РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Об организации эффективного взаимодействия участников инвестиционных программ при разработке и реализации схем теплоснабжения

К.т.н. Ю.Г. Мунц, финансовый директор, ООО «Уралбилдинг», доцент Кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями, сертифицированный аналитик инвестиционных проектов;
д.т.н. В.А. Мунц, профессор, заведующий Кафедрой теплоэнергетики и теплотехники, Уральский Федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Законодательством о теплоснабжении в обязательном порядке предусмотрена разработка и утверждение схем теплоснабжения муниципальных образований [1].

В рамках разработки схемы теплоснабжения с целью повышения его эффективности может и должна осуществляться разработка соответствующей инвестиционной программы. Требования к схемам теплоснабжения [2] предусматривают, что «предложения по инвестированию средств в существующие объекты или инвестиции, предполагаемые для осуществления определенными организациями, утверждаются в схеме теплоснабжения только при наличии согласия лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве данными объектами, или соответствующих организаций на реализацию инвестиционных проектов». Этот пункт «Требований» означает, что при наличии в муниципальном образовании, например, нескольких частных теплоснабжающих организаций, администрации муниципального образования необходимо разработать такую инвестиционную программу в рамках схемы теплоснабжения, которая одновременно приводила бы к повышению эффективности теплоснабжения муниципального образования в целом и не вызывала бы возражений ни у одного из собственников (арендаторов) объектов теплоснабжения. Данная задача является чрезвычайно сложной и для многих реальных ситуаций - невыполнимой, тем более что действующим законодательством в рамках схемы теплоснабжения не предусмотрена необходимость разработки обязательных для выполнения участниками процесса теплоснабжения организационных мероприятий и предложений, которые могли бы помочь в реализации указанной схемы.

Рассмотрим в качестве примера инвестиционную программу в рамках реальной схемы теплоснабжения, разработанной администрацией небольшого муниципального образования Свердловской области. В состав этого муниципального образования входят: город с населением около 18 тыс. чел. и 18 деревень. В городе работают 2 поставщика тепловой энергии: частная компания ЗАО «Х», у которой в собственности находятся 7 газовых котельных суммарной установленной мощностью 41 Гкал/ч, и муниципальная организация МУП «Υ», в хозяйственном ведении у которой находятся 12 угольных котельных суммарной установленной мощностью 9,9 Гкал/ч. Кроме городских котельных, в хозяйственном ведении у МУП «Υ» находятся также и сельские котельные, работающие на угле. Общее количество сельских котельных - 22 шт., общая установленная мощность - 17 Гкал/ч.

В рамках схемы теплоснабжения разработана инвестиционная программа, предусматривающая следующие мероприятия:

■ отключение от центрального отопления частного сектора с переводом на индивидуальное газовое отопление. В настоящее время присоединенная нагрузка частного сектора составляет всего 1,6 Гкал/ч, но существенно ухудшает экономические показатели котельных вследствие значительных потерь энергии в тепловых сетях при транспортировке тепла до потребителей частного сектора;

■ строительство дополнительных тепловых сетей для переключения нагрузки с ряда небольших неэффективных угольных котельных МУП «Υ» на недогруженные газовые котельные ЗАО «Х». При установленной мощности котельных ЗАО «Х», достигающей 41 Гкал/ч, присоединенная мощность потребителей этих котельных составляет всего 30 Гкал/ч;

■ строительство тепловых сетей для подключения перспективных потребителей при новом строительстве. Новые потребители будут подключаться, в основном, в зоне действия котельных ЗАО «Х».

Сводные данные по необходимому количеству инвестиций и величине экономического эффекта от реализации программы приведены в табл. 1.

Таблица 1. Сводные данные по инвестиционной программе.

Анализ экономической эффективности инвестиционной программы

Расчет реальной ставки дисконтирования гр произведен по формуле И. Фишера. Коэффициенты роста цен на тепловую энергию, газ и электроэнергию, а также удорожание основных средств в процессе строительства приняты на уровне i=6% годовых. Процентная ставка по заемным средствам принята равной 16% годовых, на уровне реальных кредитных ставок в российских коммерческих банках, причем величина процентной ставки, учитываемой в целях налогообложения прибыли, в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ [3], принята с коэффициентом 1,8 к ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, равной в настоящее время 8,25%.

С учетом всех вышеописанных допущений, при предположении, что все инвестиции производятся исключительно за счет заемных средств, ставка дисконтирования, рассчитанная в соответствии с [4], равна 6,63% годовых.

Анализ эффективности программы в целом

Окупаемость программы в целом, без анализа организационно-правовой схемы, приведена на рис. 1. Сводные показатели экономической эффективности даны в табл. 2.

Таблица 2. Сводные показатели экономической эффективности реализации инвестиционной программы.

Показатель Величина
Чистая дисконтированная стоимость проекта (NPV) в 2028 г., тыс. руб. 49552
Дисконтный срок окупаемости программы, лет 10
Внутренняя норма доходности (IRR), % в год 14,6

Очевидно, что программа экономически достаточно эффективна, и хотя показатели не являются очень высокими, но для теплоэнергетической отрасли их значения вполне приемлемы.

В целом программа может реализовываться даже за счет заемных средств.

Анализ программы с учетом существующей организационно-правовой схемы

Данные табл. 1 свидетельствуют, что экономический эффект реализуется не у одной, а у двух компаний, причем одна из них - частная (ЗАО «Х»), а вторая - муниципальная (МУП «Y»). Экономический эффект получают обе компании, и для частной компании величина эффекта соизмерима с величиной эффекта, который получает муниципальная компания.

Что касается инвестиций, то они, как предполагается по программе, будут вкладываться исключительно в объекты, принадлежащие муниципальной организации, поэтому на весь объем инвестиций у данной компании будет приходиться только часть общего эффекта.

График окупаемости (вернее, неокупаемос- ти) проекта для МУП «Y» приведен на рис. 2, он построен в предположении, что все инвестиции будут вкладываться в эту компанию, а реализовываться будет только часть экономического эффекта, согласно табл. 3.

Таблица 3. Показатели экономической эффективности реализации инвестиционной программы для МУП «Υ».

Показатель Величина
Чистая дисконтированная стоимость проекта (NPV) в 2028 г., тыс. руб. -5994
Дисконтный срок окупаемости программы, лет более 15
Внутренняя норма доходности (IRR), % в год 5,57

Предложения по организации работы для достижения заданных схемой теплоснабжения показателей эффективности

1. Изменение существующих договорных отношений. Для некоторого «выравнивания» ситуации можно предложить администрации муниципального образования совместно с ЗАО «Х» выработать схему совместного инвестирования в программу. Один из вариантов реализации данного предложения - передача в аренду этой организации тепловых сетей в зоне ее действия с условием инвестирования в их развитие, согласно программе. Сумма инвестиций, согласно табл. 1, составит 26328 тыс. руб. с НДС, а экономический эффект для ЗАО «Х» ожидается в сумме 9446 тыс. руб. Для муниципального предприятия данный вариант развития событий улучшит ситуацию, хотя и не очень значительно, но окупаемость программы за рассматриваемый срок будет достигнута (см. рис. 3).

Показатели проекта для двух предприятий, соответствующие рис. 3, приведены в табл. 4.

Таблица 4. Показатели экономической эффективности реализации инвестиционной программы для МУП «Υ» и ЗАО «Х» при изменении организационно-правовой схемы.

Показатель МУП «Υ» ЗАО «X»
Чистая дисконтированная стоимость проекта (NPV) в 2028 г., тыс. руб. 17177 32192
Дисконтный срок окупаемости программы, лет 11 7
Внутренняя норма доходности (IRR), % в год 10,56 23,64

Очевидно, что данный вариант реализации программы лучше с позиции «справедливости» для различных участников проекта, но в идеале задачей администрации муниципального образования является подбор такой схемы взаимодействия, при которой показатели эффективности проекта для различных участников будут равны общим показателям проекта в целом.

2. Введение в схему теплоснабжения дополнительного участника ее реализации - энергосервисной компании. В случае, если в рамках существующей организационно-правовой схемы сложно или невозможно договориться со всеми участниками процесса теплоснабжения о введении новых договорных отношений или о смене арендатора, рассмотренный выше способ реализации схемы теплоснабжения применить на практике будет чрезвычайно сложно. Кроме того, как было показано, в этом случае все равно экономическая эффективность реализации инвестиционной программы получается неодинаковой у разных участников одной схемы теплоснабжения. Для выравнивания экономических показателей и успешной реализации схемы теплоснабжения можно предложить еще один вариант, а именно: введение в схему дополнительного участника - компании, которая будет непосредственно реализовывать инвестиционную программу на базе заключения с другими участниками энергосервисных контрактов. Выбор данной компании должен быть осуществлен администрацией муниципального образования на основе конкурса согласно действующему законодательству [5]. Предмет муниципального контракта, заключаемого администрацией с данной компанией, - реализация инвестиционной программы в рамках утвержденной схемы теплоснабжения, причем в зависимости от инвестиционной привлекательности мероприятий, входящих в состав программы, возможны следующие варианты участия администрации муниципального образования в реализации программы:

■ прямое бюджетное финансирование путем заключения муниципального контракта на комплекс проектных и строительно-монтажных работ в рамках инвестиционной программы;

■ предоставление муниципальных гарантий энергосервисной компании для возможности кредитования в коммерческих банках;

■ контроль процесса реализации программы;

■ энергосервисная компания может иметь как частную, так и государственную форму собственности, т.к. бюджетное финансирование может предоставляться как государственным, так и частным компаниям на основе бюджетного законодательства [6].

Взаимодействие с другими участниками схемы теплоснабжения предлагается осуществлять по следующему алгоритму.

Первый этап. Энергосервисная компания и участники схемы теплоснабжения в соответствии с утвержденной схемой заключают энергосервисные контракты, в которых содержатся следующие условия:

■ перечень инвестиционных мероприятий, выполняемых энергосервисной компанией в соответствии с инвестиционной программой;

■ порядок и сроки инвестирования;

■ период времени Т, по истечении которого энергосервисная компания обязуется ввести вновь построенные (реконструированные) основные средства в эксплуатацию;

■ годовая величина экономии энергоресурсов в натуральном выражении в разрезе каждого ресурса, появляющаяся в результате реализации инвестиционной программы по истечении периода Т у каждого участника;

■ доля годовой экономии, подлежащая оплате участником в пользу энергосервисной компании в виде вознаграждения за выполненные инвестиционные мероприятия;

■ продолжительность энергосервисного контракта, рассчитываемая из условия полной окупаемости инвестиций с учетом стоимости капитала;

■ порядок передачи вновь созданных основных средств в собственность участника.

Необходимо отметить, что практически все указанные выше условия содержатся в Требованиях к условиям энергосервисных контрактов [7], за исключением условия обязательного соответствия продолжительности энергосервисного контракта сроку окупаемости инвестиционных мероприятий с учетом стоимости капитала (процентной ставки по заемным средствам). Это условие является очень важным с точки зрения необходимости возврата заемных средств с процентами за счет вознаграждения (доли экономии), причитающейся энергосервисной компании при реализации энергосервисного контракта.

Второй этап. Энергосервисная компания совместно с администрацией муниципального образования определяет источники финансирования инвестиционной программы, проводит переговоры и заключает кредитные договоры с коммерческими банками под залог муниципальных гарантий, если проекты не окупаемы, или часть участников программы - бюджетные организации, то для финансирования инвестиционной программы у этих участников может быть предусмотрено непосредственное использование бюджетных средств. В этом случае администрация заключает с энергосервисной компанией муниципальный контракт на комплекс проектных и строительно-монтажных работ.

Третий этап. Реализация инвестиционных мероприятий. На всех этапах строительства и реконструкции администрация должна осуществлять контроль сроков и качества выполнения работ.

Четвертый этап. Окончание строительства и достижение плановых показателей по экономии энергоресурсов, возврат инвестиций в заданные программой сроки.

Необходимо отметить, что при разработке схемы теплоснабжения для успешной ее реализации нужно в обязательном порядке ввести раздел «Варианты организационно-правовых схем реализации инвестиционной программы». В данном разделе рекомендуется раскрыть существующие организационные проблемы реализации инвестиционной программы, а также предложить правовой механизм, позволяющий решить эти проблемы в рамках действующего законодательства.

Выводы

Процесс разработки и утверждения схемы теплоснабжения муниципального образования может быть затруднен или невозможен при несовпадении интересов участников процесса теплоснабжения - собственников или организаций, эксплуатирующих теплоисточники и тепловые сети.

Для успешной реализации инвестиционной программы в рамках схемы теплоснабжения администрации муниципального образования необходимо совместно с теплоснабжающими организациями принять и закрепить в схеме теплоснабжения организационно-правовые решения по совместному инвестированию в программу различных теплоснабжающих организаций, для которых выполнение программы приводит к повышению эффективности работы. Как вариант - можно предложить изменить существующие договорные отношения в схеме теплоснабжения.

Эффективным вариантом реализации схемы теплоснабжения может стать появление в схеме дополнительного участника - энергосервисной компании, выбранной администрацией на конкурсной основе. Данная компания будет являться оператором по реализации инвестиционной программы, отвечать за выполнение всех мероприятий и возврат вложенных средств. Взаимодействие с остальными участниками процесса теплоснабжения предлагается осуществлять на основе энергосервисных контрактов.

Литература

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении». Российская газета, № 168 от 30.07.2010.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Собрание законодательства Российской Федерации, № 10 от 05.03.2012, с. 1242.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.

4. Мунц Ю.Г. Особенности расчета стоимости капитала и денежного потока для оценки российских компаний / Научное обозрение, 2013 г. № 1, с. 364-367.

5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Российская газета, № 80, 12.04.2013.

6. Бюджетный кодекс Российской федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)». Собрание законодательства Российской Федерации, № 34 от 23.08.2010, ст. 4488.

Юг.. Мунц, В.А. Мунц, Об организации эффективного взаимодействия участников инвестиционных программ при разработке и реализации схем теплоснабжения

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №11 (171), 2014 г. , www.rosteplo.ru/nt/171

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Тематические закладки пользователей:

Tеги: схемы теплоснабжения

Похожие статьи:

Программы Auditor