Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

О порядке расчета размера возмещения недополученных доходов регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения

А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru)

1 июля 2014 года Правительством РФ был издан документ, призванный усовершенствовать нормативное регулирование политики долгосрочного регулирования цен (тарифов) организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения.

Таким документом является постановление Правительства РФ № 603 (далее по тексту - Постановление), нормы которого вступили в законную силу 15 июля 2014 года (нормы Постановления вступают в законную силу по истечение 7 (семи) дней с момента официального опубликования (впервые опубликованы 07.07.2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). - Прим. авт.) и предусматривают:

■ Правила расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности (далее по тексту - Правила);

■ Правила определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта РФ или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения;

■ изменения, которые вносятся в Основы ценообразования в соответствующих сферах, утвержденные Правительством РФ.

Следует отметить, что издание Постановления обусловлено положениями отраслевого законодательства (представленного в настоящий момент Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 30.12.2004 г № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и нормативными правовыми актами, принятыми в развитие названных федеральных законов), которыми было закреплено требование о компенсации регулируемым организациям за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в случаях принятия регулирующими органами решений:

1) об изменении долгосрочных тарифов регулируемых организаций;

2) об изменении необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ) регулируемых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в соответствующей сфере деятельности на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов);

3) об изменении долгосрочных параметров государственного регулирования цен;

4) об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях.

Такие решения регулирующих органов м.б. приняты при соответствующем внесении изменений в закон субъекта РФ или в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджете, предусматривающих бюджетные ассигнования на возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, размер которого определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В развитие названных положений требования Постановления предусматривают:

1. Перечень случаев, на которые требования о расчете возмещения недополученных доходов не распространяются.

Такими случаями являются (пункт 4 Правил):

■ корректировка цен (тарифов), размера НВВ и иные случаи, предусмотренные Основами ценообразования в соответствующих сферах;

■ если решения органа регулирования об изменении долгосрочных тарифов, и (или) НВВ регулируемых организаций, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), и (или) об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях (далее по тексту - решения регулирующего органа), принимаются на основании решения Правительства РФ, связанного с существенным ухудшением экономической конъюнктуры (за исключением случая инициативного принятия решения органа регулирования о возмещении в данном случае недополученных доходов регулируемым организациям за счет бюджета субъекта РФ или местного бюджета);

Справочно: так, например, в соответствии с частями 6.3-6.5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Правительство РФ вправе принять решение о возможности изменения на период до 3-х лет долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) НВВ теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры, при котором объем ВВП в постоянных ценах за один из кварталов текущего года меньше, чем объем ВВП в соответствующем квартале предыдущего года.

В случае принятия решений регулирующего органа на основании решения Правительства РФ компенсация недополученных доходов теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в обязательном порядке не осуществляется.

■ если решения регулирующего органа планируется принять в связи с реализацией предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 26.03.2003 г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» механизма передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям.

2. Порядок расчета размера возмещения недополученных доходов (пункты 5-12 Правил).

В частности, обращают на себя внимание следующие требования:

1) расчет размера возмещения недополученных доходов производится органом регулирования до принятия решения регулирующего органа (пункт 5 Правил).

Проблема: Правила не определяют и не регулируют порядок возмещения недополученных доходов в случаях, связанных с принятием решений регулирующих органов с нарушением установленного требования, а равно в отсутствие соответствующего расчета размера возмещения недополученных доходов.

2) размер возмещения недополученных доходов за каждый год определяется по формуле как разница между НВВ, которую регулируемая организация должна получить, если не будут приняты решения органа регулирования, и НВВ, которую регулируемая организация получит при принятии соответствующего решения (пункт 7 Правил);

3) при расчете размера возмещения недополученных доходов применяется метод регулирования тарифов, который использовался при установлении тарифов регулируемой организации до принятия решений органа регулирования (если органом регулирования не планируется изменение метода регулирования) (пункт 9 Правил).

Важно: размер возмещения недополученных доходов, выплаченных или подлежащих выплате регулируемой организации, не подлежит учету при установлении регулируемых цен (тарифов) в отношении соответствующих регулируемых организаций в текущем и последующих периодах регулирования (пункт 17 Правил).

Справочно: требования к содержанию расчета размера возмещения недополученных расходов определены пунктом 13 Правил.

3. Порядок выплаты недополученных доходов регулируемой организации (пункт 2 Постановления).

Уполномоченные органы перечисляют организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности (в отношении которых не принято решение о ликвидации), причитающиеся им средства в качестве возмещения недополученных доходов в последнем квартале каждого года долгосрочного периода регулирования.

При этом обязательным условием предоставления возмещения недополученных доходов является наличие договора (соглашения), заключенного регулируемой организацией и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, содержащего в т.ч. порядок возврата средств в размере величины корректировки размера возмещения недополученных доходов, рассчитанной в соответствии с Правилами.

Справочно: органы регулирования до 1 апреля года, следующего за годом, в котором регулируемым организациям были возмещены недополученные доходы, на основании фактических данных о результатах деятельности регулируемых организаций рассчитывают по формуле, предусмотренной пунктом 15 Правил, в отношении каждой регулируемой организации величину корректировки размера возмещения недополученных доходов, которая вычитается из размера возмещения недополученных доходов, подлежащего выплате соответствующей регулируемой организации в текущем финансовом году (пункты 15, 16 Правил).

Проблема: требования к порядку заключения договора (соглашения), его форме и условиям в утвержденном Постановлении отсутствуют, что дает основания для злоупотреблений со стороны уполномоченных органов в части необоснованного отказа/затягивания его заключения, направленного на создание формального основания для отказа в компенсации регулируемой организации недополученных доходов.

Важно: расчет размера возмещения недополученных доходов не является основанием для выплаты недополученных доходов, если:

■ решения органа регулирования не были приняты;

■ в течение периода регулирования органом регулирования были приняты не только решения, которые привели к возникновению недополученных доходов, но и решения, отменяющие указанные решения, при условии, что у регулируемых организаций не возникли и не возникнут недополученные доходы в результате указанных решений органа регулирования (пункт 13 Правил).

4. Исключение из требования о возмещении недополученных доходов применительно к решениям регулирующих органов, принятым до 2015 года.

Так, например, в соответствии с пунктом 52 (1), вносимым в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные ПП РФ от 22.10.2012 г. № 1075, в случае возникновения у регулируемых организаций недополученных доходов, связанных с изменением в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года, долгосрочных тарифов, и (или) НВВ регулируемых организаций, определенной на основе долгосрочных параметров регулирования, и (или) долгосрочных параметров регулирования, и (или) установлением долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях, возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «О теплоснабжении» не осуществляется.

Справочно: аналогичные по содержанию изменения внесены Постановлением также в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. ПП РФ от 29.12.2011 г. № 1178, и Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. ПП рФ от 13.05.2013 г. № 406.

Вывод

Утвержденные Постановлением нормативные изменения направлены на совершенствование системы ценообразования в регулируемых сферах деятельности и закрепление порядка реализации механизма компенсации недополученных доходов, что, в целом, заслуживает положительной оценки.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что с юридико-технической точки зрения нормы Постановления сформулированы таким образом, что не позволяют назвать механизм компенсации однозначно обеспечивающим возмещение регулируемым организациям недополученных доходов, возникающих в результате принятия регулирующими органами соответствующих тарифных решений.

В связи с указанным нельзя исключать возможность возникновения в правоприменительной практике конфликтных ситуаций, связанных с неоднозначным толкованием и (или) некорректным применением регулирующими органами закрепленного механизма компенсации выпадающих расходов.

А.М. Криницын, О порядке расчета размера возмещения недополученных доходов регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №08 (168), 2014 г., www.rosteplo.ru/nt/168

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: