Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

«Оператор коммерческого учета»: текущее состояние вопроса и оценка перспективности данного бизнеса

К.т.н. А.Н. Колесников, ведущий специалист
отдела стратегического планирования
ЗАО «Промсервис», г. Димитровград

Введение

Впервые понятием «Оператор Коммерческого учета» (ОКУ) стали пользоваться в системе РАО «ЕЭС» в связи с выделением сетевых, сбытовых и сервисных компаний. В середине 2000-х годов появились первые компании, исполняющие функции ОКУ. Под оператором коммерческого учета понималась независимая измерительная компания, которая призвана поставлять объективные данные об объемах и качестве потребленных энергоресурсов всем заинтересованным сторонам. Миссия ОКУ - являться гарантом достоверности представляемой информации, и ее соответствия требованиям действующих нормативных документов, т.е. легитимности информации.

В Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. (№ 1662-р от 17 ноября 2008 г), в разделе 6 «Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики» сказано: «В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Российской Федерации и использования потенциала энергосбережения необходимо снизить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года». Для достижения поставленной цели предполагалось реализовать следующие первоочередные меры:

■ за счет государственной поддержки ликвидация к 2012 г. безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь, бытовых потребителей;

■ развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;

■ обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 г. института операторов коммерческого учета электрической и тепловой энергии;

■ внесение поправок в действующий федеральный закон об энергосбережении;

■ определение институтов «оператора коммерческого учета» и «услуг по организации коммерческого учета энергетических ресурсов».

Как это часто бывает в России, все это осталось благими пожеланиями. Причем последствия для отрасли теплоснабжения в силу ее раздробленности, а также специфичности самого товара «тепло», оказались в разы более губительными, чем для электро- и газовой сферы.

261-ФЗ показал себя весьма вялым законом. Государство, наконец, озвучило меру своей строгости в Постановлении № 344 от 16 апреля 2013 г., в котором декларировало введение экономических санкций по отношению к «бесприборникам», начиная с 1.01.2015 г.

Отсутствие в законе о теплоснабжении понятия «оператор коммерческого учета», т.е. субъекта, который мог бы реализовывать комплексный подход к реализации коммерческого учета энергоресурсов, привело к однобоким и неоправданно затратным решениям субъектов теплоснабжения: муниципалитеты за счет бюджетов хаотично оборудовали приборами учета некоторое количество многоквартирных домов и социальных объектов, не понимая, как собирать с них данные, а поставщики ресурсов в ответ готовятся сами стать в скором будущем операторами коммерческого учета, пытаясь получить прямой доступ к тому парку приборов, который уже установлен. Причем, действуют поставщики ресурсов разрозненно и не в масштабах всего муниципального образования, а только в круге своих потребителей. Ни те, ни другие решения не являются комплексными, эффективность их крайне низка.

Для того, чтобы проблемы с энергообеспечением были действительно решены и рынок услуг ЖКХ стал прозрачным звеном потребления энергоресурсов, недостаточно установить приборы учета. Подход к приборам учета как единичному товару уходит в прошлое. Создание специализированной организации - независимого оператора коммерческого учета, осуществляющего информационное взаимодействие между поставщиком и пользователем коммунального ресурса, - и наделение этого оператора функциями анализа эффективности использования передаваемого ресурса позволит реально повысить энергоэффективность в сфере ЖКХ. Необходимы новые стандарты и для приборов учета (они должны быть интеллектуальными), и для систем учета энергоресурсов. Требование осуществлять сбор и обработку большого объема измерительной и учетной информации приводит к необходимости создания автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов, включая все ее компоненты, и выдвигает повышенные требования к характеристикам систем учета: достоверности, надежности, уровню автоматизации, уровню защиты от несанкционированного доступа, синхронности выполнения измерения и др.

Очевидно, что такая сложная система может оказаться чрезмерно дорогим удовольствием для каждой отдельно взятой управляющей компании и ТСЖ, работающих на рынке ЖКХ.

Чтобы процесс установки приборов учета прошел в ближайшие годы безболезненно, необходимо осознание сторонами своей взаимозависимости и общей заинтересованности в создании и внедрении модели независимого оператора коммерческого учета. Участников энергетического рынка, заинтересованных в том, чтобы институт ОКУ стал работоспособным и полезным элементом всей системы взаимоотношений, достаточно, как говорится, никто не против - все за. Однако реализация упирается в организационные, финансовые и правовые вопросы. Интересно было бы рассмотреть накопленный к настоящему времени в РФ практический опыт с учетом особенностей и российского законодательства, и систем теплоснабжения, и сложившихся отношений между поставщиками и потребителями тепловой энергии.

Ситуация сегодня

Управляющие компании в процессе теплопотребления выступают в двух лицах:

- во-первых, по договору предоставления коммунальных услуг потребитель - владелец помещений в МЖД, исполнитель - управляющая компания. Именно на управляющие компании в соответствии с Постановлением № 306 возложена обязанность обеспечивать достоверность показаний приборов учета, снимать показания с общедомовых приборов учета, собирать показания индивидуальных приборов и с учетом качества поставляемых коммунальных ресурсов выставлять конечному потребителю счет на оплату. Правда, последние законодательные инициативы (Постановление № 344 от 16 апреля 2013 г.) сократили объем собираемой информации. В числе новаций Постановления - отказ от понятия «общедомовые нужды» применительно к теплопотреблению и отказ принимать к расчету показания квартирных теплосчетчиков или распределителей, пока ими не будут оснащены все помещения МКД. Как правило, потребитель в лице управляющей компании привлекает по договору специализированную сервисную компанию для выполнения работ по техническому обслуживанию узла коммерческого учета теплоносителя (УКУТ). Ни один законодательный акт не обязывает потребителя оплачивать создание системы диспетчеризации (АСКУЭ, ИИС и так далее);

- во-вторых, по договору приобретения коммунальных ресурсов приобретатель - управляющая компания, поставщик - тепловые сети или РСО. Для того, чтобы соблюдать условия договора поставки, например, температуру «обрат- ки», и защищать интересы собственников жилья, управляющая компания должна обладать достоверной и оперативной информацией о процессе теплопотребления.

Многие управляющие компании оказались должниками за коммунальные услуги перед поставщиками ресурсов. Эти долги возникли, в том числе, в результате разницы, которая образуется при оплате энергоресурсов населением по нормативам потребления и предъявляемыми к оплате поставщиками ресурсов суммами, рассчитанными по их собственным методикам. В такой ситуации управляющие компании оказались заинтересованы в организации приборного учета и для них вопрос, кто будет считать деньги, весьма актуален. Для управляющих организаций установлена обязанность соблюдения требований «оснащенности приборами учета многоквартирных домов» и требований о «разработке и доведения до сведения собственников помещений многоквартирных домов предложений о мероприятиях, направленных на обеспечение энергоэффективности». Более того, за несоблюдение этих требований КоАП предусматривает штрафы, налагаемые органами жилищного надзора. В итоге управляющие организации стали едва ли не главными игроками в процессе установки приборов учета.

В г. Димитровграде расчеты за коммунальные услуги на территории всего города осуществляет ЕРКЦ. Потребители сами снимают показания квартирных приборов, сообщают о количестве потребленных ресурсов не в УК, а напрямую в ЕРКЦ лично или через Интернет. УК периодически контролируют показания квартирных счетчиков, а также снимают показания общедомовых приборов учета. Уровень доверия населения к ЕРКЦ весьма велик.

За отдельную оплату или по отдельному договору УК может поручить сервисной компании считывать показания с приборов учета, оформлять данные показания в установленные отчетные формы и от имени потребителя передавать их поставщику тепла или в ЕРКЦ (биллинговую компанию), информировать УК о нарушении условий договора поставки коммунальных услуг. Специально для этого УК выдает сервисной компании доверенность на право предоставления отчетных форм поставщику от имени потребителя. И это, на первый взгляд, целесообразно, т.к. сотрудники сервисной компании в процессе производства работ по техническому обслуживанию все равно посещают узлы учета в течение месяца, а также у сервисной компании есть персонал, способный квалифицированно выполнить считывание показаний с приборов учета и, в дальнейшем, представить их в виде соответствующих отчетных форм.

УК, как правило, не располагает данными возможностями или считает экономически нецелесообразными содержать собственную службу по считыванию показаний с приборов учета и формированию отчетных форм для поставщика. В дальнейшем, на основании предоставленных сервисной компанией отчетных форм, поставщик выставляет напрямую потребителю счет на оплату потребленного тепла, который подлежит оплате в соответствии с договором на теплоснабжение. УК получает от сервисной компании сведения для информации и контроля.

Ключевыми недостатками существующей практики являются:

1. Потребитель полностью самоустраняется от объективного контроля количественных показаний потребленного тепла, контроля технического состояния узла учета и объемов работ по его техническому обслуживанию.

2. Сервисная компания имеет возможность скрыть факт неработоспособности узла учета от поставщика тепла и потребителя, тем самым скрывается факт невыполнения сервисной компанией работ по договору на техническое обслуживание узлов учета.

3. Располагая возможностью вносить изменения в отчетные формы, сервисная компания может сознательно изменять их содержимое для сокрытия факта неработоспособности узла учета. В таких случаях, как правило, изменения количества потребленного тепла производятся в большую сторону или по «среднему». Причем это самое «среднее» определяется субъективно личностным восприятием человека, готовящего такие отчетные формы. Это делается с той целью, чтобы поставщик «не задавал вопросов» по содержанию отчетности и не инициировал мероприятия, устанавливающее фактическое положение дел на узле учета.

4. При таком подходе узел учета можно совсем не обслуживать, а просто подавать отчетные формы, даже не посещая объект. Данная практика может длиться сколь угодно долго и в больших масштабах. В таких случаях главной функцией у недобросовестных сервисных компаний становится своевременная подача «специфически сформированных» отчетных форм. А узлы учета тепла в таких случаях содержатся в необслуживаемом режиме, постепенно приходя в упадок.

5. Выбор подрядной сервисной компании производится на основании аукционных процедур, при этом срок сервисных контрактов составляет не более года. Данные предпосылки способствуют тому, что шанс получить работу больше у того, кто заранее не собирается что-либо реально обслуживать. Так как именно он может предложить минимальную цену, заранее зная, что для него она будет носить характер «ренты». Если в процессе исполнения сервисного контракта сервисная компания будет уличена в ненадлежащем обслуживании конкретных узлов учета, то она просто не получит оплату именно за них. А остальные все равно будут оплачены. Узлы учета, не получая адекватного обслуживания, постепенно «деградируют». Но это не может произойти в одно мгновение. Какое-то количество узлов учета все равно останется в рабочем состоянии до конца срока действия сервисного контракта. А это значит, что на протяжении всего срока контракта оплата будет поступать. Что собственно и привлекает недобросовестных хозяйствующих субъектов к данному виду работ.

6. Потребитель обязан оплатить потребленное тепло на основании отчетных форм независимо от того, что он делегировал право их составления кому-либо.

Некоторые эксперты предлагают разделить функции на «обслуживание приборов учета + обеспечение достоверности измеряемых параметров» и «сбор+передача+анализ данных о потребляемых ресурсах». Это позволяет ввести систему контроля за исполнением договорных обязательств и повысить уровень защищенности собранных данных за счет дублированного хранения. Кроме того, это позволяет разделить локальный по своей природе бизнес по обслуживанию УУ и интегральный, охватывающий город и регион в целом бизнес по передаче и анализу информации.

При наличии договора с ОКУ участникам рынка не требуется собственная ИТ-инфраструктура для решения конкретных задач учета энергоресурсов. Вместо этого они получают доступ к современной информационной системе, установленной на серверах ОКУ, для решения основных задач учета энергоресурсов по приемлемой цене и имеют возможность пользоваться ею посредством сети Интернет. Безусловным преимуществом данного подхода является радикальное сокращение затрат на создание и сопровождение необходимой ИТ-инфраструктуры, а также содержание специалистов для ее обслуживания и приведения в соответствие с изменяющимися требованиями рынка.

Управляющей компании выгоднее оплатить услуги ОКУ за счет части средств, собираемых с жильцов на выполнение своих обязательных функций, чем реализовывать их самой (в том числе реализовать оперативный контроль за качеством поставляемых ресурсов).

Фактически, получение достоверной информации по объему и качеству поставляемых коммунальных ресурсов будет являться для собственников жилья инструментом защиты прав при расчетах за поставляемые коммунальные ресурсы. Все данные предоставляются на основе ежемесячной абонентской оплаты за тот или иной набор услуг. Таким образом, переход к использованию системы не потребует от участников рынка значительных стартовых инвестиций и в то же время позволит быстро получить отдачу от использования интеллектуальных приборов учета. При этом вся ответственность, связанная с созданием и сопровождением инфраструктуры, обеспечением контроля качества предоставляемых услуг возлагается на ОКУ. Это позволит участникам рынка сконцентрироваться на решении своих непосредственных задач, оставив решение непрофильных технических задач по сопровождению и развитию автоматизированной системы учета энергоресурсов за ОКУ

Существуют еще более радикальные предложения, не предполагающие создание ОКУ. Особенно в этом заинтересованы непосредственно городские управляющие компании, которые боятся появление на рынке новых неизвестных игроков. Пока эти возможности ими не осознаны, но при заинтересованном отношении исполнительных органов субъектов федерации и местных властей могут быть реализованы в рамках проекта создания муниципального оператора коммерческого учета.

Основная их идея заключается в том, чтобы не совершенствовать, автоматизировать или оптимизировать существующие бизнес-процессы, а в том, чтобы полностью их изменить. По сути, речь идет о полном разделении всего комплекса работ на обязанности:

■ техническое обслуживание, поддержание в исправном состоянии узлов учета;

■ наблюдение за техническим состоянием узлов учета, считывание показаний с приборов учета, а также формирование отчетных форм для поставщика тепла.

Обязанности необходимо разделить между различными организациями на основании отдельных, самостоятельных и тематических конкурсных процедур.

За сервисными компаниями необходимо оставить только техническое обслуживание, поддержание в исправном состоянии, периодические поверки, и обеспечение допуска в эксплуатацию узлов учета тепла. И только.

Для выполнения задач по наблюдению за техническим состоянием узлов учета, считыванию показаний с приборов учета, а также по формированию отчетных форм для поставщика тепла необходимо в полной мере использовать существующий потенциал, например, системы Единой дежурно-диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства (ЕДДС ЖКХ), которые уже существуют в ряде городов, например, в Екатеринбурге. Суть возможностей системы ЕДДС ЖКХ заключается в том, что узлы учета тепла, оснащенные соответствующими приборами диспетчеризации (мониторинга) и подключенные к системе, находятся на одновременном и непрерывном контроле со стороны системы. В настоящее время в системе ЕДДС ЖКХ таких узлов более 1100 единиц. Система ЕДДС ЖКХ Екатеринбурга является многопользовательской информационной системой и может круглосуточно обеспечивать информационный сервис для всего многообразия подключенных к системе поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов, а также сервисных компаний и органов власти.

Обязанности по поддержанию всей системы мониторинга круглосуточно в исправном состоянии возлагаются на новую компанию - оператора информационного сервиса.

Основные отличительные особенности новых принципов:

■ Система ЕДДС ЖКХ формирует единое информационное пространство для поставщиков и потребителей коммунальных услуг, а также сервисных компаний, гармонизирующее и упорядочивающее их взаимоотношения. Устанавливает соответствие объемов технического обслуживания сервисными компаниями узлов учета правилам и контрактным обязательствам. Ведет персонифицированный объективный контроль количества посещений обслуживающим персоналом узлов учета и продолжительности времени проведения работ по техническому обслуживанию.

■ Система ЕДДС ЖКХ обеспечивает потребителю возможность самостоятельно наблюдать за состоянием узла учета и контролировать деятельность сервисной компании и параметры качества теплоснабжения. Работая в системе ЕДДС ЖКХ, потребитель может непосредственно на своем рабочем месте сформировать для своих объектов отчетные формы с возможностью экспорта и печати, а также применить электронные цифровые подписи для организации электронного документооборота между поставщиком и потребителем тепла, с целью ускорения документооборота и существенного уменьшения срока оплаты потребленной тепловой энергии.

■ Единое информационное пространство основано на реальных фактах, с самым высоким уровнем детализации и достоверности.

■ Система ЕДДС ЖКХ используется как система поддержки принятия управленческих решений пользователями.

Сам процесс технического обслуживания узлов учета тепловой энергии сервисной компанией, а оборудования и системы мониторинга - оператором информационного сервиса, необходимо построить по следующим принципам:

1. Каждая компания обслуживает закрепленное за ней оборудование, обеспечивая его работоспособность и добротность производимых измерений.

2. В каждой сервисной компании должна быть создана оперативная бригада, состоящая из необходимого и достаточного количества профильных специалистов, способная в сжатые сроки диагностировать и устранять нештатные ситуации и сбои, возникающие на обслуживаемом оборудовании в процессе обычной эксплуатации. Оперативная бригада должна быть укомплектована транспортом и средствами мобильной связи.

3. Деятельностью каждой из оперативных бригад должны управлять диспетчеры компании - оператора информационного сервиса. Именно диспетчеры в системе ЕДДС ЖКХ наблюдают всю оперативную обстановку на обслуживаемом оборудовании, планируют и определяют очередность выездов оперативной бригады на объекты для устранения возникающих нештатных ситуаций.

Проблемные моменты:

1. Усложняется механизм расчета и компенсации потерь коммунальных ресурсов, но этого требует необходимость комплексного учета всех ресурсов и повышения оперативности учета, в идеале вплоть до режима online.

2. Необходимо решить вопрос с конфиденциальностью собираемой информации. Отнесение к коммерческой тайне сведений о потреблении энергоресурсов хозяйствующим субъектом не противоречит Постановлению Правительства РСФСР № 35 от 05.12.91 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

3. Отсутствует нормативная база по функционированию ОКУ, в том числе необходимо определить степень ответственности ОКУ за несоблюдение требований к коммерческому учету, искажение данных и потери энергоносителей.

4. Необходимо решить вопросы собственности, владения, хозяйственного управления имущества (приборы учета), баз данных коммерческого учета потребителей, серверов с базами данных.

5. Необходимо решить вопросы согласования устройств и протоколов передачи данных, чтобы избежать квалификации подключения к прибору учета внешнего устройства как несанкционированный доступ и на этом основании снять все гарантии на прибор учета.

Примеры учреждения ОКУ

Существует несколько путей организации оператора коммерческого учета в зависимости от того, кто является инициатором его создания. Конкретное содержание функционала операторов коммерческого учета зависит от многих факторов, определяющих структуру местного рынка теплоснабжения, целей и задач организаций, заинтересованных в организации расчетов, системы управления жилищным фондом, принадлежности сетей и генераций, принципов тарифного регулирования, экономических и социальных условий. Оно может быть установлено только в конкретных проектах.

1. Учреждение оператора коммерческого учета поставщиком тепловой энергии, имеющим преобладающую долю потребителей в муниципальном образовании, и передача этому оператору своих полномочий по реализации установленных законом об энергосбережении прав и обязанностей. В этом случае поставщик энергоресурсов переносит все коммерческие, имиджевые и технические риски на оператора, в задачи которого будет входить оснащение его потребителей, а, возможно, и потребителей смежных теплоснабжающих организаций приборами учета, организация их сервисного обслуживания, сбор и предоставление данных для начисления платежей на основе АСКУЭ. Предстоящее утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов совместно с переходом на приборный учет в корне изменит динамику спроса и предложения на тепловую энергию. Из эксплуатации будут выводиться избыточные и неэффективные котельные и изношенные сети, а их мощности будут перераспределяться между источниками тепловой энергии и сетями, имеющими наибольшую эффективность и наименьшие потери. В этой ситуации данные приборного учета, поступающие от оператора коммерческого учета, будут подобны хирургическому инструменту, позволяющему локализовать, а потом и ликвидировать зоны неэффективности в сфере теплоснабжения.

Пример: 14 марта 2013 г. СМИ сообщили, что ГУП «Свердоблкоммунэнерго» готово стать оператором коммерческого учета коммунальных ресурсов. Этим самым предприятие хочет взять под контроль все сопутствующие задачи, особенно платежи. Ранее ГУП имело дело с электросетевым комплексом, который достался ему в наследство от предыдущих обслуживающих организаций. Отмечалось несоответствие выданных технических условий утвержденным проектам ПУТЭ, неоптимальный выбор «приборного парка», отсутствие единой технической политики. Нет утвержденной проектной документации, либо она не соответствует текущим схемам. В теплоэнергетике необходим тотальный аудит смонтированных приборов учета. Кроме того, нужно сопоставить технические решения с текущими условиями эксплуатации, внести изменения в проектную документацию и организовать качественное техническое обслуживание оборудования. Также важно заниматься внедрением автоматизированных систем учета энергоресурсов. У ГУП «Свердоблкоммунэнерго» есть все необходимое, чтобы выполнять функции оператора коммерческого учета коммунальных ресурсов. ГУП имеет штат высококвалифицированных специалистов, досконально разбирающихся в метрологии и организации учета. Предприятие получило допуски СРО на выполнение проектных работ в сфере коммерческого учета расхода воды и тепла. В «Облкоммунэнерго» создана хорошая материально-техническая база, а централизованная структура предприятия позволяет оптимизировать расходы на обучение персонала, эксплуатацию приборов учета, организацию поверочных и ремонтных работ

2. Учреждение ОКУ муниципалитетами. Другой путь создания оператора коммерческого учета возможен в тех муниципальных образованиях, в которых создаются единые базы муниципальных информационных ресурсов. В ряде документов федерального уровня предусматривается обязательная разработка комплексных программ модернизации и развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, одним из элементов которой является создание единой базы муниципальных информационных ресурсов. Запаздывание принятия указанных документов ввиду описанной выше асинхронности развития законодательных систем не должно создавать впечатления того, что процесс этот остановлен - энергооператоры появятся вне зависимости от систем измерения, созданных поставщиками ресурсов. Инициаторами их создания будут субъекты федерации, местные администрации, которые ответственны за организацию тепло-, водоснабжения в границах муниципальных образований. В настоящее время практически всеми субъектами федерации и крупными муниципальными образованиями приняты законы и нормативные акты о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Пока в полной мере они не работают, но это дело ближайшего будущего. Одним из механизмов учреждения муниципального оператора коммерческого учета как раз и может быть ГЧП, предусматривающее создание организаций со смешанной формой собственности для осуществления инвестиционных проектов и выделение для этих целей бюджетных средств. В качестве инвесторов помимо муниципальных образований могут выступать финансовые институты, в том числе заинтересованные банки, городские управляющие компании, а также производители систем измерения, способные инвестировать в предприятие свое оборудование и технологии. Недостатком этой схемы является ее растянутость во времени, поскольку бюджетное законодательство требует, чтобы бюджетные инвестиции утверждались законом субъекта федерации (решением представительного органа власти муниципального образования).

Пример: 10 апреля 2013 г. общедомовые узлы учета тепловой энергии и горячей воды, ранее находившиеся на балансе ОАО «МОЭК», перешли в собственность г Москвы с закреплением на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением «Единый информационно-расчетный центр г Москвы». Таким образом, в Москве был создан единый независимый специализированный оператор коммерческого учета тепловой энергии. С 5 апреля 2013 г ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» осуществляет эксплуатацию ОДУУ, снятие и предоставление на договорной основе показаний узлов учета ОАО «МОЭК» и управляющим компаниям. В зоне ответственности ОАО «МОЭК» по коммерческому учету тепла остается выдача технических условий на установку ОДУУ, согласование и допуск в эксплуатацию.

Стоимость продажи оборудования коммерческого учета теплоэнергии составляет 5,2 млрд рублей. Стоимость сделки включает в себя цену оборудования, определенную на основании отчета об оценке рыночной стоимости имущества, и процентов за предоставление рассрочки. Стоимость услуг по предоставлению ОАО «МОЭК» учетных данных составит 3,2 млрд рублей за календарный год. В 2013 г. цена договора корректируется с учетом даты вступления договора в силу - 1 апреля 2013 г. Снятие с баланса ОАО «МОЭК» оборудования коммерческого учета тепловой энергии предполагает исключение из финансовых результатов компании расходов на его эксплуатацию, ремонт и замену.

«В связи с передачей функции учета фактических данных потребления тепловой энергии специализированному органу система коммерческого учета потребленного тепла в Москве становится прозрачной для всех участников процесса. Данное решение позволяет исключить разночтения при формировании размера платежей и избавляет от необходимости производить ежегодные перерасчеты и доначисления потребителям. ОАО «МОЭК» передает в собственность города более 31 тыс. узлов учета тепловой энергии и горячей воды. Более 83% строений, обслуживаемых ОАО «МОЭК» по договорам теплоснабжения, оснащены приборами учета тепловой энергии и горячей воды. Исключение составляют многоквартирные дома старой постройки, не имеющие технологической возможности для установки таких приборов, а также дома с высоким уровнем физического износа», - сообщила пресс-служба компании.

Без сомнения, московская схема - рабочая, но приложить этот опыт к другим городам, за исключением 2-3, вряд ли представляется возможным.

3. Приход на рынок теплоснабжения фирм, которые ранее работали в сфере электроэнергетики. Пример: ООО «Оператор Комплексного Учета» (ОКУ) г Санкт-Петербург - инжиниринговая компания, интегратор системных решений, специализирующаяся на создании и внедрении автоматизированных измерительно-информационных систем (АИИС) коммерческого и технического учета всех видов энергоресурсов (воды, электро-, теплоэнергии) на базе собственного дата-центра. На рынке с 2002 года. Организационно компания состоит из отделов: проектирования, пусконаладочных работ и технического обслуживания АСКУЭ. Компания декларирует реализацию любых проектов по автоматизации учета энергоресурсов.

Разработка и внедрение АИИС коммерческого и технического учета тепла (АИИС УТ) теплоснабжающих организаций, а также всех групп потребителей тепловой энергии (ГОСТ Р 53368-2009) позволяет обеспечить:

■ контроль теплового баланса объекта автоматизации;

■ автоматизированный контроль температуры, давления на трубопроводах теплосети, трубопроводе подпиточной воды;

■ автоматический сбор данных со всех контроллеров и теплосчетчиков;

■ сбор информации о состоянии измерительных приборов;

■ передачу информации для выполнения расчета и контроля удельных расходов, планирования, нормирования и сокращения потребления тепловой энергии;

■ хранение результатов измерений, данных о состоянии узлов и объектов;

■ анализ эффективности потребления энергетических ресурсов;

■ получение балансовых отчетов;

■ информацию о нештатных ситуациях.

4. Участие в создании оператора коммерческого учета производителя комплексных систем измерения и приборов учета. Производители систем измерения и есть та третья сторона, которая может обеспечить техническую сторону коммерческого учета, а также его материальную часть. Они обладают и необходимым оборудованием, и региональной инфраструктурой для его содержания: сервисными центрами, монтажными организациями, связанными единой системой качества и ответственности. Но главное - это их деловая репутация, прямая заинтересованность в том, чтобы выпускаемое ими оборудование не могло быть использовано для фальсификации данных приборного учета. Последнее очень важно для установления доверия и перехода от конфронтации сторон расчетов к деловому сотрудничеству.

Пример: Концепция ОКУ НП «Метрология Энергосбережения». К основным видам деятельности ОКУ относятся те, которые связаны с выполнением всех необходимых технических, технологических, измерительных и учетных операций:

■ проектирование, монтаж, пусконаладка, эксплуатация и техническое обслуживание средств учета и передачи данных;

■ проведение мероприятий по обеспечению достоверности результатов измерений;

■ метрологическое обеспечение коммерческого учета;

■ консолидация, агрегирование и регистрация данных - формирование учетных показателей для субъектов рынка (ведение баз данных, формирование отчетных форм и предоставление коммерческой информации);

■ передача зарегистрированной информации (отчетных форм) потребителям информации (главному/региональному ОКУ, субъектам рынка), в т.ч. с электронной подписью.

Внедрение Концепции НП «МЭ» потребует серьезной законодательной поддержки:

■ запрета на аффилированность ОКУ с субъектами рынка энергоресурсов;

■ наделения ОКУ контрольными функциями к приборам и системам;

■ создания СРО ОКУ;

■ обязательства Потребителей за свой счет устанавливать системы сбора и передачи коммерческой информации;

■ обязательства субъектов рынка теплоснабжения допускать представителей ОКУ к УУ для их эксплуатации и технического обслуживания, предоставлять ОКУ всю техническую информацию, касающуюся средств учета и/или передачи данных;

■ наделения ОКУ правом требовать возмещения своих затрат на установку и эксплуатацию принадлежащих ему технических средств.

По-видимому, на начальном этапе возможны какие-либо компромиссные варианты.

Резюме

1. Бизнес, включающий организацию и работу ОКУ потребления энергоресурсов весьма перспективен.

2. Наибольшими шансами на первом этапе имеют уже существующие ОКУ в области электроэнергии, т.к. имеют практический опыт и алгоритмы взаимодействия.

3. Важный организационный вопрос, объединять или разделять под эгидой ОКУ функции обслуживания УУ и передачи-анализа данных измерений, необходимо решать, исходя из конкретных обстоятельств. Главная цель - повышение объективности контроля за достоверностью измеряемых данных.

4. Следует стремиться объединить операторские функции хотя бы по ХВС, ГВС и ТЭ. Желательно и по ЭЭ. Маловероятно, чтобы газовики пустили «в свой огород».

5. Основное внимание следует уделить сбору, обработке и передаче данных. Это наиболее интеллектуальная часть работы, кроме того, потребуются существенные вложения.

6. Следует быть готовыми диспетчеризировать УУ за свой счет. С Потребителем придется договариваться об использовании его УУ.

7. Информационная система должна быть совместима с биллингом, однако залезть в биллинг вряд ли удастся, да и к денежным потокам местные власти не подпустят.

8. Главный выход бизнеса ОКУ - продажа полученной информации (по заключенным договорам) УК, тепловым сетям, биллинговым компаниям (ЕРКЦ), Федеральной информационной системе, муниципалитетам, выступать платными экспертами при судебных разбирательствах. Но участники рынка на сегодняшний день к таким отношениям не готовы. Информацию захотят получать либо дешево, либо бесплатно.

А.Н. Колесников, "Оператор коммерческого учета": текущее состояние вопроса и оценка перспективности данного бизнеса

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №07 (167), 2014 г. , www.rosteplo.ru/nt/167

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи:

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru