РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Совершенствование нормативной правовой базы и решение проблем теплоэнергетических предприятий

М.И. Шиянов, генеральный директор «Мособлтеплоэнерго»

(Доклад на отраслевой научно-практической конференции «Теплоснабжение России:

110 лет развития» 11-12 сентября 2013 года, г. Москва, публикуется в сокращении)

Благодаря принятому в 2010 г. Федеральному закону № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение выделено в отдельную отрасль, в которой сегодня четко наметились устойчивые тенденции к переходу от локальных к системным преобразованиям, что потребует принципиального изменения подходов к ее развитию.

Теплоснабжение России обеспечивают 485 ТЭЦ, около 6,5 тыс. котельных мощностью более 20 Гкал/час, более 100 тысяч мелких котельных и около 600 тыс. автономных индивидуальных теплогенераторов. В организациях, занимающихся строительством, эксплуатацией, ремонтом, наладкой, контролем систем теплоснабжения и теплопотребления, работает около 2 млн человек.

Суммарная реализация тепла в стране составляет 2060 млн Гкал/год, в том числе жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют 1086 млн Гкал, промышленность и прочие потребители 974 млн Гкал. На теплоснабжение расходуется более 400 млн т.у.т./год.

В Московской области котельных насчитывается 2359 штук. Мощность составляет 29,9 тыс. Гкал/ч - основные источники централизованного теплоснабжения. Производство тепла составляет - 68 млн Гкал/год. По мощности котельные подразделяются:

■ до 3 Гкал - 42% от общего количества;

■ 3-20 Гкал - 41%;

■ 20-100 Гкал - 14%;

■ свыше 100 Гкал - 3%.

Котельные работают на газе - 1936 шт., на жидком топливе - 189 шт., на твердом топливе - 220 шт., на электроэнергии - 8 шт.

ТЭЦ, ГРЭС обеспечивают частичное теплоснабжение городов Химки, Мытищи, Люберцы, Котельники, Павловский Посад, Шатура, Кашира, Ступино, Электросталь, Электрогорск. Общий объем производства тепла - 7,6 млн Гкал/год.

Протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) составляет 10 455,2 км, количество ЦТП - 1 404 шт. Территория охвата обеспечения теплом населения тепловырабатывающими предприятиями, входящими в АМОТЭ, составляет более 50%.

Ассоциация МОТЭ в своем составе насчитывает более 50 тепловырабатывающих предприятий и производственных компаний общей численностью более 20 тысяч сотрудников.

3 апреля 1969 года решением исполкома Моссовета за № 271/12 начальником управления МОТЭ был назначен Александров Валентин Иванович - талантливый организатор, великолепный специалист, творческий и думающий руководитель. Именно благодаря его энергии, напору, высочайшей ответственности и компетентности, предприятия нашей системы стали ведущими в отрасли теплоэнергетики страны.

Это прежде всего:

■ ОАО «Мытищинская Теплосеть» - генеральный директор, он же президент Ассоциации «Мособлтеплоэнерго» - Ю.Н. Казанов;

■ экс-президент «Мособлтеплоэнерго», генеральный директор ОАО «Одинцовская теплосеть» Г В.Асатиани;

■ экс-президент «Мособлтеплоэнерго», директор ООО «Теплосети Железнодорожный» А.А. Яковлев и многие, многие другие.

Многим из того, что смогли достичь предприятия отрасли, мы обязаны тем «старожилам» - первооткрывателям тепловырабатывающих предприятий Подмосковья, кто стоял у истоков в те давние советские времена у руля ПОК и ТСов, пронесли на своих плечах все тяготы становления нынешней отрасли теплоснабжения. Основная заслуга ветеранов руководителей состоит в том, что сегодня «Мособлтеплоэнерго» создало под своим началом огромный творческий потенциал инженерно-технических работников, высококлассный эксплуатационный и ремонтный персонал. Практически, каждое предприятие имеет современную производственную базу, с необходимым набором станочного оборудования и автотракторной техники.

На современном этапе развития тепловырабатывающих предприятий Подмосковья перед нами стоит ряд проблемных вопросов, над которыми руководство и аппарат Ассоциации «Мособлтеплоэнерго» усердно работает. Ниже представлен перечень проблем и наше коллективное видение их решения.

1. Суть проблемы. Противоречие нормативных актов позволяет исполнителю коммунальных услуг, обслуживающему МКД, оборудованный общедомовым коммерческим узлом учета тепловой энергии, уклоняться от обязательства оплачивать фактически полученную тепловую энергию и производить расчеты по договору теплоснабжения не за потребленную тепловую энергию, а за суммарное количество горячей воды, определяемое внутриквартирными счетчиками потребления горячей воды. При таком способе определения количества тепловой энергии учитывается только фактическое количество горячей воды (куб. м), но не учитывается температура этой воды, т.к. применяются весьма заниженные нормативы, рассчитанные на максимальную температуру горячей воды, равную 50 ОС. В свою очередь, и суммарное количество горячей воды (куб. м) при таком способе определения также занижено, т.к. суммируются только данные квартирных счетчиков горячей воды, но не учитываются общедомовые расходы, а также возможные утечки. Для разных категорий домов эти потери колеблются от 25 до 40% от общего расхода тепловой энергии и должны быть оплачены дополнительно.

Решение. Приведение нормативных документов в соответствие. Законодательно установить ответственность Потребителя тепловой энергии:

■ за отказ от ведения расчетов за потребленную тепловую энергию с учетом фактических показаний приборов учета, при их наличии на объектах Потребителя;

■ за несвоевременное устранение неисправностей, вышедшего из строя коммерческого узла учета тепловой энергии. Установить сроки устранения неисправностей приборов учета.

2. Суть проблемы. Исполнение ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» обязывает РСО до 01.07.2013 г. оборудовать все МКД общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Отдельного финансирования на проведение данных мероприятий не предусмотрено. Это накладывает огромное финансовое обременение на ресурсоснабжающие организации и отвлекает средства от должной подготовки к отопительному сезону.

Решение. Принятие программ на уровне субъектов РФ по оснащению МКД приборами учета тепловой энергии с выделением денежных средств, либо предоставлением налоговых льгот, либо включение вышеуказанных затрат в тариф на тепловую энергию.

3. Суть проблемы. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354), а также Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808) предусмотрены санкции как к пользователям услуг ГВС и отопления, так и к поставщикам тепловой энергии, однако применение мер по отключению и ограничению потребителей тепловой энергии практически не возможно, т.к. надлежаще оплачивающие потребители услуг ГВС и отопления не должны быть ограничены в получении этих услуг.

Решение.

а) законодательно закрепить за исполнителем коммунальных услуг обязанность предоставления в адрес РСО всех необходимых данных в отношении пользователей услуг, допустивших образование значительной задолженности по оплате этих услуг, в случае передачи права требования взыскания суммы долга;

б) введение запрета на передачу имущества должников, находящегося у них в хозяйственном ведении, в оперативном управлении и аренде до полного погашения дебиторской задолженности за тепловую энергию;

в) определение персональных данных потребителей услуг ТСО при предъявлении к оплате отпущенных услуг и взыскании задолженности;

г) утверждение порядка досудебного рассмотрения разногласий;

д) внесение изменений в полномочия и обязательства органов внутренних дел (полиции) в части оказания содействия в отключении потребителей;

е) создание комиссий (на регулярной основе), осуществляющих контроль деятельности исполнителей коммунальных услуг

4. Суть проблемы. Расчет НДС за реализованную тепловую энергию и его оплата производится в 100% объеме от реализованных за текущий месяц услуг. Население оплачивает услуги месяцем позже, кроме того, 4-5% потребителей являются неплательщиками, за которых теплоснабжающие организации должны заплатить НДС.

Решение. Выйти с законодательной инициативой по включению вида товара «коммунальные ресурсы - тепловая энергия и горячая вода» в перечень, предусмотренный п.2 «Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов», ст.164 «Налоговые ставки», части 2 Налогового кодекса РФ.

5. Суть проблемы. Рост тарифов естественных монополий (газ и электроэнергия), доля затрат которых составляет до 70% от общей суммы затрат на производство тепла, значительно выше роста тарифа на тепловую энергию. За последние 5 лет цены на газ возросли на 218%, электроэнергию - на 210%, в то время как тарифы на тепловую энергию за тот же период увеличены в среднем на 160%.

Решение. Принять на федеральном уровне соответствующие нормативные правовые акты по выравниванию тарифов.

6. Суть проблемы. Размер средней заработной платы, закладываемый в тариф на тепловую энергию, ниже сложившейся фактической средней заработной платы и многократно ниже средней заработной платы установленной трехсторонним региональным соглашением по Московской области.

Решение. Разработать механизмы, стимулирующие предприятия на увеличение заработной платы.

7. Суть проблемы. Ограниченный, установленными Федеральной Службой по Тарифам предельными индексами, рост тарифа на тепловую энергию не позволяет заложить в расходную часть экономически обоснованные затраты в полном объеме. Экономически обоснованный тариф на 30% выше утвержденного регулирующим органом.

Решение. Ограниченный, установленными Федеральной Службой по Тарифам предельными индексами, рост тарифа на тепловую энергию не позволяет заложить в расходную часть экономически обоснованные затраты в полном объеме. Экономически обоснованный тариф на 30% выше утвержденного регулирующим органом.

8. Суть проблемы. Тариф на горячее водоснабжение не учитывает затрат тепловой энергии на подогрев воды до температуры 60 ОС в точке разбора и сокращения сроков проведения профилактических ремонтов системы ГВС с 21 до 14 суток, в соответствии с нормами СанПиН 2.1.4.2496-09.

Решение. Приведение нормативных документов в соответствие с действующим законодательством.

Современная экономическая ситуация в стране отрицательно сказывается на всех сторонах жизни нашего общества, в том числе, и на состоянии теплоэнергетического комплекса Подмосковья. Однако мы твердо убеждены в том, что совместными усилиями коллективов предприятий «тепловых сетей» мы успешно преодолеем и решим все проблемные вопросы и стоящие перед нами задачи по своевременной подготовке и безаварийному проведению очередного отопительного сезона 2013/2014 годов.

М.И. Шиянов, Совершенствование нормативной правовой базы и решение проблем теплоэнергетических предприятий

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №03 (163), 2014 г. , www.ntsn.ru/o-zhurnale/archiv/2014/3_2014.html

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: