Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Принципы функционирования и регулирования рынка централизованного теплоснабжения в условиях реформирования электроэнергитики

I .Предприятия РАО "ЕЭС России" осуществляют централизованное теплоснабжение более чем в 150-населенных пунктах Российской Федерации. Они производят около 40% полезного отпуска тепла для потребителей тепловой энергии в сфере централизованноо теплоснабжения (СЦТ). Остальной объем теплоэнергии производят независимые производители, как правило, котельные и ТЭЦ промышленных предприятий и предприятия, принадлежащие муниципалитетам. Около тридцати городов имеют сети, присоединенные более чем к одному теплоисточнику, таким образом, в них существует теоретическая возможность коммерческого диспетчирования производства тепла. В Москве, С.-Петербурге, Омске, Ростове, Екатеринбурге и Челябинске множественность теплоисточников, присоединенных к одной теплосети, создает реальные предпосылки для оптимизации (Приложение 1).

II.Реформирование централизованного теплоснабжения в Российской Федерации и снижение рисков переходного этапа.

Опыт Восточной Германии и Польши показал, что процесс реформирования может быть успешен только тогда, когда учитывается обусловленное техническим процессом единство генерации (ТЭЦ, котельные), распределения и клиентских установок (ЦТП, тепловые пункты зданий), для того чтобы обеспечить оптимальные эффекты рационализации процесса теплоснабжения.

Рынок теплоснабжения является по месту ограниченной территорией снабжения. Или имеется возможность альтернативного снабжения (например, децентрализованные решения на основе газа), или же нет никаких альтернатив, что равносильно некоторой монополии, таким образом, рыночные механизмы в централизованном теплоснабжении можно ожидать только благодаря альтернативным топливам и схема теплоснабжения.

Предметом отдельного рассмотрения является вопрос о том, смогут ли быть присоединены к центральной теплосети с экономически оправдываемыми затратами существующие отдельные сети с соответствующим ростом нагрузки (и возможным снижением тарифа) у доминирующей ТЭЦ. Представляется целесообразным относиться к этому как к отдельному инвестиционному проекту, в котором соотносятся затраты на модернизацию сети и дополнительные потери тепловой энергии из-за увеличивающегося расстояния транспортировки, с одной стороны, и снижение тарифа на коллекторе ТЭЦ из-за роста нагрузки, с другой.

Общее направление для вторичных (распределительных) теплосетей, ЦТП и тепловых пунктов зданий - они должны быть целиком и полностью включены в реформирование, если оно должно быть успешным.

Циркуляция сетевой воды, поддержание давления сети и подпитка сети осуществляются на ТЭЦ, которая также должна обеспечить теплоснабжение клиентов в соответствии с их потребностью в мощности. Дефекты в сети обратно воздействуют на ТЭЦ, перебои на ТЭЦ влияют на теплосеть. Неудовлетворительное качество подпитки воды приводит к коррозии в сети, с другой стороны, слишком высокие потери воды с утечкой в сети ставят чрезмерные требования к установкам химводоочистки ТЭЦ. Если клиенты отключаются от сети по той причине, что для них слишком низким оказалось качество снабжения, например из-за плохого сервиса со стороны сети, то тогда ТЭЦ будет не хватать сбыта тепла. Если ТЭЦ не сможет предоставить достаточно тепла, то пострадает загрузка теплосети.

Обоюдная зависимость между генерацией и распределением приводит к тому, что связываются в предпринимательском отношении ТЭЦ и теплосеть для того, чтобы получить функционирующие рыночные механизмы. Поэтому, как правило, за рубежом генерация и распределение принадлежат одному предприятию, хотя эксплуатация генерирующих агрегатов и эксплуатация тепловой сети разделены в организационном отношении. Существенные решения принимаются тогда совместным руководством предприятия

Ясно, что преодоление разделения, заданного точкой раздела собственности (на границе с муниципалитетами), потребует трудных и длительных переговоров, особенно, в связи с интеграцией ТЭЦ в межрегиональные территориальные генерирующие компании. Естественна в такой ситуации тяга местных властей иметь локализованную и регулируемую на своей территории, по крайней мере, теплосетевую компанию. При этом, рассмотрение тепловой сети как одного целого включает громадные потенциалы рационализации с обеих сторон (например измерение количества тепла, запорные арматуры, затраты на персонал). За связанные с этим политические решения придется сильно бороться.

В этой связи, следует рассмотреть то, какие варианты теплосетевых компаний являются мыслимыми, какое значение они имеют для генерирующих компаний и администрации и какие аспекты существенно влияют на оформление контрактов. Эти варианты зависят:

  • от величины городов
  • от размеров сети
  • от того, имеется ли общая или отдельные сети
  • от вида комбинированной выработки электроэнергии и тепла (отборы с конденсацией или только противодавление)
  • от соотношения между электрической мощностью станции и отпускаемой тепловой мощностью
  • от возможных собственных маленьких агрегатов теплосетевой компании
  • от того, имеется ли открытая или закрытая схема горячего водоснабжения (деаэрация на источнике)
  • от того, кто обладает правами на сбыт для конечных потребителей.

Разработка вариантов потребует высокой гибкости. Желательным было бы объединить все установки теплосети (первичные сети, вторичные/распределительные сети, ЦТП и тепловые пункты зданий) под единым руководством для того, чтобы полностью использовать потенциалы рационализации. Будет ли это реализуемым повсеместно в политическом отношении, исходя из опыта, кажется сомнительным.

Все партнеры, участвующие в централизованном теплоснабжении, должны быть приняты во внимание и в качестве совладельцев теплосетевой компании: администрация с ее местными предприятиями тепловых сетей, соответствующее АО-энерго и генерирующая компания. Юридические и политические аспекты очень сложные.

Альтернативные подходы к решению исходят из того, что желательно участие генерирующих компании в теплосетевой компании. Благодаря чему получаются совпадающие предпринимательские интересы. Хороший результат экономической деятельности теплосетевой компании пойдет на пользу также и генерирующей компании. Генерирующая компания получит возможность ознакомиться с ситуацией в теплосетевой компании и будет остерегаться неуместных требований, так как не преуспевающая теплосетевая компания вредит экономическому результату генерирующей компании, и в экстремальном случае ставит под вопрос экономичность ТЭЦ, а этим самым и ее жизнеспособность

Субсидии ТЭЦ (в виде платы за располагаемую как электрическую, так и тепловую мощность) не могут быть сразу же отменены; следовало бы продумать постепенное их сокращение с четким временным горизонтом для того, чтобы указать направление, по которому следовало бы идти.

III. Изменение системы теплоснабжения в процессе реформирования электроэнергетики.

Возможны два подхода к теплосетевому бизнесу в процессе реструктуризации АО-энерго c позиции:

1 - целесообразности создания рынка теплоснабжения.

2 - поддержания надежности и сохранения бизнеса по теплоснабжению за структурами, в которых участвует РАО "ЕЭС России".

1. С позиции создания рынка тепла, а также получения адекватного тарифа на транспортировку тепла целесообразно отделение теплосетей от генерации и сбыта теплоэнергии с дальнейшей интеграцией теплосетевой компании с муниципальными сетями вплоть до конечного потребителя. При этом необходимо обеспечение не дискриминационного доступа к сети для независимых, альтернативных теплоисточников и соответствующая структура тарифа за транспорт. Для завершения целостной "конкурентной" картинки все ТЭЦ АО-энерго, присоединенные к одной теплосети, должны быть распределены по разным юридическим лицам и (видимо, при муниципалитете) необходимо иметь коммерческого диспетчера.

2. Сохранение бизнеса для теплоцентралей и их устойчивости в условиях формирования оптового рынка электроэнергии требует контроля собственника теплогенерации над бизнесом теплосетевой компании, что позволяет оптимизировать систему теплоснабжения в целом без угрозы потери теплогенерирующей компанией тепловой нагрузки (или с возможностью обеспечения ее плавного и предсказуемого изменения).

3. Приоритетным вариантом реформирования на первом этапе является сохранение в одном юридическом лице теплосетей и теплогенерациии при последующем поглощении такой компанией муниципальных сетей. В случае невозможности поглощения муниципальных сетей, возможен вариант отделения теплосетей от теплогенерации при наличии гарантий объединения теплосети с муниципальными сетями и при условии сохранения функции сбыта в теплогенерирующей компании. При этом, в условиях переходного периода к рынку в сфере электроэнергии необходимо обеспечить контроль со стороны теплогенерирующих компаний за функционированием теплосетей. Наилучшим вариантом (после окончания исполнения своих функций управляющей компанией, созданной на базе аппарата управления АО-энерго) могло бы явиться дочернее для теплогенерации общество "теплосеть", для чего необходимо согласие миноритарных акционеров РАО "ЕЭС России".

4. Выделение теплосетей с ослаблением контроля за ними со стороны генерации, работающей в комбинированном цикле, приводит к увеличению рисков для устойчивости теплогенерирующей компании, в связи с одновременным введением конкурентного рынка электроэнергии, с одной стороны, и с ускорением появления конкуренции на рынке теплоснабжения, с другой.


Cтраницы: 1 | 2 | читать дальше>>

Безукладников П.В., Принципы функционирования и регулирования рынка централизованного теплоснабжения в условиях реформирования электроэнергитики

Источник: Портал по теплоснабжению, РосТепло.ру, www.rosteplo.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи: