Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Доклад участника Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения

г. Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатается с сокращениями)

 

Ю.А. Башмаков, исполнительный директор, ЦЭНЭФ

 

Сегодня две реформы: электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства - уперлись в неразрешенность проблемы реформирования рынка тепла. Ни одна из этих реформ не может увенчаться успехом, если мы не решим проблему реформирования рынка теплоснабжения.

Сегодня все потребители России за тепловую энергию платят примерно 20 млрд долл. -все эти деньги заработаны внутри России. Но и расходы очень большие и, отчасти, именно эти высокие расходы не позволяют решить многие проблемы, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве. Если мы не сможем контролировать рост или снижать эти расходы, то проблему реформирования жилищно-коммунального хозяйства мы не сможем решить.

К торможению роста тарифов, снижению затрат сегодня не мотивирован никто. Единственный, кто хотел бы снизить тарифы, - это конечный потребитель, это население, бюджетная сфера, коммерческие организации. Но многие из этих потребителей являются только потребителями, они не являются даже покупателями на этом рынке. Особенно, если мы говорим о населении, то оно лишено элементарных рыночных прав: не могут торговаться, не могут определить качество и количество поставляемого товара. Фактически населению сегодня не продается тепло, оно ему отпускается.

Когда мы говорим о системах теплоснабжения, мы сталкиваемся с кучей экономических парадоксов. Например: «Повысьте тарифы, и более высокие тарифы будут мотивировать потребителей к тому, чтобы они более эффективно расходовали тот или иной ресурс». Но сегодня в теплоснабжении система такая, чем выше тариф - тем ниже эффективность, и чем ниже эффективность - тем выше тариф. Не тариф определяет эффективность, а низкая эффективность определяет высокий тариф.

Рынок тепла - условный, потому что он без весов, тепло отпускается на глазок (за редким исключением 10-15% потребителей, которые оснащены приборами учета). Все приобретают некоторый товар, не зная, сколько и какого качества товар им поставили.

Сегодня у нас очень плохое понимание того, как затраты на теплоснабжение распределяются по всей стране: затраты на производство, на транспорт и распределение, и конечные затраты на внутридомовое обслуживание. В Норильске затраты на приобретение тепла от «Норильскэнерго» составляют примерно 200 руб./Гкал, если посчитать все коммулятивные затраты до радиатора получится 500 руб./Гкал, т.е. они по пути умножаются в 2,5 раза. Где? В каком элементе этой системы мы должны вкладывать средства с тем, чтобы снизить издержки? Пока мы не начнем четко и правильно определять затраты на каждом из этих этапов, мы так и не сможем понять, куда надо в первую очередь вкладывать деньги.

Есть стандарты, есть городские нормативы потребления различного рода ресурсов для населения и стандарты потерь в тепловых сетях, стандарты производства и эффективности работы котельных. Если бы мы все эти стандарты взяли и по всей системе рассчитали, то у нас получилось бы, что заданная система имеет какой-то уровень эффективности - это некоторая база. Сегодняшняя система имеет совсем другой уровень эффективности, как правило, более низкий. Как нам заставить эту систему стать более эффективной? Нужно дотировать не разницу в тарифах, а разницу в эффективности и дотировать не навсегда, а на очень ограниченный промежуток времени, давая возможность системе теплоснабжения снизить эти затраты и при этом часть экономии, которую они получили, оставить обязательно у себя, т.е. мы должны их мотивировать.

Сегодня у нас одним из главных движущих экономических мотивов принятия решения в системах теплоснабжения является «откат», а должна быть «экономия».

Если посмотреть, с какой экономической эффективностью расходуются огромные средства на модернизацию котельных и тепловых сетей, то возникает вопрос: куда в первую очередь надо вкладывать ограниченные капитальные ресурсы (бюджетные, собственные или заемные средства), чтобы наиболее эффективным образом распределить между элементами системами теплоснабжения? В модернизацию котельной, водоподготовки, магистральных тепловых сетей, распределительных тепловых сетей, внутридомовых тепловых сетей? Есть ли у нас методика экономического обоснования при прокладке сетей? Нет такой методики, поэтому мы сегодня сети перекладываем по принципу их физического износа, где рвется, там и перекладываем, а не по принципу расчета наибольшего экономического эффекта, от перекладки этих сетей.

Нужно иметь энергетический баланс муниципального образования. Какое муниципальное образование имеет такую простую вещь как баланс тепловой энергии?

Необходимо уточнение тепловых нагрузок. Сегодня, практически, везде оперируют тепловыми нагрузками, которые берутся из старых схем теплоснабжения. Многие промышленные площадки, которые там были запланированы, этих нагрузок уже давно не имеют, и если речь идет о «нехватке мощностей», то при рассмотрении и выделении тепловых нагрузок, оказывается, что избыток мощностей 20-30%.

Нет практики анализа и нормирования удельных расходов и показателей энергоэффективности по всей системе теплоснабжения, поэтому очень трудно понять, в каком состоянии она находится.

Конкуренция уже сегодня работает на этом рынке, хотя в очень ограниченной сфере. Она уже есть за право эксплуатации систем теплоснабжения, есть конкуренция между централизованными производителями тепла, которые работают на одну сеть. Очень явная конкуренция между централизованными и автономными системами теплоснабжения, между поставщиками тепловой энергии и других видов энергоносителей. Например, в Магаданской области многие поселки переведены на электроотопление, т.к. Колымская ГЭС дает дешевую электроэнергию, а завоз угля и мазута обходится очень дорого.

Ясно, что реформировать рынок нужно, и что реформировать по одной модели его не возможно, нужно иметь целый набор типовых моделей реформирования рынка для разных городов. Города различаются структурой собственности на элементы систем теплоснабжения, масштабами и конфигурацией этих систем, плотностью тепловых нагрузок и схемами разделения бизнеса по теплоснабжению (по линии производства, транспорта, распределения, обслуживания потребителей), схемами сбора платежей и разными сложившимися отношениями на рынке тепловой энергии.

У нас не хватает кадров, способных эффективно эксплуатировать системы и реализовывать программы реформирования систем теплоснабжения, особенно на периферии, в удаленных районах, таких как Магаданская область, Сахалинская область - там катастрофическая нехватка кадров.

Система тарифообразования благодаря последним нормативно-правовым актам приняла совершенно странную форму. Если буквально читать наши законы, то сегодня тарифы на передачу тепловой энергии должны формироваться в ФЭК. На производство тепла тарифы могут регулироваться и РЭК и ФЭК, в зависимости оттого, какой источник, а вот на транспорт тепловой энергии (причем не определено не в одном законе, что это такое) тариф должен регулировать ФЭК. В любой деревне, где есть система централизованного теплоснабжения, если там разделены тарифы (а мы теперь должны и там разделять тарифы на производство и транспортную составляющую), то транспортную составляющую должен теперь регулировать ФЭК - вот так мы пишем наши законы.

И, наконец, подходы к продаже реформы населению. Мы часто очень технократически относимся к тому, как население воспринимает все наши нововведения. Мы думаем, что население по первому указанию движется по тому направлению, в котором мы хотим, чтобы оно двигалось. Когда мы работаем с населением и с потребителем, то мы имеем сотни потребителей, которые мотивированы по-разному, думают по-разному и действуют по-разному. Мы очень часто не можем предсказать и предугадать их возможных реакций.

Башмаков Ю.А. , Доклады участников Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения г. Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатаются с сокращениями)

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения", № 07 (35), 2003, www.ntsn.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: