КОНФЕРЕНЦИЯ
Журнал Новости теплоснабжения
1

Проект

 

 

Концепция
Развития национальной системы стандартизации
Российской федерации
(проект)

 

 

Министерство промышленности
и энергетики Российской Федерации

 

Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии

 

 

 

 

Москва

2005


Содержание

 

 

 

1.

Стратегические цели стандартизации

5

2.

Современное состояние системы стандартизации

8

2.1.

Законодательные и нормативные основы стандартизации

8

2.2.

Организационно-функциональная структура

10

2.3.

Международная и региональная стандартизация

12

2.4.

Структура и состав документов национальной системы стандартизации

12

2.5.

Экономические основы стандартизации

13

3.

Предпосылки реформирования системы стандартизации

15

3.1.

Новые социально-экономические условия

15

3.2.

Изменение административной системы

15

3.3.

Интеграция России в международное экономическое пространство

16

3.4.

Реформа технического регулирования

17

3.4.1.

Изменение статуса стандартов

17

3.4.2.

Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации

18

3.4.3.

Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов

18

3.5.

Проблемы существующей системы стандартизации

19

4.

Основные задачи реформирования системы стандартизации

21

5.

Направления реформирования системы стандартизации

22

5.1.

Функциональные и структурные преобразования системы

22

5.2.

Развитие законодательных основ стандартизации

23

5.3.

Реформирование экономических основ стандартизации

25

5.4.

Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации

 

26

5.5.

Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации

 

28

5.6.

Развитие федерального фонда стандартов

30

5.7.

Развитие информационного обеспечения в области стандартизации

31

5.8.

Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации

32

6.

Этапы реформирования системы стандартизации

33


Введение

История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года и в 2005 году отмечает свой 80-летний юбилей.

На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.

Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и  стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках Содружества Независимых Государств приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требует развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

Вступление в силу Федерального закона «О техническом регулировании» перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом цели и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Настоящая Концепция описывает стратегию действий и представляет систему взглядов по основным направлениям развития национальной системы стандартизации, которые призваны создать эффективно функционирующую, признанную на международном уровне, востребованную промышленностью и потребителями национальную систему стандартизации в России.

Концепция подготовлена в соответствии с решением, принятым на заседании Правительства Российской Федерации 24 декабря 2004 года.

1. Стратегические цели стандартизации

В современном мире стандарты существуют в динамичной и изменяющейся среде. Глобализация рынков, появление новых секторов бизнеса, сокращение жизненного цикла продукции за счет ускоренной разработки и сменяемости видов, усиливающееся взаимопроникновение технологий, приводят к тому, что национальная и международная стандартизация сталкиваются с множеством новых острых проблем. Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной и мировой экономики.

При разработке стратегии развития национальной стандартизации приняты общепризнанные в мировой практике принципы и подходы:

- добровольность применения национальных стандартов Российской Федерации и обязательность соблюдения их требований при принятии решения об их использовании;

- максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов Российской Федерации за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным, вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям или, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

- обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;

- открытость процессов разработки стандартов;

- обеспечение доступности стандартов и информации о них для пользователей;

- однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, излагаемых в национальных стандартах;

- прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты и содействие научно-техническому прогрессу;

- применение национальных стандартов в контрактных отношениях между изготовителем и потребителем.

Стратегические цели стандартизации для многих стран имеют единую основу, однако этапы их реализации определяются развитием национальных экономик. В Российской Федерации можно выделить следующие основные цели стандартизации:

- содействие достижению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран;

- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- обеспечение национальной, экологической, технической и технологической безопасности в Российской Федерации, обороноспособности, мобилизационной готовности и единства измерений;

- повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечение научно-технического прогресса;

- повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, в том числе на международном рынке;

- снижение нагрузки на законодательство Российской Федерации путем максимального использования государством компетентности частного сектора и бизнес - сообщества, реализованной в национальных стандартах;

- содействие глобализации торговых отношений и устранению технических барьеров в торговле;

- рациональное использование ресурсов;

- техническая и информационная совместимость;

- содействие сохранению приоритетных рынков для промышленных предприятий России, торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства со странами СНГ;

- содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики через стандарты;

- сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемость продукции;

- использование национальных стандартов для разрешения споров хозяйствующих субъектов.

Стратегические цели стандартизации могут изменяться, дополняться и  корректироваться, исходя из приоритетов социально-экономической политики, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

2. Современное состояние системы стандартизации

2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации

Конституция Российской Федерации (статья 71р) относит стандарты к вопросам ведения Российской Федерации.

До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов, регулировались законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.

С 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон от              27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании», определивший цели и принципы стандартизации, состав участников работ, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами.

Функции национального органа по стандартизации  возложены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г.   № 294 на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Разработка национальных стандартов по государственному заказу определяется Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Ведение фонда национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационнной системе по техническому регулированию».

Порядок опубликования уведомлений о начале и завершении обсуждения национальных стандартов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».

Научно-исследовательские работы в области стандартизации проводятся по заказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок».

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической деятельности, которые Федеральным законом «О техническом регулировании» отнесены к документам по стандартизации, определен постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г.  № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» и от 4 августа 2005 г.    № 493 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677».

Стандартизация оборонной продукции является составной частью национальной системы стандартизации. Особенности стандартизации оборонной продукции необходимо установить специальным постановлением Правительства Российской Федерации.

К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:

          документы международных организаций по стандартизации;

          Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле;

          основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

2.2. Организационно-функциональная структура

Организационно-функциональная структура системы стандартизации состоит из следующих элементов:

                    Национальный орган по стандартизации;

                    научно-исследовательские организации по стандартизации;

                    технические комитеты по стандартизации

                    разработчики стандартов.

          Национальный орган по стандартизации реорганизован в 2004 году в ходе административной реформы, его функции установлены в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» и возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии постановлением Правительства Российской Федерации ( Приказ № 294 от 17 июня 2004 г.).

          Научно-исследовательские организации по стандартизации, вследствие экономических преобразований,  происходящих в стране, изменили свою организационно-правовую форму и статус. В настоящее время выстраивается новая модель отношений между Национальным органом по стандартизации и приватизированными организациями,  определяется их роль и место в системе, цели и задачи на ближайшее будущее.    

Основным элементом системы, с помощью которой происходят формирование программы стандартизации, разработка стандартов и их экспертиза, являются технические комитеты по стандартизации (ТК). В 95 % случаев они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности, которые в большинстве своем в настоящее время находятся в стадии реорганизации или приватизации.  В состав технических комитетов на паритетных началах и добровольной основе входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Федеральные органы исполнительной власти имеют возможность участвовать в разработке стандартов через своих представителей в ТК или делегируя в их состав специалистов подведомственных отраслевых научно-исследовательских институтов.

В настоящее время зарегистрировано 352 технических комитета по стандартизации, однако, активно работают в области стандартизации около 2/3 комитетов, что обусловлено слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями промышленности и низким уровнем развития отдельных секторов экономики.

В целом принципы формирования организационной структуры национальной системы стандартизации соответствуют российскому законодательству и международной практике. Однако, по численности аппарата управления, уровню оснащенности техническими средствами, умению работать на языке оригинала с международными документами, наличию навыков владения современными информационными технологиями различия  российской и международной систем  существенны и требуют перемен.

 

 

2.3. Международная и региональная стандартизация

В настоящее время развитые в промышленном отношении страны успешно отстаивают свои интересы на мировом рынке через активное участие в Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и Международном союзе электросвязи (МСЭ). Россия также является членом этих международных организаций по стандартизации.

Россия также участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации, таких как Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС), Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), является членом Азиатско-Тихоокеанского Комитета по стандартизации (ПАСК). Россию во всех вышеперечисленных организациях, за исключением МСЭ, представляет национальный орган по стандартизации.

Несмотря на то, что Россия участвует  в большом количестве технических комитетов ИСО и МЭК, число секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой процент. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном рынке.

Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ.

2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации

В настоящее время в состав фонда документов национальной системы стандартизации входят национальные стандарты и стандарты организаций, правила стандартизации, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд национальных стандартов содержит более 25000 документов, среди которых около 1500 национальных стандартов относятся к документам ограниченного доступа, направленным на повышение обороноспособности страны и защиту государственной тайны. Этот фонд является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Многие годы по количественным показателям и распределению по основным промышленным секторам фонд российских государственных стандартов в основном соответствовал фонду международных стандартов и стандартов промышленно развитых стран Европы и США и тем задачам, для решения которых он создавался в рамках государственной системы стандартизации. Во времена распада бывшего СССР большая часть фонда государственных стандартов (более 20000 стандартов), перешла в разряд межгосударственных стандартов стран-участниц СНГ. Эти стандарты до сих пор являются основными нормативными документами, обеспечивающими поддержание торговых и экономических отношений между странами СНГ.

В настоящее время темпы обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации существенно снизились, в результате чего наблюдается постепенное снижение уровня гармонизации национальных стандартов с международными, что свидетельствует о недостаточном участии промышленности в работах по гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.

2.5. Экономические основы стандартизации

Разработка и экспертиза национальных стандартов и проведение НИР в области стандартизации осуществляются за счет средств федерального бюджета, внебюджетного фонда, сформированного Федеральным агентством для поддержки и развития основных видов деятельности, и средств разработчиков стандартов.

В настоящее время финансирование 39 % тематики программы национальной стандартизации осуществляется за счет средств федерального бюджета и 61 % - за счет средств разработчиков и других источников, однако суммарное количество утверждаемых стандартов не обеспечивает требуемой  динамики обновления фонда стандартов. Для поддержания фонда стандартов на современном научно-техническом уровне необходимо ежегодно обновлять не менее 10 %  фонда действующих национальных стандартов.

За счет средств федерального бюджета финансируются также расходы на:

- содержание аппарата национального органа по стандартизации;

- создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

- разработку общероссийских классификаторов;

-         уплату взносов в международные организации по стандартизации.

В последние годы из-за бюрократических проволочек Россия не может обеспечить своевременную уплату членских взносов в международные организации. Необходимо нормализовать этот процесс с целью сохранения Россией статуса активного члена во всех значимых для национальной экономики международных организациях по стандартизации.

Федеральным законом  «О техническом регулировании» не предусмотрено бюджетное финансирование работ по международной и межгосударственной стандартизации, что делает нелигитимным бюджетные затраты на эти работы, замедляет интеграционные процессы между странами и ставит под угрозу срыва международные соглашения в области стандартизации и технического регулирования. Целесообразно выразить отношение к финансовому обеспечению международной и межгосударственной стандартизации в изменении к Федеральному закону  «О техническом регулировании».

 

 

3. Предпосылки реформирования системы стандартизации

3.1. Новые социально-экономические условия

Изменения в укладе российской экономики, проявляющиеся в смене форм собственности большинства предприятий, появлении открытых рынков товаров и услуг, необходимости участия предприятий в международном разделении труда, введении новых элементов рыночного регулирования в производственной сфере, существенном ускорении процессов модернизации продукции, являются основными предпосылками реформирования национальной системы стандартизации.

Действующая национальная система стандартизации не в полной мере обеспечивает необходимые темпы промышленного роста и требуемый уровень вовлечения результатов научно-технического прогресса в экономику. Реализация поручения Президента Российской Федерации по увеличению в 2 раза валового внутреннего продукта России также предусматривает увеличение экономической эффективности национальной стандартизации.

3.2. Изменение административной системы

Происходящее в настоящее время реформирование структуры и отношений между федеральными органами исполнительной власти, необходимость передачи части избыточных функций государственных органов в неправительственные, саморегулируемые организации, расширение диалога между государством и обществом, повышение качества оказания государственных услуг и прозрачности деятельности органов государственной власти, требуют реформирования отношений в области технического регулирования и, в первую очередь, стандартизации.

Это не может быть осуществлено без изменения организационно-правовых форм деятельности организаций по стандартизации и механизмов экономической поддержки и стимулирования разработки и применения национальных стандартов.

3.3. Интеграция России в мировое экономическое пространство

Существующая в России практика национальной стандартизации в значительной степени соответствует международным нормам и правилам, общероссийский классификатор стандартов также гармонизирован с международным классификатором стандартов, однако современный уровень национальной стандартизации не позволяет обеспечить в полной мере учет национальных интересов при разработке международных стандартов и необходимый для промышленности и торговли уровень гармонизации российских стандартов с международными стандартами .

Глобализация торговых отношений на международной арене, связанное с этим расширение участия стран в экономических и таможенных союзах, в частности, предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации, расширение европейского экономического, являются предпосылками дальнейшего реформирования национальной системы стандартизации. Присоединение России к Кодексу установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, и соответственно, принятие основополагающих документов международных организаций по стандартизации, потребует максимальной гармонизации законодательных и нормативных основ стандартизации в России с международной практикой.

Необходимо обеспечить максимальное участие России в разработке международных классификаторов и применение в национальных классификаторах технико-экономической и социальной информации международных классификационных группировок.

 

 

 

 

3.4. Реформа технического регулирования

3.4.1. Изменение статуса стандартов

Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации являлся статус государственных стандартов. В большинстве развитых стран стандарты применяются на добровольной основе, тогда как в России требования целого ряда государственных стандартов являются обязательными (до принятия соответствующих технических регламентов).   Федеральным законом «О техническом регулировании» положено начало для устранения этих различий - в практику стандартизации введены добровольные для применения национальные стандарты.

Отдельного рассмотрения требует правовая проблема, связанная с изменением статуса стандартов с обязательного на добровольный. С одной стороны, Федеральное агентство, выполняя требования закона, утверждает только национальные стандарты добровольные для применения. С другой стороны, новые или разработанные взамен ранее действовавших ГОСТ или ГОСТ Р национальные стандарты могут быть направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, или других целей закона (Федеральный закон  № 184 “О техническом регулировании” ст.46, п.1) и должны сохранять обязательный статус до введения в действие технических регламентов, так как их применение является основой для соблюдения производителями и поставщиками продукции требований безопасности, регламентированных  правительственными постановлениями. Следует подчеркнуть, что международной практике не противоречит обязательное  конкретных стандартов в сфере действия правовых документов (законов, указов, постановлений, договоров, контрактов).

Изменение статуса стандартов требует пересмотра основополагающих документов национальной системы стандартизации, которое проводится Федеральным агентством и будет завершено в 2006 году.

3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации

Федеральный закон «О техническом регулировании» исключил из состава документов по стандартизации отраслевые стандарты. Вместе с тем, количество и значение отраслевых стандартов для производителей остаются весьма существенными. Необходимо сохранить положения и требования целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционирования отдельных секторов промышленности. Предстоит решить, в какой форме они могут продолжить свое существование – в качестве национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральные органы исполнительной власти совместно с ассоциациями (союзами) производителей должны принять согласованные решения по этому вопросу и организовать работу. Дальнейшее развитие системы стандартов организаций создаст основу для развития национальной системы стандартизации, так как апробированные на практике стандарты организаций, отслеживающие быстро меняющиеся требования рынка, при необходимости могут быть приняты в качестве национальных стандартов. Разрабатываются принципы ускоренного принятия стандартов организаций в качестве национальных стандартов.

3.4.3. Роль национальных стандартов в  содействии соблюдению  требований технических регламентов

Федеральный закон «О техническом регулировании» установил взаимосвязь технических регламентов и национальных стандартов. Учитывая, что стандартизация осуществляется, в том числе в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности и содействия выполнению требований технических регламентов, необходимо максимально использовать широко применяемые в промышленности и товарообороте национальные стандарты в качестве доказательной базы соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Кроме того, в процессе применения технических регламентов необходимо приоритетное использование стандартизованных методов исследований (испытаний) и измерений, правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений и других документов государственной системы измерений. При наличии национальных стандартов по методам испытаний, гармонизированных с международными стандартами, разработка иных методов испытаний может привести к появлению новых технических барьеров в торговле.

Новая функция национальных стандартов должна быть реализована в национальной системе стандартизации.

Вместе с тем, учитывая добровольный статус стандартов, они не могут служить единственно возможным доказательством соответствия и препятствовать применению иных доказательств такого соответствия.

3.5. Проблемы существующей системы стандартизации

Существующие проблемы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформирования в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении поставленных перед стандартизацией стратегических целей.

В первую очередь, это относится к низкой эффективности стандартов для экономики страны из-за отставания научно-технического уровня стандартов от современных достижений науки и техники и замедления темпов  гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.

Наблюдается также устойчивая тенденция снижения качества разработки национальных стандартов в результате отсутствия серьезных научных исследований  в  области  стандартизации и притока новых профессиональных кадров, как в технические комитеты, так и в научно-исследовательские организации по стандартизации.

Низкая активность промышленности и общественных кругов в национальной и международной стандартизации, низкая управляемость секретариатами технических комитетов привели к тому, что стандарты не всегда являются документами требуемого уровня консенсуса.

В результате национальные стандарты как инструмент технического регулирования не получили надлежащей оценки при разработке стратегий экономического развития Российской Федерации, формировании и реализации федеральных целевых программ, организации закупок для государственных нужд, реализации программ государственного кредитования и обязательного страхования.

Снижение участия России в разработке международных стандартов привело к тому, что в них в должной мере не отражены интересы России, что затрудняет продвижение отечественных технологий и наукоемкой продукции на мировые рынки.

Низкий уровень обновления фонда национальных стандартов объясняется отсутствием ряда факторов и в первую очередь:

авторского права на стандарты и их распространение;

эффективного экономического механизма разработки стандартов.

В результате стоимость стандартов определяется исключительно себестоимостью их издания и распространения и не учитывает затраты на их разработку, что практически не позволяет осуществлять разработку стандартов за счет средств, получаемых от их распространения. Кроме того, механизм «возвратного финансирования» процесса разработки национальных стандартов отсутствует в бюджетном законодательстве.

Тот факт, что около 80 % действующих сегодня в России стандартов фактически являются межгосударственными стандартами, сроки обновления которых существенно превосходят сроки разработки и обновления национальных российских стандартов, и лишь 20 % фонда составляют национальные стандарты Российской Федерации, принятые в одностороннем порядке Россией для обеспечения своих национальных интересов, приводит к тому, что фонд российских стандартов не в должной мере обеспечивает потребности промышленности.

Устаревшая система распространения национальных стандартов не позволяет обеспечить их оперативное предоставление заинтересованным сторонам и организовать учет востребованности национальных стандартов.

4. Основные задачи реформирования системы стандартизации

Для эффективного реформирования национальной системы стандартизации с целью реализации ее стратегических задач необходимо решить следующие вопросы:

1. Усилить роль и повысить авторитет России в международной (региональной) стандартизации.

2. Обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики с высоким потенциалом развития и роста, повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг.

3. Позиционировать национальный стандарт как «общественный продукт», принятый на основе консенсуса и отражающий баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

4. Обеспечить создание национальной системы стандартизации, адаптивной к требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка.

5. Обеспечить приоритетное использование национальных стандартов для обеспечения национальных интересов России, выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической государственной политики.

6. Создать механизм приоритетной разработки национальных стандартов, применяемых для содействия соблюдению требований  технических регламентов, направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а также охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость.

7. Обеспечить применение при разработке стандартов системных методов программно-целевого планирования, учет взаимопроникающих требований и методов различных отраслей знаний и видов техники с целью достижения консенсуса и снятия технических барьеров на рынке.

8. Провести оптимизацию правил и процедур разработки и принятия национальных стандартов, структуры национальной системы стандартизации и функций ее участников с использованием международного опыта. Повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Поощрять прямое применение международных и межгосударственных стандартов.

9. Обеспечить прозрачность и привлекательность для общества стандартизации, как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон.

10. Обеспечить создание экономической модели национальной системы стандартизации, адекватной новым экономическим условиям, обеспечивающей привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию.

11. Повысить эффективность межгосударственной стандартизации.

5. Направления реформирования системы стандартизации

5.1. Функциональные и структурные преобразования системы

Появление новых целей и функций стандартизации, изменение статуса национальных стандартов приводит к необходимости проведения структурных изменений национальной системы стандартизации, а также изменений функций ее участников.

Необходимым условием является достижение бизнес-сообществом понимания необходимости и эффективности национальной стандартизации и финансовая поддержка работ по национальной стандартизации, создание государством экономических рычагов, усиливающих  мотивацию бизнес-сообщества  по участию в этой деятельности.

В целях обеспечения баланса интересов по определению приоритетов и целей стандартизации, контроля за деятельностью национального органа по стандартизации необходимо создание общественного совета по стандартизации, включающего представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской Академии наук, общественных объединений предпринимателей и потребителей, научно-технических обществ, который должен давать рекомендации по стратегическим вопросам развития стандартизации.

Процессы разработки стандартов и их распространения должны быть пересмотрены с тем, чтобы обеспечить максимальное использование электронных средств, предоставляющих возможность ускорения работ при сокращении затрат и делающих доступ к информации по стандартам более удобным и надежным. Национальный орган по стандартизации и разработчики стандартов должны применять новые информационные системы и виды информационных изданий в области стандартизации, которые отвечают потребностям современных потребителей.

Структура национальной системы стандартизации должна обеспечивать экономически эффективную модель планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов.

5.2. Развитие законодательных основ стандартизации

В Федеральном законе «О техническом регулировании» не полностью отражены системные вопросы стандартизации. Например, в нем узко дается определение самой системы стандартизации. Понятие «система» интерпретируется, как совокупность документов по стандартизации, без учета ее участников и правил функционирования.

Не решен законодательно вопрос защиты прав собственности на национальные стандарты, который позволил бы построить эффективную систему распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение.

В бюджетном законодательстве отсутствует  механизм «возвратного финансирования» работ по  стандартизации, что делает невозможным использование  средств, получаемых от продаж стандартов, финансируемых из государственного бюджета, на дальнейшее развитие работ по стандартизации.

Требуют юридической и экономической проработки вопросы  применения в стандартах патентованных технических решений, отнесения работ по стандартизации к научно-исследовательским работам и затрат на разработку стандартов к себестоимости продукции.

Законодательством не предусмотрено бюджетное финансирование работ по международной и межгосударственной стандартизации, что делает нелигитимным бюджетные затраты на эти работы, замедляет интеграционные процессы между странами и ставит под угрозу срыва международные соглашения в области стандартизации и технического регулирования.

В соответствии с международной практикой в законодательных актах и нормативно правовых документах необходимо обеспечить приоритетное применение органами различных ветвей власти и государственным контролем национальных стандартов, как «общественных документов», принятых на основании консенсуса всех заинтересованных сторон, в том числе при разработке и применении технических регламентов.

Обобщая вышеперечисленные проблемы, можно констатировать, что для продвижения реформ в области стандартизации необходимо внести изменения в Федеральные законы «О техническом регулировании», «О бюджете Российской Федерации», «Об авторском праве и смежных правах» «О государственных закупках».

5.3. Реформирование экономических основ стандартизации

Основой экономической деятельности по стандартизации являются бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Бюджетные средства, выделяемые на стандаризацию, направляются на выполнение приоритетных государственных задач. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальными органами по стандартизации, составляет в среднем от 20 % до 40 %.

Внебюджетные источники, как правило, формируются за счет средств, получаемых национальными органами по стандартизации от реализации стандартов и других  смежных видов деятельности, а также от заинтересованных организаций в  любой разрешенной законодательством форме.

Учитывая, что национальные органы по стандартизации, как правило, имеют статус некоммерческих организаций, средства поступают также в виде членских взносов. Кроме того, часть расходов  на разработку стандартов компенсируется заинтересованными сторонами за счет оплаты работы своих специалистов в технических комитетах по стандартизации.

Дополнительные средства Национальный орган по стандартизации может получать за счет обучения и повышения квалификации специалистов, издательской деятельности и других услуг, предоставляемых им на рынке.

Постепенный переход на современную экономическую модель стандартизации выявил направление, которое необходимо учитывать при планировании работ по стандартизации. Прогнозирование рынка стандартов и изучение спроса на них должны стать в ближайшее время необходимыми составляющими работ по стандартизации. Без реальной картины структуры и объемов продаж национальных стандартов невозможно осуществлять переход к функционированию в рыночных условиях.

Увеличить экономическую заинтересованность предприятий в работах по стандартизации можно за счет отнесения этого вида деятельности к научно-исследовательским работам, а затрат на разработку стандартов - на себестоимость продукции.

5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации

Стандартизация является ключевым фактором поддержки целого ряда направлений государственной политики. Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции и повышению качества инноваций в сферы, регулируемые государством, снижению необоснованных технических барьеров в торговле, повышению уровня защиты интересов потребителей, охраны окружающей среды, экономии всех видов ресурсов и др.

Для государства стандартизация является важнейшим элементом технического регулирования. Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований. Национальные стандарты содержат методики измерений и испытаний, которые могут применяться при оценке соответствия требованиям технических регламентов. Поэтому государство должно способствовать установлению связей между техническими регламентами и национальными стандартами, поддерживать и обеспечивать совершенствование работ в области национальной стандартизации.

Использование национальных стандартов в конкурсах на закупки для государственных нужд повышает эффективность государственных поставок продукции, работ и услуг.

Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти целесообразно использовать национальные стандарты при установлении своих нормативов и проводить политику, направленную на расширение применения национальных стандартов, разработанных на основе консенсуса, через существующее партнерство государственного и частного секторов, прежде всего в области безопасности, защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Федеральным органам исполнительной власти и их подведомственным организациям необходимо участвовать в разработке национальных стандартов, чтобы иметь возможность устанавливать технические требования, которые удовлетворяют общественным целям и интересам национальной экономики.

Государству необходимо предпринять значимые действия, чтобы в условиях добровольного применения национальных стандартов поддержать национальную систему стандартизации.

Правительство Российской Федерации возлагает на Национальный орган по стандартизации функции управления и координации деятельности в области стандартизации, участвует в создании требуемых условий для разработки и применения национальных стандартов, необходимых для обеспечения, в первую очередь, национальных интересов России, выполнения международных обязательств, обеспечения деятельности органов государственной власти в области национальной стандартизации.

Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и осуществлять активную координацию деятельности между разработчиками стандартов в России, чтобы гарантировать соблюдение принципов открытости, равных возможностей, надлежащих процедур и консенсуса.

Государство обеспечивает финансирование разработки тех национальных стандартов, которые в первую очередь используются для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

Приоритеты разработки национальных стандартов за счет средств госбюджета должны отвечать текущим и перспективным задачам социально-экономического развития страны. При формировании ежегодных программ разработки стандартов ее бюджетная часть должна быть ориентирована, в первую очередь, на реализацию программных документов Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В общем виде приоритеты стандартизации должны обеспечивать поддержку развивающемуся техническому законодательству по направлениям, установленным в Федеральном законе «О техническом регулировании», развитию инновационных процессов, повышению уровня жизни населения различных социальных групп, конкурентоспособности отечественной экономики.

Необходимо усилить роль общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и их использование при межведомственном информационном обмене. Одной из первоочередных задач является разработка новых общероссийских классификаторов на основе их гармонизации с международными классификациями и пересмотр устаревших классификаторов с целью проведения единых статистических сопоставлений на национальном и международном уровнях.

Государству и Национальному органу по стандартизации необходимо разъяснять важность участия промышленности, как в национальной, так и в международной стандартизации.

5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации

В целях реализации потенциальных социально-экономических преимуществ стандартизации, включая содействие малому и среднему бизнесу и поддержку интересов производителей, потребителей, Национальный орган по стандартизации должен выработать механизмы более активного привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Они могут участвовать в разработке национальных стандартов или заказывать необходимые для них национальные стандарты, в том числе финансируя эту работу, а также направлять свои предложения и замечания по проектам стандартов в части защиты своих интересов и защиты прав потребителей. Их представители могут входить в состав общественного совета по стандартизации и соответствующих технических комитетов по стандартизации.

Процесс сотрудничества между промышленностью, органами исполнительной власти и потребителями должен обеспечить согласованные единые взгляды и позиции России на международном уровне.

Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов следует проанализировать степень участия промышленности и потребителей в соответствующих технических комитетах, определить, представлены ли они должным образом, и разработать механизмы повышения эффективности их участия.

Изготовители, поставщики и потребители продукции, использующие стандарты, должны получать преимущества за счет сокращения затрат на разработку технической документации, сокращения номенклатуры продукции, материалов и применяемых средств технологического оснащения, технологической оснастки и испытательного оборудования. Представители промышленности получают конкурентные преимущества, включая в стандарты показатели достигнутого ими качества продукции.

Органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов участвуют в разработке национальных стандартов, направляя свои предложения и замечания по проектам стандартов для учета в проектах стандартов требований технических регламентов.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) участвуют в разработке национальных стандартов, направляя свои предложения и замечания по проектам стандартов в части установления требований к объектам технического регулирования, а также методов испытаний продукции для целей подтверждения соответствия.

 

 

5.6. Развитие федерального фонда стандартов

Для повышения эффективности национальной стандартизации необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже 10 % в год. Это позволит приблизиться к уровню обновления международных стандартов и стандартов промышленно- развитых стран.

Приоритетность разработки национальных стандартов должна соответствовать национальным интересам России и развитию ее торговых отношений на международной арене. Для этого приоритеты национальной стандартизации должны учитывать стратегические цели международных и региональных организаций по стандартизации, в том числе на уровне ЕЭК ООН. К числу приоритетов также должно быть отнесено применение в качестве национальных стандартов международных и региональных стандартов, в наибольшей степени влияющих на развитие торговых отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами.

Необходимо повысить эффективность планирования разработки стандартов и поддержания фонда национальных стандартов в актуализированном состоянии.

С этой целью Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов необходимо провести ревизию действующего фонда стандартов с целью отмены устаревших и неэффективных стандартов.

Фонд национальных стандартов должен, с одной стороны, обеспечивать повышение защиты жизни и здоровья, охраны окружающей среды и способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции. С другой стороны, фонд должен обеспечивать основу для разработки технических регламентов и доказательную базу подтверждения соответствия их требований.

Особое внимание следует уделить повышению темпов обновления фонда межгосударственных стандартов за счет применения международных стандартов.

В целях сохранения положений и требований целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционирования отдельных секторов промышленности, необходимо решить, в какой форме они могут продолжить свое существование – в качестве национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральные органы исполнительной власти совместно с ассоциациями (союзами) производителей должны принять согласованные решения по этому вопросу и организовать работу совместно с национальным органом по стандартизации.

Национальному органу по стандартизации необходимо также обеспечить разработку и применение новых видов документов по стандартизации, включающих рекомендации, руководства, Своды правил,  технические требования и технические отчеты.

Перспективой развития работ по общероссийским классификаторам является разработка Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе гармонизации с аналогичной классификацией Европейского Союза. С введением этого документа предусмотрена отмена общероссийских классификаторов  продукции (ОКП), услуг населению (ОКУН), видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Кроме того, должно осуществляться проведение постоянных работ по обеспечению федеральными органами исполнительной власти работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений с учетом предложений бизнес-сообщества и общественных организаций.

5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации

Для успешного выполнения задач стандартизации информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно осуществляться в соответствии с принципами:

- доступности информации для всех заинтересованных сторон;

- оперативности предоставления информации;

- единообразия используемых инструментов и систем, основанных на использовании современных технологий;

- непрерывности обеспечения информационного сопровождения нормативных документов на протяжении всего их жизненного цикла - повышения адресности оказания информационных услуг;

- расширения номенклатуры предоставляемых информационных услуг;

- совершенствования процедур взаимодействия.

Информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно быть в рамках единой информационной системы по техническому регулированию, включающей в качестве составной части и технологической основой Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Для повышения эффективности издания и распространения стандартов и информации о стандартах Национальный орган по стандартизации необходимо расширить номенклатуру и виды информационных изданий, сделать их доступными для всех заинтересованных пользователей при помощи современных методов и средств распространения информации.

Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов следует увеличить использование информационных технологий с целью усовершенствования процедур разработки стандартов, сделать эти процедуры в большей степени доступными для всех участников, и проводить постоянную работу, направленную на применение совместимых информационных технологий.

5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации

России необходимо активизировать свою работу в руководящих органах международных организаций по стандартизации. Среди основных задач – повышение участия России в работе руководящих органов ИСО и МЭК. Это невозможно без расширения участия российских экспертов в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп ИСО и МЭК.

Следует усилить взаимодействие в работах по международной стандартизации разработчиков национальных стандартов и специалистов испытательных центров.

Необходимо более настойчиво продвигать отечественные стандарты в качестве международных стандартов, инициировать создание под руководством России новых международных технических комитетов по стандартизации в приоритетных для России направлениях в рамках этих международных организаций.

Необходимо также повысить участие России в работах по стандартизации в рамках таких региональных организаций, как ЕЭК ООН, АТЭС, ПАСК, единого экономического пространства, а также европейских организаций по стандартизации – СЕН и СЕНЕЛЕК.

6. Этапы реформирования системы стандартизации

Реформа национальной системы стандартизации должна проводиться поэтапно. Последовательность и взаимосвязь этих этапов крайне важна, так как успех  реформирования  национальной системы стандартизации зависит от целого ряда дополнительных условий: совершенства механизма юридической и экономической ответственности производителей и продавцов, развития полноценных отношений между субъектами страхования,  конкуренции на свободном рынке,  эффективности государственного контроля и надзора, экономической заинтересованности бизнес-сообщества. Выполнение этих условий  гарантирует, что стандартизация в новых условиях не утратит своего значения для экономики страны, а будет эффективно применяться всеми субъектами   на добровольной основе. 

На фоне преобразований общественных и государственных отношений Национальный орган по стандартизации совместно с федеральными органами исполнительной власти осуществляет развитие законодательных основ системы стандартизации и готовит  предложения по переводу деятельности Национального органа по стандартизации на принципы максимального привлечения внебюджетных источников финансирования для развития национальной стандартизации.

Проект. "Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации"
Источник: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Скачать архив скачать архив.zip (35 кБт) | Распечатать Распечатать документ | Форум Обсудить документ в форуме

Похожие документы:

предыдущая статья Проект "Методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию с использованием метода индексации" Все документы Посмотреть все докумены по теме:
Проекты нормативных актов /
Проекты
предыдущая статья Проект "Концепция программы комплексного развития системы теплоснабжения города"

Посмотреть ещё документы по теме: Проекты нормативных актов

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Вход для специалистов

Логин:
Пароль: запомнить
забыли пароль? регистрация

Вход для организаций

Логин:
Пароль: запомнить
забыли пароль? регистрация
Новые темы Форума:
Новые записи в блогах:
Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Возрастная категория Интернет-сайта "18+"
© РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению, 2003-2014
О проекте | Реклама на РосТепло.ru | E-mail: post@rosteplo.ru