РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Материалы Конференции «Системы теплоснабжения. Современные решения»

16-18 мая 2006 г. НП "Российское теплоснабжение" 

Актуальные вопросы эффективного резервного топлива

Маркин Владимир Владимирович

руководитель Группы компаний
 «Энергоэффективные технологии»

     Состояние проблемы

Постепенно наступает то долгожданное время, когда никого не требуется убеждать, что энергосбережение жизненно необходимо и выгодно всем. Основных наших клиентов - промышленных предприятий - с разных сторон рынок подталкивает к внедрению энергоэффективных систем и технологий. Рост цен на энергоносители, плотная борьба за снижение себестоимости продукции и услуг заставили многих руководителей и собственников промышленных предприятий обратить внимание на проблему снижения затрат, повышения надежности и качества энергоснабжения. Среди общеизвестных и широко внедряемых энергоэффективных мероприятий, которыми сегодня никого не удивишь - переход с пара на воду в системе теплоснабжения, децентрализация и автоматизация систем энергоснабжения, перевод котельных на верхний уровень управления, применение инфракрасных систем отопления и т.д. Но, как ни странно, вне зоны пристального внимания компаний внедряющих энергоэффективные проекты остается вопрос резервного топлива. На наш взгляд при правильном подходе к решению этой проблемы вскрываются немалые резервы энергосбережения для промышленных предприятий, имеющих собственные энергетические установки.

Итак, как же сегодня выглядит ситуация с резервным топливом для типичного промпредприятия? Практически как в известной логической цепочке: или резервного топливного хозяйства нет вообще или есть, если есть, то или топливное хозяйство практически не рабочее или рабочее, если рабочее то или топливо не завезли или завезли, а вот если завезли, то можно будет перетерпеть на нем в случае перебоев с природным газом. Почему именно с природным газом? Потому, что с одной стороны основной вид топлива, в нашем Северо-Западном регионе более 80% сжигаемого топлива - это природный газ, а с другой стороны - природный газ - единственный вид топлива, поставляемый централизованно по единой системе трубопроводов, не представлен в свободной рыночной продаже, и его наличие или отсутствие не зависит от усилий потребителей. Можно заранее запастись мазутом или дизельным топливом, дровами или углем, природным газом впрок на котельной не запасешься. Но нас за долгие годы система газоснабжения приучила к мысли о постоянном присутствии газа в «трубе». Несмотря на то, что при получении разрешения на использование газа в качестве топлива всем потребителям рекомендуют создать систему резервного или аварийного топлива, правдами и неправдами, заказчик при строительстве энергетического объекта, старается отвертеться от вложения средств в резервирование по топливу, считая подобные рекомендации прихотью контрольных и надзорных органов.

Сама проблема делится на несколько основных вопросов:

  • Что такое резервное топливо?
  • Почему резервное топливо все-таки нужно?
  • Как сейчас принято решать проблему резервного топлива?
  • Каким должно быть эффективное резервное топливо?
  • Сколько стоит решение проблемы?

 

Что такое резервное топливо? В данном случае рассматриваются варианты эффективного решения проблемы резервного топлива для промышленных предприятий имеющих природный газ в качестве основного топлива. За рамками данной работы остаются крупные теплоэлектростанции для централизованного теплоэнергоснабжения и газопотребляющие установки у населения. Другое дело, в Москве и Московской области, по отзывам коллег не сдать новый объект без функционирующей системы резервного или аварийного топлива, а в нашем Северо-Западном регионе можно отписаться обязательством сделать это позже или принять ответственность за последствия в случае отключения газа на себя.

Почему резервное топливо все-таки нужно? Если проанализировать ситуацию, то у потребителей газа действительно не много было на памяти примеров, когда падало давление газа в распределительных сетях или отключали газ вообще. Да и если случалось ЧП на крупном газопроводе, то его устранение по негласным Газпромовским нормативам занимает не более трех дней, а для нашего Лентрансгаза в Северо-Западного регионе - фактически меньше двух. Сложился четкий стереотип - газ в трубе всегда есть и так будет долго. Но если посмотреть не афишируемую статистику аварий на газопроводах, то трудно не увидеть, что износ и магистральных газопроводов, и распределительных сетей крайне высок, а нагрузки по транспорту газа постоянно возрастают. О высокой вероятности возможных аварий на газовых сетях сегодня говорят уже публично. К сожалению, происходит это обычно в связи с очередным скандалом из-за аварии на газовых магистралях. Показателен в этом аспекте конфликт, который произошел в конце сентября прошлого года в Свердловской области из-за аварии на газопроводе «Урал-Бухара». Тогда без газа вообще остался третий по величине город Свердловской области - Какменск-Уральский. Позиции сторон:

Промышленные предприятия: «возместите ущерб !».

Госгортехнадзор: « подайте в суд на газовиков».

Газовики в лице генерального директора ООО «Уралтрансгаза» г. Д. Гайдта: «кроме населения все потребители должны иметь резервное топливо».

На страницы газет и телевизионные экраны попадает информация о том, что аварийный газопровод эксплуатируется фактически 37лет (при сроке службы подобных газопроводов 20-25лет). Оказалось, что на этом участке еще до 5тыс.км трубы в аварийном состоянии и средств на скорейший восстановительный ремонт нет, как нет и возможности, так как такой крупный город как Камеск-Уральский не имеет резервной ветки. Словом, вскрылся целый комплекс проблем и нужно быть великим оптимистом, чтобы считать, что все так сложно только на газопроводе «Урал-Бухара» или конкретно в Камеск-Уральском. Это скорее типичная картина для многих регионов России, последствия скудных инвестиций последнего десятилетия в поддержание газотранспортной системы страны. Характерен вывод из конкретной ситуации, который напрашивается сам собой: спасение утопающих дело рук самих утопающих.

Из собственного опыта можно сказать, что наши заказчики бывают крайне удивлены простейшим обоснованиям эффективности вложений в резервирование по топливу. Наиболее наглядно это происходит через расчет убытков и упущенной выгоды в случае отключения газа. На крупных пищевых предприятиях, где потребление пара на технологию составляет 7-10тн/час, подобные издержки могут составить до 40-50тыс.$/день только в следствии простоя, не считая испорченного сырья в производственном цикле. Расчеты выполненные для металлургических предприятий показывают цифры убытков в несколько раз выше, в том случае, если удастся избежать «козла» в печах, худший вариант имеет гораздо более драматические последствия измеряемые другими порядками цифр.

Анализ показывает, что стартовые затраты на создание системы резервирования по топливу не превышают убытки трех-пяти дней простоя без газа.

Но, убедив заказчика в необходимости задуматься над проблемой эффективно работающего резервного топлива, мы должны ему предложить не  только десятилетиями известный мазут с отечественными газомазутными горелками, а топливо сегодняшнего уровня по потребительским свойствам близкое к природному газу.

Как сейчас принято решать проблему резервного топлива? В силу сложившихся стереотипов решение вопросов резервного и аварийного топлива если и возникают при составлении технического задания на проектирование, то чаще всего и ложатся на плечи проектировщиков. Заказчик обычно не вникает в проработку подобных решений, считая это второстепенным, малозначимым и обычно его пожелания к проектной организации сводятся к минимизации затрат по этой статье. Проектировщики добросовестно исполняют волю заказчика и закладывают в проект самые дешевые, с точки зрения стартовых затрат, варианты резервного топливного хозяйства - мазут или дизельное топливо. Эти решения уже много десятков лет наработаны в шаблоны, прямо указаны в устаревших СНиПах и не заставляют напрягаться на новые проектные разработки. Когда наступает время эксплуатации энергетического объекта и выясняется, что текущие затраты, например,  на разогрев мазута составляют теоретически от 7-10 фактически до20%  от общей выработанной тепловой энергии, то поздно и дорого заниматься перепроектированием системы резервного топлива. А то же дизельное топливо, если возникает нужда перейти на резерв, оказывается достаточно дорого, да и в цене скачет вслед за моторными видами топлив. Это очевидные факты, но для заказчика они становятся очевидными после первого опыта эксплуатации, а для проектировщиков эти факты удобнее не видеть - не осложнять себе жизнь. Кроме названного, есть еще ряд минусов подобных решений, например, у двухтопливных горелок - разная эффективность при переходе с одного вида топлива на другой (если одно топливо-газ, а второе тяжелые нефтепродукты), низкий уровень автоматизации процесса особенно для отечественного оборудования.

Так каким должно быть эффективное резервное топливо? Сегодня из имеющегося опыта строительства энергетических объектов с автономным газоснабжением, как в качестве основного, так и в качестве резервного топлива можно говорить о насущной необходимости ломать стереотипы в обсуждаемом вопросе. И с точки зрения экономики и, конечно, по потребительским свойствам газообразное резервное топливо имеет много положительных сторон, прежде всего это:

  • Потребительские свойства;
  • Экономическая эффективность
  • Экологическая чистота

Вероятно, есть необходимость рассмотреть эти доводы более подробно.

Почему газ? Потому, что потребительские свойства у этого вида топлива неизмеримо выше чем у других. Прежде всего, именно с газом в качестве резервного топлива связана полная автоматизация работы энергоустановок. Ряд технологических процессов не терпит иного вида топлива. Например, газовая сушка в скоростных печатных машинах для глянцевой печати. Или, недавно законченный предпроект по резервному топливу для металлургического завода, перерабатывающего лом цветного метала. Для процессов плавки цветных металлов не безразлично какой вид топлива на горелках, поэтому при переводе на резервное топливо первые требования у заказчика - полная автоматизация, близкий хи


Cтраницы: 1 | 2 | читать дальше>>

Маркин В.В., Актуальные вопросы эффективного резервного топлива

Источник: Материалы Конференции "Системы теплоснабжения. Современные решения" 16-18 мая 2006 г. НП "Российское теплоснабжение" , www.rosteplo.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Тематические закладки пользователей:

Tеги: резервное топливо

Похожие статьи:

Конференция «Теплоснабжение 2017: функционирование в новых условиях»

Подробнее