Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Актуальные вопросы перехода на долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения

А.Е. Маркова, зам. начальника отдела согласования решений в сфере тепло- и водоснабжения Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России

Нормативная правовая база, регламентирующая переход на долгосрочное тарифное регулирование

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2012 № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения» предусмотрен переход к 1 января 2016 г на долгосрочное тарифное регулирование регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, предусматривающий долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств.

В целом вся необходимая правовая база для перехода на долгосрочное тарифное регулирование в настоящее время сформирована: приняты Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075), методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (приказ ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э).

В целях осуществления перехода на долгосрочное тарифное регулирование в сроки, установленные Федеральным законом от 30.12.2012 № 291-ФЗ, принято постановление Правительства РФ от 20.02.2014 № 128, предусматривающее возможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование регулируемых организаций в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в 2014 и 2015 годах в течение финансового года.

Нормативная правовая база, предусматривающая требования к схемам теплоснабжения, показателям надежности и энергетической эффективности, инвестиционным программам, также в целом утверждена.

Таким образом, переход на долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения возможен уже в настоящее время.

Установление долгосрочных тарифов предполагает гарантии возвратности вложенных средств инвесторам, а также их доходность.

К гарантиям возвратности вложенных средств, в том числе, относятся:

■ компенсация недополученных доходов регулируемых организаций за счет средств регионального бюджета в случае изменения субъектами РФ долгосрочных параметров, а также за счет средств федерального бюджета в случае изменения законодательства РФ, а также установления или изменения на федеральном уровне предельных уровней цен (тарифов) (постановление Правительства РФ от 01.07.2014 № 603);

■ возможность заключения концессионных соглашений, с закреплением долгосрочных параметров регулирования на срок действия концессионного соглашения (Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

■ институт рассмотрения разногласий и досудебных споров.

Доходность вложенных средств обеспечивается следующими положениями действующего законодательства.

1. В соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что при установлении долгосрочных тарифов, экономия расходов регулируемой организации, в том числе связанная с экономией расходов на приобретение энергетических ресурсов, достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, сохраняется у регулируемой организации и учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет.

2. На федеральном уровне (приказом ФСТ России) устанавливается минимальная норма доходности на инвестированный капитал (с учетом безрисковой ставки, определяемой Минэкономразвития России). На 2014 г. минимальная норма доходности составила 7,96% на старый капитал и 10,96% на новый капитал (Приказ ФСТ России от 16.12.2013 № 1618-э).

3. В рамках согласования ФСТ России решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала и долгосрочных параметров регулирования обеспечивается стимулирование увеличения заемных средств в отрасль. В соответствии с приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 92 (в настоящее время ФСТ России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации готовит изменения в данный документ) одним из критериев согласования ФСТ России соответствующих решений является требование о минимально допустимом объеме инвестирования:

■ объем инвестиций за первый долгосрочный период регулирования, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой, должен составлять не менее 15% от размера инвестированного капитала, определенного при переходе на долгосрочное тарифное регулирование;

■ величина привлеченных средств (заемные средства и средства, полученные за счет эмиссии и размещения ценных бумаг) на конец долгосрочного периода регулирования должна составлять не менее 15% суммы величин расходов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой на первый долгосрочный период регулирования.

Использование метода обеспечения доходности инвестированного капитала предполагает ряд ограничений.

1. Организация не является муниципальным или государственным унитарным предприятием.

2. Наличие утвержденной в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы регулируемой организации на срок не менее долгосрочного периода регулирования, в отношении которого подается обращение.

3. Наличие утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения.

4. Соблюдение хотя бы одного из условий:

а) регулируемая организация владеет производственными объектами на основании концессионного соглашения (метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется для формирования НВВ в соответствии с концессионным соглашением);

б) установленная тепловая мощность источников, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 10 Гкал/ч (метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется для формирования НВВ, относимой на производство тепловой энергии);

в) протяженность тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 50 км в 2-трубном исчислении (метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется для формирования НВВ, относимой на передачу тепловой энергии).

Проблемы, связанные с переходом на долгосрочное тарифное регулирование

Несмотря на то, что готовность нормативно-правовой базы на федеральном уровне обеспечена уже в настоящее время, по результатам мониторинга тарифных решений ФСТ России в сфере теплоснабжения по данным на конец 2 квартала 2014 г. на долгосрочное тарифное регулирование перешло только 5,3% организаций.

Основные проблемы, тормозящие переход на долгосрочное тарифное регулирование:

■ в ряде регионов (39,2% - по данным Минстроя России по состоянию на 1 июля 2014 г.) не утверждены схемы теплоснабжения;

■ не утверждены инвестиционные программы регулируемых организаций в сфере теплоснабжения и, как следствие, не утверждены показатели надежности и энергетической эффективности.

Переход на долгосрочное тарифное регулирование в отсутствие утвержденных схем теплоснабжения, инвестиционных программ и показателей надежности и энергетической эффективности несет в себе существенные социально-экономические риски.

В отсутствие планов развития коммунальной инфраструктуры на долгосрочный период и в отсутствие утвержденных для регулируемых организаций показателей качества, надежности и энергетической эффективности представляется целесообразным применение метода экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении регулируемых тарифов на 2015 г., что потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, предусматривающих возможность применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 г., без учета ограничений. Соответствующий проект постановления разработан ФСТ России и готовится к внесению в Правительство Российской Федерации.

В целях обеспечения готовности к 2016 г. перехода на долгосрочное тарифное регулирование, необходимо активное участие регулируемых организаций на всех этапах: при утверждении схем ресурсоснабжения, инвестиционных программ, а также показателей качества и надежности.

Регулирование совокупного платежа граждан за коммунальные услуги

В целом, в настоящее время созданы благоприятные условия для привлечения в отрасль теплоснабжения частных инвестиций, сформирована вся необходимая для этого законодательная база, основанная на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию.

Одновременно, в целях защиты потребителей коммунальных услуг и недопущения бесконтрольного роста тарифов, разработаны механизмы регулирования совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.

В целях регулирования совокупного платежа граждан за коммунальные услуги приняты Федеральный закон от 28 декабря 2013 г № 417- ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», в которых определены механизмы ограничения прироста платы граждан за коммунальные услуги путем утверждения на уровне Правительства Российской Федерации предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, на долгосрочный период, начиная с 2014 г., а также наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в максимальном (при наиболее невыгодном с точки зрения роста наборе коммунальных услуг) размере по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации.

Ограничение платы граждан позволит исключить случаи резкого роста платы граждан за коммунальные услуги и будет являться механизмом для принятия сбалансированных решений в сфере регулирования тарифов коммунальных организаций, установления нормативов потребления коммунальных услуг населением и бюджетного субсидирования.

Данный подход позволит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оперативно принимать необходимые для сдерживания роста платы за коммунальные услуги решения и легитимно планировать бюджетные расходы в части дополнительных субсидий по оплате коммунальных услуг на очередной финансовый год.

Таким образом, в рамках действующей нормативной правовой базы созданы условия для сбалансированной работы отрасли теплоснабжения, обеспечивающей, с одной стороны, условия для привлечения частных инвестиций, а, с другой стороны, защиту прав граждан от необоснованного и неограниченного роста тарифов на коммунальные услуги.

А.Е. Маркова, Актуальные вопросы перехода на долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №10 (170), 2014 г. , www.rosteplo.ru/nt/170

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: