Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Актуальные вопросы тарифообразования в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения

А.Т. Медведь, начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России (доклад на Всероссийском семинаре-совещании «Тарифное регулирование в 2014 г. и задачи органов государственного регулирования на 2015 г.», 16-17.10.14 г., г. Сочи. Публикуется в сокращении)

Переход на долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2012 r. № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения» предусмотрен переход к 01.01.2016 г на долгосрочное тарифное регулирование регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В этой связи с 01.01.2016 г. предельные уровни (индексы изменения) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения устанавливаться не будут.

Основными инструментами регулирования на федеральном уровне будут являться:

■ установление на долгосрочный период индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги;

■ согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала и долгосрочных параметров регулирования в городах с населением свыше 500 тыс. чел. и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации;

■ установление минимальной доходности на инвестированный капитал.

Кроме того, на федеральном уровне в рамках долгосрочного тарифного регулирования сохраняются полномочия по государственному контролю и мониторингу, а также рассмотрению экономических споров.

Таким образом, в настоящее время происходит трансформация подходов к регулированию: на федеральном уровне - от одногодичных отраслевых ограничений роста тарифов к долгосрочному ограничению расходов граждан за коммунальные услуги, на региональном уровне - от регулирования затрат организации к так называемому комплексному регулированию на основе целеполагания, затрагивающему вопросы территориального и бюджетного планирования, являющихся основой принятия качественно проработанных тарифных решений.

Принимаемые решения в рамках такого комплексного регулирования потребуют тщательной проработки таких вопросов как выстраивание системы адресной поддержки незащищенных категорий населения. Кроме этого, потребуется координация полномочий органов власти субъектов Российской Федерации в рамках бюджетного и территориального планирования, а также тарифного регулирования.

В целом вся необходимая правовая база для перехода на долгосрочное тарифное регулирование в настоящее время сформирована: приняты Основы ценообразования в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения (постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 и от 13.05.2013 г. № 406), методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения (Приказы ФСТ России от 13.06.2013 г. № 760-э и от 27.12.2013 г. № 1746-э).

В целях осуществления перехода на долгосрочное тарифное регулирование в сроки, установленные Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 291-ФЗ, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 г. № 128, предусматривающее возможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование регулируемых организаций в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в 2014 и 2015 гг. в течение финансового года.

В целях повышения инвестиционной привлекательности отраслей водоснабжения и водоотведения было принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2014 г. № 588 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г № 406», определяющее особенности учета предпринимательской прибыли при определении необходимой валовой выручки организации, а также расходов, связанных с обслуживанием заемных средств.

В целях регулирования совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги приняты Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», в которых определены механизмы ограничения прироста платы граждан за коммунальные услуги путем утверждения на уровне Правительства Российской Федерации предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, на долгосрочный период, начиная с 2014 г., а также наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в максимальном (при наиболее невыгодном с точки зрения роста наборе коммунальных услуг) размере по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации.

Таким образом, переход на долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения возможен уже в настоящее время.

В целях установления экономически обоснованных долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения необходимо наличие утвержденных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инвестиционных программ регулируемых организаций, показателей качества, надежности и энергетической эффективности. Вместе с тем нормативные правовые акты, устанавливающие показатели качества, надежности и энергетической эффективности регулируемых организаций, были приняты только во втором квартале 2014 г.

В ближайшее время субъектами Российской Федерации будет запущена, а в некоторых субъектах уже проводится, работа по установлению целевых показателей функционирования регулируемых организаций, и, как следствие, утверждение инвестиционных программ по новым требованиям, которые предполагают четкий, целевой характер инвестиций.

В отсутствие планов развития коммунальной инфраструктуры на долгосрочный период и в отсутствие утвержденных для регулируемых организаций показателей качества, надежности и энергетической эффективности переход на долгосрочное тарифное регулирование является потенциально рискованным с точки зрения социально-экономических и тарифных последствий, в связи с чем Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г № 1011, предусматривающее внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», и постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», закрепляющие возможность применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2015 г. без ограничений.

Необходимые изменения в нормативные правовые акты в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения

Для слаженной работы механизма долгосрочного планирования и тарифного регулирования система нормативных правовых актов требует некоторой донастройки.

Изменения в нормативные правовые акты в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в части расчета платы за подключение (технологическое присоединение). Одним из наиболее актуальных вопросов в сфере тарифного регулирования является донастройка нормативной базы в части расчета платы за подключение. ФСТ был разработан нормативно-правовой акт по подключению к сетям водоснабжения.

На сегодняшний день в законодательстве заложен принцип, который предполагает, что при подключении объекта оплачивается только последняя миля. Если подключающийся объект является крупным, то в отдельных случаях возможно применение так называемой индивидуальной платы за подключение, которая включает в себя расходы на реализацию набора мероприятий для расшивки узких мест, необходимых для подключения такого потребителя.

Но, когда таких объектов несколько, то возникает проблема, что в результате придется платить первому заявившемуся объекту.

Реализация мероприятий за счет конкретного потребителя, не попадающего под критерии индивидуального, в настоящее время невозможна. Также невозможно распределить затраты на нескольких подключающихся.

В этой связи ФСТ России разработаны изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, которые предполагают возможность утверждения индивидуальной платы для группы крупных подключающихся объектов.

Субъектам Российской Федерации будет дано право определять предельный уровень нагрузки, сверх которой подключаемые объекты считаются крупными и для которых может быть установлена индивидуальная плата. Расчет платы за подключение, в общем порядке, по умолчанию - так называемая «последняя миля», будет осуществляться посредством применения стандартизированных тарифных ставок.

После окончательной проработки данного проекта постановления, ФСТ России займется аналогичным вопросом в сфере теплоснабжения.

Изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г № 406 в части уточнения расчета нормативной прибыли в случае окончания действия срока инвестиционных программ в середине долгосрочного периода регулирования. В связи с тем, что переход на долгосрочные тарифы должен быть осуществлен до 01.01.2016 г., возникает проблема того, что, к примеру, существует некая организация, которая в этом году переходит на долгосрочное регулирование, но у нее есть утвержденная программа, заканчивающаяся в середине долгосрочного периода. В соответствии с нормами действующего законодательства, при переходе к регулированию тарифов с применением метода индексации органы регулирования должны установить долгосрочные параметры регулирования тарифов, одним из которых является нормативный уровень прибыли, при определении которого учитываются расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций.

Таким образом, при установлении тарифов с применением метода индексации регулируемым организациям, период действия инвестиционных программ которых заканчивается до истечения долгосрочного периода регулирования, расходы на капитальные вложения (инвестиции) будут учтены при установлении нормативного уровня прибыли в размере, предусмотренном инвестиционной программой, действующей на момент перехода к долгосрочному регулированию.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.

В этой связи, при переходе к долгосрочному тарифному регулированию в 2015 г. расходы на капитальные вложения (инвестиции), учтенные при установлении нормативного уровня прибыли на момент перехода к долгосрочному тарифному регулированию, впоследствии не смогут быть скорректированы после утверждения регулируемой организацией в течение долгосрочного периода регулирования новой инвестиционной программы.

Такая ситуация будет возникать как в отношении регулируемых организаций, период действия инвестиционных программ которых заканчивается до истечения долгосрочного периода регулирования, так и в отношении регулируемых организаций, у которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы.

В целях устранения указанной выше коллизии ФСТ России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения».

Положения проекта постановления способствуют решению проблемы финансирования и обеспечения возврата займов и кредитов, привлекаемых на реализацию инвестиционных программ в случае их утверждения в течение долгосрочного периода регулирования, сохранению инвестиционного потенциала тарифа за счет сохранения на 1 год инвестиционной составляющей в случае отсутствия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы на переходный период до 2018 г., стимулированию регулируемых организаций к утверждению в установленном порядке инвестиционных программ.

Изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ в части создания возможности выравнивания тарифов на тепловую энергию в пределах одного муниципального образования при назначении ЕТО. В соответствии с ч. 4 с. 11 Федерального закона № 190-ФЗ установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне ЕТО и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.

С учетом того, что значительная часть схем теплоснабжения для городов с населением 500 тыс. чел. и более утверждены Минэнерго России в течение 2014 г., решения об утверждении тарифов для ЕТО в таких городах впервые будут приняты органами регулирования тарифов на 2015 г.

Проблема роста тарифов на тепловую энергию, связанная с обеспечением единых тарифов в зоне деятельности ЕТО возникает во многих регионах Российской Федерации и ставит перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации сложный вопрос, связанный с принятием решения либо о существенном росте платы граждан за коммунальные услуги, посредством принятия по согласованию с представительным органом муниципального образования решения об установлении по отдельному муниципальному образованию предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации (такой механизм предусмотрен постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 400), либо о необходимости дополнительной нагрузки на бюджет субъекта Российской Федерации.

Так, по данным органов регулирования субъектов РФ, например, Региональной энергетической комиссии Свердловской области, рост тарифов для потребителей в результате выравнивания составит 35,2%.

По данным Региональной службы по тарифам Пермского края, в результате выравнивания тарифов на тепловую энергию для потребителей в пределах Пермского городского округа рост составит 32%.

Для решения данного вопроса ФСТ России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.10 «О теплоснабжении», предусматривающий установление дифференцированных тарифов на тепловую энергию (мощность) с момента выбора ЕТО в порядке и на сроки, определенные Правительством Российской Федерации, для потребителей, находящихся в одной зоне деятельности ЕТО и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, в случае, если на период регулирования, предшествующий выбору ЕТО, тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей такой организации устанавливались на различном уровне.

Такой подход позволит сгладить негативный эффект от резкого роста тарифов на тепловую энергию прежде всего для населения.

В целом, в системе регулирования Российской Федерации в настоящее время происходят значительные изменения, направленные прежде всего на повышение инвестиционной привлекательности отраслей тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также решение накопленных проблем отраслей, связанных с отсутствием необходимых условий для мотивации хозяйствующих субъектов к повышению эффективности их деятельности. Качество принятия решений на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, связанных с планированием в условиях перехода на долгосрочное тарифное регулирование, предопределяет условия дальнейшего развития и функционирования организаций, в том числе и тарифные последствия.

В этой связи органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предстоит масштабная работа, в том числе связанная с тщательным территориальным и бюджетным планированием. Хотелось бы, чтобы параметры финансовой деятельности соответствовали тем рискам, которые в этой сфере существуют. Несмотря на большое количество неопределенностей, думаю, что совместными усилиями, как это неоднократно бывало, мы реализуем поставленную задачу.

А.Т. Медведь, Актуальные вопросы тарифообразования в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №02 (174), 2015 г. , www.rosteplo.ru/nt/174

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: