Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Доклад участника Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения

 

г. Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатается с сокращениями)

 

И. В. Бычковский, директор Института Экономики ЖКХ

 

По результатам анализа деятельности коммунальных предприятий (данные 5-летней работы по экспертизе около 60 городов в год), приведу следующие данные: в 80-е годы ХХ в. аварийность тепловых сетей была на уровне 0,1 авария на 1 км сети в год, в 1995-2000 гг. - 1 авария/км в год, а с 2000 г. до 2003 г. - 3-5 аварий/км в год, т.е. рост произошел 30-кратный! Имеет место кризисное состояние отрасли, причем такое нарастание говорит о том, что мы уже переходим точку невозвратности, когда простым вливанием средств, простым возвратом к нормальной эксплуатации можем что-то решить. Нужны экстренные меры и, конечно, эти меры должны носить характер программного управления. Государственное вмешательство здесь требуется, безусловно, но не в том, что с государственного уровня будут регулироваться котельные и работа предприятий, а в том, что надо менять правила игры.

Существует проблема сочетания рыночных методов хозяйственного управления и регулирования этого рынка потому, что мы имеем жестко монополизированный рынок. Во всех странах этот рынок регулируем; Германия, Америка и Франция имеют жестко детерминированные схемы, определяющие эти самые правила игры, по которым предприятия работают в рамках правил бизнеса.

Какие действия мы считаем необходимыми для выхода из этого кризисного состояния? Анализ финансового состояния, причем проблема не в том, что коммунальщикам должны, действительно долг составляет 180 млрд руб., а в том, что кредиторская задолженность коммунальных предприятий в 1,8 раза выше. Объективно, коммунальные хозяйства живут не по средствам и в этом основная проблема, они хозяйствовать не умеют, не хотят и не будут в существующей схеме. У нас институциональные характеристики нашей системы теплоснабжения совершенно неэффективные, поскольку преобладание муниципальных унитарных предприятий является тотальным в России. Муниципальные унитарные предприятия потому такие позиции занимают, что любой руководитель города считает линейное подчинение для себя наиболее эффективным, хотя гражданский кодекс уже давно не предполагает вертикаль подчинения. Формально, через контракт мэра с директором теплосети, практически имеем не только социалистическую систему управления, а вертикальное административное управление, т.е. по существу феодальное управление коммунальными системами, когда жилищно-коммунальная сфера города воспринимается как один большой завод, которым мэр управляет непосредственно.

Это совершенно недопустимая ситуация, никакой эффективности быть не может, потому что мэр не в состоянии, это совершенно ясно по теории управления, по знанию технологических вопросов эффективно управлять таким большим хозяйством. Здесь важна граница, зона предпринимательской активности предприятий и зона регулирования, которая должна использоваться как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях.

У нас есть постановление № 1099, которое регламентирует правила предоставления коммунальных услуг. Правила характеризует тот товар, который мы продаем за те или иные цены. Что за товар мы продаем? Какая цена является экономически обоснованным тарифом? Без правил, без регламентации качества и параметров надежности говорить об экономически обоснованном тарифе не целесообразно, и экономически вредно. Сегодня за экономически обоснованные выдаются тарифы, которые являются экстраполяцией сложившейся динамики тарифов по факту позавчерашнего, прошлогоднего и других периодов, когда мы совершенно не занимались заменой основных фондов, когда аварийность возрастала. О какой обоснованности тарифов в этом случае можно говорить? По нашим оценкам, если говорить о стандарте предельных платежей (суммарных по всем услугам в расчете на один квадратный метр площади), то мы должны говорить об 1 евро на 1 м2площади. Отсюда и затраты на теплоснабжение, составляющие от 45 до 50%. Говорить о снижении тарифов - это политический демагогический самообман.

Мы должны говорить о действительно обоснованной тарифной политике и заниматься реструктуризацией задолженности, потому что в этой задолженности имеет место, как правило, двух- или трехкратный счет дебиторских долгов, когда считаются подряд долги водоснабжающих, теплоснабжающих предприятий, взаимно жилищникам и т.д. Очистившись от этих долгов, мы уменьшим задолженность примерно на 30%. Кроме этого в себестоимости, к сожалению, в отличие от западной технологии расчетов тарифов не предусмотрено списание безнадежных долгов. Это не долги малообеспеченных слоев населения (малообеспеченные бабушки-пенсионерки, получив пенсию, тут же идут платить за коммунальные услуги), а из-за этой безалаберности высокообеспеченных людей, которые платят раз в 3-4 месяца за квартиру и услуги, и тех, кто задолженность хронически не платит. Надо разрешить списывать коммунальным предприятиям эти долги в себестоимость, не относя их на налогооблагаемую прибыль. Фискальные органы, давя на процедуру списания этих безнадежных долгов, загоняют проблему в тупик. Надо предусмотреть возможность не облагать налогом на прибыль все затраты по реабилитации основных фондов, по их замене. Мы же не будем менять фонды 25-летней давности, а должны применять современные технические решения, не облагая налогом при этом наши предприятия. Это тоже одна из статей, которую надо прописать в законе «О теплоснабжении».

Закон о МУПах и ГУПах предполагает оставление муниципальных предприятий в режиме казенных, но это уже не предприятия, а живущие по смете структуры, которые не являются перспективными, не решают ни одну проблему хозяйственной деятельности в эффективном режиме. Поэтому для коммунальных предприятий это не выход, значит - остается акционирование.

Надо создать условия, когда привлекаться к хозяйствованию будет рачительный управляющий. Управляющая компания - это выход, который нашли большинство стран мира, т.е. разделение функций собственника и функций хозяйствующего субъекта (сочетание регулирующей роли города, поскольку рынок монополизирован, и хозяйствующей роли управляющей компании). Ни в коем случае нельзя ставить вопрос об акционировании инженерной инфраструктуры -инженерная инфраструктура остается в собственности муниципалитета, не входит в уставный капитал создаваемого акционерного общества, а берется им в аренду с правом внесения улучшений. Это институт, который у нас в стране легитимен, единственный институт имущественных отношений, который позволяет решать практически все содержательные проблемы по поддержанию основных фондов в нормальном состоянии. Аренда с правом внесения улучшения означает, что арендная плата в размере, превышающем амортизацию, плюс ремонтный фонд, направляется на внесение изменений на замену изношенных фондов, на их модернизацию, относясь к категории ремонта.

Фонды второй группы - это обслуживающие базы мастерские, машины, гаражи и т.д. Вот они-то и составляют уставный капитал акционируемого предприятия теплоснабжения, и могут быть полностью муниципальными, или на время окупаемости проекта (5-8 лет, не меньше) передаваться управляющей компании в режиме, как номинального держателя акций, так и в режиме акционера на время реализации проекта.

Фонды третьей группы - вот, где возможно вести речь о приватизации. Это вспомогательные объекты, например: эмалирование, покрытие труб теплоизоляцией, прочистка труб, телемеханизации и т.д., - что может быть отдельно оценено, и отдельно определять свой объем работ.

Таким образом, существуют следующие варианты акционирования.

1.   Акционирование муниципальных унитарных предприятий, путем преобразования в открытое акционерное общество, когда орган местного самоуправления в начальном этапе остается единственным акционером и собственником инфраструктуры, а затем по мере реализации инвестиционных проектов привлекает управляющие компании. Самый неэффективный, но, к сожалению, наиболее широко практикующийся путь, когда создается ЗАО из коллектива предприятий, и этот коллектив берет в аренду основные фонды или (что еще хуже) основные фонды попадают в уставный капитал этого ЗАО, что является самым не допустимым методом. Поскольку, когда мало оплачиваемый сотрудник (уборщица или вахтер) получает акции, то стремится не повысить эффективность теплоснабжающего предприятия, а наиболее выгодно продать свои акции, часто криминальной структуре. Таким образом, мы категорически не рекомендуем акционирование через участие коллектива в процессе приватизации объектов коммунального хозяйства, в том числе теплоснабжения.

2.   Появление управляющей компании на тех или иных началах. Уставный капитал также формируется через фонды второй группы, главное на этой стадии - грамотно оценить эту стоимость, поскольку в противном случае устаревшие основные фонды, оцененные по сегодняшней социалистической системе в копеечном эквиваленте, по сравнению с требуемыми инвестициями, когда речь идет о десятках миллионов долларов, долю города сведут к ничтожно малой. Поэтому обязательным этапом подготовки к акционированию должна являться переоценка основных фондов с доведением ее до реальной рыночной стоимости, с тем, чтобы в уставном капитале уравновесить долю города и долю инвестора.

Нефтяники, газовики, финансово промышленные группы сейчас уже реально создали около 10 мощных управляющих компаний. Наряду с этим создаются управляющие компании в целом ряде регионов, в масштабе двух-трех районов, охватывая коммунальные предприятия. Этот процесс активно идет. Западные компании тоже проявляют определенный интерес.

Мы проводили оценку инвестиционного потенциала предприятий водо- и теплоснабжения России и пришли к достаточно удивительному выводу, что он достаточно велик. У нас есть методика оценки и прогноза доходов населения с учетом целого ряда косвенных и достаточно объективных признаков, и мы можем с убедительностью сказать, что реальная платежеспособность города в целом (включая его бюджетный потенциал) такова, что инвестиционный потенциал коммунального предприятия водо- или теплоснабжения в городе со 100 тыс. населением составляет 10 млн долл. при двухлетнем моратории и 8-летнем сроке возврата под 15 % годовых. Этого вполне достаточно, чтобы решить все текущие проблемы реабилитации основных фондов, причем в залповом режиме, в течение 1,5-2 лет с последующим возвратом этих инвестиций в течение 5-8 лет.

От простого договора на предоставление коммунальных услуг мы должны перейти к достаточно эшелонированной, мощной системе из 16 видов договоров, главным из которых является муниципальный заказ. Говоря о регулировании монополизированного рынка коммунальных услуг, мы не можем не сказать о том, что властная функция здесь должна присутствовать. Властная функция, реализующая ту основополагающую регулирующую роль, которая монополизированный рынок делает управляемым. Поэтому муниципальный заказ выполняет функцию властного регулирующего начала, когда невозможность конкуренции на рынке теплоснабжения переходит в конкуренцию за рынок теплоснабжения. При заключении договора, при борьбе за муниципальный заказ возникает та самая конкуренция, что и происходит сегодня между всеми управляющими компаниями, между всеми коммунальными предприятиями во всех странах мира.

Мы изучили опыт 110 стран: где наиболее эффективно эта схема работает, там наиболее высокое качество обслуживания и низкая динамика роста тарифов.

Практика показывает, что ухудшается система обеспечения финансовыми ресурсами при выполнении теплоснабжающим или водоснабжающим предприятием непосредственно функций выбивания денег у должников. Это уже аксиома, которая подтверждается и письмами Госстроя, и решениями в целом ряде регионов, везде создаются единые расчетные кассовые центры, что повышает собираемость платежей на 20% по сравнению с абонентскими службами. Эти действия приводят к тому, что сегодня в передовых регионах России собираемость на уровне 95-97%.

 

Бычковский И. В. , Доклады участников Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения г. Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатаются с сокращениями)

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения", № 07 (35), 2003, www.ntsn.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: