РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
ИЗОПРОФЛЕКС-115А

Вступительное слово Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса на Всероссийском совещании "О ходе подготовки энергокомпаний к прохождению осенне-зимнего периода 2007/2008 года"

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы начинаем наше традиционное совещание о ходе подготовки к осенне-зимнему периоду компаний Холдинга РАО "ЕЭС России". Совещание, как уже было сказано, традиционное. Вместе с тем, в этот раз оно имеет свои важные особенности, которые нам нужно вместе обсудить, понять, взвесить и принять решение, из этого анализа вытекающее.

Главная из этих особенностей состоит в том, что для Холдинга РАО "ЕЭС России" – это в некотором смысле "последний бой". И этот бой мы точно не имеем права проиграть ни при каких условиях, ни при какой погоде. В то же время именно эта зима будет в некотором смысле первой зимой новой электроэнергетики России. Энергетики, в которой значительная часть генерирующих компаний уже имеет частных собственников-стратегов, а некоторые – ОГК-5 и ТГК-5 – вообще, как вы знаете, независимы от РАО "ЕЭС России". Это все базовые признаки того нового качества, которое энергетика приобрела в результате реформы. Именно в этом и заключается, в моем понимании, главная специфика предстоящего осенне-зимнего максимума.

Исходя из этого, я хотел бы в начале сказать несколько слов и о производственной части наших задач и о том, что связано, собственно, с реформой, с последними событиями в этой сфере.

Начну с первого вопроса: что готовит нам предстоящая зима? Прежде всего, что нам обещают синоптики? Они обещали теплый октябрь и надо сказать, что эти прогнозы полностью оправдались. Теперь синоптики говорят о том, что ноябрь и декабрь 2007 г. будут в целом на уровне среднемноголетней нормы, январь 2008 г. – несколько ниже, а февраль 2008 г. – будет уже существенно ниже нормы.

Если посмотреть на внешние параметры, такие, например, как динамика электропотребления, в прошлом году страна вышла на рекордную цифру 4.2%. В этом году все казалось бы гораздо более спокойно: ожидаемая цифра прироста энергопотребления в 2007 г. 2.9%. Наши запасы топлива находятся на хорошем уровне. По углю они выше нормативов на 28%, по мазуту – на 34%.

Поверхностный взгляд на ситуацию может создать иллюзию благополучия. Существует риск расслабленного отношения к зиме. Но это именно то, что мы не можем себе позволить. Потому что более основательный анализ не дает никаких оснований для расслабления.

Посудите сами. Мы уже несколько лет, кроме годового баланса, специально вырабатываем баланс на четвертый квартал текущего года и первый квартал следующего года. Делаем это для того, чтобы ясно понимать ситуацию именно на осенне-зимний период.

Подготовлены такие квартальные балансы и в этом году. Давайте не будем сравнивать их с прошлым годом. Тогда, как вы знаете, зимы не было – она была "отменена". Их правильно сравнивать с зимой, которая была в 2005-2006 гг. И это сравнение дает нам цифру прироста электропотребления в целом по России на уровне в 8,3%. Это уже совсем другие параметры.

Далее. Масштабных новых вводов у атомщиков практически не было, новые вводы в гидрогенерации были, но не очень значительные. А это значит, что закрывать прирост энергопотребления в 8,3% мы с вами будем, прежде всего, за счет выработки тепловых электростанций. По тепловой выработке баланс четвертого квартала и первого квартала дает нам цифру прироста 17,6%.

Если, учитывая эту цифру, вернутся к анализу ситуации с топливообеспечением, мы увидим, что максимальный прирост по газовому топливу для электростанций, на который стоит рассчитывать составит в лучшем случае 3%. Большего, к сожалению, нам поставщики газа дать не могут. Дай Бог, чтобы это дали.

Это означает, что, во-первых, обеспечение прироста энергопотребления зимой ляжет на угольные электростанции. А, во-вторых, все, что касается мазута как резервного топлива, начиная с запасов, состояния мазутохранилищ и подъездных путей, готовности к оперативному подписанию новых контрактов и обеспечению новых поставок мазута, в эту зиму для нас будет абсолютно ключевым.

Причем, еще раз хочу подчеркнуть, что объемы накопленных запасов мазута никого не должны успокаивать. Да, сегодня по запасам этого вида топлива практически у всех генеральных директоров все в порядке. В целом по РАО "ЕЭС России" они превышают норму на 34% . Но что такое запасы мазута? Сегодня нас накоплено 3800 тыс. тонн этого топлива. Как сейчас помню, в январе 2006 г. мы в сутки сжигали по 300 тыс. тонн. Это означает, что если наступят настоящие морозы, то все запасы мазута будут израсходованы за 10 суток.

А что происходит в настоящие морозы с газом? Первое, что с ним происходит в настоящие морозы – он кончается. Вводятся серьезные ограничения на поставку газа. Так уже бывало не раз, и это очень сложный для нас момент. Поэтому, повторяю, все вопросы, связанные с резервным топливом, являются ключевыми. Прошу каждого генерального директора самым тщательным образом, не передоверяя никому, лично: а) проверить, b) привести в полную готовность и с) отслеживать, контролировать, не расслабляясь до конца предстоящей зимы все, что касается резервного топлива. Потому что, если трезво и всерьез говорить о масштабных рисках, к которым мы должны быть готовы в предстоящую зиму, то они лежат, прежде всего, в этой плоскости. Предупрежден - значит вооружен. Руководствуясь этим, мы пройдем и самые трудные погодные условия в случае, если они все-таки будут вопреки всем прогнозам.

Эта зима будет проходить на фоне почти завершенной реформы в электроэнергетике. Как вы хорошо знаете, буквально на днях, 26 октября 2007 г. в этой сфере произошли два важнейшие события, прямо связанные друг с другом. Первое – это внеочередное Собрание акционеров РАО "ЕЭС России" по вопросу о завершающей реорганизации компании. Второе – это принятие комплекта поправок в закон "Об электроэнергетике". По сути дела, это - взаимоувязанное целевое решение и по корпоративной и по законодательной части всего комплекса вопросов, связанных с реформой электроэнергетики. Теперь у нас не осталось чего-то, что нам нужно было бы просить у Президента или Правительства. Все решения приняты.

Собрание акционеров РАО "ЕЭС России" приняло решение о реорганизации головного общества ровно в том виде и в те сроки, как и было запланировано. С 1 июля 2008 г. РАО "ЕЭС России" прекращает свое существование. А акции 23 компаний целевой структуры отрасли, в том числе, и генерирующих компаний, будут распределены на пропорциональной основе между собственниками РАО "ЕЭС России".

В принятых в закон "Об электроэнергетике" поправках есть несколько очень значимых новаций. Это вещи стратегического свойства, сильно влияющие на реальную жизнь в энергетике.

Прежде всего, поправками в закон определена точная дата завершения "переходного периода" в электроэнергетике – 1 июля 2008 г. Фактически, это означает, что именно с этой даты вводится законодательный запрет на совместное владение генерацией и магистральными сетями, генерацией и распредсетями, сетями и сбытом и т. д.

Другими словами любое совмещение монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике – а это и есть базовый принцип реформы отрасли – с 1 июля следующего года будет запрещено.

Для компаний, работающих в структуре Холдинга РАО "ЕЭС России", ничего нового здесь нет. Мы ровно так и выстраивали на протяжении последних лет всю структуру собственности. Вместе с тем, наши коллеги, в том числе, и присутствующие здесь Иркутскэнерго, Башкирэнерго, Новосибирскэнерго, Татэнерго к этому должны быть готовы в полном объеме. Чтобы не получить проблем с антимонопольной службой.

Сегодня у ФАС более чем серьезные полномочия. Напомню, что введено право на штрафы за нарушение антимонопольного законодательства в размере до 25% от годового оборота компании. Не хотелось бы, чтобы кто-то из наших коллег, пусть даже не входящих в РАО "ЕЭС России", столкнулся с такими серьезными претензиями со стороны антимонопольщиков.

Кстати, еще один важный блок вопросов, который теперь, после принятия поправок прописан в законе, касается антимонопольного регулирования в отрасли: введены новые, гораздо более жесткие требования. Напомню, что в старом варианте монопольной признавалась ситуация, когда компания имеет более чем 40% генерирующей мощности в ценовой зоне. Сегодня у нас две ценовые зоны: Европа с Уралом и Сибирь. Естественно, что под такое ограничение просто никто не подпадал. Поэтому в новой редакции закона вместо ценовой зоны как объекта антимонопольного регулирования вводится так называемая "зона свободного перетока мощности". Таких зон будет от 10 до 15. В каждой из таких зон доминирующим будет признаваться положение, при котором поставщик мощности контролирует 20% рынка. Это гораздо более жесткая планка, к которой нужно быть готовым.

В настоящее время мы вместе с ФАС-ом готовим комплект решений, в том числе, постановление правительства, которое нормы закона переведет в конкретный механизм с адекватными инструментами, обеспечивающими в электроэнергетике жесткий конкурентный принцип и недопустимость доминирующего положения.

Особое внимание будет уделяться и ситуации с доминированием на топливном рынке, и, прежде всего, по газу. Мы прекрасно понимаем, что именно здесь потенциально заложена опасность манипулирования рынком и именно эту опасность мы намерены специальным набором решений минимизировать, либо полностью ликвидировать. Иными словами, наша задача дооформить по-настоящему конкурентный рынок электроэнергии. Для этого есть соответствующий задел, соответствующие мысли, соответствующие идеи.

В законе окончательно решен такой политизированный вопрос как плата за технологическое присоединение потребителей к сетям. Законодатель осознал, что сегодня отменить плату за присоединение можно только вместе с присоединением. Поэтому принято решение, узаконивающее плату за присоединение, включающую инвестиционную составляющую.

Этот инструмент уже работает в десятках регионов. И не просто работает, а уже создает дополнительные возможности для присоединения новых потребителей. В этом смысле, пожалуй, наше главное требование – это предельно внимательное отношение к ответственности перед потребителем. Все, что зафиксировано в договорах о присоединении, должно быть для нас обязательным и недискуссионным.

Еще один важный блок решений, принятых законодателем: создана фундаментальная юридическая и финансовая основа государственной поддержки возобновляемой энергетики.

Эту задачу сегодня решает весь мир. Например, Евросоюз поставил перед собой цель к 2020 г. довести долю возобновляемой электроэнергетики до 20%. И это не считая гидрогенерации.

Для того, чтобы начать настоящее продвижение в сфере возобновляемой энергетики в России был проработан ряд предложений. Они приняты. ГидроОГК становится главным ответственным в стране за всю возобновляемую энергетику, начиная с геотерма, малых ГЭС и заканчивая ветроэнергетикой. Все предпосылки для этого – и законодательные и финансовые – созданы.

Мы обращали и обращаем особое внимание на надежность. После зимы 2005-06 гг. мы обратились в Правительство с настоятельной просьбой о том, что региональные штабы по прохождению осенне-зимнего максимума и обеспечению надежного энергоснабжения – это абсолютная необходимость. Тем более, в ситуации завершения реформирования. Полтора года мы работали с Правительством, но не добились ничего. Тем не менее, мы не бросаем поставленных целей. И задачу решили другим способом – через принятие закона. В соответствии с ним, в стране в каждом регионе власти обязаны создать штаб по обеспечению надежного энергоснабжения.

На недавней встрече с Председателем Правительства Виктором Алексеевичем Зубковым я получил абсолютную полную поддержку этой работе. Сейчас в Правительство вносится постановление, детально регламентирующее полномочия штабов, порядок их создания и функционирования. Виктор Зубков предложил дополнить региональные штабы, за которые мы боролись полтора года, еще и правительственным, федеральным, штабом. И это будет сделано. Соответственно, наша с вами задача на базе законодательной нормы, в сверхсжатые сроки в каждом регионе провести работу по реальному созданию штаба.

Я абсолютно убежден в том, что если бы не наши штабы в зиму 2005-06 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и других наиболее сложных регионах, то мы получили бы просто катастрофические последствия. Именно поэтому мы считали абсолютно необходимым доказать необходимость их создания. И доказали это.

Естественно, в региональном штабе должны быть представлены генерирующая компания, магистральные и распределительные сети, сбыт, диспетчерские службы. Штаб – это как раз то место, где региональная власть в особо сложных по режиму ситуациях должна вводить свои властные полномочия для обеспечения координации в текущем режиме, начиная от распределения мазута, если потребуется, и заканчивая принятием решений, связанных с режимом энергоснабжения.

Что еще значимого и нового в принятых документах? Пожалуй, это принципиальное решение, касающееся структуры управления электроэнергетикой после реорганизации РАО "ЕЭС России". Собственно, как мы и предлагали, вся система управления энергетикой будет основываться на двух принципах. Первое – государственная система управления, второе – это саморегулируемая система.

По первой части системы принято принципиальное решение правительства о том, что Агентство по энергетике (Росэнерго) получит все функции, связанные с управлением отраслью. Руководителем Агентства назначен Дмитрий Сергеевич Аханов. Перед Агентством стоит очень серьезная задача. На его базе необходимо выстроить реальную государственную систему управления реформированной, либерализованной, частной энергетикой. Такая функция должна рассматриваться как важнейшая. На сегодня этот подход поддержан, принято решение, в том числе, и кадровое, которое считаю абсолютно правильным.

Вторая сторона дела – рыночная составляющая. Это Совет рынка – новое юридическое лицо, саморегулируемая структура, которая будет создаваться на базе Администратора торговой системы. Именно там будут сосредоточены все рычаги управления рынком, рычаги, в которых будут представлен и поставщик, и потребитель. У этой команды будут серьезные полномочия.

Так будет выстроена система управления энергетикой после 1 июля 2008 года. К ней мы должны подготовиться за предстоящее время. И даже на фоне осенне-зимнего максимума, на фоне тактики мы, как и всегда, не должны и не можем упустить стратегию. В этом смысле наша главная задача на оставшиеся 8 месяцев – достроить процесс передачи функций от РАО "ЕЭС России" к государству. Кстати говоря, вчера на заседании Правительства был рассмотрен вопрос о реформировании отрасли. Мы, пожалуй, впервые за 8 лет преобразований получили абсолютно позитивные оценки со стороны Правительства за все то, что было сделано в ходе реформы. Сегодня мы можем не просто рассказывать о структурных преобразованиях, а предъявить результат, который измеряется астрономической цифрой в полтриллиона рублей. И это не обещания, а средства на банковских счетах. Энергетика сегодня получила эти средства от частных инвесторов.

На секунду представим себе, что сегодняшняя электроэнергетика с фантастическими темпами роста электропотребления оказалась бы без этого источника. Где бы мы нашли 3 трлн. 100 млрд. рублей, необходимых для реализации нашей инвестпрограммы до 2010 года? Как бывший министр финансов, могу совершенно определенно сказать – эти средства в бюджете взять было бы невозможно. Если бы мы не имели задела под названием реформа и инвестиции, мы бы входили сейчас в крах, единственным способом выхода из него было бы только утроение тарифов сходу.

Реформа энергетики уже сегодня принесла колоссальный финансовый ресурс, следующие 8 месяцев принесет еще полтриллиона рублей. К этому триллиону рублей прямых частных инвестиций в энергетику прибавится еще полтора триллиона рублей кредитных ресурсов плюс собственные источники – это и есть наша пятилетняя инвестпрограмма.

Отмечу ход реализации инвестпрограммы. Последняя инвестиционная сессия, по контролю за реализацией инвестпроектов в генерирующих компаниях, показала явное улучшение ситуации. Практически все наши руководители получили удовлетворительные либо хорошие оценки. Считаю это важнейшим показателем качества темпов разворачивания строительства, а главное, подтверждением того, что наша инвестпрограмма может быть и будет исполнена в 2010-м году в полном объеме. Такие инвестиционные сессии будут и впредь проводится ежеквартально. Наша задача на совещании в предельно рабочем режиме, скорее обостряя проблемы, чем сглаживая их, вместе их обсудить и найти решения.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Последние новости

Новости по темам:

Программы Auditor

Технический семинар «Организация ремонта и повышения ресурса тепловых сетей»

Подробнее