Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Власть и ЖКХ

«У нас, к сожалению, очень часто начало отопительного сезона - это что-то сродни стихийному бедствию» Д.А. Медведев, из выступления на совещании по подготовке к отопительному сезону 28 сентября 2011 г, Звенигород (Московская обл.)

Серию мероприятий, посвященных ситуации в ЖКХ, провел глава государства: одно из них - с представителями местного самоуправления - состоялось в подмосковном Звенигороде, где Президент познакомился с работой жилищно-коммунальной инфраструктуры; второе - с участием полпредов главы государства в федеральных округах; третье - заседание президиума Госсовета по проблемам ЖКХ; четвертое - совещание (в формате видеоконференции) по вопросам исполнения поручений Президента РФ в сфере ЖКХ. Ниже приводятся выдержки из стенограмм выступлений участников этих мероприятий (полные версии которых доступны на официальном сайте Президента РФ - www.kremlin.ru).

Л.О.Ставицкиий, глава городского округа Звенигород Московской области (из выступления на совещании по подготовке к отопительному сезону 28 сентября 2011 г., Звенигород): «...Вопросы, которые имеют практически все мои коллеги, связаны с диспропорциями в тарифах. Но я хочу заметить, что это не вещь в себе, это не просто вопрос, связанный с эксплуатацией, это сегодня для нас вопрос принципиальный развитие территорий.

Многострадальный генеральный план города Звенигорода - 7 лет мы его разрабатывали, 7 лет согласовывали, сотни подписей, экспертизы и так далее. Сегодня у нас есть закон развития города. Мы знаем, как он должен развиваться, какая его инвестиционная емкость, где наша перспектива. Звенигород - не дотационный город. Он - донор, перечисляет деньги в бюджеты верхних уровней, но могли бы перечислять гораздо и гораздо больше.

А вот развитие энергетического комплекса - это сегодня для нас самая большая проблема во взаимоотношениях с инвесторами. Вопрос не новый, но требующий незамедлительного решения. Почему? Потому что инвестиционные средства, которые поступают в город, в виде доли города от наших взаимоотношений с инвестором вместо развития социальных объектов мы тратим на развитие инженерной инфраструктуры. А инвестиционная составляющая, которая находится в тарифах, не позволяет нам даже в минимальном объеме обеспечить решение этих проблем.

Для нас сегодня это вопрос номер один. Основная задача - это развитие и решение всех вопросов, заключенных в 131-м законе. Муниципалитеты развиваются именно по этому закону. Все полномочия у нас есть, функции обозначены. Значит, механизмов пока не существует рациональных. Сегодня нам приходится привлекать кредитные ресурсы, но они недешевые. Я бы с удовольствием, любой из моих коллег, взял бы ресурсы кредитные под 2-3%, но таких кредитов у нас сегодня нет... Сегодня городу нужно от 3 до 3,5 миллиардов, чтобы полностью реформировать (с учетом развития) тепло- и электроэнергетическое хозяйство города и реализовать программу в объеме 40-50 млрд руб.; это инвестиционная составляющая развития наших объектов социального значения, объектов коммерческих и так далее. По расчетам, после реализации этой программы бюджет города вырос бы в несколько раз, механизм возврата средств есть.

Два варианта: все-таки сбалансировать в тарифе соотношение между стоимостью газа и электроэнергии с инвестиционной, эксплуатационной составляющей - или создать механизм получения дешевых кредитов на развитие теплоэнергетического комплекса муниципалитетов».

Д.Н. Козак, заместитель Председателя Правительства РФ (из выступления на совещании по подготовке к отопительному сезону 28 сентября 2011 г., Звенигород): «.22 августа был утвержден План действий Правительства по привлечению частных инвестиций в ЖКХ. И предполагается как раз решить все эти вопросы: и увязка тарифов на жилищно-коммунальные услуги с ценами на энергоносители, установление долгосрочных тарифов для частных инвесторов, и ответственность органов регулирования тарифов за изменения в середине периода, на который установлены долгосрочные индексы роста тарифов. На три года пока предполагается, а не на пять. Мы вышли пока на это решение. Материальная ответственность перед частными инвесторами в случае, если мы пересматриваем эти тарифы в сторону снижения. Это позволит тем же инвесторам видеть долгосрочную перспективу. Мы предполагаем до апреля будущего года все эти вопросы решить. И после того, как будут решены вот эти институциональные, системные проблемы, которые сегодня не позволяют на самом деле реально приходить любому инвестору (мы очень ненадежный партнер: ни муниципалитет, ни субъект Федерации, ни федеральный центр, который участвует в этом тарифном регулировании), - после этого предполагается с 2013 г. в этом Плане действий утвердить федеральную целевую программу модернизации ЖКХ, где предусмотреть средства на субсидирование процентной ставки по кредитам частным инвесторам, по кредитам, получаемым на модернизацию предприятий жилищнокоммунального хозяйства. Сначала решить системные проблемы...

...В прошлом году было не только прогнозное регулирование тарифов на услуги ЖКХ, но и административное - предельный рост индекса тарифа на очередной год. Я коллег хочу просто предупредить, что этот год будет немножко еще и жестче с точки зрения этого регулирования, чем прошлый. Если вы помните, предельный рост совокупного платежа устанавливался в прошлом году в размере 15% при прогнозном 13-14%. В этом году предельный рост 12%, и то только с 1 июля, поэтому нам необходимо сегодня упор делать не на увеличение тарифов, а на повышение эффективности... Мы в течение последних, по существу, 20 лет на самом деле ежегодно повышали тариф, было и до 25%. В прошлом году по отдельным муниципальным образованиям были примеры 200%, а где-то в Сибири было на 600%, все это отменяли. Но были все возможности за последние годы повысить тарифы до экономически обоснованных. Те, кто ничего не делал, понятно, сегодня находятся в трудном положении. Сегодня я считаю, что у нас есть возможность устанавливать эти ограничения.

И я хотел бы сказать (у меня тоже статистика, в том числе по Московской области) по поводу инвестиционной составляющей в тарифах. Например, город Орехово-Зуево - 19 млн руб. по отоплению, освоение - 10%... Огромное количество примеров, где взимаются платежи с граждан, в итоге они на инвестиционные цели не идут..

Объяснение: деньги используются на какие- то разные цели. Мы уже два года, к сожалению, вынуждены в этой сфере, поскольку она очень криминализована, использовать и карательную машину государства для того, чтобы понять, куда уходят эти деньги. Огромное множество сомнительных сделок.

Только за последние полгода по поручению Правительства даже в Московской области выявлено 1900 сомнительных сделок. Передано 570 материалов в правоохранительные органы. Деньги крутятся очень часто в семейном кругу, так сказать, - среди родственных компаний, руководитель соответствующих жилищно-коммунальных компаний и аффилированные с ним члены семьи. Это показывают просто банковские проводки.

Сейчас работа поставлена, она уже два года идет - конкретно адресный список всех, кто имеет большую кредиторскую задолженность. Часто кредиторская задолженность значительно ниже, чем дебиторская. А куда деньги уходят: вот составлен список по всей стране, 68 страниц построчно. Данные переданы в правоохранительные органы, и эта работа целенаправленно ведется».

Д.А. Медведев (из выступления на совещании с полномочными представителями Президента в федеральных округах по ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве в связи с началом отопительного сезона, 3 октября 2011 г.): «Для России из-за ситуации с особенностями нашего климата, к сожалению, эти вопросы всегда актуальны. Они касаются и благоустройства территорий, и состояния жилищного фонда, котельных, энергетических, тепловых, водопроводных сетей, создания запасов топлива, контроля за уровнем тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве и, конечно, услуг ЖКХ и качества этих услуг, прежде всего. Поэтому разговор на эту тему, к сожалению, всегда актуален. И первое, о чем я предлагаю поговорить, - это готовность к отопительному сезону.

Я на прошлой неделе был в Подмосковье, в Звенигороде, встречался с главами муниципальных образований Московской области (это скорее для того, чтобы почувствовать «нерв» самой проблемы), подробно обсуждал с ними эти вопросы с муниципального уровня, потому что, естественно, проблемы муниципалитетов в целом по стране где-то близкие.

Еще одна тема для обсуждения - работа управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Тема тоже весьма резонансная.

Я говорил несколько дней назад и хотел бы еще раз сказать - здесь по-прежнему большие проблемы. И в целом ряде регионов губернаторы ко мне подходили и показывали доказательства мошенничества со средствами жилищных платежей, преднамеренного банкротства управляющих компаний.

Я не так давно встречался на эту тему с Генеральным прокурором, он доложил мне, что, начиная с марта этого года возбуждено уже 250 дел по управляющим компаниям и по другим случаям, связанным с нарушениями в жилищнокоммунальной сфере. Полпреды должны тоже включиться в эти процессы и посмотреть, как обстоят дела.

К сожалению, хочется сказать о том, что ситуация меняется, но многие управляющие компании и товарищества на практике просто не представляют жильцам всей полноты информации о своей деятельности, просто не раскрывают, из чего состоит цена, как формируется тариф на жилищные услуги.

Люди жалуются, что тарифы растут, а качество услуг, естественно, остается прежним. Поэтому необходимо сделать так, чтобы механизм государственного жилищного надзора начал реально работать, причем, естественно, начал работать в интересах обычных граждан.

У нас Федеральным законом от 18 июля 2011 г введено понятие государственного жилищного надзора (напоминаю присутствующим), который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Федерации, а предметом проверки является соблюдение и органами государственной власти, и теми же самыми управляющими компаниями, вообще любыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, которые касаются самых разных вопросов жилищного хозяйства, включая управление многоквартирными домами.

Еще одна тема, тоже весьма сложная, которая, конечно, не решается за несколько месяцев, - это вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности. На сегодняшний день в субъектах Федерации утверждены соответствующие региональные и муниципальные программы. Их реализация позволит сократить затраты граждан на услуги ЖКХ. Но эти программы должны исполняться. И конечно, нужно активизировать ту работу, которая уже ведется по установке приборов учета воды, тепловой энергии, электроэнергии.

Разумеется, нужно добиваться и того, чтобы граждане платили и соответственно получали начисления платежей строго по нормативам реального потребления, а не в отрыве от него».

Д.А. Медведев, Президент РФ (вступительное слово на заседании президиума Госсовета по проблемам ЖКХ, 4 октября 2011 г., Нарьян- Мар): «...Не секрет, что износ фондов - это, с одной стороны, наследство, которое нам досталось еще с советских времен, это правда. Но, с другой стороны, это и во многом следствие той самой политики в ряде регионов - просто популистской тарифной политики, когда в течение длительного периода не планировались средства на модернизацию ЖКХ.

.Хочу сказать, что мы в прошлый период планировали и что было сделано. Предполагалось подготовить законопроект, направленный на совершенствование механизма организации финансирования капремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных жилых домах. Этот законопроект разработан, насколько я понимаю.

Второе. Предполагалось подготовить законопроект, который создает специфику правового регулирования банкротства ресурсоснабжающей организации - то, о чем мы говорили на совещании вчера у меня. Этот законопроект, как я понимаю, тоже разработан и готовится к внесению в Государственную Думу.

Стандарты деятельности организаций, которые осуществляют управление жилищным фондом. Стандарты в настоящий момент, как я понимаю, уже частично утверждены, но их внедрение идет медленно. Обратите на это внимание.

Требования к качеству предоставляемых услуг и повышение ответственности предприятий. Тоже разработаны, медленно внедряются.

Механизмы так называемого автоматического расщепления платежей граждан за жилищнокоммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и организациями, которые управляют жилищным фондом. Механизмы внедряются, но, насколько меня информировали, только в отдельных территориях, т.е. работают только в пилотном режиме. А я помню, что мы в прошлый раз об этом говорили как о важном механизме.

Требования, которые касаются содержания единых муниципальных баз информационных ресурсов. Требования разработаны, надо внедрять.

Внесение в Государственную Думу закона о водоснабжении и водоотведении. Законопроект внесен и прошел, как я понимаю, первое чтение. Надо его принимать.

Государственная программа обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ. Программа не принята, тому есть, конечно, причины, но давайте определимся, как мы поступим дальше.

Меры по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, в том числе за счет совершенствования механизмов тарифного регулирования, расширение форм взаимодействия сторон в рамках концессии. К сожалению, успешных примеров немного, хотя они есть. Надо стараться их тиражировать, использовать чаще.

Вопрос о создании механизма приостановки предоставления льгот по оплате жилья тем, кто имеет задолженность. Тема сложная. Полномочия относятся к региональному и местному уровню. Хотел бы послушать, что в этом направлении делается и каковы перспективы.

Правительству поручалось организовать работу по выявлению и постановке на учет бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры. Работа идет, идет медленно. Надо ее ускорять.

Подготовка и повышение квалификации кадров муниципальных образований. В принципе, программы такие есть, но людей нужно продолжать готовить, потому что муниципальных квалифицированных кадров не хватает. Губернаторы это, как ни кто, знают, потому что муниципалитеты в самом низу. Как только кто-то появляется толковый, его сразу пытаются вытащить или в региональный центр, или даже на федеральный уровень.

Методические указания по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должны были быть подготовлены в первом квартале этого года. Я так понимаю, что они подготовлены.

Поручение органам власти субъектов - принять программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В большинстве субъектов, как мне докладывают, приняты. Но я хотел бы получить окончательный доклад, где не приняты и почему, в чем проблемы.

Информация населению о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергоэффективности. Информирование это идет, но, естественно, с разной степенью эффективности.

Прошу губернаторов не расслабляться, продолжать эту работу.

Вот такой набор поручений, часть выполнена, часть находится в стадии реализации. Обращаю внимание на то, что по целому ряду этих поручений сроки уже истекли, необходимо ускориться».

В.Ф. Басаргин, министр регионального развития (выдержка из выступления на заседании президиума Госсовета по проблемам ЖКХ 4 октября 2011 г., Нарьян-Мар, публикуется в сокращении): «.В начале года нерегулируемые цены на электроэнергию для предприятий ЖКХ на собственное потребление выросли более чем на 40%. И в итоге большую часть прироста тарифа сегодня съедают затраты на электроэнергию. А мы знаем, что оборот в целом в отрасли - 3 трлн руб., из них триллион - это плата за электроэнергию. Помимо этого есть уголь, нефть, дизтопливо и так далее. То есть мы примерно 60% всех затрат, то, что мы получаем, отдаем нашим ресурсоснабжающим организациям. То есть у отрасли, я уж не говорю о жирке, вообще практически нет финансовых ресурсов на мо- дернизацию,обновление.

...С 1991 по 2011 гг. инвестиционная составляющая в структуре тарифа предприятий тепло- и водоснабжения уменьшилась с 29 до 11%.».

А.Г Силуанов, исполняющий обязанности министра финансов (из выступления на заседании президиума Госсовета по проблемам ЖКХ 4 октября 2011 г, Нарьян-Мар, публикуется в сокращении): «Действительно, вообще отрасль ЖКХ по своей сути должна быть инвестиционно привлекательной с точки зрения вложений для бизнеса, поскольку есть определенный поток денежных средств, этот поток стабильный. Хочу сказать, что у нас население неплохо платит. В основном, в большинстве регионов больше 90% - это экономически обоснованные тарифы. Предприятия, бюджетные учреждения 100% платят, льготники тоже. У нас уже выстроена система.

Но есть проблемы действительно и в сетях, в котельных, где большой износ. По данным Министерства регионального развития, больше 6 трлн руб. требуется для того, чтобы довести до нормативов эти сети и котельные. Откуда деньги? Конечно, 6,5 трлн руб. - это практически годовой бюджет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, поэтому, конечно, здесь необходимо привлекать средства бизнеса. Но почему туда средства не идут? Потому что, к сожалению, у нас еще есть определенные ограничения с тарифообразованием.

Уже говорилось о том, что на федеральном уровне устанавливаются верхние потолки тарифов на жилищно-коммунальные услуги, с одной стороны. С другой стороны, субъекты Российской Федерации за счет собственных бюджетов вынуждены субсидировать предприятия коммунального сектора, для того чтобы эти предприятия либо не обанкротились, либо сдерживать эти тарифы. Здесь получается некое наложение ответственности. До 2006 г. у нас вообще все тарифы в области жилищно-коммунальных услуг принимались на уровне субъектов Российской Федерации. Лишь недавно Российская Федерация взяла на себя установку предельных потолков.

Хорошо это или нет? Действительно, наверное, в этот период это было правильное решение. Но с учетом разграничений полномочий, с учетом того, что все-таки сфера жилищно-коммунального хозяйства - это чисто муниципальная и региональная зона ответственности, думаю, что нам нужно подумать о постепенном наделении большими правами субъектов Российской Федерации. Поскольку происходит то, что у нас даже есть судебные разбирательства, когда, начиная с муниципалитета, субъекта, предъявляются иски к Российской Федерации за то, что мы устанавливаем ограничения по тарифам... Если мы допускаем убытки предприятий жилищно-коммунального комплекса, за это кто- то должен платить. А так получается, что здесь есть некая накладка в полномочиях. Поэтому вопрос тоже требует решения.

В этой части мы тоже согласны с тем, чтобы устанавливать долгосрочные тарифы, для того чтобы предприятия-инвесторы могли вкладывать в инфраструктуру, и эти тарифы не снижались. Я абсолютно согласен с коллегами из Красноярска, имея в виду, что от вложений в инфраструктуру, от вложений в сети 30-40% экономии получается, но, во-первых, это длительный срок, во-вторых, это большие инвестиции. И здесь может быть оказана, конечно, поддержка как со стороны региональных властей, так и со стороны федеральных властей в рамках реализации программы развития жилищно-коммунального хозяйства. То есть проблема - экономически обоснованные тарифы и долгосрочный характер тарифа».

Ю.А. Чиханчин, руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (выступление на совещании по вопросам исполнения поручений Президента РФ в сфере ЖКХ, 11 октября 2011 г.): «.Во исполнение Вашего поручения, касающегося вопросов ЖКХ, Росфинмо- ниторингом совместно с аппаратами полпредов в округах, Контрольным управлением Президента создана рабочая группа и налажено взаимодействие с Минрегионом, правоохранительными органами и прокуратурой. Отдельным блоком выделено направление работы, согласно Вашему указанию, с мэрией Москвы.

Службой проанализирована сотня тысяч финансовых операций, порядка трех тысяч юридических лиц и более тысячи физических лиц, осуществляющих деятельность непосредственно в сфере ЖКХ. Материал в отношении 450 организаций на сегодняшний день передан в правоохранительные органы и прокуратуру. Общими усилиями нам все-таки удалось остановить ряд преступных схем. В отношении конкретных лиц возбуждены уголовные дела - думаю, об этом скажут коллеги из правоохранительных органов.

В то же время хотелось бы остановиться на таком моменте, что все принимаемые нами совместные усилия в отношении преступных элементов приводят к тому, что они находят новые мошеннические схемы, новые подходы, которые позволяют им похищать бюджетные в том числе средства. Ранее этих схем мы не видели в сфере ЖКХ.

В частности, хотелось бы остановиться на таких моментах. Понимая, что мы мониторим финансовые операции в сфере ЖКХ, причастные к хищениям стали менять свой подход и при заполнении платежных документов уходить от данных, позволяющих идентифицировать непосредственно юридических и физических лиц. В настоящее время вместе с Минрегионом прорабатывается вопрос выработки новых платежных документов, позволяющих как раз решить эту проблему.

Второй вопрос, который наиболее активно сегодня стал использоваться, - это фирмы-однодневки, которые позволяют дробить, в первую очередь, непосредственные суммы, устраивать сложные финансовые схемы: как правило, эти суммы уходят в «обнал» либо непосредственно в оффшоры.

Хотел бы привести в качестве примера, что общий объем сомнительных операций, которые предоставляют нам финансовые организации, ежеквартально составляет порядка 10 млрд руб. В частности, по Центральному федеральному округу в настоящее время находятся в проверке порядка 4 млрд руб., а по Приволжскому - порядка 5,5 млрд руб.

Такая мера, как централизация средств против распыления, непосредственно привела к тому, что были созданы расчетно-кассовые центры. На практике же расчетно-кассовые центры превращаются в центры манипуляции финансовыми средствами, собранными от коммунальных платежей, и, как правило, бесконтрольный увод этих денег опять же в наличный оборот либо непосредственно за рубеж.

Нужно сказать, что в целом мы посмотрели по статистике, которая показывает собираемость средств. Фактически население предоставляет порядка 90-95%. И эти средства в настоящее время из-за отсутствия контроля через фирмы-однодневки уходят за рубеж.

Еще один момент, который тоже для нас представляет большой проблемный вопрос, - это уход расчетов с регионального уровня на межрегиональный, когда расчетные центры объединяются уже не в субъекте, а объединяют сразу несколько субъектов Федерации. В частности, подобная схема действует на сегодняшний день в Центральном федеральном округе и обслуживает коммунальные комплексы сразу нескольких областей. Действия обслуживающих компаний скоординированы и в основе своей направлены на хищение средств. В настоящее время проходит финансовое расследование по сумме порядка 4 млрд руб., деньги уведены в оффшор.

Еще одна из проблем - это то, что для решения своих мошеннических схем преступные элементы используют квалифицированные юридические компании, в первую очередь, адвокатские, которые реально заходят на управление жилищным комплексом, выстраивают механизмы как хищения средств, так и механизмы по оказанию юридических услуг о банкротстве и судебном разбирательстве. Как правило, суммы за услуги очень большие, могу сказать, что исчисляются в сотнях миллионов, и часть предприятий коммунального комплекса просто оказались в руках у этих адвокатских компаний.

К сожалению, остаются нередкими факты и аффилированности чиновников различного уровня в мошеннических схемах и получения денег из бюджета.

Практически все материалы в настоящее время переданы в правоохранительные органы, работа продолжается. Мы будем докладывать о результатах в дальнейшем».

А.И. Бастрыкин, Председатель Следственного комитета (из выступления на совещании по вопросам исполнения поручений Президента РФ в сфере ЖКХ, 11 октября 2011 г.): «.В соответствии с Вашими поручениями Следственный комитет России активизировал работу по расследованию уголовных дел о хищениях бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В силу нашей подследственности мы уделили основное внимание борьбе с должностными преступлениями в этой сфере.

Только в этом году нами возбуждено 91 уголовное дело, и 30 из них - это дела о проявлении коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.».

Ю.Я. Чайка, Генеральный прокурор (выступление на совещании по вопросам исполнения поручений Президента РФ в сфере ЖКХ, 11 октября 2011 г.): «.Генеральной прокуратурой совместно с Министерством внутренних дел, другими правоохранительными органами во исполнение Вашего поручения реализуется комплекс мер по пресечению нарушений при использовании денежных средств, направляемых на модернизацию ЖКХ.

После моего доклада Вам в сентябре текущего года целевые проверки были продолжены. Только за прошедший месяц ревизии подверглись 800 организаций и управляющих компаний, проверили, как они использовали 5 млрд бюджетных средств. В итоге дополнительно вскрыто более 1000 нарушений, по прокурорским материалам возбуждено еще 145 уголовных дел.

В целом же на сегодняшний день прокурорами проверено более 5 тыс. организаций в рассматриваемой сфере, дана оценка использования свыше 40 млрд руб., выявлено и устранено 14000 нарушений закона.

По нашим материалам о различных злоупотреблениях в коммунальной сфере возбуждено 395 уголовных дел. Сумма ущерба по ним составила более 5,5 млрд руб.

По результатам прокурорских проверок к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 1700 лиц.

По моему поручению ход расследования всех дел данной категории контролируется в Генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов Российской Федерации.

Полагаю, что для исправления ситуации требуется усилить персональную ответственность руководителей органов местного самоуправления, т.к. на муниципальный уровень приходится наибольшее число нарушений. Считаю целесообразным внести законодательные изменения по данному вопросу.

Необходимо, на наш взгляд, наделить высшее должностное лицо субъекта Федерации правом по представлению прокурора отрешать от должности главу муниципального образования в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств, незаконным установлением тарифов и иными нарушениями в сфере жилищнокоммунального хозяйства.

Еще один момент. Многие структуры ЖКХ не стремятся проводить обновление и решают свои проблемы за счет повышения цен на коммунальные услуги. В этой связи необходимо запретить организациям ЖКХ, уклоняющимся от выполнения инвестиционных программ по модернизации, повышать тарифы.

Кроме того, представляется важным установить административную ответственность недобросовестных руководителей организаций ЖКХ, предусматривающую возможность их дисквалификации с последующим запретом занимать должности руководителей и быть учредителями обществ в этой сфере.

Мы и в дальнейшем будем продолжать работы по обеспечению законности при использовании финансовых ресурсов в этом направлении».

А. М. Тулеев, губернатор Кемеровской области (из выступления на совещании по вопросам исполнения поручений Президента РФ в сфере ЖКХ, 11 октября 2011 г): «.С 2009 г, согласно Вашему поручению, по сегодняшний день провели более 20 тыс. таких проверок - конечно, совместно жил- инспекция, Счетная палата, правоохранительные органы - практически во всех городах и районах Кузбасса. Выявили 31 тыс. нарушений. Ущерб, Дмитрий Анатольевич, бюджету - 1,7 млрд руб.

Какие основные нарушения. Первое - это банальное хищение угля и обсчет потребителей. Здесь у нас выработаны меры, они ежедневные, и накоплен большой опыт.

Есть ключевые системные моменты, на которых хотел бы остановиться. Отдельные главы городов и районов считают сферу ЖКХ своим семейным бизнесом. Одни распродавали стратегически важные объекты ЖКХ, водоканалы, тепло-, энергосети по заведомо заниженной стоимости своим ближайшим родственникам и друзьям, другие сдавали объекты ЖКХ в аренду нужным людям практически даром. И везде схема очень умная, юристы очень умные, профессионалы, и схемы довольно-таки тяжелые.

Но есть и простые... Так, бывший глава города продал городские тепловые сети собственной жене в 11 раз дешевле, чем реальная стоимость. Стоит 47 млн руб. - продал за 4 млн. Другой бывший мэр (почему я говорю бывший, потому что я их всех снял) передал все водопроводные хозяйства города стоимостью 300 млн руб. в аренду на 25 лет всего за 15 тыс. руб. в год.

Широко используется другая система - дробление предприятий ЖКХ, т.е. нарушается единая технология. Так, в городе Новокузнецке собственник водоканала раздробил это предприятие на 26 - соответственно, один завод отвечает, другой - анализирует, третий - ремонтирует, 26 директоров, 26 офисов. Соответственно, все это закладывается в тариф.

Еще одно серьезное нарушение: практически везде искусственно завышается капремонт коммунальных сетей, модернизация котельных. Здесь мы следим и меры принимаем, но порой приписки, допустим, в Марьинске доходили до 20%.

Что мы сделали? Во-первых, в результате таких масштабных проверок отстранили от должности шесть глав городов, в том числе крупнейшего города Кузбасса - Новокузнецка - господина Мартина. 27 уголовных дел.

Ваше поручение реально, предметно выполняется.

Теперь вопрос, мы могли бы улучшить и более эффективно выполнить его? Да, могли, если бы были слаженные действия наших и правоохранительных органов. Я хочу поблагодарить Управление МВД России, ФСБ: мы с ними работаем без всяких вопросов. Следственный комитет по Кемеровской области (возглавляет господин Родин) занимает прямо противоположную позицию. Он не только не выполняет - он саботирует решения, никаких мер не принимает, ни одного реально уголовного дела в течение двух лет до конца не довел, и мы постоянно должны выходить на Александра Ивановича Бастрыкина, хочу его поблагодарить, но это не метод работы.

.Это очень важное решение по усилению общественного контроля за работой ЖКХ. Теперь мы жилищная инспекция, муниципалитеты - имеем право привлекать, проверять управляющие компании, ТСЖ, но использовать опять не можем.

Почему? Опять вызывает областной прокурор и говорит: «Не имеете права, распишитесь». - «Почему?» - «Потому что нет инструкции, а инструкцию должен прописать федеральный орган, механизма проверки нет, и на сегодняшний день мы вам запрещаем». Я говорю: «Ты чего делаешь? Мы же разработали, вот посмотри, давайте выиграем время. Ты 1,7 млрд руб. денег не вернул государству». Ну это какой-то саботаж, на мой взгляд.

Я полностью поддерживаю привлечение частных инвесторов, то, о чем Вы говорили. Мы используем этот механизм государственно-частного партнерства в малой коммунальной энергетике. .В прошлом году мы вложили 3,4 млрд руб., из них 1,3 млрд - это уже частные инвестиции, которые и снимают нагрузку на бюджет, и качество коммунальных услуг улучшают.

Этот же подход пытаемся использовать в большой энергетике, но есть проблемы. Ежегодно (Вы правильно говорите) мы утверждаем тарифы с учетом модернизации, износа всего ветхого ЖКХ, но эти инвестиционные части не осваиваются. Четыре крупные компании в Кузбассе 60% вырабатывают тепла и электроэнергии. По итогам 2009 г, когда Вы дали поручение, не освоили более 1 млрд руб. инвестиций, которые сами заложили в тарифы.

Мы устанавливаем факт, установили его, а уменьшить тариф в этом же году не можем, закон не позволяет. Это возможно только через год, то есть он в 2009 г. обманул, а только в 2011 г. я могу снять. Два года бюджеты предприятий, население платят необоснованно высокий тариф. При этом компании знают, что мы будем снова изымать этот миллиард, а они в следующем году уже закладывают два миллиарда.

И это все ведет к росту тарифов, это уже вызывает какое-то озлобление, я вижу, и в то же время, все видят, искусственно это все завышается, искусственно, я повторяю. То есть я считаю, что нам нужно разрешить .исключать из тарифа стоимость неосвоенных инвестиций, сразу же, я обнаружил, и исключать. И тогда не будет этого искусственного завышения.

Я прошу прощения, но я вынужден поднять очень горячий вопрос по совещаниям, которые Вы проводили в Нарьян-Маре, и другую серию - по подготовке к зиме. У нас через месяц будет зима, сложности будут с переброской угля в центры России на нужды ЖКХ, тепловые станции.

На сегодняшний день при нормативе 4 млн т угля в Кузбассе лежит 13 млн т. Уголь начинает гореть, обстановка тревожная. Вагоны есть, вывезти не можем. По ошибке лично Минтранса идет реформирование российских железных дорог не в ту сторону. Мы согласны, цель реформы была - провести, продать полувагоны в данном случае, получить конкуренцию, снизить тарифы, издержки.

Что получилось? На момент доклада .230 собственников командуют в Кузбассе, командуют оголтело: вези туда, сюда не повезу, тариф такой, цена такая-то, в эту сторону поеду, в эту не поеду. Раньше был один - РЖД.

И мы не знаем, что делать. Вагоны стоят по пять суток, пути забиты. Это продолжается практически уже в течение полугода, реакции никакой нет, а у нас остался всего месяц. Если мы за месяц не выбросим весь этот уголь, встанем и мы, и то, о чем с тревогой Вы говорили по зиме, по России.

Что мы предлагаем? Первое. Резко сократить количество собственников вагонов. Это абсурд 230 собственников полувагонов в России.

Второе. Может быть, на этот период, на месяц, прекратить все эти процессы, отдать все РЖД - пусть выбросит за месяц этот запас. А за этот месяц пока эти структуры - Минтранс, Минэкономики - разберутся и доведут с учетом этих ошибок реформу до логики, до конца.

И еще одно..: управлять движением должен один центр, на мой взгляд, - «Российские железные дороги». Но управляют 230 собственников таким подвижным составом. Каким образом мы тогда придем к выполнению Ваших поручений, особенно по зиме, по переброске угля?...».

Д.А. Медведев, Президент РФ (заключительное слово на совещании по вопросам исполнения поручений Президента РФ в сфере ЖКХ, 11 октября 2011 г.): «.В этой сфере находятся миллиарды рублей, принадлежащие нашим гражданам, а всего в сферу ЖКХ затянуты триллионы рублей. Поэтому это огромные деньги, которые должны находиться под государственным контролем и под контролем общественных сил, включая самую авторитетную общественную силу - партию «Единая Россия».

Все правоохранительные органы должны включиться в постоянную системную работу в этой сфере - каждый рубль должен быть учтен. А воровайки, которые существуют практически по всей стране, нужно закрывать, людей, которые участвуют в этом бизнесе, нужно сажать в тюрьму, независимо от постов, званий и партийной принадлежности. Пора спуститься на муниципальный уровень, на уровень муниципалитетов и соответствующих управляющих компаний.

Мы с вами любим красиво порассуждать на тему того, что Россия должна возрождаться с муниципального, с коммунального уровня, как когда-то говорил один из наших классиков, с земского уровня. Это все так, в то же время порядка там нет, а бардак такой же, как и во многих других местах. Контролировать надо всех, обращаю внимание Генерального прокурора, других руководителей правоохранительных органов и Правительства.

.Займитесь этим все».

Перечень поручений Д.А. Медведева по итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 4 октября 2011 г. в Нарьян-Маре

1. Правительству Российской Федерации:

а) внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на усиление государственного жилищного надзора за деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса, оказывающих услуги населению.

Срок - 1 февраля 2012 г.;

б) ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на применение механизма «расщепления» платежей граждан за жилищнокоммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание.

Срок - 15 ноября 2011 г.;

в) принять меры по недопущению получения гарантирующими поставщиками электрической энергии необоснованных доходов, в том числе за счет перехода от расчета средневзвешенных нерегулируемых цен по числу часов использования мощности к расчету по ценовым категориям.

Срок - 30 декабря 2011 г.;

г) обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами.

Срок - 1 марта 2012 г.;

д) представить предложения:

• по установлению порядка принятия решений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в случае, если такое собрание не созвано в установленные сроки или его проведение признано несостоявшимся;

• по изменению условий софинансирования за счет средств федерального бюджета региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Срок - 30 декабря 2011 г.;

• по переселению граждан из домов, непригодных для проживания и признанных аварийными после 1 января 2010 г.;

• по выработке механизмов формирования долгосрочных тарифов на товары и услуги ресурсоснабжающих организаций;

• по упрощению порядка передачи земельных участков в военных городках в муниципальную собственность.

Срок - 1 марта 2012 г.;

е) рассмотреть вопрос о возможности применения социальной нормы на предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги в соответствии с категориями граждан, уровнем их дохода, условиями проживания, категорией жилья, природно-климатическими условиями регионов и другими особенностями проживания.

Срок - 1 марта 2012 г

Ответственный: Путин В.В.

1. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) представить предложения по созданию единых расчетных центров по оплате населением жилищно-коммунальных услуг;

б) принять меры, направленные на привлечение крупных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу.

Срок - 1 мая 2012 г

Ответственные: Путин В.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

2. Минобороны России обеспечить предоставление населению, проживающему в военных городках, качественных жилищно-коммунальных услуг

Срок - 1 ноября 2011 г

Ответственный: Сердюков А.Э.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) организовать работу по расширению добровольной сертификации услуг в жилищно-коммунальной сфере;

б) обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение уровня конкуренции на рынке профессионального управления жилищным фондом.

Срок - 1 марта 2012 г

Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Подготовлено по материалам сайта Президента РФ -www.kremlin.ru

Власть и ЖКХ

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №11 (135), 2011 г. , www.ntsn.ru/11_2011.html

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: