Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Управление теплоснабжением

В . Г . Семенов , главный редактор , «Новости теплоснабжения»

Понятие системы

Все привыкли к выражениям «система теплоснабжения» , «система управления» , «автоматизированные системы управления» . Одно из простейших определений любой системы : множество связанных действующих элементов . Более сложное определение дает академик П . К . Анохин : «Системой моно назвать только такой комплекс избирательно - вовлеченных компонентов , у которых взаимодействие приобретает характер взаимосодействия на получение фокусированного полезного результата» . Получение такого результата является целью системы , а цель формируется на основе потребности . В рыночной экономике технические системы , а также системы управления ими формируются на основе спроса , т . е . потребности , за удовлетворение которой кто - то готов платить .

Технические системы теплоснабжения состоят из элементов ( ТЭЦ , котельные , сети , аварийные службы и т . д .), имеющих весьма жесткие технологические связи . «Внешней средой» для технической системы теплоснабжения являются потребители разных типов ; газовые , электрические , водопроводные сети ; погода ; новые застройщики и т . д . Они обмениваются энергией , веществом и информацией .

Любая система существует в пределах каких - то ограничений , налагаемых , как правило , покупателями или уполномоченными органами . Это требования качества теплоснабжения , экологии , безопасности труда , ценовые ограничения .

Существуют активные системы , способные противостоять негативным воздействиям окружающей среды ( неквалифицированным действиям администраций разных уровней , конкуренции других проектов ...), и пассивные , у которых это свойство отсутствует .

Системы оперативного технического управления теплоснабжением относятся к типовым человеко - машинным системам , не являются очень сложными и достаточно легко автоматизируются . Фактически они являются подсистемами системы более высокого уровня - управления теплоснабжением на какой - то ограниченной территории .

Системы управления

Управлением называется процесс целенаправленного воздействия на систему , обеспечивающий повышение ее организованности , достижение того или иного полезного эффекта . Любая система управления разделяется на управляющую и управляемую подсистемы . Связь от управляющей подсистемы к управляемой называется прямой связью . Такая связь существует всегда . Противоположная по направлению связь называется обратной . Понятие обратной связи является фундаментальным в технике , природе и обществе . Считается , что управление без сильных обратных связей не эффективно , т . к . не обладает способностью к самовыявлению ошибок , формулировке проблем , не позволяет использовать возможности саморегулирования системы , а также опыт и знания специалистов .

С . А . Оптнер считает даже , что управление есть цель обратной связи . «Обратная связь воздействует на систему . Воздействие есть средство изменения существующего состояния системы путем возбуждения силы , позволяющей это сделать» .

В правильно организованной системе отклонение ее параметров от нормы либо отклонение от правильного направления развития перерастает в обратную связь и инициирует процесс управления . «Само отклонение от нормы служит стимулом возвращения к норме» ( П . К . Анохин ). Очень важно также , чтобы собственная цель управляющей системы не противоречила цели управляемой системы , т . е . той цели , для которой она создана . Принято считать , что требование «вышестоящей» организации безусловно для «нижестоящей» и автоматически трансформируется в цель для нее . Это иногда может привести к подмене цели .

Правильная цель управляющей системы - выработка управляющих воздействий на основе анализа информации об отклонениях или , другими словами , решение проблем .

Проблема есть ситуация несоответствия желаемого и существующего . Мозг человека устроен так , что мыслить в каком - то направлении человек начинает только тогда , когда выявляется проблема . Поэтому правильное определение проблемы предопределяет правильное управленческое решение . Выделяют две категории проблем : стабилизации и развития .

Проблемами стабилизации называют такие , решение которых направлено на предотвращение , устранение или компенсацию возмущений , нарушающих текущую деятельность системы . На уровне предприятия , региона или отрасли решение этих проблем обозначают термином управление производством .

Проблемами развития и совершенствования систем называют такие , решение которых направлено на повышение эффективности функционирования за счет изменения характеристик объекта управления или системы управления .

С точки зрения системного подхода проблема есть разница между существующей и желаемой системой . Система , заполняющая промежуток между ними , является объектом конструирования и называется решением проблемы .

Анализ существующих систем управления теплоснабжением

Системный подход - это подход к исследованию объекта ( проблемы , процесса ) как к системе , в которой выделены элементы , внутренние связи и связи с окружающей средой , влияющие на результаты функционирования , а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения системы .

Цель создания любой централизованной системы теплоснабжения - обеспечение качественного , надежного теплоснабжения за минимальную цену . Эта цель , устраивающая потребителей , граждан , администрацию и политиков . Такая же цель должна быть и у системы управления теплоснабжением .

Сегодня существует 2 основных типа систем управления теплоснабжением :

1) администрация муниципального образования или региона и подчиненные ей руководители государственных теплоснабжающих предприятий ;

2) руководящие органы немуниципальных теплоснабжающих предприятий .

Рис . 1. Обобщенная схема существующей системы управления теплоснабжением .

Обобщенная схема системы управления теплоснабжением представлены на рис . 1. В ней представлены только те структуры ( окружающая среда ), которые реально могут осуществлять воздействие на управляющие системы :

- увеличить или уменьшить доходы ;

- заставить пойти на дополнительные расходы ;

- сменить руководство предприятий .

Для реального анализа мы должны исходить из предпосылки , что выполняется только то , за что платят или могут уволить , а не то , что декларируется . Государство

Законодательство , регулирующее деятельность предприятий по теплоснабжению , практически отсутствует . Не прописаны даже процедуры государственного регулирования локальных естественных монополий в теплоснабжении .

Теплоснабжение - основная проблема при реформах ЖКХ и РАО «ЕЭС России» , она не может быть решена отдельно ни в одной , ни в другой , поэтому практически не рассматривается , хотя именно через теплоснабжение эти реформы должны были бы быть взаимоувязаны . Нет даже утвержденной правительством концепции развития теплоснабжения страны , не говоря уж о реальной программе действий .

Качество теплоснабжения федеральные органы управления никак не регулируют , нет даже нормативных документов , определяющих критерии качества . Надежность теплоснабжения регулируется только через технические надзорные органы . Но т . к . взаимодействие между ними и тарифными органами ни в одном нормативном документе не прописано , оно часто отсутствует . У предприятий же имеется возможность не выполнять любые предписания , обосновывая это отсутствием финансирования .

Технический надзор по существующим нормативным документам сводится к контролю отдельных технических узлов , причем тех , по которым существует больше правил . Система во взаимодействии всех ее элементов не рассматривается , не выявляются мероприятия , дающие наибольший общесистемный эффект .

Стоимость теплоснабжения регулируется только формально . Тарифное законодательство настолько общее , что практически все отдано на усмотрение федеральной и в большей степени региональных энергетических комиссий . Нормативы теплопотребления регулируются только для новых зданий . В государственных программах энергосбережения раздел по теплоснабжению практически отсутствует .

В итоге роль государства отвелась к взиманию налогов и , через надзорные органы , информации местных органов власти о недостатках , существующих в теплоснабжении .

За работу естественных монополий , за функционирование отраслей , обеспечивающих возможность существования нации , отвечает перед парламентом исполнительная власть . Проблема не в том , что федеральные органы функционируют неудовлетворительно , а в том , что в структуре федеральных органов фактически нет структуры , от


Cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 | читать дальше>>

Семенов В. Г., Управление теплоснабжением

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения", №2, 2003г., www.ntsn.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Тематические закладки пользователей:

Tеги: закон о теплоснабжении

Похожие статьи: