РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

От редакции: В Республике Беларусь использование торфяного топлива по сравнению, например, с импортируемым природным газом является очень выгодным. В пересчете на тонны условного топлива стоимость топливного фрезерного торфа в 4,5 раза ниже цены природного газа, топливных брикетов - более чем в 2,5 раза.

В Российской Федерации одной из причин снижения потребления торфа в тепло- и электроэнергетике является проигрыш торфа в ценовой конкуренции с другими энергоресурсами. Однако в последние годы происходит поэтапный рост цен на газ (регулируются ФСТ России) и уголь (складываются рыночным путем). В то же время цена на торф практически не меняется (за исключением скачка в 2011 г.), и уже в 2012-2014 гг. она стала значительно ниже цен на природный газ и уголь с учетом энергетического эквивалента. Так, в августе 2014 г. цены производителей торфа были на 50 и 60% ниже, чем на бурый и каменный уголь соответственно, и на 40% - чем на природный газ. Таким образом, изменение цен в последние два года позволило торфу получить весомое конкурентное преимущество перед газом и углем. Это может ускорить проекты по строительству новых мощностей, работающих на торфе, и привлечь инвесторов, в том числе частных.

Опыт внедрения котла на торфяном топливе в Республике Беларусь

С.Я. Конанович, главный инженер ОАО «ТБЗ Дитва», пос. Дитва, Лидский район, Гродненская обл.,
Е.В. Рышкевич, ведущий инженер управления технического прогресса, ГПО «Белтопгаз», г. Минск, Республика Беларусь

Перспективы использования торфяных ресурсов

Увеличение доли использования местных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии при обеспечении экономически целесообразных условий их добычи (производства) и потребления может существенно изменить структуру топливно-энергетического баланса Республики Беларусь, в котором сейчас преобладает импортируемый дорогой природный газ. Наиболее изученными и востребованными экономикой республики являются торфяные ресурсы. В настоящее время в Беларуси разрабатывается 44 торфяных месторождения общей площадью 32,8 тыс. га, запасы торфа на которых оцениваются в 93,2 млн т, для добычи торфа отведено 11,4 тыс. га земель с запасами 33,9 млн т.

Торфяная промышленность страны, представленная в основном организациями ГПО «Белтопгаз», развивается в соответствии с Государственной программой «Торф» на 2008-2010 гг. и на период до 2020 г. Торфопредприятия объединения в год добывают порядка 2 млн т торфа, из которого производится 1-1,1 млн т топливных брикетов.

Прогнозируется, что в ближайшее время добыча торфа топливной группы сохранится на уровне 2-2,5 млн т, а объем производства брикетов достигнет 1,2 млн т. В целях выполнения этих показателей предусматривается реализация мер по отводу земель, строительству площадей и объектов добычи и переработки торфа, техперевооружению и обновлению основных производственных средств с внедрением новых и модернизацией существующих технологий и оборудования. К настоящему времени в объединении уже модернизировано 18 торфобрикетных заводов.

В 2013 г. объемы производства топливных брикетов предприятий существенно снизились. Причина тому - значительное сокращение экспортных поставок торфобрикетов в страны Западной Европы (Швецию, Литву, Германию и др.), где торф был переквалифицирован в «невозобновляемый природный ресурс» и его использование престало стимулироваться налоговыми послаблениями для потребителей. Кроме того, на европейских топливных рынках со 125 до 85 долл. США/т снизилась стоимость угля, который является конкурентом топливных брикетов.

В этих условиях необходимо сокращение себестоимости производства торфобрикетов, в которой значительную долю занимает топливная составляющая. Одним из ключевых вопросов для производственников стал переход тепло- энергоисточников торфопредприятий с дорогого природного газа на более дешевое торфяное топливо. В этой связи в рамках Государственной программы строительства энергоисточников на местных видах топлива (МВТ) в 2010-2015 гг. ГПО «Белтопгаз» осуществляет замену газовых котлов и технологических сушилок на оборудование, работающее на торфяном топливе, отходах продуктов переработки торфа и щепе, получаемой из удаляемых с полей добычи остатков древесины и пней. Объединением реализованы следующие проекты:

■ реконструкция котельной ОАО «Туршовка» с заменой торфяных котлов (2010 г.);

■ реконструкция котельной ОАО «ТБЗ Лидский» с заменой газового котла на котел на МВТ (2013 г.);

■ реконструкция котельной ОАО «ТБЗ Дитва» с заменой газового котла на котел на МВТ (2014 г).

Также предусмотрена реализация еще двух проектов:

■ реконструкция котельной торфопредприятия ОАО «Гатча-Осовское» с заменой газовых котлов на котлы на МВТ (2015 г.);

■ реконструкция котельной на МВТУП «МИНГАЗ» (служба производства торфяной продукции в пос. Правдинский) с присоединением генерации (2015 г).

Планируемые мероприятия позволят ГПО «Белтопгаз» обеспечить увеличение доли использования МВТ в балансе котельно-печного топлива в 2014 г. на уровне 52,5%, в 2015 г - 53-55%.

Перевод газового котла на местные виды топлива

Реализация в 2014 г. проекта реконструкции котельной ОАО «ТБЗ Дитва» (рис. 1) с заменой газового котла на котел на МВТ стала не только примером внутриотраслевой кооперации и успешного импортозамещения, но и продемонстрировала новые возможности эффективного использования МВТ в республике.

Рис. 1. Котельная ОАО «ТБЗ Дитва».

Торфобрикетный завод «Дитва» проектной мощностью в 120 тыс. т брикетов в год является вторым в Беларуси по производительности. Его строительство началось в 1969 г., а добывать торф предприятие стало в 1972 г. В 2011-2012 гг. завод выпускал уже 140-145 тыс. т брикетов ежегодно, при этом порядка 60% продукции шло на экспорт.

Рис. 2. Котел Е-10-1,4 ДР, работающий на фрезерном торфе (взамен котла ДКВР 10-13 на котельной ОАО «ТБЗ Дитва»)

Первоначально котельная завода состояла из трех твердотопливных котлов, которые в 1987 г. были переведены на сжигание достаточно дешевого в то время природного газа. Подорожание природного газа и необходимость снижения себестоимости топливных брикетов за счет удешевления топливной составляющей в их производстве стали стимулом для принятия руководством предприятия решения о переводе одного из котлов на использование торфа. Проект такого котла был разработан ОАО «Белоозерский энергомеханический завод» (ОАО «БЭЗ» входит в состав ГПО «Белэнерго») совместно со специализированной российской фирмой в рамках Государственной научно-технической программы «Энергетика-2010». Котел «Е-10-1,4 ДР» (Е - естественная циркуляция; 10 - паропроизводительность, т/ч; 1,4 - абсолютное давление, МПа; ДР расшифровывается как «другие виды топлива») согласно техническому заданию заказчика предназначен для сжигания фрезерного торфа и древесной щепы (рис. 2, 3). Котельное оборудование оснащено топочным устройством типа «наклонно-переталкивающая решетка». Температура вырабатываемого насыщенного пара достигает 194 ОС.

Рис. 3. Циклонная установка, дымосос котла и бункер золы.

Российская компания работала над техническим проектом той части котла, которая функционирует непосредственно под давлением, а все тепломеханическое и вспомогательное оборудование, например, наклонно-переталкивающую решетку, ОАО «БЭЗ» создавало своими силами. Существенную помощь в этом оказал и персонал ТБЗ «Дитва». Кроме того, белорусские специалисты разрабатывали инженерно-технические решения по изготовлению частей оборудования, курировали монтаж, пуск, наладку и режимную наладку котла. Затем вся документация прошла экспертизу, и было получено разрешение Госстройнадзора на строительство котельной установки.

Процесс внедрения котла не обошелся без определенных трудностей. Реализация «пилотных» экспериментальных проектов всегда сопряжена с рядом проблем, в том числе и чисто психологического характера. У участников реализации проекта существовали разные мнения. Одни верили в жизнеспособность и эффективность вновь созданного оборудования, другие считали, что котел, аналогов которому в стране до этого времени не производили, не сможет работать и что торф в нем не будет сжигаться с достаточной эффективностью.

Вносимые конструктивные изменения касались в основном вспомогательного оборудования, в том числе систем подачи топлива и золоудаления. Пришлось модифицировать систему топливоподачи (для древесины она оказалась оптимальной, а для торфа - нет), поставить шнеки для повышения эффективности работы системы золоудаления. Также имел место перегрев системы охлаждения наклонно-переталкивающей решетки, поэтому было принято решение о монтаже дополнительного теплообменника. Эти и другие проблемы решались постепенно, шаг за шагом, и, прежде чем запустить котел в работу, пришлось сделать несколько десятков рабочих пусков, результатом почти каждого из которых становились конструкторские изменения.

Возникали проблемные вопросы в системах управления и регулирования топочного процесса сжигания, связанные с его надежностью и устойчивостью. Оборудование было «сырым», и его пришлось дорабатывать общими усилиями, а аналогичного оборудования в Беларуси ранее не производилось.

В итоге проектировщики, монтажники, наладчики и эксплуатационники совместными усилиями добились стабильной работы котла. В апреле 2014 г. было проведено комплексное опробование и оборудование запустили в работу, а 16 мая государственная комиссия приняла котел в эксплуатацию.

В течение двух лет после подписания комиссией акта о вводе в эксплуатацию котел будет находиться на гарантии завода-изготовителя.

Экономическая эффективность проекта

Результаты внедрения нового котла на местных видах топлива не заставили себя ждать. Только за июль 2014 г. завод с использованием вновь введенного в эксплуатацию торфяного котла произвел 8,7 тыс. т торфобрикетов. Котел проработал практически без остановки 690 ч (если не считать 50 ч простоя из-за поломки устройства выгрузки золы) и при средней производительности 6-9 т/ч пара выработал 3,089 тыс. Гкал тепловой энергии, израсходовав при этом 422 т у.т., или 1240 т фрезерного торфа.

Экономия денежных средств за май-июль 2014 г составила около 70 тыс. долл. США. Проектно-сметной документацией предусмотрено, что основной экономический эффект будет достигнут за счет сжигания торфа, который намного дешевле газа. Планируется, что расчетная годовая эффективность составит 0,9 млн долл. США, а срок окупаемости — всего три года.

Если говорить о стоимости котла, то она сравнима со стоимостью зарубежного аналога или немного превышает ее, что обусловлено тем, что котел Е-10 является первым опытным образцом. На полный комплекс работ по его строительству было затрачено порядка 1,3 млн долл. США, из которых 0,5 млн долл. США пошло на монтажные работы, еще столько же — на изготовление и поставку оборудования.

В настоящее время оборудование доведено до стабильного рабочего состояния, а участники реализации проекта получили опыт, значение которого нельзя переоценить.

Основная особенность такого котла заключается в том, что он хорошо вписывается в технологический процесс действующих котельных торфопредприятий. Использование котельными торфобрикетных заводов торфа вместо газа целесообразно как с технической, так и с экономической точки зрения. К тому же такое импортозамещение является перспективным направлением, востребованность которого подвергать сомнению не приходится.

С.Я. Конанович, Е.В. Рышкевич, Опыт внедрения котла на торфяном топливе в Республике Беларусь

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №03 (174), 2015 г. , www.rosteplo.ru/nt/175

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи:

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств. Эффективней пластинчатого!

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru

Программы Auditor

Технический семинар «Организация ремонта и повышения ресурса тепловых сетей»

Подробнее