Новости о энергоэффективности зданий

Блог им. ponutzkh
Уже 6 апреля 2018 года вступает в силу приказ МинСтроя РФ, который, с целью повышения энергетической эффективности устанавливает обязательные требования к зданиям и сооружениям.
Приказ уже зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. Согласно приказу, вводятся особые требования в сфере энергоэффективности, обязательные к выполнению как архитекторами и инженерами, так и застройщиками, а также лицами и организациями, ответственными за введение в эксплуатацию объектов.
Интересно, что это касается не только о новостроек, но и отремонтированных и реконструированных зданий, которые подключены к отоплению. Не стоит забывать о добровольном (пока) получении класса энергетической эффективности МКД. Для этого потребуется предоставить в ГЖИ энергодекларацию дома, которую можно самостоятельно рассчитать или создать с помощью онлайн сервиса. Пока это «добровольно», но обязательно к выполнению согласно приказу Минстроя №399, вступившему в силу с 21.08.16 г.
Повышение энергетической эффективности будет достигаться путем использования современных стройматериалов и инженерного оборудования, а также через оригинальные архитектурные решения.
Намечается даже поэтапное снижение в новостройках расхода тепловой энергии:
с июля 2018г на 20%
с января 2023г на 40%
а с 2028 г на 50%.
В комментариях более подробное изложение приказа. Спасибо.

4 комментария

avatar
По всей видимости, в данной публикации речь идет о Приказе Минстроя России № 1550/пр от 17 ноября 2017 г. «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (зарегистрирован Минюстом РФ 23 марта 2018 г. регистрационный номер № 50492).
С текстом этого нормативного документа можно ознакомиться по ссылкам:
1) no-e.ru/docs/obsuzhdenie-dokumentov/info.php?ID=17745
2) publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803260032

Однако, содержание документа передано в публикации очень и очень неточно.

Во первых.
Для вводимых в эксплуатацию зданий (в том числе и многоквартирных домов), должен уменьшаться не расход тепловой энергии, а удельная характеристика расхода тепловой энергии на ОТОПЛЕНИЕ и ВЕНТИЛЯЦИЮ. Только на отопление и вентиляцию!
Сокращение потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение (ГВС) для зданий (в том числе и многоквартирных домов) в Приказе Минстроя России №1550/пр не предусматривается.

Так что, требование по уменьшению потребления тепловой энергии зданиями (точнее, удельной характеристики расхода тепловой энергии), какое-то «ОДНОБОКОЕ» и затрагивает только один вид теплопотребления (отопление и вентиляцию).
Я уж не говорю, что в Приказе Минстроя России №1550/пр вообще не рассматриваются требования по сокращению потребления электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) для многоквартирных домов.
Хотя в пункте 3 этого нормативного документа четко и однозначно сказано (цитирую дословно):
«Выполнение требований энергетической эффективности обеспечивается соблюдением удельного годового расхода:
энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию всех типов зданий, строений, сооружений;
электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение многоквартирных домов».
avatar
А как по Вашему мнению снизить расход тепловой энергии на ГВС? Заставить население меньше мыться. Согласен, что имеет смысл уходить от централизованного приготовления ГВС в ЦТП, и ставить теплообменники непосредственно в присоединённых зданиях. Это даст эффект и не малый в объёмах страны, городов с ситемой теплоснабжения по типу Москвы и Санкт-Петербурга (с ЦТП) не мало. Но что делать тем домам, где изначально не распространены такие системы приготовления ГВС, нет ЦТП. Как им снизить расход тепла на ГВС, он у них и так не далёк от физического норматива = (60гр.-5гр)*1т/1000=0,055 Гкал.
В первую очередь необходимо решать вопрос установки приборов учёта тепловой энергии в масштабах страны. В моём городе из 3500 ИТП, приборы учёта установлены и функционируют на 2900. И при этом покрывают 90% присоединённой договорной нагрузки.
И вся эта энергоэффективность ни как не стыкуется с курсом теплоснабжающих организаций по увеличению полезного отпуска тепловой энергии. Когда же столкнуться эти два противоположных вектора!!!?
avatar
Нет, уважаемый «Vanker».

Население не надо заставлять меньше мыться. Не гигиенично это будет, однако!
Пахнуть будет плохо население, да еще в масштабах всей нашей могучей и необъятной страны…

Есть другие направления (мероприятия) по экономии тепловой энергии на горячее водоснабжение в зданиях.

Вы в своем сообщении привели формулу для расчета нормативного потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение (60гр.-5гр)*1т/1000=0,055 Гкал).

Неточно Вы ее привели.

Согласно Постановлению ПП РФ №129 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» (от 14 февраля 2017 года) формула для определения норматива расхода тепловой энергии используемого для подогрева воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (формула 23.1) выглядит следующим образом:
Qгвс = Теплоемкость воды *Плотность воды*(Tгв – Tхв)*(1+Kтп)

Обратили внимание, уважаемый «Vanker», что в расчете норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами горячего водоснабжения (Kтп).
И значения у этого коэффициента Kтп очень и очень немаленькие:
С изолированными стояками:
с полотенцесушителями: 0,25 (с наружной сетью ГВС), 0,2 (без наружной сети ГВС).
без полотенцесушителей: 0,15 (с наружной сетью ГВС), 0,1 (без наружной сети ГВС).
С неизолированными стояками:
с полотенцесушителями: 0,35 (с наружной сетью ГВС), 0,3 (без наружной сети ГВС).
без полотенцесушителей: 0,25 (с наружной сетью ГВС), 0,2 (без наружной сети ГВС).

Как видите, что даже при расчете нормативного потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение закладываются очень значительные потери тепловой энергии трубопроводами горячего водоснабжения (до 35% при Kтп=0,35 с наружной сетью ГВС и до 30% при Kтп=0,3 без наружной сети ГВС).

Так что, уважаемый «Vanker», вот Вам первое направление экономии тепловой энергии на ГВС – изоляция трубопроводов горячего водоснабжения в подвале зданий и по стоякам.
С помощью этого мероприятия Вы можете свести к минимуму тепловые потери трубопроводами ГВС и, соответственно, уменьшить значение коэффициента Kтп при расчете норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение.
Можете сравнить сами значения коэффициента Kтп — при изолированных стояках и при неизолированных стояках.

Ну а второе направление (мероприятие) экономии тепловой энергии на горячее водоснабжение – снижение перегрева горячей воды на входе в здание и поддержание ее температуры на заданном уровне.
И заданный уровень температуры горячей воды – это не обязательно те минимальные 60 градусов Цельсия, которые прописаны в ныне действующих нормативных документах.
В ночное время суток (с 0.00 до 5.00 часов) можно поддерживать минимальную температуру горячей воды на уровне 55 градусов Цельсия. Да и в дневное время суток (с 5.00 до 0.00 часов) допускается поддерживать температуру горячей воды на уровне 57 градусов Цельсия.
Но чтобы этого добиться система горячего водоснабжения здания должна быть оснащена качественной, нормально функционирующей автоматикой. Только тогда можно будет поддерживать температуру горячей воды на том уровне, который Вы зададите – как в дневное время суток, так и в ночное время суток.
И в принципе, даже при расчете нормативного потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение можно использовать температуру горячей воды не 60 градусов Цельсия, а, например, 55 градусов Цельсия.
Вот и еще одно сокращение именно нормативного потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение (норматива расхода тепловой энергии используемого для подогрева воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению).

Так что вот Вам, уважаемый «Vanker», как минимум, два направления (мероприятия) по экономии тепловой энергии на горячее водоснабжение в зданиях.
И эти мероприятия «работают» как при фактическом потреблении тепловой энергии на горячее водоснабжение (при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии на ГВС), так и при нормативном потреблении (при отсутствии общедомовых приборов учета тепловой энергии на ГВС).
avatar
Продолжение предыдущего сообщения.

Во вторых.
Требования по поэтапному сокращению удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию распространяется не только на здания, вводимые в эксплуатацию (новостройки – как сказано в публикации), но и на реконструированные или проходящие капитальный ремонт здания, строения, сооружения (за исключением многоквартирных домов).
Пункт 8 (цитирую дословно):
«Для реконструированных или проходящих капитальный ремонт зданий, строений, сооружений (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается с 1 июля 2018 г. на 20 процентов по отношению к удельной характеристики тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение №2 к настоящим Требованиям). Дальнейшее уменьшение удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не проводится».

Ну а по поводу того, что Приказ Минстроя России №1550/пр «устанавливает обязательные требования к зданиям и сооружениям», как сказано в публикации…
Эти обязательные требования по энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (для проектировщиков, застройщиков, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и т.д. и т.п) может и устанавливаются.
Но нигде в тексте данного нормативного документа не указаны меры воздействия (наказания) для организаций и/или физических лиц за невыполнение требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений.
То есть, получается, что по части воздействия (наказания) за невыполнение ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ требований по энергетической эффективности зданий, строений, сооружений Приказ Минстроя России №1550/пр просто «БЕЗЗУБЫЙ» какой-то.

И я думаю, что именно из-за своей «беззубости» по части воздействия (наказания) за невыполнение обязательных требований по энергетической эффективности судьба Приказа Минстроя России №1550/пр, будет точно такой же как и у Постановления Правительства РФ №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (от 25 января 2011 года).
В этом документе еще с 2011 года, также предусматривалось поэтапное снижение удельной величины расхода энергетических ресурсов в зданиях, строениях, сооружениях:
на период 2011-2015 гг. – не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню;
на период 2016-2020 гг. – не менее чем на 30% по отношению к базовому уровню;
с 1 января 2020 г. – не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню.

И, конечно же, ничего из этих требований по поэтапному уменьшению удельных величин расхода энергетических ресурсов в зданиях, строениях, сооружениях выполнено не было.

Так что, очень большая вероятность того, что Приказ Минстроя России №1550/пр будет абсолютно «не работающим» нормативным документом, точно таким же как и его предшественник Постановление Правительства РФ №18.
Автор топика запретил добавлять комментарии