Отраслевая конференция 
«Теплоснабжение-2019»
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

О готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006-2007 гг.

С.И. Круглик, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
(Выступление на заседании Государственной Думы в рамках «правительственного часа» 11 октября 2006 г., материалы предоставлены пресс-службой Росстроя России)

Вопрос готовности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) к работе в осенне-зимний период 2006-2007 гг. мы рассматриваем в то время, когда в ряде субъектов Российской Федерации отопительный период уже начат, и в первую очередь запущены по теплу объекты социально-бытового назначения. Отопление жилищного фонда идет в большинстве регионов Дальнего Востока и Сибири и по имеющейся информации чрезвычайных ситуаций на объектах жизнеобеспечения пока не зарегистрировано. Этому способствовала, в том числе, проведенная работа, в ходе которой был спланирован и реализован комплекс подготовительных мероприятий по оказанию практической помощи регионам в подготовке предприятий и организаций ЖКХ к работе в зимних условиях по целому ряду направлений.

Так, в период с июня по сентябрь 2006 г. состоялись поездки членов оперативного штаба, созданного приказом руководителя Росстроя, в

регионы (Республика Саха (Якутия), Алтайский и Хабаровский края, Камчатскую, Сахалинскую, Амурскую, Читинскую, Магаданскую, Иркутскую и ряд других областей, Агинский Бурятский и Корякский автономные округа) с целью изучения положения дел в наиболее проблемных муниципальных образованиях.

Были спланированы и проведены два Всероссийских селекторных совещания по вопросам подготовки к зиме, с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, в ходе которого выработаны конкретные решения, направленные на обеспечение устойчивой работы систем жизнеобеспечения населения.

Руководитель Росстроя и его заместители спланировали и приняли участие в заседаниях оперативных штабов при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах по итогам подготовки к отопительному периоду.

Проблемным регионам оказывалась методологическая помощь в вопросах построения современных схем тепло-, водоснабжения и модернизации коммунального хозяйства.

При этом магистральным направлением нашей работы стал уход от так называемого «мелкотемья» и банального латания коммунальных дыр, с целью выстраивания работы по внедрению прогрессивных, сберегающих технологий в обеспечении граждан комплексом коммунальных услуг.

В целях оказания содействия субъектам РФ в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ, Росстрой последовательно проводил линию на привлечение частных компаний-инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

На постоянной основе оказывалась поддержка регионам в области проведения сбалансированной тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере и социальной поддержки населения в муниципальных образованиях.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности штабом был разработан и разослан в регионы для использования типовой план действий органов исполнительной власти всех уровней, предприятий и организаций ЖКХ при угрозе и возникновении технологических нарушений и аварийных ситуаций.

Кроме того, при координирующей роли Рос-строя Государственными жилищными инспекциями субъектов РФ за 9 месяцев 2006 г. было проверено 750 млн м2 (25%) жилищного фонда, при этом выявлено свыше 350 тыс. нарушений его эксплуатации. Совместно с органами Рос-технадзора было обследовано 92% котельных. За нарушение Жилищного законодательства наложено штрафных санкций на руководителей и предприятия на сумму свыше 150 млн руб.

Результаты проведенной работы, а также анализ обобщенной информации государственного статистического наблюдения, данных Рос-технадзора и Государственных жилищных инспекций, позволяют сделать вывод, что в целом темпы проведения предзимних работ не ниже, чем в 2005 г., а большинство регионов смогло выйти на показатели готовности, позволяющие прогнозировать устойчивое прохождение отопительного периода (рис. 1).

Предварительные итоги готовности предприятий и организаций ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2006-2007 гг. были рассмотрены на заседании коллегии Минрегиона России 2 октября 2006 г., где было отмечено, что по состоянию на 1 октября т.г. жилищный фонд подготовлен на 96,3%, котельные и теплоэнергетическое оборудование на 96,8%, тепловые сети на 98,8%, водопроводные - 97,8% (рис. 2-5), при этом уже видно, что большинство регионов выходят на запланированные показатели.

Казалось бы, результаты не так плохи, но учитывая, что по состоянию на 1 октября 2006 г. финансирование подготовки ЖКХ к зиме было осуществлено лишь на 76,2% (рис. 6), а создание запасов материально-технических ресурсов (МТР) на 69,9% (рис. 7), - это в совокупности с нарастающим износом основных фондов жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) (котельные 55%, водопроводные сети - 65%, тепловые сети - 63%) не может не вызвать серьезных опасений за безаварийную работу систем жизнеобеспечения населенных пунктов в предстоящий отопительный период.

Анализ хода предзимней подготовки показал, что наиболее активно она проходила в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Вместе с тем, в ряде регионов нарушались сроки выполнения плановых заданий по подготовке жилищного фонда (Эвенкийский АО, Республика Ингушетия, Ульяновская область), котельных и

теплоэнергетического оборудования (Приморский край, Рязанская и Мурманская области).

Не выдерживались графики ремонта тепловых и водопроводных сетей (Республика Калмыкия, Новгородская и Костромская области, Приморский край). Особое внимание хочу обратить на организацию завоза топлива (рис. 8). Этот вопрос в условиях нестабильности цен на нефть становится ключевым и от его решения напрямую зависит своевременное начало и благополучное прохождение отопительного периода. Так, по со-

стоянию на 1 октября 2006 г. заготовлено 86,8% угля, 88% - жидкого топлива (рис. 9, 10).

Вместе с тем в отдельных регионах положение дел с созданием нормативных запасов топлива вызывает определенную тревогу (республики Алтай, Тыва и Калмыкия; Читинская, Астраханская, Вологодская, Томская и ряд других областей).

В муниципалитетах ряда регионов отсутствуют как нормативные запасы топлива, так и средства для его закупки. Рост цен на жидкое

топливо серьезно осложнил подготовку к отопительному сезону 2006-2007 гг. в ряде регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В этих условиях считаю целесообразным инициировать рассмотрение на федеральном уровне вопроса о дополнительной финансовой помощи регионам, что актуально, принимая во внимание задолженность предприятий ЖКХ за ранее потребленные топ-

ливно-энергетические ресурсы (ТЭР), которая составляет на 1 октября 2006 г. около 54 млрд руб. Кроме того, считаю целесообразным обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой рассмотреть вопрос о мерах по стабилизации цен на топочный мазут для обеспечения потребителей внутреннего рынка, имея в виду, прежде всего, объекты энергетики и ЖКХ.

Не могу не остановится на проблемах создания аварийного запаса МТР, которые абсолютно необходимы в условиях запредельного износа основных фондов. В ряде регионов средства на эти цели запланированы не в должных объемах (Курская, Рязанская, Кемеровская, Новгородская области, Хабаровский и Краснодарский края, Карачаево-Черкесская Республика). Росстрой неоднократно указывал на недопустимость подобного подхода и должен сказать, что большинством регионов мы были услышаны.

Хотелось бы акцентировать внимание на том факте, что начавшаяся в половине субъектов РФ реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в соответствии с которым вопросы функционирования ЖКХ и в частности подготовка его к зимнему периоду эксплуатации отнесена к местному уровню управления, не привела во многих регионах к качественному улучшению в деятельности предприятий ЖКХ, в том числе по вопросам подготовки к зиме.

Полномочия региональных и муниципальных властей в этой области до конца не определены, а значит, страдают вопросы жизнеобеспечения граждан.

Органы местного самоуправления оказались не готовы ни в финансовом, ни в организационном плане к управлению ЖКХ, особенно в вопросах проведения сбалансированной тариф-

ной политики. В этих условиях переход на 100% оплату населением потребленных услуг не дал ожидаемого результата для предприятий отрасли, т.к. в бюджетах муниципальных образований не в полном объеме предусмотрены средства на покрытие затрат, связанных с предоставлением субсидий и льгот отдельным категориям граждан.

В результате дебиторская задолженность возросла на 28 млрд руб. и составила порядка 305,4 млрд руб. (при 277 млрд руб. в 2005 г.).

Как положительный результат финансовой деятельности предприятий ЖКХ нужно отметить, что впервые дебиторская задолженность превысила кредиторскую, которая составляет 303,4 млрд руб.

Очевидно, что в ближайшее время в большинстве субъектов РФ ЖКК не сможет развиваться без помощи федерального центра, о чем Росстрой неоднократно ставил вопрос на всех уровнях.

Проанализировав сверхнормативные затраты, связанные с увеличением потребления ТЭР из-за низких температур прошедшей зимы, ростом аварийности на объектах ЖКХ, удорожанием топлива, Росстроем были внесены предложения по подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «О предоставлении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для компенсации затрат, произведенных в связи с удорожанием стоимости топочного мазута, а также подтвержденных сверхнормативных затрат, связанных с увеличением потребления ТЭР из-за низких температур прошедшей зимы». В данных предложениях предусматривалось оказание регионам финансовой поддержки в размере 18,276 млрд руб., в том числе на компенсацию средств, связанных с:

■ ликвидацией аварийных ситуаций на объектах ЖКХ- 1,149 млрд руб.;

■ удорожанием топлива - 10,407 млрд руб.;

■ затратами, вызванными перерасходом топлива - 6,721 млрд руб.

К сожалению, решение по данному вопросу пока не принято.

Но, говоря о помощи из федерального бюджета, мы постоянно акцентировали внимание руководителей регионов на необходимости проведения сбалансированной тарифной и бюджетной политики.

Анализ соблюдения региональных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) показывает, что во многих регионах (Корякский АО, Республики Марий-Эл, Сахалинская и Новгородская области) продолжает иметь место существенное превышение федеральных стандартов.

При этом, все-таки, можно констатировать, что в большинстве муниципальных образований стандарт уровня оплаты гражданами услуг от экономически обоснованных тарифов приближается к региональному (95,5%) и на текущий момент оставляет 89,3%, что указывает на тенденцию к сближению подходов в области тарифной политики, проводимой на уровне региона и на местах.

В то же время продолжает оставаться актуальной проблема выпадающих доходов. Во многом это объясняется ростом тарифов на ЖКУ за период с начала года. Платежи граждан в настоящее время увеличились на 16,2% по коммунальным услугам и 20,1% по жилищным и составляют порядка 752,2 руб. на 1 чел. в месяц. Соответствующий рост тарифов не нашел во многих регионах адекватного бюджетного финансирования. Таким образом, в среднем за месяц по России объем недофинансирования предприятий и организаций отрасли составил около 2,1 млрд руб.

Я совместно со специалистами Росстроя лично объехал ряд регионов Сибири и Дальнего Востока (Амурская, Читинская, Иркутская области; Агинский Бурятский АО) и хочу доложить свои впечатления. В целом в большинстве муниципалитетов данных регионов, которые вступили в отопительный период, проделана большая работа, которая позволяет надеяться на нормальное прохождение зимы. Даже в проблемных городах (Борзя, Балей, Петровск-Забайкальский, Усть-Кут и др.) видны серьезные сдвиги.

Что бросается в глаза - так это неготовность руководителей, в первую очередь, поселений к работе в условиях вступления в действие 131 -ФЗ: не разработана нормативная документация на уровне поселений, остро не хватает управленческих кадров.

Вместе с тем считаю, что подготовка к зиме в подавляющем большинстве регионов проведена на должном уровне, который позволяет рассчитывать на устойчивую работу систем жизнеобеспечения в зимнем периоде.

Предлагаю по итогам нашего заседания внести в проект решения следующие положения.

1. Поддержать:

- подготовленный Росстроем проект распоряжения Правительства РФ «О предоставлении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для компенсации затрат, произведенных в связи с удорожанием стоимости топочного мазута, а также подтвержденных сверхнормативных затрат, связанных с увеличением потребления ТЭР из-за низких температур прошедшей зимы»;

- предложения Минрегиона России о создании федерального органа по надзору в сфере жилищного хозяйства;

- принятие в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. новой подпрограммы «Модернизация жилищного фонда».

2. Обратиться в Правительство РФ с просьбой ускорить внесение для рассмотрения в Государственной Думе РФ закона «О финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального хозяйства».

Круглик С.И., О готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006-2007 гг.

Источник: Журнал "Новости Теплоснабжения" № 11 (75), 2006 г., www.ntsn.ru

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи:

Программы Auditor

Отраслевая конференция «Теплоснабжение-2019»

Москва, 22-24 октября 2019 г.
Примите участие!

Подробнее