Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Анализ новелл правового регулирования отношений в сфере теплоснабжения, связанных с принятием Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»

А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru )

22 октября 2012 г Правительством РФ было издано Постановление № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее по тексту - Постановление), в рамках которого были утверждены следующие нормативные документы, регулирующие основные принципы, методы и порядок установления регулируемых цен (тарифов) в рамках отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя:

■ Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Основы ценообразования);

■ Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Правила регулирования);

■ Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством РФ к сферам деятельности субъектов естественных монополий в сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении» (далее по тексту - Правила установления долгосрочных параметров регулирования);

■ Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала;

■ Правила заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г (далее по тексту - Правила заключения долгосрочных договоров);

■ Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Нормы Постановления подлежат применению к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, начиная с 2014 г, за исключением норм об установлении тарифов на теплоноситель, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, а также платы за подключение к системе теплоснабжения, подлежащих применению при принятии решений об их установлении на 2013 г Решения об установлении тарифов подлежат принятию регулирующими органами в течение 1 месяца со дня вступления в силу методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые, в свою очередь, должны быть разработаны Федеральной службой по тарифам в течение 4 месяцев со дня утверждения Постановления.

Оценивая утвержденные Постановлением документы на предмет выявления основных изменений в правовом регулировании отношений в сфере теплоснабжения, представляется необходимым обратить внимание на следующие положения.

Основы ценообразования в сфере теплоснабжения

1. В систему правого регулирования введены понятия, используемые при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 2). Так, например, под долгосрочными тарифами в соответствии с Основами ценообразования следует понимать тарифы в сфере теплоснабжения, установленные на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций в числовом выражении или в виде формул.

Кроме того, обращает на себя внимание закрепление следующих понятий:

«объем полезного отпуска» - количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, отпущенное от источника теплоснабжения и (или) тепловой сети, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении;

«теплоноситель» - пар или вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

Ранее аналогичное по своему содержанию понятие «теплоноситель» было предусмотрено статьей 20 Федерального закона от 07.12.2011 г № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», однако данная норма вступает в законную силу только с 01 января 2013 г

2. Закреплена единая система цен в сфере теплоснабжения.

1) В соответствии с Основами ценообразования регулируемые цены на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (пункт 3). Исчерпывающий перечень регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения закреплен пунктом 4 Основ ценообразования и повторяет в себе положения, ранее установленные частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Обращает на себя внимание, что к нерегулируемым ценам в сфере теплоснабжения относятся (пункт 5):

а) цены на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, продажа которых осуществляется по долгосрочным (на срок более 1 года) договорам теплоснабжения, заключенным в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года;

б) цены на тепловую энергию (мощность) и услуги по передаче тепловой энергии при наличии договоров теплоснабжения, заключенных с потребителями на срок более 12 месяцев в объеме, соответствующем величине мощности источника тепловой энергии, на которую мощность источника была увеличена по согласованию с органом регулирования не за счет тарифов в сфере теплоснабжения, платы за подключение к системе теплоснабжения или средств бюджетов бюджетной системы РФ;

в) цены на услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии по договору теплоснабжения для категорий потребителей, не относящихся к отдельным категориям социально значимых потребителей;

г) цены в системе теплоснабжения, в отношении которой отменено регулирование цен (тарифов).

Важно: названный Основами ценообразования перечень нерегулируемых цен не является исчерпывающим.

2) В систему цен в сфере теплоснабжения введены повышающие коэффициенты к тарифам на тепловую энергию (мощность), подлежащие применению при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета в случае его обязательности (пункт 6). В соответствии с пунктом 23 Правил организации теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808 (далее по тексту - Правила организации теплоснабжения), повышающие коэффициенты подлежат применению в отношении объемов сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления тепловой энергии, которые потребитель обязан оплатить в результате допущенных нарушений.

Проблемы:

1. До принятия методических рекомендаций и решений регулирующих органов, определяющих порядок утверждения таких коэффициентов и их размер, а также уточняющих основания для их применения, реализация названных положений на практике представляется затруднительной.

2. Возможность применения повышающих коэффициентов ограничена в Правилах организации теплоснабжения условием не противоречия таких действий требованиям жилищного законодательства в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями, что в виду отсутствия в настоящий момент в жилищном законодательстве правовых оснований для применения названных коэффициентов может нивелировать позитивное значение новеллы в рамках отношений с названной категорией потребителей.

3. Дополнены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения должно осуществляться в соответствии с установленными принципами регулирования.

В развитие названных положений Основы ценообразования дополнительно закрепляют:

1) необходимость раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам РФ, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 11);

2) в случае осуществления регулируемой деятельности на территории нескольких субъектов РФ, регулируемые цены (тарифы) подлежат установлению всеми органами регулирования субъектов Российской Федерации, на территории которых деятельность осуществляется (пункт 12);

3) в случае наличия экономически обоснованных расходов, которые не были учтены органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) на расчетный период, такие расходы подлежат учету при установлении регулируемых цен (тарифов) начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования (пункт 13);

4) в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности организации при осуществлении регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении (пункт 14);

5) срок действия регулируемых цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов не может быть менее 1 финансового года, при этом долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 года (пункт 15).

Долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования деятельности организации (определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются) и иных прогнозных параметров регулирования. При этом, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями и с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете тарифов (за исключение долгосрочных параметров) (пункты 51, 52).

6) при расчете регулируемых цен в сфере теплоснабжения для организаций, осуществляющих деятельность по производству и (или) передаче тепловой энергии, органами регулирования учитываются степень достижения плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг (пункт 20). Плановые показатели подлежат установлению органами регулирования в соответствии с Положением об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г № 1220, и Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организаций, осуществляющих деятельность по производству и (или) передаче тепловой энергии, подлежащими утверждению Министерством регионального развития Российской Федерации;

7) расчет тарифов осуществляется исходя из необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (пункт 22);

Важно: расчет цен (тарифов) должен осуществляться в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту - методические указания), которые подлежат разработке Федеральной службой по тарифам в течение 4 месяцев со дня утверждения Постановления.

8) тарифы в сфере теплоснабжения могут быть дифференцированы в зависимости от следующих параметров: вид теплоносителя (вода, пар); параметров теплоносителя; системы теплоснабжения; схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения; категории надежности теплоснабжения потребителей; средней продолжительности потребления за отопительный период (пиковое или базовое); категорий (групп) потребителей (покупателей) (пункт 23);

9) тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа (пункт 26).

В отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, которые являются неотъемлемыми частями процесса снабжения тепловой энергией (мощностью) потребителей единой теплоснабжающей организации, органом регулирования по общему правилу устанавливается вид тарифа (одноставочный или двухставочный), который выбран органом регулирования для единой теплоснабжающей организации.

4. Закреплены общие требования к порядку применения методов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» были предусмотрены следующие методы регулирования тарифов:

1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

2) метод индексации установленных тарифов;

3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

4) метод сравнения аналогов.

В развитие названных положений Основы ценообразования применительно к каждому методу регулирования устанавливают следующие особенности:

1) Метод экономически обоснованных расходов (пункты 17, 32-50):

■ при расчете тарифов необходимая валовая выручка организации определяется как сумма слагаемых: планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций; расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль; величины налога на прибыль; экономически обоснованных расходов, понесенных ранее и учтенных органом регулирования (пункт 32).

■ метод применяется в одном из следующих случаев (пункт 17):

а) если в отношении организации ранее не осуществлялось регулирование цен (тарифов);

б) в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось регулирование;

в) если оставшийся срок действия всех договоров аренды в отношении производственных объектов организации на момент подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет.

■ тарифы с использованием метода устанавливаются на срок не более 1 финансового года (пункт 18).

2) Метод индексации установленных тарифов (пункты 71-75):

■ при расчете тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации (пункт 71).

Прибыль в очередной расчетный период регулирования определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли (который не может превышать норму доходности, установленную для регулируемых организаций на соответствующий долгосрочный период регулирования при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или норму доходности, установленную в качестве долгосрочного параметра регулирования в концессионном соглашении) и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период (пункт 74).

■ применяется при расчете долгосрочных тарифов: тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования (пункт 72).

3) Метод обеспечения доходности инвестированного капитала:

■ при расчете тарифов необходимая валовая выручка устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования, определяемых органом регулирования в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования, и должна включать в себя текущие расходы, средства, обеспечивающие возврат инвестированного капитала, и средства, обеспечивающие получение дохода на инвестированный капитал (пункт 53).

■ метод используется при соблюдении следующих условий (пункт 54):

а) регулируемая организация не является государственным или муниципальным унитарным предприятием;

б) имеется утвержденная в установленном порядке схема теплоснабжения;

в) регулируемая организация соответствует критериям, установленных Правилами согласования решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала или об отказе от применения указанного метода (Правила подлежат разработке и утверждению в 4-месячный срок с момента утверждения Постановления - прим. авт.), и соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1. регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании источниками тепловой энергии, производящими тепловую энергию (мощность) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

2. регулируемая организация владеет производственными объектами на основании концессионного соглашения;

В соответствии с п. 2 Основ ценообразования под производственными объектами понимается имущество, используемое регулируемой организацией с целью снабжения потребителей, других

регулируемых организаций товарами (услугами), производимыми (реализуемыми, оказываемыми) регулируемой организацией в процессе осуществления регулируемой деятельности.

3. установленная тепловая мощность источников, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 10 Гкал/ч;

4. протяженность тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 50 км в 2-трубном исчислении.

■ применяется при расчете долгосрочных тарифов: тарифы с использованием метода устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования (пункт 56).

4) Метод сравнения аналогов (пункты 76-82):

■ применяется на основе анализа зависимости величины расходов прочих регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, от предусмотренных методическими указаниями показателей, характеризующих в том числе физические параметры производственных объектов. Расчет необходимой валовой выручки осуществляется на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня расходов с использованием индекса потребительских цен и индекса снижения расходов, установленных на каждый год долгосрочного периода регулирования (пункты 76, 81).

■ используется в отношении организаций, удовлетворяющих следующим критериям (пункт 77):

а) установленная тепловая мощность источников, используемых регулируемой организацией для осуществления регулируемого вида деятельности, составляет менее 10 Гкал/ч - для расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии;

б) протяженность тепловых сетей, используемых регулируемой организацией для осуществления регулируемого вида деятельности, составляет менее 50 км в 2-трубном исчислении - для расчета необходимой валовой выручки, относимой на передачу тепловой энергии и теплоносителя.

■ применяется при расчете долгосрочных тарифов (пункт 18).

5. Установлены особенности ценообразования для отдельных видов товаров (услуг) в сфере теплоснабжения. Так, представляется необходимым особо отметить особенности расчета:

1) тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии (пункты 83-86).

В соответствии с Основами ценообразования размер удельной необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии (мощности) источниками тепловой энергии, лимитируется установлением ее предельного размера, рассчитываемого органом регулирования в соответствии:

■ с технико-экономическими параметрами работы источников тепловой энергии, подлежащими утверждению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения;

■ с методическими указаниями по расчету предельной удельной необходимой валовой выручки источников тепловой энергии, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с п. 83 Основ ценообразования удельная необходимая валовая выручка, относимая на производство тепловой энергии (мощности) источниками тепловой энергии, производящими тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, не может превышать предельную удельную необходимую валовую выручку, умноженную на коэффициент меньше единицы, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету предельной удельной необходимой валовой выручки источников тепловой энергии.

Проблема: Введение для производителя тепловой энергии предлагаемого механизма направлено на ограничение предельных уровней тарифов, что в существующих реалиях может послужить основанием для злоупотребления регулирующими органами предоставленным правомочием и иметь своим результатом фактическое утверждение тарифов в размерах, не позволяющих компенсировать регулируемой организации в полном объеме понесенные экономически обоснованные расходы.

Кроме того, возможность применения названного механизма на практике обусловлена необходимостью разработки и принятия государственными органами (ФСТ России, Минэнерго РФ, Минэкономразвития России) целого ряда подзаконных актов, в отсутствие которых объективно оценить последствия применения к тарифам на тепловую энергию уровней так называемой «альтернативной котельной» не представляется возможным.

2) тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (пункт 87).

Для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), предусматривается установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду, который состоит из:

■ компонента на тепловую энергию - устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность);

■ компонента на теплоноситель - устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Положениями Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подобная двухкомпонентность тарифов предусмотрена также для отношений в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.

3) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии (пункты 88-92), при установлении которых:

■ расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь. Исключением из этого правила является случай, когда более 75% фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых организацией тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, когда в необходимую валовую выручку на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего периода, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации (пункт 90);

■ в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку организации при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 91);

■ расходы на передачу теплоносителя отдельно не выделяются и считаются расходами на передачу тепловой энергии (пункт 92).

4) тарифов на теплоноситель (пункты 98101), которые устанавливаются:

■ в виде одноставочного тарифа, единого для потребителей тепловой энергии (мощности), находящихся в одной зоне единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории (группе) потребителей (за исключением потребителей, которые заключили договор теплоснабжения с применением долгосрочного тарифа в отношении объема, предусмотренного таким договором);

■ с учетом дифференциации по виду теплоносителя (вода, пар).

5) платы за подключение (пункты 106-111).

Плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, исходя из подключаемой тепловой нагрузки или в индивидуальном порядке (пункт 106).

Основами ценообразования установлена следующая зависимость размера платы за подключение и порядка ее определения от величины подключаемой тепловой нагрузки:

■ в случае если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/ч, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям;

Проблема: из положений Основ ценообразования не представляется возможным установить зависимость предложенного размера платы за подключение в сумме 550 рублей от величины подключаемой тепловой нагрузки, что с учетом отсутствия специальных указаний относительно порядка компенсации расходов по подключению, возникающих у теплоснабжающих (теплосетевых) организаций в размере, превышающем названную сумму, может послужить как препятствием для компенсации затрат регулируемых организаций в полном объеме, так и основанием для попыток злоупотребления недобросовестными потребителями названной нормой путем разбивки своей заявки на подключение на несколько лимитированных подключений по 0,1 Гкал/ч.

■ в случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта, на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Согласно пункту 108 Основ ценообразования плата за подключение в данном случае дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и безканальная) и надземная (наземная)).

■ при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.

Важно: стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не должна превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.

6) платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности (пункты 112-115).

Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается:

■ равной ставке за мощность установленного для регулируемой организации одноставочного или двухставочного тарифа, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями (пункт 114);

■ для категорий (групп) социально значимых потребителей, предусмотренных пунктом 115 Основ ценообразования, если указанные потребители не потребляют тепловую энергию, но не осуществили отсоединение принадлежащих им теплопотребляющих установок от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновить потребление тепловой энергии при возникновении такой необходимости (пункт 112).

В соответствии с пунктом 115 Основ ценообразования к социально значимым потребителям, для которых устанавливается плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, относятся следующие категории (группы) потребителей:

а) физические лица, приобретающие тепловую энергию в целях потребления в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях;

б) исполнители коммунальных услуг, приобретающие тепловую энергию в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах или жилых домах коммунальной услуги теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в объемах их фактического потребления и объемах тепловой энергии, израсходованной на места общего пользования;

в) теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию в целях дальнейшей продажи физическим лицам и (или) исполнителям коммунальной услуги теплоснабжения, в объемах фактического потребления физических лиц и объемах тепловой энергии, израсходованной на места общего пользования;

г) религиозные организации;

д) бюджетные и казенные учреждения, осуществляющие в том числе деятельность в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта;

е) воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации;

ж) исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы.

Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

1. Закреплен порядок установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункты 3-5, 21-23). Так, установление предельных уровней осуществляется в следующем порядке:

1) орган регулирования в срок до 01 июня года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее по тексту - ФСТ России) предложение об установлении предельных уровней тарифов, сформированное в соответствии с требованиями Основ ценообразования с учетом:

■ принятых регулирующим органом решений о выборе метода регулирования тарифов;

■ предложений регулируемых организаций об установлении цен (тарифов) (пункт 21).

2) предельные уровни тарифов устанавливаются ФСТ России на основании одобренного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 20 календарных дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу РФ (пункт 3);

з) установление (пересмотр) предельных уровней тарифов производится в соответствии с регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее по тексту - регламент) (пункт 5).

2. Определены общие требования к порядку установления регулируемых цен (тарифов) (пункты 6-20, 24-39).

В данной связи обращают на себя внимание следующие особенности:

1) цены (тарифы) устанавливаются до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду (пункт 6);

2) цены (тарифы) и (или) предельные уровни тарифов вводятся в действие, по общему правилу, с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года (пункт 7).

Действие правила не распространяется на:

а) решения о приведении ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации;

б) решения об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения, устанавливаемой в индивидуальном порядке;

в) решения об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование;

г) решения органов регулирования об установлении тарифов на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

3) порядок установления (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов определяется в соответствии с регламентом (пункт 11).

Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется:

а) по предложению регулируемой организации - организация до 1 мая года, предшествующего расчетному периоду, представляет в орган регулирования в установленном порядке предложение об установлении цен (тарифов) с приложением необходимых документов по установленному Правилами регулирования перечню (пункт 16) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (пункт 13).

Важно: Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов должен определяться Регламентом (пункт 25).

Обращает внимание, что в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями регулируемые виды деятельности, в отношении которых ранее не осуществлялось регулирование, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), но при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года (пункт 24).

Проблема: Правила регулирования не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, каким образом определяется цена товаров и услуг на регулируемые виды деятельности в случае невозможности подачи предложений об установлении цен (тарифов), отвечающие предусмотренным пунктом 24 Правил регулирования критериям, до 1 ноября текущего года, что может иметь своим результатом потенциальные разногласия с регулирующим органом и соответствующие трудности в процессе правоприменения.

б) по инициативе органа регулирования:

■ в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных Правилами регулирования - орган регулирования открывает дело на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) (пункт 14);

■ в случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

■ в случаях изменения предельных уровней тарифов (в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил регулирования).

4) выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации (пункт 26).

При этом, решение органа регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала или об отказе от применения этого метода подлежит согласованию органом регулирования с ФСТ России в соответствии с Правилами согласования решений органов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала или об отказе от применения указанного метода.

Разногласия, возникающие между органами регулирования и регулируемыми организациями в связи с выбором метода регулирования тарифов, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 583.

5) решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и должно включать в себя:

а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

6) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой;

в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.

Важно: решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы (пункт 37).

Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования и в обязательном порядке должен включать в себя основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

3. В развитие Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Правилами регулирования также устанавливается:

■ порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решений органов регулирования об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровней (раздел V);

■ порядок установления льготных регулируемых тарифов (раздел VI), при этом в соответствии с пунктом 52 Правил регулирования при установлении для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов повышение регулируемых тарифов для других потребителей не допускается;

■ порядок принятия решений об отмене регулирования тарифов (раздел VII).

Правила заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.

1. Нерегулируемый долгосрочный договор заключается при соблюдении следующих условий (пункт 2):

1) заключение договора осуществляется в отношении тепловой энергии, произведенной источниками тепловой энергии, введенными в эксплуатацию до 1 января 2010 г., не влечет за собой дополнительное увеличение тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие объекты которых введены в эксплуатацию до 1 января 2010 года (далее - отсутствие отрицательных тарифных последствий).

Отсутствие отрицательных тарифных последствий подтверждается заключением органа регулирования, которое подготавливается и предоставляется органом регулирования в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Правилами подготовки и предоставления заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий, возникающих в результате заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон.

Проблема: поскольку возможность выдачи заключения обусловлена его подготовкой в соответствии с названными Правилами, велик риск отказа регулирующих органов в предоставлении таких заключений до утверждения названного правового акта.

2) существует технологическая возможность снабжения тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем от источников тепловой энергии потребителя тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологическая возможность существует, если теплопотребляющий объект потребителя и источник тепловой энергии теплоснабжающей организации расположены или будут расположены в одной системе теплоснабжения при выполнении одного из следующих условий:

а) имеются документы, подтверждающие, что теплопотребляющий объект и источник тепловой энергии в установленном порядке подключены к системе теплоснабжения;

б) потребителем тепловой энергии (теплоснабжающей организацией в отношении источника тепловой энергии) заключен договор о подключении к системе теплоснабжения в отношении такого теплопотребляющего объекта;

в) имеются технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку (мощность) и сроки подключения теплопотребляющего объекта (источника тепловой энергии) к сетям теплоснабжения, предоставленные в порядке, установленном градостроительным законодательством Российской Федерации.

2. Определены общие требования к порядку заключения долгосрочных договоров. Предусмотренный Правилами порядок предусматривает определенную последовательность действий потребителя и теплоснабжающей организации, обязательными элементами которой является согласие сторон (его получение) на заключение договора и направление заявки в орган регулирования на предоставление заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий (пункты 6, 7).

Важно: расчет тарифов на тепловую энергию (мощность) при заключении долгосрочных нерегулируемых договоров должен осуществляться с учетом требований пунктов 102-105 Основ ценообразования.

А.М. Криницын, Анализ новелл правового регулирования отношений в сфере теплоснабжения, связанных с принятием Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения"

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №12 (148), 2012 г., www.ntsn.ru/12_2012.html

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: