Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Административный и судебный контроль в ценовом регулировании в энергетике: основные изменения, новеллы и тенденции в правовых подходах

Ю.А. Татаринов, старший юрист
Практики по проектам в энергетике,
юридическая фирма VEGAS LEX, г. Москва

Активное развитие и совершенствование нормативной базы в сфере тарифного регулирования в энергетике, включая электро-, тепло-, газо-, а также водоснабжение, привели к качественному изменению в подходе государства к процессу установления и применения регулируемых цен (тарифов).

В частности, указанное нашло отражение в формировании большого числа подзаконных правовых актов, детализирующих методики расчета и порядка установления тарифов, нередко вызывающих вопросы в части разнонаправленной трактовки их отдельных положений со стороны регулирующих органов и регулируемых организаций.

В настоящее время ключевой вектор тарифного регулирования направлен на поэтапное снижение динамики роста цен посредством максимального снижения связанных с регулируемой деятельностью затрат, подлежащих учету в составе тарифа, исключение из состава тарифов расходов, напрямую или косвенно не связанных с регулируемой деятельностью, и не оказывающих существенного влияния на финансовое положение регулируемых организаций.

Тем не менее в реалиях российской экономики органам регулирования далеко не всегда удается добиться баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей.

Нередко «экономика» тарифных решений подчинена социальной составляющей, в связи с чем у регулируемых организаций неминуемо возникают убытки.

В определенной степени повлиять на ситуацию помогают бюджетные субсидии, однако практика их предоставления ставит регулируемую организацию в зависимость от многих факторов, в связи с чем данные субсидии не гарантируют компенсацию возникающих убытков в полном объеме.

Не менее остро стоит вопрос и с возмещением регулируемым организациям убытков, связанных с тарифным регулированием, поскольку в большинстве случаев для целей обоснования их размера необходимо оспорить тарифное решение.

Исключение составляют споры о так называемой межтарифной разнице, в отношении которых не требуется оспаривания тарифных решений (см. постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 г. № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей». - Прим. авт.).

В остальных случаях следует учитывать, что с 6 августа 2014 г. из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов (см. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». - Прим. авт.).

Несмотря на наличие в п. 10 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Φ3 «Об электроэнергетике» правила о подведомственности арбитражным судам споров, связанных с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, сложившаяся судебная практика относит указанную категорию дел к подведомственности судам общей юрисдикции.

В частных случаях оспаривания ненормативных правовых актов, принятых в рамках тарифного регулирования, следует учитывать, что суды могут отнести данные акты к нормативноправовым.

Так, в соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 12.11.2013 г № 6256/13 по делу № А73- 4977/2012, в рамках которого оспаривались как ненормативные акты индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, ВАС РФ пришел к однозначному выводу о нормативном характере как единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, так и установленных в рамках единого (котлового) тарифа индивидуальных тарифов для взаиморасчетов сетевых организаций.

При оспаривании нормативных правовых актов в судебном порядке следует учитывать, что истечение срока действия нормативного правового акта является основанием для прекращения производства по делу. Кроме того, признание нормативного правового акта недействующим означает невозможность его применения в будущем, что создает риски, связанные с неопределенностью в подходах в части определения стоимости товара (услуги), реализуемого потребителям регулируемой организацией.

Также одним из факторов риска в рамках оспаривания тарифных решений в судебном порядке является возможность неприменения по инициативе суда тарифного решения в полном объеме к отношениям регулируемой организации и потребителей по причине признания такого решения недействующим в части (к примеру, в случае если тариф с экономической точки зрения рассчитан верно, но в тарифном решении указаны ошибочные значения).

Применяющийся в настоящее время Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) закрепил следующие новеллы в части особенностей оспаривания нормативных правовых актов:

1. Суд наделен возможностью, не отменяя судебный акт, указать на неправильность его применения и разъяснить правоприменителю, как необходимо применять его на практике (ч. 3 ст. 215 КАС РФ).

2. По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять особую меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС РФ).

3. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 3 ст. 216 КАС РФ).

4. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части, не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают (ч. 2 ст. 216 КАС РФ).

Перечисленные выше особенности оспаривания тарифных решений в судебном порядке являются существенными факторами при принятии решения об оспаривании того или иного тарифного решения.

Тем не менее действующее законодательство предоставляет регулируемым организациям и потребителям их услуг (товаров) возможность оспаривания тарифов во внесудебном порядке.

В частности, такую возможность предоставляют утвержденные Правительством РФ:

■ Правила рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) (утв. Постановлением от 12.10.2007 г. № 669).

■ Правила рассмотрения разногласий в электроэнергетике и теплоснабжении (утв. Постановлением от 05.11.2003 г. № 674).

- Правила урегулирования споров, связанных с платой за технологическое присоединение (утв. Постановлением от 09.01.2009 г. № 14).

- Правила рассмотрения разногласий в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утв. Постановлением от 20.07.2011 г. № 583).

- Правила отмены решений органов, уполномоченных в сфере государственного регулирования тарифов (утв. Постановлением от 03.03.2004 г. № 123).

- Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (утв. Постановлением от 27 июня 2013 г. № 543).

Безусловно, подобное разнообразие процедур оспаривания тарифов подразумевает различные пресекательные сроки обращения заявителей, особенности оплаты государственной пошлины за предоставление соответствующей государственной услуги - указанное необходимо учитывать при принятии решения в рамках выбора пути оспаривания того или иного тарифного решения.

В связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и переходом полномочий по рассмотрению указанных споров к Федеральной антимонопольной службе планируется существенная корректировка правовых подходов к рассмотрению данной категории споров.

В планах федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов - объединение указанных процедур (создание единого порядка) с целью упрощения процесса оспаривания тарифных решений во внесудебном порядке.

Кроме того, процедура совершенствования порядка рассмотрения споров и разногласий также предполагает:

- утверждение универсального порядка для всех видов споров и разногласий и отмену действующих в настоящее время порядков;

- корректировку полномочий комиссии по рассмотрению споров;

- возможность включения в решение выводов о нарушениях, которые не являются предметом требований заявителя;

- определение и утверждение единого размера пошлины за рассмотрение споров и разногласий (внесение изменений в Налоговый кодекс РФ).

Таким образом, процесс внесудебной защиты субъектами энергетики своих экономических прав и интересов с учетом указанной выше позиции органа регулирования будет существенно конкретизирован.

Ю.А. Татаринов, Административный и судебный контроль в ценовом регулировании в энергетике: основные изменения, новеллы и тенденции в правовых подходах

Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» №4 (188) 2016 г. , www.rosteplo.ru/nt/188

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: