Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Анализ оптового рынка электроэнергии за 2005 год. Итоги, проблемы и перспективы развития

 1. Структура оптового рынка электроэнергии РФ


Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭ) представляет собой систему договорных отношений совокупности его участников (субъектов), связанных между собой единством технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии в ЕЭС России. Субъектами ОРЭ являются организации, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии (мощности) и (или) предоставляющие инфраструктурные услуги на ОРЭ (системный оператор - ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и федеральная сетевая компания - ОАО «ФСК ЕЭС»).
За организацию купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке (торговой системы оптового рынка) отвечает, созданное в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике», Некоммерческое Партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии и мощности» - НП «АТС». Система расчетов между участниками ОРЭ обеспечивает клиринговая компания, учрежденная НП «АТС» - ЗАО «Центр финансовых расчетов».
В течение переходного периода оптовая торговля электроэнергией (мощностью) на рынке осуществляется в двух секторах: секторе свободной торговли (ССТ) и регулируемом секторе (РС). В рамках РС также осуществляется купля-продажа отклонений между фактическим и запланированным производством (потреблением) электроэнергии - балансирующий рынок.
Потребители, вышедшие в регулируемый сектор ОРЭ могут приобретать 100% электроэнергии на оптовом рынке. Объемы планового потребления таких участников включаются в ежегодно утверждаемый ФСТ России баланс электроэнергии и мощности. Данные потребители вправе приобретать 30% своего объема на ССТ по нерегулируемым ценам.
Производители электроэнергии (генерирующие компании) продают производимую ими электроэнергию на регулируемом секторе в объеме, включенном ФСТ России в баланс электроэнергии и мощности. Дополнительные объемы в размере до 15% от установленной мощности генерирующего оборудования электростанций производители электроэнергии (генерирующие компании) вправе продавать в ССТ.
Потребители, вышедшие только на ССТ (т.н. «частичные» участники ССТ), могут приобретать до 30% требуемого объема электроэнергии на ССТ по нерегулируемой цене. Остальной объем электроэнергии такие потребители приобретают на розничном рынке, как правило, у сбытовой компании, образовавшейся в процессе реорганизации АО-энерго.
Потребители ССТ и РС вправе приобретать весь объем электроэнергии соответственно на розничном рынке или регулируемом секторе. Такая возможность ограничивает рост цены ССТ, как правило, до цены регулируемого сектора ОРЭ.

2. Реформирование электроэнергетики в 2005 году


В течение 2005 года продолжался процесс формирования конкурентного рынка электроэнергии. В соответствии с законодательством об электроэнергетике, все компании, совмещающие естественно-монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности, должны их разделить. К потенциально конкурентным видам деятельности относятся производство и купля-продажа электроэнергии, к естественно - монопольным - оказание услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению. В соответствии с данной нормой, направленной на развитие конкуренции, все компании, совмещающие указанные виды деятельности, должны их разделить до 1 апреля 2006 года. ФАС России, в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики, осуществляет мониторинг процессов разделения видов деятельности, оказывает содействие компаниям электроэнергетики в целях обеспечения выполнения требований законодательства, а также ведет разъяснительную работу среди таких компаний.
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, Совета Директоров ОАО РАО «ЕЭС России» осуществляется реструктуризация холдинга ОАО РАО «ЕЭС России».
По состоянию на конец 2005 года Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» утверждены проекты реформирования 67 из 72 АО-энерго. Полностью завершена реализация 60% проектов реорганизации АО-энерго (43 компании). Базовый проект реформирования АО-энерго предполагает разделение активов каждой компании на 4 общества:
« генерирующую компанию (ГК),
« энергосбытовую компанию (ЭСО),
« распределительную сетевую компанию (РСК),
« магистральную сетевую компанию (МСК).
Также функции оперативно-диспетчерского управления, осуществляемые региональными диспетчерскими управлениями (РДУ) были ранее переданы от АО-энерго ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» - системному оператору.
Активы РГК нескольких АО-энерго будут консолидированы в территориальные генерирующие компании (ТГК), активы ЭСО в течение 2006 года будут находиться в управлении ТГК , активы РСК АО-энерго на территории федеральных округов будут объединены в межрегиональные распределительные компании (МРСК), МСК будут объединены в холдинг Федеральной сетевой компании - ОАО «ФСК ЕЭС».
Все указанные компании - ТГК, ЭСО, МРСК и ФСК ЕЭС станут или уже стали субъектами оптового рынка электроэнергии. ТГК - в роли поставщиков электроэнергии, ЭСО - в роли покупателей, а МРСК и ФСК - в качестве потребителей в объемах покупки потерь электроэнергии в своих сетях.
Однако антимонопольную службу волнует поведение, прежде всего, генерирующих компаний, которые своими действиями могут ограничить конкуренцию на оптовом рынке. Так, на базе активов АО-энерго будет создано 14 ТГК. Также крупные электростанции, как правило, действующие в качестве акционерных обществ, будут объединены в - 6 «тепловых» оптовых генерирующих компаний (ОГК) на базе крупнейших ГРЭС, 1 ОГК на базе гидроэлектростанций. Всего - 21 генерирующая компания.
Генерирующие компании сформированы с учетом максимального ограничения рыночной силы, т.е. конфигурация разработана таким образом, чтобы каждая из ОГК и ТГК могла оказать наименьшее влияние на цены оптового рынка электроэнергии. Указанная конфигурация генерирующих компаний прошла независимую оценку по заказу ФАС России и в целом признана как допустимая с точки зрения создания условий для развития реальной конкуренции на оптовом рынке.
Тем не менее, возможности для неконкурентных действий на оптовом рынке - манипуляции ценами, могут возникнуть практически у каждой из ТГК или ОГК. Такие возможности будут возникать в различные периоды времени в зависимости от объема спроса и предложения электроэнергии, сетевых ограничений для передачи электроэнергии в определенных зонах. Указанные обстоятельства в свою очередь определяются погодными условиями, графиками планового и внепланового ремонта сетевого и генерирующего оборудования, ценами на топливо и другими факторами. Именно по этой причине основная роль в данном анализе уделена производственным и корпоративным результатам генерирующих компаний - главным объектам антимонопольного контроля на рынке электроэнергии.
Также среди основных итогов реформирования можно выделить:
« Начало работы сектора свободной торговли ОРЭ на территории Сибири.
« Начало работы обновленной модели сектора отклонений ОРЭ - балансирующего рынка. Отбор поставщиков здесь производится в режиме реального времени, что позволяет максимально сблизить рыночные механизмы торговли электроэнергией и технологию управления энергетическими режимами.
« Рост количества участников ОРЭ. По состоянию на конец 2005 года всего присоединились к торговой системе НП «АТС» 230 участников. Из них 85 - независимые от ОАО РАО «ЕЭС Росси» организации. В торгах участвовали 129 субъектов. Доля ССТ от совокупного объема генерации по территории Европейской части России и Урала составила 10%, по территории ценовой зоны Сибири - 2,7%.
« Принятие 7 декабря 2005 Правительством РФ Постановления №738 «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности», который формирует правовую основу для гарантирования инвестиций, определяет механизмы отбора инвестиционных проектов при строительстве производственных мощностей для предотвращения дефицита электрической мощности.

3. Нормативное обеспечение реформирования электроэнергетики

ФАС России принимал активное участие в формировании нормативной базы реформирования электроэнергетики, а именно в согласовании:
1. Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2005 №738 «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности» (принято Правительством РФ, с замечаниями ФАС России);
2. Комплексного плана реформирования электроэнергетики (готовил МЭРТ, согласован после внесения замечаний ФАС России, возвращен Аппаратом Правительства на доработку с учетом декабрьского заседания правительства по реформе);
3. Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходном периоде реформирования электроэнергетики» (находится на согласовании в Минюсте);
4. Постановления Правительства РФ «О правилах заключения и исполнения публичных договоров на оптовых и розничных рынках электроэнергии и примерном договоре поставки электроэнергии потребителям» (находится на согласовании в Минюсте);
5. Изменений в Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» (разработано ФСТ России, на данном этапе на согласовании в ФАС России);
6. Постановления Правительства РФ «О порядке принятия решений ФСТ России» (замечания ФАС учтены частично, подписан протокол разногласий, Аппарат Правительства РФ вернул на доработку в ФСТ);
7. Проекта ФЗ «Об особенностях владения, пользования и распоряжения имуществом эксплуатирующих организаций атомных станций РФ по акционированию ФГУП «Концерн Росэнергоатом» и проекта Указа Президента РФ «Об изменении организационно-правовой формы ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (находится на доработке);
8. Проекта Постановления Правительства РФ «Правила осуществления антимонопольного контроля на оптовом и розничном рынке электрической энергии (мощности)» (разработаны ФАС, поддержаны всеми согласующими ведомствами концептуально, однако отсутствуют основания для их принятия в ФЗ, готовятся соответствующие изменения в ФЗ)
9. Изменений в Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003г. №643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», которые положили начало для функционирования сектора свободной торговли (ССТ) во Второй ценовой зоне (зона Сибири) и балансирующего рынка электроэнергии.
10. Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утверждены Приказом ФСТ России от 15.02.05. 22-э/5 )
11. Приказа ФСТ России от 23 августа 2005 №392 «О присвоении статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на регулируемом секторе оптового рынка акционерным обществам, создаваемым в процессе реформирования организации, и исключении акционерных обществ из перечня организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергии для которых устанавливаются федеральной службой по тарифам» (разработчик - ФСТ России).


Cтраницы: 1 | 2 | 3 | читать дальше>>

Анализ оптового рынка электроэнергии за 2005 год.Итоги, проблемы и перспективы развития

Источник: Управление по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе ФАС России, www.fas.gov.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Тематические закладки пользователей:

Tеги: энергосбережение

Похожие статьи: