Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

КОНЦЕПЦИЯ
развития системы теплоснабжения муниципия Кишинэу

Настоящая концепция развития системы теп­лоснабжения мун. Кишинэу (называемая в даль­нейшем «Концепция») разработана по заданию Примэрии муниципия Кишинэу на основании ма­териалов, подготовленных группой специалистов научно-исследовательских, проектных и производ­ственных организаций [1-8].

При составлении данного варианта Концепции учтены результаты обсуждений проблемы тепло­снабжения, состоявшихся на проведенных в При-мэрин муниципия Кишинэу рабочих совещаниях специалистов различных организаций, а также ре­зультаты аналитического анализа состояния энер­гетического комплекса мун. Кишинэу, происшед­ших изменений и наметившихся тенденций в его развитии. Приняты во внимание зарубежный опыт в области систем теплоснабжения и возмож­ности его использования в условиях мун. Кншинэу с учетом реальных экономических условий, наме­чаемых перспектив развития экономики и мер по решению социальных проблем, связанных с необ­ходимостью улучшения энергоснабжения.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы произошли изменения в уп­равлении экономикой Республики Молдова, сдела­ны шаги по развитию рыночных отношений, прове­дена частичная реструктуризация энергетического комплекса и осуществлена приватизация ряда энергетических предприятий. В настоящее время продолжается поиск новых форм управления энер­гокомплексом, которые в наибольшей мере отве­чали бы изменившимся условиям и обеспечили ус­пешное функционирование и развитие систем энергоснабжения.

Проблемы энергоснабжения мун. Кишинэу яв­ляются частью общих проблем энергетики Респуб­лики Молдова. Их успешное решение в значитель­ной мере зависит от состояния энергетики респуб­лики и тех тенденций и изменений, которые на­блюдаются в энергокомплексе в целом.

Происшедшие изменения в экономике и час тичная реструктуризация отраслей оказались весьма болезненными для энергетического комплекса.

Снижение уровня материального производства привело к сокращению объемов потребления топ­ливных и энергетических ресурсов. Это, в свою очередь, ухудшило экономическое состояние энер­гопредприятий. Попытки энергоснабжающих орга­низаций улучшить свое финансовое положение за счет повышения тарифов не дали положительных результатов, а наоборот - привели к дальнейшему спаду производства и снижению платежной спо­собности потребителей как в производственной, так и в социальной сфере.

Не дало ожидаемых результатов и создание ряда промежуточных структур. Появление многих посредников и так называемых оптовых покупате­лей и продавцов-поставщиков энергоресурсов привело к дополнительному удорожанию топлива и энергии, что усугубило и без того трудное эконо­мическое положение в энергокомплексе и в энер­госнабжении потребителей.

Потребители, столкнувшись с новыми условия­ми энергоснабжения - высокими тарифами и во многих случаях с низкими показателями качества энергоресурсов, вынуждены сами, в силу возмож­ностей, решать проблемы энергоснабжения, стро­ить локальные энергоисточники и сети.

Успешно работавшие в прошлом и существую­щие в настоящее время системы централизован­ного снабжения электрической и тепловой энерги­ей оказываются в ряде случаев невостребованны­ми, а потому приходящими в упадок. Этот процесс особенно прогрессирует в системах теплоснабже­ния.

Огромные средства, ранее вложенные в систе­мы централизованного теплоснабжения, оказыва­ются недоиспользуемыми и не дают соответствую­щей отдачи.

В связи с этим все большие трудности возни­кают с поддержанием систем теплоснабжения в требуемом техническом состоянии и их развитием.

В существовавших ранее формах управления централизованными системами энергоснабжения различными видами энергоносителей, как прави­ло, соблюдалась прямая связь "производитель (он же поставщик) энергоресурсов - потребитель и обратная финансовая связь "потребитель - произ­водитель".

В последние время созданы промежуточные самостоятельные структуры, которые разорвали эти прямые связи и отдалили производителей теплоэнергии от потребителей. В прямой контакт с потребителями вступают не непосредственные производители энергоносителей, а посредники. Они же осуществляют сбор платежей и решают, в первую очередь, свои собственные финансовые проблемы, а оплату за полученные у производите­лей энергоносители производят по остаточному принципу. В этой ситуации производители энерго­носителей для оплаты топлива вынуждены брать соответствующие кредиты, обслуживание которых в условиях нарастающих дебиторских задолженно­стей создает еще более тяжелую ситуацию.

В итоге постоянно нарастает несбалансиро­ванная разность объемов кредиторской и дебитор­ской задолженностей, что ведет в результате к банкротству подобной системы централизованного энергоснабжения.

Практика разрыва прямых финансовых отно­шении производителей товаров (в данном случае энергоносителей) и потребителей не имеет ничего общего с рыночными отношениями. Подобная практика привела и приводит к дискредитации си­стем централизованного энергоснабжения. Потре­битель должен иметь право и условия выбирать поставщика энергоресурсов и энергоносителей по прямым договорам. Поставщиком теплоэнергии выступает ее производитель или же уполномочен­ная производителем организация.

Сооружение локальных котельных и автоном­ных систем энергоснабжения, в частности тепло­снабжения, является попыткой предпринимателей, которые производят энергоносители, выйти на прямые финансовые взаимоотношения с потреби­телями без посредников. Если их отделить от по­требителей какими-либо посредническими звенья­ми, они по принципам управления становятся схо­жими с системами централизованного энергоснаб­жения.

Преимущество автономных систем остается в этом случае только в части сниженных потерь в теплосетях, так как источники приближаются к по­требителям, хотя суммарные затраты могут ока­заться выше, чем в системе централизованного теплоснабжения.

Централизованные системы не потому плохие, что они централизованные, а потому, что в такое положение их поставили посреднические и ком­мерческие структуры.

Локальные и автономные системы энергоснаб­жения имеют право на жизнь там, где они эконо­мически оправданны с точки зрения меньших по­терь при передаче и других конкретных факторов.

Выбор тех или иных технических решений дол­жен основываться на сравнениях вариантов при сопоставимых условиях с учетом необходимости максимально эффективного использования топ­ливных ресурсов и всех других факторов - эконо­мических, экологических, стратегических и во вза­имосвязи с повышением эффективности энерго­снабжения по всем видам энергоносителей (топ­ливо, газ, электроэнергия, тепловая энергия, во­да). Объективно тарифы должны устанавливался на одну из фиэических единиц энергии, к которой приводятся остальные, например, килокалория или киловатт-час. В качестве наиболее универсальной может рассматриваться джоуль или килоджоуль.

При решении проблем теплоснабжения мун. Кишинэу необходим учет того, что за последние годы значительно изменилась структура потребле­ния энергии потребителями в муниципии. Объемы потребления тепловой энергии сдвинулись в сто­рону увеличения доли потребления населением (до 85%). Экономические агенты и ряд бюджетных организаций уже построили или строят автоном­ные котельные.

В связи с этим изменились и задачи управле­ния энергокомплексом в муниципии. Резко возрос­ла ответственность муниципалитета как предста­вителя населения в системе. Муниципалитеты из-за большой доли расхода на энергию в коммуналь­ных услугах заинтересованы в том, чтобы:

- снизить затраты в бюджете на решение про­блем теплоснабжения населения, муниципальных учреждений и организаций, а также затраты эконо­мических агентов, что обеспечит рост экономики;

.- привести состояние энергокомплекса к со­временным требованиям, действующим в цивили­зованных странах, сократить энергоемкость, поте­ри в энергокомплексе, достигнув европейских норм и стандартов;

- обеспечить выполнение планов и обяза­тельств по программам устойчивого развития тер­риторий с учетом необходимости снижения нагруз­ки на экологию, включая требования и междуна­родных соглашений;

- обеспечить повышение роли местного само­управления на базе автономности местных влас­тей, продвижение экономической инициативы в дальнейшем развитии муниципия.

Все это требует организации стратегического планирования в энергокомплексе, разработки про­граммы развития энергокомплекса на краткосроч­ный и долгосрочный период и плана конкретных действий по реализации указанной Программы. •

Центральными являются вопросы топливных ресурсов. Необходим учет того фактора, что сего­дня топливо и часть объемов электроэнергии им­портируются (из России, Украины, Румынии и др.). К местным ресурсам можно отнести лишь возоб­новляемые источники энергии (солнечная, ветро­вая, геотермальная), биомассу, отходы промыш­ленного производства, а также энергосбережение.

Цель настоящей Концепции состоит в том, что­бы на основании анализа сложившейся ситуации и происходящих процессов, с учетом перспектив развития и решения экономических и социальных вопросов сформулировать основные направления работ по решению проблем теплоснабжения мун. Кишинзу, поддержания и развития технических систем, обеспечения дальнейшего снижения за­трат и тарифов, повышения качества энергоноси­телей, повышения эффективности использования топливных ресурсов, осуществления комплекса мер по энергосбережению, использования новых научно-технических разработок и современных технологий, создания установок и систем возоб­новляемых источников энергии, снижения экологи­ческого влияния объектов теплоэнергокомплекса, совершенствования форм и структуры управления для обеспечения эффективного и устойчивого функционирования систем теплоснабжения, разви­тия международного сотрудничества и создания условий для использования передового мирового опыта в области энерготепяоснабжения и участия зарубежных организаций в решении стоящих пе­ред мун. Кишинэу проблем в данной области.

1. ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящей концепции будут использоваться следующие термины и определения.

Система снабжения тепловой энергией - сово­купность оборудования по производству, передаче и надежному снабжению потребителей тепловой энергией;

Централизованная система снабжения тепло­вой энергией (SC) - большая система, предназна-. ченная для снабжения большого количества потре­бителей тепловой энергией и питающаяся от мно­гих источников;

Производитель тепловой энергии - экономи­ческий агент, для которого одной из основных це­лей является производство тепловой энергии не­посредственно или путем когенерации, т.е. произ­водство тепловой и электрической энергии, вовле­чение возобновляемых и нетрадиционных источни­ков тепловой энергии;

Тепловая электроцентраль (СЕЛ - совокуп­ность оборудования, предназначенного для совме­стной выработки электрической и тепловой энер­гии;

Тепловая аентоаль (СТ) - совокупность обору­дования, предназначенного для производства теп­ловой энергии;

Поставщик тепловой энергии (ДЕТ) - предпри­ятие или организация, отпускающая тепловую энергию потребителю. В качестве поставщика мо­гут выступать производители тепловой энергии, а также любые экономические агенты и юридичес­кие лица, поставляющие непосредственно потре­бителям тепловую энергию и получающие непо­средственно от потребителя оплату за поставлен­ную тепловую энергию;

: Потребитель тестовой энергии - физическое или юридическое лицо, которое использует тепло­вую энергию;

Тепловые сети (RT) - совокупность оборудова­ния по передаче и распределению тепловой энер­гии;

Магистральные тепловые сети (RM) - сети, ко­торые обеспечивают передачу первичного тепло­носителя от источника тепловой энергии до цент­рального теплового пункта (РТС) - пункта подго­товки горячей воды и распределения энергоресур­сов;

Распределительные тепловые сети (RD1 -внешние (RDE) и внутренние (RDI) распредели­тельные сети;

Индивидуальный тепловой пункт (PTI) - пункт местной подготовки вторичного теплоносителя;

Тепловой пункт производства тепловой энер­гии (PTR) - пункт местной подготовки горячей во­ды и вторичного теплоносителя в соответствии с требуемым качеством;

Насосная промежуточная станция (SP) - сово­купность оборудования по поддержанию гидравли­ческого режима в тепловых сетях.

2.ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Целью системы является качественное и на­дежное снабжение потребителей теплом и горячей водой по доступным ценам.

В функцию системы входят:

1. Поставка топлива и других видов первичной энергии в систему энергокомплекса по минималь­но возможным ценам.

2. Своевременное заключение контрактов и накопление топлива и энергии на генерирующих объектах.

3. Эффективное преобразование топлива и энергии в тепловую и электрическую энергию в за­висимости от спроса на рынке.

4. Продажа электрической и тепловой энергии потребителям с обеспечением требуемых и норма­тивных параметров по контракту.

5. Сбор оплаты за проданную энергию с уче­том обеспечения контрактных параметров.

6. Возврат денежных средств производителям энергии, а также оплата услуг других организаций.

7. Накопление денежных средств для закупки топлива и первичной энергии.

8. Поддержание всей системы в рабочем со­стоянии.

9. Инвестирование в совершенствование сис­темы каждым ее участником.

10. Снижение затрат и энергосбережение каж­дым участником системы для получения прибыли и снижения стоимости производимого тепла и энер­гоносителей.

3. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВА
И ПЕРЕДАЧИ ТИПОВОЙ ЭНЕРГИИ

Тепловые сети мун. Кишинэу были спроекти­рованы и сооружены для централизованного снаб­жения тепловой энергией. Спроектированный ре­жим предусматривал производство тепла согласно графику при температуре 150-70°С и горячей воды при температуре 70°С.

Регулирование параметров тепловой энергии осуществляется генерирующими источниками в централизованном порядке путем изменения тем­пературы и поддержания неизменного расхода теплоносителя.

Передача теплоносителя осуществляется с по­мощью промежуточных насосных станций через магистральные тепловые сети к центральным теп­ловым пунктам, где через внешние распредели­тельные сети (RDE) теплоноситель подводится к индивидуальному теплопункту (PTI), в котором го­товится вторичный теплоноситель для внутреннего теплооборудования. В центральных теплопунктах (РТС) подготавливается и горячая питьевая вода, которая через отдельные RDE транспортируется к каждому потребителю.

В местных системах (SL) отсутствуют магист­ральные теплосети (RM) и промежуточные насос­ные станции, имеются генераторы тепловой энер­гии, как правило (СТ), теплоцентрали, и один цен­тральный тепловой пункт (РТС). От РТС передача первичного теплового агента и горячей питьевой воды осуществляется через отдельные внешние распределительные сети к потребителям.

В случае обеспечения тепловой энергией це­лого блока или группы квартир отпадает необходи­мость в централизованных теплопунктах (RTCJ и внешних сетях (RDE). В данном случае имеем теп­лоцентрали, внутренние теплосети (RDI) с авто­номным теплоснабжением.

В генерирующих источниках теплоэнергия про­изводится путем непосредственного сжигания в теплоцентрали топлива или путем когенерации в теплоэлектроцентрали (СЕТ), где производится и электроэнергия. В качестве топлива используется природный газ, мазут и уголь, которые полностью импортируются.

В централизованной системе (SC) используют­ся природный газ и как запасной вид топлива - ма­зут.

Д местной системе (SL) используются природ­ный газ, мазут и уголь.

В автономных системах используется природ­ный газ. В пригородных зонах и в крестьянских хо­зяйствах используются также древесные и сель­скохозяйственные отходы.

Предприятия энергосектора по производству электро- и теплоэнергии создавались в основном в 50-80-х годах и наращивали мощность последова­тельно по мере развития Кишинэу.

Основные мощности были созданы в 50-60-х годах на теплоэлектроцентрали № 1 (установлен­ная мощность 54 МВт и 394 Гкал/час}, а в 60-80-х годах - на СЕТ-2 (240 МВт и 1200 Гкал/час). От­дельные котельные были построены для снабже­ния паром медицинских учреждений и жилого мас­сива в южной части города (ЮРВК) и теплоэнерги-ей - западной части города (Скулянская районная водогрейная котельная). В начале 90-х годов нача­то строительство Восточной районной водогрей­ной котельной.

Небольшие котельные были построены в раз­ное время в отдельных анклавах (Агроуниверситет, Костюженская больница, Ковровый комбинат и Ав­тобусный парк и ряде сел, впоследствии вошедших в муниципий Кишинэу).

Развитие промышленности в 70-80-х годах по­требовало строительства котельных различного назначения на производственных предприятиях, часть из них строилась в кооперации и обслужива­ет несколько предприятий и социально-жилищный сектор вокруг себя (АО "Франзелуца", АО "Кедру", Аэропорт, АО "Пиеларт" и др.).

После ухудшения положения в экономике го­рода, остановки ряда предприятий, длительного отсутствия инвестиций в энергосектор и других факторов резко ухудшилось качество централизо­ванного теплоснабжения. Это привело к строи­тельству значительного количества автономных, индивидуальных котельных установок с последую­щим отключением от централизованного тепло­снабжения.

Выявлено, что потребляют природный газ для теплоснабжения в муниципии более 110 экономи­ческих агентов, в том числе более 50 имеют ко­тельные с давлением пара более 0,7 атм. Общая тепловая мощность составляет около 4200 Гкал/час, в т.ч. СЕТ-1 - 394 Гкал/час, СЕТ-2 - 1200 Гкал/час, АО "Термоком" - 1330 Гкал/час, произ­водственно-отопительные котельные - 550 Гкал/час, новые водогрейные автономные котель­ные - 60 Гкал/час.

Рынок тепловой энергии обеспечивается в ос­новном СЕТ-1, СЕТ-2, Западной и Южной тепло­централями. Общая тепловая производительность • составляет 905 Гкал/час в режиме когенерации и 1930 Гкал/час - на водогрейных котлах. Кроме то­го, население потребляет газ для отопления - 500-800 Гкал/час (оценочно), или 15% от общего по­требления газа населением (все данные на 1.02.2000г.).

Таким образом, 40% мощности сосредоточено на СЕТ-1 и СЕТ-2, 12-13% - на производственных котельных, еще 35% рассредоточено по котель­ным,- входящим в систем АО "Термркф", и 1,5% ; приходится на новые автономнее котельные.

В то же время суточное потребление газа со­ставляет 43% на ТЭЦ, 22,8% • на котельных АО "Термоком", 19% - производственными котельны­ми (без стекольных заводов), 14% - населением.

Тепловые сети муниципия Кйшинэу состоят из 540 км магистральных сетей (RM) (двухтрубные) и 520 км тепловых (RDE) и горячей воды (четырех-трубные), 491 центрального теплового пункта (РТС) и 22 насосных промежуточных станций (SPJ. Большинство распределительных теплосетей (RT) имеют возраст более 25 лет и выполнены по ста­рым технико-экономическим концепциям (трубы с двухслойной изоляцией, установленные в бетон­ных каналах).

С географической точки зрения, теплосети представляют 8 островных зон: Чокана, Рышкань, Пошта Веке, Чентру, Ботаника, Телечентру, Ску-лень и Буюкань. Первые пять соединены в общую тепловую сеть с одной или двумя линиями и пита­ются от СЕТ-1 и СЕТ-2. Зона Телечентру снабжает­ся от Южной теплоцентрали, зоны Скулень и Бую­кань - от Западной теплоцентрали, тепловые сети которой присоединены к тепловым сетям ТЭЦ только для того, чтобы снабжать обработанной во­дой и осуществлять подпитку сетей.

Основным принципом создания централизо­ванной системы снабжения тепловой энергией бы­ла ориентация на промышленный сектор с уста­новкой источников энергии и мощное развитие тепловых сетей в промышленных зонах с соедине­нием с сельскими зонами, большинство которых дотировались, снабжались этим сектором.

Отсутствие источников тепловой энергии в сельских зонах, деградация промышленного секто­ра, массовое отключение этого сектора и социаль­ного сектора создали довольно тяжелую ситуацию.

Пренеорегаются необходимость поддержания и развития теплосетей, а также температурный график 150-70°С. Старение и разрушение обору­дования для поддержки гидравлического режима привели к значительном/снижению теплового но­сителя, транспортируемого к потребителю.

Установка индивидуальных теплопунктов (PTI) и счетчиков теплоэнергии привела к снижению от­дачи, увеличению гидравлического сопротивления и дополнительным транспортным расходам.

Трудности поддержания и модернизации рас­пределительных внутренних сетей исключают воз­можность их гидравлического регулирования, что, в свою очередь, приводит к неполадкам в снабже­нии тепл'овой энергией квартир жилых блоков.

Постоянные стоки в подвалах блоков, фактиче­ски сниженный объем тепла и отсутствие требуе­мых условий внутреннего распределения привели к повышению уровня подземных вод, к образова­нию антисанитарных зон, появлению сырости на внутренних поверхностях стен, гниению окон и бы­строму разрушению жилых помещений.

Деградация теплосетей, отсутствие государст­венного и менеджериального интереса к поддер­жанию и развитию их, огромный ущерб во всех звеньях системы централизованного теплоснабже­ния (SC), неправильная тарифная политика, обра­зование промежуточных структур для сбора опла­ты и неплатежеспособность потребителей привели систему к банкротству.

Производство и распределение тепла оказа­лись у разных собственников, имеющих разные за­дачи и интересы.

Практически полностью утеряно планирование развития энергохозяйства, что привело к перекосу на рынке потребления и производства теплоэнер­гии. Потребление тепловой энергии снижается, а мощности постоянно наращиваются. При условии нестабильных поставок газа в Республике Молдо­ва и в г. Кишинэу наращиваются мощности чисто газовых котельных, а отдельные микрорайоны строятся только с использованием газа для отоп­ления. Отсутствие возможности использовать ре­зервное топливо ставит этот сектор в полную зави­симость от объемов поступающего газа. Учитывая санкции, введенные РАО "Газпром" в феврале и марте 2000 г., это может создать серьезные про­блемы в административных и жилищных секторах, усиленно осуществляющих бессистемный переход на единственный вид топлива, а также значитель­но ухудшает экономическое положение участников системы централизованного теплоснабжения (теп­лоэлектроцентрали, районные котельные, распре­делительные сети и ее абоненты). Отсутствие вза­имодействия между участниками производства, распределения и потребления тепловой энергии приводит к неплатежам и соответственно усугубля­ет тяжелое положение в экономике энергосекто­ра. Все участники процесса экономически не отве­чают перед потребителем, произвольно снижают параметры подаваемого тепла, отключают горячую воду и нарушают другие условия поставок своей продукции.

Потребитель потерял веру в надежность, каче­ство и беспрерывность централизованного тепло­снабжения. Ведомственная раздробленность энер­госектора не позволяет сделать процесс поставок тепла надежным и обеспечить прозрачность затрат на его производство, сделать обоснование тари­фов понятным потребителю, и все это приводит к полной деградации централизованного теплоснаб­жения.

В настоящее время в энергетическом комплек­се Республики Молдова создалась сложная ситу­ация. В речение длительного времени в энерго комплекс не вкладывались инвестиции в достаточ: ном объеме, выросли цены на энергоносители, из­менились структуры управления, у многих объек­тов появились новые владельцы, главным образом участвующие в сервисном обслуживании энергети­ческих предприятий, начали действовать рыночные законы.

В то же время менеджеры предприятий еще не в полной мере осознали необходимость изыски­вать возможности для более эффективного ис­пользования потенциала предприятий, не развива­ют сферу услуг, не используют возможности раз­вития сопутствующих производств.

Получение доходов от сопутствующей деятель­ности помогло бы выделять средства на модерни­зацию оборудования, повышение технического уровня и создание более надежных и гибких сис­тем производства и распределения энергии в му­ниципии Кйшинэу. Большая часть основного обо­рудования в секторе производства энергии физи­чески и морально устарела, что приводит к значи­тельному перерасходу топлива и затрат на обслу­живание.

Современные системы производства энергии позволяют довести использование потенциала топлива до 85-93% в различных схемах. Действую­щее оборудование и схемы на теплоэлектроцент­ралях и в котельных централизованного тепло­снабжения позволяют использовать топливо на 35-50%, причем совместное производство электро- и теплоэнергии имеется только на СЕТ-2 и в зимний период на СЕТ-1.

Основное оборудование на Западной и Южной котельных Кйшинэу работает только в зимний пе­риод, а на Восточной практически не использует­ся. Одним из факторов, повлиявших на нынешнюю ситуацию, является то, что все вышеперечислен­ные предприятия были построены и модернизиро­ваны на теплофикационные режимы работы, а эле­ктроэнергия поставлялась централизованно с Мол­давской ГРЭС и других источников. К сожалению, за последние годы уже при изменившихся обстоя­тельствах положение существенно не изменилось, и предприятия пошли по пути повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию, пользуясь монопольным положением на рынке. Это привело к бегству потребителей с рынка централизованного электро- и теплоснабжения: начались установка дизель-генераторов, строительство автономных котельных, оснащение коттеджей, квартир и от­дельных домов котлами индивидуального пользо­вания. Уменьшение рынка потребления, в свою очередь, повлекло увеличение условно-постоянных затрат на производство и распределение энергии в Кйшинэу. Рост стоимости энергии привел к рос­ту неплатежей, что тоже резко ухудшает экономи­ческое положение предприятий энергосектора.

При незначительном изменении объема пере­данной теплоэнергии тарифы возросли в 12 раз (с 1 января 2001 года в 14 раз), а неплатежи - в 20 раз (без учета аккумулирования). В дальнейшем положение в энергосекторе будет улучшаться, долги уменьшаться. Через 5-7 лет необходимо вы­вести из разряда действующих котлоагрегаты на СЕТ-1 и Южной районной водогрейной котельной, что при отсутствии больших инвестиций приведет к срыву обеспечения теплом части многоэтажного социально-жилищного сектора и к опасности его разрушения.

В условиях рыночной экономики участникам энергосектора необходимо заботиться не только о своих интересах, но и об интересах партнера. В противном случае конфликт интересов приведет к ухудшению положения во всем комплексе.

Энергокомплекс следует рассматривать как единое целое, при этом продвижение энергии от импортеров энергоносителей через производст­во, распределение до конкретных потребителей энергии должно сопровождаться движением де­нежных средств от потребителей к поставщикам энергии. Существующее положение способствует снижению затрат каждого участника процесса из-за конфликта их интересов.

4. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
И ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Долгосрочная стратегическая цель - это со­здание системы теплоснабжения, способной снаб­жать на высоком уровне, по низким ценам и с наи­меньшим негативным влиянием на окружающую среду.

необходимо выполнить технические, техноло­гические и организационные мероприятия для то­го, чтобы обеспечить минимальные значения удельного потребления топлива для производства теплоэнергии, сокращения тепловых потерь в теп­лосетях и внедрения новых научных прогрессивных разработок.

Краткосрочная цель состоит в сохранении и развитии нынешней системы в период экономиче­ского кризиса, характеризуемого функционирова­нием системы централизованного теплоснабжения в невыгодных режимах, с огромными перерасхода­ми и неспособностью потребителей полностью оп­латить потребляемую теплоэнергию.

Пути достижения этих целей:

• экономия тепловой энергии в местахс отопи тельным оборудованием;

- реконструкция внутренних распределитель­ны сетей с автоматическим теплоснабжением с вертикальными трубопроводами, поддержание стабильной температуры в квартирах и замена ин­дивидуальных термопунктов (PTI) термопунктами по производству тепла (РТР);

- при сохранении существующих центральных теплопунктов (РТС) необходимо восстановление двухтрубной системы подачи теплой воды потре­бителям от РТС с непрерывной ее циркуляцией в замкнутом контуре через теплообменники в РТС;

- внедрение новой идеологии производства и транспортировки теплоэнергии путем производст­ва первичного теплоносителя с постоянной темпе­ратурой и переменной подачей и с зонным регули­рованием;

- максимальное использование существующих тепловых мощностей на основе когенерации;

- замена больших теплоцентралей (котельных) новыми установками когенерации в зонах с увели­ченной плотностью потребления и автономными, современными установками в зонах со сниженной плотностью (на основе технико-экономических обоснований);

- реконструкция, оптимизация и частичная де­централизация тепловых сетей, монтаж мини-ТЭЦ и автономных теплоцентралей (при выполнении предварительных технико-экономических расче­тов);

- вовлечение возобновляемых и вторичных энергоресурсов, сельскохозяйственных, промыш­ленных и бытовых отходов;

- создание стратегических и сезонных резер­вов топлива для обеспечения нормальной деятель-) ности централизованной (SC) и локальных систем (SL) теплоснабжения со стороны государства, ме­стных органов управления или производителей теплоэнергии;

- организационная реструктуризация центра­лизованной (SC) и локальной (SL) систем (по технологическому принципу, с исключением оптового I поставщика) и их перевод в собственность и вла-

дение местных публичных органов;

- снижение тарифов на теплоэнрегию;

- внедрение опыта, современных технологий, оборудования и новых материалов, которые приве­дут к сокращению потерь на различных этапах про­изводства, передачи, распределения и использо­вания энергоресурсов;

- формирование законодательной базы функ­ционирования в условиях рыночной экономики между генерирующими источниками и магистраль­ными и распределительными сетями, сетями об­щего пользования с различными формами собст­венности.

Развитие систем теплоснабжения на основе когенерации предусматривает:

- расширение зоны потребления ТЭЦ путем присоединения к ним сетей Скулень и Буюкань;

- замену Южной термоцентрали на мини-ТЭЦ на базе газотурбинной установки ориентировочно 15-25 МВт и установку мини-ТЭЦ в других зонах;

- привлечение инвестиций в зонах максималь­ной децентрализации для сооружения новых со­временных ТЭЦ с комбинированным циклом.

Существующая система должна быть перепро­ектирована для того, чтобы обеспечить новые тре­бования идеологии снабжения теплоэнергией с ча­стичной децентрализацией, реконструкцией рас­пределительных сетей (RDE) снабжения горячей I водой и модернизацией центральных теплопунк- ( тов (РТС), изменением режимов работы промежу­точных насосных станций (SP), реконструкцией внутренних распределительных сетей (RDI) и при необходимости заменой индивидуальных тепло пунктов (РТ1) на пункты производства тепловой энергии (PTR).

Оптимизация системы теплового обслужива­ния предусматривает прямое вовлечение потреби­теля в процесс подготовки тепла и горячей воды. Централизованным порядком производится тепло-энергия в режиме когенерации, со сниженным теп-лопотенциалом, который передается в теплопунк-ты (PTR) каждого потребителя, где параметры теп-лоэнергии будут доводиться до желаемых им с учетом требований по качеству.

Для того чтобы передавать теплоэнергию по­требителям с минимальными установленными по­терями, необходимо, чтобы температура теплоно­сителя была такой, при которой транспортные расходы и тепловые потери в целом были мини­мальны.

Для выбора оптимальных температур для транспортировки, с зональным регулированием теплопотенциала и выполнения гидравлического расчета внешних сетей в условиях изменения тре­бований со стороны потребителей и транспортных требований необходимо создать математическую модель и базу данных как составные части муници­пальной информационной системы с технически­ми, конструкционными и оперативными парамет­рами и технической паспортизацией блоков, снаб­жаемых тепловой энергией,

Модель позволит делать перерасчет теплосе­тей в условиях частичной децентрализации SC, оп­ределения пунктов монтажа мини-СЕТ или авто­номных СТ как общественной или приватизирован­ной собственности.

5. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
ПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Основной проблемой, общей для всех систем централизованного теплоснабжения (SC) Восточ­ной Европы, является принцип распределения, ос­нованный на постоянной подаче теплоносителя и отсутствии индивидуального управления (контро­ля) над теплом, которое подается каждому блоку.

Для того чтобы оптимизировать эту систему, необходимо производить тепловую энергию в ре­жиме когенерации, передавать ее с необходимым постоянным тепловым потенциалом, с полным уравновешиванием гидравлического режима в теп­ловых сетях и теплового режима по зонам, с внед­рением регулируемых устройств с электрическим приводом с преобразователями частоты в целях сокращения потребления электроэнергии в проме­жуточных насосных станциях (SP).

Частичная децентрализация централизованной системы (SC) означает сооружение зональных СЕТ на основе технико-экономических обоснований и комплекса автономных модульных теплоцентралей (СТ) или мини-СЕТ, реконструкцию внутренних распределительных сетей, сохранение магист­ральных сетей (RM) с промежуточными насосными станциями (SP) и внешних распределительных се­тей, по которым сохраняется возможность резер­вирования теплоснабжения и подачи теплоносите­ля в периоды пиковых нагрузок и аварийных режи­мах.

Производство тепловой энергии в режиме ко­генерации, энергосбережение и увеличение эф­фективности использования потребителем допол­нительных возобновляемых низкопотенциальных источников позволит значительно снизить потреб­ление энергии, предоставляемой производителем, снизить тарифы и увеличить платежеспособность населения и гарантирование своевременной опла­ты услуг.

С целью снижения сжигания органического топлива начать внедрение тепловых насосов, сис­тем газовых двигателей (дизель-генераторов) -тепловой насос и солнечных коллекторов для отопления и производства горячей воды. Все это потребует научного и проектного обеспечения, ко­торое необходимо реализовать с привлечением

научных и проектных сил страны.

Основной теплоснабжающей централизованной системы являются магистральные трубопроводы (от генерирующих источников до центральных теп­ловых пунктов). Контрольный пакет этого подраз­деления должен принадлежать муниципальным властям. Во-первых, в больших объемах произво­дятся работы на коммуникациях на территории го­рода с необходимостью согласования со всеми службами. Во-вторых, невозможно инвестирова­ние развития города без учета ситуации с комму­никациями (возможностями, рисками и т.д.). В-третьих, магистральные трубопроводы АО "Тер-моком" должны обеспечивать бесперебойность теплоснабжения города. Генерирующие тепловую энергию объекты должны получить неограничен­ный технический доступ к магистралям, причем должен поощряться подвод к районному комплек­су трубопроводов тепла не менее чем от двух не­зависимых источников.

Необходимо передать на баланс СЕТ-2 трубо­провод, подсоединяющий к газовой магистрали, замену газовых счетчиков и счетчиков тепловой энергии.

Чтобы остановить процесс массового разру­шения и сохранения централизованной системы (SC), требуется изменить методологию установле­ния цен на поставку теплоэнергии, доставленной централизованным образом, которая исходит из режима когенерации, требуется новая менеджери-альная политика, при которой обслуживание теп­лосетей и транспортировка теплоносителя будут выполняться специализированным предприятием с небольшим количеством работников.

Путем заключения прямых договоров между производителем и потребителями, с одной сторо­ны, между производителем и транспортировщиком

- с другой, будут обеспечиваться своевременная оплата и накопление соответствующих сумм без

посредников.

Необходимо снизить расходы на обслуживание административного персонала, создание условий труда и внедрение системы оплаты согласно ко­нечным результатам.

Для создания заинтересованности потребите­лей в снижении потерь тепла в блоках с централи­зованным теплоснабжением необходимо снизить тарифы на потребляемую энергию в результате экономии топливных ресурсов, уменьшения потерь теплоэнергии при производстве, передаче и рас­пределении тепловой энергии, необходимо всяче­ски поддерживать использование возобновляемых и вторичных источников энергии.

Необходимо решить технические, экономичес­кие и тарифные задачи в целом для всей энерго­системы, которые будут осуществляться на базе оптимизации и технике-экономических обоснова­ний по критерию минимума интегральной стоимо­сти тарифа на энергию, учитывая возможности оп­латы и перспективы развития муниципальной и на­циональной экономики.

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ

Организовать инвентаризацию систем учета от подачи газа до потребления тепла и электроэнер­гии на всех предприятиях энергокомплекса с це­лью обеспечения теплового баланса и снижения потерь на всех элементах системы. Создать ин­формационную систему сбора показателей всех приборов учета и других параметров системы с ре­гистрацией показателей с целью определения на­рушений в системе теплоснабжения и определе­ния ответственности за эти нарушения.

Создать совместно с проектными организаци­ями базу данных по всем объектам потребления тепловой энергии и базу данных по производству, транспортированию и распределению тепла между потребителями.

7.МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ ЗДАНИЙ

Эффективность использования тепловой энергии зависит не только от технических систем генерации и передачи тепловой энергии к потребителям, но и от технического состояния технологического оборудования потребителей и соответствую­щих зданий. В соответствии с расчетами тепловые потери одного здания в среднем распределяются следующим образом: окна - 35%, стены - 30%, лестничные площадки - 10%, остальное - канализа­ция, подвалы, потолки. Проекты существующих зданий не соответствуют критериям минимальных потерь для отопления и не дают гарантию на каче­ственную тепловую изоляцию.

Основным критерием выбора сооружения и типа здания, при прочих равных условиях, должен быть минимальный срок окупаемости инвестиций, вложенных в здания и их системы снабжения электрической и тепловой энергией, водой и канализацией. Одновременно с большим ростом цен на импортируемое топливо возросли и расходы на отопление и снабжение горячей водой. В то же время большинство материалов для строительства являются местными. Необходимо пересмотреть не только нормативы сооружения, но и улучшения конструкций существующих зданий.

Большое количество солнечных дней в Республике Молдова (250-300 в год) позволяет максимально использовать солнечную энергию для отоп­ления и горячего водоснабжения. В этих целях крыши зданий, стены и другие элементы должны быть спроектированы так, чтобы совмещались функции элементов конструкций и гелио-теплоустановок.

Внимание должно быть уделено использова­нию тепла канализационных (вод зданий с помо­щью тепловых насосов.

С помощью тепловых насосов целесообразно осуществлять также дополнительный отбор тепла от теплоносителя в обратных магистральных теп­лопроводах теплосетей. Снижение температуры в возвратных трубопроводах до уровня окружающей среды позволит изготавливать эти трубы из пласт­массы и допускать их размещение непосредствен­но в земле, без каналов и теплоизоляции либо с облегченной изоляцией. Расходы на эксплуатацию тепловых насосов будут полностью окупаться за счет сокращения потерь и потребления энергии на> передачу теплоносителя.

8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Централизованная система (SC) снабжения тепловой энергией имеет прямое влияние на окру­жающую среду из-за теплового загрязнения, выбросов продуктов сгорания, сточных вод, загряз­нения подземных вод, акустического и эстетике-визуального загрязнения. Избыточное тепловое загрязнение обусловливается повышенными поте­рями тепла вдоль трасс и массовыми утечками теплоносителя.

Для соблюдения экологических требований необходима реализация комплекса мер по устра­нению причин, приводящих к превышению уста­новленных нормативов.

Деградация системы централизованного теп­лоснабжения создала такую ситуацию, когда насе­ление произвольно начало монтаж автономных котлов на уровне квартиры или многоэтажного жи­лищного блока. Эти действия имеют ряд негатив­ных последствий:

- Сети снабжения жилищных блоков природ­ным газом не были спроектированы для такого по­вышенного потребления;

- В зимние месяцы, когда население макси­мально потребляет природный газ, давление газа снижается до погашения пламени и в отсутствии надзора может привести к реальной пожарной си­туации;

- В жилищных блоках отсутствуют дымоходы, а вытяжные трубы не позволяют осуществлять эваку­ацию газов. Одной из возможностей является уста­новка дымоходов на внешней стене жилищного блока. Однако это является неприятностью для жильцов и эстетическим визуальным загрязнением среды;

В большинстве случаев газы выводятся через стену без трубы непосредственно в жилой зоне, что ухудшает санитарное состояние жилья.

9. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ
УВРЛВЛЕННЯ В ОБЛАСТИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

9.1. Энергокомплекс представляет собой еди­ную систему, состоящую из взаимозависимых элементов

• Приобретение топлива и электроэнергии;

• Производство электрической и тепловой энергии;

• Транспортирование энергии к получателям;

• Распределение энергии у получателей;

• Продажа энергии экономическими агентами друг другу и потребителям;

> Coop и аккумулирование денежных средств, полученных от потребителей;

• Распределение полученных средств на со­держание системы, закупку топлива и инвестиции в систему.

9.2. Основные участники системы теплоснаб­жения:

• Отраслевые поставщики энергоносителей и электроэнергии;

• Экономические агенты государственной, му­ниципальной и частной собственности - произво­дители тепловой и электрической энергии;

> Экономические агенты, транспортирующие и распределяющие энергию;

• Услугодатель • экономический агент, который предоставляет потребителям коммунальные услу­ги;

• Потребители коммунальных услуг: управляю­щий жилищным фондом - муниципальное предпри­ятие (МП) по эксплуатации жилищного фонда, ЖСК, Ассоциация совладельцев в кондоминиуме, общество владельцев приватизированных квартир, собственник жилья, арендатор нежилых помеще­ний и наниматель жилого помещения и др.;

• Физические лица, представляющие МП и ве­дущие учет и распределение стоимости услуг меж­ду потребителями;

• Физические лица, представляющие услугода-теля и контролирующие, как ведется учет и рас­пределение стоимости услуг;

• Банки, собирающие оплату за коммунальные услуги;

• АО "ИНФОКОМ" - получатель и распредели­тель денежных средств, полученных за коммуналь­ные услуги.

9.3. Управляющее воздействие в настоящее

В настоящее время управляющее воздействие на энергокомплекс оказывают и Правительство, и Министерство экологии, строительства и благоус­тройства территории, и Министерство энергетики, и примэрия муниципия Кишинэу, и руководство от­раслевых экономических агентов ("Молдова-газ", "Молдэлектрика", "Union Fenosa" и т.д.). В резуль­тате осуществляется множество затрат, но нет по­ложительного результата.

Необходимо четко определить, кто за что не­сет ответственность и какие имеет полномочия. Функции муниципалитетов в энергетическом [ менеджменте можно подразделить на следующие:

а) потребитель энергии - это обеспечение энергией муниципальных зданий; зданий, которы­ми управляют муниципальные предприятия; пред­приятий, которые оказывают муниципальные услу­ги;

б) производитель и поставщик энергии, в том числе производство, транспортирование и распре­деление тепловой энергии; организация производ­ства энергии от возобновляемых источников;

в) регулятор и инвестор в энергокомплекс, в том числе путем реализации функций по планам застройки города; экологии и благоустройству; ин­фраструктуре; транспортному планированию; ме­стным нормам и сборам:

стным нормам и сборам;

г) источник мотивации путем развития поощ­рительных программ за энергосбережение за счет утепления зданий; создание кондоминиумов; акку­мулирование тепловой энергии; использование солнечной энергии; использование тепловых насо­сов; автоматизация подачи тепловой энергии в ЦТП и в дома.

9.4. Ключевую роль в управлении системой теплоснабжения играет примэрия

В основном к полномочиям и обязанностям примэрии относятся:

1. Определение стратегии развития системы теплоснабжения мун. Кишинэу.

2. Защита интересов потребителя перед е-ственными монополиями:

• Примэрия отстаивает минимальные тарифы на продажу тепловой, электрической энергии, газа и воды населению и экономическим субъектам пу­тем контроля финансового состояния монополис­тов;

• Предотвращает нарушения экологических па­раметров окружающей среды путем введения эко­номических барьеров (местных сборов) на пути техногенного воздействия на атмосферу, воду, почву и другие элементы среды;

• Оказывает поощрение конкуренции среди по­ставщиков тепловой энергии с целью снижения ко­нечной её цены (тарифа).

3. Изыскание инвестиций в энергокомплекс муниципия и определение задач, местоположения и технических условий для инвесторов.

4. Организация работы по сокращению затрат на тепловое потребление:

• Создает и управляет системой поощрения по

энергосбережению;

• Обеспечивает контроль прозрачности и сни­жения расходов теплоснабжающих организаций;

• Определяет ответственность всех участников теплоснабжающей системы на территории муни­ципия Кишинэу;

• Реорганизует систему ответственности теп­лоснабжающих организации за подачу отопления, горячей и холодной воды в многоэтажные дома и систему поощрения населения за предваритель­ную или своевременную оплату за оказываемые услуги.

5. Реорганизация системы управления жилищ-но-коммунальным хозяйством (проведение жилищ-но-коммунальной реформы) с целью создания чет­кой ответственности за взаимоотношения между потребителем и поставщиками услуг при общем снижении затрат на содержание муниципальных предприятий и определение их ответственности за отопление, подачу горячей и холодной воды.

9.5. Организационное улучшение структуры уп­равления

Для кардинального решения проблем тепло­энергетического сектора муниципия Кишинэу не­обходима координация управления и осуществле­ния политики в этой области с организациями, обеспечивающими снабжение потребителей и дру­гими видами энергии и энергоносителей, в частно­сти природным газом, твердым топливом, электро­энергией, водой.

Организации по производству энергии, пере­даче и распределению по многим причинам оказа­лись в разных условиях и состояниях, в первую очередь различны нормы прибыли. В результате некоторые из предприятий энергокомплекса, кото­рые функционируют в том же технологическом цикле, находятся в состоянии банкротства, в то время как другие - в удовлетворительном или да­же хорошем финансовом состоянии, имея боль­шую прибыль. Благоприятная ситуация последних - временная, так как из-за повышенных тарифов за услуги, являющихся составной частью полного та­рифа на энергию, последний повышается, что ве­дет к сокращению потребления энергии и сниже­нию уровня благосостояния населения.

Как средство предлагается создание коорди­национного органа по энергетике в виде организа­ции на правах акционерного общества АО "Киши-невэнерго" или другого управляющего органа, це­ли которого будут координирование деятельности предприятий, энергокомплекса, производящих энергию, а также организаций по снабжению во­дой и природным газом, контроль их влияния на муниципальную экономику путем установления та­рифов на таком уровне, который обеспечил бы развитие экономики и улучшение материальной и социальной ситуации населения.

В состав АО "Кишиневэнерго" должны войти первые лица от организаций - экономических аген­тов, участвующих в снабжении энергией, водой и природным газом, а также представители потреби­телей. АО "Кишиневэнерго" будет создавать струк­туры и рабочие группы, в которых будет работать и часть штатных служащих, функции которых будут состоять в анализе экономического развития муни­ципия, цен на воду, энергию, топливо и материалы, экономической ситуации соответствующих органи­заций и платежеспособности потребителей. Его деятельность будет согласована с высшим руко­водством муниципия.

Возможно создание единой энергоснабжаю­щей компании, в которой потребители будут акци­онерами, причем они должны иметь контрольный пакет.

С целью обеспечения теплом проблемных рай­онов необходимо создать 3-4 мини-электростан­ции с комбинированным циклом сжигания топлива. Одновременно привлечь инвесторов для реконст рукции генерирующих тепло- и электроэнергию объектов, в том числе в настоящее время не за­действованных в единой системе тепловых сетей города (котельные АО "Пиеларт" и др.). Провести маркетинг и увеличить объемы продаж централи­зованного тепла.

Одним из важнейших вопросов успешного уп­равления работой теплоэнергетического комплек­са является организация схемы финансовых пото­ков за поставленную и потребленную тепловую энергию.

В настоящее время основные производители тепловой энергии продают ее промежуточной ор­ганизации АО Термоком", которая в свою очередь отпускает тепловую энергию потребителям факти­чески через другую промежуточную организацию • "Инфоком", которая непосредственно вступает в финансовые отношения с потребителями, пред­ставленными в виде различных групповых органи­заций, экономических агентов, юридических или физических лиц. Фактически АО "Термоком" по­ставляет теплоэнергию и отвечает за техническое состояние сетей и качество поставляемых тепло­носителей. Однако денежные средства за потреб­ленные энергоресурсы собирает V потребителей организация-посредник "Инфоком , которая пере­числяет деньги в АО "Термоком", а АО "Термоком" отчисляет положенную часть средств производите­лям тепловой энергии.

Такая схема взаимоотношений между произ­водителями теплоэнергии и потребителями совер­шенно не отвечает современным требованиям и условиям рыночных отношений.

Необходимо задействовать схему прямых до говорных отношений "производитель тепловой энергии - потребитель" в части поставок теплоно­сителей и обратную, также прямую, схему финан­совых потоков 'потребитель - производитель теп­ловой энергии". Все остальные необходимые для обслуживания такой схемы организации будут на правах экономических агентов, оказывающих не­обходимые производителю энергоносителей услу­ги в решении его главной задачи - осуществлять качественную, надежную и недорогостоящую по­ставку тепловой энергии и горячей воды.

В такой схеме могут работать децентрализо­ванные системы и автономные источники поставок тепловой энергии.

10. МЕНЕДЖМЕНТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО

ФИНАНСОВЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

10.1. Резервы действующей системы тепло­снабжения в муниципии Кишинэу и мероприятия по их использованию для улучшения финансового положения отрасли

В настоящее время менеджментом тепловой энергии в мун. Кишинэу в области закупки топли­ва, производства тепловой энергии, её распреде­ления, сервиса системы у потребителя, учетом и сбором платежей за тепловую энергию, разработ­кой нормативов занимаются множество организа­ций и предприятий, акционерные и частные компа­нии различных ведомств, министерства, Примэрия и т.д.

Отсутствуют законодательные рамки, в кото­рых должны действовать все экономические аген­ты. Действующее законодательство, ведомствен­ные положения в энергетике (бывш. Молдглавэ-нерго) и в коммунальном хозяйстве (бывш. Мин-жилкомунхоз) устарели и не соответствуют ны­нешним реалиям.

Это привело к тому, что единый процесс закуп­ки топлива, производства энергии, распределения и потребления ее разорван как по материальному потоку, так и по обратному денежному потоку (от потребителя к закупке топлива и поддержанию си­стемы в рабочем состоянии).

Более того, на отдельных этапах существую­щие монопольные связи позволяют диктовать свои условия, зачастую разрушая действующую систе­му. Так, перекрывая подачу газа на СЕТ-1, СЕТ-2, котельные АО "Термоком" и АО "Молдова-газ" фак тически заставляют потребителя отказаться от централизованного теплоснабжения и перейти на индивидуальное газовое, увеличивая свой рынок и свои доходы.

Так же действует компания "Union Fenoza", от­ключая насосные АО "Термоком" во время сезона подачи горячей воды, стимулируя переход на эле­ктрические бойлеры.

Такие действия монополистов заставляют по­требителя делать инвестиции в соответствующие системы, увеличивая свои затраты на коммуналь­ные услуги (стоимость электроэнергии более чем в 4 раза выше стоимости горячего водоснабжения (ГВС) от централизованной системы теплоснабже­ния (ЦТ), что, в свою очередь, увеличивает затра­ты оставшихся потребителей централизованного тепла.

Растет и число автономных котельных, которые строятся без предварительной проработки в квар­талах, насыщенных централизованными трубопро­водами, в том числе где они только что заменены на современные предварительно изолированные пенополиуретаном за счет кредита Европейского Банка реконструкции и развития.

Это, в свою очередь, увеличивает выбросы ды­мовых газов в атмосферу, нарушает экологию, причем в основном в центральной части города. На автомобильные выбросы взимается налог, такой же налог или сбор необходимо ввести и на выбро­сы из оборудования, работающего на газе и других видах топлива, установленного на котельных, в до­мах и квартирах, отключенных от ЦТ. Эти средства, как и средства из других источников, могут соста­вить Фонд поддержки централизованного отопле­ния.

Он может использоваться и генерирующими предприятиями ЦТ (СЕТ и котельными), которые, не имея оборотных средств, не могут накопить альтернативные объемы топлива, делать необхо­димые инвестиции в снижение себестоимости и тарифов на тепловую энергию.

В последнее время активно пропагандируется идея разрушения централизованного теплоснаб­жения и строительства автономных котельных. Ви­димый эффект при этом действительно есть, если не сравнивать стоимость проданной энергии с за­тратами топлива на выработку энергии (при совме­стном производстве тепловой и электрической энергии и только тепловой).

Расчеты показывают, что объем продаж при сжигании одинакового количества топлива для комбинированной выработки электрической и теп­ловой энергии в 2,1 раза больше, чем при сжига­нии его в котельной для выработки только тепла. Для СЕТ г. Кишинэу в отопительный сезон объем продаж энергии достигает 1,95 лея при сжигании 1 куб. м природного газа, а на Скулянской котельной он составляет 0,9 лея. Таким образом, перевод отопления на автономные котельные кроме перво­начальных огромных затрат на капиталовложения приводит и к удорожанию при эксплуатации. Для Кишинэу это ежедневные потери дохода в 5 млн. леев в сутки, или 500 млн. леев за отопительный сезон.

Как показано выше, в коммунальном хозяйст­ве, да и в энергетике в Республике Молдова сни­зился технический уровень по сравнению не толь­ко с западными странами, но и со странами СНГ (Россия, Украина), Прибалтикой. Практически в этой области не финансируются научно-исследо­вательские и опытно-конструкторские работы (НИ-ОКР). Действует "Схема теплоснабжения города Кишинева", разработанная еще в 1983 г. (неболь­шая последняя корректировка проводилась в 1991 году). Многие широко применяемые технические решения не используются, а выделяемая техниче­ская помощь и кредиты используются без учета достижений и тенденций в мировой практике.

Так, только за последнее время полученный грант в 300 тыс. долларов США был использован для разработки стратегии, которая не была одоб­рена Министерством энергетики, Министерством экономики, Примэрией мун. Кишинэу, Институтом энергетики АН РМ и др., но все равно принимает­ся для реализации, что приведет не только к ог­ромным затратам (410 млн. долларов США), но и к разрушению действующей системы теплоснабже­ния, разрушению генерирующих тепловую энергию предприятий, да и многоэтажного жилищного фон­да.

Нерационально использован и кредит в 5 млн. долларов США, полученный от Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Это свидетельствует о том, что в Республике Молдова, в том числе в муниципии Кишинэу отсут­ствует единая продуманная политика в области теплоснабжения, что ведет к серьезным техничес­ким и социальным последствиям.

Серьезным препятствием нормальному управ­лению тепловой энергией является отсутствие прямой административной и финансовой ответст­венности существующих бригад при муниципаль­ных предприятиях (МП) за качество, количество поставляемой тепловой энергии в отоплении и ГВС. Это приводит к тому, что потребитель, не имея прямого договора с поставщиком тепловой энергии, зависит от посредника, МП, который уп­равляет, но не несет никакой ответственности за поставку тепловой энергии потребителю и эконо­мически не заинтересован ни в энергосбережении, ни в качественном содержании участка тепловых сетей, находящихся ведома*; А эта часть системы, включая радиаторы в квартире, в большинстве случаев находится под большим давлением сете­вой воды (зависимое подключение отопления до­мов) и является неотъемлемой и важнейшей час­тью системы циркуляции. Любая несанкциониро­ванная врезка, изменение размещения радиато­ров, подключение и отключение изменяют гидрав­лическое сопротивление сети и работу всей систе­мы. Необходимо срочно реорганизовать это звено управления тепловой энергией.

К другим серьезным срывам приводит наличие отдельной системы расчета и сбора платежей за тепловую энергию. Это осуществляет АО "Инфо-ком". Не контролируя положение у потребителя (строительство встроенных торговых, аптечных и других точек, аренду подвальных и пристроенных к домам помещений, сдачу в аренду квартир, изме­нение числа жильцов в квартире и т.д.), АО "Инфо-ком" не несет финансовой ответственности перед поставщиком тепловой энергии. Это приводит к значительным злоупотреблениям, увеличению на­грузки населения по оплате тепловой энергии и соответственно к неплатежам.

АО "Термоком" необходимо объединить ком­мерческие службы учета и контроля с оформлени­ем платежных документов и придать им статус ор ганизации, оказывающих на основе договора услу­ги производителям тепловой энергии в решении ими задач доставки потребителям энергоносите­лей, осуществляемой по прямым договорам с по­требителями. Это позволит снизить потери денеж­ных средств, быстрее получать оплату за тепловую энергию, уменьшить число лиц, управляющих де­нежными потоками, и, следовательно, злоупотреб­ления в этой сфере.

Значительный перерасход тепловой энергии возникает из-за централизованного управления температурой теплоносителя, что вызывает боль­шие так называемые "перетопы", когда в отдель­ных микрорайонах отапливается окружающая сре­да за счет открытых форточек, окон и т.д. Это не может не происходить из-за повышенной темпера­туры у генерирующего источника. Отсутствие по­годных регуляторов в центральных тепловых пунк­тах (ЦТП) не позволяет сократить эти потери. Их производство может быть освоено на любом пред­приятии электронного профиля. Кроме того, рабо­та таких регуляторов позволит получать необходи­мую температуру сетевой воды на большем рас­стоянии от источника и снизит затраты электро­энергии на перекачку.

Затраты энергии на перекачку определяются как гидравлической схемой ЦТ, так и составом на­сосов, участвующих в процессе. Анализ работы се­тевых насосов на СЕТ-1 показывает, что затраты на перекачку 1 Гкал на 1-й ступени достигают 18 леев (2000 г.).

В связи с резким сокращением продаж тепло­вой энергии (в 3 раза по сравнению с проектными величинами) затраты электроэнергии становятся определяющими в стоимости услуг АО "Термоком".

Снижение этих затрат возможно за счет при­менения преобразователей частоты, позволяющих регулировать число оборотов электродвигателя насосов, имеющих пологую характеристику.

В сезон отопления 1999/2000 гг. работало 16 насосных станций (НС), и за 2000 г. было затраче­но 18,8 млн. кВт.ч на сумму 12,22 млн. леев (около 9 леев на перекачку 1 Гкал). Отсутствие учета ча­сов работы каждого насоса свидетельствует о не­возможности для персонала заниматься анализом и сокращением расхода электроэнергии на пере­качку 1 Гкал тепла.

Определение температурного графика на каж­дые сутки с целью рационализации расхода тепла связано с величиной затрат на перекачку и количе­ством включенных насосов.

Перерасход тепловой энергии происходит и из-за недостаточной изоляции квартир в зимний период, что предопределено действующими Стро­ительными Нормами и Правилами (СНиП). Плохо изолированы или вообще не изолированы комму­никации в домах, подвалах, на трассах и т.д. При­меняемые типы изоляции имеют высокий коэффи­циент теплопроводности и продуцируют большие потери.

Необходимо создать систему поощрения за экономию тепловой энергии, что позволит сокра­тить расход энергоносителей по муниципию.

необходимо также активизировать работу мар­кетинговых служб, а там, где их нет, - срочно со­здать. Им необходимо проводить рекламные PR-акции с целью увеличения рынка услуг, снижения потерь и другие мероприятия, позволяющие сни­зить себестоимость тепловой энергии.

Значительно снижает стоимость продаваемой тепловой энергии и использование тепла обратно­го трубопровода. Такое тепло можно использовать напрямую (теплицы, грибницы и другие подобные объекты), а также с использованием тепловых на­сосов, позволяющих повысить температуру тепло­носителя на 60 градусов и обеспечить теплом от­дельный дом, предприятие или группу домов через ЦТП или другую систему распределения. (Коэф­фициент термотрансформации может составлять более 1:7 между затратами энергии и полученной энергией в результате работы такой системы).

Предприятиям энергетики необходимо входить в такие проекты, искать и находить рынок сбыта своей продукции. Это тем более необходимо, 1ак как снижение величины температуры сетевой воды, возвращаемой на теплоэлектроцентраль увеличивает выработку электроэнергии на теплофи­кационной турбине(СЕТ-1 на 0,6%, на конденсаци­онной турбине, СЕТ-2 на 0,36%), что в свою оче­редь позволяет снизить себестоимость тепловой энергии, а затем и тарифы на нее. АО "Термоком" необходимо установить с СЕТ порядок поощрения за снижение температуры возвращаемой сетевой воды.

Таким образом, в системе менеджмента необ­ходимо создать систему управления спросом у по­требителя, что приведет к значительному сниже­нию перерасхода тепловой энергии.

Серьезной проблемой является неполный ин­струментальный учет тепловой энергии (при её продвижении от сжигания топлива до потребителя) и затрат на собственные нужды в генерирующих, транспортирующих предприятиях, включая насос­ные станции (НС), распределительные и потребля­ющие участки продвижения тепловой энергии. Это приводит к отсутствию теплового и массового ба­ланса в целом по системе, ошибкам при учете, платежах и другим негативным последствиям.

Необходимо провести инвентаризацию всех участков коммерческого и технологического учета с дополнительной установкой тепловых счетчиков, счетчиков мотор-часов энергоемкого оборудования, счетчиков электрической энергии на всех уча­стках и т.д.

Во многом бы улучшился менеджмент путем создания и использования математической модели производства, распределения тепловой энергии, сервиса системы и платежей между всеми участ­никами процесса.

Анализ мирового опыта показывает, что более эффективно вкладывать финансовые средства в совершенствование действующих систем, исполь­зуя системы энергосбережения, чем в строитель­ство новых мощностей.

10.1.1. Энергосбережение

Опыт стран, ведущих переоснащение энерге­тических и коммунальных систем отопления как в СНГ (Россия, Украина и др.), так и в Западной Ев­ропе (наилучший опыт по централизованному теп­лоснабжению имеется в Дании, где работают 6 ис­следовательских центров), показывает, что на уровне современных технических и управленческих возможностей, возможно, сократить расход топли­ва почти в 2 раза.

В системе подачи природного газа на ГРС-1 не используется перепад давлений от магистрального трубопровода (давление в летний период равно 35-50 атм) до 12 атм в трубопроводах, подающих природный газ в город.

Такая разность давлений позволяет использо­вать детандер с генератором и вырабатывать эле­ктрическую энергию. Кроме того, при дросселиро­вании будет получено значительное количество хо­лода, который может быть использован для сохра­нения сельскохозяйственной продукции для муни­ципия.

Значительные резервы имеются и при сжига­нии топлива на теплоэлектростанциях и в район­ных котельных (новые типы горелок, снижение за­трат энергии на собственные нужды, снижение по­терь за счет использования возвращаемого кон­денсата и др.).

По данным АО Термоком", потери при переда­че пара потребителям составляли до 60%.

Наиболее важным для повышения привлека­тельности ЦТ являются обеспечение надежности и улучшение параметров отпускаемой тепловой энергии.

Внедрение систем теплового аккумулирования для отопления помещений позволяет решить часть этих задач.

Строительство аккумуляторов различного типа эффективно при работе ЦТ и при автономном теп­лоснабжении.

В будущем значение теплового аккумулирова­ния преобразованной энергии (АЭ), используемой при обогреве помещений и производстве горячей воды для бытовых нужд, еще более возрастет.

10.1.2. Возможности увеличения объема про­даж и улучшения качества отпускаемой тепловой энергии

Анализ показывает, что значительное время оборудование генерирующих тепловую энергию мощностей не используется. Этот рынок активно занимается газовыми и электрическими компания­ми.

Не продается горячая вода населению, не ис­пользуется тепло обратных трубопроводов. Часть котельных города не имеет связи с системой тру­бопроводов АО "Термоком' и тратит топливо, в то время как более эффективные теплоэлектроцент­рали не имеют потребителей тепла. Необходимо выполнить экономические расчеты для обоснова­ния протяженности магистральных трубопроводов при определенной величине температуры сетевой воды в подающем трубопроводе и откорректиро­вать температурный график в зимний и летний пе­риоды.

С помощью погодных регуляторов на ЦТП мож­но снизить и "перетопы". Такая система позволяет снизить начальную температуру сетевой воды на генерирующем источнике без ухудшения условий отопления у потребителя. При нынешней системе снижение начальной температуры сетевой воды на СЕТ или котельной с целью снижения "перетопа" и экономии топлива приводит к снижению темпера­туры воздуха в квартире или помещении потреби­теля и, как результат, к отказу от оплаты за нека­чественное отопление.

СНиП предполагает температурный график с параметрами сетевой воды у источника на подаче 130°С и на обратном трубопроводе 70°С. Такие па­раметры по разным причинам в системе энерго­комплекса Кишинэу не поддерживаются. Реальные температуры, поддержание которых связано с эко­номией расхода газа и необходимостью вернуть на СЕТ сетевую воду с температурой около 450C, не позволяют получить необходимый перепад темпе­ратур в отдаленных от генерирующего тепловую энергию источника (Верхние Буюканы, Телецентр, Верхняя Ботаника). Решить эту проблему можно двумя способами:

1. Повысить начальную температуру.

2. Смонтировать на расчетной длине трубо­провода L тепловой насос для подогрева сетевой воды и аккумулятор (при большом расходе - "ми­ни-электростанцию").

Предлагаемый тип температурного графика свидетельствует о технических возможностях сис­темы г. Кишинэу не только обеспечить комфорт­ные температуры у потребителей действующей ЦТ, но и обеспечить подключение к распределитель­ной системе трубопроводов котельных Аграрного университета, больницы в Костюженах, городка Аэропорта и ряда других объектов, что позволит лучше загрузить мощности по теплу, снизить рас­ход природного газа и увеличить поступление фи­нансовых средств производителям и поставщикам теллоэнергии и горячей воды. Таким образом, уве­личение загрузки системы возможно за счет техни­ческих мероприятий в действующей системе без ее разрушения.

Энергосбережение и внедрение современных технологий являются источником получения допол­нительных средств в системе теплоснабжения.

Существующий перерасход топлива в действу­ющем энергокомплексе мун. Кишинэу достигает 50%. Снижение этих потерь на 20% позволит полу­чить 8-10 млн. долларов США в год, которые могут быть направлены на финансирование Программы.

Всего на выполнение основных мероприятий необходимо около 90 млн. долларов США.

Таким образом, за 10 лет она может быть про­финансирована за счет энергосбережения.

При получении дешевых кредитов или более интенсивном снижении потерь сроки могут быть сокращены.

11. НАУЧНОЕ И ПРОЕКТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ

Совместно с Правительством провести науч­ные исследования и спроектировать дома, группы домов, районы "максимального энергоэффективного потребления" в виде пилотных проектов. При­влечь для этого финансовые средства международных и местных инвесторов. Для этого создать комплексный отдел при ИЭ АН РМ.

Для успешного осуществления концепции раз­вития систем теплоснабжения мун. Кишинэу необ­ходимо использовать лучший накопленный опыт и новые разработки в данной области, имеющиеся как в республике, так и за ее пределами.

Теплоснабжение является комплексной про­блемой, охватывающей большой спектр вопросов технического, технологического, экономического, тарифного, экологического и социального характе­ра.

В данной области необходимы разработка и последующая реализация специальной программы научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ с выделением соответствующих целе­вых средств на ее выполнение.

Важно сотрудничество в проведении совмест­ных исследований по данной тематике с организа­циями других стран, которые накопили положи­тельный опыт и выполняют новые научные разра­ботки в энергетике и теплоэнергетике, в частнос­ти.

В республике имеется ряд научно-исследова­тельских и проектных организации, которые необ­ходимо привлечь для участия в указанных работах.

Важными в новых условиях являются вопросы выполнения проектных работ силами проектных организаций республики. На базе существующих научных и проектных организаций необходимо со­здать научно-проектную ассоциацию или другую форму объединения усилий специалистов.

Необходима также целевая работа по подго­товке специалистов, способных выполнять работы в области теплоэнергетики, систем теплоснабже­ния, информационных систем и управления.

Разработанная концепция определяет основ­ные направления работ по поддержанию в рабочеспособном состоянии и развитию системы тепло­снабжения мун. Кишинэу.

Главными техническими направлениями явля­ются:

- сохранение и развитие системы централизо­ванного теплоснабжения в зоне охвата основными источниками тепловой энергии;

- развитие на основе технико-экономических обоснований систем децентрализованного и авто­номного теплоснабжения;

- модернизация магистральных и распредели­тельных тепловых сетей, способных обеспечить доставку теплоносителей к потребителям с необ­ходимыми параметрами и бесперебойно;

- автоматизация систем теплоснабжения, ос­нащение измерительными приборами, создание информационных систем управления и контроля.

Главные экономические направления:

- совершенствование тарифной политики;

- сокращение непроизводительных расходов;

- организация прямых финансовых отношений между производителями тепловой энергии и по­требителями.

Основными организационными мерами явля­ются:

- приведение организационно-управленческой структуры в соответствие с технологической схе­мой обеспечения теплоснабжения;

- упразднение посреднических промежуточных непроизводственных структур;

- организация новой формы управления энер­гетическим комплексом мун. Кишинэу.

Настоящая концепция является основанием для разработки комплекса конкретных мероприя­тий и принятия решений по практическому разви­тию системы теплоснабжения мун. Кишинэу.

Литература

1. Концепция развития теплофикации в муниципии Кишинэу. М.Киросак, А.Зубатый, В.По­стол эти, Институт энергетики АН РМ. Кишинэу, 2002, стр. 21.

2. Концепция направлений развития и пер­спективы оптимизации системы теплофикации муниципия Кишинэу. Н.Максим, В.Постолати, А.Гуцу. Кишинэу, 2002, стр. 15.

3. Концепция системы обеспечения тепло-энергией (КСОТ). Фирма AFNand Romany Gaz Group, декабрь 2001.

4.Предложения АО "ТЭЦ-Г по поводу 'Раз­вития и перспективы оптимизации системы теп­лофикации в муниципии Кишинэу'. Л.Белински, № 01-11/2-253, 12.10.2001.

5.0 разработке "Концепции оптимизации и развития системы снабжения теплом муниципия Кишинэу', предложение АО 'ТЭЦ-2* (Михай Черней) №43/1395 от 05.12.2001.

6.0 разработке "Концепции оптимизации и развития системы снабжения теплом муниципия Кишинэу", предложение АО Термоком" (Алек­сандру Фтомович) № 37/3569 от 16.11.2001.

7.0 разработке "Концепции оптимизации и развития системы снабжения теплом муниципия Кишинэу', предложение Жилищного управления (Штефан Оанча) № 01-12/667 от 21.11.2001.

8.0 разработке "Концепции оптимизации и развития системы снабжения теплом муниципия Кишинэу', предложение АО "Апэ-канал Киши­нэу' (Константин Бекчиев) №01-2287 от 15.10.2001.

В.М.ПОСТОЛАТИЙ, доктор-хабилитат

технических наук, член-корреспондент

Академии наук, главный научный

сотрудник Института энергетики

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Тематические закладки пользователей:

Tеги: детандер

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru