ЗАВОД ПОЛИМЕРНЫХ ТРУБ
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Совершенствование системы регулирования в сфере теплоснабжения

Б.Ф.Вайнзихер, генеральный директор, ЗАО «КЭС»

(Стенограмма доклада на XI Московском международном энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» на пленарной дискуссии: «Региональная энергетика. Может ли теплоснабжение стать эффективным бизнесом?», г. Москва, 9.04.2013 г.)

Существуют две главные тенденции в теплоэнергетике России. Первая заключается в том, что теплопотребление по стране падает. Это происходит отчасти из-за эффекта повышения энергоэффективности, отчасти из-за ухода потребителей. На графике (рис.1) представлена картина снижения потребления тепла в постсоветский период. За это время «КЭС» потеряли 75% отпуска тепла в паре. Второй тезис: существуют колоссальные избытки мощностей, которые так или иначе оплачивает потребитель. По регионам, где действует ЗАО «КЭС», это от 20 до 100% излишних мощностей (рис. 2).

При этом я берусь утверждать: теплоснабжение - самая отсталая отрасль в стране. Я не представляю себе, в какой стране до сих пор считается нормальным отключение горячей воды летом, и где начало и окончание отопительного сезона происходит по команде мэра. Нормальной практикой является изменение параметров теплоснабжения в зависимости от того, что у какого-то потребителя, например, не соответствуют стандартам устройство приема тепловой энергии. У нас есть такие города, в которых мэр пишет письмо генеральному директору ЗАО «КЭС» следующего содержания: «Прошу не поднимать температуру выше 110 градусов, потому что у нас часть домов оборудована такими системами, которые не позволяют ее поднимать выше». В итоге мы вынуждены вместо режима 150 на 70 градусов держать реально 110 на 70.

Только тепловые сети мы сознательно минимум два раза в год подвергаем такой анахронической вещи, как гидравлические испытания - сознательно подвергаем разрушению.

В экономике теплоснабжение тоже самая отсталая отрасль, потому что тепло - это единственный коммунальный ресурс, учет которого по закону не везде обязателен. Кроме того, полностью разрушена цепочка ответственности за качество, количество и оплату ресурса между жителями, управляющими компаниями в многоквартирных домах и РСО.

Ну а с точки зрения надежности, в теплоснабжении всегда все было плохо, сейчас хуже, а будет еще хуже, если ничего не делать с этим.

Есть объяснение этой отсталости - это стопроцентное регулирование. Оно содержит в себе много различных факторов: сдерживание тарифов, регулирование «от достигнутого», угроза «вырезания» экономии. Но я считаю, что самое главное здесь другое - нас, теплоснабжающие организации и потребителя, вообще вывели из обсуждения, сколько стоит тепловая энергия. Мы можем только представить свои предложения в РЭКе о том, на сколько мы хотим, чтобы стоимость изменилась. А РЭК, на свое усмотрение, примет или не примет это предложение. Потребителя давным-давно никто не спрашивает. Я считаю, что это главная причина ухода паровых потребителей (мы сейчас проводим большую работу по возвращению наших паровых потребителей, она имеет серьезные успехи - многие возвращаются). В условиях падения объемов отпуска продукта, использовать метод регулирования необходимой валовой выручки - бессмыслица полная, потому что как бы не росли тарифы на тепло, это все равно не принесет больше прибыли.

Поэтому, для решения этих проблем, предлагаю следующие меры. Я глубоко убежден, что никакой монополии на производство тепла и его продажу не существует. У потребителя масса способов избавиться от услуг теплоснабжающих организаций даже в многоквартирных домах. Поэтому есть предложение полностью отменить регулирование, причем сразу для всех потребителей, присоединенных к коллекторам источников тепла. Его можно отменять с завтрашнего дня, и ничего не изменится от этого. Не изменится ничего и для новых потребителей, потому что, даже если такая возможность оговорена, то она оговорена целым рядом разных отлагательных либо согласовательных условий со стороны органов власти. А далее, для населения и объектов «соцкультбыта» применить метод ограничения предельной цены в зоне сетей централизованного теплоснабжения, соответствующей минимальной цене альтернативного источника тепла, которым для большинства регионов России является газовая котельная. В этом случае не будет появляться лишних котельных, которых могло бы не быть. Вернутся, так или иначе, промышленные потребители, построившие в последние годы собственные котельные. Более того, в одном из городов присутствия ЗАО «КЭС» рост тарифов составил 14%. Если бы эти тарифы устанавливала не РЭК, то я должен бы был написать потребителям: «Уважаемые потребители! Я, генеральный директор ЗАО «КЭС», принял решение с первого января увеличить тарифы на 14%». Сделал бы я это? Не уверен. Десять раз бы подумал, сколько потребителей уйдет, сколько потребителей не доплатит денег и т.д. В этом отношении регулятор ни за что не отвечает. Ему подали в соответствии с методикой материалы, он их проанализировал и установил соответствующий тариф. Потребителя вообще никто не спрашивал. Поэтому я считаю, что отмена регулирования не страшна. Более того, готов браться за это совершенно ответственно. Уверен, что рост тарифов для населения будет ниже, чем регулируемый.

По этому поводу есть еще несколько мыслей. Во-первых, до уровня альтернативной котельной не далеко. Если посмотреть, в регионах, где представлено ЗАО «КЭС», конечный тариф примерно на 20% ниже уровня альтернативной котельной (рис. 3).

Никто не предлагает применить все эти меры за один шаг. По нашей оценке, это нужно сделать за пятилетку. Допустим, сейчас можно установить тариф на 2018 г. в ценах 2013 г., и построить график, на котором будет видно, как будет расти стоимость тепла до этого уровня. Причем замечу, это не тариф. Это - предельный уровень цены. И не факт, что если отпустить регулирование, он во всех регионах будет именно такой. Это лишь верхняя планка.

Какие еще можно применить меры? Понятно, что метод альтернативной котельной не работает без назначения единой теплоснабжающей организации, которая берется за надежность и качество теплоснабжения и берет на себя все финансовые риски. То есть эта организация покупает тепло у других котельных, платит сетям, платит за ремонты, но она же и получает все выгоды от оптимизации схемы теплоснабжения, возвращения себе потребителей и т.д. И она, естественно, несет перед всей этой зоной, которая включает в себя не только население, но и промышленность, полную ответственность за качество и надежность теплоснабжения.

По поводу качества теплоснабжения существует только один тезис: потребитель в системе теплоснабжения не должен думать. Мы же не считаем чем-то неправильным то, что когда мы щелкаем выключателем, включается свет. Или снимаем трубку, и телефон работает. В принципе, потребитель имеет право потреблять тепло тогда, когда ему вздумается. Это длинный путь, но так живет весь мир. Я все время говорю: «Спросите у жителя Хельсинки, когда начинается отопительный сезон?» Мне даже интересно, что он ответит. Просто у него стоит где-то в доме регулятор, и, когда нужно, он включает отопление. Что касается горячей воды, я вообще не вижу никаких оснований делать перерывы двухнедельной длительности каждый год, еще и во всех домах города. Затрагивая тему качества теплоснабжения, только потребитель может определить, устраивает его предоставляемая услуга или нет. А мы все время пытаемся измерять это в виде температуры на коллекторах, что является полностью бессмысленным, если в доме, например, не закрыта форточка. Все эти меры бессмысленны, если не будет учета тепловой энергии. По этому поводу нужно сделать решительный шаг и стимулировать установку приборов учета, увеличивая стоимость безучетного тепла.

Еще один важный тезис: тепло является самым обыкновенным товаром. Ничего специального, выделяющего его среди всяких прочих нет. Все мы знаем, неплатежи по теплу у нас в стране громадные. Например, по нашей компании общий объем накопленных неплатежей составляет 35 млрд руб. - гигантская сумма. У нас есть регион, где уровень долга превышает годовой отпуск тепла. А теперь скажите мне, что должна делать управляющая компания при средних платежах населения 90-95%, чтобы накопить долг размером более двух месяцев? Соответственно нужно сделать простую вещь - считать, что тепло - это обыкновенный товар. И никакой товар нельзя потреблять, не оплатив его. Еще я глубоко убежден в том, что если действительно была бы возможность отключать потребителей тепла, то отключенных зданий не было бы. Если бы управляющие компании понимали, что здание реально отключат, то таких долгов бы не возникало. А на самом деле, сейчас можно делать все, что угодно, потому что правовым путем этого товара лишить нельзя.

Б.Ф.Вайнзихер, Совершенствование системы регулирования в сфере теплоснабжения

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №06 (154), 2013 г. , www.ntsn.ru/6_2013.html

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: