теплообменники
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Государственная политика по развитию систем теплоснабжения в России: предложения для госпрограммы

Подготовлено Аналитическим центром при Правительстве РФ

Введение

Представленные ниже предложения для госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в части государственной политики по развитию систем теплоснабжения в России, подготовлены Аналитическим центром при правительстве РФ, текст основан:

■ на предложениях, поступивших от экспертов. Данные предложения собирались и обрабатывались Аналитическим центром в апреле и мае 2013 года;

■ на материалах Аналитического сборника «Особенности реализации политики энергосбережения в регионах», выпущенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в ноябре 2012 года (по теплоснабжению - в первую очередь, материалы ОАО «ВНИПИэнергопром» и НП «Российское теплоснабжение»);

■ на результатах проведенных опросов экспертов. Опросник был составлен Аналитическим центром на основе перечисленных выше материалов. Рассылался и обрабатывался в мае 2013 года. В приведенных ниже предложениях включены те меры, по которым к согласию пришло большинство опрошенных экспертов. Те меры, по которым мнения разделились приблизительно на равные части, вынесены в раздел «на дополнительное обсуждение». Меры, с которыми не согласилось большинство экспертов, в данном тексте не приводятся;

■ на основе материалов, расположенных на сайтах НП «Российское теплоснабжение», Минэнерго России;

■ на основе предложений экспертов, полученных в рамках обсуждения, проводившегося на круглом столе 11 июня 2013 г.;

■ на основе требований, указанных в существующей нормативной правовой базе.

За апрель-июнь 2013 года предложения экспертов в свободной форме в части теплоснабжения и ответы на опросник были присланы следующими организациями и экспертами:

НП «Российское теплоснабжение»; НП «Совет производителей энергии» (консолидированный ответ на опросник с участием следующих компаний: ОАО «Фортум», ОАО «ОГК-2», ОАО «Е. ОН», ОАО «ГЭХ», ЗАО «КЭС», ООО «СГК»); НП «Объединение энергопотребителей»; Фонд «Институт экономики города»; ОАО «АТС»; ОАО «е2»; ОАО «Квадра»; ОАО «Фортум», ГК «РосЭнергоСервис»; ЗАО «Уралсевергаз - независимая газовая компания»; ОАО «Свердловская энергогазовая компания». Также были получены мнения следующих экспертов: Антонов Н.В. (ЗАО «АПБЭ»); Довгялло М. В. (ОАО «СУЭК»); Зайцев М.В. (ЗАО «КЭС»); АлимовХ.А., Ибрагимов Э.В. (НП «ЭнергоЭксперт-инжиниринг»); Щелоков Я. М. (СРО «Союз энергоэффективность»); Шлапаков В. И. (Санкт-Петербургский Институт Теплоэнергетики).

Ключевые проблемы теплоснабжения (требующие вмешательства со стороны государства)

С одной стороны, платежи и тарифы для конечных потребителей тепловой энергии растут; с другой стороны, потребители получают услуги низкого качества, что обусловлено недостаточной надежностью функционирования, а также низкой энергетической, технологической и экономической эффективностью действующих систем теплоснабжения. Отсутствие условий для привлечения инвестиций в сектор не позволяет решить данные проблемы без государственного участия.

Системные проблемы:

1) Несбалансированность нормативной правовой базы по вопросам развития систем теплоснабжения, начиная от федерального уровня, и заканчивая уровнем муниципальных образований. Несогласованность и проблемы присутствуют внутри отрасли: наблюдается ряд неурегулированных вопросов, неоднозначность толкования отдельных норм или их противоречивость на фоне их численной избыточности, не определен ряд необходимых в секторе терминов. Также есть межотраслевые проблемы: несогласованными являются нормы о теплоснабжении и нормы о горячем водоснабжении, наблюдается несовершенство законодательства в части управления многоквартирными жилыми домами, проблемы вызывает отсутствие баланса между законодательством о теплоснабжении и градостроительными нормами, нормами земельного законодательства. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

2) Несбалансированность в моделях рынка электроэнергии и сектора теплоснабжения: нет агрегированных показателей развития электроэнергетики и теплоснабжения; не учитываются особенности когенерации при работе на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

3) Отсутствие комплексной реализации политики при развитии систем теплоснабжения. Наблюдаются «точечные» решения проблем; отсутствие государственной стратегии развития отрасли; отсутствие единого центра ответственности за развитие отрасли; нет систематизированного представления о проблемах в секторе в регионах и муниципалитетах. Системы теплоснабжения в муниципальных образованиях развиваются хаотично; зачастую отсутствует единый центр диспетчеризации.

4) Проблема перекрестного субсидирования: наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке, а также иных видов перекрестного субсидирования искажают реальную цену тепловой энергии. Нерешенность данной проблемы приводит к уходу платежеспособных коммерческих потребителей из систем централизованного теплоснабжения, «котельнизации» страны, повышению тарифов для остальных потребителей. Повсеместного решения данной проблемы не происходит, в том числе по следующим причинам: понятие перекрестного субсидирования в нормативных правовых актах не определено; отсутствуют оценки, произведенные на объективных и прозрачных данных, подтвержденных на государственном уровне.

5) Непрозрачность сферы из-за отсутствия консолидации и систематизации информации. Полная и систематизированная информация по сложившейся ситуации в системах теплоснабжения и по России в целом, по отдельным регионам и муниципальным образованиям в настоящее время отсутствует. Есть множество информации, тем не менее, она разрознена, не согласована между собой. Причины: с одной стороны, органы исполнительной власти получают данные от организаций по множеству форм (некоторая информация направляется одновременно в несколько органов исполнительной власти); с другой стороны, отсутствие единого центра консолидации отчетных данных приводит к тому, что нет возможности в короткие сроки получить объективную и полную информацию. Решения органов исполнительной власти, строящиеся на разрозненных источниках, несут за собой высокие риски получения искаженной действительности.

6) Отсутствие единой научно-исследовательской политики: современное развитие технологий позволяет создавать эффективные и безопасные системы теплоснабжения; тем не менее, на практике не происходит повсеместного внедрения исключительно современных технологий.

Не осуществлен переход в нормативно-технических документах по строительству и реконструкции от требований частных технических характеристик к общим требованиям энергоэффективности. При новом строительстве продолжается применение неэнергоэффективных решений. При отсутствии системной научно-исследовательской политики на уровне муниципалитетов затруднительно отслеживать новые технологии, а также оценивать те технологические решения, которые внедряются при обновлении оборудования.

7) Проблема взаимодействия теплоснабжающих организаций с потребителями: у теплоснабжающих организаций отсутствуют стимулы учитывать нужды конечных потребителей; отсутствует система качества; нет системы сертификации компаний, работающих в сфере теплоснабжения на уровне бытовых потребителей. Потребитель тепловой энергии не является равноправной стороной договорных отношений; вынужден оплачивать и обоснованные, и необоснованные издержки производителей.

8) Дефицит квалифицированных кадров в секторе: проблема стоит особенно остро на уровне субъектов федерации и муниципальных образований. Проблема характерна как для сотрудников регулирующих органов, так и для специалистов теплоснабжающих организаций. Необходимо развитие кадрового потенциала для обеспечения надежности и повышения качества работы систем теплоснабжения на всех этапах процесса производства и передачи тепловой энергии. Без персонала, достигшего определенной степени квалификации, затруднительно внедрять современные технологии, контролировать качество вводимого оборудования, грамотно составлять и контролировать качество готовых схем теплоснабжения.

Низкий уровень энергетической эффективности при эксплуатации тепловых сетей

1) Высокий процент износа: в большей части систем теплоснабжения износ тепловых сетей превышает 60-70%.

2) Большие потери тепловой энергии: в зависимости от региона потери тепловой энергии разнятся (могут доходить и до 40%), средневзвешенный показатель по России составляет около 15% от произведенной тепловой энергии. Вследствие потерь в некоторых регионах в тепловых сетях теряется вся экономия использования топлива от комбинированной выработки тепловой энергии и электроэнергии на ТЭЦ.

3) Срок службы заменяемых участков трубопроводов составляет около 5-7 лет. Причиной является низкое качество заменяемых трубопроводов: происходит экономия на материалах, технологических решениях, строительстве, происходит нарушение существующих требований.

4) Снижение надежности в тепловых сетях: увеличивается количество аварий, инцидентов и повреждений тепловых сетей. С 2006 по 2011 г. количество повреждений тепловых сетей в отопительный сезон выросло в 1,7 раза. Наряду с этим, тепловые сети в большинстве случаев не закольцованы и не имеют резервных перемычек на случай аварий, что приводит к тому, что в результате нарушений в тепловых сетях от систем теплоснабжения отключаются десятки многоквартирных домов.

5) Гидравлические режимы сетей разрегулированы, что повышает расходы электроэнергии на перекачку теплоносителя.

Низкий уровень энергетической эффективности при производстве тепловой энергии: перерасход топлива

1) Нерациональное использование топлива вследствие проблемы «котельнизации»: в Федеральном законе № 190 «О теплоснабжении» заявлен приоритет комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. В настоящее время данный принцип не соблюдается по ряду причин: высокие тарифы в централизованной системе теплоснабжения, снижение качества и надежности оказываемых услуг. Необходимо создание условий, которые дадут стимул потребителям выбирать когенерацию. В случае с теплофикационными мини-ТЭЦ, необходимо решение вопросов синхронизации мини-ТЭЦ с централизованными системами электроснабжения (покупка излишков электроэнергии).

2) Состояние генерирующих объектов: срок эксплуатации теплогенерирующего оборудования на ТЭС для 52% котлов и 46% турбин составляет от 30 до 50 лет, для 23% котлов и 18% турбин превышает 50 лет.

Применяются и продолжают внедряться устаревшие технологии по производству тепловой энергии, что приводит к перерасходу топлива по сравнению с возможными в настоящее время технологическими решениями (в том числе по причине устаревших требований).

Проблемы тарифного регулирования

В настоящее время тариф на тепловую энергию формируется по принципу компенсации затрат («затраты плюс»). С одной стороны, наблюдается рост тарифов, платежей населения, с другой стороны, система тарифного регулирования построена таким образом, что у производителей и собственников инфраструктуры нет стимулов для модернизации, но есть стимулы к завышению затрат. Таким образом, потребители оплачивают неэффективность производителей, в первую очередь, потери и содержание аварийных служб.

К основным проблемам тарифного регулирования можно отнести общую несбалансированность и несогласованность регулирования (цели, ставящиеся на разных уровнях производственного процесса, зачастую противоречат друг другу); отсутствие эффективных механизмов стимулирования энергосбережения и сокращения издержек; непрозрачность ключевых процедур регулирования. Кроме того, проблемой является ориентация текущего регулирования только на индексы изменения тарифов, а не их абсолютную величину.

Необходимо вводить систему ценообразования, которая позволит потребителю получать качественную коммунальную услугу, платить за решения по повышению уровня эффективности систем теплоснабжения; производитель должен получить тариф, который позволит инвестировать в модернизацию, а также снижать и просчитывать риски инвестиций.

Неоптимальное поведение потребителей тепловой энергии

(на уровне ЖКХ и бюджетных организаций)

1) Тепловые потери из-за неудовлетворительного состояния жилищно-коммунального хозяйства: изношенная инфраструктура, здания с недостаточной теплозащитой.

2) Нерациональное потребление тепловой энергии в зданиях. Существующие технологические решения позволяют регулировать потребление тепловой энергии в помещениях (на общедомовом уровне), что позволяет избежать проблем излишнего потребления тепловой энергии («перетопов»), «открытых форточек».

3) Хронические неплатежи за потребленную тепловую энергию. В ЖКХ высокий уровень неплатежей присутствует на уровне «управляющая компания - теплоснабжающая организация» (при высоком уровне платежей на уровне «граждане - управляющая компания»). Также неплатежи присутствуют и у иных групп потребителей.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы

В соответствии с Федеральным законом № 190 «О теплоснабжении» основными приоритетами государственной политики в сфере теплоснабжения являются:

1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;

2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;

3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;

4) развитие систем централизованного теплоснабжения;

5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;

6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;

7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;

8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

Помимо представленных принципов предлагается целесообразным предусмотреть:

1) реализацию принципа прозрачности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;

2) взаимодействие с потребителями: переход к новому уровню работы, создание «системы качества»;

3) сочетание стимулов и ограничений развития систем децентрализованного теплоснабжения в городах с развитой инфраструктурой. Приоритет развития систем централизованного теплоснабжения должен достигаться за счет мер стимулирования.

Задачи подпрограммы

1) Создание прозрачной и сбалансированной системы (объективная и полная информация, сбалансированная система нормативных правовых актов вплоть до уровня муниципальных образований). Необходимо добиться максимальной устойчивости функционирования систем теплоснабжения на уровне субъектов федерации и муниципальных образований без вмешательства по операционным вопросам федеральных органов исполнительной власти.

2) Создание условий для модернизации тепловых сетей (с использованием современных и энергоэффективных технологий), в том числе за счет создания условий по повышению инвестиционной привлекательности сферы.

3) Создание условий для модернизации генерирующих мощностей (с использованием современных и энергоэффективных технологий), в том числе за счет создания условий по повышению инвестиционной привлекательности сферы.

4) Создание условий для реализации принципа приоритета комбинированной выработки тепловой и электрической энергии как за счет повышения эффективности загрузки существующих ТЭЦ, так и за счет предоставления возможностей развития мини-ТЭЦ.

5) Достижение справедливой цены на тепловую энергию.

6) Переход к новому уровню работы на этапе «потребитель-поставщик»: руководство критериями надежности и качества.

Предлагаемые индикаторы (дополнительно требуется оценить их целевые значения)

1) Потери тепловой энергии в тепловых сетях, % от производимой тепловой энергии.

2) Доля отпуска тепловой энергии в комбинированном цикле от общего отпуска тепловой энергии всеми источниками тепловой энергии, %.

3) Удельные расходы топлива на отпуск тепловой энергии на источниках тепловой энергии, кг у.т./Гкал.

4) Коэффициент использования установленной тепловой мощности (КИУМ) на источниках тепловой энергии.

5) Коэффициент использования топлива (КИТ) на источниках тепловой энергии.

6) Удовлетворенность населения надежностью и качеством услуги теплоснабжения (по результатам опросов).

Основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы

1) Разработана новая модель теплоснабжения, которая базируется на следующих принципах: метод «альтернативной котельной», единая теплоснабжающая организация, ответственность теплоснабжающих организаций за нарушение качества и надежности, либерализация договорных отношений на долгосрочной основе.

2) Во всех муниципальных образованиях, для которых есть требование по разработке схем теплоснабжения, приняты и ежегодно актуализируются схемы теплоснабжения.

3) Во всех муниципальных образованиях, для которых есть требование по организации единых теплоснабжающих организаций, они созданы и успешно функционируют.

4) Обеспечена прозрачность сектора; создана сбалансированная система нормативных правовых актов на всех уровнях исполнительной власти.

5) Достигнута экономия топливных ресурсов за счет модернизации сетей и генерирующих объектов, а также перехода к приоритету комбинированной выработки: необходимы оценки.

6) Экономия денежных средств за счет принятых мер: необходимы оценки.

7) Достигнута дифференциация тарифов на тепло для населения между регионами.

8) Создан Федеральный научно-исследовательский центр по проблемам теплоснабжения и когенерации.

Сроки и контрольные этапы реализации подпрограммы

Три этапа:

1) до 2016 года;

2) до 2018 года;

3) до 2020 года.

Характеристика основных мероприятий подпрограммы

1) Приведенные ниже мероприятия относятся к системам теплоснабжения, работающим в основном за счет ТЭЦ и котельных. Развитие удаленных территорий необходимо рассматривать отдельно.

2) В соответствии с ФЗ 190 «О теплоснабжении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 № 853, а также иными нормативными правовыми актами, основными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) в сфере теплоснабжения являются:

■ Министерство энергетики Российской Федерации;

■ Министерство регионального развития Российской Федерации;

■ Федеральная антимонопольная служба;

■ Федеральная служба по тарифам;

■ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Перечень мероприятий:

1) Разработка новой модели развития сектора теплоснабжения, основанной на следующих принципах: установление тарифов по методу «альтернативной котельной», единая теплоснабжающая организация как целевая организация отрасли,

ответственность теплоснабжающих организаций перед потребителями за нарушение качества и надежности, поэтапная полная либерализация договорных отношений на долгосрочной основе.

(Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минре- гион, Минэкономразвития, ФСТ, ФАС, этап реализации: 1).

2) Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов, административных центров и городов федерального значения. Установление дополнительных требований к схемам теплоснабжения.

2.1) Анализ утвержденных схем теплоснабжения. На основе данного анализа: актуализация требований и методических указаний по разработке схем теплоснабжения, в том числе установление порядка ежегодной актуализации схем теплоснабжения; информирование органов исполнительной власти муниципальных образований о возможностях повышения качества разрабатываемых схем теплоснабжения (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион, этап: 1-3);

2.2) Разработка мер по стимулированию местных органов самоуправления для своевременного утверждения схем теплоснабжения, разработанных на требуемом уровне качества. (Ответственный ФОИВ: Минрегион, этап: 1).

3) Обеспечение прозрачности: создание единой открытой информационно-аналитической системы по вопросам теплоснабжения. Информация детализируется до уровня муниципальных образований. Обеспечение данной меры возможно за счет включения сектора в разрабатываемую государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).

3.1) поправки в закон о ГИС ТЭК, разработка требуемых статистических форм (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион, этап: 1);

3.2) эксплуатация и обновление информационно-аналитической системы (Ответственный ФОИВ: Минэнерго, этап: 2-3).

4) Гармонизация нормативной правовой базы по вопросам развития систем теплоснабжения до уровня муниципальных образований, по вопросам прав и обязанностей участников сектора.

4.1) определение новых и корректировка существующих требований к субъектам федерации и муниципалитетам по развитию систем теплоснабжения: четкое разграничение обязанностей по теплоснабжению между региональными, муниципальными органами власти; обязательность наличия системы контроля качества теплоснабжения, определение степени ответственности руководства администраций (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1);

4.2) определение новых и корректировка существующих требований к теплосетевым (теплоснабжающим) организациям по развитию систем теплоснабжения (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1);

4.3) создание системы взаимоувязанных нормативных документов, определяющих требования к проектированию, строительству тепловых сетей (технические регламенты и стандарты) (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1-2);

4.4) создание системы взаимоувязанных нормативных документов, определяющих требования к эксплуатации тепловых сетей (технические регламенты и стандарты) (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1-2);

4.5) гармонизация норм законодательства о теплоснабжении и законодательства о водоснабжении (в части ГВС) (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1);

4.6) упрощение процедур для получения разрешения на строительство сетей теплоснабжения (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1);

4.7) упрощение процедур оформления прав на земельные участки при строительстве сетей теплоснабжения (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1);

4.8) определение показателей качества и надежности при оказании услуг теплоснабжающими организациями потребителям (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1);

4.9) предусмотреть в схемах и программах развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации приоритет когенерации с теплофикационной нагрузкой с условием минимальных затрат на подключение к электрическим сетям (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион);

4.10) определение четкого регламента согласования инвестиционных программ и их учета при принятии тарифных решений (Ответственные ФОИВ: уровень субъектов Российской Федерации).

5) Нахождение баланса при регулировании рынков электроэнергии и тепловой энергии.

5.1) синхронизация моделей рынков электроэнергии и сектора теплоснабжения (Ответственный ФОИВ: Минэнерго, этап: 1);

5.2) синхронизация правил по разработке схем и программ развития электроэнергетики со схемами теплоснабжения (Ответственный ФОИВ: Минэнерго, этап: 1);

5.3) синхронизация правил по разработке схем водоснабжения со схемами теплоснабжения (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1);

5.4) стимулирование подключения мини-ТЭЦ, вырабатывающих электроэнергию в теплофикационном режиме, к электрическим сетям (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион, Минэкономразвития, этап: 1-2).

6) Решение проблемы перекрестного субсидирования между группами потребителей тепловой энергии. (Ответственные ФОИВ: Минэнерго России, Минрегион России, Минэкономразвития России, этап реализации: 1).

7) Поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов). (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион, Минэкономразвития, ФСТ, ФАС, этап реализации: 1).

8) Стимулирование к внедрению системы двухставочного тарифа на тепловую энергию для конечных потребителей. Обеспечение выбора между одноставочным и двухставочным тарифами. (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион, Минэкономразвития, ФСТ, ФАС, этап реализации: 1-2).

9) Определение механизмов поддержки за счет государственного бюджета.

9.1) разработка механизма компенсации процентных ставок по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционные программы субъектов Российской Федерации в теплоснабжении (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион, Минэкономразвития, этап: 1);

9.2) разработка иных механизмов предоставления долгосрочных заемных средств на модернизацию (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион, Минэкономразвития, этап: 1);

9.3) разработка механизма софинансирования за счет бюджетных средств некоторых инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения, утвержденных в рамках программ (схем теплоснабжения) субъектов Российской Федерации (Ответственные ФОИВ: Минэнерго, Минрегион, Минэкономразвития, этап: 1).

10) Повышение уровня ответственности производителей и потребителей при выполнении условий договорных отношений; определение принципов ответственности и набора санкций (в частности, штрафы) для теплоснабжающих организаций, которые не выполняют показатели качества и надежности при оказании услуг потребителям (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1); определение набора санкций для потребителей, нарушающих выполнение условий договора (в том числе, за неплатежи) (Ответственные ФОИВ: Минрегион, Минэнерго, этап: 1).

11) Совершенствование механизма адресного субсидирования малоимущих слоев граждан.

Определение категорий субсидируемых потребителей, в частности определение числа малообеспеченных граждан, для которых переход на расчеты за коммунальные услуги по приборам учета вызовет превышение платежа предельного уровня, установленного региональными стандартами оплаты ЖКУ (Ответственный ФОИВ: Минрегион, этап: 1).

Совершенствование механизма расчета региональных стандартов предоставления субсидий (Ответственный ФОИВ: Минрегион, этап: 1).

Совершенствование порядка предоставления субсидий (Ответственный ФОИВ: Минрегион, этап: 1).

12) Создание Федерального научно-исследовательского центра по проблемам теплоснабжения и когенерации: определение источников финансирования, организационной формы, основных функций центра, иных условий и параметров (Ответственный ФОИВ: Минэнерго России, этап реализации: 1-2).

Возможные направления исследований:

■ разработка типовых инвестиционных проектов и вариантов финансирования работ по замене тепловых сетей;

■ разработка показателей удельных капитальных вложений по основным объектам (тепловым сетям, котельным, центральным тепловым пунктам). Корректирующие коэффициенты должны учитывать условия проведения работ, затраты на благоустройство и другие условия;

■ проработка типовых решений по модернизации или замене однотипного оборудования на существующих источниках тепловой энергии;

■ проработка типовых решений по надстройке существующих котельных ГТУ и ПГУ установками;

■ рекомендации по особенностям применения в тепловых сетях предизолированных трубопроводов в российских условиях;

■ разработка конструкторской документации современных энергоэффективных газотурбинных установок для массового производства отечественной промышленностью (нужна связь с госпрограммой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»);

■ создание системы «лучших практик» в теплоснабжении: успешные инвестиционные проекты.

13) Разработка и внедрение программ по обучению и повышению квалификации работников в сфере теплоснабжения, в том числе в органах исполнительной власти (Ответственные ФОИВ: Минэнерго России, Минрегион России, Минобрнауки России, этап реализации: 1-3).

14) Нетарифные методы стимулирования потребителей к повышению энергоэффективности (для подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности»).

■ информирование населения о возможностях повышения уровня энергоэффективности;

■ базы данных по надежным поставщикам энергоэффективных решений (через Управляющие компании). (Ответственные ФОИВ: Минре- гион России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, этап реализации: 1-3).

15) Создание условий для повышения уровня энергоэффективности в системах теплопотребления в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления). Для подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности». (Ответственный ФОИВ: Минрегион России, этапы реализации: 1-3).

16) Реализация требования обязательного приборного учета потребляемых тепловой энергии и теплоносителя, а также оперативного контроля фактических тепловых потерь. Для подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности».

16.1) Внесение в действующее законодательство изменений, предусматривающих обязательное 100% оборудование потребителей общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в том числе потребителей с тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч, с целью минимизации разногласий по количеству и качеству поставляемого ресурса (Ответственный ФОИВ: Минрегион, этапы реализации: 1);

16.2) внесение в действующее законодательство изменений, направленных на дестимуляцию безучетного потребления (включая порчу и вывод из строя приборов учета) (Ответственный ФОИВ: Минрегион, этапы реализации: 1);

16.3) внесение в действующее законодательство изменений, направленных на запрет строительства МКД с вертикальной разводкой (Ответственный ФОИВ: Минрегион, этапы реализации: 1).

Подготовлено Аналитическим центром при Правительстве РФ, Государственная политика по развитию систем теплоснабжения в России: предложения для госпрограммы

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №09 (157), 2013 г. , www.ntsn.ru/9_2013.html

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: