Обзор новых нормативно-правовых актов 1 квартал 2019 г.

Правовые вопросы
Подготовлено по материалам официального интернет-портала правовой информации pravo.ruи сайта Правительства России government.ru

Федеральное законодательство Российской Федерации
Федеральным законом от 27.12.2018 г.№ 505-ФЗ «О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» государственным инспекторам в области охраны окружающей среды предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Ранее, если государственный инспектор выявлял правонарушения, то он не имел право привлечь правонарушителя к административной ответственности, а мог только направить протокол и сопутствующие материалы на рассмотрение вышестоящему должностному лицу. Тем самым процедура взыскания административного штрафа необоснованно затягивалась.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3774.html

Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 510-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность для экспертов и экспертных организаций за дачу заведомо ложного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния – в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификации на срок от 6 месяцев до одного года (для физических лиц); от 100 до 150 тыс. руб. – на юридических лиц.
Устанавливается также, что физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, давшие заведомо ложное заключение, несут ответственность как должностные лица.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3775.html

Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 512-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены единые требования к оформлению результатов экспертиз, которые оформляются в виде заключения, подписанного экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации.
За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требований об уведомлении в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о недопустимости своего участия в проведении экспертизы эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3776.html

Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 572-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен единый порядок перезаключения договоров аренды государственного или муниципального имущества.
Определено, в частности, что, если арендатор надлежащим образом исполняет свои обязанности, то пролонгировать (перезаключить на новый срок) договор аренды государственного или муниципального имущества с ним можно без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством при соблюдении определённых условий. Это положение распространяется также на случаи перезаключения договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключённых до 2 июля 2008 г.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3777.html

Правительство Российской Федерации
● В Постановлении Правительства РФ от 21.12.2018 г. № 1618 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» указывается, что с 1 апреля 2019 г. информация о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта, включается в план закупок отдельно от закупок товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), а также от закупок электрической энергии, мазута, угля и закупок топлива, используемого в целях выработки энергии.
Кроме того, устанавливается, что в отношении информации, включённой в план закупок и предусматривающей заключение энергосервисного контракта, проверка информации об объёме финансового обеспечения, включённого в планы закупок, в части непревышения объёма финансового обеспечения над лимитами бюджетных обязательств и показателями выплат на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период органами контроля не проводится.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3744.html

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» уточняется:
— порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах (МКД), оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии (ОДПУ) и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта (ИПУ);
— порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случае принятия решения об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода;
— формулы расчёта объёма (количества) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, приходящейся на помещение (жилое или нежилое) в МКД, не оборудованном ОДПУ, а также размера платы за коммунальную услугу по отоплению в таком помещении, как при осуществлении оплаты в течение отопительного периода, так и равномерно в течение календарного года.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2348

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2018 г. № 3020-р «Об утверждении цены на мощность, производимую с использованием генерирующего оборудования, отнесённого к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме» касается, в том числе, 25 субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, которые в 2019 г. работают в вынужденном режиме в целях обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей.
Цены устанавливаются раздельно для каждого генерирующего объекта и его блока/ТГ, осуществляющего генерацию мощности, на I и II полугодие, в рублях за МВт в месяц, без учёта НДС.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2354

Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 г. № 31 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» устанавливает порядок и сроки извещения единой теплоснабжающей организации (ЕТО) о намерении заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем ГВС, отдельных объектов таких систем, находящихся в зоне её деятельности, органами, уполномоченными субъектом РФ либо муниципальным образованием на ведение таких процедур.
В случае если ЕТО в течение 30 дней со дня поступления указанного извещения уведомит инициатора проведения совместного конкурса в письменной форме любым способом, позволяющим определить дату направления такого уведомления, о готовности заключить концессионные соглашения в отношении соответствующих объектов, данные объекты должны быть исключены из состава имущества, предлагаемого инициатором проведения совместного конкурса для включения в состав объектов концессионных соглашений. При этом исключаемые объекты не должны разъединять функционально или технологически связанные между собой объекты концессионного соглашения.
Если же ЕТО в указанный период не сообщит о готовности заключить данные концессионные соглашения или пришлёт отказ, концессионные соглашения заключаются на условиях, определённых конкурсной документацией.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3764.html

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 г. № 30 «О внесении изменения в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» определён порядок установления тарифов на горячую воду в закрытой системе ГВС в ценовых зонах теплоснабжения: в виде формулы двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. При этом компонент на тепловую энергию определяется равным цене на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в соответствии с договором поставки тепловой энергии (мощности), заключаемым в ценовых зонах теплоснабжения согласно ч. 2 ст. 23.4 ФЗ от 27.07.2010 г. № 190 «О теплоснабжении».
Цена на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, определяется соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утверждённого органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3772.html

Постановлением Правительства РФ от 25.01.2019 г. № 43 «О проведении отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций» вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства РФ, которыми, в частности, предусматривается:
— переход с 2019 г. к конкурентным отборам мощности на 6 лет (было на 4 года);
— индексация ценовых параметров конкурентного отбора мощности для конкурентных отборов мощности в 2022-2024 гг.;
— порядок проведения конкурентных отборов проектов модернизации генерирующих объектов ТЭС и особенности торговли мощностью по договорам купли-продажи мощности модернизированных объектов.
Кроме того, утверждены правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию таких проектов модернизации и правила индексации величин типовых капитальных затрат на эти проекты.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2350

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2019 г. № 45 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Минэкономразвития России переданы функции Минэнерго России по регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Определено, что Минэкономразвития России осуществляет:
  • — методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценки их эффективности;
  • — ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Оно также уполномочено утверждать:
  • — требования к проведению энергетического обследования, его результатам (энергетическому паспорту и отчёту о проведении энергетического обследования);
  • — порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
  • — порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3773.html

В Постановлении Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 137 «О внесении изменений в Правила коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя» указывается, что при подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем 0,2 Гкал/ч, допускается отсутствие в составе узла учёта расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчётчик) на подпиточном трубопроводе.
Также установлено, что для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем 0,2 Гкал/ч, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчётчика разработка проекта узла учёта и его согласование не требуются.
Кроме того, установлены специальные требования к содержанию технической документации на теплосчётчик, если в её составе производителем предоставляется проектная документация, разработанная на основании унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (типовое проектное решение).
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3782.html

Федеральная антимонопольная служба
● В письме ФАС России от 24.01.2019 г. № ВК/4459/19 «О рассмотрении обращения» разъясняется, что при дерегулировании тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения для теплосетевых и теплоснабжающих организаций сохраняется обязанность по раскрытию информации. Информация раскрывается в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 г. № 570.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/fas/3784.html

● В письме ФАС России от 26.11.2018 г. № ВК/96368/18 «О рассмотрении обращения» разъяснены особенности определения расходов на оплату труда для учёта в регулируемых тарифах в сфере ЖКХ.
ФАС России считает необходимым при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации, учитывать результаты анализа следующих сведений:
  • — гарантии работников, предусмотренные отраслевыми тарифными соглашениями;
  • — условия коллективного договора;
  • — размеры фонда оплаты труда;
  • — прогнозный индекс потребительских цен;
  • — уровень средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Росстата;
  • — среднегодовая фактическая численность, подтверждённая статистической отчётностью;
  • — нормативная численность;
  • — штатное расписание.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/fas/3785.html

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
● Приказом Ростехнадзора от 26.11.2018 г. № 588 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности объектов сжиженного природного газа» установлены правила промбезопасности при выполнении работ, связанных с производством, хранением, приёмом, отгрузкой, регазификацией сжиженного природного газа.
Правила определяют:
  • — общие требования к технологическим процессам, связанным с обращением сжиженного природного газа;
  • — требования к обеспечению безопасной эксплуатации ОПО сжиженного природного газа;
  • — требования безопасности при обслуживании и ремонте технологического оборудования и трубопроводов;
  • — требования к анализу опасностей технологических процессов и количественному анализу риска аварий.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2352

● Приказом Ростехнадзора от 29.12.2018 г. № 663 «О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» с 1 января 2019 г. актуализирован раздел А. «Общие требования промышленной безопасности» перечня областей аттестации (проверки знаний) в области промбезопасности. Из указанного перечня исключаются отменённые акты, в частности, ПП РФ от 03.11.2011 г. № 916 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
При этом в него добавлен ряд новых актов, регулирующих правоотношения в сфере промышленной безопасности, в частности, Указ Президента РФ от 06.05.2018 г. № 198
«Об основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утв. Банком России от 28.12.2016 г. за № 574-П и ряд иных актов.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2353

Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации
● Письма Минприроды России № 12-50/10624-ОГ «О нормировании в области обращения с отходами» от 18.12.2018 г. и № 12-50/00178-ОГ «О предоставлении отчётности по отходам» от 15.01.2019 г. напоминают, что с 1 января 2019 г. согласно новой редакции ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» в области нормирования в сфере обращения с отходами предусматривается применение дифференцированных мер.
Указанной статьёй более не предусматривается деление предприятий в части предоставления отчётности по отходам на малый, средний и крупный бизнес, теперь предприятия разделяются на 4 категории опасности.
Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР) теперь осуществляется юридическими лицами или ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Кроме того, для объектов I, III и IV категорий не требуется представление декларации о воздействии на окружающую среду.
Ознакомиться с полным текстом письма № 12-50/10624-ОГ www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3769.html
Ознакомиться с полным текстом письма № 12-50/00178-ОГ www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3778.html

● В размещённой на официальном сайте информации Минприроды России «О плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 отчётный год» ведомство напоминает, что 1 марта истекает срок внесения платы за НВОС за 2018 отчётный год, а 10 марта 2019 г. истекает срок подачи декларации о плате.
Ознакомиться с полным текстом документа

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
● В письме Росприроднадзора от 11.01.2019 г. № АА-06-02-31/370 «О плате за НВОС» разъясняется, что объект, на котором образуются только отходы производства и потребления, либо только отходы IV класса опасности, но отсутствуют иные виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду), не подлежит постановке на учёт в качестве объекта НВОС.
Отмечается, что, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды», плата за НВОС взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). При этом из числа лиц, обязанных вносить плату за НВОС, исключаются лица, юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В случае наличия у юридического лица или ИП объектов IV категории и объектов иной категории, плата за НВОС исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
Сообщается также, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки на учёт объектов НВОС, не относящихся к объектам I, II, III и IV категорий в соответствии с критериями, утверждёнными ПП РФ от 28.09.2015 г. № 1029. Таким образом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды НВОС, указанные в критериях, такой объект не подлежит постановке на учёт в качестве объекта НВОС.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3771.html

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
● Приказ Роспотребнадзора от 05.12.2018 г. № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» касается владельцев действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся (в соответствии с ПП РФ от 03.03.2018 г. № 222) источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2351

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
В письме МЧС России от 22.01.2019 г. № 19-2-3-186 «О применении ГОСТ Р 58202-2018» разъясняется, что вступивший в силу с 1 февраля 2019 г. ГОСТ Р 58202-2018 «Производственные услуги. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования» применяется исключительно на добровольной основе.
Неисполнение требований указанного ГОСТа не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/soc/blog/pravo/3770.html

Конституционный Суд Российской Федерации
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева», использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не освобождает от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН), но размер платы должен быть пересмотрен.
Конституционный Суд РФ признал абзац второй п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. ПП РФ от 6.05.2011 г. № 354) не соответствующим Конституции РФ, т.к. в нём не допускается для собственника жилого или нежилого помещения возможность раздельной оплаты за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД и за коммунальную услугу по отоплению своего помещения. В результате – обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключённом к централизованным сетям теплоснабжения МКД, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на индивидуальное отопление и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в МКД по централизованным сетям теплоснабжения.
Изложив свою позицию, Конституционный Суд РФ указал следующее.
Правительству РФ надлежит незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в т.ч. предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальное отопление, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений – при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, – лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.
Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объёма потребляемой на ОДН тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Минстроем России.
Судебные решения, вынесенные в отношении заявителей по настоящему делу и основанные на положении абзаца второго п. 40 Правил № 354, в какой это положение признано настоящим Постановлением, не соответствующим Конституции РФ, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения, как не исполненные, так и исполненные частично, также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закреплённых законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учёта требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесён такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.
При пересмотре судебных решений, основанных на положении абзаца второго п. 40 Правил № 354, если такой пересмотр осуществляется до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам надлежит руководствоваться утверждёнными Минстроем России методическими рекомендациями по определению объёма потребляемой на ОДН тепловой энергии.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2355

Верховный Суд Российской Федерации
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 г.
№ 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» приводятся новые разъяснения по уголовным делам о нарушении техники безопасности и правил охраны труда (взамен выпущенных в 1986 и 1991 гг.).
В частности, это касается трёх статей УК РФ:
1. Нарушение требований охраны труда;
2. Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ;
3. Нарушение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО).
Основные тезисы.
При нарушении правил охраны труда потерпевшими могут быть не только работники, с которыми заключили трудовые договоры, но и сотрудники, не оформленные официально. Призвать к ответу за это преступление можно руководителей организаций, их заместителей, главных специалистов, специалистов службы охраны труда. Пойти под суд могут также представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или специалисты, которых работодатель нанял по гражданско-правовому договору.
Состава преступления нет, если несчастный случай произошёл с человеком, который исполнял договор бытового или строительного подряда, оказания услуг.
В каждом случае нужно доказывать не только факт нарушения, но и то, есть ли причинная связь между ним и наступившими последствиями. Важно установить роль самого пострадавшего. В частных постановлениях (определениях) должны указываться конкретные нарушения требований охраны труда и правил безопасности работ в данной организации, явившиеся причиной гибели людей, производственных травм или заболеваний и требующие принятия соответствующих мер по устранению выявленных недостатков и организации безопасных условий труда.
Даны рекомендации периодически обобщать практику рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности ОПО, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории.
Ознакомиться с полным текстом документа www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=2344

0 комментариев

Ваше мнение ценно. Оставьте комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.