Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

ЦЕНЫ НА ТЕПЛО

Часто задаваемые вопросы по идеологии формирования
законодательства о теплоснабжении

TechInvestLab.com

Версия 1.0

22.09.2003

1. Возможно ли дерегулирование цен на тепло?

Отопление домов и рынок промышленного тепла являются конкурентными секторами экономики. Уже сегодня системы централизованного теплоснабжения столкнулись с конкуренцией со стороны децентрализованных систем разных масштабов. В конкурентной отрасли нет никаких оснований сохранять регулирование цен. В то же время дерегулирование цен в конкурентной отрасли всегда в конечном итоге оказывается выгодным и для производителей, и для потребителей.

2. Может быть и возможно дерегулирование цен на производство тепла, но не следует ли оставить регулирование на монопольные услуги по передаче тепла?

Конкуренция в теплоснабжении развивается как по пути использования централизованных систем тепловых сетей альтернативными источниками, так и по пути создания локальных котельных, не нуждающихся в централизованной сети. Наличие сети в системах центрального отопления является конкурентным преимуществом, которое на свободном рынке позволит за счёт экономии при вертикальной интеграции снижать цены для потребителей. Поэтому нет причин сохранять регулирование цен на услуги тепловых сетей.

3. Вы называете теплоснабжение конкурентной отраслью, в то же время сегодня во многих местах теплоснабжение монополизировано, а создание конкурирующих проектов требует времени – не успеют ли люди за это время отдать последние копейки и всё равно потом замёрзнуть?

Нет никаких оснований полагать, что при дерегулировании цен теплоснабжающие организации прекратят поставлять тепло. Это их бизнес, их способ зарабатывать деньги. По той же причине нет оснований полагать, что цены будут немедленно задраны до такого уровня, что люди перестанут платить, их отключат, и они замёрзнут. Такое поведение очевидно невыгодно поставщикам тепла – они ничего при таком поведении не заработают.

Конкуренция работает не только в тех случаях, когда конкуренты стоят в ряд на улице, и потребитель может в один день сменить поставщика. Если законодательство не запрещает конкурирующему поставщику выйти на рынок и переманить клиентов, сама угроза появления конкурента (пусть через год или два) не позволяет действующему продавцу выжимать из потребителей последние деньги.

Теплоснабжающая организация – не банк, который теоретически может собрать деньги и сбежать с ними. Плата за тепло поступает каждый месяц и небольшими суммами. Получить прибыль от владения активами в сфере теплоснабжения можно только в результате оказания услуг в течение значительного времени.

Тем не менее, предлагаемая тактика освобождения цен предполагает наличие переходного периода, предназначенного для запуска конкуренции на рынке тепла.

4. Как должен быть устроен переходный период к полному освобождению цен на рынке тепла?

Законодательно должна быть с самого начала реализации реформы чётко установлена дата освобождения цен. Полномочия по установке этой даты не могут быть переданы Правительству, например, с формулировкой «когда рынок будет к этому подготовлен». Продолжительность переходного периода должна примерно равняться периоду реализации несложного проекта альтернативного теплоснабжения плюс один год. Нам представляется разумным продолжительность переходного периода в три-четыре года. Принципы регулирования цен на протяжении переходного периода описаны ниже.

В течение переходного периода должно быть обеспечено заключение долгосрочных договоров потребителей с теплоснабжающими организациями, на срок, превышающий продолжительность переходного периода. Эти договора должны содержать указания на цены (методики и формулы определения цен) тепла по окончанию переходного периода.

Тем самым теплоснабжающие организации будут вынуждены заранее продемонстрировать, как именно они собираются вести себя на дерегулированном рынке. Это даст возможность потенциальным конкурентам (конкурирующим проектам) оценить коммерческие перспективы выхода на соответствующие рынки и осуществить необходимые инвестиции.

На протяжении переходного периода организация процесса заключения долгосрочных договоров, фиксации принципов ценообразования на свободном рынке, и принятие решений о реализации конкурирующих проектов должны происходить в рамках деятельности по разработке местных схем теплоснабжения.

5. Какая модель коммерческого функционирования систем централизованного теплоснабжения должна быть создана на протяжении переходного периода?

Конкретная коммерческая модель функционирования системы теплоснабжения зависит от конфигурации системы в каждом населённом пункте: какие активы принадлежат каким собственникам, кто представляет интересы ЖКХ и пр. Выбор между моделью единого закупщика, прямыми договорами производитель-потребитель, и иными коммерческими альтернативами должен происходить в рамках деятельности по разработке местных схем теплоснабжения.

Федеральное законодательство должно содержать общие требования ко всем таким моделям: стандартные условия поставки товаров и услуг, обязательные требования к составу договоров, технические требования к оборудованию.

6. Какие принципы должны быть положены в основу регулирования тарифов на протяжении переходного периода?

Подробное изложение предложений по тарифообразованию на переходный период содержится в меморандуме «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ. Подходы к формированию» http://www.ice.ru/teploreform/100564. Законодательство должно устанавливать на переходный период ограниченный перечень тарифных планов (на выбор регулирующего органа – одно- и двуставочные тарифы), и требование к регулирующему органу на протяжении переходного периода устанавливать только предельные тарифы, дав возможность участникам рынка самостоятельно определять значение тарифов в установленных пределах.

7. Какой орган должен осуществлять регулирование тарифов на тепло на протяжении переходного периода?

На протяжении переходного периода федеральный орган тарифного регулирования должен утверждать единые методики определения тарифов. Эти методики, процедуры их применения и контролирующие это применение местные органы должны быть включены в местные схемы теплоснабжения.

8. Возможен ли немедленный, с начала переходного периода, отказ от кроссубсидирования?

Отказаться от кроссубсидирования необходимо немедленно. Этот отказ должен иметь форму установления единых предельных тарифов на мощность, потребление и транспорт для всех видов потребителей (с учётом технологических различий в подключении и т.п.).

Однако установление конкретных тарифов в установленных пределах должно быть предоставлено участникам рынка, поэтому не исключено, что коммерческие переговоры приведут к разным тарифам даже для одинаковых потребителей. Это нормальная практика в ценообразовании на конкурентном рынке, которая, возможно, сохранится и после дерегулирования цен. Ограничителями ценовой дискриминации и связанного с ней кроссубсидирования будут на протяжении переходного периода предельные тарифы, а по его завершении – конкурентный рынок.

Пока сохраняется регулирование тарифов, законодательство должно обеспечивать прозрачность информации о ценах для разных потребителей, после освобождения цен эта информация должна перейти в разряд коммерческой тайны.

Бюджетные субсидии могут выделяться с учётом необходимости компенсировать потери потребителей, понесённые в результате отказа от принудительного кроссубсидирования. Субсидии должны направляться адресно потребителям с начала переходного периода.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие докумены

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru