РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

На правах рекламы

Пора готовиться к «точке перегиба»

И.А. Новиков, генеральный директор торгового дома «Теплоком»

Быстрое развитие сферы производства и услуг по учету теплопотребления дает основания для определенных выводов и прогнозов. В ходе исполнения 261-го федерального закона «Об энергосбережении» бюджетная сфера насыщена приборами учета тепла уже примерно на 70%, сфера ЖКХ — на 33-35%. Остаточные потребности «бюджетников» оцениваются в 1,9 миллиардов рублей при прогнозном спросе текущего года 1,3 миллиарда. Остаточные потребности сферы ЖКХ можно оценить в сумме 27,5 миллиардов, из них спрос 2012 года — 4,5 миллиарда рублей.

Потребности застройщиков в приборах учета тепла составляют порядка 1,3 миллиарда рублей. В сферы генерации и распределения тепловой энергии потребность в приборах учета и регулирования составит в 2012 году также порядка 1,3 миллиарда.

Все это дает основания полагать, что быстрый рост спроса на приборы учета тепла будет продолжаться еще 3-5 лет, не более. Затем последует спад, который будет несколько смягчен только спросом на замену устаревшего или не прошедшего поверочные испытания оборудования. Точка перегиба уже близка, и к ней надо готовиться заранее. В этой связи уже сейчас самое пристальное внимание, на наш взгляд, должно быть уделено развитию сервисных центров.

Сервис: обратная связь

За последние годы «Теплоком» реализовал порядка 350 тысяч ПРЭМ и 125 тысяч ВКТ. Примерно на трети зданий и сооружений в РФ стоят узлы учета «Теплокома», обеспечением их гарантийного и послегарантийного обслуживания занимаются 98 сервисных центров на территории всей Российской Федерации. В идеале сеть сервисных центров должна быть расширена как минимум до двух на каждый регион — считаем, что это количество центров позволит наладить оптимальное взаимодействие с потребителями наших приборов и услуг.

Именно поэтому нам крайне важна обратная связь с сервисными центрами, анализ их возможностей, предложений с мест, взаимное сотрудничество по формированию общей стратегии развития. Удобной формой такого рода взаимодействия стали семинары для руководителей и ведущих специалистов сервисных центров, которые проводятся в холдинге регулярно.

На последнем таком семинаре руководители сервисных центров оценивали уровень всех видов продукции и услуг холдинга по пятибалльной шкале. Баллы по отдельным видам продукции и услуг показали лидирующее положение холдинга. Особенно высоких оценок заслужил ВКТ-7 — за надежность, удобство в эксплуатации, качественный интерфейс, высокую совместимость с приборами других производителей. Средний балл тоже получился лестным — 4,6. Это показывает высокий уровень удовлетворенности клиентов предлагаемыми холдингом продуктами.

Однако довольствоваться этим было бы глупо: цель «Теплокома» - достичь лидирующих позиций по всем направлениям. И в этом плане сотрудничество с сервисными центрами особенно полезно, так как позволяет выявить зоны, требующие улучшения.

В свою очередь, сервисные центры также крайне заинтересованы в совместном сотрудничестве, так как не всегда могут самостоятельно справиться с проблемами, возникающими в ходе развития. Особенно с теми, которые лежат в стороне от чисто технических вопросов.

Сервис: путь к бизнесу

Судя по опыту большинства сервисных центров, пока сервисные услуги еще не стали самостоятельным видом бизнеса и служат скорее «приложением» к деятельности дилеров. Уже в ближайшем будущем эта ситуация должна измениться, и в сервисных центрах это постепенно начинают понимать. Именно поэтому стараются развивать не только свои технологические возможности. Правда, по части маркетинга и бизнес-услуг в регионах пока особого продвижения вперед не наблюдается.

Востребованность сервис-центров характеризуется оптимальным сочетанием ряда факторов: доступности их услуг, скорости и качества исполнения заказов, уровня цен, наличия полномочий по самостоятельному принятию решений на месте и на максимально возможное количество видов работ... Правда, в российских условиях к этому добавляется менталитет заказчиков: услуги они получать хотят, а платить за них расположены пока не очень. Тем не менее уже сейчас ясно, что качественный сервис становится одним из основных факторов привлечения покупателей и одновременно конкурентным преимуществом.

Самостоятельно и в комплексе развивать все необходимые направления сервисные центры не в состоянии. Так, только совместно с производителями приборов учета тепла сервисные центры могут создать оптимальный для каждого отдельно взятого региона обменный фонд, обеспечить потребности в проливных установках. Для стартапа подойдут, скажем, модульные проливные устройства, изготавливаемые недавно вошедшим в состав холдинга «Теплоком» НПО «Промприбор» (Калуга) или стационарные установки небольшой мощности. Центрам, уже имеющим серьезный опыт работы, нужны установки большей мощности, достаточные для удовлетворения спроса во всей сфере обслуживания. Конфигурацию проливных установок любой мощности в «Теплокоме» помогут проработать индивидуально, при этом совместно просчитываются и схемы финансирования.

Следующий шаг в развитии региональных центров — развитие диспетчеризации и энергосервисные контракты, позволяющие получать прибыль из экономии от энергосберегающих мероприятий. Правда, пока к этому этапу подошли лишь единичные регионы, но вряд ли можно сомневаться, что в итоге большинство сервисных структур будут способны к освоению и этого нового для них сегмента рынка. Во всяком случае, «Теплоком» включает подобные возможности в совместные программы развития дилеров и дилерской сети.

Больное место

Плотные контакты и обмен мнениями с представителями сервисных центров позволил выявить проблемы, с которыми самостоятельно в регионах справиться не в силах. Главные из них, судя по данным наших опросов, связаны с поверкой приборов учета тепла и взаимодействием в этой сфере с ЦСМ. Цены на поверку в региональных ЦСМ зачастую делают ремонт приборов учета экономически невыгодным. Сам ремонт может быть копеечным, но поверка обходится в 50% и выше стоимости нового прибора. При этом затраты на поверку во всех регионах примерно одинаковые, но цены Калининграда и Сахалина отличаются друг от друга в 3-4 раза. По мнению руководителей сервисных центров, это означает, что ничего общего с себестоимостью цены на поверку не имеют.

В этой связи на семинарах постоянно звучат просьбы выступить с законодательной инициативой, которая позволит облегчить процедуру поверки и преодолеть монополизм ЦСМ. Многие наши партнеры уверены, что все равно ничего не получится — и ссылаются при этом на постановление правительства, устанавливающее Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии (Постановление правительства РФ № 250 от 20 апреля 2010 г.).

Однако на поверку узлов учета тепла ограничения, накладываемые данным перечнем, не распространяются. И, скорее всего, в правительстве крепко подумают, прежде чем включать их в этот документ: мощностей региональных ЦСМ не хватит на удовлетворение массового спроса по окончании межповерочного периода. Следовательно, при желании и необходимости сервисные центры вправе добиваться аккредитации, позволяющей проводить поверку самостоятельно. Торговый дом «Теплоком» готов помогать центрам в техническом обеспечении такой возможности.

Там же, где это экономически нецелесообразно, есть смысл наладить рабочее сотрудничество с центрами стандартизации и метрологии и вести поверку на оборудовании сервисных центров в присутствии или по согласованию с государственными метрологическими службами.

Вторая проблема региональных сервисных центров связана с подготовкой квалифицированных кадров как для них самих, так и для организаций- клиентов. Большинство сервисных центров пока не оказывают никаких образовательных услуг, опасаясь вырастить конкурентов. Лишь единичные руководители понимают, что этот сектор деятельности также может оказаться весьма прибыльным. В развитии данного сектора «Теплоком» также готов помочь своим партнерам — тем более, что это и в его собственных интересах.

Остается добавить, что меры по развитию сервиса как части бизнеса по производству и продвижению на рынок приборов учета тепла назрели уже давно. И от того, кто будет осуществлять их и как своевременно, зависят перспективы развития всех участников рынка энергосбережения и энергосервисных услуг.

И.А. Новиков, Пора готовиться к "точке перегиба"

Источник: "Теплоком", www.teplocom.spb.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи:

Программы Auditor