Отраслевая конференция 
«Теплоснабжение-2019»
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Реализация мероприятий по замене и реконструкции неэффективных котельных в муниципальных образованиях Челябинской области

С.В. Шаль, заместитель председателя правительства Челябинской области, г. Челябинск

Введение

В целях повышения качества предоставления услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населению и объектам бюджетной сферы в Челябинской области реализуется комплекс мер по привлечению инвесторов для реализации мероприятий по замене и реконструкции неэффективных котельных, в том числе:

■ заключение долгосрочных тарифных соглашений;

■ финансирование из областного бюджета строительства подводящих сетей к строящимся инвесторами новым котельным и модернизации существующих сетей для дальнейшей безубыточной работы новых котельных;

■ информационная поддержка и координация совместных действий администраций муниципальных образований и инвесторов со стороны Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.

За 2011-2013 гг. в Челябинской области проведена работа с более, чем 100 потенциальными инвесторами, реконструировано и заменено 116 неэффективных котельных, сокращены ежегодные убытки на сумму более 210 млн руб. Привлечено средств инвесторов на сумму более 1,3 млрд руб. Из областного бюджета выделено более 900 млн руб. на строительство подводящих и модернизацию существующих инженерных сетей для обеспечения безубыточной работы новых котельных.

В ближайшие годы планируется завершить мероприятия по замене и реконструкции оставшихся убыточных котельных. На начало 2014 г насчитывалось 72 таких котельных из 823 (убытки - более 220 млн руб. ежегодно). Для замены этих котельных необходимо привлечение средств инвесторов в размере более 1,5 млрд руб.

При этом планируемый объем инвестиций в 2014 г составит около 300 млн руб.

В связи с этим перечень реализуемых в 2014 г объектов увеличен до 15 неэффективных котельных в 11 муниципальных образованиях.

Потребность в софинансировании работ в части строительства подводящих и замены существующих инженерных сетей для новых объектов составляет около 87 млн руб.

На перспективу планируется работа по ежегодной замене и реконструкции 10-12 котельных в год с завершением работ по уходу от неэффективных котельных к 2020 г (см. таблицу).

Таблица. Реконструкция и замена неэффективных котельных Челябинской области.

Всего котельных, отапливающих население и объекты бюджетной сферы: 823 шт.
Год Заменено и реконструировано неэффективных котельных, шт. Построено

новых

котельных,

шт.

Мощность

старых

котельных,

МВт

Мощность

новых

котельных,

МВт

Привлечено инвестиций, млн руб. Затраты областного бкаджета, млн руб. Сокращение убытков, млн руб./год
2012 48 27 326 25 500 183,4 50
2012 39 42 660 162 500 500,0 117
2013 29 20 292 115 350 233,0 44
Итого 116 89 1278 302 1350 916,4 211
2014

2016

(план)

Требуется замена 72 котельных Требуется привлечение инвестиций более 1,5 млрд руб. Требуется привлечение бюджетных средств около 1,0 млрд руб. Планируемое сокращение убытков более 200 млн руб.

Основные проблемы привлечения инвестиций для реализации мероприятий по замене и реконструкции неэффективных котельных в муниципальных образованиях Челябинской области и предложения по их решению

В 2014 г, несмотря на усиление действий со стороны Минстроя (рассмотрение проблемных вопросов с главами, постоянные совещания с потенциальными инвесторами, оказание информационной поддержки (по телефону, по электронной почте, оперативное уточнение запрашиваемых инвесторами данных у муниципальных образований и направление их инвесторам и т.д.)), отмечается снижение количества объектов, принятых инвесторами к реализации.

Причины снижения инвестирования:

■ инвесторы за 3 года уже «разобрали» объекты, имеющие наименьший период окупаемости вложений, напрямую связанный с существующим тарифом (инвесторов отталкивают заниженные в прошлые годы тарифы на тепловую энергию, где зачастую учтена численность персонала и ИТР ниже нормативной, средняя заработная плата заложена ниже определенной отраслевым тарифным соглашением, полезный отпуск завышен и т.д.), а также такие, которые имеют максимально гарантированную, своевременную и в полном объеме оплату потребленной тепловой энергии, т.е. объекты с потребителями - бюджетными организациями, а не населением;

■ большинство оставшихся объектов имеют небольшой годовой отпуск тепловой энергии и высокие удельные затраты (на 1 МВт) на строительство новых котельных, что также не привлекает отдельных инвесторов, которые не хотят вкладывать средства в десяток мелких объектов;

■ изменения законодательства в сфере тарифообразования: утратили силу понятные всем потенциальным инвесторам нормы постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г № 109 о сохранении тарифов на период окупаемости плюс 2 года. Со стороны инвесторов имеются опасения дальнейших изменений «правил игры» в случае новых изменений тарифного законодательства на федеральном уровне (из-за ограничений роста тарифов на тепловую энергию для населения введены субсидии теплоснабжающим организациям, вдруг отменят субсидии и т.д.);

■ неуверенность потенциальных инвесторов (и отсутствие соответствующих письменных гарантий) в софинансировании работ в части строительства подводящих и модернизации существующих инженерных сетей за счет бюджетных средств в связи с дефицитом областного и местных бюджетов, информация о котором размещается в СМИ;

■ основные инвесторы, которые работают уже 4-й год, что называется «набили шишки», т.е. получили негативный опыт реализации отдельных проектов и к новым объектам подходят с особой осторожностью, просчитывая по нескольку раз все возможные риски.

Основные вопросы и замечания, отмеченные Минстроем и инвесторами при реализации проектов:

■ отсутствие правоустанавливающих документов, технической документации, схем и технических паспортов на объекты инженерной инфраструктуры (сети газо-, тепло-, водо, электроснабжения, здания котельных);

■ отсутствие дефектных ведомостей сетей и правдивых данных об их фактическом состоянии, что не дает инвестору возможности правильно оценить объемы возможных повреждений сетей и утечек в отопительный сезон;

■ отсутствие документов и некорректные исходные данные, предоставленные муниципальным образованием и предприятиями ЖКХ (нагрузки, полезный отпуск и т.д.), что в некоторых случаях привело к установке котельного оборудования завышенной мощности и увеличению фактического периода окупаемости;

■ высокий уровень износа тепловых сетей (около 21% муниципальных тепловых сетей - ветхие (около 900 км из 4,3 тыс. км);

■ наличие потребителей, дополнительно подключенных к существующим сетям, построенным ранее без учета увеличения нагрузки;

■ недостаток финансовых средств для капремонта муниципальных тепловых сетей (средства в тарифе в нужном объеме не заложены, дотационность территорий, низкая привлекательность тепловых сетей для инвесторов);

■ недостаток квалифицированного эксплуатационного персонала у теплосетевых организаций и у организаций, обслуживающих жилфонд;

■ недостаточная оснащенность либо полное отсутствие у потребителей систем регулирования потребления тепловой энергии;

■ низкая платежная дисциплина потребителей, несвоевременная оплата услуг теплоснабжения и ГВС, рост задолженности;

■ снижение полезного отпуска (отключение потребителей), в т.ч. в связи с газификацией потребителей, после ввода в эксплуатацию новой котельной (без заблаговременного уведомления инвестора о таких планах, например, п. Трубный Сосновского района, инвестор ООО «Эффективная теплоэнергетика»), что приводит к убыткам инвестора;

■ длительность процедуры присоединения к электрическим сетям, которая регулируется федеральным законодательством. Безусловно, в дальнейшем сроки должны быть сокращены в связи с реализацией разработанной на федеральном уровне соответствующей «дорожной карты»;

■ в отдельных случаях оснащение потребителей приборами учета расхода тепловой энергии приводит к увеличению расходов теплоснабжающих организаций на компенсацию существующих потерь теплоносителя в сетях.

Учитывая опыт работы с муниципалитетами, вынужден констатировать, что эти недостатки присутствуют в большинстве территорий.

Особую опасность представляет угроза слабоконтролируемого муниципалитетами роста уровня проблем («снежный ком») в цепочке: износ, аварии, утечки, ограничения поставок ТЭР для котельных - снижение качества услуг теплоснабжения и ГВС - недовольство населения - снижение уровня оплаты услуг - дефицит финансовых средств - снижение объемов ремонтных работ и рост долгов за ТЭР - и далее по кругу: аварии, утечки, ограничения поставок ТЭР

Предложения по решению проблемных вопросов

■ Передача тепловых сетей в зоне работы нового теплоисточника инвестору в аренду (концессию) для организации работы по теплоснабжению в едином комплексе.

■ Реализация мероприятий по замене ветхих тепловых сетей, в т.ч. в приоритетном порядке по незавершенным мероприятиям по модернизации сетей для котельных, построенных инвесторами в прошлые годы (например, для безубыточной работы котельных, построенных в 2013 г. инвестором ООО «Уральская энергия» в п. Первомайский, п. Светлогорский, п. Магнитный Агаповского района, необходимо проведение работ на общую сумму около 22 млн руб. (замена аварийных участков тепловых сетей и заглубление водопроводных сетей (16 млн руб.), газификация тупиковых улиц в п. Первомайский с выводом из работы аварийных участков тепловых сетей (6 млн руб.)).

■ Проведение комплекса работ по гидравлической балансировке (например, г. Бакал).

■ Проведение работ по реконструкции внутридомовых инженерных сетей с установкой тепловых узлов с приборами учета.

■ Ужесточение контроля за содержанием внутридомовых инженерных сетей.

■ Максимально четкое соблюдение планов развития территорий, что обеспечит для инвестора гарантии сохранения нагрузки потребителей.

■ Перевод потребителей, в т.ч. населения, на прямые расчеты за тепловую энергию и ГВС с теплоснабжающей организацией-инвестором либо через РКЦ.

■ Повышение платежной дисциплины потребителей тепловой энергии, в т.ч. применение к неплательщикам всех мер, предусмотренных действующим законодательством (в т.ч. ограничения и отключения), усиление работы для сокращения сроков претензионно-исковой работы с судами и судебными приставами по взысканию долгов потребителей.

■ Активизация работы органов местного самоуправления по регистрации и постановке на кадастровый учет объектов коммунальной инфраструктуры с обязательным включением соответствующих средств в расходную часть местных бюджетов.

■ Активизация работы по привлечению инвесторов со стороны органов местного самоуправления, в т.ч. в части заблаговременной подготовки проектно-сметной документации по модернизации тепловых сетей.

■ Продолжение финансирования из областного бюджета мероприятий по строительству подводящих и модернизации существующих инженерных сетей (около 87 млн руб. требуется на сетевое хозяйство для 6 новых объектов, предложенных инвесторами к реализации (инвестор «ТЭСиС» - 4 котельные: г. Кыштым - 1 шт., Ага- повский район - в п. Приморский - 2 шт. и Субутак - 1 шт.; инвестор Научно-производственное предприятие «РНТ» - 2 котельные в с. Миасское (уход от 3 убыточных котельных, инвестиции около 40 млн руб.)).

■ Выход с законодательной инициативой о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» в части увеличения нормы прибыли по инвестпроектам с 7 до 20% от затрат на производство и реализацию продукции, что позволит снизить срок окупаемости новых проектов.

Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области работа с потенциальными инвесторами и администрациями муниципальных образований продолжается в постоянном режиме.

С.В. Шаль, Реализация мероприятий по замене и реконструкции неэффективных котельных в муниципальных образованиях Челябинской области

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №03 (174), 2015 г. , www.rosteplo.ru/nt/175

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи:

Программы Auditor

Отраслевая конференция «Теплоснабжение-2019»

Москва, 22-24 октября 2019 г.
Примите участие!

Подробнее