Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

Таблица

предложений и замечаний по проекту Федерального закона «О теплоснабжении в Российской Федерации»

(версия №2).

№ статьи Текст статьи в редакции законопроекта Автор предложения Текст предложения Примечание

(решение)

Статья 1 Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации, функционирования и развития теплоснабжения в Российской Федерации. Действие настоящего закона распространяется на все типы взаимоотношений в производстве, передаче, распределении и продаже тепловой энергии и теплоносителя, за исключением случаев, когда производство тепловой энергии осуществляется исключительно для целей собственного потребления. Теплопотребление в настоящем законе рассматривается только в части взаимовлияния и взаимодействия теплоснабжения и теплопотребления.

Предметом правового регулирования Закона являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в теплоснабжении, отношения связанные с регулированием деятельности по организации и функционированию теплоснабжения, а также ответственность органов исполнительной власти всех уровней за надежность, качество, эффективность и доступность теплоснабжения.

Гипронииигаз-МП

ВНИПИэнергопром

Последний абзац – законом установлена ответственность органов исполнительной власти всех уровней за надежность, качество, эффективность и доступность теплоснабжения. Согласно ФЗ «О местном самоуправлении», ответственность установлена только для органов местного самоуправления за теплоснабжение населения. Кроме того, в проекте закона ответственность так и не определена.

Из первого абзаца статьи надо исключить слова «…за исключением случаев, когда производство тепловой энергии осуществляется исключительно для собственного потребления».

Обоснование: Собственное теплопотребление не подпадает под действие этого Закона по определению (см. термин Теплоснабжение).

Любой потребитель, присоединяясь к системе, должен соблюдать этот Закон. Значит, он подпадает под основные положения Закона.

Статья 2 Целью настоящего закона являются обеспечение потребителям доступности качественного, надежного теплоснабжения, при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдении принципов энергетической и экономической эффективности.

ВНИПИэнергопром

Дополнить фразу словом «…при минимальном негативном воздействии на окружающую среду».

Статья 3 Основные понятия ВНИПИэнергопром

Понятия и термины лучше бы полностью переработать в соответствии с действующими ГОСТами или хотя бы здравым смыслом.

Теплоснабжение – деятельность по производству, передаче, распределению, продаже потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

ВНИПИэнергопром

Указать, что понимается под мощностью.

Система теплоснабжения – совокупность технических устройств обеспечивающих теплоснабжение населенного пункта.

ВНИПИэнергопром

Система централизованного теплоснабжения - вместо «населенных пунктов» - потребителей.

Централизованное теплоснабжение – теплоснабжение потребителей от источника тепла через общую тепловую сеть. ВНИПИэнергопром

Слово «общую» исключить.

Децентрализованное теплоснабжение – теплоснабжение потребителей от источников тепла, не имеющих связи с общей тепловой сетью.

ВНИПИэнергопром

Конец фразы изложить:…, не имеющей тепловой сети (внешнего теплопровода).

Теплофикация – теплоснабжение при производстве электрической энергии и тепла в едином технологическом цикле.

ВНИПИэнергопром

Теплофикация - система централизованного теплоснабжения, имеющая в своем составе теплоисточник (ТЭЦ, АЭС или ТЭС с отпуском тепла), вырабатывающий тепловую и электрическую энергию на базе комбинированного цикла.
Теплопотребление – использование тепловой энергии и теплоносителя.

ВНИПИэнергопром

Лучше бы по ГОСТ.

Тепловая энергия – термин, используемый для определения количества энергии, отдаваемой источником тепловой энергии в сеть или получаемой из сети.

ВНИПИэнергопром

В контексте Закона – это единица измерения.

План развития теплоснабжения – набор конкретных организационно-технических, управленческих мероприятий по развитию систем теплоснабжения и обеспечения потребителям доступности качественного, надежного теплоснабжения, при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдении принципов энергетической и экономической эффективности.

ВНИПИэнергопром

План это не набор, а конкретизация программ. Исключить слово «развития» и дополнить фразу… «потребителей».

Схема перспективного развития систем теплоснабжения – технико-экономическая электронная модель системы теплоснабжения муниципального образования.

ВНИПИэнергопром

Схема перспективного развития систем теплоснабжения – это не «электронная модель… муниципального образования».

Схема теплоснабжения (СТС) – это главный документ, определяющий направления социально-экологических и технико-экономических решений по развитию теплоснабжающего хозяйства городов и промышленно-городских агломераций (ПГА) на среднесрочную перспективу (15 лет).

Качество тепловой энергии и теплоносителя – в теплоснабжении характеризуется через совокупность термодинамических и химических характеристик теплоносителя, обеспечивающих пригодность тепловой энергии и теплоносителя для удовлетворения потребностей потребителя. ВНИПИэнергопром

Качество – это «совокупность» не только «термодинамических и химических характеристик теплоносителя». Тогда надо перечислять все «характеристики»: экологические, санитарно-эпидемиологические и еще бесконечное множество других «…-ических». Лучше бы по ГОСТу.

Теплоноситель - вещество, используемое для передачи тепловой энергии.

ВНИПИэнергопром

Теплоноситель используется не только для передачи тепловой энергии, но еще и непосредственно (газ). А передавать с теплоносителем можно и многое другое, например, холодную воду.

Лучше бы по ГОСТу.

Горячая вода - водопроводная вода, нагретая до температуры, устанавливаемой гигиеническими нормами.

ВНИПИэнергопром

А добрая часть открытых систем, использующих воду рек и открытых водоемов, а водоподготовки ТЭС? И температура здесь не совсем причем.

Лучше бы по ГОСТу.

В крайнем случае: «Вода питьевого качества, используемая для горячего водоснабжения».

Источник тепловой энергии - совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется производство тепловой энергии или использование для целей теплоснабжения тепловых отходов.

ВНИПИэнергопром

Формулировка совершенно неверная. Источником может служить и термальные воды, и солнце, и ветер, и отходы производства, и сбросные и циркуляционные воды электростанций.

Лучше бы по ГОСТу.

Альтернативные и возобновляемые источники энергии – источники энергии, не основанные на сжигании ископаемого топлива в процессе получения энергии. ВНИПИэнергопром

А дрова тоже ископаемое? А куда относить атомное горючее?

Лучше бы по ГОСТу.

Тепловая сеть – система трубопроводов и устройств, расположенных вне зданий или проходящих транзитом через здания, предназначенная для передачи тепловой энергии и теплоносителя.

ВНИПИэнергопром

«Тепловые сети – это система теплопроводов (со всеми сопутствующими конструкциями) от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) тепловых пунктов (узлов вводов) зданий и сооружений (абонентов), транспортирующие горячую воду, водяной пар, конденсат водяного пара».
Тепловой пункт – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется приведение параметров теплоносителя к необходимым для потребителя.

ВНИПИэнергопром

Тепловой пункт – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется:

· преобразование вида теплоносителя или его параметров;

· контроль параметров теплоносителя;

· учет тепловых нагрузок, расход теплоносителя и конденсата;

· регулирование расхода теплоносителя и распределение по системам потребления теплоты (через распределительные сети в ЦТП или непосредственно в системы ИТП);

· защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя;

· заполнение и подпитка систем потребления теплоты;

· сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества;

· аккумулирование теплоты;

· водоподготовка для систем горячего водоснабжения.

Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные тепловые пункты (ИТП) – для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части, центральные тепловые пункты (ЦТП) те же двух или более зданий.

Потребитель – юридическое или физическое лицо, покупатель тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

ВНИПИэнергопром

Потребительюридическое лицо – покупатель тепловой энергии и теплоносителя. Не может быть физических лиц, потребляющих тепловую энергию. Все лица в контексте Закона только юридические.

Конечный потребитель – потребитель, непосредственно подключенный к тепловым сетям централизованного теплоснабжения, покупающий тепловую энергию и теплоносители для собственных нужд, нужд субпотребителей или для оказания платных услуг по обеспечению теплового комфорта в помещениях. В одном здании не может более одного конечного потребителя. Распределение тепловой энергии внутри здания между различными владельцами и арендаторами не относится к теплоснабжению.

ВНИПИэнергопром

Понятие исключить. Закон не должен закреплять юридически понятие перекупщики.

Субпотребитель - физическое или юридическое лицо, тепловые установки которого подключены к тепловым установкам конечного потребителя.

ВНИПИэнергопром

Понятие выходящее за рамки влияния Закона – исключить.

Статья 4 Основные принципы организации отношений в сфере теплоснабжения

Основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

обеспечение надежного и качественного теплоснабжения;

стимулирование снижения издержек и повышения эффективности;

обеспечение возможностей и условий для разумной конкуренции;

обеспечение необходимых условий для привлечения инвестиций;

планирование развития;

развитие теплофикации;

минимизация вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

обеспечение скоординированности деятельности государственных органов власти;

разграничение функций, полномочий и ответственности органов исполнительной власти разных уровней;

ограничение монопольных видов деятельности;

техническое регулирование и надзор;

развитие эффективной системы договорных отношений;

защита прав потребителей и теплоснабжающих организаций;

защита социально-значимых категорий потребителей и малоимущего населения;

минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

ВНИПИэнергопром

Как понимать: «минимизация вмешательства государства в хозяйственную деятельность», если далее все полномочия Законом отдаются государственным органам: Минэнерго РФ, Госстрою РФ, «муниципальным образованиям» и всяким энергетическим комиссиям?

Глава II ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Государственные органы исполнительной власти в пределах полномочий установленных настоящим Федеральным законом несут ответственность за реализацию цели Закона изложенной в статье 2.

Гипронииигаз-МП

Государственные органы исполнительной власти в пределах полномочий установленных настоящим Федеральным законом несут ответственность за реализацию цели Закона изложенной в статье 2. Декларативное утверждение, далее ни в этом проекте, ни в действующем законодательстве ответственность не установлена.

Статья 5 Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти

Гипронииигаз-МП

ВНИПИэнергопром

Компетенция Правительства должна быть определена только в общем виде. Общероссийский план развития теплоснабжения может существовать только в виде концепции, поскольку в противном случае, Правительство вторгается в пределы компетенции органов местного самоуправления, (ФЗ «О местном самоуправлении).

Согласно проекту, Правительство утверждает систему обязательных технических регламентов и правил, определяет федеральные органы власти ответственные за их разработку, периодичность обновления. Данное утверждение вступает в противоречие с законом «О техническом регулировании», т.к. регламенты могут быть и федеральными законами. Вводится новый термин «система технических регламентов», который законом «О техническом регулировании» не определен.

Согласно проекту Правительство ежегодно отчитывается перед Государственной Думой Федерального собрания о работе Правительства по совершенствованию рынка теплоснабжения и его государственного регулирования. Рынок теплоснабжения может быть только локальным, на уровне муниципального образования. Речь может идти только об общих принципах регулирования.

Компетенция Минэнерго, Министерства промышленности – разработка стандартов надежности теплоснабжения, в комплексе учитывающих состояние оборудования систем теплоснабжения и теплопотребления, степень резервирования топливом, теплоисточниками, тепловыми сетями, и утверждение общеобязательных уровней надежности для разных климатических зон. С 1 июля 2003 года подобные документы носят только рекомендательный характер. Последующие четыре абзаца – то же замечание. (ФЗ «О техническом регулировании»).

Компетенция Госстроя – разработка и реализация государственной политики и федеральных планов в области уменьшения не только теплопотребления зданий, но и уменьшения тепловых потерь при транспортировке тепла и в зданиях.

Сплошные «утверждает», Это противоречит действующим Нормам и правилам того же Госстроя РФ.

Заменить в полномочиях Правительства, как положено: «утверждает» на «вводит в действие» у пунктов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Исключить пункт о социальной защите граждан. Для этого есть уже законы, специальные и подробные, и вносить сумятицу незачем.

Полномочия Минэнерго РФ - исключить:

· пункт о балансах топлива. Есть в других Законах;

· пункт о разработке за муниципалов планов развития теплоснабжения, ограничив вмешательство, как сказано выше.

В пунктах: 9, 10, 11 заменить «утверждает» на «вводит в действие».

В пункт 10 включить понятие «Технического аудита», задача которого по материалам обследований комплексно ответить на вопрос о состоянии данной теплоснабжающей системы во всем взаимодействии ее звеньев.

Полномочия Госстроя РФ.

В пунктах: 1, 2 заменить «утверждает» на «вводит в действие».

Полномочия Миннауки РФ. Повтор полномочий - это полномочия и Правительства в целом. включить в раздел «полномочия Правительства», как и функции других почему-то не упомянутых правительственных министерств и органов.

Комментарий к статье 5.

1. Закон статично подтверждает действующую схему взаимоотношений: разобщенность, перепродажа энергии. Это он должен делать «сквозь зубы», а проводить новую политику – реорганизация, слияние, Н.Т.П., описываемую тремя критериями:

· социальная необходимость (потребительная стоимость, безопасность, экология, охрана ресурсов и других госинтересов);

· надежность и качество (безотказность, готовность, живучесть);

· прибыльность (Н.Т.П., монетаризация с прямыми расчетами).

2. Законом фактически Госстрой полностью оттесняет от теплоснабжения. Даже без права на совещательный голос. За ним остаются только кабинетные функции нормирования материалов: СНиП, ГОСТ, технический регламент, госстандарт.

Статья 6 Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивают организацию регулярного комплексного обследования систем теплоснабжения муниципальных образований

ВНИПИэнергопром

Включить понятие «Технического аудита», задача которого по материалам обследований комплексно ответить на вопрос о состоянии данной теплоснабжающей системы во всем взаимодействии ее звеньев.

Статья 7 Полномочия органов местного самоуправления Гипронииигаз-МП

ВНИПИэнергопром

Закрепить право и других органов управления, а не только органов местного самоуправления требовать информацию необходимую для разработки планов развития теплоснабжения.

Четко определить, какая именно информация подлежит раскрытию, каким образом органы местного самоуправления будут обеспечивать открытость информации экономического и технического характера относительно функционирования систем теплоснабжения и теплоснабжающих организаций.

Ни слова о промышленных и смешанных системах.

Глава 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМАЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

ВНИПИэнергопром

К статьям 8, 9.

Структура отношений между потребителями и теплоснабжающими организациями выстроена по существующей цепочке перекупщиков источник тепла – магистральная тепловая сеть – распределительная тепловая сеть – квартальная тепловая сеть – потребитель. Все в статике. Принцип слияния отдельных звеньев проигнорирован полностью. Закрепляется существующее положение. То есть закон без стимулирования динамики, новых технологий и вообще развития.

И где потребитель вообще? Вся направленность Закона – сверху – вниз, а не, как нужно: снизу вверх.

Известно, что тепловая энергия дорожает и не за горами массовое внедрение в системах отопления и изоляции индивидуальных устройств регулирования температуры внутри помещений количеством протекающей через приемники сетевой воды. Не источник тепла, а потребитель будет главным регулятором теплоснабжения.

Диктат потребителя становится неизбежным.

Сейчас на первый план выдвинулась проблема надежности. Но социальная необходимость удовлетворения запроса потребителя всегда будет актуальной. Действующие системы без решительной реорганизации не смогут качественно выполнить свои функции. Одним изменением названия предприятия на АО задачу не выполнить. Значит Закон должен сделать мощный упор на реорганизацию. Этого нет.

Статья 8 Участники отношений в системах централизованного теплоснабжения
4. В случае отсутствия организации, представляющей коллективные интересы жителей многоквартирных домов и общежитий, органами местного самоуправления на конкурсной основе должна быть назначена организация, выступающая в качестве конечного потребителя.

Гипронииигаз-МП

Противоречит ГК РФ, принципу свободы договора. Юридическое лицо, либо товарищество собственников жилья в форме некоммерческого партнерства само определяет, заключать с предлагаемой организацией договор либо нет.
ВНИПИэнергопром

К статьям 10, 11, 12, 13.

Требуют полной переработки. Статьи написаны вообще «не по-законски». Это газетная статья, а не краткий приказ государства. 90% текста объяснений следует выбросить.

Статья 10 Порядок технологического присоединения к системам централизованного теплоснабжения

Гипронииигаз-МП

Более целесообразно установить отсылочную норму – например, «порядок доступа к системам централизованного теплоснабжения устанавливается Правительством РФ». Технология присоединения, в части надежности и безопасности может устанавливаться техническим регламентом и стандартом предприятия тепловых сетей. Аналогия – порядок доступа к газораспределительным сетям.
Статья 11 Порядок организации отношений в системах централизованного теплоснабжения Гипронииигаз-МП

Противоречит параграфу 30 гл. 6, ГК РФ, которым определены существенные условия договора энергоснабжения, к каковым относится и теплоснабжение. Договор не может соответствовать техническим параметрам присоединения. Можно в такой редакции: Договор теплоснабжения заключается в случае исполнения сторонами обязательств по договору присоединения.

Статья 12 Отключение потребителей от системы централизованного теплоснабжения

Гипронииигаз-МП

Должно быть установлено ограничение для возможности отключения жителей многоквартирных домов, исправно оплачивающих отопление.
Статья 13 Оперативно-диспетчерское управление в теплоснабжении ВНИПИэнергопром

Первый абзац – просто абсурд. Существуют проектные организации, технико-экономические расчеты, которые всегда дадут ответ, как реструктуризировать крупные системы. А рекомендовать закрывать «по новому Закону» добрую сотню ТЭЦ РАО «ЕЭС России» и почти столько же промышленных ТЭЦ немыслимо.
Статья 16 Требования к учету тепловой энергии и порядок расчетов за тепловую энергию
8. Методология распределения оплаты за потребленную тепловую энергию многоквартирным жилым домом между владельцами, квартиросъемщиками отдельных квартир, а также конечными потребителями и субпотребителями устанавливается Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации.

Гипронииигаз-МП

Товарищество собственников жилья вправе само определить методику, при необходимости предоставлять какие-то льготы некоторым жильцам (престарелые, неимущие) и т.д. зачем же ограничивать права собственника?

9. Закупка приборов учета должна осуществляться на основе тендеров, организуемых теплоснабжающей организацией совместно с местными органами власти.

Гипронииигаз-МП

Не обязательства, а обязанность по установке приборов учета и их поверке возлагается на теплоснабжающие организации.

Статья 18 Права юридических и физических лиц на децентрализованное теплоснабжение

Гипронииигаз-МП

Очень коряво написано «отсутствуют ограничения» м.б. «не могут быть установлены».

4. Юридические или физические лица, подключенные к централизованному теплоснабжению за счет теплоснабжающей организации, могут отключиться от системы централизованного теплоснабжения при условии компенсации затрат теплоснабжающей организации на условиях оговоренных в договоре на присоединение.

Гипронииигаз-МП

Противоречит п.7 ст. 10.

Статья 20 Принципы регулирования тарифов в теплоснабжении Гипронииигаз-МП

Отказ от расчета прибыли как процента от издержек без принятия иного механизма ограничения прибыли, может привести к обратному эффекту - не ограниченная сверху величина прибыли может начать неконтролируемо расти.

Необходим критерий обоснованности затрат на ремонтные работы, в противном случае полное исключение указанных затрат приведет к обветшанию основных фондов.

Включение в тарифы на теплоснабжение только цен на топливо, определяемых по результатам открытых тендеров, не позволяет учесть регулируемые цены (на газ, прежде всего).

Требуется уточнение и более четкое изложение таких понятий, как «неэффективно инвестированный капитал».

Представляется целесообразным структурировать текст, изложив его, например, следующим образом:

Субъектами государственного регулирования в теплоснабжении являются:

· Организации производящие тепловую энергию;

· Организации, которым на праве собственности или ином вещном праве принадлежат тепловые сети;

· Организации, осуществляющие учет тепловой энергии и теплоносителя (учетные организации).

Государственному регулированию подлежат следующие тарифы (цены):

· предельные тарифы на отпускаемую энергию и теплоноситель

· тарифы за услуги по транспортировке тепла

· тариф за организацию учета тепловой энергии и теплоносителя у конечного потребителя

Далее требуется привести описание тарифов – ставочность, кем регулируются и т.д.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru