводить к ограничениям теплоснабжения или ухудшению качества теплоснабжения иных потребителей.

Порядок передачи прав на использование тепловой мощности устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

4. Запрещается осуществлять подключение к системам теплоснабжения:

новых потребителей или увеличивать присоединенную тепловую нагрузку подключенных потребителей за счет увеличения мощности системы теплоснабжения (реконструкции или строительства новых объектов) при наличии проектов подключения потребителей за счет снижения тепловой нагрузки при наличии технической возможности и сопоставимой стоимости проектов;

источников тепловой энергии, в отношении которых строительство не обоснованно в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

теплопотребляющих устройств, тепловая нагрузка которых не запланирована к подключению в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества на работы по строительству и применяемые материалы на срок не менее 10 лет.

5. Запрещается использование систем поквартирного отопления при подключении жилых домов к системам централизованного теплоснабжения или подомовым системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

6. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должны содержать расчет эффективного радиуса теплоснабжения, определяющего возможность отказа в подключении потребителей к системе централизованного теплоснабжения по причине нецелесообразного роста потерь в тепловой сети в связи с доставкой теплоносителя таким потребителям.

7. Выданные технические условия на подключение должны подтверждаться лицом, заинтересованным в подключении, по прошествии каждых 12 месяцев с даты их выдачи. При отсутствии полученного в указанный срок подтверждения, технические условия могут быть аннулированы теплоснабжающей (теплосетевой) организацией.


Статья 16. Договор теплоснабжения


1. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, который является публичным.

В соответствии с договором теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю тепловую энергию, соответствующую количественным и качественным параметрам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором теплоснабжения, а также поддерживать указанную в договоре тепловую мощность, а потребитель обязуется оплачивать полученную тепловую энергию поддерживаемую теплоснабжающей организацией мощность и обеспечивать соблюдение установленного договором режима потребления и надлежащую эксплуатацию принадлежащих ему теплопотребляющих установок.

2. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения.

Договор теплоснабжения заключается потребителем с теплоснабжающей организацией, к чьим тепловым сетям теплопотребляющие установки или тепловые сети потребителя подключены непосредственно или через тепловые сети теплосетевых организаций.

3. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловых сетей потребителя с тепловыми сетями теплоснабжающей или теплосетевых организаций.

Теплоснабжающая организация обязана самостоятельно урегулировать договорные отношения с теплосетевыми организациями, через тепловые сети которых должна осуществляться поставка тепловой энергии для потребителя. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и теплоносителя по сетям теплосетвых организаций включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителю.

4. Теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения потребителем технических условий на подключение к системе теплоснабжения. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям на подключение к системе теплоснабжения.

В договоре теплоснабжения указываются в том числе параметры качества теплоснабжения и режим потребления, а также лица, ответственные за их соблюдение.

5. Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, которые должна в том числе включать:

существенные условия договора теплоснабжения;

порядок организации договорных отношений между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, функционирующими в рамках одной системы теплоснабжения;

порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности);

существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии;

требования к содержанию и порядку разработки схем теплоснабжения, являющихся неотъемлемой частью программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

6. Сроки начала и окончания отопительного сезона устанавливаются органами местного самоуправления, если иное не установлено соглашением теплоснабжающей организации и потребителя.

7. Отношения между теплоснабжающими организациями по поводу поставки тепловой энергии (мощности) и теплоносителя регулируются договором теплоснабжения (договором поставки тепловой энергии), который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами для договоров теплоснабжения потребителей.

Договор теплоснабжения (договор поставки тепловой энергии), заключаемый между теплоснабжающими организациями, является публичным в отношении объемов мощности, обеспечивающих объемы тепловой нагрузки, распределенной в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, за вычетом мощности источников тепловой энергии, используемой для обеспечения нагрузки потребителей по договорам теплоснабжения с данной теплоснабжающей организацией.


Статья 17. Оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя


1. Передача тепловой энергии и теплоносителя осуществляется на основании договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, заключаемых теплосетевыми организациями с теплоснабжающими организациями.

2. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным нормативными правовыми актами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и подачу теплоносителя в соответствии с установленными договором оказания услуг по передаче тепловой энергии (мощности) требованиями, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

3. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является публичным. Порядок заключения и исполнения договора определяется правилами организации теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

4. Существенными условиями договора оказания услуг по передаче тепловой энергии являются, в том числе:

способ распределения потерь тепловой энергии и теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границах тепловых сетей;

порядок обеспечения доступа сторон (либо, по взаимной договоренности, иной организации) к тепловым сетям и приборам учета в целях оценки фактических потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях;

согласование графиков ремонтов тепловых сетей и источников тепловой энергии.

5. Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется исходя из мощности подключенных к тепловым сетям теплосетевой организации потребителей тепловой энергии либо по типовым ставкам, рассчитываемым исходя из диаметра и длины тепловых сетей теплосетевой организации.


Статья 18. Распределение тепловой нагрузки и управление системами теплоснабжения



1. Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии между источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения осуществляется ежегодно в соответствии со схемой теплоснабжения, являющейся неотъемлемой частью программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Для распределения тепловой нагрузки все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепла в системе теплоснабжения, обязаны представить в органы местного самоуправления заявку, содержащую сведения:

о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям в системе теплоснабжения;

об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать.

Изменение объема мощности и (или) количества производимой тепловой энергии по сравнению со сведениями, указанными в заявке, допускается только в случаях, предусмотренных схемой теплоснабжения.

Распределение нагрузки осуществляется органом местного самоуправления ежегодно путем утверждения (внесения изменений) в схему теплоснабжения до утверждения тарифов на следующий год.

Если теплоснабжающая организация не согласна с распределением нагрузки, осуществленным органом местного самоуправления, она вправе обжаловать решение органа местного самоуправления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования цен (тарифов).

2. В схеме теплоснабжения должны быть выделены зоны, в границах которых существует возможность поставки тепловой энергии потребителям от различных источников тепла при условии сохранении надежности теплоснабжения.

В границах таких зон распределение тепловой нагрузки между источниками тепла осуществляется на конкурсной основе по критерию наименьшей предлагаемой теплоснабжающими организациями цены реализации тепловой энергии потребителям.

3. Теплоснабжающие организации, осуществляющие свою деятельность в рамках одной системы теплоснабжения, ежегодно до начала отопительного сезона обязаны заключить между собой соглашение по управлению системой теплоснабжения в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Предметом соглашения является порядок взаимных действий по обеспечению функционирования системы теплоснабжения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Обязательными условиями указанного соглашения являются:

- определение соподчиненности диспетчерских служб организаций и порядок их взаимодействия;

- порядок организации наладки и регулирования работы системы теплоснабжения;

- порядок обеспечения доступа сторон (либо, по взаимной договоренности, иной организации) для осуществления наладки и регулирования работы системы теплоснабжения;

- порядок взаимодействия организаций в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

В случае, если теплоснабжающие организации не заключили указанное в настоящей статье соглашение, или ими не достигнуто соглашение по отдельным условиям соглашений, порядок управления системой теплоснабжения определяется органом местного самоуправления.



Статья 19. Особенности теплоснабжения многоквартирных домов



1. Договор теплоснабжения в отношении многоквартирного дома предусматривает поставку тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в объемах, необходимых для предоставления коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению для собственников и арендаторов помещений, теплоснабжения производственных помещений и для использования на содержание общего имущества многоквартирного дома (включая потери во внутридомовых сетях).

2. При выборе собственниками жилья непосредственной формы управления многоквартирным домом собственники жилья обязаны определить лицо, представляющее их интересы по договору теплоснабжения и являющееся стороной договора теплоснабжения. При этом собственниками должно быть определено лицо, осуществляющее содержание общего имущества многоквартирного дома и обязанное заключить договор теплоснабжения на покупку объема тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, необходимого для содержания общего имущества, арендуемых нежилых помещений и компенсации потерь во внутридомовых сетях.


Статья 20. Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя



1. Количество тепловой энергии и теплоносителя, реализуемых по договору теплоснабжения (договору поставки тепловой энергии), подлежат коммерческому учету.

2. Коммерческий учет тепловой энергии осуществляется путем измерений приборами учета, которые устанавливаются в точке учета тепловой энергии, расположенной на границе тепловых сетей теплоснабжающих организаций и (или) потребителя с тепловыми сетями теплоснабжающих или теплосетевых организаций, если договором теплоснабжения (договором поставки тепловой энергии) не установлено иное.

3. Коммерческий учет тепловой энергии расчетным путем допускается временно до оборудования точек учета приборами учета тепловой энергии, а также в случае неисправности приборов учета тепловой энергии.

4. Ввод в эксплуатацию вновь сооружаемых источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей тепловой энергии (мощности) без оборудования точек учета приборами учета тепловой энергии не допускается. Приборы учета тепловой энергии устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно или по договору оказания услуг коммерческого учета со специализированной организацией.

Приборы подомового учета тепловой энергии во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиком за свой счет до получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

5. Владельцы источников тепловой энергии и потребители тепловой энергии, не имеющие приборов учета тепловой энергии, обязаны организовать коммерческий учет с использованием приборов учета не позднее 1 января 2012 года.

6. Коммерческий учет реализуемых потребителям тепловой энергии и теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями за счет тарифа на организацию коммерческого учета, так и потребителями тепловой энергии. При организации коммерческого учета потребителями, услуги по организации коммерческого учета таким потребителям не оказываются и тариф на организацию коммерческого учета не оплачивается.

Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя может включать:

установку приборов учета тепловой энергии (теплоносителя);

эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показание приборов учета и передача их заказчикам услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета;

выставление счетов за реализованную тепловую энергию и сбор денежных средств с потребителей тепловой энергии.

7. Коммерческий учет осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, которые утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и должны, в том числе, содержать:

требования к приборам учета;

технические характеристики тепловой энергии и теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения;

порядок определения количества тепловой энергии и теплоносителя при коммерческом учете, в том числе расчетным путем;

порядок организации и правила коммерческого учета тепловой энергии в многоквартирных домах при различных формах управления ими;

... .



Глава 5. Обеспечение надежности теплоснабжения


Статья 21. Проверка готовности к отопительному периоду



1. Проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

муниципальные образования;

все теплоснабжающие и теплосетевые организации в системе теплоснабжения;

все потребители тепловой энергии, подключенные к системе теплоснабжения.

2. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проверка готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления.

3. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти утверждаются правила оценки готовности к отопительному периоду, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии по надежности теплоснабжения с учетом климатических условий, а также требования к потребителям, теплосетевым и теплоснабжающим организациям по принятию ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения.

4. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному сезону осуществляется в том числе на предмет наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на основе электронных моделей, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма диспетчеризации в системе теплоснабжения.

5. Проверка теплоснабжающих и теплосетевых организаций осуществляется на предмет соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным в правилах оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения по управлению системой теплоснабжения, готовности к выполнению графика тепловых нагрузок, готовности к несению температурного графика, утвержденного в рамках схемы теплоснабжения, соблюдения критериев надежности теплоснабжения, установленных нормативными правовыми актами, а в отношении источников тепловой энергии - также и для подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Теплоснабжающие организации также обязаны:

обеспечить функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

организовать наладку тепловых сетей;

осуществлять контроль режимов потребления;

обеспечивать качество теплоносителей;

организовать коммерческий учет приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

обеспечить инструментальную проверку качества строительства тепловых сетей;

получить допуск саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность систем теплоснабжения.

6. Проверка потребителей тепловой энергии осуществляется на предмет соответствия требованиям, установленным в правилах оценки готовности к отопительному периоду, готовности теплопотребляющих установок к работе, готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, а также организации коммерческого учета тепловой энергии.


Статья 22. Вывод источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации



1. В целях защиты прав и законных интересов потребителей тепловой энергии и населения, организации, владеющие источниками тепловой энергии и планирующие вывод их из эксплуатации (ликвидацию или консервацию), обязаны не менее чем за 8 месяцев уведомить органы местного самоуправления о сроках и причинах вывода из эксплуатации в случаях, когда это не предусмотрено программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

2. Орган местного самоуправления, в адрес которого направлено уведомление, вправе потребовать от владельцев источников тепловой энергии приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии.

Владелец источника тепловой энергии при получении от органа местного самоуправления требования о приостановке вывода из эксплуатации, вправе выставить ку источник тепловой энергии на торги. При отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, органы местного самоуправления обязаны по истечении трех лет выкупить тепловую установку в целях сохранения системы теплоснабжения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования, по цене, определенной независимым оценщиком.

В случае выкупа источника тепловой энергии муниципальное образование несет ответственность за его эксплуатацию.

В случае поступления в орган местного самоуправления уведомлений от нескольких владельцев источников тепловой энергии , предусматривающих одновременный вывод из эксплуатации указанных источников, при выборе оставляемых в эксплуатации источников орган местного самоуправления должен руководствоваться принципами минимизации затрат потребителей тепловой энергии и обеспечения надежности теплоснабжения.

3. Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение подключенных в надлежащем порядке потребителей тепловой энергии, без согласования с указанными потребителями не допускается.

4. Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода тепловых установок из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, а также юридическим и физическим лицам в результате такого нарушения.



Статья 23. Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии и теплоносителя потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и теплоносителя



1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в течение более чем одного месяца теплоснабжающая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору посредством введения ограничения подачи тепловой энергии до уровня технологической брони, указанной в договоре теплоснабжения, сроком на 14 дней с обязательным предварительным уведомлением потребителя не менее чем за 10 дней до введения ограничения. В уведомлении также указывается срок погашения задолженности потребителем.

В случае нарушения потребителем установленного в уведомлении о введении ограничения подачи тепловой энергии срока погашения задолженности, теплоснабжающая организация вправе полностью приостановить исполнение обязательств по договору посредством прекращения подачи тепловой энергии с обязательным предварительным уведомлением потребителя не менее чем за 15 дней до прекращения подачи.

Подача тепловой энергии возобновляется после полной оплаты потребителем задолженности, а также расходов, связанных с прекращением и возобновлением подачи тепла.

Ограничение подачи тепловой энергии потребителям, не исполняющим свои обязательства по оплате потребленной тепловой энергии (мощности), не должно приводить к ухудшению режима поставки тепловой энергии иными потребителями.

2. В случае нарушения теплоснабжающей организацией порядка приостановления и прекращения исполнения обязательств по договору, указанная организация обязана возместить возникшие в результате такого нарушения убытки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. В случае, когда подача тепловой энергии (мощности) потребителю осуществляется через тепловые сети теплосетевой организации, действия по ограничению и прекращению такой подачи в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляются теплосетевой организацией на основании распоряжения теплоснабжающей организации.


Статья 24. Организация развития систем теплоснабжения



1. Развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

2. Развитие систем теплоснабжения поселения осуществляется на основе схемы теплоснабжения, являющейся неотъемлемой частью программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

3. Органами местного самоуправления должны утверждаться и ежегодно актуализироваться схемы теплоснабжения, которые должны содержать:

зонирование территории поселений по зонам централизованного и индивидуального теплоснабжения, а также определение условий организации автономного поквартирного отопления;

схемные решения по загрузке генерирующих источников;

графики совместной работы источников комбинированной выработки и котельных, в том числе перевод котельных в пиковый режим работы;

меры по консервации избыточных мощностей;

меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

эффективный радиус теплоснабжения, то есть зоны, в которых подключение теплопотребляющих устройств не целесообразно по причинам роста совокупных расходов в системе теплоснабжения;

оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;

...

4. При разработке схемы теплоснабжения, должен быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, который определяется:

- показателем резервирования системы теплоснабжения;

- показателем безотказной работы источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом;

- показателем живучести источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.

Показатель безотказной работы должен составлять не менее:

0,97 для источников тепловой энергии;

0,9 для тепловых сетей;

0,99 для теплоппотребляющих установок.

Живучесть источников тепловых установок и тепловых сетей, то есть способность сохранять свою работоспособность, должна быть обеспечена при нерасчетных температурах наружного воздуха, а также после длительных - более 54 часов - остановок.

В системах теплоснабжения с учетом резервирования должен быть обеспечен баланс тепловой энергии (мощности) и тепловой нагрузки как при расчетных, так и (с учетом резервных источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям и резервирования в системе теплоснабжения) в вероятных нерасчетных погодных условиях.

4. Требования к содержанию и порядку разработки схем теплоснабжения определяются правилами организации теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При этом обязательными критериями отбора решений по развитию систем теплоснабжения являются: обеспечение достаточного уровня надежности теплоснабжения потребителей; минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе; приоритет комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

5. Не допускается выдача разрешений на использование природного газа (за исключением сжиженного газа) в качестве топлива в отношении объектов по производству тепловой энергии, если указанные объекты не включены в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

При формировании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования должны определяться объемы газа, необходимые для реализации проектов по созданию (реконструкции, модернизации) источников тепловой энергии.

Включение источников тепловой энергии в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования является основанием для обязательного заключения с поставщиками газа договоров на поставку газа в отношении объемов, указанных в программе, в пределах объемов, выделенных на муниципальное образование в рамках топливно-энергетического баланса, в том числе путем перераспределения с других объектов. Изменение объемов поставки газа на такие объекты допускается только при внесении изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

6. Органами местного самоуправления должен быть обеспечен мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, включающий исключение из состава тарифов расходов на реализацию проектов в сфере теплоснабжения, которые не соответствуют установленным указанной программой показателям.

7. В случае реализации проекта по увеличению мощности источника тепловой энергии либо тепловой сети не за счет тарифов, надбавок к тарифам, платы за подключение или бюджетных средств, и наличии договоров теплоснабжения с потребителями, заключенных на срок более 12 месяцев, поставка тепловой энергии (мощности) от источника, на котором были увеличены мощности, или оказание услуг по передаче тепловой энергии по тепловой сети, на которой были увеличены мощности, может осуществляться по ценам, определяемым соглашением сторон (нерегулируемым ценам) по согласованию с органом регулирования в отношении объема, на который была увеличена мощность источника или тепловой сети.



8. Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно быть обеспечено составление поддержание в актуальном состоянии топливно-энергетических балансов муниципального образования и субъекта Российской Федерации соответственно, в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.



Глава 6. Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения



Статья 25. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения



1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения при условии соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся теплоснабжающими и (или) теплосетевыми организациями, и (или) осуществляющих деятельность по обеспечению работоспособности систем теплоснабжения и их элементов;

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ по обечспечению работоспособности систем теплоснабжения, в размере не менее чем пятнадцать тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

2. Лицо признается осуществляющим деятельность по обеспечению работоспособности систем теплоснабжения и их элементов для целей настоящего Федерального закона, если оно осуществляет разработку схем теплоснабжения, проектирование, строительство, наладку, диспетчеризацию, эксплуатацию и ремонт систем теплоснабжения и их элементов.

3. Теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны вступить в члены саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения.

Лица, осуществляющие деятельность по обеспечению работоспособности систем теплоснабжения, обязаны вступить в члены саморегулируемой организации, если они не являются членами саморегулируемой организации, созданной в соответствии с градостроительным законодательством.



Статья 26. Дополнительные требования к документам, разрабатываемым саморегулируемой организацией в сфере теплоснабжения.



1. Саморегулируемая организация в сфере теплоснабжения обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения (далее также - свидетельство о допуске).

2. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения.

3. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:

а) требование о наличии образования определенных уровня и профиля;

б) требование к повышению квалификации, профессиональной переподготовке;

в) требование о наличии определенного стажа работы;

2) требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица.

4. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств являются:

1) требование о наличии в штате работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем.

5. Саморегулируемая организация не вправе устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам ниже минимально необходимых требований, установленных частью 4 настоящей статьи.



Статья 27. Прием в члены саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения.



1. В члены саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения могут быть приняты юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям стандартов и правил саморегулируемой организации, а также требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения.

2. Для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию следующие документы:

1) заявление о приеме в члены саморегулируемой организации. В заявлении должны быть указаны определенный вид или виды работ, свидетельство о допуске к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;

2) копию документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);

3) документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ;

4) копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.

3. В срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, саморегулируемая организация осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу.

4. Основаниями для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации являются:

1) несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям стандартов и правил саморегулируемой организации, а также требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, указанным в заявлении, предусмотренном пунктом 1 части 2 настоящей статьи;

2) непредставление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в полном объеме документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

3) наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, и указаны в заявлении, предусмотренном пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

5. Лицу, принятому в члены саморегулируемой организации и соответствующему требованиям к допуску к работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.



Статья 28. Допуск к работам, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения



1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Для производства работ по проектированию, строительству и ремонту тепловых сетей протяженностью на участках более 100 метров необходимо получение допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с градостроительным законодательством.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения.

3. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.

4. При приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся на дату приобретения указанного статуса членами такой некоммерческой организации, обязаны получить такие свидетельства о допуске в срок не позднее чем через один месяц со дня приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой.

5. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения , выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока, территории его действия и осуществляется без взимания платы.

6. Действие свидетельства о допуске прекращается в отношении определенного вида или видов работ:

1) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации;

2) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при установлении факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому же виду работ, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения;

3) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, приостановлено;

4) по решению суда;

5) в случае прекращения членства в саморегулируемой организации;

6) по решению общего собрания членов саморегулируемой организации в случае применения меры дисциплинарного воздействия.

7. Лицо, которому отказано в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения, должно совместно с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого оно осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, составить план обеспечения надежности теплоснабжения в условиях отсутствия допуска к работам, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения. В случае осуществления деятельности определенного вида или видов работ лицом, не имеющим свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения, саморегулируемая организация, членом которой является данное лицо, не несет ответственности средствами своего компенсационного фонда.



Глава 7. Заключительные и переходные положения



Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона



1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 7-14, части 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.

2. Статьи 7-14, часть 3 статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года.



Президент

Российской Федерации Д.А. Медведев



Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru