Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики и предприятиями ЖКХ отопительного сезона 2011-2012 гг. и задачах по подготовке к предстоящему ОЗП 2012-2013 гг.

(Фрагменты стенограммы заседания Правительства РФ 31 мая 2012 г., по материалам пресс-службы Правительства РФ)

Д.А. Медведев, Председатель Правительства: «Сначала по сезону 2011-2012 годов. В целом службы отработали удовлетворительно. Сезон был начат своевременно, проходил он без каких- либо существенных сбоев, несмотря на высокие морозы в начале зимы... Впервые с 2008 года были выполнены нормативы по запасам топлива энергопредприятиями. Это в общем хороший показатель.

Что касается жилищно-коммунального хозяйства, то доклады в общем и целом достаточно оптимистичные, однако не всегда и не во всех регионах подготовка все-таки была своевременной, полностью спланированной и, конечно, заранее подготовленной. Закладывались и слишком малые цифры на ремонт или замену ветхих или аварийных тепловых и водопроводных сетей. Мало внимания уделялось и подготовке гидротехнических сооружений и трансформаторных подстанций. Все это нужно проанализировать, соответственно, учесть все просчеты предыдущего периода, особое внимание обратить на ремонт систем теплоснабжения, готовность оборудования инженерных сетей, создание необходимых запасов топлива и, конечно, на подготовку квалифицированного персонала. Естественно, эта работа должна быть системной.

В этом контексте я хотел бы поручить Минэнерго, Минрегиону и Ростехнадзору с участием исполнительной власти субъектов проверить готовность предприятий электро- и теплоэнергетики к работе следующей зимой. Во II квартале 2012 года должно быть утверждено новое положение по проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период. Паспорта готовности должны выдаваться только при наличии заключенных договоров на поставку топлива на весь отопительный период, а также долгосрочных рамочных договоров на поставку резервных видов топлива. И отдельно поручаю должностным лицам субъектов Федерации взять под личный контроль вопросы завоза топлива и материально-технических ресурсов в районы Крайнего Севера и территории, приравненные к Крайнему Северу. Главным ведомством здесь является Минрегион...

И наконец, Министерству обороны следует проанализировать прошлогодние проблемы, которые были в целом ряде военных городков. На это нужно обратить самое пристальное внимание и обеспечить своевременную подготовку подведомственных объектов к предстоящему отопительному сезону, обо всем этом своевременно доложить в Правительство.

Необходимо на всех уровнях рассмотреть причины формирования задолженности прошлых лет перед организациями, которые занимаются ресурсоснабжением, и, конечно, принять меры по погашению этой задолженности и по недопущению новых задолженностей. О результатах следует доложить в Минрегион до 1 сентября 2012 года, в Правительство - до конца сентября 2012 года.»

А.В. Новак, министр Энергетики: «.В начале наступившего года напряженная ситуация сложилась с топливообеспечением ряда тепловых электростанций, у которых 31 декабря закончилось действие договоров на поставку топлива. Из-за разногласий с поставщиками договоры на 2012 год заключены не были и с 1 января отгрузки были прекращены. Необходимое количество для выработки тепловой электрической энергии расходовалось со складов. Министерство оперативно среагировало на сложившуюся ситуацию. Фактически в ручном управлении стимулировали заключение договоров на поставку топлива, что, естественно, ненормально: система должна работать без ручного управления. Для недопущения подобной ситуации в дальнейшем положение о проверке готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду мы дополнили условием наличия у каждой станции заключенного договора о поставке топлива на весь предстоящий период.

Еще одна мера, которая позволит повысить надежность прохождения осенне-зимнего периода, введенная также по инициативе Министерства энергетики, - повышение ответственности руководителя электростанции за невыполнение нормативов по запасам топлива на отчетные даты вплоть до дисквалификации на три года. Также нами подготовлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие аналогичную меру ответственности за неполучение паспорта готовности...

Одной из основных задач энергетиков является накопление запасов топлива в количестве, достаточном для безопасного прохождения осенне-зимнего периода. Здесь роль Министерства энергетики в том, что мы утверждаем ежемесячные нормативные показатели запасов и контролируем их исполнение в ежедневном режиме...

Здесь я считаю важным то, чтобы этот показатель выполнялся не в среднем по стране, а в разрезе каждого предприятия и нормативы были созданы в каждом предприятии, которое занимается запасами топлива. Для контроля топливообеспечения станций в Министерстве энергетики также создана рабочая группа, возобновлена практика еженедельных селекторных совещаний с участием представителей энергокомпаний, поставщиков топлива, железнодорожников.

Как вы знаете, приказом Министерства регионального развития № 530 от 9 ноября 2011 г. создана межведомственная комиссия по вопросу реструктуризации и погашения задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Для увеличения ее эффективности я бы предложил, Дмитрий Анатольевич, повысить статус комиссии, утвердив ее состав постановлением Правительства, и для повышения уровня оперативного реагирования включить в состав представителей Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, МВД и ФСБ России. Кроме того, в настоящее время Министерством энергетики ведется работа по созданию современной системы расчетов, призванной повысить платежную дисциплину, устранить непрозрачность и злоупотребления.

В рамках нашей текущей деятельности для проверки готовности субъектов электроэнергетики в сентябре мной будут сформированы комиссии Министерства энергетики с участием представителей Ростехнадзора, МЧС, органов исполнительной власти субъектов РФ, системного оператора. Планируется проверить все 100% предприятий и субъектов электроэнергетики. Это около 536 субъектов, в том числе все энергокомпании страны в количестве 61.

В рамках обсуждения подготовки к зиме я считаю необходимым заострить вопрос о проведении обязательных энергоаудитов. Эти процедуры нацелены на определение объемов фактического потребления энергоресурсов, выявление потенциала экономии и выработку конкретных мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности российской экономики. Согласно требованиям закона об энергосбережении обязательные энергетические обследования должны быть полностью проведены до 31 декабря 2012 года. В общей сложности подлежит обязательному энергетическому обследованию 440 тыс. объектов с выдачей каждому энергетического паспорта. К сожалению, на сегодняшний день, я докладываю, поступило в Министерство энергетики всего 11 тыс. энергопаспортов - это менее 10% от поступивших. И мы видим причинами сложившейся ситуации несколько факторов, в том числе низкое качество услуг энергоаудита вследствие отсутствия действенных механизмов ответственности за качество работ, отсутствие единого методического центра, единых стандартов проведения обследования и недостаточное их финансирование субъектами Российской Федерации и предприятиями, ответственными за проведение энергетических обследований. Проанализировав ситуацию, мы предлагаем внести изменения в закон об энергосбережении, направленные на повышение профессиональных требований к аудиторам, усиление ответственности саморегулируемых организаций и аудиторов за качество проведенных работ, а также наделить Минэнерго полномочиями по утверждению требований к проведению энергетических обследований и в том числе рекомендаций по ценообразованию работ. Проект такого рода изменений в законодательство министерством подготовлен и будет внесен в ближайшее время в Правительство.»

О.М. Говорун, министр регионального развития: «.Отопительный период 2011-2012 годов прошел во всех регионах в полном объеме и в целом более устойчиво, чем в предыдущие годы. Всего с начала отопительного периода на системах жизнеобеспечения населения произошло 18 случаев аварийных ситуаций, в том числе четыре чрезвычайные ситуации и 14 аварийных ситуаций (для сравнения, в предыдущий период таких ситуаций было 22). Имеется снижение на 18%. С 19,5 тыс. до 15,5 тыс. снизилось число технологических сбоев и нарушений. Впервые за последние годы страна прошла без аварий новогодние праздники. Основным фактором, способствующим снижению аварийности, стала системная работа по повышению, в первую очередь, дисциплины, более своевременному проведению ремонтных работ. В целях успешного прохождения отопительного периода были выполнены следующие мероприятия: в составе материальнотехнических ресурсов, предназначенных для предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального комплекса, был создан резерв из более 6 тыс. передвижных дизель-электрических станций, 85 модульных мобильных котельных и более 700 запасных котлов. Совместно с Росрезервом в 11 регионах страны на 13 площадках был сформирован аварийный запас мазута в объеме 167 тыс. т на случай перебоев с его поставкой в период зимних максимумов. Более 98% предприятий ЖКХ к началу отопительного периода имели нормативный запас материально-технических ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения населения. Почти 100% муниципальных образований сформировали аварийно-спасательные формирования для ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения населения. Были разработаны схемы взаимодействия департамента жилищно-коммунального хозяйства, Минрегиона России и оперативных диспетчерских служб, проведены учет и корректировка запасов материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения населения. Ежемесячно на селекторных совещаниях рассматривались и контролировались планы выполнения предзимних работ. В каждом федеральном округе были проведены организационные совещания. Позитивный эффект, прежде всего в части контроля за ростом тарифов, был достигнут от проведенного в феврале совместно с Минэнерго России Всероссийского селекторного совещания. Считал бы, что такую практику имеет смысл продолжать и впредь. С учетом опыта предыдущих лет было расширено внедрение резервных дизель-генераторов, электростанций малой мощности. В результате количество предприятий теплоснабжения, у которых имеются резервные источники электроснабжения, к началу отопительного периода составило 81%, а предприятий водоснабжения, водоотведения - 77%. Всего несколько лет назад эти показатели были существенно ниже. Мы и далее будем работать по укомплектованию объектов жизнеобеспечения резервными источниками энергоснабжения.

Запасы основного и резервного топлива в осенне-зимний период 2011-2012 годов расходовались и восполнялись согласно утвержденным графикам и соответствовали неснижаемым нормативным запасам в большинстве субъектов Российской Федерации. Однако, к сожалению, в Бурятии, Карелии, Забайкальском крае, Иркутской и Новосибирской областях имели место предпосылки к остановке котельных из-за снижения нормативных запасов топлива. Безусловно, к этим территориям мы будем предъявлять более внимательный и повышенный контроль.

Хотел бы отдельно отметить территории, которые лучше других подготовились и прошли отопительный период 2011-2012 годов. Это город Москва, Ростовская область, Воронежская, Томская, Сахалинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. С учетом опыта последних лет мы организовали подготовку к новому отопительному периоду и 29 мая провели всероссийское селекторное совещание с руководителями субъектов Российской Федерации. Я вкратце остановлюсь на тех задачах, которые мы совместно определили в итоге этого совещания.

До 15 июня субъектам Российской Федерации предписано выполнить и завершить разработку планов подготовки к отопительному сезону; до 1 августа заключить договоры на поставку топлива, прежде всего мазута, на весь отопительный период; до 15 августа обеспечить концентрацию финансовых ресурсов для подготовки к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов и в эти же сроки представить доклады по сокращению и реструктуризации задолженности. До 1 сентября заключить договоры аренды объектов теплоэнергетики, т.к. необходимо повсеместно юридически оформить обязательства эксплуатирующих организаций, до 15 сентября обеспечить опережающий завоз топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории, до 1 ноября совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти завершить проверку готовности к предстоящему отопительному периоду. Доклады об утверждении планов предзимних работ с учетом наших рекомендаций будут представлены в Минрегион до 20 июня текущего года.

Ежегодно к окончанию осенне-зимнего периода отмечается тенденция накопления и роста кредиторской задолженности за потребление топливно-энергетических ресурсов. Сейчас она составляет достаточно высокий показатель - более 107 млрд рублей.

Хотел отметить, что значительную долю расходов теплоснабжающих организаций и организаций, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение, составляют топливо и электроэнергия. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я бы хотел просить Вас рассмотреть возможность дать поручение по вопросу выделения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов теплоснабжающим организациям, связанных с незапланированным изменением стоимости топлива и дополнительным его расходом из-за низких температур в прошедшем осенне-зимнем периоде...»

А.В. Дворкович, заместитель Председателя Правительства РФ: «Хотел обратить внимание на два момента. Первый - по закупке топлива для прохождения осенне-зимнего сезона. У нас сезонность имеет свои особенности: в сельском хозяйстве - одна сезонность, в ЖКХ - другая сезонность. И по тем данным, которые у меня есть, закупки топлива необходимо осуществлять уже сейчас. По крайней мере, после завершения посевной кампании будет самый выгодный момент с точки зрения цен и наличия топлива у нефтяных компаний для закупки - не в августе, не в сентябре, не в октябре, а именно в июне этого года. И на это надо обратить внимание прежде всего регионов...

И вторая часть - это заключение договоров на весь период работы. Сейчас по отдельным составляющим есть годовые договоры, по другим - краткосрочные договоры. С моей точки зрения, необходимо дать отдельное поручение по переходу на средние и долгосрочные договоры по поставкам основных видов энергоресурсов в этой сфере».

Об итогах прохождения ОЗП 2011-2012 гг. в цифрах

(По материалам пресс-службы Правительства РФ)

Предприятия электроэнергетики

Впервые с 2008 г. (после реструктуризации РАО ЕЭС России) утвержденные на 1 октября 2011 г. нормативы по запасам топлива выполнены всеми энергопредприятиями.

В целом за прошедший отопительный сезон запасы топлива на станциях превышали утвержденный норматив на отчетные даты: по углю - 150%; по мазуту - 140%.

По состоянию на 1 мая 2012 г. запасы в целом по отрасли составили (к суммарному утвержденному нормативу на текущую дату): по углю - 230%, по мазуту - 187%.

Для предупреждения аварийных ситуаций при прохождении отопительного сезона сформирован перечень регионов высоких рисков нарушения электроснабжения при прохождении максимумов энергетических нагрузок. Для этих регионов были разработаны технологические и организационные мероприятия по повышению надежности электроснабжения.

В соответствии с критериями к регионам высоких рисков в отопительный сезон 2011-2012 гг. были отнесены следующие энергосистемы (энергорайоны): Кубанская энергосистема (Сочинский энергорайон), Дагестанская энергосистема, Приморская энергосистема, Сахалинская энергосистема, Тюменская энергосистема (Северный, Ноябрьский, Когалымский, Нефтеюган- ский энергорайоны), Иркутская энергосистема (Мамско-Чуйский, Бодайбинский энергорайоны).

Общая ситуация с аварийностью. В целом в электросетевом комплексе количество отключений воздушных линий электропередачи класса напряжения 220-750 кВ в прошедший отопительный сезон снизилось на 2,4% по отношению к предшествующему ОЗП.

Снижение мощности электрических станций до нуля в текущий отопительный сезон 2011-12 гг уменьшилось по отношению к аналогичному периоду 2010-2011 гг на 7,5%. Количество аварий со снижением мощности электростанций ЕЭС на 150 МВт и более снизилось на 10,4%.

Общее количество прекращений электроснабжения потребителей мощностью 10 МВт и более за прошедший отопительный сезон снизилось на 4,5%.

В период прохождения отопительного сезона 2011-2012 гг. имели место технологические нарушения, связанные с неблагоприятными погодными явлениями. Наиболее значимыми из них по масштабу были отключения в начале года в энергосистеме Краснодарского края. Вследствие не благоприятных погодных условий были отключены: 12 линий 110 кВ, 1 линия 35 кВ, 25 линий 610 кВ, 12 подстанций 110 кВ, 6 подстанций 35 кВ, 1436 трансформаторных подстанций 6-10 кВ.

Отмечается существенное увеличение показателей ввода генерирующего оборудования в 2011 г. - 6 ГВт. Данный показатель является наибольшим за последнее десятилетие. По сравнению с 2010 г. объем вводимых мощностей вырос в 1,8 раза.

В то же время в 2011 г. компании не выполнили свои обязательства по вводам генерирующих мощностей на 1,5 ГВт.

По итогам 2011 г за просрочку начала исполнения обязательств генерирующими компаниями выплачено штрафов на сумму 2 442 млн рублей.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства

В соответствии с материалами, представленными Минрегионом России, результаты прохождения предприятий жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в отопительный сезон 2011-2012 гг. охарактеризовались следующими показателями.

Жилищный фонд

Всего жилищного фонда в Российской Федерации - 2,6 млрд кв. м. Из запланированных к подготовке к ОЗП 2,148 млрд кв. м. жилого фонда подготовлено 2,147 млрд кв. м. (99,98%).

Котельные

Всего коммунальных котельных в Российской Федерации - 77 263 единицы. Из запланированных к подготовке 75 869 котельных подготовлено 75 835 (99,96%).

Тепловые сети

Всего тепловых сетей - 161,39 тыс. км. Из запланированных к подготовке 159,452 тыс. км подготовлено 159,45 тыс. км (100%).

Водопроводные сети

Всего водопроводных сетей - 495,26 тыс. км. Из запланированных к подготовке 445,36 тыс. км подготовлено 445,33 тыс. км (99,99%).

Запасы топлива

Из предусматриваемых к завозу объемов:

• угля - 4,59 млн тонн, фактически завезено на склады 5,63 млн тонн (122,7%).

• жидкого топлива - 1,92 млн тонн, фактически завезено на склады 2,17 млн тонн (112,7%).

Финансирование предзимних работ

Всего бюджетами субъектов Российской Федерации запланировано 186,96 млрд руб., фактически поступило 176,95 млрд руб. (94,6%).

Средства на формирование аварийного запаса материально-технических ресурсов (МТР): из запланированных 3,52 млрд руб. фактически поступило 5,09 млрд руб. (144,6%).

Задолженность предприятий ЖКХ РФ за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы на 1 ноября 2011 г. составила 81,66 млрд руб.

Отопительный период 2011-2012 гг. был начат на всей территории Российской Федерации своевременно и проходил устойчиво. Имелся ряд замечаний по пуску тепла в республиках Бурятия, Карелия, Марий Эл и Саха (Якутия), Забайкальском, Пермском, Приморском и Хабаровском краях, Иркутской, Курганской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Тульской и Челябинской областях. Имеющиеся нарушения устранены, теплоснабжение населения и объектов социальной сферы обеспечено.

За анализируемый период в системах жизнеобеспечения населения произошло 14 аварийных и 4 чрезвычайных ситуации. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло на территории Приволжского федерального округа.

Запасы основного и резервного топлива в осенне-зимний период 2011-2012 гг. расходовались и восполнялись согласно утвержденным графикам и соответствовали неснижаемым нормативным запасам.

В северных регионах полностью выполнен завоз топлива в удаленные районы по «зимникам» по планам 2012 г

Контроль за безопасностью со стороны Ростехнадзора

В прошедший отопительный сезон территориальные органы Ростехнадзора провели обследования более 200 электростанций, 14 тыс. отопительных и 1303 отопительно-производственных котельных, более 1000 теплосетевых и 378 электросетевых организаций.

В ходе проведенных проверок, выявлено около 29 тыс. нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования и сетей, привлечены к ответственности 2000 физических и 818 юридических лиц.

Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики и предприятиями ЖКХ отопительного сезона 2011-2012 гг. и задачах по подготовке к предстоящему ОЗП 2012-2013 гг.

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №06 (142), 2012 г. , www.ntsn.ru/6_2012.html

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Тематические закладки пользователей:

Tеги: официоз, отопительный сезон 2012-2013

Похожие статьи: