Отраслевая конференция 
«Теплоснабжение-2019»
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Росстрой о ходе прохождения субъектами РФ
пика зимних нагрузок 2005/06 г

 

Предварительный итог прохождения зимнего максимума подвел на своей пресс-конференции 08.02.2006 г. руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) С.И. Круглик.

 

В пресс-релизе, распространенном в ходе пресс- конференции, сообщается следующее.

Работа Росстроя в период предзимней подготовки Росстрой инициировал и принял участие в проведении мероприятий федерального уровня по подготовке регионов к зиме (заседание Правительства РФ, «правительственные часы» в Гос. Думе и Совете Федераций и др.). Принятые на данных заседаниях решения оказали положительное воздействие на подготовку региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в экстремальных условиях текущей зимы.

Кроме того, Росстроем в преддверии Новогодних и Рождественских праздников в регионы было отправлено письмо от 07.12.2005 № СК-5110/03 о необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса. Накануне резкого похолодания правительственными телеграммами от 13.01.2006 № ЮТ-53/03 и от 17.01.2006 № ЮТ-83/03 дополнительно указано на уточнение схем взаимодействия заинтересованных ведомств и служб на случай возникновения аварийных ситуаций.

Были введены в практику проведения совместных выездных заседаний оперативных штабов Росстроя и субъектов Российской Федерации по обеспечению устойчивого функционирования ЖКХ.

Анализ аварийных ситуаций и причин их возникновения по регионам

Всего в январе 2006 г. на контроле Росстроя (по информации, полученной из регионов и согласованной с МЧС России и РАО «ЕЭС России») находилось 36 аварийных ситуаций на объектах ЖКХ.

Из них: Центральный ФО - 6, Северо-Западный ФО - 6, Южный ФО - 7, Приволжский ФО - 4, Уральский ФО - 2, Сибирский ФО - 6, Дальневосточный ФО - 5.

Основными причинами произошедших аварийных ситуаций явились:

■ сверхнормативный износ сетевого оборудования (водоводы и теплотрассы) на фоне вынужденного повышения температуры теплоносителя вследствие низких температур наружного воздуха;

■ нарушения в работе теплоэнергетического оборудования, вызванные авариями на объектах электроэнергетики;

■ нарушения, произошедшие вследствие неквалифицированных действий обслуживающего персонала, т.н. «человеческий фактор»;

■ аварии и нарушения, произошедшие вследствие стихийных бедствий.

За аналогичный период прошлого года на контроле Росстроя находилось 16 аварийных ситуаций, при этом увеличение аварийности в текущем отопительном периоде вызвано как нарастающим износом основных фондов, так и, безусловно, периодом аномально низких температур.

Оценка Росстроя работы региональных ЖКХ в январе

Большинству субъектов РФ удалось обеспечить устойчивую работу ЖКХ. Аварии и нарушения устранялись в нормативные сроки, практически без введения режима ЧС, несмотря на длительный период низких температур практически во всех регионах страны.

Вместе с тем такого числа аварий, большинство из которых безусловно вызваны недоремонтом инженерной инфраструктуры, можно было не допустить при консолидации бюджетов всех уровней и собственных средств предприятий ЖКХ на подготовку регионов к прохождению отопительного периода, т.к. в условиях холодов даже организованная работа коммунальщиков не может компенсировать критический износ основных фондов.

В результате ряд аварийных ситуаций привел к «размораживанию» систем отопления и водоснабжения и, как следствие, к длительным перерывам в работе систем теплоснабжения населения, в пикхо- лодов: Республика Коми - пос. Елецкий, Московская область - пос. Томилино, Читинская область - г. Ба- лей, Ханты-Мансийский автономный округ - г. Радужный, Республика Дагестан - г. Хасавюрт.

При этом особо хочу отметить возросший уровень работы коммунальщиков, которые смогли ликвидировать эти тяжелые аварии в достаточно сжатые сроки, чего не было в предыдущие годы. Так, только за период с 30 января по 5 февраля 2006 г. была завершена ликвидация вышеназванных аварийных ситуаций и восстановлено теплоснабжение в н.п. Толмачево Ленинградской области; г. Радужный, Ханты-Мансийский АО; г. Хасавюрт, Республика Дагестан; практи- чебски восстановлено теплоснабжение г. Балей Читинской области - сделать это в условиях текущей зимы совсем непросто.

Проблемы и механизмы их решения

а). Принимая во внимание, что многие регионы затратили существенные финансовые и материальные средства на ликвидацию аварийных ситуаций в пик зимнего максимума, а также «пережгли» топливо, Рос- строем был направлен запрос в регионы об определении сверхнормативных затрат с целью выработки предложений на заседание Правительства Российской Федерации 11 мая 2006 г., на котором будут рассмотрены вопросы итогов прохождения зимы и подготовки к отопительному периоду 2006/07 гг. По предварительной информации, полученной из регинов, только за январь «дополнительные затраты» на обеспечение устойчивости функционирования ЖКХ (ликвидация аварий, пережог топлива и т.д.) составили около 2 млрд руб.

б). Тарифная политика. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м общей площади жилья по установленным на местах экономически обоснованным тарифам в среднем по регионам России по данным органов регулирования субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти на январь текущего года составила 42 руб.

В ряде субъектов РФ уровень действующих тарифов превышает предельный индекс изменения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что во многом объясняется политикой сдерживания цен и несоблюдения федеральных стандартов в предыдущие годы, что привело к значительному росту стоимости услуг и платежей граждан в текущем периоде.

По данным мониторинга ценовой политики в субъектах Российской Федерации Росстроя и Федеральной службы государственной статистики, необходимо отметить ряд регионов, в которых в феврале текущего года может сложиться критическая ситуация при пересмотре тарифов на ЖКУ.

К ним прежде всего относятся регионы, в которых среднесложившийся по муниципальным образованиям уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением 80% и менее от экономически обоснованных затрат.

В целях выработки согласованных решений в сферах ценообразования, социальной защиты населения и бюджетного финансирования ЖКХ Росстрой считает целесообразным изыскать возможность в ряде регионов пересмотра предельных индексов изменения размера тарифов на услуги ЖКХ и подготовить предложения по созданию межведомственной рабочей группы в составе: Минрегион России, Минфин России, Росстрой, ФСТ, по выработке решений о направлении федеральной финансовой поддержки бюджетов других уровней на обеспечение мер по социальной защите населения, подготовку и содержание жилищно-коммунального комплекса в соответствии с действующим федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год по результатам ежемесячного мониторинга за изменением тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Во вступительном слове пресс-конференции С.И. Круглик отметил, что во всем мире зима - самый доходный период для предприятий ЖКХ, а в России - это период суровых испытаний. Результаты его прохождения являются характеристикой властей и хозяйствующих структур в каждом регионе или муниципальном образовании. Он отметил, что проблемы прохождения зимнего максимума, безусловно, тесно связаны с вопросами ценообразования, а именно - отсутствие тарифной политики приводит к «крайностям» и социальной напряженности в регионах.

С.И.Круглик, проведя сравнение с зимой 2002 г. (запомнившейся огромным количеством аварий, когда по данным Госстроя только за первые две-три недели января 2003 г было зафиксировано более 1,5 тыс. отказов, а в отдельные периоды замерзало более 300 тыс. чел. - прим. ред.), отметил положительные тенденции. Например, если в Читинской обл. в 2002 г. замерзало 8-12 муниципальных образований, то в этом году «тольколишь в пос. Балей 2-3 дома, хотя погода гораздо жестче». По словам С.И. Круглика, не слышно сегодня о проблемах в Корякии, Ульяновской обл., Кировской обл. и многих других «проблемных» в то время регионах (в 2002 г. их было 19, а сегодня можно по пальцам пересчитать населенные пункты, где есть проблемы с теплоснабжением). По мнению С.И. Круглика, это говорит о том, что в последние годы в ЖКХ устанавливается такая система, которая дает определенные результаты.

На вопрос корреспондента «НТ» о том, какие именно меры и шаги привели к указанным результатам, С.И.Круглик ответил следующее: «Мы создаем условия, а делается все на муниципальном уровне, потому что коммунальный сектор - это сектор муниципальной ответственности, а так же ответственности субъекта РФ.

Выдвигался ряд условий для финансирования со стороны федерального бюджета, когда средства выделялись только при достижении определенных показателей (при чем с учетом развития социальной поддержки населения). Так же, на территории России осуществлялись проекты Мирового банка (в 12 городах по водоснабжению и в 8 - по теплоснабжению) - это достаточно серьезные вливания. Кроме того, после зимы 2002 г. дважды в год на заседании Правительства рассматриваются вопросы подготовки к зиме и ее прохождения. По результатам того отопительного периода, когда было «разморожено» практически 30% страны, были выделены «достаточно серьезные» деньги, которые пошли исключительно на модернизацию объектов инфраструктуры таких регионов как Карелия, Читинская обл., г. Тихвин (Ленинградская обл.) и др. - тех, где они сильно пострадали. Сегодня это все дает результат: целенаправленное вложение с одной стороны, и выработка политики с другой стороны, и, безусловно, ответственность, о которой мы раньше не говорили. Напомню выступление мэра одного небольшого города Владимирской обл., который на фоне «размороженных» домов на вопрос корреспондента о том, как он отвечает перед населением за подготовку к зиме ответил, что он не отвечает, отвечает - его заместитель. Но после того, как действительно начались прокурорские надзоры и судебные разбирательства, когда мэра на Камчатке освободили от занимаемой должности, получилось обратить внимание властей, которые ответственны за прохождение зимы, что безнаказанно ничего не происходит. Поэтому наряду с административным ресурсом, ответственность и экономическое воздействие - все это дало свой результат».

На вопрос о количестве отказов в системах теплоснабжения по стране С.И. Круглик, ответил, что такие данные Рострой не собирает, и предположил, что при таких морозах любой отказ приравнивается к аварии, т.к. устранить его, скорее всего, будет чрезвычайно сложно.

В целом, по ответам на вопросы журналистов С.И. Круглика, позицию федеральной власти можно понять так: передать всю ответственность за теплоснабжение местным властям, которые в свою очередь больше не могут рассчитывать на нецелевое вливание федеральных средств (т.е. только под конкретные проекты и с участием местного бюджета), и которые, в случае недобросовестного исполнения возложенных на них обязанностей, должны нести ответственность, вплоть до уголовной.

В заключение

Редакция связалась по телефону с целым рядом теплоснабжающих предприятий (многие из которых являются членами «Некоммерческого Партнерства «Российское теплоснабжение») с целю выяснить, что являлось причинами отказов и что было основанием для их отсутствия.

Среди причин многие назвали недоремонт (из-за нехватки средств и проблем «неплатежей»), ветхое хозяйство недавно присоединенных сетей и котельных, аварии на электросетях (населенные пункты, оставшись без электроэнергии, неизбежно замерзали) и в водоканалах (промерзали водоводы к котельным, приходилось сливать системы теплоснабжения в целых поселках), коррозионные дефекты.

Резонами для стабильного прохождения пика нагрузок назывались ежегодные гидроиспытания (правда, по отношению к гидроиспытаниям мнения разделились, противоположная точка зрения в том, что они не являются панацеей - прим. ред.), плавное и заблаговременное «нагружение» системы, соблюдение правил технической эксплуатации, опытный персонал, вовремя проведенные ремонты, поддержание гидравлического режима (в т.ч. при помощи ЧРП). Многие признавались, что температура теплоносителя не поднималась выше 120-125 ОС даже в самые морозные дни. Поскольку большое количество предприятий «вошли в зиму» с хроническим недоре- монтом оборудования и сетей, то среди причин безаварийного прохождения зимнего максимума случалось слышать и такую как «Повезло!».

В заключение хотелось бы отметить, что многие аварийные ситуации были оперативно и грамотно устранены, а в целом ряде мест инцидентов вообще не было. Анализируя причины того, почему страна не замерзла, основная, наверное, так и не была названа - это исключительно Ваша заслуга, коллеги, Ваш профессионализм и ответственность.

 

Круглик С.И., Росстрой о ходе прохождения субъектами РФ пика зимних нагрузок 2005/06 г

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №2, 2006 г. , www.ntsn.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Тематические закладки пользователей:

Tеги: аварии, энергодефицит

Похожие статьи:

Программы Auditor

Отраслевая конференция «Теплоснабжение-2019»

Москва, 22-24 октября 2019 г.
Примите участие!

Подробнее