Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии»

План мероприятий «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» позволит перейти к 2020–2023 годам к целевой модели рынка тепловой энергии.

Распоряжение от 2 октября 2014 года № 1949-р

Скачать План

План мероприятий «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» позволит перейти к 2020–2023 годам к целевой модели рынка тепловой энергии. Реализация мероприятий «дорожной карты» позволит обеспечить структурные, организационные и нормативные изменения сферы теплоснабжения, направленные на повышение качества и надёжности теплоснабжения, повышение экономической эффективности деятельности в этой сфере.

Новая модель рынка тепловой энергии (далее – модель) будет стимулировать развитие эффективных источников тепла с понятными источниками инвестиций и основываться на долгосрочной договорённости с ответственными инвесторами.

Моделью предусматривается отмена регулирования цен на пар для потребителей на коллекторах источников тепловой энергии (кроме населения) с учётом особенностей для отдельных категорий потребителей.

Новая система ценообразования будет внедряться во всех системах централизованного теплоснабжения России.

В частности, предусмотрено:

— определение предельного уровня цены на тепловую энергию из общей тепловой сети с использованием метода «альтернативной котельной» по правилам, утверждаемым Правительством, с использованием формулы, включающей технико-экономические параметры «альтернативной котельной» с учётом региональных особенностей. Наделение полномочиями некоммерческого партнёрства «Совет рынка» по расчёту цены «альтернативной котельной» для крупных городов с населением от 500 тыс. человек;

— либерализация цен для источников тепловой энергии, а также отмена ценового регулирования теплосетевых организаций с возможностью определения референтных расценок на услуги по передаче тепловой энергии;

— отмена платы за подключение к централизованной системе теплоснабжения (за исключением случаев реализации крупных инвестиционных проектов, которые соответствуют критериям, определённым Правительством).

Кроме этого к основным принципам модели относится повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), расширение её функций и полномочий.

Предусмотрено усиление функций ЕТО как «единого окна» для потребителей тепловой энергии, в том числе по вопросам обеспечения надёжности и качества теплоснабжения перед каждым потребителем.

ЕТО наделяется ответственностью за оптимизацию загрузки тепловых мощностей, обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системой теплоснабжения (развитие системы теплоснабжения и её вывод на целевой уровень).

Вводятся обязанности ЕТО по разработке схемы теплоснабжения с учётом сохранения её статуса как документа, определяющего планы по развитию систем теплоснабжения.

Вводятся меры по стимулированию перехода ЕТО от владения объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления (МУП/ГУП) на иные виды владения объектами (право собственности, доля в уставном капитале и т.п.).

Усилится ответственность ЕТО за невыполнение или недобросовестное выполнение своих функций, в т.ч. вводятся экономические санкции за несоблюдение ЕТО своих функций.

Внедряются дополнительные механизмы контроля и предупреждения недобросовестного поведения ЕТО и иных субъектов теплоснабжения.

Переход к новой модели рынка тепловой энергии обеспечит повышение инвестиционной привлекательности теплоснабжающих организаций в регионах России, что позволит обновить основные производственные фонды и в среднесрочной перспективе повысить эффективность по производству тепла, качество и надёжность теплоснабжения, а также улучшить клиентоориентированность единых теплоснабжающих организаций, в том числе за счёт повышения ответственности бизнеса перед потребителями.

Сообщение Аркадия Дворковича о реформировании рынка тепловой энергии на совещании с вице-премьерами 6 октября 2014 года


Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 6 октября 2014 года.

Д.Медведев: Следующий вопрос, который я хотел поднять, касается реформирования рынка тепловой энергии. Вроде бы тема такая скучная и из числа сугубо экономических планов Правительства, но от ее реализации зависит эффективность всей отрасли и наши возможности привлечь в отрасль частные инвестиции, что очень важно. А устойчивое теплоснабжение для нашей страны имеет колоссальное экономическое и социальное значение. Страна большая, холодная, а стоимость тепловой энергии растёт. Поэтому мы должны следить за тем, что происходит в этой сфере. Кроме того, значительная часть тепловой генерации и две трети теплотрасс эксплуатируются с превышением нормативного срока службы. Аркадий Владимирович (обращаясь к А.В.Дворковичу), как будет организована работа по этому направлению?

А.Дворкович: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Мы совместно с Дмитрием Николаевичем долго занимались этой темой. Минэнерго, Минстрой и Минэкономразвития, в конце концов выдали на-гора модель, которая будет внедряться начиная со следующего года. О чем идет речь? Сегодня плата за тепло составляет более половины всего тарифа за коммунальные услуги. Если не поменять модель регулирования, то эта составляющая будет только расти, причём расти ускоренными темпами. Отрасль недоинвестирована, надёжность падает. Была предложена модель, которая уже существует в тех странах, где есть централизованное теплоснабжение, прежде всего в странах северной Европы.

О чем идёт речь? В каждой системе, где есть централизованное теплоснабжение (это поселения или районы) определяется единая теплоснабжающая организация, как правило самая большая организация в этой системе, которая отвечает за надёжность и качество теплоснабжения, которая полностью выстраивает все планы инвестиций, планы развития в этом секторе. При этом устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию, который определяется не исходя из затрат или какой-то нормы прибыли, а исходя из цены альтернативной котельной, то есть альтернативного источника теплоснабжения. Если можем найти другой – вот сколько он стоит. А если не можем найти другой, пользуемся существующим, но тогда цена на него не должна быть выше этой альтернативы. В 60% поселений уже сегодня тариф выше, чем эта альтернативная цена. Это значит, что можно будет заморозить существующий тариф и не индексировать его в последующие годы в 60% поселений России. В остальных – пока ниже, и там определённая динамика продолжится. Но жёстко, под контролем. В большинстве случаев эта динамика будет в пределах инфляции или плюс один процент к инфляции, в ряде случаев – плюс 2-4 процента сверх инфляции. В целом по стране мы выдержим те показатели, которые зафиксированы в прогнозе социально-экономического развития, то есть инфляция плюс один процент. При этом для инвесторов это – долгосрочное регулирование. Они заинтересованы в такой модели и начнут инвестировать прежде всего в крупных населённых пунктах, затем перейдут и на малые и средние города и районы. Ожидается, что общий объём инвестиций до 2025 года составит около 2,5 трлн рублей. Причём по крупным городам, по крупным агломерациям это уже по сути имеющиеся планы и обязательства инвесторов в случае внедрения той модели, о которой мы говорим. Предельные сроки, которые устанавливаются для завершения процесса перехода к новой системе – 2020 год всех крупных городов (либо для тех, где есть ТЭЦ) и 2023 год – для всех остальных.

Для реализации модели надо будет принять ряд нормативно-правовых актов, включая законы. Эти законопроекты сейчас готовятся, до конца года часть из них будет внесена на рассмотрение в Правительство и в Думу. До середины следующего года весь набор нормативных актов будет принят. Уже к концу следующего года в ряде городов начнётся внедрение этой модели.

Д.Медведев: Хорошо. Надо будет следить за продвижением по графику принятия нормативных актов и следить за ситуацией, потому что она на самом деле очень чувствительная. От этого зависит уровень обеспеченности наших людей тепловой энергией и, естественно, их расходы. Поэтому следите и докладывайте мне.

government.ru/docs/15106/

3 комментария

avatar
Я поддерживаю индивидуальные подходы к теплоснабу с учётом новых технологий мировых в этой сфере,централизованна может подаваться закон,а остальное индивидуально,при рыночной экономике,законы коллективизации,централизации утрачивают свою значимость!!!
avatar
22 ноября. — Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак ответил на вопросы студентов топливно-энергетических учебных заведений в рамках молодежного дня форума ENES-2014.
Говоря о реформе рынка теплоснабжения, Министр сообщил студентам, что соответствующая дорожная карта, предусматривающее создание единых теплоснабжающих организаций и применение механизма «альтернативной котельной» уже утверждена и реформа будет проводиться в строгом соответствии с утвержденным графиком.
minenergo.gov.ru/press/min_news/20518.html

Собственно, часть поручений имеет срок исполнения 4 квартал 2014 г., посмотрим, что успеют министерства…
комментарий был удален

Ваше мнение ценно. Оставьте комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.