Обзор новых нормативно-правовых актов январь 2018

Правовые вопросы
Президент Российской Федерации
В Указе Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции заявлено, в числе прочего, о сокращении доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями.
В частности, предусматривается внесение законопроектов об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, ограничение госучастия в хозяйственных обществах, исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, действующих в конкурентных сферах, к субъектам естественных монополий, поэтапное ограничение госрегулирования тарифов в конкурентных сферах. Планируется введение общественного контроля совета потребителей за решениями по тарифам субъектов естественных монополий и госкомпаний. Будет закреплён единый порядок досудебного рассмотрения споров по тарифам.
В Перечне отраслей (сфер) экономики (видов деятельности), на которых распространяется действие Указа, одним из основных направлений представлено жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и сокращение в субъекте РФ доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых ГУП и МУП в этих отраслях до 20% в 2019 г. и до 10% в 2020 г.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2287

Федеральное законодательство Российской Федерации
Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» к единообразию приведено применение административной ответственности для субъектов электроэнергетики и теплоснабжения.
Уточнены меры административной ответственности за несоблюдение стандартов раскрытия информации в сфере предоставления коммунальных услуг. В частности, ранее уже была предусмотрена ответственность за непредоставление (передачу заведомо ложных) сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий. Теперь она распространена на теплоснабжающие организации. Наказывать будут и должностных лиц органов власти, осуществляющих регулирование цен (тарифов).
Напомним, что штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб., а если правонарушение совершается не впервые, то грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
Смягчена ответственность за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ. Установлено, кому ответственность не грозит. Предусмотрены особенности назначения наказания.
Так невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства о ГИС ЖКХ повлечёт штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3488.html

Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 июля 2018 г. будет регламентировать проведение в электронной форме процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), порядок проведения открытого конкурса, порядок регистрации участников закупок в ЕИС в сфере закупок, порядок обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах; определены также последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.
www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3489.html

Правительство РФ
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2017 г. № 1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)» утверждены правила расчёта цен, поставляемых «альтернативной котельной» (АК).
Установлен единый порядок определения предельного уровня цен на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах.
Указано, что предельный уровень цены на тепловую энергию будет рассчитываться и утверждаться органами регулирования. Расчёт предельного уровня цены базируется на принципах сопоставительного анализа на основе эталонных показателей со стоимостью альтернативного теплоснабжения на основе наилучших доступных технологий, замещающего централизованное теплоснабжение, определённого по расчетной модели цены АК, разработанной Ассоциацией «НП Совет рынка».

Правилами устанавливаются, кроме того:
  •  формулы, используемые для определения и индексации в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цен на тепловую энергию (мощность);
  •  порядок принятия решения об утверждении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность);
  •  особенности определения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в отдельных случаях;
  •  технико-экономические параметры работы котельных и тепловых сетей, используемые для расчёта предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территориях, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, на 2018 г. и последующие годы. Решения об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (за исключением случаев, указанных в Федеральном законе «О теплоснабжении») прекращают свое действие со дня вступления в силу решения об установлении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в установленном порядке.
www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2275

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2018 г. № 7 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. г. № 1075» определён перечень потребителей тепловой энергии, приравненных к населению, реализация тепловой энергии и теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам. К ним отнесены:
 ТСЖ, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, а также наймодатели (уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с ЖК РФ, приобретающие тепловую (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг населению;
Кроме того, Постановлением устанавливается порядок определения объёма тепловой энергии и теплоносителя, реализация которого необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и ГВС населению и приравненным к нему категориям потребителей и в отношении которого не допускается заключение договора теплоснабжения и договора поставки тепловой энергии или теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон.
www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3473.html

Постановлением Правительства РФ от 15.01.2018 г. № 11 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. г. № 1005» уточнены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей госзакупок.
Также уточнены перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, и порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий.
www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3485.html

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2017 г. № 1670 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» органам государственной власти субъектов РФ не позднее 1 января 2020 г. (ранее — до 1 января 2018 г.) предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Кроме того, актуализированы перечни исчерпывающих процедур в сфере жилищного строительства.
www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3486.html

Минстрой
Вписьме Минстроя России от 25.12.2017 г. № 58291-ОГ/04 «Об учете тепловой энергии» разъяснён порядок расчёта количества тепловой энергии, потреблённой системой ГВС.
Указывается, что в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. приказом Минстроя России от 17.03.2014 г. № 99/пр (далее — Методика), при расчете количества тепловой энергии, потреблённой системой ГВС, учитывается масса теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу; удельная энтальпия теплоносителя в подающем трубопроводе ГВС на узле учёта; удельная энтальпия холодной воды на ЦТП; масса теплоносителя, возвращённого потребителем по циркуляционному трубопроводу; удельная энтальпия теплоносителя в обратном (циркуляционном) трубопроводе на узле учёта.
Таким образом, для определения количества тепловой энергии Методика предусматривает учёт изменения объёма горячей воды в зависимости от температуры поставленной и возвращённой воды.
Кроме того, разъясняется, что если МКД не оборудован ИТП и/или обслуживается ЦТП, то количество поставленной РСО тепловой энергии, используемой для отопления, определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта (ОДПУ) тепловой энергии, а объём горячей воды – в соответствии с показаниями ОДПУ горячего водоснабжения, который фиксирует объём поступившего коммунального ресурса и в соответствии с Методикой не может быть отнесён к узлу учёта тепловой энергии. При этом эксплуатация такого прибора учёта горячей воды и её коммерческий учёт осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утв. ПП РФ от 04.09.2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод».
www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3482.html

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
>Приказом Росстандарта от 23.11.2017 г. № 2581 «Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2018 года» для 34 субъектов РФ установлены температурные коэффициенты к показаниям приборов учёта газа, не имеющих температурной компенсации и установленных вне помещений.
www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2285

Приказ Росстандарта от 22.12.2017 г. № 2929 «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» распространяется на деятельность по производству электрической и тепловой энергии, где используются топливосжигающие установки (энергоустановки) с номинальной тепловой мощностью свыше 50 МВт. Документ, который вводится с 01.07.2018 г. содержит общую характеристику электроэнергетической отрасли России, основные сведения о производстве энергии при сжигании каменных и бурых углей, описание технологических процессов, заключения по наилучшим доступным технологиям (НДТ) и соответствующим им уровням выбросов.
Практический переход на принципы НДТ в отраслях ТЭК планируется начать в 2019 г.
www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2284

Федеральная антимонопольная служба
Согласно приказу ФАС России от 25.12.2017 г. № 1770/17 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2018 году» для инвестированного капитала, созданного до перехода к регулированию тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2018 г. норма доходности в номинальном выражении составит 10,21%, а для капитала, созданного после осуществления такого перехода, – 13,21%.
Аналогичные нормы доходности на 2017 г. были установлены в размере 10,95% и 13,95% соответственно.
www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2286

В письме ФАС России от 09.01.2018 г. № ИА/209/18 «Об антимонопольном контроле в сфере теплоснабжения» сообщается, что с 01.01.2018 г. не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя цены на тепловую энергию, за исключением цен, устанавливаемых для реализации тепловой энергии гражданам и приравненным к ним категориям потребителей и для организаций, не являющихся крупными производителями тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
При этом ФАС России напоминает, что Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение на рынке хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара. Тем же Федеральным законом установлены критерии определения монопольно высокой цены товара.
Таким образом, в случае, если организация, осуществляющая поставку/продажу тепловой энергии (мощности), теплоносителя при заключении договора по свободным ценам в целях извлечения дополнительной прибыли устанавливает несоразмерно высокую цену (в разы превышающую цену за аналогичный товар, устанавливаемую органом регулирования), необходимо провести экономический анализ затрат данной организации и иных факторов, повлиявших на рост цен на данный товар. В случае если орган регулирования в сфере теплоснабжения усматривает в действиях хозяйствующего субъекта завышение цен нерегулируемых договоров, ему необходимо сообщить об этом в территориальные органы ФАС России с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
www.rosteplo.ru/soc/blog/fas/3484.html

В письме Ростехнадзора от 13.11.2017 г. № 11-00-19/9945 «О лицензировании» разъясняется, что в соответствии с пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. ПП РФ от 10.06.2013 г. № 492 в заявлении о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта (ОПО) в графе «адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности» необходимо указывать адрес места нахождения ОПО в точном соответствии с адресом, содержащимся в документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании.
Это является одним из основных лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии.
www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3483.html

Ростехнадзор выпустил «Перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», где указаны описание нарушения, степень риска и основные причины нарушений, а также нормативные правовые акты, устанавливающие требования, ссылки на статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность в следующих сферах: федеральный государственный энергетический надзор, федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Так, в частности, среди нарушений высокой степени риска на объектах котлонадзора выделены:
  •  эксплуатация оборудования за пределами расчётного срока службы, установленного изготовителем, без проведения экспертизы промышленной безопасности;
  •  ввод в эксплуатацию оборудования с нарушением требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также оборудования не соответствующего требованиям технических регламентов;
  •  допуск к работе неквалифицированного персонала, не прошедшего обучение и стажировку, назначение ответственных лиц, не прошедших аттестацию;
  •  работа технических устройств с выявленными в процессе эксплуатации дефектами (трещинами, деформациями, недопустимым износом (утонением) толщин стенок элементов оборудования, в том числе по причине коррозионного износа и др.) и не принятие своевременных мер по их устранению;
  •  выполнение ремонтных работ на технических устройствах с применением не прошедших подтверждение соответствия комплектующих, не соответствующих установленным паспортным характеристикам технического устройства и др.
www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2281

Приказом Минтруда России от 31.10.2017 г. № 764н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. г. № 580н» предусмотрено, что к числу мер по сокращению травматизма и профзаболеваний на работах с вредными и опасными производственными факторами, расходы на которые подлежат финансовому обеспечению за счёт сумм страховых взносов относится, в частности, обучение по охране труда и/или обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе действиям в случае аварии или инцидента на ОПО следующих категорий работников:
  •  руководители организаций малого предпринимательства;
  •  работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  •  руководители (в т.ч. руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
  •  руководители и специалисты служб охраны труда организаций;
  •  члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  •  уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  •  отдельные категории работников организаций, отнесённых в соответствии с законодательством к ОПО, подлежащих обязательному обучению по охране труда или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе действиям в случае аварии или инцидента на ОПО (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).
Кроме того, уточнён перечень документов, представляемых страхователем с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации, дополнен перечень органов, у которых ФСС РФ может запрашивать по межведомственному запросу сведения о регистрации ОПО в государственном реестре, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности.
www.rosteplo.ru/soc/blog/ohtpersonal/3487.html

Роструд в письме от 13.11.2017 г. № ПГ/27502-03-3 «О проведении проверки теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий» разъясняет, что работодатель должен обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу с вредными или опасными условиями, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов согласно действующего Порядка обучения охране труда и проверки соответствующих знаний у работников организаций, утв. постановлением Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29.
В процессе трудовой деятельности работодатель обязан обеспечить проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв в работе по профессии более года, должны пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения.
Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ.
Если же у работников рабочих профессий на рабочем месте отсутствуют вредные или опасные факторы, то проверку теоретических знаний требований охраны труда также проводит не комиссия, а непосредственный руководитель работ и протокол проверки знаний в таком случае не составляется.
www.rosteplo.ru/soc/blog/ohtpersonal/3490.html

На своём сайте Роструд опубликовал «Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений».
Перечень составлен в формате таблицы и включает в себя наименование нарушения трудового законодательства – всего 76 позиций, статью Трудового кодекса РФ, содержащую требование, а также категорию нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах от 1 до 10, при этом высокий риск оценивается от 7 до 10 баллов, средний – от 4 до 6 и низкий – от 1 до 3 баллов.
Например, к высокому риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 10 баллов, отнесено в числе прочего: уклонение от оформления трудового договора; нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ; невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы; выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда; допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда; допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний.
www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2282

Минприроды России в письме от 11.01.2018 г. «Ответ на обращения граждан по вопросу правоприменения приказа Минприроды России от 06.06.2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» разъясняет, что с 01.01.2018 г. будут применяться методы, определённые Приказом Минприроды России от 06.06.2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» (далее – Приказ № 273)
С той же даты не подлежит применению методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утвержденная Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 г. № 192. При этом документация, разработанная и утвержденная до 01.01.2018 на основании ОНД-86, действует на территории РФ в течение установленного для нее срока.
Поэтому при выборе метода проведения таких расчётов решающее значение имеет дата выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Минприроды России обращает внимание, что именно в рамках юридических действий по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и одновременного установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) осуществляется факт правоприменения методов расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. При этом срок оказания государственной услуги по установлению ПДВ, согласно Административному регламенту Росприроднадзора составляет 35 рабочих дней.
Таким образом, в случае, если заявление об установлении ПДВ зарегистрировано в Росприроднадзоре до 13.11.2017 г. (то есть за 35 рабочих дней до вступления в силу Приказа г. № 273) включительно, проект ПДВ должен быть разработан заявителем в соответствии с ОНД-86. Если заявление зарегистрировано в Росприроднадзоре после 13.11.2017 г., проект ПДВ должен быть разработан в соответствии с методами, утверждёнными Приказом г. № 273.
www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3481.html

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.2017 г. № 165 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» установлены ПДК для 643 загрязняющих веществ с указанием максимальной разовой и среднесуточной ПДК и классом опасности для каждого вещества (ранее аналогичный перечень включал 611 веществ). Также увеличился перечень загрязняющих веществ, выброс которых в атмосферный воздух запрещается: 48 веществ вместо 45.
Кроме того, в новой редакции излагаются правила определения ПДК в атмосферном воздухе при совместном присутствии в атмосферном воздухе нескольких загрязняющих веществ и перечень загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммации при одновременном присутствии в атмосферном воздухе.
www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2280

0 комментариев

Ваше мнение ценно. Оставьте комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.