РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
ИЗОПРОФЛЕКС-115А

Выступление Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса на ежегодной конференции UBS "Россия: Энергия созидания"

Для меня один из главных мотивов частого посещения конференции UBS – это ее хорошее название. Вот и сейчас мне нравится – Russia: Energizing The World. В общем, энергетическая постановка вопроса. Я хотел бы в нее вписаться и поделиться с вами информацией о том, что сегодня происходит с нашей компанией, на какой стадии находится процесс ее глобального реформирования для создания либеральной конкурентной среды и рынка электроэнергии в России.

Я вижу, что многие из присутствующих здесь на таких конференциях уже не в первый раз. А с целым рядом лиц я встречался буквально на днях в ходе road-show, которое завершилось только вчера ночью. Поэтому многие из вас знают, с чего мы начинали. А начинали мы со структуры РАО "ЕЭС России", практически унаследованной от советского министерства. Структуры, когда внутри компании находились 73 вертикально интегрированные энергосистемы с генерацией, сетями и сбытом. При этом и сама компания была вертикально интегрированной.

В структуре такого типа есть определенные достоинства. Но совершенно очевидно, что в таких условиях невозможно отделить затраты от результатов, отделить продавца от покупателя, а это означает, что в принципе невозможно добиться прозрачности и выстроить нормальные рыночные отношения.

Именно поэтому с самого начала реформирования компании нами была заявлена целевая структура, которая исходит из простого принципа. Внутри сектора есть монопольная часть. Это, прежде всего, "Системный оператор", магистральные и распределительные сети. А есть и потенциально конкурентная часть – прежде всего, генерирующие компании. Может быть, я с этой структурой уже многим надоел, потому что на своих выступлениях я ее показываю уже года 4. Но как раз сейчас наступил момент, когда она практически, процентов на 85-90, сформирована.

Мы завершаем создание генерирующих компаний. Причем, до конца этого года все оптовые генкомпании, а их 6, помимо ГидроОГК, будут котироваться на российских фондовых площадках. До середины следующего года не только завершат свое создание, но и будут котироваться на российских фондовых рынках все территориальные генкомпании, а их 14.

Это означает, что мы находимся в завершающей стадии преобразования компании. То, что с самого начала заявлялось нами как компании целевой структуры, либо уже практически создано, либо будет создано в ближайшие месяцы. Это принципиально важно, также как и то, что в части создания либерализованного рынка электроэнергии достигнут принципиальный прорыв. Если свести его к двум словам, то эти два слова такие: рынок создан. Точка. Именно это на сегодня наиболее значимое продвижение в реформировании компании, да собственно и всей российской электроэнергетики.

Вместе с тем, должен сказать и о том, что изменилось в нашем понимании и почему эти изменения произошли. Дело в том, что сейчас электроэнергетика да и вся страна, к сожалению, в полный рост вступили в стадию серьезного дефицита электроэнергии и мощности. Вообще говоря, эти дефициты предсказывались с самого начала. Здесь никакого открытия нет. Именно этими дефицитами мы сами в свое время и аргументировали необходимость реформирования. Если какое-то время это было предметом дискуссии, то сегодня, я думаю, нет ни одного серьезного человека в здравом уме и твердой памяти, который этот тезис будет пытаться опровергать.

Россия вступила в жесткую, а в ряде случаев, даже жестокую пору – отрезок времени с дефицитами во многих регионах страны. В прошлом году зимой мы впервые в нашей практике были вынуждены применять ограничения потребления в 3 регионах: Москва, Питер, Тюмень. Судя по всему, в наступающую зиму мы должны будем это сделать в 16 регионах страны.

Каково лекарство? Что можно и нужно сделать для того, чтобы решить проблему дефицита? Ответ простой и банальный – инвестиции. Ничего другого сделать нельзя. Только инвестиции. Причем, не побоюсь термина сверхмасштабные, беспрецедентные, колоссальные. Называйте любые слова, но только это и нужно для того, чтобы энергетика страны могла преодолеть эту стадию тяжелейших и жестких дефицитов.

Именно поэтому нами и была разработана инвестиционная программа. Принципиально важно то, что вся инвестиционная программа была не альтернативой реформы, а наоборот, она полностью основывалась и основывается на всей концепции реформы. Точно также как в концепции реформы говорится о монопольном и конкурентном секторах, в концепции инвестиций мы исходим из того, что частные инвестиции должны идти в конкурентные секторы, а государственные инвестиции, прежде всего, в магистральные сети, которые, как известно, останутся под контролем государства. Именно исходя из этой логики, нами была разработана программа инвестиций в электроэнергетику, представлена в Правительство и Президенту, Совету директоров РАО "ЕЭС России" и утверждена. На сегодня она является действующим документом.

Каковы параметры этой программы? Эта программа измеряется цифрой беспрецедентной не только для РАО "ЕЭС России", не только для электроэнергетики, но и вообще для каких бы то ни было российских компаний за последние 15 лет. Ее масштаб – 81,5 млрд. долларов за 5 лет. Эта программа включает в себя сбалансированные решения и в тепловой генерации, и в гидрогенерации. Она, естественно, учитывает и атомную компоненту. Она сочетает в себе решения по созданию генерирующих мощностей с решениями по созданию магистральных сетей. Решения по магистральным сетям дополнены решениями по развитию распределительных сетей. Все это вместе упаковано в единый технологический процесс с диспетчированием, с функциями "Системного оператора", который тоже является объектом инвестиций.

Динамика вводов следующая: вводы этого года – 1 279 МВт, вводы 2010 г. – 9 796 МВт. Это семикратный рост. Причем, как вы понимаете, в энергетике ничего невозможно сделать за год или даже за два. Для того, чтобы в 2010-ом году выйти на такие параметры, нужно уже сейчас немедленно разворачивать инвестиционные проекты. Для ввода 9 700 МВт в 2010-ом году, в 2007-ом году необходимы 15 млрд. долларов. То есть для того, чтобы в 2010-м году получить вводы, нужно в 2007-ом осуществить инвестиции.

Эта концепция, как я уже сказал, на сегодня является не подходом, не дискуссией, не черновиком, а утвержденным, детально проработанным документом. Он доведен до каждой генкомпании, включен в ее бизнес-план с детальным описанием всего источника финансирования, перечнем проектов, площадок и строительства мощностей, топлива и схем выдачи мощности в каждом из проектов.

Откуда деньги? Как уже было сказано, ответ на этот вопрос лежит в логике всего реформирования. В этой же логике государство должно поддержать монопольную часть сектора. Оно действительно это сделало. Государство приняло решение о том, что в проект бюджета этого года также впервые в истории бюджета России включены беспрецедентные расходы в размере 1 млрд. 560 млн. долларов на финансирование инвестиционных проектов в монопольной части сектора. Прежде всего, в магистральных сетях.

Не менее важен и тот факт, что такое решение принято не на год, а на бюджетную трехлетку: 3,48 млрд. долларов в 2008 г., и 3 млрд. долларов в 2009 г. Это принципиально важно и с точки зрения финансовых источников, и с точки зрения самой идеологии реформы. Это что касается магистральных сетей.

Вряд ли осмысленно требовать от государства инвестировать из федерального бюджета в распредсети. Понимая это, мы поставили перед собой задачу найти другое решение, которое радикально изменит положение распределительных сетей, сделает их инвестиционно привлекательными и прозрачными. Мы поняли, что для этого необходим полный пересмотр всей регулятивной среды в распределительных сетях. Теперь, когда распредсети стали юридическими лицами, когда у них есть баланс, тариф и объект продажи, транзит, такая постановка задачи стала осмысленной.

Здесь мы ничего не выдумывали. В мировой практике блестяще показал себя метод Regulatory Asset Base, который представляет собой полную противоположность всей существующей системе регулирования. Вместо годовых тарифов - пятилетние, расчет которых происходит исходя из необходимости возврата инвестиций, а не затратного принципа. Эта практика оправдала себя более чем в 20 странах мира. И мы считаем, что сегодня она вполне применима и работоспособна в российских условиях.

Главное, что здесь скрыта возможность для привлечения масштабных инвестиций, которые в существующих условиях для нас, фактически, недоступны.

Вы не можете получить пятилетний и даже трехлетний кредит в годовой среде регулирования. Банк не знает, что у вас будет через 5 лет, появятся ли источники возврата. В пятилетней среде ситуация полностью меняется.

Именно такую концепцию мы разработали вместе с одобренной на днях концепцией стратегического развития распредсетей, которая включает перечень инженерных, корпоративных и финансовых задач. Ключевая задача - вывод распредсетей на уровень избыточности минимум на два-три года по отношению к спросу. Кроме того, там прописана задача включения параметров надежности и качества обслуживания потребителей в число параметров, влияющих на финансовое положение. Там, наконец, есть задачи просто колоссальной программы технического перевооружения и развития распределительных сетей.

Кроме того, документ содержит вероятные решения по разукрупнению существующих на сегодня 4 межрегиональных распредсетевых компаний. При этом мы исходили из того, что это такое разукрупнение, которое ни в коем случае не должно лишить их ликвидности на фондовом рынке. Вот здесь и лежит ключ к ответу на вопрос: как создать источники привлечения инвестиций в монопольный сектор электроэнергетики, в том числе, в распределительные сети, т.е. ту его часть, привлечения инвестиций в которую наиболее проблематично?

Что касается генерации, здесь механизмы привлечения инвестиций очевидны. В первую очередь, это IPO. Как я уже говорил, межрегиональные генерирующие компании ОГК и ТГК частью находятся на завершающей стадии формирования, частью уже сформированы. Более того, акции некоторых из них уже обращаются на фондовых рынках. Хочу заметить, что динамика капитализации этих компаний весьма позитивна. Это свидетельствует о готовности компаний к IPO.

На сегодняшний день наши акционеры в Совете директоров РАО "ЕЭС России" утвердили программу IPO 5 компаний. Уже на следующем заседании Совета директоров, которое пройдет в сентябре, мы намерены представить акционерам следующую, "вторую волну" IPO. В целом мы рассчитываем, что через программу размещения акций в форме public placement и private placement, нам удастся привлечь в развитие компании 17,5 млрд. долларов. Это довольно значительная часть всех CAPEX, которые необходимы для осуществления нашей инвестиционной программы.

Второй механизм – механизм гарантирования инвестиций. Вокруг этого инструмента было много споров. Сегодня все точки над “i” расставлены, механизм утвержден детально до мельчайших подробностей. В ближайшие несколько месяцев пройдут первые тендеры на осуществление инвестиций в рамках механизма гарантирования инвестиций.

Очень важно, что и здесь Правительство поддержало нас не только в методологии, но и в деньгах. Так, в бюджет включено около 500 млн. долларов госгарантий для кредитования проектов, осуществляемых в рамках механизма гарантирования инвестиций. Насколько мне известно, Мировой Банк также позитивно относится к тому, чтобы взять на себя гарантии. Все это означает, что механизм гарантирования инвестиций будет жить и успешно функционировать. Сегодня мы видим, что и российские и зарубежные компании проявляют к нему живой интерес.

Помимо этих двух инструментов привлечения средств есть и прямые иностранные инвестиции. Уже сегодня обсуждаются 2 крупных проекта, по миллиарду долларов каждый. Мы предложили схему вложения средств инвестора в конкретный проект по строительству энергоблока или электростанции. Надеюсь, что инвесторов она удовлетворит, и в ближайшее время мы объявим о начале такого рода проектов.

Разворачивая эту беспрецедентную по масштабам программу инвестиций, мы ясно понимаем, что она будет успешной лишь в том случае, если сохраняется доверие инвесторов, а значит, капитализация РАО "ЕЭС России" и наших дочерних компаний на рынке. Общая динамика у нас сегодня довольно позитивна: капитализация компании в период с января 2005 г. по август 2006 г. выросла с 11 млрд. до 31 млрд. долларов. Вместе с тем, мы глубоко убеждены в том, что компания продолжает оставаться недооцененной. А, следовательно, сохраняется колоссальный потенциал для будущего роста и в части генерации, и в части сетей.

Обратимся к соотношению "ev/ic", или сравним среднюю цену киловатта мощности в генкомпаниях РАО "ЕЭС России" и на развивающихся или развитых рынках. В компаниях Холдинга этот показатель не превышает 590$ в то время как на развивающихся рынках цена киловатта мощности составляет 1095$, а на развитых рынках превышает 1900$. Аналогичная ситуация в сетях.

Вместе с тем, хочу совершенно определенно сказать, что мы уделяет этой проблеме большое внимание, и настроены впредь добиваться усиления позитивной динамики по этим параметрам. Теперь они для нас основа всей инвестиционной программы.

Откуда возьмется этот новый импульс? Я глубоко убежден, что сердцевина всех преобразований – рынок. Многие из присутствующих знают о том, что мы получили поддержку Правительства, и 31 августа Председатель Правительства Михаил Ефимович Фрадков подписал 2 важнейших постановления по 100 страниц каждое. И каждая страница, фраза и даже каждая запятая в этих документах стоят дорогого.

Одно постановление - о запуске нового механизма оптового рынка электроэнергии, другое - о запуске нового механизма розничного рынка. На одной платформе эти два фундаментальных документа полностью изменяют лицо российской электроэнергетики. Возможно, это еще не всеми понято и оценено. Собственно, именно это сделало ситуацию необратимой, именно это самый глобальный и самый мощный импульс, движущая сила для важнейших процессов, происходящих в компании.

Я уже гордо заявлял, и могу еще раз повторить: зная конструкцию рынка, считаю, что то, что сделали наши специалисты, на сегодня это самый продвинутый и самый высокотехнологичный и самый либеральный рынок электроэнергии в мире. Он не уступает ни Nord Pool, ни PGM, ни другим рынкам в электроэнергетике, наоборот, вбирает в себя то лучшее, что в них есть.

Причем, концепция розничного и оптового рынка выстроена так, что любые отклонения цены в опте автоматически транслируются в розницу, что полностью исключает "калифорнийские" опасности, где именно эта ошибка и была допущена. Добавлю к этому, что собственно все могут за этим наблюдать. Пожалуйста, на сайте некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы" вы ежедневно можете наблюдать почасовую кривую динамики цен на свободном рынке электроэнергии в России, рассчитываемую по 6 тыс. узлам, по кривым соотношения спроса и предложения по всей стране от Восточной Сибири до Калининграда в автоматическом режиме. Это модель, по которой не только считаются цены, но все режимы, реальное управление элеткроэнергетикой страны ведется теперь с нуля часов 1 сентября ровно по этой рыночной модели.

Как выглядит рынок в целом? Собственно, его конструкция завершается. По крупному, он состоит из двух частей. Одна часть – это регулируемая: пока еще сохраняющиеся двухсторонние контракты, а другая часть – это спотовый рынок, рядом с ним сосуществующий балансирующий рынок, регулируемый и конкурентный. Вот это собственно сердцевина всего рынка, который был запушен с 1 сентября этого года.

Вместе с тем, остается еще два важных элемента – это рынок системных услуг и рынок мощности, они технологически очень важны, принципиально важны для надежности, важны для привлечения инвестиций. К счастью, они гораздо менее остры политически, поэтому я не вижу препятствий в их запуске. Мы планируем запустить их до конца этого года. Считаю, что эта задача будет решена.

Модель, о которой я сказал и которая существует сегодня, это целевая модель. Хочу подчеркнуть, что это не переходная, не промежуточная, не подготовительная, а целевая модель. Все базовые принципы, ради которых преобразования и задумывались, в ней реализованы в полном объеме. Вместе с тем, как и любой рынок, он будет развиваться. Основной вектор развития - это сокращение доли регулируемых контрактов. Если сегодня или в эти дни вы смотрели за тем, что происходит на рынке, то увидели, что реальный объем данного рынка колебался в размере от 16 до 25% (доля спотового, либерализованного рынка, без price cap) от общего объема рынка.

Существует несколько составляющих, и если будут вопросы, я готов в них углубиться. Но хочу подчеркнуть, что уже сегодня по факту, по состоявшимся торгам, доля такова. Как знают многие специалисты, сидящие здесь, это доля спота, которая считается уже сама по себе вполне рабочей.

Вместе с тем, мы намерены, как я сказал, расширять свободный рынок за счет сокращения регулируемых контрактов. С 1 января будущего года мы прибавим к этому рынку еще 5% обязательной либерализации, как записано в постановлении Правительства. Прибавим к нему и добровольную либерализацию, а дальше прибавим еще одну очень важную часть, которая называется новой выработкой. Это принципиально.

Вся новая выработка по отношению к факту, а точнее, по отношению к балансу будущего года, который сделан по факту, будет идти только на рынок. Это означает, что любой новый проект строительства или даже любое увеличение генерации на существующих станциях, не будет регулироваться государством. Оно попадает на свободный рынок со свободной ценой. Фундаментальное требование, которое удалось удержать, и которое страхует от того, чтобы инвестиции частных инвесторов не оказались неокупаемыми. Именно поэтому дальнейшая динамика рынка, конечно, важна, но повторю еще раз, часто возникают вопросы, вот сейчас спрашивали на road show: в каком году будет либерализован рынок? Или: если 5% в год, то это означает 100 разделить на 5 = 20, то есть через 20 лет?" Да нет. Он уже либерализован, это уже произошло в правильном объеме. Дальнейшие шаги есть улучшение, развитие, совершенствование, только рынок уже существует. Ему сегодня уже целых 13 дней, чертова дюжина, вот собственно, что я хотел сказать о рынке. Добавлю, что в каждом случае соотношение кривой спроса и кривой предложения это есть фактическая доля рынка, которая будет дальше ежегодно расширяться.

И самое последнее, это то, что изначально провозглашалось нами как цель. Акционеры должны получить прямой доступ к активам компании. Как было сказано, РАО "ЕЭС России" должно исчезнуть и его акционеры должны стать акционерами вновь созданных компаний. Добиваться этой цели мы намерены в два шага. Первый шаг - ноябрь этого года, собрание акционеров. На нем будет решен вопрос о том, что две генкомпании - ТГК-5 и ОГК-5 - будут выделены из РАО "ЕЭС России", и их акции на пропорциональной основе распределены между акционерами РАО "ЕЭС России". Те из вас, кто является сегодня акционерами РАО "ЕЭС России", после ноябрьского собрания станут акционерами еще и двух генерирующих компаний.

Однако, это лишь первый шаг, а нам нужно довести напрямую до акционеров не только эти две генкомпании, а все генкомпании, "Федеральную сетевую компанию", распределительные сетевые компании и "Системный оператор". В этом собственно и будет состоять последний шаг реформирования РАО "ЕЭС России".

На этом последнем шаге есть несколько "недорешенных" вопросов. Как известно, государство намерено увеличить свою долю в "Системном операторе" и в "Федеральной сетевой компании" до 75%, как записано в законе. Думаю, миноритарным акционерам не очень интересно увеличивать свою долю в "Системном операторе". Здесь наша задача - найти компромисс между интересами мажоритарного и миноритарных акционеров.

Сейчас мы прорабатываем несколько вариантов такого компромиссного решения. Уверен, что мы будем в состоянии его найти, не ущемляя чьих бы то ни было интересов, и, при этом постараемся не нарушить принципа пропорционального распределения.

В любом случае считаю нашей задачей найти это решение до конца декабря этого года и реализовать его в 2008 г. К этому времени будет продвинутый рынок, конкурирующие генерирующие компании, которые привлекли в себя колоссальный объем инвестиций, развернут процесс строительства новых мощностей, а по сути новой энергетики в стране и счастливые акционеры, обладатели этих эффективных активов.

Спасибо за внимание!

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Последние новости

Новости по темам:

Программы Auditor

Технический семинар «Организация ремонта и повышения ресурса тепловых сетей»

Подробнее