Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

к Федеральному закону

«О теплоснабжении в Российской Федерации»

I. Рассмотрев проект Закона «О теплоснабжении Российской Федерации», ВНИПИэнергопром в целом одобряет его появление и согласен с текстом в целом.

II. При постатейном рассмотрении проекта имеются следующие замечания и предложения:

К статье 1. Из первого абзаца статьи надо исключить слова «…за исключением случаев, когда производство тепловой энергии осуществляется исключительно для собственного потребления».

Обоснование: Собственное теплопотребление не подпадает под действие этого Закона по определению (см. термин Теплоснабжение).

Любой потребитель, присоединяясь к системе, должен соблюдать этот Закон. Значит, он подпадает под основные положения Закона.

К статье 2. Дополнить фразу словом «…при минимальном негативном воздействии на окружающую среду».

Обоснование: Не требуется.

К статье 3. Понятия и термины лучше бы полностью переработать в соответствии с действующими ГОСТами или хотя бы здравым смыслом.

1. Теплоснабжение - указать, что понимается под мощностью.

2. Система централизованного теплоснабжения - вместо «населенных пунктов» - потребителей.

3. Централизованное теплоснабжение - слово «общую» исключить.

4. Децентрализованное теплоснабжение - конец фразы изложить:…, не имеющей тепловой сети (внешнего теплопровода).

5. Теплофикация - система централизованного теплоснабжения, имеющая в своем составе теплоисточник (ТЭЦ, АЭС или ТЭС с отпуском тепла), вырабатывающий тепловую и электрическую энергию на базе комбинированного цикла.

6. Теплопотребление - лучше бы по ГОСТ.

7. Тепловая энергия. – в контексте Закона – это единица измерения.

8. План развития теплоснабжения - план это не набор, а конкретизация программ. Исключить слово «развития» и дополнить фразу… «потребителей».

9. Схема перспективного развития систем теплоснабжения – это не «электронная модель… муниципального образования».

Схема теплоснабжения (СТС) – это главный документ, определяющий направления социально-экологических и технико-экономических решений по развитию теплоснабжающего хозяйства городов и промышленно-городских агломераций (ПГА) на среднесрочную перспективу (15 лет).

10. Качество тепловой энергии и теплоносителя - качество – это «совокупность» не только «термодинамических и химических характеристик теплоносителя». Тогда надо перечислять все «характеристики»: экологические, санитарно-эпидемиологические и еще бесконечное множество других «…-ических».

Лучше бы по ГОСТу.

11. Теплоноситель… Теплоноситель используется не только для передачи тепловой энергии, но еще и непосредственно (газ). А передавать с теплоносителем можно и многое другое, например, холодную воду.

Лучше бы по ГОСТу.

12. Горячая вода… А добрая часть открытых систем, использующих воду рек и открытых водоемов, а водоподготовки ТЭС? И температура здесь не совсем причем.

Лучше бы по ГОСТу.

В крайнем случае: «Вода питьевого качества, используемая для горячего водоснабжения».

13. Источник тепловой энергии. Формулировка совершенно неверная. Источником может служить и термальные воды, и солнце, и ветер, и отходы производства, и сбросные и циркуляционные воды электростанций.

Лучше бы по ГОСТу.

14. Альтернативные источники энергии… А дрова тоже ископаемое? А куда относить атомное горючее?

Лучше бы по ГОСТу.

15. Тепловая сеть.

«тепловые сети – это система теплопроводов (со всеми сопутствующими конструкциями) от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) тепловых пунктов (узлов вводов) зданий и сооружений (абонентов), транспортирующие горячую воду, водяной пар, конденсат водяного пара».

16. «…Тепловой пункт – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется:

· преобразование вида теплоносителя или его параметров;

· контроль параметров теплоносителя;

· учет тепловых нагрузок, расход теплоносителя и конденсата;

· регулирование расхода теплоносителя и распределение по системам потребления теплоты (через распределительные сети в ЦТП или непосредственно в системы ИТП);

· защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя;

· заполнение и подпитка систем потребления теплоты;

· сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества;

· аккумулирование теплоты;

· водоподготовка для систем горячего водоснабжения.

17.18. Тепловые пункты подразделяются на:

индивидуальные тепловые пункты (ИТП) – для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части, центральные тепловые пункты (ЦТП) те же двух или более зданий.

Потребительюридическое лицо – покупатель тепловой энергии и теплоносителя. Не может быть физических лиц, потребляющих тепловую энергию. Все лица в контексте Закона только юридические.

Конечный потребитель – понятие исключить. Закон не должен закреплять юридически понятие перекупщики.

Субпотребитель – понятие выходящее за рамки влияния Закона – исключить.

К статье 4. Как понимать: «минимизация вмешательства государства в хозяйственную деятельность», если далее все полномочия Законом отдаются государственным органам: Минэнерго РФ, Госстрою РФ, «муниципальным образованиям» и всяким энергетическим комиссиям?

К статье 5. Сплошные «утверждает», Это противоречит действующим Нормам и правилам того же Госстроя РФ.

Заменить в полномочиях Правительства, как положено: «утверждает» на «вводит в действие» у пунктов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Исключить пункт о социальной защите граждан. Для этого есть уже законы, специальные и подробные, и вносить сумятицу незачем.

Полномочия Минэнерго РФ - исключить:

· пункт о балансах топлива. Есть в других Законах;

· пункт о разработке за муниципалов планов развития теплоснабжения, ограничив вмешательство, как сказано выше.

В пунктах: 9, 10, 11 заменить «утверждает» на «вводит в действие».

В пункт 10 включить понятие «Технического аудита», задача которого по материалам обследований комплексно ответить на вопрос о состоянии данной теплоснабжающей системы во всем взаимодействии ее звеньев.

Полномочия Госстроя РФ.

В пунктах: 1, 2 заменить «утверждает» на «вводит в действие».

Полномочия Миннауки РФ. Повтор полномочий - это полномочия и Правительства в целом. включить в раздел «полномочия Правительства», как и функции других почему-то не упомянутых правительственных министерств и органов.

Комментарий к статье 5.

1. Закон статично подтверждает действующую схему взаимоотношений: разобщенность, перепродажа энергии. Это он должен делать «сквозь зубы», а проводить новую политику – реорганизация, слияние, Н.Т.П., описываемую тремя критериями:

· социальная необходимость (потребительная стоимость, безопасность, экология, охрана ресурсов и других госинтересов);

· надежность и качество (безотказность, готовность, живучесть);

· прибыльность (Н.Т.П., монетаризация с прямыми расчетами).

2. Законом фактически Госстрой полностью оттесняет от теплоснабжения. Даже без права на совещательный голос. За ним остаются только кабинетные функции нормирования материалов: СНиП, ГОСТ, технический регламент, госстандарт.

К статье 6. В пункт 1 включить понятие «Технического аудита», задача которого по материалам обследований комплексно ответить на вопрос о состоянии данной теплоснабжающей системы во всем взаимодействии ее звеньев.

К статье 7. Ни слова о промышленных и смешанных системах.

К статье 8, 9. Структура отношений между потребителями и теплоснабжающими организациями выстроена по существующей цепочке перекупщиков источник тепла – магистральная тепловая сеть – распределительная тепловая сеть – квартальная тепловая сеть – потребитель. Все в статике. Принцип слияния отдельных звеньев проигнорирован полностью. Закрепляется существующее положение. То есть закон без стимулирования динамики, новых технологий и вообще развития.

И где потребитель вообще? Вся направленность Закона – сверху – вниз, а не, как нужно: снизу вверх.

Известно, что тепловая энергия дорожает и не за горами массовое внедрение в системах отопления и изоляции индивидуальных устройств регулирования температуры внутри помещений количеством протекающей через приемники сетевой воды. Не источник тепла, а потребитель будет главным регулятором теплоснабжения.

Диктат потребителя становится неизбежным.

Сейчас на первый план выдвинулась проблема надежности. Но социальная необходимость удовлетворения запроса потребителя всегда будет актуальной. Действующие системы без решительной реорганизации не смогут качественно выполнить свои функции. Одним изменением названия предприятия на АО задачу не выполнить.

Значит Закон должен сделать мощный упор на реорганизацию. Этого нет.

К статьям 10, 11, 12, 13. Требуют полной переработки. Статьи написаны вообще «не по-законски». Это газетная статья, а не краткий приказ государства. 90% текста объяснений следует выбросить.

Заключение по всем статьям после 9-й будут даны после их доработки.

Принципиальные проблемы:

1. Договор с потребителем должен содержать взаимные договорные обязательства, а не окрики: «отключу, не допущу».

2. В основу предлагается положить систему взаимных штрафов, а не противоречащую международной практике систему отключений (без света человек посидеть может, а без тепла…). Нагрев и охлаждение зданий это не мгновенный процесс отключения электроэнергии. В некоторых случаях можно отключить горячее водоснабжение, но не отопление.

3. В договор дополнительно должны быть внесены и оговорены:

· условия надежности теплоснабжения: число часов, в течение которых теплоснабжающая организация в силу непреодолимых препятствий не может удержать расчетную температуру в помещениях. За превышение этих часов штрафуется теплоснабжающая организация;

· запросил большую надежность – плати за реконструкцию системы;

· take pay – заявил – плати. За завышение заявки на тепловую энергию должно штрафоваться.

Нельзя ориентировать новый закон на уходящий постепенно переходный период в России. Суд укрепится, укрепится и дисциплина потребителей.

К статье 13. Первый абзац – просто абсурд. Существуют проектные организации, технико-экономические расчеты, которые всегда дадут ответ, как реструктуризировать крупные системы. А рекомендовать закрывать «по новому Закону» добрую сотню ТЭЦ РАО «ЕЭС России» и почти столько же промышленных ТЭЦ немыслимо.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru