Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Анализ новелл правового регулирования отношений в сфере теплоснабжения, связанных с принятием Постановления Правительства РФ от 06 сентября 2012 г. № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей»

А.М. Криницын, главный юристконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» www.zhane.ru

Правительством РФ 6 сентября 2012 г. было издано Постановление № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» (далее по тексту - Постановление, Правила вывода), нормы которого существенно дополнили правовую регламентацию отношений в сфере теплоснабжения положениями, определяющими требования к выводу источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, а также порядку согласования планируемого к осуществлению вывода со стороны органов местного самоуправления и потребителей. Действие Правил не распространяется на вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, которые используются исключительно для нужд их владельцев и с использованием которых не осуществляется теплоснабжение иных потребителей.

В качестве основных новелл правового регулировании отношений в сфере теплоснабжения, обусловленных изданием Постановления, можно отметить следующие.

1. Правилами дополнено понятийное содержание отношений в сфере теплоснабжения (пункт 2 Правил).

В частности, в систему правового регулирования были введены следующие понятия:

а) планового и внепланового ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей. Так, в соответствии с Правилами под внеплановым ремонтом должен пониматься ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, осуществляемый в случаях:

■ наступления обстоятельств, вызванных необходимостью выполнения работ для предотвращения повреждения оборудования или аварийных отключений либо ликвидации последствий аварий и инцидентов;

■ возникновения в процессе эксплуатации либо плановых эксплуатационных испытаний оборудования причин, которые невозможно было предвидеть заранее и которые потребуют незамедлительного проведения ремонтных работ.

б) «вывод в ремонт» и «вывод из эксплуатации», определяющие содержание соответствующих действий.

2. Правилами нормативно закреплен круг субъектов, осуществляющих согласование вывода в ремонт и из эксплуатации (пункт 3 Правил).

Следует отметить, что Правилами были продублированы требования статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Закон о теплоснабжении, Закон) о необходимости согласования планируемого вывода с органами местного самоуправления и, в случаях вывода из эксплуатации тепловых сетей, потребителями тепловой энергии.

Однако обращает на себя внимание, что вывод в ремонт и из эксплуатации оборудования электростанции, функционирующей в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, включенного в перечень объектов диспетчеризации субъекта оперативнодиспетчерского управления в электроэнергетике, а также вывод из эксплуатации электростанции, функционирующей в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, установленной мощностью 5 МВт и более, должен осуществляться по согласованию:

■ с органом местного самоуправления;

■ с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а в случае вывода из эксплуатации - также с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Справочно: ранее ч. 2 ст. 21 Закона «О теплоснабжении» применительно к выводу источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки, было установлено, что его реализация должна осуществляться с учетом положений законодательства РФ об электроэнергетике.

3. Правилами определены основные требования к выводу в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей (раздел II Правил).

В соответствии с закрепленным порядком вывод в ремонт должен осуществляться в соответствии со Сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее по тексту - Сводный план).

Правилами предусмотрены следующие основные требования к порядку его разработки и утверждения.

а) Сводный план разрабатывается органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения:

■ заявок на вывод в плановый ремонт (подаются не позднее 10 октября года, предшествующего планируемому). Заявка должна содержать наименование источников тепловой энергии и тепловых сетей с указанием оборудования, требующего ремонта, сроки проведения ремонта, виды ремонта, перечень объектов потребителей тепловой энергии с указанием места нахождения указанных объектов, теплоснабжение которых может быть ограничено или прекращено вследствие проведения ремонта, а также уведомление субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о включении оборудования в годовой график ремонта объектов диспетчеризации (для случаев вывода электростанций, функционирующих в режиме комбинированной выработки) (пункт 6 Правил);

■ уведомлений о внеплановом ремонте (подаются в течение 24 часов со дня начала ремонта). Уведомления должны направляться с указанием объектов, выведенных в ремонт, и сроков ремонта (пункт 12 Правил).

б) При разработке Сводного плана должны быть обеспечены (пункт 8 Правил):

■ возможность выполнения всех выводов в ремонт, запланированных в заявках;

■ синхронизация вывода в ремонт технологически связанных источников тепловой энергии и тепловых сетей;

■ учет утверждаемых субъектами оперативнодиспетчерского управления в электроэнергетике графиков вывода в ремонт объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

■ проведение плановых ремонтов в перерыве между отопительными периодами либо в ходе отопительного периода, но без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

Справочно: в случае совпадения сроков вывода в ремонт, предлагаемых собственниками и иными законными владельцами в отношении источников тепловой энергии, одновременный вывод в ремонт которых может привести к нарушению надежного теплоснабжения, приоритет имеют объекты, требующие длительного ремонта, осуществление которого не может быть разделено на этапы, позволяющие после окончания каждого из этапов вывести объект источника тепловой энергии из ремонта (пункт 1 1 Правил).

Важно: при разработке Сводного плана владельцам источников тепловой энергии и тепловых сетей, ранее подавшим заявки на вывод в плановый ремонт, а также единой теплоснабжающей организацией в предусмотренном Правилами порядке и сроки должна быть предоставлена возможность ознакомления с его проектом и направления предложений к нему (пункт 9 Правил);

в) Сводный план подлежит утверждению до 30 ноября года, предшествующего планируемому, и в последующем может быть изменен на основании заявок владельцев источников тепловой энергии и тепловых сетей, в том числе в части продления сроков ранее начатых ремонтов (пункт 10 Правил).

Заявка на внесение изменений в Сводный план должна быть рассмотрена органом местного самоуправления в течение 5 (пяти) дней со дня ее поступления. В случае если в указанный срок орган местного самоуправления не направит мотивированный отказ от согласования корректировки сроков вывода в ремонт, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей вправе проводить ремонт в срок, указанный в заявке на внесение изменений в Сводный план.

4. Правилами определен порядок вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (раздел III Правил).

Согласно установленного Правилами порядка согласование вывода из эксплуатации должно осуществляться на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления.

Среди особенностей порядка вывода можно выделить следующие:

а) В случае, если вывод из эксплуатации был предусмотрен схемой теплоснабжения, вывод осуществляется в установленные ей сроки. При этом, если собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии или тепловых сетей, вывод которых из эксплуатации предусмотрен схемой теплоснабжения, в установленные сроки такие действия не осуществит, владельцы смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии вправе произвести отключение этих объектов от системы теплоснабжения (пункт 15 Правил).

б) В случае, если вывод из эксплуатации не был предусмотрен схемой теплоснабжения, уведомление о выводе из эксплуатации подлежит направлению собственником или иным законным владельцем объектов в срок не позднее 8 (восьми) месяцев до даты планируемого вывода и должно содержать (пункты 16-17 Правил):

■ указание на оборудование, выводимое из эксплуатации;

■ сроки и причины вывода указанных объектов (для случаев, если такой вывод не был обоснован в схеме теплоснабжения);

■ перечень потребителей тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом объекта из эксплуатации;

■ письменные согласования вывода, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах при непосредственном способе управления многоквартирным домом (для случаев вывода из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей).

Проблема: для целей обеспечения корректного применения названных положений Правила не содержат специальных указаний относительно достаточности предоставления полученных от потребителей письменных согласований вне зависимости от выраженных в них позиций либо же необходимости получения от каждого из потребителей согласования в форме согласия с выводом объекта.

в) По итогам рассмотрения уведомления орган местного самоуправления в течение 30 (тридцати) дней обязан принять одно из следующих решений (пункт 18 Правил):

■ о согласовании уведомления о выводе объекта;

■ потребовать от владельца объекта приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 (три) года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения.

Важно: в случае если от органа местного самоуправления в установленный срок не поступит решение по результатам рассмотрения уведомления, заявитель вправе вывести объекты из эксплуатации в сроки, указанные в уведомлении (пункт 22 Правил).

Проблема: Правила не содержат указаний относительно критериев усмотрения в процессе осуществляемого органами местного самоуправления анализа схемы теплоснабжения, а также порядка оценки обоснованности принятого ими решения, в том числе в части определения необходимого срока эксплуатации, что может явиться причиной злоупотребления органами местного самоуправления своим правом на отказ в согласовании вывода и предъявлении требований о продолжении эксплуатации объекта с максимально допустимой продолжительностью.

Кроме того, в случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию объектов, этот орган вправе потребовать выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования (абзац 2 пункта 18 Правил).

г) В случае принятия органом местного самоуправления решения о продолжении эксплуатации объектов, которое влечет за собой некомпенсируемые финансовые убытки, собственникам и иным законным владельцам обеспечивается их компенсация в порядке, установленном Правилами (пункт 19 Правил).

Так, орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец объекта заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца объекта в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации.

Справочно: размер некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством РФ, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

А.М. Криницын, Анализ новелл правового регулирования отношений в сфере теплоснабжения, связанных с принятием Постановления Правительства РФ от 06 сентября 2012 г. № 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей"

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №11 (147), 2012 г. , www.ntsn.ru/11_2012.html

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: