Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Об основных новеллах Федерального закона № 307-ФЗ от 03.11.2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»

А.М. Криницын, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» http://zhane.ru

(публикуется в сокращении)

3 ноября 2015 г был принят Федеральный закон № 307-Φ3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее по тексту - Закон), направленный на введение дополнительных правовых гарантий оплаты потребляемых энергетических ресурсов.

Под потребителями энергетических ресурсов, на которых распространяется повышенный режим ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате, Закон понимает как лиц, приобретающих газ, электрическую энергию, тепловую энергию и теплоноситель, горячую, питьевую, техническую воду и (или) услуги водоотведения (далее по тексту - энергетические ресурсы) для использования на принадлежащих такому лицу энергопотребляющих установках, так и ресурсоснабжающих организаций (теплоснабжающих организаций (включая единых теплоснабжающих организаций), организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение).

Нормы закона вступают в законную силу 5 декабря 2015 г. (по истечении 30 календарных дней с момента официального опубликования; за исключением ряда положений, которые вступают в силу 1 января 2016 г.) и затронули целый ряд нормативных актов, в т.ч.:

■ Жилищный кодекс РФ;

■ Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ);

■ Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту - Закон об электроэнергетике);

■ Федеральный закон от 27.07.2010 г № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Закон о теплоснабжении);

■ Федеральный закон от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

■ Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ».

В качестве ключевых изменений нормативного регулирования представляется необходимым обозначить следующие основные новеллы принятого Закона.

1. Увеличен размер пени (неустойки) за нарушение обязательств по оплате энергетических ресурсов, а также услуг, связанных с передачей ресурсов.

Предусмотрена следующая ответственность за просрочку платежа (в зависимости от категории потребителей) (таблица).

Ответственность применяется к следующим обязательствам:

■ оплата газа и услуг по его транспортировке;

■ оплата электрической энергии и услуг по ее передаче;

■ оплата тепловой энергии (мощность) и (или) теплоносителя;

■ оплата горячей, питьевой и (или) технической воды, услуг водоотведения.

Таблица. Ответственность за просрочку платежа.

Проблема. Поскольку положения Закона не дают прямого ответа на вопрос, могут ли установленные Законом проценты за просрочку платежа применяться только к долгам, сформированным после вступления Закона в силу, либо их применение возможно к задолженности предыдущих периодов, в правоприменительной практике возможны разногласия относительно начисления процентов в размере, предусмотренном Законом, на задолженность, существующую к моменту вступления в силу Закона.

2. Введена система гарантий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов у потребителей (в т.ч. РСО) возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательства по оплате энергоресурсов (далее по тексту - гарантии).

1. Основания предоставления гарантий.

Критерии, при соответствии которым у потребителей возникает обязанность предоставления гарантии, устанавливаются Правительством РФ.

При этом обязанность предоставления гарантий не возникает:

■ у потребителей, не имеющих задолженности;

■ у органов государственной власти, ОМСУ казенных, автономных и бюджетных учреждений, собственников и пользователей (законных владельцев) жилых домов и помещений в МКД, действующих в соответствии с жилищным законодательством УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и иными специализированными потребительскими кооперативами.

2. Механизм предоставления гарантий и порядок информационного обмена.

Для получения гарантии Закон предусматривает обязанность Поставщика энергетических ресурсов в предусмотренном Правительством РФ порядке уведомить потребителя о необходимости предоставления гарантий (в уведомлении указываются основание возникновения задолженности, срок предоставления гарантий, а также другая информация, установленная Правительством РФ).

При этом высшее должностное лицо субъекта РФ в установленном Правительством РФ порядке обеспечивает:

■ формирование и ведение перечня потребителей в субъекте РФ, в отношении которых поставщиками установлена обязанность предоставления гарантий;

■ внесение в перечень потребителей информации об устранении потребителями допущенных нарушений обязательств по оплате энергетических ресурсов.

3. Содержание предоставляемых гарантий.

Если иное не согласовано сторонами, обеспечение предоставляется в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии), которая:

■ обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей, возникающих в рамках договора энергоснабжения;

■ должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара;

■ не должна содержать требования о необходимости предоставления для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение потребителем обеспечиваемых обязательств;

■ должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным ст. 74.1 Налогового кодекса РФ требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Срок, в течение которого действует обязанность потребителя по предоставлению обеспечения исполнения обязательств, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления, устанавливаются Правительством РФ.

Важно: за нарушение порядка предоставления гарантий Законом предусмотрена административная ответственность (ст. 14.61 КоАП РФ).

Гарантии применяются к следующим обязательствам:

■ оплата газа;

■ оплата электрической энергии и (или) услуг по ее передаче;

■ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

■ оплата горячей, питьевой и (или) технической воды, услуг водоотведения.

Положения вступили в силу с 5 декабря 2015 г и распространяют действие на отношения, в т.ч. возникшие из заключенных до дня вступления в силу Закона договоров.

Проблема. Следует отметить, что критерии, при соответствии которым у потребителей возникает обязанность предоставления гарантии, порядок определения таких потребителей и их уведомления со стороны РСО должен быть установлен Правительством РФ. В связи с указанным, до момента издания соответствующих подзаконных актов механизм предоставления гарантий, закрепленный нормами Закона, представляется слабореализуемым.

3. Усилена административная ответственность за правонарушения в сфере энергетики.

В качестве ключевых изменений можно отметить:

1) увеличение размера штрафа за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти и газа (ст. 7.19 КоАП РФ).

2) введение административной ответственности за нарушение потребителями, имеющими задолженность по оплате энергетических ресурсов, установленного Законом порядка предоставления гарантий оплаты (статья 14.61 КоАП РФ).

3) закрепление административной ответственности за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления энергетических ресурсов (ст. 9.22 КоАП РФ).

Так, например, штрафуемыми в соответствии с ч. 5-6 ст. 9.22 КоАП РФ действиями (бездействиями) применительно к отношениям по ограничению/прекращению подачи тепловой энергии являются:

■ нарушение потребителем введенного в отношении него полного или частичного ограничения режима потребления тепловой энергии, теплоносителя при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для ограничения;

■ невыполнение потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии, теплоносителя, предъявленного ему в соответствии с установленным порядком ограничения;

■ необеспечение потребителем в предусмотренных случаях доступа представителей теплосетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения или прекращению подачи тепловой энергии, к принадлежащим потребителю теплопотребляющим установкам;

■ невыполнение теплосетевой организацией или иным лицом требований об осуществлении действий по ограничению, прекращению, возобновлению подачи тепловой энергии, теплоносителя, предъявленных в соответствии с установленным порядком ограничения (при отсутствии обстоятельств, препятствующих осуществлению таких действий).

4) закреплен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении и газоснабжении в размере одного года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Положения вступают в силу с 1 января 2016 г.

4. Введены дополнительные условия для заключения/расторжения договоров аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной/муниципальной собственности.

Так, например, заключение договора аренды объекта теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только после предоставления победителем конкурса документов, подтверждающих:

1) заключение победителем конкурса договора энергоснабжения и (или) договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договоров поставки газа, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) и газа, необходимых для производства товаров, оказания услуг с использованием передаваемого в аренду имущества;

2) предоставление победителем конкурса по каждому из договоров поставки электрической энергии и по каждому договору поставки газа банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемых по данным договорам электрической энергии (мощности) и газа (ч. 23 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 24 ст. 41.1 Закона о водоснабжении).

Также Законом установлены основания для расторжения договоров аренды во внесудебном порядке посредством одностороннего отказа от его исполнения со стороны арендодателя (ч. 3 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении, ч. 3 ст. 41.4 Закона о водоснабжении).

Важно: для отношений, связанных с заключением концессионных соглашений, аналогичных оснований для заключения/расторжения договоров Законом не предусмотрено.

Положения вступили в силу с 5 декабря 2015 г. и распространяют действия на отношения, связанные с заключением договоров аренды, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу Закона. При этом договоры аренды систем и объектов, заключенные до дня вступления в силу Закона, сохраняют силу до истечения срока действия данных договоров аренды.

5. Уточнен порядок ограничения электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Данный порядок предусматривает:

■ утверждение, формирование и ведение в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ, перечня потребителей электрической энергии с указанием принадлежащих им устройств/объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям;

■ обязанность соответствующих потребителей согласовать технологическую и (или) аварийную броню (порядок согласования, а также ее параметры устанавливаются Правительством РФ либо федеральным органом исполнительной власти);

■ процедуру введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении соответствующих потребителей электрической энергии (ч. 7.1. ст. 38 Закона об электроэнергетике).

Положения вступили в силу с 5 декабря 2015 г. и распространяют действия на отношения, в т.ч. возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Закона договоров.

Положения вступили в силу 5 декабря 2015 г. (за исключением норм, связанных с уточнением порядка оплаты фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций, которые вступили в силу 1 января 2016 г).

А.М. Криницын, Об основных новеллах Федерального закона № 307-ФЗ от 03.11.2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»

Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» №1 (185) 2016 г. , www.rosteplo.ru/nt/185

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: