Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Доклад участника Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения

г. Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатается с сокращениями)

 

Г. А. Парсиян, начальник главного управления теплоэнергетики, Молдова

 

Я хотела бы рассказать о нашем опыте в области теплоснабжения. Молдова хоть и южная страна, но проблемы с теплоснабжением у нас стояли и стоят гораздо острее.

Пережив жуткий кризис в теплоснабжении, мы поняли, в какую сторону надо идти. Мы разработали концепцию развития теплоснабжения в республике Молдова. У нас уже подписан всеми министрами закон «О тепловой энергии». В ближайшее время он будет рассмотрен Парламентом. У нас разработаны программы развития теплоснабжения для 36 самых крупных городов Молдовы.

Началось все с того, что бывшую систему «Термокомэнерго» передали в управление местных органов власти и в собственность муниципалитетов, и с этого начался полный развал, т.е. практически централизованное теплоснабжение сохранилось только в городах Кишинев и Бельцы, там, где были ТЭЦ. Во всех остальных городах системы централизованного теплоснабжения, в обычном понимании этого слова, были разрушены полностью. Это было связано с износом оборудования, старыми сетями, да еще мэры городов никогда этим не занимались, и у них не было достаточно персонала, средств, умения и знаний в этой области для того, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. Это привело к безудержному росту тарифов. В какой-то момент тариф стал таким, что население перестало платить, и предприятия «умерли». У нас во многих городах сейчас многоэтажные дома, где из каждого окна торчит труба - жуткое зрелище, а там, где нет газа, - печки в кухнях в девятиэтажных домах.

Мы начали с того, что решили изучить опыт стран, которые нас окружают. Мы ездили в Польшу и в Литву, нам знаком опыт Германии.

Мы решили для себя, что единственный шанс спасти нашу теплоэнергетику, это использование когенерационных устройств, потому что любое

другое тепло, произведенное на любой другой котельной, будет слишком дорогим и не сможет оплачиваться населением. Для этого в нашем законе предусмотрен ряд мер, которые поощряют когенерацию, в частности: распределительные сети, прежде всего, обязаны покупать электрическую энергию, производимую мини-ТЭЦ. Кроме этого предусматривается определенный бонус.

Именно в силу того, что тепло очень дорогое, у нас 80 % домов оборудованы счетчиками тепловой энергии на вводах в здания.

Всем понятно, что теплоснабжение в социальном плане - это и большая бомба, и предмет спекуляции. Для того, чтобы избежать этого, у нас есть национальное агентство по регулированию в энергетике, которое является независимым органом. Это национальное агентство создало методологию расчета тарифов. Предприятия, которые занимаются производством и поставкой тепловой энергии, рассчитывают согласно этой методологии некую сумму - то, что должно быть тарифом. По нашему закону о местной публичной власти тариф утверждается местными органами власти, как и в России. Если рассчитанную по методологии цену не утверждают в качестве тарифа местные органы власти, потому что это часто бывает не популярно, в таком случае местный орган власти должен указать источник покрытия, за чей счет и каким образом будет покрыт этот дефицит. По-другому быть не может, потому что нужно понимать, что тепло -это товар. Иначе наши теплоснабжающие предприятия будут находиться в упадке, и все больше будет усугубляться кризис, в которым мы находимся.

Нужно ли объединять источники с сетями и ТЭЦ с тепловыми сетями? У нас существуют оба подхода. В Кишиневе существуют отдельно городское предприятие «Термоком» (которое включает в себя четыре крупные котельные и еще 15 мелких котельных, которые находятся вокруг города, и все тепловые сети) и две ТЭЦ со 100 % государственной собственностью. В г. Бельцы ситуация совершенно другая, там сети взяты в аренду у муниципалитета и ими управляет ТЭЦ. Проблемы есть там и там, но тем не менее процент сбора средств от населения в Бельцах гораздо выше, чем в Кишиневе, несмотря на то, что тариф выше, а зарплаты и уровень жизни примерно одинаковый.

У нас такой подход: мы занимаемся поставкой тепловой энергии, мы не поставляем услугу. Например, мы довели до стены здания наш теплоноситель, а через два дня приходит к нам потребитель, который живет на 8 этаже этого здания и говорит, что в квартире холодно. Отопление - это комплексная мера, кроме того, что нужно поставить теплоноситель соответствующего количества и качества, необходимо, чтобы были выполнены

определенные требования по защите строительных конструкций, чтобы не было дырок в окнах, подъезды были застеклены и двери нормально работали. Мы не можем отвечать за состояние крыши или подвала. Именно поэтому одна из основных наших задач - всех убедить, что в каждом жилом доме должен быть хозяин. Не может поставщик воды крутить свои гайки, а поставщик тепла -свои. Все поставщики должны доходить до стены здания, дальше должна быть ассоциация владельцев квартир или ассоциация совладельцев в кондоминиуме, именно они принимают решения и должны знать, что у них сегодня болит: нужно стояк менять, который является общей собственностью, или крышу латать. Мы пытаемся сейчас это продвигать, хотя наше законодательство даже обязывает создавать жилищные ассоциации -кондоминиумы.

Парсиян Г.А., Доклады участников Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения г. Москва, Министерство энергетики РФ, 22-23 мая, 2003 г. (печатаются с сокращениями)

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения", № 07 (35), 2003, www.ntsn.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: