Конференция
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Как уходят от повышающих коэффициентов на коммунальные услуги

К.т.н., С.Н. Канев, доцент, генеральный директор, ООО «Хабаровский Центр энергоресурсосбережения», г. Хабаровск

 

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» собственники помещений в МКД до 01.07.2012 г. обязаны обеспечить оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми (ОДПУ)), так и индивидуальными (ИПУ), приборами учёта энергоресурсов.

С 01.07.2012 г. обязанность по установке приборов учёта в МКД ложится на ресурсоснабжающие организации (РСО). Поэтому возможны два варианта учёта расходов на установку ОДПУ:

1. Управляющая организация за счет средств собственников устанавливает ОДПУ. В этом случае расходы на установку приборов учёта учитываются в составе платы за жилое помещение – по статье «на содержание жилого помещения». При этом необходимо наличие решения общего собрания собственников помещений в МКД о включении расходов на установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения (п.п. 7.8 ст. 156 ЖК РФ).

2. В случае, когда ОДПУ устанавливает РСО, учёт расходов на их установку рекомендуется осуществлять отдельно от платы за содержание жилого помещения. В примерную форму платёжного документа, утверждённую Приказом Минстроя РФ от 29.12.14 г. № 924/пр, рекомендуется включать дополнительной строкой вид услуг за установку общедомового прибора учёта коммунальных ресурсов, получателем платежа по которым и процентов за рассрочку такой услуги является РСО. Поэтому в данном варианте не требуется решение общего собрания собственников.

Из этих документов следует, что работы по установке приборов учёта энергоресурсов в МКД отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД о проведении этих работ.

С учётом требований ЖК РФ, при наличии заключённого договора управления МКД управляющая организация (УО) обязана выполнить требования по установке и эксплуатации ОДПУ с отнесением расходов на собственников помещений в МКД.

РСО обязана заключить договор на установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ.

В соответствии с ПП РФ № 603 от 29.06.2016 г. и ПП РФ от 6 мая 2011 г. № 354 при отсутствии приборов учёта в расчётах за коммунальные услуги принимаются повышающие коэффициенты, величина которых 01.07.2016 г. принята равной 1,4, а с 01.01.2017 г. – 1,5.

Повышающие коэффициенты применяются в следующих случаях:

· при наличии технической возможности установки ОДПУ тепловой энергии в МКД и его отсутствии при расчёте платы за отопление;

· при наличии технической возможности установки ИПУ холодной и горячей воды и их отсутствии при расчёте платы за ХВС и ГВС;

· при выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию ИПУ, либо истечения срока его эксплуатации по истечении указанного в пп. "а" п. 59 Правил № 354 предельного количества расчётных периодов;

· при наличии технической возможности установки ОДПУ тепловой энергии и его отсутствии, по истечении 2-х месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ при непредставлении показаний ОДПУ в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения при расчете платы за отопление (пп. "е" п. 22 ПП РФ от 14.02.2012 г. № 124 «О правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»).

В соответствии с письмом Минстроя России от 02.09.2016 г. № 28483-АЧ/04 [3] при оформлении платёжных документов на оплату коммунальных услуг и тепловой энергии размер платы за ХВС, ГВС и отопление, определяемый с учётом повышающего коэффициента, подлежит указанию отдельно без повышающего коэффициента в части, превышающей рассчитанную с учётом повышающего коэффициента, под рассчитанной без повышающего коэффициента.

В этом же документе прописано:

· Средства от продажи коммунальных ресурсов РСО с учётом применения повышающих коэффициентов формируют доходы РСО, используемых ими в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.

· Средства исполнителей КУ от продажи КУ с применением повышающих коэффициентов составляют доходы исполнителей КУ, направляемые на проведение энергоэффективных мероприятий, перечень которых определяется по усмотрению исполнителя КУ.

Отметим, что в соответствии с письмом Минстроя России от 10.05.2016 г. № 13855-ОД/04 [4], Минстрой России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.

Как указано в этом же документе, письма Минстроя, в которых разъясняется вопросы применения нормативных документов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общедоступных государственных предписаний постоянного или временного характера.

 

Учёт и использование средств, полученных в связи с применением повышающих коэффициентов

Вопрос учёта и использования средств, полученных в связи с применением повышающих коэффициентов вроде бы решен в [3], однако носит только рекомендательный характер. Необходимо рассмотреть его подробнее.

В соответствии с пп. У(1) п.31 Правил № 354, УО обязана направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Отметим, что с 01.01.2017 г. этот пункт не действует в соответствии с ПП РФ № 1498 от 26.12.2016 г., несмотря на отсутствие конкретной ссылки в этом документе, которая отменяет данный пункт ПП РФ № 354.

В соответствии со ст. 12 Закона № 261-ФЗ, реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности представляет собой работы по содержанию и ремонту общего имущества, которые проводятся по согласованию и за счёт собственников помещений в МКД.

Во исполнение п. 10 ст. 12 Закона № 261-ФЗ, Минрегион РФ приказом № 338 от 29.07.2010 г. утвердил перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в т.ч. в отношении МКД.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы Закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ, и то обстоятельство, что указанным Законом определяется направление расходования средств, полученных УО, можно сделать вывод о том, что средства, полученные этой организацией в качестве разницы при расчёте размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, носят целевой характер.

В то же время анализ действующих нормативных актов вызывает большие вопросы по самому факту накопления средств за счёт повышающего коэффициента.

Так, в случае отсутствия в МКД ОДПУ, РСО выставляет счета исполнителю или собственнику (прямые расчёты) на основании нормативов потребления с учётом повышающих коэффициентов. А исполнители или собственники все средства должны перечислить РСО в качестве оплаты за поставленные ресурсы. При этом УО никаких дополнительных доходов от применения повышающих коэффициентов не имеет. Эти доходы поступают в РСО, и она сама ими распоряжается.

В случае установки ОДПУ в МКД исполнитель рассчитывается с РСО по фактическим показаниям ОДПУ, а средства, полученные за счёт применения повышающих коэффициентов отдельным потребителем, «теоретически» должны оставаться в распоряжении УО на реализацию энергосберегающих мероприятий. Однако, в случае образования некоего «излишка», УО фактически будет направлять его на погашение разницы между фактическим потреблением коммунальных ресурсов по ОДПУ и максимально возможным начислением по нормативу потребления на ОДН, возникающей в силу п. 44 Правил № 354.

В случае, если такое дельты нет, а «излишек» всё-таки остается, УО в силу п.п. 46-47 Правил № 354 обязана перераспределять эти средства между потребителями. Таким образом, сам механизм образования и накопления средств за счёт применения повышающих коэффициентов на сегодняшний день не урегулирован, а правоприменительная практика пока не сформирована.

Когда средства, полученные в связи с применением повышающих коэффициентов, остаются у УО, вроде бы всё понятно: эти средства должны быть израсходованы на проведение энергосберегающих мероприятий, которые включают в себя установку и эксплуатацию ОДПУ. По логике, повышающие коэффициенты и задумывались именно для стимулирования работ по установке ОДПУ на МКД.

Однако УО может использовать эти средства и на другие энергосберегающие мероприятия, а не на установку ОДПУ. Однако, если в МКД нет ОДПУ, то невозможно рассчитать экономию за счёт внедрения энергосберегающих мероприятий, и поэтому собственники помещений в МКД никакой экономии в размере платы за коммунальные услуги не почувствуют.

Если же средства, полученные в связи с применением повышающих коэффициентов, остаются в РСО, то в соответствии с письмом Минстроя РФ [3] РСО может израсходовать их на регулируемые виды деятельности. А это очень широкое понятие. Поэтому РСО может использовать эти средства на собственные нужды, но не установку приборов учёта энергоресурсов.

Повышающие коэффициенты не применяются при наличии акта обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта, подтверждающего отсутствие технической возможности их установки с расчётного периода, в котором составлен акт.

Акт обследования составляется по форме, приведённой в приказе Минрегиона РФ № 627 от 29.11.2011 г. «Об утверждении критерия наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, коллективного (общедомового) прибора учёта, а также форме акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядок её заполнения».

Прежде чем перейти к рассмотрению данного документа, остановимся на одной несуразности:

· наличие акта, который действует с расчетного периода, в котором составлен акт; именно составлен, а не представлен в соответствующий орган.

Покажем, к чему это приводит на практике на примере г. Хабаровска.

 

Исполнение ТСО требований действующих нормативных актов в части применения повышающих коэффициентов

В соответствии с нормативными документами Хабаровская теплосетевая компания (ХТСК) применила повышающие коэффициенты на коммунальные услуги по отоплению за октябрь 2016 г. для МКД, у которых отсутствовал акт обследования.

Некоторые из этих МКД в ноябре представили в ХТСК акт обследования, в котором указано об отсутствии технической возможности установки ОДПУ на тепловую энергию в данных МКД.

УО потребовала от ХТСК произвести перерасчет за отопление за октябрь 2016 г., мотивируя это тем, что акт составлен в 2013 г. и просто не был представлен в ХТСК. Но это «нонсенс»! Повышающий коэффициент должен применяться, начиная с расчетного периода не тогда, когда составлен акт обследования, а с момента его поступления в соответствующий орган. Я уже не говорю о том, что в данном случае УО просто скорее всего фальсифицировала акт!

Теперь перейдем к более подробному исследованию приказа № 627. О несуразностях данного документа было указано в [5]. Там же опубликован комментарий члена президиума НП «АВОК» В.И. Ливчака, который назвал приказ № 627 «зловредным», т.к. он позволяет уйти от исполнения Закона № 261-ФЗ, и предложил этот приказ отменить.

Начнем с акта обследования (Приложение № 2 к приказу № 627). Это настолько «туманный» документ, что все его понимают, как они этого хотят.

В п. 1 и п. 2 акта обследования указываются ФИО представителя юридического лица и полное наименование юридического лица, проводящего обследование.

В п. 3 указываются ФИО присутствующего при обследовании лица (в акте сказано дословно: указать, если присутствовали – то есть могут присутствовать, а могут и не присутствовать):

· представителя юридического лица, ответственного за содержание общего имущества собственников в МКД – это УО;

· собственника помещения МКД, в отношении которого подана заявка на установку ИПУ;

· иных лиц, участвующих в обследовании.

При этом, в акте:

- не оговорено, кто должен проводить обследование и составлять акт о наличии технической возможности на установку ОДПУ;

- не оговорено, что обследование должна проводить УО или РСО. Они лишь могут принимать участиеприсутствовать при обследовании (п.3 приказа);

- не оговорено, в какой орган необходимо направлять акт, и кто принимает решение о введении или не введении повышающих коэффициентов по результатам обследования.

Поэтому при рассмотрении акта сразу возникают вопросы:

1. Кто имеет право проводить обследование и на основании каких юридических документов?

2. Кто должен проверять достоверность сведений, приведённых в акте?

3. В какой орган необходимо предоставлять акты?

4. Кто принимает решение о неприменимости повышающих коэффициентов?

На сегодняшний день в Хабаровском крае проводят обследования и составляют акт о наличии технической возможности установки ОДПУ или УО, или РСО. При этом сведения, указанные в акте, на один и тот же МКД бывают прямо противоположными. В акте УО, как правило, указывается отсутствие технической возможности установки ОДПУ, а в акте РСО – наоборот.

Вопрос: Как поступать в данном случае? По мнению автора, обследование – это мини аудит, и проводить его должна независимая специализированная организация, имеющая разрешение на проведение таких работ, на возмездной основе.

В крайнем случае, это может быть комиссия, состоящая из представителей:

· управляющей организации;

· ресурсоснабжающей организации;

· уполномоченного органа при правительстве Хабаровского края;

· собственников, которые уполномочены присутствовать при обследовании (например, совет МКД).

Далее эти акты сдаются в уполномоченный орган, который принимает решение о применимости или неприменимости повышающих коэффициентов.

Можно сказать, что законодатель прислушался к моему мнению. Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 г. «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД» в Правила оказания коммунальных услуг ПП РФ № 354 в редакции от 26.12.2016 г. внесены изменения. В соответствии с этими изменениями акт обследования составляет Исполнитель коммунальных услуг с привлечением РСО и собственников жилых помещений в МКД.

Дословно это звучит так: п. 33 пп. К(5) «Потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением РСО и при необходимости иных лиц, включая председателя совета МКД, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ…».

В Хабаровске сегодня сложилась следующая ситуация с обследованием МКД на предмет установки ОДПУ тепловой энергии. Обследования проводит или УО, или ТСО, и эти акты сдаются в ТСО, которая и принимает решение о применимости (неприменимости) повышающих коэффициентов. Мне это непонятно!

Во-первых, ТСО не должна принимать эти акты.

Во-вторых, ТСО не имеет права принимать решение о введении повышающих коэффициентов.

В соответствии с нормативной документацией, а именно ПП РФ № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», это должен делать уполномоченный орган. В данном случае – это правительство Хабаровского края.

Рассмотрим теперь пункты 7, 8 акта обследования. В п. 7 указываются результаты проведенного обследования, а именно, наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учёта.

Пункт 8 заполняется, если при проведении обследования установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учёта, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учёта соответствующего вида (далее будут рассматриваться только ОДПУ тепловой энергии и ГВС).

Отметим, что, в соответствии с п. 8, в акте должны быть указаны конкретные критерии отсутствия технической возможности, установленные в ходе обследования, а не фраза: «Техническая возможность установки ОДПУ отсутствует, т.к. данный МКД включен в региональную программу капитального ремонта».

Рассмотрим далее, какие критерии отсутствия технической возможности установки ОДПУ на МКД приведены в приказе № 627. В п. 2 данного приказа сказано, что техническая возможность установки прибора учёта соответствующего вида в МКД отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из критериев:

а) установка прибора учёта по проектным характеристикам невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем;

б) при установке невозможно обеспечение обязательных метрологических и технических требований к приборам учёта, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учёта, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учёта, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем, температурного режима, влажности, электромагнитных помех, заполнения помещений и невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учёта, его обслуживания, замены.

Рассмотрим сначала пункты «б» и «в». Как правило, эти критерии встречаются нечасто, и их можно обойти различными способами.

Во-первых, в соответствии с Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов внутридомовых систем.

Текущий ремонт включает в себя комплекс мероприятий с целью устранения неисправностей элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Подвалы, в которых устанавливается ОДПУ, должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям:

- подвалы должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и канализацию;

- не допускается подтопления подвала из-за неисправностей и утечек инженерного оборудования.

В соответствии с ЖК РФ, УО несет ответственность перед собственниками жилых помещений в МКД за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в соответствии с нормативными документами.

Поэтому ссылка УО на то что в данном МКД нельзя установить ОДПУ из-за того, что подвал помещения не соответствует нормам, по крайней мере, неуместна, т.к. она подчеркивает тот факт, что УО не выполняет требования по содержанию общего имущества в МКД.

Во-вторых, даже если подвальное помещение, в котором предполагается установить ОДПУ, не соответствует нормам эксплуатации данного прибора, то есть подвал затоплен, температурно-влажностный режим не соответствует нормативам и т.д., то на сегодняшний день существуют приборы учёта специального исполнения, которые дороже обычных, но могут работать в условиях, указанных в п. 2в приказа № 627, т.е. даже при полном затоплении.

Из вышеизложенного следует, что ссылка на отсутствие технической возможности установки ОДПУ при наличии критериев «б» и «в» п. 2 приказа, по крайней мере, несостоятельна.

Остановимся теперь более подробно на критерии «а» п. 2 приказа: установка ОДПУ невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.

Во-первых, непонятно, что здесь понимается под внутридомовыми системами теплоснабжения. Для установки ОДПУ тепловой энергии необходимо заменить существующий участок трубопровода системы теплоснабжения в тепловом узле, который, как правило, расположен в подвале МКД. В этом случае необходимо вырезать участок трубопровода длиной около полутора метров, заменить его участком трубопровода, содержащим запорную арматуру и датчики расхода температуры и давления, то есть ни о какой реконструкции и капитальном ремонте внутридомовых систем теплоснабжения в данном случае речи идти не может.

Разберёмся теперь с понятием «реконструкция». Из определения в толковом словаре реконструкция – это «полное переустройство, переделка чего-либо целью улучшения, усовершенствования».

Согласно письму Минстроя СССР от 29.05.1984 г. № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения существующих предприятий», которым часто пользуются судебные органы, реконструкция – это переустройство существующих объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, приводящее к существенному улучшению технических характеристик объекта.

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ, к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей.

Как видно из этих определений, ключевым здесь является существенное улучшение характеристик объекта.

Установка ОДПУ не улучшает технические характеристики системы теплоснабжения, и поэтому она не подпадает под понятие реконструкции.

С точки зрения бухгалтерского учёта, установка ОДПУ рассматривается как приобретение новых отдельных объектов основных средств, входящих в состав общего имущества МКД.

Поэтому установка ОДПУ не может быть отнесена ни к реконструкции, ни к капитальному ремонту.

Другой вопрос, что установка ОДПУ может быть осуществлена за счет средств капитального ремонта при проведении капитального ремонта МКД или отдельных его элементов и систем, или за счёт средств текущего содержания и ремонта общего имущества МКД при проведении услуг (работ) по содержанию общего имущества МКД.

Как следует из ГОСТ Р 56192-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», к услуге текущего содержания относится установка и ввод в эксплуатацию приборов учёта.

Из вышеизложенного следует, что если в МКД в соответствии с законом № 271-ФЗ проводится капитальный ремонт, то в этом случае в МКД должны быть установлены ОДПУ за счет средств капитального ремонта.

Но из этого закона не следует, что если капитальный ремонт в настоящее время в МКД не проводится, но дом включен в региональную программу капитального ремонта, то в этом случае нет технической возможности установки ОДПУ, как это трактуют УО.

В этом случае установка ОДПУ входит в состав работ по текущему содержанию систем отопления, и финансирование установки ОДПУ должно осуществляться из статьи на содержание общего имущества МКД.

Рассмотрев некоторые акты обследования, проведённые УО и представленные в ТСО Хабаровского края, можно обобщить их на несколько групп:

1. Установка ОДПУ невозможна без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем отопления и ГВС, которые находятся в программе капитального ремонта МКД Хабаровского края;

2. В месте установки ОДПУ невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учёта;

3. МКД уже был оборудован ОДПУ тепловой энергии, который не прошел поверку и в настоящее время неисправен. Поэтому техническая возможность установки отсутствует (это «НОНСЕНС» и у меня даже нет комментариев).

4. Установка ОДПУ невозможна без реконструкции и капитального ремонта внутридомовых систем отопления и ГВС. При этом не расшифровано, что конкретно нужно реконструировать и ремонтировать.

5. Имеются два акта обследования на один и тот же МКД, которые противоречат друг другу. Эти акты составлены в разное время и различными участниками обследования.

Отметим, что все акты составлены УО, проводящей обследование путем осмотра.

По поводу составления акта обследования и установления критериев в Хабаровске ХТСО сделала запрос в Минстрой и ЖКХ и получила ответ, в котором сказано следующее: «Для установления возможности оборудования жилых помещений МКД приборами учёта проводится обследование таких помещений Исполнителями коммунальных услуг с участием организаций, на которых возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества МКД. Указанные обследования призваны зафиксировать основания для возможности применения повышающего норматива при расчете платы за коммунальные услуги для потребителей».

Во-первых, речь идет о жилых помещениях, и поэтому можно понять, что речь идёт об установке ИПУ, а не ОДПУ.

Во-вторых, Исполнители коммунальных услуг и организации, отвечающие за содержание общего имущества, – это, по сути, одна и та же организация, а именно: управляющая компания, в нашем случае. Если речь идет об установке ИПУ в жилых помещениях, то это логично, но это непонятно, если речь идет об ОДПУ.

В-третьих, в ответе сказано «применение повышенных нормативов», а не повышающих коэффициентов. Нормативы устанавливает уполномоченный орган в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 и непонятно, при чём здесь ТСО.

В подтверждение того, что речь идет об ИПУ, а не ОДПУ, можно отметить в следующий абзац письма: «самовольное изменение проектных решений, приводящих к отсутствию технических возможностей установки приборов учёта, а также устройство ниш и коробок для трубопроводов не может считаться фактом отсутствия технической возможности установки приборов учёта тепла». По моему мнению, это касается только жилых помещений в МКД, т.к. в подвале никто не устанавливает никаких ниш и коробок, препятствующих установке ОДПУ.

В этом же письме сказано, что установка приборов учёта энергетических ресурсов при проведении капитального ремонта инженерного оборудования МКД является обязательной – то есть при проведении капитального ремонта МКД должны быть установлены приборы учёта. Но это прямо следует из закона № 271-ФЗ.

Также отмечено, что необходимость проведения капитального ремонта существующих трубопроводов в связи с их износом является фактом отсутствия технической возможности установки приборов учёта, однако не расшифрована степень износа трубопроводов, при которой необходим капитальный ремонт, и как ее установить.

В соответствии с ГОСТ Р 56501-2015 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления МКД. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения» п. 6.1.5 «При эксплуатации систем теплоснабжения более 10 лет или при наличии других обоснований делаются вырезки части трубопроводов с целью проведения лабораторного обследования по результатам которого делается отчёт, и даются рекомендации по дальнейшей эксплуатации трубопроводов системы теплоснабжения и состава работ, которые необходимо выполнить в рамках содержания трубопроводов».

Таким образом, чтобы определить фактический износ трубопроводов системы теплоснабжения необходимо провести лабораторный анализ трубопроводов и составить отчет, на основании которого можно сделать вывод система теплоснабжения нуждается в капитальном ремонте или система теплоснабжения не требует капитального ремонта; речь идет о текущем ремонте участков трубопроводов в рамках содержании общего имущества.

Степень физического износа системы теплоснабжения должна определяться в ходе плановых осмотров и заноситься в технический паспорт МКД. Для большинства МКД данные технического паспорта не обновляются десятилетиями и поэтому данные о состоянии фактического износа сильно устарели и требуют корректировки.

В настоящее время на территории РФ порядок оценки степени физического износа МКД, включая его конструктивные элементы, определяется ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий». В соответствии с этими правилами под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования следует понимать утрату ими технико-экономических качеств (прочности, надежности и т.п.).

Действующее законодательство не дает однозначного ответа, кто должен осуществлять оценку физического износа.

С учётом современных реалий для проведения соответствующего вида работ УО может привлечь специализированную проектную или экспертную организацию, имеющую предусмотренные законодательством РФ допуски и соответствия.

После получения необходимого экспертного заключения УО вправе внести в технический паспорт на МКД соответствующие данные по степени физического износа МКД и его конструктивных элементов.

Таким образом, если в акте указано на отсутствие технической возможности ОДПУ по причине того, что внутридомовая система теплоснабжения нуждается в реконструкции или капитальном ремонте, то это заключение должно быть сделано на основании данных технического паспорта МКД по степени физического износа системы теплоснабжения. Если такие исследования не проводились, и данные о степени физического износа отсутствуют, то данный критерий применять нельзя, так как он ничем не подкреплен.

 

В заключение

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Несовершенство нормативных документов позволяет легко уйти от выполнения закона № 261-ФЗ и от повышающих коэффициентов на коммунальные услуги.

2. Постановление Правительства РФ № 603 и № 354 (в последней редакции) направлены на стимулирование работ по энергосбережению в МКД, в частности на установку общедомовых и индивидуальных приборов учёта, путем введения повышающих коэффициентов. Но поскольку в приборном учёте не заинтересованы ни РСО, ни УО, то легко находятся лазейки, чтобы легально уйти от повышающих коэффициентов.

3. Региональные власти также не заинтересованы во введении повышающих коэффициентов, так как это «якобы приведет к социальному взрыву». Это не приведет к социальному взрыву, но может привести к увеличению неоплаты за коммунальные услуги. Если не проводить разъяснительную работу среди населения, и если будет непонятно, как будут расходоваться средства, полученные за счёт повышения платы за коммунальные услуги, то, действительно, население может «проголосовать рублем» и РСО получат не увеличение, а даже уменьшение платежей за поставленные ресурсы из-за неплатежей.

4. Уходить легально от повышающих коэффициентов помогает "зловредный" приказ № 627, который каждая из заинтересованных сторон трактует в свою пользу. Этот приказ из-за его несовершенства прямо противоречит Закону № 261-ФЗ и позволяет легально уйти от его исполнения. УО ищут "надуманные" критерии, чтобы обосновать невозможность установки ОДПУ в МКД, а региональные власти им подыгрывают.

5. Управляющие организации под надуманным предлогом, что МКД включен в региональную программу капитального ремонта, отказываются от установки ОДПУ. Но, поскольку почти 100% МКД включены в эту программу, то из этого следует, что Закон № 261-ФЗ можно не исполнять.

На самом деле УО должны проводить работу по установке ОДПУ за счет средств на содержание общего имущества МКД. Собственники МКД не могут заставить УО проводить эту работу, так как они не могут провести общее собрание собственников МКД при нежелании УО. Теоретически это возможно, но на практике это не работает. Контролирующие органы (прокуратура, жилищная инспекция) также смотрят на всё происходящее "сквозь пальцы".

Там, где контролирующие органы следят за соблюдением законодательства по энергосбережению, а региональные власти оказывают содействие в работе по энергосбережению, например, г. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Томск, Тюмень и др., практически все 100% жилого фонда, кроме ветхого и аварийного жилья, оснащенных приборами учёта энергоресурсов (воды, тепла и электроэнергии).

В Хабаровском крае, по информации краевого Министерства ЖКХ, оснащённость ОДПУ тепловой энергии не превышает 16%.

Ссылка УО на то, что средства на установку ОДПУ в МКД не предусмотрено в статье «Содержание общего имущества МКД», по крайней мере, неубедительна. В Хабаровске плата за содержание 1 м2 жилой площади варьируется в размере от 30 до 50 руб. При этом некоторые УО не могут целевым образом потратить эти средства, а другим их не хватает. Так, например, в стандартной пятиэтажной «хрущёвке» за счёт сэкономленных средств в графе "содержание" был установлен ОДПУ тепловой энергии и блок регулирования тепловой энергией, что позволило снизить теплопотребление дома на 40-50%. Казалось бы, надо рекламировать и распространять данный положительный опыт, однако краевые власти не проявляют заинтересованности.

Можно привести пример, когда контролирующие органы строго следят за соблюдением законов и тогда эти законы работают. Так, в 2016 г. по предписаниям госпожнадзора, практически во всех МКД Хабаровска внедрили противопожарные мероприятия: громкоговорители, противопожарные двери, пожарные гидранты и так далее. Причём это было сделано УО за счёт средств на содержание МКД, и никакого «социального взрыва» не произошло, хотя некоторые УО пытались включить эти работы дополнительной строкой в графу на содержание, но из этого ничего не вышло.

А ведь стоимость данных работ на порядок выше, чем стоимость работ по установке ОДПУ тепловой энергии.

Это еще раз подчеркивает, что нужна политическая воля, а не отговорки и отписки.

Жильцов можно убедить, если правильно и целенаправленно проводить работы по энергосбережению.

Так, после появления в квитанции на оплату за отопление в октябре 2016 г. повышающих коэффициентов, многие собственники МКД стали пытаться установить ОДПУ на тепловую энергию.

Однако, после отмены этого пункта в квитанции на оплату за ноябрь и декабрь того же года, собственники уже не готовы устанавливать ОДПУ и воспринимают Постановление Правительства РФ еще раз как необязательное к исполнению, то есть Правительство РФ постановляет, а власти на местах не исполняют.

Складывается интересная ситуация: вне зависимости от того, есть или нет ОДПУ тепловой энергии в МКД, повышающие коэффициенты на горячую и холодную воду для собственников квартир применяются, если отсутствует ИПУ. Это выгодно РСО, если она собирает оплату за поставленный ресурс с собственников на основании прямых расчетов, это выгодно и УО, если она принимает оплату от собственников за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению. В этом случае она уменьшает оплату за ОДН на эти нужды, хотя это и противоречит законодательству.

На основании данных выводов можно предложить следующие рекомендации:

1. Создать комиссию для обследования МКД на предмет возможности установки ОДПУ тепловой энергии в составе:

· представитель ХТСК;

· представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края;

· представитель экспертной организации, имеющей допуски на проведение энергоаудита;

· представитель УО (в данном случае – СРО «ЖКХ-Групп»).

2. В акте обследования указывать конкретные критерии с детальной расшифровкой.

3. Определить уполномоченный орган, который будет принимать и рассматривать акты и принимать решения о применении повышающих коэффициентов.

4. Создать целевой фонд при организации, которая получает средства за тепловую энергию: ХТС или УО, и разработать документы, указывающие на использование средств, полученных за счет повышающих коэффициентов на энергосберегающие мероприятия, в первую очередь на установку ОДПУ тепловой энергии.

5. В платежных квитанциях отдельной строкой прописывать средства, полученные за счёт повышающих коэффициентов, а на обратной стороне квитанции указать, что эти средства будут направлены на установку ОДПУ в данном конкретном МКД.

 

 

Литература

1. Решение Верховного Суда РФ от 22.06.2016 г. № АКПИ16-375.

2. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.09.2016 г. № АПЛ16-403 «Об оставлении без изменения решения суда РФ от 22.06.2016 № АКПИ16-375.

3. Письмо Минстроя России от 02.09.2016 г. № 28483-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, вносимыми в акты Правительства РФ от 20.06.2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг».

4. Письмо Минстроя России от 10.05.2016 г. № 13855-ОД/04 «По вопросу формы акта ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии».

5. Канев С.Н. «Почему не хотят устанавливать приборы учёта энергоресурсов». Энергосбережение, № 1, 2016 г.

 

image001.jpg

С.Н. Канев, Как уходят от повышающих коэффициентов на коммунальные услуги

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №02 (198), 2017 г. , www.rosteplo.ru/nt/198

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи:

Программы Auditor