РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

II. Общие принципы организации работы по проектам улучшений

2.1 Модели развития

Существуют две, взаимодополняющие модели развития производственных предприятий.

Западный менеджмент привержен инновациям — масштабным изменениям для достижения технологических прорывов. В последние десятилетия эта модель активно продвигается в России, в том числе в теплоснабжении. В ее основе ─ качественная инвестиционная программа. В то же время, для регулируемых организаций с естественно ограниченным рынком сбыта, существуют жесткие ограничения по объему возвратных инвестиций и, по разным причинам, часты случаи их низкой эффективности.

В России почти не известна восточная модель, чаще всего называемая кайдзен (непрерывное совершенствование - в переводе с японского), процесс, основанный на здравом смысле и малых затратах. Он обеспечивает неуклонный прогресс и характеризуется малым риском.

В кайдзен выделяются семь основных видов потерь:

  • перепроизводство - поставка потребителям неоплачиваемой тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя;
  • простои - непроизводительное использование рабочего времени, автотранспорта и механизмов, содержание излишнего персонала;
  • ненужная транспортировка - перемещение материалов и персонала по территории города, которые не связаны с добавлением ценности в производимую продукцию;
  • бесполезные движения - перемещения людей и механизмов на рабочем месте не добавляющие ценности в продукцию, к ним же относится излишний документооборот и чрезмерные длительные корпоративные процедуры;
  • бесполезные действия - например, обходы и осмотры оборудования, не сопровождаемые измерениями, анализом, профилактическими работами; постановка задач по которым неясны методы достижения; неэффективные инвестиции;
  • чрезмерные запасы ─ не только на складах, но и по мощности источников и сетей;
  • выпуск дефектной продукции, вынуждающей производить ее доработку - например, необоснованное снижение температурного графика, компенсируемое излишними затратами электроэнергии и диаметрами тепловых сетей.

Не исключая инвестиционные решения, метод непрерывных улучшений позволяет более полно использовать внутренние резервы систем теплоснабжения и работающих в них организаций. Даже в самых проблемных теплоснабжающих и теплосетевых организациях имеются большие возможности для получения дополнительных доходов и снижения издержек, включая:

  • повышение эффективности управления;
  • повышение производительности труда и оптимизация численности персонала;
  • применение автоматизированных систем управления теплоснабжением;
  • оптимизация расходов на автотранспорт и спецтехнику;
  • внедрение системы качества при закупках;
  • снижение коммерческих потерь;
  • повышение КПД имеющихся котлов;
  • снижение потерь в сетях;
  • повышение качества химводоподготовки;
  • переориентация на превентивное устранение максимального количества повреждений сетей в летний период;
  • гидравлическая наладка сетей;
  • схемная оптимизация развития системы теплоснабжения, включая вывод из эксплуатации чрезмерных мощностей и перевод источников в пиковый режим, снижение диаметров и длин сетей при их замене, современные температурные графики, отказ от необоснованных инвестиций и т.д.
  • объединение процессов развития систем теплоснабжения и энергосбережения у потребителей;
  • внедрение 2-х ставочных тарифов или индексация тарифов при энергосбережении у потребителей.

Комплекс антикризисных мероприятий, подобранный для проблемной системы теплоснабжения, обычно имеет срок окупаемости до 2-х лет и, хотя не решает проблему накопившейся задолженности, позволяет перейти к безубыточной текущей деятельности.

2.2 Управление проектами

Проект состоит из идеи, плана, действий по реализации и достоверной фиксации полученного эффекта. Любые улучшения можно формализовать в проекты.

Набор функций, которые должны выполняться для обеспечения качественного централизованного теплоснабжения, одинаков во всех поселениях, независимо от их величины. Соответственно, существует набор типовых проектов, из которых можно подобрать подходящие для конкретных условий. Проблемами обычно являются: привязка проекта, организация управления им, мониторинг и вычленение эффекта. Тормозом также становится сама система управления организацией, не поощряющая инициативу. Работники оказываются неспособны к нестандартным действиям, сказывается отсутствие полномочий, множественность и длительность согласований, отсутствие возможности напрямую организовать работу со смежными подразделениями.

Руководителям организации некогда самим заниматься проектами улучшений, а без сопровождения первых лиц, они тормозятся на уровне «пилотов» или даже превращаются в свой антипод с комментариями типа: «Мы всегда говорили, что из этого ничего не получится». Успех внедрения проекта улучшений в значительной степени определяется именно управленческими решениями. Пилотное внедрение должно быть под регулярным контролем первого руководителя, а участники проектной рабочей группы должны поощряться за измеренный достигнутый эффект.

В процессе первичного внедрения проектов необходимо добиться такого управленческого результата, при котором необходимые действия каждого исполнителя по проектам внедряются в типовые должностные обязанности и превращаются в повседневную деятельность, не требующую в дальнейшем отдельного контроля первых лиц. Опробованные проекты должны внедряться в рамках обычной повседневной деятельности.

2.3 Задачи Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» по проектам улучшений

В тысячах муниципалитетов и организаций решают подобные задачи и проблемы по организации эффективного теплоснабжения. Соответственно, консолидирующие функции «Российского теплоснабжения» по проектам улучшений, выполняемые для членов партнерства, сводятся к следующим:

  • самостоятельное формирование типовых проектов улучшений;
  • анализ оригинальных проектов, реализуемых в регионах, на предмет использования их как типовых;
  • помощь организациям, членам НП РТ, в разрешении вопросов, возникающих при реализации проектов;
  • привлечение лучших специалистов для решения типовых проблем;
  • преодоление нормативных и законодательных барьеров;
  • организация НИОКР;
  • проведение отраслевых испытаний;
  • организация обмена опытом внедрения;
  • организация личного общения руководителей проектов;
  • анализ показателей реализации проектов и формирование методов сравнения темпов внедрения для оценки предприятиями эффективности деятельности собственных подразделений.

Для ускоренного выявления проблем и методов их решения, Партнерство приглашает теплоснабжающие и теплосетевые организации выступить в качестве площадки по отработке одного небольшого проекта или решения из сформированного перечня. Сконцентрировавшись на решении одной задачи, организации смогут получить от коллег практическую помощь по реализации других проектов.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Документ находится в стадии разработки. Ваши предложения и замечания присылайте, пожалуйста, по адресу nprt@rosteplo.ru