Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ
RAO UESR

Формирование генерирующих компаний на основе ТЭЦ в процессе реорганизации российского энергетического сектора

Как организовать производство тепла, его транспортировку и распределение между потребителями, чтобы минимизировать суммарные затраты.


Содержание

1. Введение 1

2. Формулировка предложения 2

3. Какие проблемы могут быть решены с помощью предложения 4

4. Механизм реализации предложения 5

5. Примеры реализации предложения в зарубежной практике 6

5.1 Общий опыт 6

5.2 Пример ТГК, которая владеет ТЭЦ и транспортной системой. 7

6. Аргументы за и против 8

7. Альтернативные решения, за и против 9

7.1 Единая диспетчеризация нагрузок для нескольких компаний 9

7.2 Отдельные компании без единой диспетчеризации нагрузок 12

7.3 Полное разделение и доступ третьей стороны 13


1. Введение

В представленном тексте исследуется одна из ключевых проблем:

«Как лучше организовать производство тепла, его транспортировку и распределение между потребителями, чтобы минимизировать суммарные затраты».

Эта проблема тесно связана с образованием ТГК, поскольку ее решение может внести некоторые ограничения или представить некоторые возможности для ТГК.

В первых проектах закона содержались некоторые положения, в которых предполагалось

· что тепловые сети и станции, производящие тепло, не могут принадлежать одной компании;

· что производящие компании могут напрямую заключать контракты с потребителями, даже если они не соединены напрямую.

· что новые производящие компании могут требовать, чтобы их подсоединили к теплосети, и заключать контракты с потребителями.

Другими словами, предлагается организовать рынок тепла примерно по тому же принципу, что и рынок электроэнергии.

Мы были очень удивлены, увидев эту идею. Эта идея находится в противоречии с международным опытом, не аргументирована, основана на лозунгах и теории, и, в частности, с трудом осуществима в российских условиях.

В представленном тексте мы предлагаем более подходящие и гибкие модели организации теплоснабжения, которые, как мы считаем, представляют интерес для России, в целом, и РАО ЕЭС, в частности.

Вывод:

· Важно, чтобы все сети ЦТ в одном городе принадлежали одной компании.

· Если сети принадлежат нескольким компаниям, важно, чтобы транспортная компания или компания, которой совместно владеют распределительные компании, отвечала бы за диспетчеризацию загруженности и была бы единственным продавцом всей производственной мощности и тепловой энергии теплосетям, торгующим с ними по единым ценам.

· Компании - собственники сетей ЦТ могут быть собственниками производящих организаций.

· Производящие компании, например ТГК, могут быть собственниками сетей ЦТ.

Ключевым аспектом, подтверждающим эту рекомендацию, является принцип регулирования, определяемый правом собственности компании ЦТ.

В общем случае компания ЦТ принадлежит компании, имеющей целью максимизацию дохода от своего бизнеса. При отсутствии регулирования компания предложит всем потребителям конкурентные цены. При наличии регулирования компания может получить прибыль, являясь оператором естественно-монопольной сети, однако регулирующая организация, с другой стороны, должна защищать потребителей. Регулирующая организация может установить максимальную цену, равную цене заменителя, или меньшую цену, если она покрывает разумные издержки, необходимые для снабжения.

Получая максимальные доходы от продажи тепла, компании ЦТ будут минимизировать суммарные затраты на эксплуатацию монопольной сети и на производство, тем самым максимизируя свою прибыль и конкурентоспособность. Это единственно возможно, если компания может ввести интегрированную оптимизацию сети и производства, и использовать конкуренцию между всеми возможными топливами и источниками, а также и между другими факторами.

Если ЦТ принадлежит муниципалитету, представляющему интересы потребителей, как, например, в маленьком российском поселке, то выбор прибыли в качестве критерия автоматически ведет к минимизации затрат, при условии, что компания управляется правильно. Регулирующая организация должна следить, чтобы так оно и было. Поэтому в этом случае применяются те же принципы.

2. Формулировка предложения

Предложение по организации компаний ЦТ состоит в следующем:

· Компания ЦТ это компания, которая владеет сетью ЦТ, по которой тепло передается от производителя к потребителю.

· Если в одном городе действует более одной компании ЦТ, следует предпринять усилия для их объединения в одну компанию.

· Альтернативой объединению является компания, например, принадлежащая АО Энерго транспортная компания, которая берет внаем распределительные компании (эксплуатирует сети от имени собственника и вкладывают новые инвестиции в соответствии с предварительным условием, по которому собственник может забрать обратно свою собственность, выплатив не обесцененную сумму инвестиций).

· Если одна из двух (или нескольких) компаний ЦТ в городе продается, например, распределительная компания на грани банкротства, транспортная компания имеет право купить ее по рыночной цене.

· Компания ЦТ может, если находит это выгодным, быть собственником производящей организации любого вида.

· Нет никаких ограничений, касающихся собственности компании ЦТ. Следовательно, компания, имеющая в собственности ТЭЦ (ТГК), может быть также и собственником сети, единственным или совместно с другими инвесторами или муниципалитетом.

· Если компании в городе не могут договориться по вопросу объединения или аренды, они обязаны (по закону) ввести общее управление для всего города (чтобы была одна компания, занимающаяся закупкой, транспортировкой и диспетчеризацией всего тепла и мощности и работающая по единым ценам). Это может быть реализовано как путем передачи этих обязанностей транспортной компании, так и путем формирования совместной компании, которая будет отвечать за возможные инвестиции в транспортировку, которая будет прибыльной благодаря оптимизации производства. Компания с общим управлением должна платить транспортные выплаты, определяемые стоимостью используемого имущества транспортной компании.

· Тепло продается компанией ЦТ в точках продажи, в которых две трубы сети могут быть отделены от установок потребителя запорной арматурой и счетчиком.

· Если точка продажи находится в отдельном здании, то потребителем является собственник здания.

· Если точка продажи находится на групповой подстанции, снабжающей несколько зданий по четырехтрубной системе, должен быть учрежден кондоминиум всех помещений или кооператив собственников всех зданий. Если это не сделано, должен быть назначен администратор, ответственный за снабжение. Компания ЦТ может предложить администратору свои услуги по эксплуатации четырехтрубной системы (в условиях конкуренции с другими компаниями на рынке).

· Компания ЦТ введет раздельный учет по участкам сети каждого типа (паровая сеть, тепловые сети, если они разделены гидравлически, обычные сети, отдельная четырехтрубная система, обслуживаемая компанией) и по каждому производителю, разделяя затраты на фиксированные и переменные составляющие.

· Другие производители могут быть определены и могут представить свои предложения муниципалитету при планировании. Такой производитель может сделать конкурентоспособное предложение компании ЦТ и информировать муниципалитет и РЭК. Этот вариант должен быть принят во внимание компанией ЦТ. Обычно, любая компания, которая может получить больше прибыли от подписания контракта, чем от собственного производства, сделает это. Регулирующая организация может учесть предложения других производителей при оценке суммарных затрат и разумной максимальной цены.

Если принять это предложение, то будет расти число ТГК, являющихся собственниками и/или операторами всей системы ЦТ в городах и снабжение которых будет осуществляться их собственными ТЭЦ. Через некоторое время это станет хорошей основой для консолидации, выживания и прибыли для ТГК и обеспечит потребителям наилучшее качество снабжения по конкурентным ценам.

Что касается всех остальных случаев, ТГК будут иметь возможность взаимовыгодно сотрудничать с единой компанией ЦТ, которая является единственным покупателем всего тепла и мощности. Станет возможно заключить соглашения, которые обеспечат оптимальную диспетчеризацию между ТЭЦ и другими производителями, включая перераспределение нагрузки между ТЭЦ и другими производителями, в пределах возможности сети. Другими словами, работа может идти так, как если бы ТГК, объединенная компания и компании ЦТ были бы одной компанией. Только часть потенциальной прибыли в будущем может быть разной.

3. Какие проблемы могут быть решены с помощью предложения

Будут решены следующие проблемы:

· Производство тепла для ЦТ всего города будет оптимизировано, насколько это возможно с учетом ограничений сети. Во-первых, приоритет будут иметь наиболее экономичные ТЭЦ, во-вторых, появится возможность останавливать ТЭЦ в периоды, когда цена на электричество настолько низка, что более экономично использовать только котельные.

· Можно провести анализ и реализовать оптимальный способ увеличения пропускной способности всей системы транспортировки и распределения для улучшения диспетчеризации нагрузки.

· Можно без переговоров исследовать и реализовать оптимальный способ снабжения новых потребителей от транспортной или распределительной систем.

· Может быть изменена точка продажи от транспортной системы в распределительную, а инвестиции в измерительное оборудование и эксплуатационные затраты могут быть снижены.

· Будут использованы все альтернативные источники тепла, которые могут предложить поставку тепловой энергии по конкурентоспособной низкой переменной цене и мощности в нужном месте и по конкурентной цене. Для России, в целом, и для компании ЦТ будет выгодно использовать любые альтернативные источники тепла в том случае, если они конкурентоспособны по отношению к станциям, принадлежащим компании ЦТ. Только плохие менеджеры старого типа, находящиеся под политическим давлением (для сохранения работы в компании), могут принять решение использовать собственные станции, когда они более дороги, чем другие. Хороший менеджер будет знать как краткосрочные, так и долгосрочные маргинальные цены использования собственных станций и будет в состоянии сравнивать их с предложениями от альтернативных источников, как краткосрочными, так и долгосрочными.

· ТГК, являясь владельцем как системы ЦТ, так и ТЭЦ, будет иметь наилучшие возможности для анализа преимуществ тепловых аккумуляторов для увеличения конкурентоспособности и гибкости, а также для их внедрения.

· При решении проблем эксплуатации, например, аварийного сбоя сети, ресурсы распределительных компаний, часто ограниченные, будут дополняться ресурсами транспортной компании. После слияния две новые организации получат более сильный отдел для работ такого рода и смогут использовать больше оборудования.

4. Механизм реализации предложения

Предложение может быть реализовано без серьезных институциональных изменений и приспособлено к местной ситуации в каждом городе в регионах России.

Оно может быть реализовано без применения каких бы то ни было новых технических установок и программного оборудования.

Поскольку большое количество муниципальных распределительных компаний, которые покупают тепло у АО Энерго, находятся на грани банкротства, то очевидным решением для АО Энерго является приобретение этих компаний. Такое уже произошло, например, в Омске.

Технические установки, необходимые для улучшения качества снабжения, ремонт сетей и внедрение счетчиков потребления тепла потребуют больших инвестиций. У многих муниципальных распределительных компаний будут проблемы с поиском финансирования. Поэтому, продажа распределительных систем в АО Энерго или передача их в лизинг были бы решением проблемы. С политической точки зрения для муниципалитетов более приемлемо сдать сети в лизинг, а не продавать их, поскольку у муниципалитета останется теоретическая возможность получить в будущем свою собственность обратно. Что касается прибыли, то лизинг будет иметь такие же положительные последствия, как если бы это была одна компания.

В законе должно быть указано, что транспортная компания имеет приоритет при покупке распределительных компаний в случае, если они выставляются на продажу.

Закон может содержать требование по созданию единой компании, если имеется более чем одна компания (это требование будет реализовать гораздо легче, чем требование доступа третьей стороны).

5. Примеры реализации предложения в зарубежной практике

5.1 Общий опыт

Почти все компании ЦТ (которыми, по определению, являются компании, владеющие сетями) в Европе владеют и некоторой частью производственной мощности. Некоторым даже принадлежат среднего размера ТЭЦ.

Эти компании имеют также контракты с независимыми производителями тепла, дешевый избыток тепла в качестве базовой или пиковой загрузки от котельных, вне зависимости от их конкурентоспособности.

Часто компания ЦТ покупает основную часть базовой загрузки у ТЭЦ, принадлежащей энергетической компании или промышленному предприятию.

У нас есть много примеров, которые свидетельствуют от том, что компания ЦТ, у которой есть свобода быть владельцем производственных мощностей, вместо заключения контракта с альтернативным производителем, который конкурентоспособен, делает, например, следующее:

· арендует мощность у существующей частной котельной;

· покупает случайные избытки тепла у любых доступных частных производителей;

· покупает водопроводную воду вместо того, чтобы производить ее на собственной станции;

· покупает тепло у новых ТЭЦ на основе долгосрочных контрактов, а не инвестирует средства в собственную станцию;

· покупает тепло у станций на биомассе на основе долгосрочных соглашений, а не инвестирует средства в собственную станцию.

Важный момент состоит в том, что возможность компании ЦТ быть владельцем и, таким образом, использовать рыночные силы в каждом их компоненте (объявление тендера для консультантов, поставщиков, подрядчиков, операторов и банков) является хорошей базой для заключения контракта с потенциальными партнерами и получения конкурентоспособного предложения.

5.2 Пример ТГК, которая владеет ТЭЦ и транспортной системой.

Некоторые примеры из европейской практики могут вдохновить ТГК. Это типичный пример для ТЭЦ среднего размера. См. Также пример с Копенгагеном в разделе 7.1.

ТГК, которой принадлежат все конденсационные станции и крупные ТЭЦ в регионе, также имеет в собственности среднего размера ТЭЦ объединенного цикла, работающую на газе (60MВт электричества/60MВт тепла) с тепловым аккумулятором. ТЭЦ подключена к распределительным системам трех муниципалитетов. Контракты с тремя распределительными системами немного различаются.

Для крупнейшей из них ТГК продает в сеть все тепло от ТЭЦ и от котельных. ТГК, которая отвечает за диспетчеризацию нагрузки, работает с котельными и удовлетворяет суммарный спрос на тепло по цене несколько меньшей, чем переменная составляющая цены на тепло от котельной.

Для двух меньших муниципалитетов ТГК продает все имеющееся тепло от ТЭЦ по цене, которая обычно немного ниже, чем переменная составляющая цены на тепло от котельной. Эта переменная составляющая цены регулируется ценовым индексом, зависящим от основных экономических параметров. ТГК поставляет около 80% производства тепла в режиме базовой загрузки, в то время как оставшиеся 20% производятся распределительной компанией, в основном, зимой.

Таким образом, ТГК имеет довольно стабильный спрос и потенциальный доход на конкурентном рынке тепла.

До полного открытия рынка, электричество от ТЭЦ должно было поставляться в электросеть (обязательство по обслуживанию населения) по цене, отражающей долгосрочную маргинальную цену электричества от большой конденсационной станции, работающей на газе. Цена формировалась в виде переменного тарифа, определяемого в один из трех временных периодов, когда тариф на энергию определен низкой, средней или высокой нагрузкой (неделя разделена на периоды высокой, средней и низкой нагрузки). Задача оператора ТЭЦ состояла в оптимизации режимов работы станции и аккумулятора для максимизации производства в фиксированные периоды высокой и средней загрузки. Летом она могла бы работать в периоды с наибольшей ценой каждый рабочий день. Зимой она могла бы работать на максимальной мощности во все периоды высокой и средней загрузки, и при пониженной мощности в периоды низкой загрузки.

Проблема компании электросети заключалась в том, что тариф не отражал стоимости электричества в краткосрочные периоды. Часто компании приходилось покупать электричество у ТЭЦ по цене, значительно превышающей цену электричества на рынке.

Для того, чтобы это немного компенсировать, договорились, что компания электросети может диспетчировать работу ТЭЦ и менять периоды работы в соответствии с ценой электричества на рынке. Частью договоренности было то, что владельцу ТЭЦ платили, как если бы производство было оптимизировано в соответствии с фиксированными периодами.

Сейчас ТГК должна продавать электричество от ТЭЦ на северном объединенном рынке (Nord-pool market), где цена на электричество меняется в результате работы гидроэлектростанций.

Для оптимизации диспетчеризации работы ТЭЦ ТГК анализирует почасовые и ежедневные графики производства. Маргинальная стоимость производства электричества на станции определяется как соответствующие краткосрочные переменные затраты минус выручка от соответствующей продажи тепла. Основные принципы таковы:

· В периоды, когда маргинальные затраты на электричество ниже, чем рыночная цена, станция должна быть остановлена.

· Составляется прогноз потребности в тепле на основе графиков ежедневного и еженедельного (в летнее время) потребления тепла, оценивается рыночная цена, и составляется производственный план для оптимального использования аккумулятора.

· В случае, если в выходные ожидаются низкие цены на электричество, аккумулятор будет полностью загружен до начала выходных, а станция будет остановлена на весь период существования низких цен.

Разница между суммарными доходами и переменными затратами будет, таким образом, максимизирована и будет способствовать максимальной оплате фиксированных затрат станции и транспортной сети.

ТГК анализирует возможные варианты повышения рентабельности в долгосрочной перспективе, например, путем подключения к большему количеству сетей и другой ТЭЦ, находящейся на некотором расстоянии, а также путем инвестирования в станцию на биотопливе, которая может быть использована как дешевый альтернативный источник тепла в долгосрочные периоды, когда цены на электричество ниже конкурентных цен.

6. Аргументы за и против

Преимущества этой модели для России:

· Модель будет способствовать наиболее выгодным для России, в целом, решениям по наилучшему использованию существующих активов ТЭЦ и сетей ЦТ.

· Потребители получат лучшие надежность и качество снабжения.

Преимущества для третьих сторон:

· Для АО энерго и будущих ТГК это решение повысит шансы для ТЭЦ стать рентабельными и, в то же время, конкурентоспособными на рынках электричества и тепла.

Недостатки этой модели:

· Классическое возражение заключается в том, что компания ЦТ может давать преимущество собственным производящим станциям, вместо покупки тепла и мощности у существующих станций. Однако если компания управляется в соответствии с современными принципами управления (менеджмент знает о правильной экономичной оптимизации для максимального достижения цели владельца, а за менеджментом наблюдает совет директоров, который служит интересу владельцев), а РЭК следит за затратами и альтернативами, то, вполне вероятно, компания примет оптимальное решение.

7. Альтернативные решения, за и против

7.1 Единая диспетчеризация нагрузок для нескольких компаний

В городе имеется более одной компании ЦТ, например одна транспортная компания, принадлежащая АО Энерго и распределительные компании, принадлежащие другим собственникам.

Такая альтернатива предполагает одно из двух решений:

· АО Энерго заключает контракты со всеми распределительными компаниями на поставку всей тепловой энергии городу.

· АО Энерго отделяет транспортную компанию от своих производственных средств. Транспортная компания заключает контракт с АО Энерго с учетом цен и требований рынка электричества и контракт со всеми распределительными компаниями на поставку городу всего производимого тепла. Распределительные компании могут договориться об объединенной диспетчеризации нагрузок, выгодной всем, но не могут договориться об объединении системы распределения из-за географических или политических причин.

Преимущества такой модели для России:

· Применение такой модели может, по крайней мере, в отношении роли ТЭЦ и минимизации затрат на производство и транспортировку тепла, оказаться столь же эффективным, как и предложенный основной вариант.

Преимущества для третьих сторон:

· Нет

Недостатки этой модели:

· Потребуется определить точки продажи, а часто и установить теплообменники, по организационным, а не по техническим причинам.

· Будет трудно оптимизировать развитие сетей и подключение новых потребителей, поскольку транспортная компания будет заинтересована в доставке тепла только крупным потребителям.

Иностранный опыт:

Такая модель успешно применяется в районе Копенгагена. Транспортные компании полностью принадлежат распределительным компаниям, а энергетическая компания частично принадлежит нескольким муниципалитетам, которые потребляют тепло.

Данный пример может проиллюстрировать этот вопрос следующим образом:

· Вся взаимосвязанная транспортная система разделена на 2 части, каждая из которых принадлежит транспортной компании, которой владеют муниципалитеты, потребляющие тепловую энергию.

· Обе компании получили от своих владельцев монопольное право на диспетчеризацию всего тепла от имеющихся станций и собственных станций с наименьшими затратами для обеспечения всей производственной нагрузки в самый холодный день (например при помощи аренды котельных и инвестиций в пиковые котельные). В итоге они осуществляют транспортировку и продажу тепла в соответствии с требованиями распределительных компаний по единой цене.

· Обе компании в приоритетном порядке закупают дешевое тепло из местных источников, которые конкурируют с ТЭЦ, например, мусоросжигательные заводы.

· Другим преимуществом является то, что обе компании действуют вместе как единый покупатель всего тепла от ТЭЦ, чтобы оптимизировать суммарное производство ТЭЦ, с учетом рынка электричества.

· Получив тепло от всех ТЭЦ, которые имеются, по цене, конкурирующей с ценой станций третьего приоритета, компании добирают тепло из местных источников третьего приоритета, в основном от старых паровых ТЭЦ и котельных.

· 4 ТЭЦ (2 большие станции, в сумме имеющие 5 блоков, и 2 малые станции, в основном, производящие пар) принадлежат ТГК, которой также принадлежат конденсационные станции и ряд малых и средних ТЭЦ, расположенных на территории.

· ТГК совместно с транспортными компаниями инвестировали в один аккумулятор тепла на каждой из двух больших станций (на последней в связи с открытием рынка электроэнергии).

· Электричество от ТЭЦ должно продаваться на северном объединенном рынке (Nord-pool market).

· ТЭЦ, работающие в конденсационном режиме, конкурируют с конденсационными станциями, принимая во внимание потери при транспортировке и стоимость тепла конденсационных станций для городов.

· Базовая цена тепла от каждой ТЭЦ равна реальным затратам производства тепла на станциях, сравнимых по мощности. Фиксированные компоненты затрат должны оплачиваться фиксированными платежами в соответствии с долгосрочными контрактами. Переменные компоненты затрат оплачиваются в соответствии с фактическим производством.

· В первые 12 лет эксплуатации существует дополнительный компонент затрат, рассчитываемый ежечасно в зависимости от цены электричества на рынке. Если цена электричества настолько низка, что ТЭЦ не конкурентоспособна, этот ценовой компонент должен компенсировать разницу. Компенсация может быть настолько большой, что для транспортной компании будет выгоднее остановить производство тепла на ТЭЦ и использовать следующий по приоритетности источник.

· После 12 лет эксплуатации базовая стоимость тепла снижается, поскольку снижаются капитальные затраты, однако добавляется новый компонент затрат такой, как дополнительная плата ТГК. Эта дополнительная плата равна стоимости 50% топлива, сбереженного при использовании ТЭЦ вместо котельной на том же топливе.

· Стандартная диспетчеризация тепла и электричества, говоря кратко, организована следующим образом:

o При еженедельном и ежедневном планирования производства две транспортные компании и ТГК сотрудничают на уровне главного инженера и диспетчерского центра.

o Транспортные компании готовят прогноз производства тепла на основе моделирования и оценивают предельную стоимость производства.

o ТГК анализирует конкурентоспособность каждой ТЭЦ на рынке, сравнивая предельную стоимость производства электричества с предполагаемым платежом за тепло.

o ТГК решает, следует ли закрыть какие-либо ТЭЦ в связи с низкими ценами и как требуемое количество тепла может быть произведено оптимальным способом на тех блоках ТЭЦ, которые имеются в наличии и конкурентоспособны.

o ТГК предлагает транспортным компаниям, что в случае очень низких цен на электричество они могут довольно сильно скорректировать цену наименее рентабельной ТЭЦ

o Транспортные компании обычно принимают предложение, но могут отметить, что цена тепла от самой дорогой ТЭЦ не конкурентоспособна, и предпочтут заменить тепло этой ТЭЦ теплом от станции третьей очереди из приоритетного списка.

· При таком соглашении и процедуре диспетчеризации нагрузок экономическая ситуация ТГК выглядит следующим образом:

o Часть капитальных затрат оплачивается транспортными компаниями в виде фиксированных платежей.

o Переменные затраты на производство тепла оплачиваются транспортными компаниями и возможными дополнительными платежами.

o Могут быть рассчитаны и сравнены с рыночными ценами на электричество предельные затраты на производство электричества, с учетом доходов от продажи тепла (включая прибыль и максимально допустимый размер возможного дополнительного платежа).

o В принципе, каждый из блоков ТЭЦ останавливается, если предельная стоимость электричества становится выше рыночной цены.

o Для обеспечения максимального разрыва между рыночной ценой и предельной стоимостью производства электричества используются аккумуляторы и возможность почасового перераспределения нагрузок между ТЭЦ.

o Поскольку ТГК действует на рынке, продавая электричество от многих ТЭЦ и конденсационных станций, компания может выбирать и отдавать предпочтение разным производителям пытаясь, таким образом, избежать работы в периоды, когда эксплуатация невыгодна.

o Таким образом, ТГК максимизирует вклад в платежи от всех фиксированных затрат ТЭЦ (заметьте, пожалуйста, что капитальные затраты являются невозвратными затратами, которые не учитываются при оптимизации, компания может только надеяться вернуть их через более длительный период времени). Весной 2003 в Скандинавии было мало дождей и поэтому ТГК получила много денег и не было необходимости платить дополнительно транспортным компаниям. Следующий год может быть дождливым, и доход будет низким.

Более подробная информация по тарифам будет представлена в отдельном документе.

7.2 Отдельные компании без единой диспетчеризации нагрузок

Эта модель является типичной для современной ситуации.

AO Энерго владеет транспортной сетью и продает тепло распределительным системам. Распределительные компании могут предпочесть использовать собственные котельные установки и некоторые из них начали даже инвестировать в собственные котельные установки и другие источники тепла, для замещения тепла от ТЭЦ.

В действительности местная котельная установка в районе – это то же самое, что и отключение района от ТЭЦ.

Такая организационная модель могла бы работать удовлетворительно только в том случае, если бы у AO Энерго были долгосрочные договоренности с распределительными компаниями об оплате постоянных затрат на производство и транспортировку.

Преимущества этой модели для России:

· Никаких

Преимущества для третьих сторон:

· AO Энерго будут вынуждены предложить годовой тариф для покрытия как постоянных, так и переменных затрат на производство и транспортировку, который ниже, чем переменная цена производства на существующей котельной установке

Недостатки этой модели:

· Может оказаться, что нет необходимости в инвестициях в новые котельные установки.

· Большую часть года местные источники тепла будут замещать тепло от ТЭЦ, хотя их переменные затраты выше.

· Система в целом не будет использоваться оптимальным образом, с точки зрения надежности снабжения и развития системы. Даже при некотором сотрудничестве между компаниями и планировании теплоснабжения этого будет трудно добиться.

Зарубежный опыт:

Отсутствует.

7.3 Полное разделение и доступ третьей стороны

Основная альтернатива состоит в том, чтобы собственность сетевых компаний была отделена от собственности транспортных компаний (полное разделение), а отдельные производящие компании могли бы иметь доступ к сети и заключать контакты с потребителями (доступ третьей стороны).

Сетевые компании будут регулироваться, а регулирующая организация сможет определять максимальную цену с учетом обоснованных затрат сети и разумной прибыли на инвестированный капитал. Плата за сеть должна будет вноситься всеми подключенными потребителями, например, как плата за подключенную площадь этажа.

Производители предложат тепло для продажи потребителям. Предполагается, что для существования рынка необходимо наличие нескольких производителей. Однако поскольку в большинстве случаев рынок не может образоваться из-за ограниченного числом производителей, наиболее вероятно, что большая часть тепла продается одним производителем, другими словами, в реальности существует монополия. Поэтому, необходимо, чтобы регулирующая организация защищала потребителей, устанавливая максимальные цены на продажу тепла, поступающего от производителей.

Преимущества этой модели для России:

· никаких.

Преимущества для третьих сторон.

· Частная компания будет иметь возможность продавать тепло конкретным потребителям, не принимая участия в конкуренции при диспетчеризации нагрузки, а только предлагая годовой переменный тариф, более низкий, чем тариф основного производителя.

Недостатки этой модели:

· Внедрение этой модели представляет собой очень сильное регулирующее воздействие, которое требует значительных инвестиций и активных действий со стороны участников сектора, причем эти действия, по-видимому, далеки от тех, которые решают реальные проблемы российского сектора централизованного теплоснабжения.

· Если помнить, что в настоящее время типичная российская система ЦТ имеет, в основном, постоянный расход и ограниченные возможности диспетчеризации нагрузки, а также проблемы мощности на соединениях, идея, что производители должны иметь доступ третьей стороны для продажи потребителям, является очень теоретической. Будут вестись обсуждения относительно возможности физической реализации соглашений с третьими сторонами.

· Сетевая компания должна будет вложить средства в современные измерительные приборы, программное обеспечение, мощность и персонал для управления работой.

· Будет проблематично гарантировать мощность поставки в самый холодный день, учитывая риск того, что крупные установки также могут выйти из строя в такой день.

· Вероятно, будут сделаны инвестиции в новые котельные установки, которые могут не потребоваться.

· На протяжении большей части года местные источники тепла от конкурирующих производителей могут заменить тепло от ТЭЦ, хотя их переменные затраты выше, чем затраты ТЭЦ.

· Система в целом не будет использоваться оптимальным образом, обеспечивающим надежность поставок и развитие системы. Вряд ли можно ожидать сотрудничества между компаниями, а планирование теплоснабжения будет затруднено.

· Поскольку существует всего лишь несколько производителей, может не быть реальной конкуренции, как на рынке электричества.

Зарубежный опыт:

Доступ третьей стороны был предложен Польским законодательством, как точная копия акта об электричестве, но по очевидным причинам, он не был внедрен в соответствии с графиком (по информации от наших источников в Польше).

В ЕС этот теоретический подход, пришедший из сектора энергетики, время от времени выдвигался рыночными экономистами, которые не имеют опыта в секторе ЦТ. Есть несколько различий между сектором тепла и сектором электричества, которые делают эту идею проблематичной, например:

· В местной системе центрального теплоснабжения, даже при полной диспетчеризации сети, существует очень мало потенциальных производителей. Поэтому, реальные рыночные механизмы никогда не заработают, как это происходит в электрической сети.

· Сеть ЦТ имеет гораздо большую капиталоемкость и важность для транспортировки мощности, чем электрическая сеть.

· Районная пиковая и резервная мощность, как правило, должна поступать от местных станций

Сложно обосновать полностью новую сложную систему работы рынка, которая не может внести дать каких-либо обоснованных улучшений, по сравнению с хорошо известными методами. В любом случае, если она должна быть внедрена как эксперимент, это следует делать не в российском секторе ЦТ, который еще для этого не готов и перед которым стоит множество обычных проблем, которые требуют первоочередного решения.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru