Заместитель главы Минстроя — о коммунальных планах правительства. Газета "Коммерсантъ"

Экономика и управление
Как будет расселяться аварийный фонд в рамках нового нацпроекта «Жилье», какие варианты индексации тарифов ЖКХ в 2019 году и дальнейшей работы ГИС ЖКХ предлагает Минстрой, а также возможно ли сокращение сроков отключения горячей воды, рассказал в интервью “Ъ” замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

— Какова позиция Минстроя по индексации тарифов ЖКХ в связи с повышением НДС с 2019 года?

— Как только появилось решение о повышении НДС, Минстрой поднял проблему тарифов ЖКХ. Надо понимать, что ресурсоснабжающие организации не имеют никакой другой строки дохода, кроме тарифа, а тариф формируется так, что каждая копейка, получаемая ресурсником, была обоснована — это зарплаты, покупка топлива, необходимые ремонты. То есть дополнительные, непредвиденные расходы для ресурсоснабжающей компании — это катастрофа: им просто неоткуда взять дополнительные средства. Расходы, не учтенные в тарифе, приведут к массовым банкротствам, а значит, замерзающим городам, проблемам с водоснабжением. Более того, ежегодное плановое повышение тарифов — в июле, а рост НДС — в январе, первые полгода могут стать для коммунальщиков критическими. Мы предлагали два варианта выхода из ситуации. Первый: хотя бы часть дополнительных расходов компенсировать из бюджета, ведь налоги в него и идут. Второй: компенсация в рамках тарифных решений. Сейчас дискуссии еще продолжаются, но, надеюсь, в ближайшее время будет принято окончательное решение.

— Что ждет ГИС ЖКХ? Какие варианты обеспечения ее работы сейчас обсуждаются?

— Система сложная, и, действительно, к ней у участников рынка и региональных властей огромное количество нареканий — у нас у самих есть масса претензий. Мы, как Минстрой, считаем цифровую платформу одним из ключевых инструментов повышения конкуренции и прозрачности в отрасли. Решения по ГИС ЖКХ, которые сегодня обсуждаются,— сделать Минстрой заказчиком системы (сейчас это Минсвязи), поскольку наше ведомство отвечает за отрасль и именно нам нужна работающая система. После этого нужно будет еще раз внимательно посмотреть на то, какая информация должна размещаться в работающей системе и как она должна быть использована. Мы должны найти здоровый баланс интересов, понимая, что система требует доработки (или переработки) и участники рынка не должны нести ответственность за сбои системы. Но когда цифровая платформа начнет эффективно работать, конечно, ответственность будет неотвратимой.

Уже проделана большая работа, но необходимо ее вывести на такой уровень, чтобы она соответствовала современным требованиям — это не должны быть счеты, это должна быть «умная» система в рамках концепции Smart City. Например, в ЖКХ наша задача в рамках Smart City внедрить интеллектуальный учет. Сейчас в отрасли нет реальных данных об объемах потребления. Нужно обеспечить сбор и передачу всех данных онлайн, дать возможность и участникам рынка, и городским властям реально видеть, что с инфраструктурой происходит — какой есть потенциал повышения эффективности, требуются ли новые мощности или можно просто перенастроить уровень загрузки. Это позволит сократить целый набор издержек, а самое интересное, потребителю можно предложить гибкие тарифные планы в зависимости от его потребления.

Возьмем сразу болезненную тему — летние отключения горячей воды. Мы попытались уже с текущими технологиями попробовать сократить эти сроки. Все оказалось абсолютно реально: уже в рамках эксперимента удалось по ряду крупных участков нескольких городов сократить отключение горячей воды до трех дней.

— Расширять эту практику планируете?

— Конечно, мы еще годик поупражняемся в большем количестве городов, а потом планируем нормативно закрепить новые сроки отключения горячей воды.

— Как продвигается работа по привлечению инвесторов в концессии?

— Механизм концессии показал свою эффективность. В целом у нас больше 2,3 тыс. концессий и 312 млрд руб. обязательств концессионеров. В рамках этих сделок уже проинвестировано 56 млрд руб. Но концессия — это лишь один из механизмов. За счет долгосрочных тарифов, сохранения экономии в 2017 году объем инвестиций в ЖКХ составил 245 млрд руб. (26% роста к 2016 году) — это уже половина того, что нужно отрасли, по словам экспертам (они оценивают недофинансированность отрасли в 500 млрд руб. в год). Притом что мы вынуждены достаточно жестко ограничивать рост совокупного платежа, это сильно давит на возможность развития, но даже при этих ограничениях стало возможно зарабатывать на повышении эффективности. Это не означает, что у нас наступил рай, все идеально с теплоснабжением, водоснабжением, но по крайней мере пошел перелом от кризиса отрасли к ее развитию. В малых городах концессии по воде без господдержки не выдерживают, потому что объем капитальных затрат большой, но окупаемости нет. Часть затрат будет компенсирована.

— Выполнима ли цель по переводу 80% МУПов и ГУПов в концессии?

— Думаю, что этот прогноз реализуем. Наша цель — это качественные коммунальные услуги и минимизация количества аварий. Если это делается без концессионеров — отлично, но муниципалитеты должны нести ответственность за свое хозяйственное ведение, в том числе финансовую. Ведь ключевыми должниками в ЖКХ являются именно унитарные предприятия. Поэтому внесен законопроект о субсидиарной ответственности муниципалитетов по их долгам, а также о трансформации МУПов в казенные учреждения, что опять же означает субсидиарную ответственность муниципалитета. К сожалению, бывают ситуации, когда возникла авария и частный оператор не справляется или ничего не делает, а под угрозой жизнеобеспечение целого города — тогда публичная власть по специальной процедуре получит право вводить публичное управление, чтобы выправить ситуацию. Когда ситуация нормализуется и контрагент, если он добросовестный, компенсирует власти издержки, то он может продолжать работать. Но если недобросовестный, то будет запускаться механизм расторжения концессии, изъятия этого имущества и компенсации тех издержек, которые понесла публичная власть. Но в момент риска замораживания города не до процедур расторжения — нужны четкие механизмы перехвата управления.

— Какие меры по повышению платежной дисциплины сейчас обсуждаются?

— Проблема долгов в отрасли стоит очень остро — 1,4 трлн руб. накопленных долгов. Жители должны управляющим компаниям (УК), УК должны ресурсникам, ресурсники — энергетиками, а они — поставщикам топлива и так далее. А начинается все с конкретного плательщика. Около 500 млрд руб.— это то, что должны сами граждане за ЖКУ. Что самое интересное? Ключевыми злостными неплательщиками являются отнюдь не граждане с низким доходом (такие люди, особенно старшего поколения, очень дисциплинированные), а те, кто купил инвестиционное жилье, вторые, третьи квартиры, кто купил в новостройках — это первая группа должников. Второй блок — управляющие компании, хотя мы приняли целый набор мер в эти годы (лицензирование, сейчас запускается упрощенное изъятие дома из управления при наличии двух грубых нарушений). Тем не менее огромное количество УК (хотя добросовестных становится все больше и больше) придерживаются бизнес-модели управлять не столько домами, сколько чужими деньгами. Прямого решения этой проблемы со стороны местных властей нет (потому что часто УК аффилированы с теми или иными политическими группами влияния в муниципалитетах). Мы долго дискутировали, но добились принятия закона о прямых договорах. Если контрагент недобросовестный и сумма долга превышает трехмесячный размер платы, то ресурсник уведомляет жителей, УК и госжилинспекцию о переходе на прямой договор и выставляет квитанции напрямую. Если УК, получив такое уведомление, продолжает выставлять квитанции, то это уже мошенничество. Их отключают от денежного потока — тогда они сами уйдут с этого рынка.

Интервью взяла Евгения Крючкова,
Газета «Коммерсантъ» №164 от 11.09.2018, стр. 3

www.kommersant.ru/doc/3737822

0 комментариев

Ваше мнение ценно. Оставьте комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.