РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

XV ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Теплоснабжение-2017: функционирование в новых условиях»

Дата проведения: 28-29 ноября 2017 г.
Место проведения: Москва, ул. Смоленская, д. 5, гостиница «Золотое кольцо»
Организатор:НП «Российское теплоснабжение»

Скачать программу конференции

В программе:

Первая сессия: Государственное регулирование отрасли

Темы к обсуждению:

  • Изменения в законодательстве: изменение системы регулирования тарифообразования; усиление роли ЕТО и муниципального контроля за выполнением инвестпрограмм;
  • Изменения в тарифной политике,
  • Взаимодействия с потребителями,
  • Доклады представителей ФОИВ по вопросам участников конференции

Наиболее часто задаваемые вопросы

Минстрою России:

1 Почему законодательно отсутствует возможность применения санкций за нарушение режима потребления тепловой энергии (договорного объема теплоносителя, превышение температуры обратной сетевой воды) для потребителей (Минстрой и Минэкономразвития). 36 0
2 Теперь узлы учета надо ставит всем, т.к. ограничение по 0,2 Гкал/ч снято. И так их теплоснабжающие неохотно ставили, хоть и должны были, но денег нет. А теперь вообще хоть закрывайся если потребители в массе частный сектор - туда сколько не ставь, все поломают, если им не выгодно платить по прибору. А прокуратура будет от теплоснабжающих требовать ставить и ставить. Что делать? 32 2
3 Все теплоснабжающие организации страдают от начислений за ГВС по нормативу в соответствии с 354 постановлением. Использовать данные общедомовых приборов учета для начислений за ГВС правила не позволяют, что противоречит здравому смыслу, физике, смыслу коммерческих поставок товаров, духу закона об энергосбережении и т.д. и т.п., и медленно и верно загоняет в банкроты все теплоснабжающие организации, поскольку убытки от этого явно выше нормы прибыли, закладываемой в тариф. Как все-таки навести порядок в этих расчетах за ГВС, чтобы за поставленный ресурс можно было расплачиваться по счетчику? Кто в состоянии внести изменения в 354 постановление и что нужно, чтобы это было сделано? 102
4 Подготовка к ОЗП, которую формально проводят ОМСУ, с выдачей паспортов готовности превратилась в фарс. Муниципальные дырявые сети не позволяют муниципальным образованиям (МО) получить паспорта готовности, но они входят в сезон, а потом разные «ситуации» вплоть до ЧС. Функция проверки муниципальных образований возложена на Ростехнадзор, а результаты проверки не известны, хотя есть информация, что около трети МО их не получило в прошлом сезоне. Кто получил и кто не получил – открытой информации нет. Можно ли ее сделать публичной? И сосредоточиться на проверке тех, кто в прошедшем сезоне допустил аварии или был «не готов». А остальных проверять по упрощенной процедуре. 23
5 Пока узлы регулирования потребления тепловой энергии будут общедомовым имуществом, теплоснабжающие не смогу наводить порядок у потребителя, а значит и во всей системе. Надо дать возможность ТСО ставить в дома своё оборудование (за свой счет), в т.ч. ИТП, тогда будет больше порядка и в системе. 48
6 Действующее требование поддержания температуры горячей воды в точке водоразбора на уровне не ниже 60 градусов предопределяет серьезные технические проблемы во многих системах теплоснабжения. Это отложения и коррозия во всей цепочке от места нагрева горячей воды до водоразборного крана. В других странах с централизованными системами теплоснабжения, санитарными нормами допускается поддержание температуры горячей воды на уровне 50-55 град., с кратковременным ее увеличением в ночные часы до уровня 65-70 для противоэпидемиологических целей. Так как испытания подобного метода в российских условиях профильной организацией уже проведены и получен положительный результат, необходимо внести изменения в санитарные нормы. 97
7 Считаю, что пока законодательно не решён вопрос категорирования систем ГВС на основе ИТП, так как специалисты расходятся в определениях - одни относят их к централизованным закрытого типа, другие - к нецентрализованным наряду с такими как крышные или пристроенные котельные. Однако понятно, что это две большие разницы - если системы с ИТП зависят от подачи централизованного теплоносителя и говорить о самостоятельном производстве г/в исполнителем не приходится, то в отношении вторых это несомненно. В то же время п.12 ст.2 ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении" в отношении таких систем сформулирован недостаточно чётко, поэтому я полагаю, что если относить их к нецентрализованным, как считает Минстрой, то этот пункт должен быть дополнен таким образом, чтобы с категорированием систем на основе ИТП не возникало никаких споров. 8
8 Аналогично остаётся спорным вопрос с температурой г/в в местах водоразбора. Как известно, СанПиН 2496 пронормировал её не ниже 60 градусов только для централизованных систем обоих исполнений и все расчётные формулы Правил № 306 и № 354 привязаны к этому значению. Поскольку согласно ГОСТу Р 51617 и Правилам № 170 общий диапазон остался прежним (50-75), то для нецентрализованных эта температура должна быть не ниже 50, что для ограниченных по объёму сетей одного МКД вполне достаточно с санитарной точки зрения, выгодно кошелькам потребителям и более приемлемо для снижения износа сетей. Убедительно прошу обговорить эти вопросы и убедить Минстрой в принятии соответствующих поправок. 9
9 Почему разработку Правил коммерческого учета тепловой энергии и Методики его осуществления выполняет Минстрой России (пункт 1 Положения: - функции по выработке и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере … теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки...), а не Минэнерго России (пункт 1 Положения: функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам ... учета используемых энергетических ресурсов...)? 9
10 Когда и кем будет назначен Минстрою России срок изменения действующих Правил коммерческого учета и Методики его осуществления (за 4 года ни одного изменения, а несоответствий масса и обращений участников теплоснабжения в Минстрой за разъяснениями множество)? 9

ФАС России:

1 Если на общую систему теплоснабжения работает несколько источников, нужно предусмотреть упрощенную процедуру конкурсного порядка закупки по отпускной цене тепла (годовые контракты по фиксированной цене), т.е. загрузки в первую очередь (и в базе) у источников с более низкой ценой, а остальное распределять далее по конкурсу. Такая практика есть за рубежом, почему бы не применить у нас? 23
2 Как учесть в тарифах постоянно возникающие новые требования, выполнить которые можно только при существенных затратах (начиная от требований безопасности, и заканчивая уходом от открытых схем ГВС)? На фоне ограничений роста платежей граждан выполнять вводимые законами требования хотелось бы, понимая источники финансирования. Нельзя ли ввести норму, что если источник финансирования не указан в соответствующем постановлении (или другом нормодоке), то выполнять его требования не обязательно. 60
3 Почему потребители не участвуют в установлении тарифов? Может они готовы платить за резервную трубу, чтоб не было отключений ГВС летом? Не пора ли рассматривать такую возможность в прямых договорах? Потребители должны заказывать уровень качества и надежности, и пусть получают компенсации при его нарушении. Необходимо предусмотреть установление в договорах соразмерной компенсации за нарушения качества и надежности теплоснабжения, выплачиваемых непосредственно пострадавшим потребителям. Размер этих штрафов должен стимулировать теплоснабжающие организации поддерживать необходимый уровень надежности и качества, в том числе через проведение ремонтных кампаний, работу с контрагентами, настройку систем и так далее. Только тариф должен быть достаточный. 35
4 Необходимо отменить норму установления платы за подключение в 550 руб. при подключении зданий с нагрузкой менее 0,1 Гкал/ч. В отличие от электроэнергетики, она не имеет никакого социального смысла, а, наоборот, приводит к увеличению платежей социально незащищенных потребителей, которые через тариф на тепловую энергию оплачивают затраты на подключение коттеджей, владельцы которых имеют финансовую возможность строить их непосредственно в крупных поселениях и других небольших зданий, отопление которых целесообразно осуществлять от нецентрализованных отопительных устройств (их централизованное теплоснабжение убыточно и в процессе дальнейшей эксплуатации). 38
5 Нужна проработка требований и стимулов к наличию на теплоисточниках резервного топлива. Даже при наличии запаса мазута, небольшая котельная скорее пойдет на перерасход газа, чем на запуск мазутохозяйства. Содержание и хранение запаса мазута сложное и затратное мероприятие и часто наличие мазутохозяйства формально в условиях недофинансирования и запустить его реально почти невозможно. Работоспособный резерв должен быть оплачен. 25
6 Внести изменения в Правила поставки газа исключив применение повышающих коэффициентов за перерасход газа для теплоснабжающих организаций, использующих газ для производства тепловой энергии, реализуемой по регулируемым тарифам. 24

Минэнерго России:

1 Когда планируется распространить «альткотельную» на всю страну 18 3
2 Если МУП обеспечивает качественное и дешевое теплоснабжение, зачем его отдавать в обязательную концессию? 23 0
3 Не планируется ли ввести обязательные ТЭБы в схемы теплоснабжения? Было бы полезно, особенно при рассмотрении развития аварийных ситуаций (отключение газа, например). 10
4 Может ли быть введено распределение топлива при производстве тепловой и электрической энергии на ТЭЦ для целей тарифного регулирования отдельно для оборудования, работающего в режиме ТЭЦ и отдельно для оборудования, работающего в режиме котельной (без выработки электроэнергии), где удельные расходы должны приниматься как для котельной и «не замешиваться» с общими? Это сегодня приводит к формальному увеличению удельных расходов топлива на выработку электроэнергии, а потом к выводу с КОМ якобы неэффективного оборудования. 16
5 В настоящее время накоплены многомиллиардные долги организациями, подконтрольными государству и муниципалитетам (ГУПы, МУПы и т.п.). Реструктуризация их долгов сама по себе ничего не решает, если не будет определен финансовый источник их погашения. Сегодня основным методом является банкротство теплоснабжающей организации и «прощение» всех долгов. Необходима корректировка бюджетного законодательства, предусматривающая обязательность достаточности выделяемых средств на оплату коммунальных ресурсов (по крайней мере не меньше, чем выставленные счета в предыдущие годы). Раздутый перечень «неотключаемых потребителей» должен быть сокращен. По реально неотключаемым потребителям должна быть введена процедура подтверждения необходимости такого статуса с предоставлением банковских гарантий на оплату при субсидиарной ответственности соответствующего бюджета. Ответственность за нарушения теплоснабжения при неоплате должны нести неплательщики или тот, кто внес их в список неотключаемых. 74
6 ТЭЦ признаны во всем мире как самая эффективная технология производства электроэнергии и тепла, оказались «не нужны» в энергосистеме России. Значительная часть ТЭЦ хронически убыточны и крупные энергокомпании уже стараются избавиться от них. Существенная часть генерирующего оборудования, выводимого с рынка по процедурам конкурентного отбора мощности (КОМ), также сосредоточена на ТЭЦ, а строящиеся по ДПМ энергоблоки, в основном, работают без отпуска тепловой энергии. При этом вне единой энергосистемы, потребители в возрастающих объемах строят для собственных нужд ТЭЦ с характеристиками существенно более низкими, чем у оборудования, выводимого по КОМ. Существует опасность, что с рынка постепенно уйдет большая часть крупных потребителей электроэнергии, что приведет к росту тарифной нагрузки для социального сектора. Таким образом налицо парадоксальная ситуация: на рынке генераторов ОРЭМ, где потребителя заменяют регуляторы (Совет рынка, Системный оператор, ФАС, Минэнерго), ТЭЦ оказались не востребованы, а сами потребители на рынке доступных технологий выбирают когенерацию. Нужно срочно менять условия для ТЭЦ на рынке: как минимум выпустить их на местные рынки по электроэнергии, как ТЭЦ до 25 МВт. ТЭЦ, находящиеся вблизи потребителя, фактически дотируют развитие и содержание межрегиональных электрических сетей, необходимых для передачи электроэнергии от ГРЭС, ГЭС и АЭС, надо их освободить от этого груза. 26
7 Можно ли вернуть ГВС в закон о теплоснабжении, т.к. много противоречий и сложностей при разнесении учета затрат, инвестиций, тарифных составляющих и т.д.? 35
8 В марте 2016 года приказом №179 утверждены обязательные метрологические требования к измерениям количества энергоресурсов: уголь, газ, нефть, электроэнергия (на основании пункта 1 Положения о Минэнерго и во исполнение статьи 5 №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"). Когда этот приказ будет дополнен требованиями к измерению количества остальных энергоресурсов: тепловая энергия, теплоноситель, вода (сточные воды)? 11
9 В тематику разработки/актуализации схем теплоснабжения городов. 1) Нужно ли учитывать при прогнозировании тарифных последствий в рамках схемы теплоснабжения метод регулирования тарифов, фактически применяемый ЕТО (ТСО)? 2) Должны ли финансовые потребности в реализацию мероприятий схемы теплоснабжения ежегодно быть покрыты источниками финансирования, или же допускается дефицит/профицит источников по годам? По данным вопросам в ПП РФ 154 (о требованиях к схемам теплоснабжения) и Пр Минэнерго и Минрегиона №565/667 (методических рекомендациях по разработке схем теплоснабжения) определенного указания нет. 4
10 В соответствии с ФЗ РФ от 07.12.2011г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 01.01.2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается. В соответствии с действующим законодательством, необходимо предусмотреть перевод потребителей на «закрытую» схему присоединения системы ГВС, а затраты на финансирование данных программ должны учитываться в составе тарифов в сфере теплоснабжения. В пункте 13 проекта Постановления правительства № 154 «Требованиях к схемам теплоснабжения» указано, что «предложения по переводу с открытых систем теплоснабжения в закрытые основываются на строительстве индивидуальных и (или) центральных тепловых пунктов». Индивидуальный тепловой пункт относится к общедомовому имуществу жилых зданий или к имуществу иных собственников. Иными словами, теплоснабжающая организация будет вкладывать средства всех потребителей в реконструкцию имущества иных собственников. Затраты на финансирование мероприятий по переводу на закрытый водоразбор могут быть включены в тариф на тепловую энергию, но рост тарифа не может превышать установленной величины (индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, утверждаемых распоряжением Правительства РФ). И здесь у теплоснабжающей организации возникает дилемма: либо нужно выполнить мероприятия по переводу на закрытый водоразбор, либо выполнить необходимые для текущей деятельности мероприятия. Не логичнее бы было перевод на закрытый водоразбор совместить с программой капитального ремонта жилых зданий или имущества иных собственников? При этом финансирование затрат на реконструкцию тепловых сетей учитывать в составе НВВ тарифов в сфере теплоснабжения, а реконструкцию тепловых вводов с установкой ИТП выполнить по программе капитального ремонта собственниками. 9

Вопрос можно задать здесь

Новый вопрос:

Вторая сессия: Проекты по улучшению функционирования ТСО

Темы к обсуждению:

  • Подходы к повышению надежности теплоснабжения в условиях недофинансирования,
  • Снижение коммерческих потерь ТСО (скачать описание),
  • Двухставочный тариф,
  • Поэтапная ликвидации ЦТП и сетей горячего водоснабжения (скачать описание),
  • Повышение ресурса тепловых сетей (скачать описание),
  • Отраслевая информационная система (скачать описание),
  • Перевод на «закрытую схему» систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (скачать описание),
  • Оптимизация температурных графиков,
  • Концессия в теплоснабжении,
  • Теплосодержание горячей воды (скачать описание)

Годовое собрание НП «Российское теплоснабжение»

Торжественный ужин

В ходе конференции запланированы выступления экспертов и представителей теплоснабжающих организаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти, консалтинговых и инвестиционных компаний.

Участие в конференции платное, членам НП «Российское теплоснабжение» предусмотрены скидки.

Скачать программу конференции «Теплоснабжение-2017: функционирование в новых условиях»

Скачать заявку на участие в конференции

Скачать заявку на размещение в гостинице

Запросить спонсорское предложение

По всем вопросам обращайтесь, пожалуйста, в Оргкомитет: (495) 741-20-28, (495) 225-48-39, (495) 231-21-26 или пишите на rt@rosteplo.ru

Наши спонсоры и партнеры конференции

Электронный журнал
"Новости теплоснабжения"


Газета "Энергетика и промышленность России"


Профессиональные справочные системы "Техэксперт"


Издательский Дом «Панорама»


ООО "ПравоТЭК"


При информационной поддержке

ПАО "ТГК-14"


ООО "Сибирская генерирующая компания"


Журнал "С.О.К.: Сантехника. Отопление. Кондиционирование. Энергосбережение"