Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

«Повышение безопасности и надежности энергоснабжения потребителей»

Круглый стол: «Реформа коммунальной энергетики: состояние, динамика и перспективы»

Пятый Всероссийский энергетический форум “ТЭК России в XXI веке”

Поливанов Василий Иванович, Начальник Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора

Поливанов. Уважаемые участники сегодняшнего нашего круглого стола эта тема настолько злободневная сейчас. Именно одно из направлений круглого стола – это вот реформирование РАО ЕС России и будущая структура управления этой отраслью, она, конечно же, сегодня животрепещущая. Надо сказать Ростехнадзор вышел с инициативой буквально три недели назад провести на уровне руководителей РАО «ЕЭС России», руководителей службы, встречу по обсуждению этих вопросов, и в апреле месяце Анатолий Борисович дал поручение сформировать рабочую группу со стороны РАО ЕЭС для подготовки этой встречи. Конечно же, мы рассчитываем на то, что при совместной работе, мы вместе с Минпромэнерго, с агентством по энергетике, во взаимодействии с органами Совета Федерации сумеем наладить нормальную, живую работу по обсуждению животрепещущего вопроса.

Я, позвольте, коротко скажу все-таки о Службе и об Управлении энергетического надзора, которая, в общем-то, в результате административной реформы в 2004 году создалась и на сегодняшний день существует как федеральный орган исполнительной государственной власти. Федеральная служба, кем она является, ее структура, Константин Борисович Пуликовский в своем докладе на пленарном заседании 3 апреля доложил в Кремлевском дворце. Но я коротко скажу, что в ходе реформирования Службы в целом, на базе реформирования по электроэнергетике в июле прошлого года создано Управление государственного энергетического надзора.

Четыре основных направления деятельности Управления энергетического надзора: одно направление - это надзор за электрическими тепловыми станциями и тепловыми установками, второе направление – это надзор за электрическими сетями и установками потребителей, третье направление – это надзор за гидротехническими сооружениями, четвертое направление – это котлонадзор. Это все сейчас под Управлением государственного энергетического надзора. Численный состав персонала по всей России – это порядка 3,5 тысяч инспекторского состава на сегодняшний день. Небольшую статистику приведу: в 2006 году инспекторским составом было введено в работу свыше 206,1 тысяч новых и реконструированных энергоустановок. Показатель роста к 2005 году – 12%. Это говорит о том, что какими, в общем-то, быстрыми темпами идет развитие и ввод мощностей по направлению потребителей в электроэнергетике.

Одиннадцать аварий зафиксировано в 2006 году, 6 из них на объектах котлонадзора, 3 на объектах электроэнергетики и 2 на объектах гидротехнического сооружения. Если коротко делать анализ объектов котлонадзора основной фактор, который привел к этой аварийности, в том числе и со смертельным исходом, - это недостатки эксплуатации. Три аварии против 1 в прошлом году, в прошлом я имею в виду 2005 году, очень звучная, это системная авария на подстанции Чагино. Три аварии на электрических станциях РАО «ЕЭС России». Коротко скажу, 25 марта на Барнаульской ТЭС «Алтайэнерго» произошло обрушение галереи конвейеров, комиссией, проводящей расследование причин аварий, было установлено, что основной причиной конструкций строений главного корпуса явилась потеря несущей способности кирпичной кладки. С момента пуска ТЭС проработала 52 года. 16 августа 2006 года на Братской ГЭС «Якутскэнерго» произошло короткое замыкание и обгорание обмотки стартера 250 мегаватт. Комиссией, проводившей расследование, тоже было установлено, что разрушение произошло в результате усталости металла. Генератор до повреждения отработал 45 лет. 20 декабря на Рехтинской ГЭС «ОГК-5» действием защиты отключился блок мощностью 500 мегаватт со сгоранием генератора и последующим обрушением кровли машзала. Комиссией проводившей расследование установлено, что причиной аварии явились коррозионные разрушения бандажного кольца ротора генератора. Генератор отработал 26 лет.

Сегодня можно сделать однозначный вывод, что в 2006 году аварийность в электроэнергетике понесло оборудование и сооружения с очень большим сроком эксплуатации. В этих условиях крайне необходимо уделять внимание полноте и качеству выполняемых экспертиз и заключению по оборудованию, находящемуся в работе за пределами установленных изготовителем сроков эксплуатации. Такое оборудование еще будет длительное время работать.

На гидротехнических сооружениях произошло 2 аварии на Нижнекузбасской ГЭС в результате прорыва дамбы, и 26 августа в Амурской области произошла авария на объекте по энергетике, на объекте промышленности на золотодобывающем участке. И в том, и в другом случае зафиксированы самые основные причины – это недостатки эксплуатации, а во втором случае еще и недостатки проекта. Большинство гидротехнических сооружений сегодня в стране отработали полвека и больше. В этих условиях федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» установлена, обязательность собственника гидротехнических сооружений страховать риск гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения на время строительства и эксплуатации. Этому направлению «Ростехнадзор» тоже будет уделять достаточно внимания, и во втором чтении в первом полугодии должно быть принято дополнение в закон «О безопасности гидротехнических сооружений» как раз в части страхования. В общем-то, на более высокий уровень подвели законодательную базу по этому вопросу.

Завершая разговор об аварийности, отмечу, что нельзя не отметить тот факт, что и на объектах атомной энергетики на сегодняшний день по неполным данным зафиксировано было 16 инцидентов на электротехническом оборудовании, которые не привели к изменению организационной безопасности. В принципе, это тревожный сигнал и звонок по организации системы эксплуатации на этих объектах, причем особую тревогу вызывает тот факт, что 4 из 16 случаев это результат ошибок персонала.

По персоналу, вообще, отдельный разговор. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что на всех уровнях невыполнения работ в энергетическом комплексе, начиная от проектирования и кончая организацией эксплуатации, и проходя через стадии пуско-наладки, монтажных работ, персонал на сегодняшний день не готов к решению тех больших задач, которые сегодня ставит наша энергетическая стратегия в России.

Относительно теплая зима прошедшего зимнего периода показала, насколько сети не готовы к серьезным морозам. Как обычно основные проблемы, кроме инцидента на сочинском узле, возникли из-за недостатка и неудовлетворительной работы теплоэнергетического оборудования. Массовое отключение большого количества потребителей тепла связаны с невозможностью организовать его подачу от взаиморезервированных источников. В этой связи персоналу территориальных управлений поставлена задача, проанализировать существующие фактические схемы энергоснабжения городов, выявить в них слабые места по бесперебойной подаче электрической тепловой энергии, особенно на социально значимые объекты, и обеспечить включение необходимых мероприятий поднадзорными организациями и их планы подготовки к следующим осенне-зимним периодам.

Одной из основных задач Службы является предупреждение снижения производственного травматизма путем государственного надзора. В целях экономия времени я не буду называть цифры, сколько и чего было сделано. В 2006 году на объектах поднадзорных управлений государственного энергетического надзора произошло 218 несчастных случаев, при которых погибло 237 человек. Конечно, динамика снижения травматизма имеется в сравнении с 2004 годом, но в целом цифры еще остаются абсолютно неприемлемыми. И в целях более глубокого анализа причин и обстоятельств проявления травматизма Службой было принято решение об обязательной более глубокой проверке знаний организации работы по профилактике, травматизму, работе с персоналом. И в ходе выполнения руководствами Службы предприятия, на котором произошел несчастный случай со смертельным исходом, намеченным по актам расследования. Кроме того, руководство предприятия, которое допустило несчастный случай, будет подтверждать свой уровень знаний в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора, которая создана, положение утверждено, зарегистрировано в Минюсте и в полную силу вступит в работу с 1 июля 2007 года.

Без сомнения серьезным помощником надзора является нормально организованный производственный и ведомственный контроль. Практика показывает, что производственный и ведомственный контроль ни в коем случае не заменят государственного надзора ни по принципиальности подхода, ни по уровню требовательности, это вполне понятно и объяснимо, но взаимодействие этих контрольных органов и надзорных всегда дает свой положительный результат. Задача управления организовать работу в соответствии с требованиями Службы этих ведомственных инспекций.

Следует отметить, что для реализации сегодня комплексных мер, связанных с вводом энергомощностей крайне важным сегодня является обеспечение своевременной выдачи необходимых лицензий, заключений, разрешений на вводимые реконструируемые объекты. Плодотворная работа по реализации этих задач возможна только при тесном взаимодействии территориальных органов Службы с органами исполнительной власти на местах. При проведении комплекса работ по допуску объектов работы с участием самого широкого круга специализированных организаций, прошедших оценку соответствия с теми, которые в Ростехнадзоре имеются и на сегодняшний день, поставлена задача эту систему, единую систему соответствия аккредитовать в Европейской ассоциации. Предварительная работа уже в прошлом году была проведена, сейчас устраняются замечания, в конце года мы ожидаем, что будет организована повторная работа Европейской ассоциации, и мы получим сертификат Европейского соответствия этой системе.

Инициативное сообщение Службы по направлению деятельности в вопросах энергосбережения и предлагаемый порядок взаимодействия находят поддержку и в Совете Федерации, и в Комитете по энергетике, транспорту и связи, и в Комиссии по естественным монополиям, в Департаменте ТЭК Минпромэнерго, в Департаментах жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития.

В докладе я постарался озвучить основные задачи, наиболее приоритетные направления деятельности Службы. Безусловно, совместная слаженная работа позволит успешно решить нашу совместную задачу реализации государственного плана энергетической стратегии России, Ростехнадзору - основную задачу надзора: обеспечение повышения безопасности работы предприятий, снижение травматизма и аварийности на них, а руководителям предприятий – их основную задачу: реализацию инвестиционных программ развития производства. Спасибо.

Поливанов В.И., "Повышение безопасности и надежности энергоснабжения потребителей"

Источник: Пятый Всероссийский энергетический форум “ТЭК России в XXI веке”, www.iprr.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: