Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Анализ допустимых форматов передачи прав владения или пользования объектами тепло- и водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности

М.С. Муравьёва, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности ЗАО «КЭС», эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru)

Введение

В настоящее время, с учетом законодательства и правоприменительной практики по состоянию на 24.10.2014 г., вопросы распоряжения публичными (в т.ч. муниципальными) объектами тепло- и водоснабжения регулируются нормами Федерального закона от 21.12.2001 г № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), Федерального закона от 27.07.2010 г № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Федерального закона от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении), Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 21.07.2005 г № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях).

Действующим законодательством закреплена принципиальная возможность передачи публично-правовым образованием прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными элементами таких систем, находящимися в публичной собственности (далее по тексту — Объекты), только через заключение договоров аренды или концессионных соглашений (ч. 1 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении).

Настоящий анализ распространяется в равной степени на вопросы распоряжения имуществом, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям.

Допустимые варианты формализации передачи публично-правовым образованием прав владения и (или) пользования Объектами

1. Концессия (concessio (лат.) — разрешение, уступка) — договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенное время и на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов.

Возможные случаи заключения концессионных соглашений в отношении Объектов законом не ограничены.

При этом если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию Объекта и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию Объекта не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования Объектами осуществляется только по концессионным соглашениям (ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении).

Исключениями из названного требования являются случаи:

1) предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством права аренды на Объект лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемый Объект является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении);

2) передачи в период до 1 января 2015 г. прав владения и (или) пользования Объектами по договору аренды на срок до 3 лет до передачи прав владения и (или) пользования данными Объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные Объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (ч.

5, 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Порядок передачи прав (заключения договоров) в отношении Объектов: по общему правилу заключение концессионного соглашения осуществляется путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях).

Исключениями из названного требования являются: случаи заключения концессионного соглашения без торгов, предусмотренные ст. 37 Закона о концессионных соглашениях, в т.ч.:

1) заключение соглашения с заявителем, представившим единственную заявку на участие в конкурсе;

2) заключение соглашения с единственным участником конкурса, представившим конкурсное предложение.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению (ст. 6 Закона о концессионных соглашениях).

С 1 февраля 2015 г. срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концеден- та по концессионному соглашению (статья 6 Закона о концессионных соглашениях в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. № 265-ФЗ).

2. Аренда (arrendare (лат.) - отдавать внаем) - предоставление какого-либо имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во временное пользование за определенную плату на основе арендного договора.

Допустимые случаи заключения договоров аренды в отношении Объектов:

1) если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию Объекта и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, не превышает 5 лет;

2) случаи, указанные в п. 1. Концессия настоящей статьи.

По общему правилу договоры аренды Объектов заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 6 ст. 41.1 Закона о водоснабжении).

Исключениями из названного требования могут являться случаи:

1) предоставления права аренды на Объект лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического

обеспечения, в случае, если передаваемый Объект является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (см. ст. 17.1 Закона о защите конкуренции);

2) передачи прав владения и (или) пользования Объектами путем предоставления муниципальной преференции (см. Разъяснения ФАС России от 18.11.2013 г. (одобрены Методическим советом ФАС России (протокол № 13 от

18.11.2013 г.)).

Антимонопольный орган может принять решение о даче согласия на предоставление такой преференции при выполнении одновременно следующих условий:

- предоставление преференции соответствует целям, установленным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции (например, охрана здоровья граждан, защита окружающей среды) и не может привести к устранению или недопущению конкуренции,

- закрепление в соответствующем решении ограничений, предусмотренных п. 4 ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции, а именно в совокупности:

а) предельный срок предоставления преференции может составлять не более 1 года,

б) в течение указанного срока органу власти необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Законом о концессионных соглашениях, Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и провести соответствующие процедуры.

Срок договора аренды - не более чем 10 лет (ч. 4 ст. 28.2 Закона о теплоснабжении, ч. 4 ст. 41.2 Закона о водоснабжении).

Исключением является передача до 01 января 2015 г. прав владения и (или) пользования Объектами, подлежащими передаче исключительно по концессионным соглашениям, по договору аренды на срок до 3 лет (в порядке, предусмотренном ч. 5, 6 ст. 5 Закона № 103-ФЗ).

Возможные форматы передачи пользователем Объектов (по договору аренды/концессионному соглашению) прав владения и (или) пользования Объектами

1. Субаренда (поднаем) - передача Арендатором Объектов во временное возмездное владение и (или) пользование Субарендатору. При этом ответственным по договору аренды перед арендодателем остается арендатор.

Субаренда Объектов допускается с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ).

Передача Объектов в субаренду может осуществляться без проведения торгов лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу (п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

В случае, если не соблюдаются вышеуказанные требования п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, передача Объектов в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции - на торгах или без торгов в порядке реализации исключений, предусмотренных Законом о защите конкуренции (см. Письмо ФАС России от 24.04.2014 г № ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Срок договора субаренды не может превышать срок договора аренды (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ).

2. Аренда - передача концессионером Объектов во временное возмездное владение и (или) пользование. При этом концессионер несет ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные.

Допускается передача концессионером объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам, с согласия концедента (ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях).

Передача Объектов в аренду осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения.

Условием передачи Объектов в пользование третьему лицу является соблюдение лицом, получившим Объекты, обязательств концессионера по концессионному соглашению.

Срок аренды не должен превышать срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению.

Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения прав пользования третьих лиц объектом концессионного соглашения и (или) иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом (ст. 8 Закона о концессионных соглашениях).

3. Безвозмездное пользование - передача арендатором/концессионером Объектов во временное безвозмездное владение и (или) пользование.

Допускается передача концессионером объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам, с согласия концедента (ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях).

При этом концессионер несет ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные.

Передача Объектов в пользование осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения.

Условием передачи Объектов в пользование является соблюдение лицом, получившим Объекты, обязательств концессионера по концессионному соглашению.

Передача Объектов в безвозмездное пользование может осуществляться без проведения торгов лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу (п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Срок безвозмездного пользования не должен превышать срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению (ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях).

Срок безвозмездного пользования не может превышать срок договора аренды.

4. Перенаем - передача Арендатором прав и обязанностей по договору аренды другому лицу. В указанном случае ответственным перед Арендодателем становится новый Арендатор.

Перенаем Объектов, находящихся в арендном пользовании, не допускается (ч. 2 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении, ч. 2 ст. 41.3 Закона о водоснабжении).

В отношении договоров аренды Объектов, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ (до 01 января 2014 г.), вышеуказанное ограничение не применяется (статья 5 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Перенаем допускается с согласия Арендодателя (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ).

Договор перенайма публичного имущества заключается по результатам проведения торгов на право заключения такого договора. (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. № 16679/11 по делу № А40-102293/10-148-587).

5. Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга.

Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента (ч. 2 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях).

Специальный порядок перемены лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга Законом о концессионных соглашениях не определен.

М.С. Муравьёва, Анализ допустимых форматов передачи прав владения или пользования объектами тепло- и водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №03 (174), 2015 г. , www.rosteplo.ru/nt/175

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: