Теплообменные аппараты ТТАИ
Сочетают в себе преимущества кожухотрубных и пластинчатых теплообменников без их недостатков.
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

Децентрализованное теплоснабжение на примере г. Смоленска

Журнал "Новости теплоснабжения", № 12, (16), декабрь, 2001, С. 28 - 31, www.ntsn.ru 

В.Г. Семенов, Р.Н. Разоренов, редакция журнала «Новости теплоснабжения»

Город Смоленск был выбран не случайно для ознакомления с накопленным более чем десятилетним опытом децентрализованного теплоснабжения. Здесь работают 4 крышных и 4 пристроенных котельных, хотя такие системы не нашли дальнейшего широкого применения из-за вопросов, связанных с их эксплуатацией. Вместе с тем системы с поквартирным индивидульным отоплением стали активно внедряться, и на сегодняшний день специалистами города накоплен опыт в применении таких систем не только для частного жилья (одноэтажных домов и коттеджей), но и для многоэтажных зданий. Так в 1999 г. был сдан в эксплуатацию первый 10-этажный жилой дом с поквартирным отоплением, на сегодняшний день в городе таким образом отапливаются более десяти многоэтажек. В основном используется оборудование итальянских фирм «Ферроли» и «Беретта». Вновь возводимые здания в г. Смоленске к системе централизованного отопления больше не подключаются.

О достоинствах децентрализованого отопления

Достоинства поквартирного отопления с точки зрения жильца очевидны. Это, прежде всего возможность поддерживать комфортные условия в квартире по своему собственному желанию, что выглядит очень привлекательно на фоне квартир с централизованным отоплением, температура в которых зависит от директивного решения (часто несвоевременного) о начале или окончании отопительного периода.

Проблема, которую сегодня позволяет решить децентрализованное теплоснабжение, это «разгрузка» местного бюджета от дотирования оплаты услуг по теплоснабжению. Однако при переходе на 100% оплату за тепло и жилищные субсидии, этот аргумент (который сыграл не последнюю роль в принятии решения о внедрении систем децентрализованного отопления) станет несостоятельным.

Достоинства децентрализации:

q снижение потерь тепла из-за отсутствия внешних тепловых сетей, сведение к минимуму потерь сетевой воды, снижение затрат на водоподготовку;

q отсутствие необходимости землеотводов под тепловые сети и котельные;

q полная автоматизация, в том числе и режимов теплопотребления (не нужен контроль температуры обратной сетевой воды, теплопроизводительности источника и т.д.);

q значительное снижение затрат на обслуживание и ремонт.

Проблемы крышных и пристроенных котельных

Обслуживание крышных и пристроенных котельных за фиксированную плату осуществляет ОАО «Смоленскоблгаз», ремонтные работы также проводятся ими по отдельным счетам. Котельные принадлежат жильцам дома, т.е. всем и никому. Это приводит к тому, что в котельных воруют (например, бронзовые вентили). Собрать деньги на ремонт и покупку нового оборудования сложно, т.к. четкой процедуры для этого не существует, целевых сборов нет, а амортизационные отчисления не начисляются.

Жильцы, хотя они и являются собственниками котельной, не могут организовать ее квалифицированной эксплуатации. Например, жильцы одного из домов Смоленска, являясь собственниками крышной котельной, платили за тепло больше, чем дотируемые соседи в точно таком же доме напротив, с централизованным отоплением. Не вдаваясь в технико-экономические подробности, жильцы – владельцы крышной котельной отказались платить. За неуплату «Смоленскоблгаз» отключил в доме горячую воду. Проявив «смекалку», большинство жильцов использовали для своих нужд горячую воду из системы отопления, увеличив тем самым подпитку до 2 м3/ч, что в 1000 раз превышает возможности системы химводоочистки котельной. В результате котлы крышной котельной вышли из строя. Гарантийный срок на оборудование кончился, но все же удалось уговорить итальянцев заменить котлы, при этом возникли технические сложности с демонтажем и монтажом котлов на крыше.

В котельных установлено оборудование разных фирм, запасных частей нет. По договорам запчасти к оборудованию поставляются сервисными службами в течение 2 суток, что при аварийных остановках котлов или насосов в сильные морозы может привести к размораживанию дома.

В связи с этим специалисты «Смоленскоблгаза» не рекомендуют жителям своего города устанавливать локальные котельные.

Проблемы индивидуального отоплении

Необходимо заметить, что служба обслуживания и ремонта индивидуальных газовых теплогенераторов оборудования работает очень четко. ОАО «Смоленскоблгаз» обслуживает около 800 квартир и принимает в среднем одну заявку в день на внеплановый вызов. Службой накоплен огромный опыт по проблемам, возникающим при индивидуальном теплоснабжении.

Котел . Основная масса отказов в котле происходит из-за качества водопроводной воды (высокое содержание железа). Вода оказывает влияние на сальники и мембраны (они становятся жесткими и нечувствительными) водорегуляторного блока, а также на теплообменники горячей воды, которые быстро закипают. Для борьбы с наипью в теплообменниках жители могут установить у себя систему фильтров (грубой и тонкой очистки с химическим умягчителем) или электромагнитные фильтры, но не делают этого.

Отсутствие постоянного технического обслуживания котлов снижает срок их службы, который по данным завода-изготовителя составляет при правильной эксплуатации 15-20 лет.

При отключении электроэнергии, после подачи напряжения котел разжигается автоматически, без участия жильцов, однако длительное отсутствие электроэнергии недопустимо.

Воздушно-дымовый тракт. Устанавливаемые котлы имеют топки двух типов: с наддувом и с открытым типом горелки. В первом случае воздух на горение подается по специальному каналу, а во втором берется непосредственно из помещения (т.е. кухни), а основной источник воздуха в этом случае щель под кухонной дверью, которую специально подрезают. Должно быть обеспечено не только поступление воздуха на горение, но и для 3-х кратного воздухообмена в помещении кухни. Чтобы нагреть такое количество воздуха (для средней кухни площадью 10 м2 расход воздуха составит около 90 м3/ч при температуре наружного воздуха минус 20 0С) дополнительно требуется около 1,3 кВт тепла (т.е. 3,34 Гкал/год).

В высотных домах проблемы с тягой возникают на нижних этажах (слишком большая тяга) и верхних этажах (слабая тяга и при открывании входной двери в квартиру иногда задувает пламя запальника).

Другие проблемы связаны с тем, что ОАО «Смоленскоблгаз» обслуживает только котел, периодического обслуживания дымоходов и каналов нет, что приводит к проблемам с тягой. Зачастую работникам ОАО «Смоленскоблгаз» приходится чистить каналы для того, чтобы автоматика котла позволила его разжечь.

Один из домов в Смоленске оказался в зоне ветрового подпора, что потребовало для обеспечения тяги надстроить оголовок трубы.

Экология. Обычно в квартирах устанавливаются котлы мощностью 24 кВт, но таких огромных квартир (с такими теплопотерями) нет, поэтому котлы при установке регулируются на снижение теплопроизводительности вдвое. А в связи с тем, что котлы находятся в частной собственности, никаких измерений КПД и состава уходящих газов не производится и выбросы никак не контролируются.

Здания. При использовании децентрализованного отопления подвалы домов не отапливаются, что приводит к промерзанию фундаментов и снижению срока службы зданий.

Человеческий фактор. При установке настенных котлов (стоимость котла 700-900 долларов США, включена в стоимость квартиры) с каждым новоселом ОАО «Смоленскоблгаз» заключает договор на поставку газа и техническое обслуживание газового оборудования. Причем юридически котел принадлежит жильцу, который в силу своих научно-технических знаний решает, с какой периодичностью его оборудование будет обслуживаться: раз в год, раз в неделю или «по вызову», т.е. в аварийных случаях. Но это обслуживание платное, поэтому в целях экономии в договорах жильцов присутствует (около 10%) и последний «аварийный» вариант.

Помимо этого жильцу объясняют, что он должен обеспечить 3-х кратный воздухообмен в помещении, где установлен котел (как правило, это кухня) и обеспечить доступ воздуха для горения в необходимых объемах. Конечно же, это никем не контролируется и не проверяется.

Автоматика безопасности квартирных котлов не контролируется Госгортехнадзором, газовая служба проводит осмотр один раз в год с гарантией на 6 месяцев (и только в том случае, если есть договор на обслуживание), а жители, конечно же, автоматику не проверяют. По мере старения оборудования это становится все более опасным, примером может служить ситуация с давно работающими газовыми нагревателями. За период с 1994 г. зарегистрированы несчастные случаи:

q 9 случаев отравления продуктами неполного сгорания от газовых водонагревателей из-за отсутствия тяги в дымоходах и каналах, 18 человек пострадало, в т.ч. 7 человек с летальным исходом;

q 2 случая из-за неправильного розжига;

q 11 случаев из-за самовольного подключения газовых приборов (в т.ч. газовых плит);

q 7 случаев из-за нарушения правил пользования газом в быту.

Проблемы безопасности и грамотной эксплуатации высокотехнологичного оборудования становятся на современном этапе «платой» жильцов за свой комфорт.

Затраты на эксплуатацию индивидуальных котлов


Cтраницы: 1 | 2 | читать дальше>>

Семенов В. Г., Разоренов Р. Н., Децентрализованном теплоснабжение на примере г. Смоленска

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения", № 12 (16), декабрь, 2001, С. 28 - 31, www.ntsn.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Тематические закладки пользователей:

Tеги: поквартирное отопление, индивидуальный котел, автономное теплоснабжение, крышная котельная

Похожие статьи:

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств.

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru